Ислам и мусульмане в беларуси история и современность кратко

Обновлено: 05.07.2024

Многие называют Ислам нетрадиционной религией для Беларуси. Я же утверждаю, что подобные заявления свидетельствуют либо о незнании истории нашей страны, либо о намеренном желании эту историю исказить на своё усмотрение. Потому что Ислам для беларусов не только традиционен, но и даже в чем-то близок. Хотите, докажу?

Признаюсь, историю Ислама в Беларуси я начала изучать не по своей воле. Причиной послужили многочисленные обвинения в адрес беларуских мусульман в том, что мы, дескать, изменили своей религии, своему народу и культуре, и что нас всенепременно нужно лишить гражданства и выслать в Саудовскую Аравию. После более детального и глубокого знакомства с историей появления и развития Ислама в Беларуси, хочется просто сказать, дорогие, учите матчасть.

Татарский след в беларуской истории

Началось всё с того, что уже в начале XIV столетия Великий князь литовский Гедымин начал приглашать татар из Крыма и Золотой Орды присоединиться к литовской армии. Уже в 1319 году в битве против тевтонов участвовала целая татарская хоругвь. Впоследствии такие хоругви стали неотъемлемой частью войска Великого Княжества Литовского. Татары были выносливыми и отважными воинами, которые, в силу специфики религиозных убеждений, умереть не боялись, а, скорее, почитали это за честь. Кроме того, татары были весьма неприхотливыми в быту, потому как кочевая жизнь давала о себе знать.

В Грюнвальдской битве 1410 года именно татарские хоругви сыграли существенную роль. За это Великий князь литовский Витовт щедро наделил их землями, согласно дворянскому званию или положению в обществе, да и сам князь литовский на дворянские звания не скупился.

Собственно, с этого времени татары стали образовывать новую группу – беларуские (литовские или липки) татары. Хотя название это сами представители татарского меньшинства употребляли неохотно, называя себя, скорее, беларускими мусульманами. Они мало ассоциировали себя с кочующими сородичами, считая себя гораздо более образованными и религиозными.

Наверное, именно поэтому ни один из тюркских языков, используемых в то время татарами, так и не прижился среди первых беларуских мусульман. А сами они стали говорить на используемом в тогдашнем обиходе старобеларуском языке. Но чтобы подчеркнуть свое отличие не только по религии, но и культуре, писать беларуские мусульмане стали арабскими буквами. Отсюда и берет свое начало многими уже давно забытый арабский скрипт беларуского языка.

Собственно, именно арабицей писались книги, коих было огромное множество в обиходе у беларуских мусульман. Китабы – так называли рукописные произведения религиозного, научного и развлекательного содержания.

Собственно, именно арабицей писались книги, коих было огромное множество в обиходе у беларуских мусульман. Китабы – так называли рукописные произведения религиозного, научного и развлекательного содержания.


В основном, это были пояснения к Корану, описания мусульманских ритуалов и основных обязанностей мусульман, цитаты из Корана и хадисы пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), традиционные сказки, приключенческие повести. Часто встречаются религиозные легенды и рассказы, например, о смерти Марьям — матери Исы, Мирадж — рассказ про ночное путешествие Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в Иерусалим, а позже к Божьему трону, морально-этические поучения для молодёжи (о почитании родителей, гостей, бедных, сирот, соседей) и прочее. Кроме китабов выделяют написанные арабицей тафсиры, таджвиды, хамаилы.

На сегодняшний день в библиотеках Вильнюса, Гродно, Новогрудка и Минска хранятся китабы объёмом от 70 до 1000 страниц. Строка в таких рукописях цельная, нет раздела на слова, знаков препинания и больших букв.

К сожалению, с религией у беларуских мусульман дела не всегда обстояли хорошо, сначала по причине ассимиляции и браков преимущественно со шляхтой, вследствие чего происходило изменение конфессиональной принадлежности на христианскую (частично - естественным образом, позже - по требованию ограничительных законов принятых в Речи Посполитой с подачи поляков). Кроме того, из-за своей излишней отчаянности, татарские хоругви иной раз гибли полным составом, а потому новое, уже весьма ассимилированное поколение, очень быстро сменяло старое, и традиции понемногу стирались.

Тем не менее, часть беларуских мусульман, во многом под влиянием приезжих татар из Крыма, сохраняли свою религиозную принадлежность, а потому понятие беларуские мусульмане окончательно не стерлось из обихода моих соотечественников, а спустя пару столетий, скорее, наоборот. Но об этом позже.

Проще говоря, последователи арианства отрицали божественное происхождение Иисуса (мир ему), отрицали Троицу, институт святых и посредничество между Богом и человеком. Одним словом, чем не мусульмане? Весьма интересно отметить, что арианство было распространено в западной части Беларуси, где во второй половине XVI — начале XVII века существовали соответствующие школы в Ивье, Клецке, Любче, Лоске, Несвиже, Новогрудке и других городах, где были наиболее значительные арианские общины. Именно там располагались и все более или менее влиятельные татарские общины. Осмелюсь предположить, и только предположить, что на популяризацию и развитие арианства среди беларусов во многом могли повлиять именно мусульмане. Приняв некоторые догматы Ислама, но не осмелившись принять религию мусульман, беларусы очень удачно вложили свои появившиеся ценности в арианство. Повторю, это всего лишь смелое предположение.

Близость к исламу, по моему твердому убеждению, во многом научила беларусов веротерпимости и толерантному отношению к последователям иных религий. Возможно, это еще одно мое очень смелое утверждение, но из собственных наблюдений могу отметить, что вплоть до повального распространения российской антиисламской пропаганды, беларусы относились ко всем вероисповеданиям спокойно и уважительно. А пропаганда – она на то и пропаганда, чтобы вызывать необоснованную агрессию и сеять смуту между людьми.

Ислам в современной Беларуси

По данным переписи населения 2009 года, ислам в стране исповедуют около 30 000 человек. Сегодня я могу с уверенностью утверждать, что цифра эта изрядно возросла. Во-первых, за счет обращённых в Ислам беларусов, число которых растет из года в год. Во-вторых, за счет приезжих из стран Ближнего Востока, Турции, Египта и стран Средней Азии студентов, рабочих, бизнесменов.

К моему превеликому сожалению, с ростом числа мусульман в Беларуси, растет и недовольство самих беларусов таким быстрым распространением Ислама в нашей стране. Причиной тому, как и было сказано выше, антиисламская пропаганда, коей пестрят особенно российские СМИ, и, как следствие, страх за себя и свою жизнь. И это даже несмотря на то, что в Беларуси никогда не было ни радикальных течений, ни какой бы то ни было угрозы с их стороны.

Безусловно, проблема во многом касается и самих беларуских мусульман, которые не так активно сотрудничают с организациями и гражданскими инициативами в стране. Но и пассивность эта тоже объяснима, ведь кому хочется биться головой в закрытые двери, которые почему-то не хотят открываться. Как показывает практика, чаще всего немусульмане слабо верят в то, что Ислам – это религия добра и созидания, а не идеология насилия и повсеместной агрессии, как это принято изображать в СМИ. А потому, круг замыкается, и Ислам в беларуси так и остается религией андерграунда.

Хотя, Медина тоже не сразу строилась. А потому надежда у нас есть всегда.


Белорусы – восточнославянский народ, тесно связанный историей и сходством языка с русскими и украинцами.

Первые мечети появились на территории Белоруссии в течение 14-го–15-го столетий. В 1994 году была открыта мечеть в Слониме, а в 1996 – в Смиловичах. В июле 1997 года в память о 600-й годовщине появления татар в Белоруссии состоялась церемония открытия мечети в Новогрудке. В 19-м столетии была построена в городе Ивье мечеть, которая считается памятником белорусской деревянной архитектуры. Сегодня в Белоруссии имеется 4 действующие мечети, а 5-я строится. В 1997 году был заложен фундамент для будущей мечети в Минске. К середине 2002 года в Белоруссии было 27 мусульманских сообществ.

Татары Белоруссии исповедуют Ислам суннитского толка. Межэтнические браки с белорусами, поляками, литовцами и русскими обычны, но не привели к полной ассимиляции. Происходя из различных этнических групп, татары утратили свой родной язык и перешли, главным образом, на белорусский, польский и русский. Однако в религиозной практике применяется арабский язык.

В 1994 году состоялся первый всебелорусский конгресс мусульман. В результате было основано мусульманское религиозное сообщество Республики Беларусь, которое до 2005 года возглавлял доктор Исмаил Александрович (род. в 1929 г.), а с 2005 года – Абу-Бекир Шабанович (род. в 1939 г.).

В 1997 году было 23 исламские общины, включая 19 в западных областях Белоруссии.

В Беларуси носителями Ислама считаются белорусские татары, проживающие на этой земле более 600 лет, а также азербайджанцы, узбеки, дагестанцы, арабы, чеченцы, которые приехали в Беларусь, чтобы получить образование или работу. Согласно переписи населения 1999 г., в Беларуси проживает более 10 тыс. татар. Интересно, что одни из них считают основой своего бытия Священный Коран - Священное Писание, не искажённое человеческими вымыслом и фантазией, другие же по образу жизни и менталитету близки к христианам или же вообще неотличимы от них.

Каждую пятницу мусульмане Беларуси собираются в мечетях для совершения коллективного джума-намаза. Сегодня построены и действуют мечети во многих регионах, где компактно проживают белорусские татары: в городах Ивье, Видзах, Новогрудке, Слониме, Молодечно, Клецке и в городском посёлке Смиловичи.

11 ноября 2016 года в Минске состоялось торжественное открытие соборной мечети.


Белоруссия проводит миролюбивую политику и высоко ценит сложившиеся в стране толерантные межконфессиональные отношения. Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко на совместной с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом церемонии открытия в Минске соборной мечети.




Власти Минска выделили землю под строительство соборной мечети еще в 1992 году. Строительство началось только в 2004 году, но из-за отсутствия финансирования в 2010 году было остановлено. Работы по возведению мечети были возобновлены и завершены в нынешнем году при финансовой поддержке управления по делам религии Турции. Соборная мечеть в Минске одновременно может принять 1,5 тысяч верующих.

Мусульмане Беларуси ежегодно соблюдают обязательный пост в священный месяц Рамадан и выплачивают раз в год обязательный налог в пользу бедных.

Общество

В отличие от многих других республик бывшего Советского Союза, в Белоруссии не было межэтнических конфликтов. В 1991 году всем жителям Белоруссии было предоставлено гражданство независимо от их национальности и знания государственного языка. Более того, обширная программа обучения в школах на языках этнических меньшинств – русском, польском, украинском, идиш, татарском, литовском и др. – обеспечивает права разных этнических групп.

Мусульманки в Белоруссии

Если говорить о жизни мусульманок в Белоруссии, то искусственно созданный её образ порождает множество мифов. Например, миф о том, что жёны мусульман не учатся и не работают. Белорусские мусульманки хорошо знают, что учиться мусульманке не просто разрешено. Стремление к получению знаний и обучение им других является важнейшим требованием Шариата (религиозным и этическим нормам Ислама).

Мусульманки в Беларуси не только получают высшее образование, но и продолжают учиться в магистратуре, аспирантуре, получают президентские премии, участвуют в различных международных семинарах. Среди них можно встретить высококлассного юриста, медика, дизайнера, преподавателя и предпринимателя.

Исламофобия = 0

Да снизойдёт милость и благодать Всевышнего Аллаха на всех мусульман Беларуси и всю нашу умму и да укрепит Аллах нашу веру! Амин.

Хадиджа Лахно


Мусульмане появились в Беларуси довольно давно – в XIV веке. В это время на территории современной Беларуси, Литвы, Восточной Польши, нынешних Смоленской и Брянской области России и северных областей Украины существовало мощное средневековое государство Великое Княжество Литовское. В то же время на огромных территориях Евразии раскинулось государство Золотая Орда. В Орде в это время уже начались механизмы распада, обострилась внутренняя борьба за власть, что в результате привело к распаду этого государства. Именно в этот переломный период на территории ВКЛ появились поселения татар, которые принесли вместе с собой Ислам.

Существует много легенд и небылиц об этом появлении. Существует легенда, что это были военнопленные, однако это выдуманная история и ей нет никакого подтверждения.

Существует легенда, что пришли только мужчины-войны, и они брали в жены славянок. Этой легендой пытаются объяснить то, что татары вскоре забыли свой язык и в обиходе стали пользоваться славянскими языками. Но это тоже легенда. Сейчас Институт генетики АН Республики Беларусь проводит исследование генофонда белорусских татар. И первые результаты показали, что по женской X-хромосоме белорусские татары, также как и по мужской Y-хромосоме, тюркского происхождения.

Наиболее исторически подтверждается объяснение, что поселение татар в ВКЛ связано именно с распадом государственности Золотой Орды. Часть военной элиты теряла места на службе и устремилась в поисках занятости в ближайшие государства.

Наиболее массовое переселение связывают с именем хана Тахтамыша, который после поражения в дворцовых переворотах нашел убежище в ВКЛ и поселился в городе Лиде. В 1397 году князь Витовт вместе с ханом Тахтамышем совершили поход на Дон и Приазовье и привели с собой большое количество татар.

Для украинской аудитории будет интересно, что в часть этих татар переселилась на Волынь и ревизия 1631 года свидетельствует о том, что в Лабуни, Старом Константинове, Розважи, Хараве, Подлужжи, Луцке и в других волынских городах жили татары. Количество татар на территории Речи Посполитой к этому моменту достигало 14-16 тысяч человек.

С тех пор прошло много времени. Татары жили на этой территории, служили в военных формированиях, участвовали в воинах, которые прокатывались по этой земле.

Советское время очень сильно ударило по этой национальной группе. Следует сказать, что у белорусско-литовских татар не было многих признаков формирования нации. Не было объединяющего языка. Татары перешли на славянский старобелорусско-польский язык. На этом языке, используя буквы арабского алфавита, они писали свои книги: Китабы (большие книги, включающие описание религиозных обрядов, религиозные рассказы, а также сказки и народную мудрость), хамаилы (небольшие по объему молитвенники), тафсиры (перевод и толкование Корана). Татары не имели общности территории, их поселения были разбросаны по многим уголкам страны. Татары не имели общности экономики, так как в экономических вопросах каждый индивидуально сталкивался с местным населением. Единственным объединяющим фактором была религия. Ислам эти татары пронесли через столетия и сохранили. Более того, в сознании старшего поколения до сих пор сохранилось тождественное равенство между понятиями татарин и мусульманин. Любой мусульманин, который сейчас приедет в место компактного проживания татар будет воспринят как татарин.

Сейчас происходит процесс изменения национального состава мусульман Беларуси. Если до 80-х годов это были в основном татары, то сейчас национальный состав становится всё более многонациональным. Появляется всё больше афганцев, арабов, узбеков и других национальностей. Некоторые белорусы принимают Ислам. И в то же время количество татар резко сокращается. Наш народ плохо перенёс лихолетье советского периода, и сейчас подвержен сильной ассимиляции. По переписи 1989 года в Беларуси проживало 12,5 тысяч татар, по переписи 1999 года 10 тысяч, по последней переписи 2009 года их уже осталось 7,3 тысячи человек. А всего в Беларуси по приблизительным подсчётам проживает 30 тысяч мусульман.

Так что перед мусульманами Беларуси стоит множество проблем, и мы надеемся на их решение с помощью Аллаhа.


Ислам в Белоруссии был изначально привнесён татарами-липками в XIV—XVI веках, в настоящее время мусульманская община страны также включает мусульманских иммигрантов.

Содержание

История

Татары исповедуют ислам суннитского толка. Межэтнические браки с белорусами, поляками, литовцами, и русскими обычны, но не привели к полной ассимиляции.

Происходя из различных этнических групп, татары утратили свой родной язык и перешли, главным образом, на белорусский, польский и русский. Однако, в религиозной практике применяется арабский язык.

Современная ситуация

В 1994 году состоялся первый всебелорусский конгресс мусульман. В результате было основано мусульманское религиозное сообщество Республики Беларусь, которое до 2005 года возглавлял доктор Исмаил Александрович (род. в 1929 г.), а с 2005 года — Абу-Бекир Шабанович (род. в 1939 г.).

В 1997 было 23 исламские общины, включая 19 в западных областях Белоруссии.

Мечети

Первые мечети появились на территории Белоруссии в течение 14-го-15-го столетий. В 1994 была открыта мечеть в Слониме, а в 1996 — в Смиловичах. В июле 1997 в память о 600-й годовщине появления татар в Белоруссии, состоялась церемония открытия мечети в Новогрудке. В 19-м столетии была построена мечеть в городе Ивье, которая считается памятником белорусской деревянной архитектуры. Сегодня в Белоруссии имеется 4 действующих мечети, а 5-я строится. В 1997 был заложен фундамент для будущей мечети в Минске. К середине 2002 года в Белоруссии было 27 мусульманских сообществ.

Согласно данным Канапацкого, Исламская Ассоциация сконцентрирует свои усилия на построении мечети в Минске, а также на ремонте мечети в Смиловичах и мусульманских кладбищах по всей стране. Кроме Смиловичей, также есть мечети в городах Ивье, Слониме, и Новогрудке в Гродненской области; в Клецке в Минской области; и в Видзах в Витебской области.

Примечания

Ссылки

См. также

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Ислам в Белоруссии" в других словарях:

Русификация Белоруссии — У этого термина существуют и другие значения, см. Русификация. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Население Белоруссии — Население Белоруссии совокупность людей, проживающих на территории Республики Беларусь. По оценочным данным на 1 октября 2012 года, население республики составляет 9 миллионов 459 тысяч человек[1]. Начиная с 1994 года, в стране наблюдается… … Википедия

Русский язык в Белоруссии — является одним из двух государственных языков. Данный статус русский язык получил согласно результатам республиканского референдума 1995 года, когда за придание русскому языку статуса государственного проголосовало 83,3 % населения,… … Википедия

История Белоруссии — История Белоруссии … Википедия

Внешняя политика Белоруссии — Внешняя политика Республики Беларусь совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Содержание 1 Основные принципы, цели и задачи 2 Член … Википедия

Экономика Белоруссии — Экономика Республики Беларусь Экономические показатели Валюта Белорусский рубль (BYR) Фискальный год календарный Международные организации СНГ, ЕврАзЭС Статистика ВВП (номинальный) $54,7 млрд. (2010, оценка … Википедия

География Белоруссии — Часть света Европа Регион Восточн … Википедия

Боевые искусства в Белоруссии — В Белоруссии занимаются следующими видами боевых искусств и единоборств. Содержание 1 Бокс 2 Греко римская борьба 3 Вольная борьба … Википедия

Футбол в Белоруссии — Футбол один из популярных видов спорта в Беларуси. В стране существует 3 дивизиона. Ежегодно проводится кубок страны по футболу. Содержание 1 История 1.1 Первые матчи 1.2 Возрождение футбола … Википедия


Истоки истории ислама на территории современной Белоруссии связаны с именем великого князя Витовта[2], пригласившего мусульманские народы для защиты рубежей своего государства. Приход мусульман в Белоруссию, в европейском контексте сопоставимый по своему размаху лишь с Боснией, уникален тем, что появление достаточно многочисленного иноязычного, инокультурного и иноконфессионального населения не вызвало здесь практически никакой враждебности со стороны немусульман. Новая крупная религиозная группа органично влилась как в политическую структуру великого княжества Литовского (ВКЛ), полиэтнического государства, где доминировал белорусский элемент, так и в белорусскую культуру.

С течением времени лингвоэтнический барьер исчез в связи с тем, что мусульмане утратили свой язык и перешли главным образом на русский, белорусский и польский. Основным отличием была и остается вера, сохраняющаяся на протяжении вот уже семи веков. Характерной чертой исламского населения Белоруссии являлась также их профессиональная принадлежность.

Вместе с тем в государстве упрочились позиции католической церкви, и мусульмане, как и все некатолики, столкнулись с растущей дискриминацией, а к потерям, вызванным войнами, добавилась еще и эмиграция. Историческая ситуация, в которой пребывала страна, не позволила исламской традиции наращивать темпы своего развития.

И тем не менее мусульмане, безусловно, внесли фундаментальный вклад в развитие национальной культуры Белоруссии, значение которого сложно переоценить. Они первыми из других конфессиональных групп создали на основе арабской графики оригинальный алфавит, приспособленный для записи белорусского языка, который в определенных моментах по точности передачи звуков превосходит два других белорусских алфавита – кириллицу и латиницу даже в их современной форме. Используя мусульманские тексты, ученые могут воссоздать белорусскую речь прошлых столетий несколько точнее, чем с помощью каких-либо других источников. Белорусскими татарами написаны тысячи книг, прежде всего религиозного содержания – так называемых китабов[7]. Последние явились едва ли не уникальным в своем роде примером белорусскоязычного книгопечатания вплоть до начала XX века. Как это ни парадоксально звучит, мусульмане выступали единственными хранителями языковых традиций даже в самые темные для белорусской культуры века.

Белорусские татары в период до ХХ столетия демонстрируют наибольшую (и не прерывавшуюся на протяжении веков) традицию религиозной литературы на белорусском языке по сравнению со всеми иными конфессиями. Лишь в последние десятилетия католическая и протестантская литература превысила по своему объему то, что веками создавалось мусульманами.

Кроме того, сейчас наблюдается тенденция увеличения количества мусульман в Белоруссии за счет представителей других народов, исповедующих ислам, которые приезжают сюда из Африки, Ирака, Афганистана, Чечни и других регионов планеты.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что в действительности не существует никаких антагонистических противоречий между христианской и исламской религиями, которые могли бы затруднить конструктивный диалог представителей двух крупнейших культурно-ценностных мировых традиций. Приведенный пример сосуществования, взаимовлияния и взаимопроникновения христианства и мусульманства на территории Белоруссии убеждает в возможности гармоничного развития обеих религий в рамках одного государства, одной исторической общности. Терпимость белорусов к последователям других учений, позволившая без конфликтов и конфронтаций создать общество, впитавшее в себя черты обеих традиций, свидетельствует в пользу необходимости культивирования этого качества и у других народов, соприкоснувшихся с проблемой отсутствия взаимопонимания на почве иных религиозно-цивилизационных представлений об окружающей действительности. Кроме того, для достижения этой цели необходима государственная политика, исключающая какую-либо дискриминацию в отношении иноязычного, инокультурного или же иноконфессионального населения. На межгосударственном уровне исламско-христианский диалог должен строиться исключительно на началах равноправия, толерантности и взаимоуважения, без чего невозможно решение тех насущных проблем религиозно-идеологического характера, которые стоят сегодня перед человечеством.

Читайте также: