Искусство советского периода кратко

Обновлено: 02.07.2024

Важным этапом развития Советского Союза являются 1930-е годы. В этот период происходит культурная революция, подготовившая государство к тяжелому военному времени. Многие зарубежные историки считают, что Великую Отечественную войну выиграл именно советский учитель, подготовивший лучшие военные кадры. Перёд руководством стояло несколько целей культурной революции:

· Повышение уровня грамотности населения, приобщение к культурным ценностям;

· Распространить и утвердить марксистско-ленинское учение в народных массах.


Уже в 1934 год в школах были введены в качестве обязательных предметов для изучения: гражданская история и география. Стоит отметить, что история изучалась в полном курсе, власть считала необходимым ознакомление нового поколения с прошлым Российской империи, ее державным укладом. Уже в 1932 году школы вернулись к уроку в качестве основной формы проведения учебных занятий. В 1937 году руководством СССР подписан приказ об обязательном семиклассном образовании для всего населения. А уже за период 1933-1937 было открыто и оборудовано более 200 тысяч новых школ. К 1939 году 87,4% населения СССР оказались грамотными. Совершенствовалась система получения высшего образования. К концу 30-х годов на территории СССР находилось 23 ВУЗа. Университеты открывались в национальных республиках.

Особое внимание уделялось точным и естественным наукам. Во вторая половине 1930-х годов в СССР впервые в мире поставлено производство искусственного каучука. Кроме того, уже в 1933 запущена ракета на жидком топливе. Но в научных рядах проводились чистки. Власть не признавала те науки, которые не могут помочь развитию государства. Репрессиям подвергся Вавилов. Во взглядах руководства бесполезной оказалась генетика, как буржуазная наука.

Общественные науки подверглись воздействию советской идеологии. Все ученые, разделявшие немарксистские взгляды, покинули Россию. Историки были вынуждены согласовывать с руководством союза все научные работы и взгляды. В 1938 году Сталин взял под личный контроль написание единственного учебника по истории партии большевиков “Краткий курс истории ВКП(б)”, который официально закрепил единственную верную концепцию развития.

Всесоюзный съезд писателей прошел в 1934 году, председателем которого был выбран Максим Горький. В уставе объединения закреплялся социалистический реализм. Это означало, что теперь контроль над изображением действительности брала партия. Создавались произведения исторической направленности, производственные романы. Во многих из них прославлялась коллективизация и индустриализация. Именно в 1930-х построены известные массовые библиотеки. Талантливые писатели уделял особое внимание детскому направлению. Но с ростом репрессий после 1935 года некоторые советские писатели были строго отлучены от своего творчества.

Кино и театр освещали военные сюжеты. В театре ставили произведения Булгакова, Лавренева и пьесы других советских драматургов. За всеми постановками следила строгая партийная цензура. В 1931 году появился первый звуковой фильм “Путевка в жизнь”, а уже в 1936 распространялся цветной кинематограф и музыкальные комедии. Исторические и документальные фильмы знакомили с известными личностями: “Петр 1” В. М. Петрова и “Александр Невский” С. М. Эйзенштейна. Стоит отметить, что кинематограф считался самым доступным видом искусства, поэтому являлся инструментом идеологической пропаганды.

Как и в литературе, в изобразительном искусстве для объединения художников были созданы региональные союзы под руководством А. М. Герасимова. В 30-е годы многие художники работали над портретами вождей и других значительных представителей руководства страны. В изобразительном искусстве придерживались социалистического реализма.

Архитектура 1930-х годов отличалась строгой монументальностью и неоклассическими элементами. Уже в середине 30-х появился совершенно новый стиль классицизма-сталинский классицизм, выделившийся своей торжественностью и строгостью постройки. Кроме того, с 1935 года руководство страны разрабатывало обширный план реконструкции Москвы, в ходе которого были организованы площади с развлекательной инфраструктурой, парки активного отдыха и досуга.

Таким образом, культура 1930-х годов следовала консервативным тенденциям развития, но была довольно противоречива. С одной стороны, искусство было ограничено партийной цензурой и не имело право выходить за рамки. Но с другой стороны, были достигнуты отличные показатели грамотности и образованности населения всего СССР. Это позволило создать техническую базу для военного времени.

Советское изобразительное искусство

Знакомясь с произведениями советского изобразительного искусства, сразу замечаешь, что оно очень отличается от предыдущего периода в истории искусства. Это отличие состоит в том, что все советское искусство пронизано советской идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского государства и коммунистической партии, как руководящей силы советского общества. Если в искусстве 19-го - начала 20-го века художники подвергали серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское изобразительное искусство был приложен пафос строительства социалистического государства. Сейчас, спустя 25 лет после распада СССР, к советскому искусству повышен интерес со стороны зрителей, особенно оно становится интересным для молодежи. Да и более старшее поколение многое переосмысливает в прошедшей истории нашей страны и также интересуется казалось бы очень знакомыми произведениями советской живописи, скульптуры, архитектуры.

Искусство периода Октябрьской революции, гражданской войны и 20-х - 30-х годов.

В первые годы после революции и в годы гражданской войны огромную роль сыграл боевой политический плакат. Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С.Моор и В.Н.Дени. Плакат Моора "Ты записался в добровольцы?" и сейчас покоряет выразительностью образа.

Помимо печатного плаката в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это "Окна РОСТА", где активное участие принял поэт В. Маяковский.

В период гражданской войны работал план монументальной пропаганды, составленный В.И.Лениным, смысл которого состоял в сооружении по всей стране памятников известным людям, которые так или иначе содействовали подготовке и свершению социалистической революции. К исполнителям этой программы относятся прежде всего скульпторы Н.А. Андреев И.Д. Шадр.

В 20-х годах образовалось объединение, сыгравшее значительную роль в построении нового советского общества -России" (АХРР) "Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

В 30-х годах был создан единый Союз художников СССР, объединивший всех художников, которые в своем творчестве должны были следовать методу социалистического реализма. Художники старшего поколения (Б.Кустодиев, К.Юон и др.) и более молодые стремились отразить новое в советской действительности.

В творчестве И.И. Бродского нашла отражение историко-революционная тема. Эта же тема в произведениях М.Грекова и К.Петрова-Водкина носит возвышенно-романтический характер.

В эти же годы было положено начало эпопее "Лениниана", создавшей бесчисленное за советский период количество произведений, посвященных В.И.Ленину.

Жанристами (мастерами бытового жанра) и портретистами 20-х-30-х годов следует в первую очередь назвать М.Нестерова, П.Кончаловского, С.Герасимова, А.Дейнеку, Ю.Пименова, Г.Ряжского и других художников.

В области пейзажа работали такие художники, как К.Юон, А.Рылов, В.Бакшеев и др.

После революции и гражданской войны шло бурное строительство городов, в которых было создано много памятников видным деятелям революции, партии и государства. Известными скульпторами были А.Матвеев, М.Манизер, Н.Томский, С.Лебедева и другие.

Советское изобразительное искусство 1941 -1945 г.г. и первых послевоенных лет

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение, что "когда гремят пушки, музы молчат". Нет, в период самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш и резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.

Героический подъем народа, его моральное единство стали той основой, на которой поднялось советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи вдохновляли художников-плакатистов, воодушевляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как В.С.Иванов, В.Б.Корецкий и другие. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля людей, грудью вставших на защиту Отечества.

Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру "Окон РОСТА" в 1941 - 1945 годах создавались многочисленные листы "Окон ТАСС". Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную сущность фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работающих в "Окнах ТАСС", в первую очередь следует назвать Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Убедительно рассказывают о переживаниях советских людей в годы войны графические серии этого времени. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д.А.Шмаринова "Не забудем, не простим!" Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлены в цикле рисунков А.Ф.Пахомова "Ленинград в дни блокады".

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуется время и соответствующие условия, материалы. Тем не менее, тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы студии военных художников имени А.Б.Грекова. Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них П.А.Кривоногов, автор картины "Победа", Б.М.Неменский и его картина "Мать", крестьянская женщина, приютившая у себя в избе солдат, много пережившая в тяжелую для Родины годину.

Полотна большой художественной ценности создали в эти годы А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Кукрыниксы. Их картины, посвященные героическим подвигам советских людей советских людей на фронте и в тылу, проникнуты искренним волнением. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма. В этом проявляется гуманизм народа, его вера в идеалы справедливости и добра. О мужестве русских людей говорят исторические полотна, созданные во время войны, в том числе такие, как цикл картин Е.Е.Лансере "Трофеи русского оружия" (1942), триптих П.Д.Корина "Александр Невский", полотно А.П.Бубнова "Утро на Куликовом поле".

О людях военной поры много поведала нам и портретная живопись. В этом жанре создано немало произведений, отмеченных незаурядными художественными достоинствами.

Портретная галерея периода Отечественной войны была пополнена и многими скульптурными произведениями. Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные яркими индивидуальными отличиями, представлены в скульптурных портретах С.Д.Лебедевой, Н.В.Томского, В.И.Мухиной, В.Е.Вучетича.

В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

Во второй половине 40-х - 50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период - отражение успехов послевоенного строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов.

Расцвету искусства в послевоенные годы в немалой степени способствовала деятельность Академии художеств СССР, куда входят наиболее значительные мастера.

Искусству послевоенных лет свойственны и другие особенности, которые прежде всего касаются его содержания. В эти годы усиливается интерес художников к внутреннему миру человека. Отсюда внимание, которое уделяют живописцы, скульпторы, графики портрету и жанровым композициям, позволяющим представить людей в самых различных жизненных ситуациях и показать своеобразие их характеров и переживаний. Отсюда особая человечность и теплота многих произведений, посвященных жизни и быту советских людей.

Естественно, что в это время художников продолжают волновать события недавней войны. Вновь и вновь обращаются они к подвигам народа, к тяжким переживаниям советских людей в суровую годину. Известны такие полотна тех лет, как"Машенька"Б.Неменского, "Письмо с фронта" А.Лактионова, "Отдых после боя" Ю.Неменского , "Возвращение" В.Костецкого и многие другие.

Полотна этих художников интересны тем, что тема войны решается в них в бытовом жанре: они рисуют сцены из жизни советских людей на войне и в тылу, рассказывают об их страданиях, мужестве, героизме.

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом жанре. Постепенно мирная жизнь советского народа, пришедшая на смену тяжелым испытаниям военных лет, находит все более полное и зрелое воплощение в творчестве многих художников. Пояляется большое количество жанровых картин (т.е. картин бытового жанра), поражающих разнообразием тем и сюжетов. Это быт советской семьи, с ее нехитрыми радостями и огорчениями ("Опять двойка!" Ф.Решетникова), это горячий труд на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах ("Хлеб" Т.Яблонской, "На мирных полях" А.Мыльникова). Это жизнь советской молодежи, освоение целины и т.п. Особенно важный вклад в жанровую живопись сделали в этот период художники А.Пластов, С.Чуйков, Т.Салахов и другие.

Успешно продолжала развиваться в эти годы портретная живопись - это П.Корин, В.Ефанов и другие художники. В области пейзажной живописи в этот период помимо старейших художников, в том числе М.Сарьяна, работали Р.Нисский, Н.Ромадин и другие.

В последующие годы изобразительное искусство советского периода продолжало развиваться в том же направлении.

Культура СССР за 69 лет существования Советского Союза прошла несколько этапов. Создавалась людьми различных национальностей каждой из 15-ти союзных республик. Советское государство поддерживало культурные учреждения, но вместе с тем осуществляло жесткую цензуру.

Ленинский период

В период "новой экономической политики" (НЭП) правительство терпимо относилось к разнообразным тенденциям в изобразительном искусстве, при условии, что эти тенденции не были откровенно враждебны социалистическому строю. Массово открываются многочисленные художественные школы и мастерские, как традиционные, так и радикально экспериментаторские.

Все художественные движения поставлены на службу диктатуры пролетариата. Для этого был создан специальный инструмент, известный как Пролеткульт, Пролетарская культурно-просветительская организация. Идеи Пролеткульта привлекли интересы русского авангарда, который стремился избавиться от условностей буржуазного искусства. Однако идеи авангарда вскоре столкнулись с вновь возникшей государственной политикой, двигавшейся в направлении соцреализма.

Валентина Кулагина

Валентина Кулагина. Постер "Kunstausstellung der Sowjetunion" ("Художественная выставка Советского Союза"). Литография, 1930

В целом изобразительное искусство ленинского периода характеризуется как эклектичное в своих художественных формах, но все же подвергалось критике за включение таких элементов, как импрессионизм и кубизм. Поскольку импрессионизм и кубизм существовали до революции, следовательно, считались связанными с "загнивающим буржуазным искусством".

Сталинская эпоха

Изобразительное искусство в сталинскую эпоху характеризуется доминированием социалистического реализма, а остальные тенденции подвергались жестким репрессиям за редким исключением. Произведения искусства, считавшиеся антисоветскими, были конфискованы и уничтожены.

Основными темами изобразительного искусства в сталинскую эпоху стали портреты членов политбюро, образы молодежи и студентов, быстро меняющаяся жизнь в деревне и городах, грандиозные планы строительства Сибири и Поволжья, великие достижения Советской науки и техники. Соответственно героями картин того времени стали молодые ученые, рабочие, инженеры, врачи, а также простые люди.

Период соцреализма замечателен тем, что реалистические традиции породили множество тенденций современной живописи, в том числе живописи с натуры, "сурового стиля" живописи и декоративного искусства.

Поздний СССР

В 1960-1980 гг. - период конформистской общественной жизни, хотя некоторая либерализация в "хрущевскую оттепель" создала возможность для развития различных форм неформального, подпольного и диссидентского искусства.

В 70-х стало позволительно больше экспериментов, в результате чего появились более сложные и тонко критические работы. Советская власть ослабила структуры социалистического реализма, отсюда стало возможным сконцентрироваться на изображении повседневной жизни, а не на иллюстрациях построения социализма.

К сожалению, в истории позднего Советского искусства доминирует политика и упрощенные формулы. Очень мало внимания уделяется эстетической стороне работ.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

Конец XIX - начало XX в. - важный период в развитии
русского искусства. Революция коренным образом
изменила жизнь российского общества, став
рубежом, эпохальной вехой, открывшей новый этап
отечественной истории - Советский.
Развитие советского изобразительного искусства – это
сложный историко-художественный процесс, в кот.
имели место и борьба мнений, и наличие
различных по своим устремлениям творческих
исканий – все то, без чего невозможно становление
по-настоящему большого искусства.

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932
положило конец плюрализму
художественных направлений.
Все художественные объединения были
распущены, вместо них введены союзные и
республиканские профессиональные союзы
писателей, художников и композиторов.

6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

Главной задачей советского искусства:
Искусство является важнейшим
проводником идей социализма и
коммунизма.
Чтобы осуществлять контроль над обучением,
была восстановлена Академия художеств.
Цензура обеспечивала нужное направление
развития истории искусств и критики.

7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА:
1. Графика (агитационный плакат,
листовки, агитационный и газетножурнальный рисунок, карикатура,
книжная иллюстрация, почтовые
открытки, этикетки);
2. Скульптура (портрет, батальный
жанр и др.);
3. Станковая живопись (портрет:
монументальный и исторический;
пейзаж, батальный жанр и др.);
4. Архитектура (конструктивизм,
рационализм);
5. ДПИ (народный промысел).
А.М. Герасимов. Айя-София. 1934 г. Соц.реализм

8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА:
1. Исторический;
2. Батальный;
3. Портрет;
4. Пейзаж;
5. Бытовой и др.
ТЕМА В ИСКУССТВЕ:
1. образ Великой Октябрьской революции и
гражданской войны;
2. образ ВОВ (1941-45 гг.)
3. созидательный труд;
4. образ В.И. Ленина, как великого вождя
пролетариата;
5. образ патриотизма и стойкости народа в
войне и в тылу; становление жизни советского
народа в послевоенные годы;
6. массовая агитация и пропаганда (плакат).
Ленин на трибуне. 1930 г. М. Герасимов. В.И. Соц. реализм

9. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

10. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

С появлением первого в мире государства рабочих и
крестьян перед художниками открылись неведомые
прежде горизонты.
Советское государство рассматривает явления
окружающей жизни с позиции марксистколениниского мировоззрения, коммунистической
партийности. Глубоко анализируя и изображая
события прошлого и настоящего, оно рисует
перспективу революционного развития.
Успешное развитие искусства после Октября было бы
неосуществимо без руководящей и направляющей
деятельности Коммунистической партии.
Ужин. Л. Бакст, 1902 г.

11. ИСКУССТВО СТАЛИНСКОГО ПЕРИОДА

12. ИСКУССТВО СТАЛИНСКОГО ПЕРИОДА

В 20-е годы широкое распространение
получает принцип решения историкореволюционной темы - принцип
достоверного отражения событий
истории.
Наиболее отчетливо он проявляется в
творчестве Бродского Исаака Израилевича
(1883/84-1939), живописца и графика,
заслуженного деятеля искусств России.
В. И. Ленин на фоне Смольного. Не позднее 1925 г. Масло

15. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
В начале войны российские
официальные круги и общественность
были уверены в легкой победе над
Японией.
Русско-японская война. 1904 – 1905 гг. Агитационный плакат. 1904 1904 гг.

17. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

В начале войны на волне
общенационального патриотизма казалось,
что победа над Германией будет быстрой и
легкой. К 17-му году эта уверенность
осталась только на агитационных плакатах.
Первая мировая война 1914-1918 гг. Плакат. 1917 г.

18. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

Подобные почтовые открытки с рисунками и
стихами на военную тему были весьма
распространены и в тылу, и на фронте.
Открытка хранится в Российском государственном
военно-историческом архиве.
Первая мировая война 1914-1918 гг. Русская почтовая открытка периода войны. 1916 г.

19. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
Плакат создан выдающимся авангардистом,
одним из создателей искусства фотомонтажа
Густавом Клуцисом (1895—1944). Его монтажные
плакаты (Под знаменем Ленина, 1930; СССР —
ударная бригада пролетариата всего мира, 1931;
Привет вступившему в работу мировому гиганту
Днепрострою, 1932; Выше знамя Маркса,
Энгельса, Ленина и Сталина!, 1933; и др.)
откровенно выразили безудержный культ
вождей, контрасты героев и безликой массы,
наступательную агрессивность, свойственные
советской культуре того времени.
НЭП. Из России нэповской будет Россия социалистическая. Плакат. 1930 г.

21. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

Рождение советского батального искусства не имеет
точной даты. Гремели пушки Гражданской войны, но
музы не молчали. Слагались новые песни, легендой
становились подвиги живых, вставших на защиту
своей земли, государства.
Советское батальное искусство набирало силы,
быстро, могуче, радостно.
Ленин на фоне Кремля. И. Бродский, 1920 г.

24. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД ВОВ 1941-45 гг.

Героический подъем советского народа, его
морально-политическое единство стали той
основой, на которой взросло советское искусство
времени отечественной войны. Его пронизывали
идеи патриотизма. Эти идеи воодушевляли
художников-плакатистов, вдохновляли
живописцев на создание картин, повествующих о
подвигах советских людей, определяли
содержание произведений во всех видах
искусства.
Главная задача советского искусства в годы
войны:
Искусство в действенное идеологическое оружие,
которое воспитывает чувство гражданина и воина
в людях.
Наше дело правое. Победа будет за нами! Советский плакат.
В. Серов, 1941 г.

Несмотря на все сложности и противоречия,
литературно-художественная жизнь 70-х годов
отличалась разнообразием и богатством.
В литературе и искусстве продолжали жить
идеалы гуманизма и демократии, звучала
правда о настоящем и прошлом советского
общества.
Сердце Христа. Эрнст Неизвестный, 1973-1975 гг.

34. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД ВЛАСТИ БРЕЖНЕВА

35. СОВРЕМЕННОЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО

Истинный плюрализм в искусстве наступил
только с приходом к власти М.С. Горбачева
(1985–1991). Его попытка оживить социализм
при помощи гласности и перестройки принесла
свободу художественного творчества и пробила
железный занавес.
Вместе с проведением реформ, направленных
на создание свободного рынка, закончилась
эпоха государственного контроля в сфере
искусства.
Что касается стиля, то в современном искусстве
можно найти все: от неопримитивизма и
стилизаций под народные промыслы до
сюрреализма и абстракционизма.
На смену идеологическому диктату в искусстве
пришел диктат рынка.

Спасская башня на 5- банкноте
СССР. График Л. Ф. Майорова, 1961
г.
Портрет Ленина на 10 рублевой
банкноте СССР. График Л. Ф. Майорова,
1961 г.

38. КУЛЬТУРА ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА



Совпадение мотива у абсолютно разных художников показательно. Все ощу­щают перемены именно что планетарного масштаба — но не до конца пони­мают, какой в этом новом мире будет роль художника. Нет, это не шкурный вопрос про поиски места, это существенный вопрос — про новую функцию искусства.

Поэтому, забегая вперед, когда в 1932 году государство декретом прикроет все художественные объединения, это будет с его стороны совершенно логичным жестом. Невозможно управлять тем, что движется и меняет вид. Цветущая сложность, конечно, хороша, но она же порой напоминает массовую драку у трактира; а если сделать все единообразным, то и вражда прекратится, и контролировать искусство будет проще.

О вражде поговорим потом, а сейчас — о том, как это присутствие внешней силы в лице государства меняет условия игры. Например, групповые манифе­сты, которые прежде адресовались городу и миру и выглядели вполне вызы­вающе, теперь имеют конкретного адресата. И слова о том, что все готовы отражать в своих работах новую революционную тематику, очень быстро приобретают вид ритуальных заклинаний — потому что адресат-государство неизменно их требует. В общем, это уже не столько манифесты, сколько декла­рации о намерениях, отправляемые начальству. Притом что большинство ху­дожников искренне готовы служить революции — но своими художествен­ными средствами и так, как они это понимают.

Говоря о послереволюционных художественных объединениях, попробуем сна­чала выделить те, которые не совсем объединения, а скорее школы. значительный художник, учитель, своего рода гуру — и его ученики. Такие школы могли быть действительно чисто учебными предприятиями, как, например, школа Петрова-Водкина, просуществовавшая с 1910 по 1932 год, — но могли быть оформлены и как художественные сообщества.


Самое простое (хотя не самое точное) — сказать, что главный сюжет двадцатых годов — это активное противостояние художников авангарда и художников очень быстро набирающего силу антиавангарда. Но в начале двадцатых аван­гардное искусство испытывает кризис и само, без всякой посторонней помощи. Во всяком случае, его испытывает искусство с высокими амбициями, которое занято исключительно поисками всеобщего языка и проповедью нового виде­ния. Оно не востребовано никем, кроме узкого круга его творцов, их адептов, друзей и врагов из того же поля. Но теперь быть востребованным — это важно; одной лабораторной работы с учениками в Инхуке и Гинхуке недостаточно, надо приносить пользу.

В этой ситуации рождается концепция производственного искусства. Она от­части воспроизводит утопию модерна — преобразовать мир, создав новые формы всего того, с чем человек сталкивается каждый день, спасти человека правильной красотой. Все должно быть современным и прогрессивным — от одежды до посуды. И художество в этом случае оправдывает свое суще­ствование: оно прикладное, даже полезное. Супрематические и конструкти­вистские ткани, фарфор, одежда, типографика, книга, плакат и фотография — всем этим занимаются теперь художники-авангардисты. Это Любовь Попова, Варвара Степанова, Александр Родченко, Эль Лисицкий, Владимир Татлин и многие другие.




Варвара Степанова в платье из ткани, выполненной по ее рисунку. 1924 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

При этом интересно, что супрематические вещи — например, посуда, созда­ваемая при участии Малевича его учениками, — не были удобными и даже к тому не стремились. Малевич мыслил всеобщими категориями, и в этом смысле его посуда — так называемые получашки — была сродни его проектам небоскребов для людей будущего: все это было не для тех, кто живет здесь и сейчас. А вот конструктивистские предметы находили практическое массовое применение, в них была разумная функциональность: посудой можно было пользоваться, одежду — носить, в зданиях — жить и работать.



Казимир Малевич. Супрематический чайный сервиз. Разработан в 1918 году Museum of Fine Arts, Houston / Bridgeman Images / Fotodom




АХРР говорит: у нас теперь новое время, случилась революция, сейчас идет социалистическое строительство. И искусство должно это новое время — его приметы, сюжеты, события — просто честно фиксировать. А о средствах выра­жения вообще не заботиться.

Маленькое отступление. В момент часть российского фейсбука открыла для себя ахровского художника Ивана Владимирова. В его исключи­тельно плохих по исполнению картинах была хроника первых послереволю­ционных лет. Как грабят дворянскую усадьбу. Как лежит мертвая лошадь и на­род раздирает ее на части, потому что это 1919 год и голод. Как судят поме­щика и попа — и вот сейчас их расстреляют. Люди стали перепощивать под­борки картин Владимирова, комментируя это так: оказывается, и в первые послереволюционные годы художники весь этот ужас осознавали. Однако это именно сегодняшнее восприятие, а у Владимирова такой оценки не было. Он, как акын или как бесстрастный репортер, запечатлевал то, что видел, — а видел многое. К тому же работал Владимиров милиционером.

Получается, живопись АХРРа — это искусство факта. Вспомним, что Леф отста­ивал литературу факта. На некотором идеологическом уровне эстетические противоположности смыкаются.

Бескрасочные и наивные работы художников раннего АХРРа отсутствием вся­кой эстетической заботы напоминают о раннем передвижничестве, совсем ран­нем. Когда всякое понятие о картинной красоте отвергалось идеологически: какая красота, когда мир во зле лежит и задача искусства — зло обличать? Теперь мир, напротив, революционно развивается, но это происходит быстро, и нужно успеть запечатлеть все события — до красоты ли тут? Красная армия побеждает, сельячейка заседает, транспорт налаживается. Все это следует изо­бразить, оставить документальное свидетельство. Художник как бы добро­вольно уходит из картины, здесь нет его индивидуального присутствия. И этот уход парадоксальным образом сближает ахровцев и с массовым производствен­ным искусством, и с принципиально анонимными учениками Малевича из Уновиса, которые не подписывали свои картины.




Члены АХРРа (слева направо) Евгений Кацман, Исаак Бродский, Юрий Репин, Александр Гри­горьев и Павел Радимов. 1926 год Wikimedia Commons

Между обозначенными полюсами — АХРРом и Лефом — карта объединений 1920-х годов напоминает художественное кочевье. Люди переходят из группы в группу, этих групп очень много, все не перечислить. Назовем только неко­торые.

Назовем еще два объединения, которые не очень заметны на общем фоне, но позволяют оценить широту спектра. Во-первых, это НОЖ (Новое общество живописцев), существовавшее с 1921 по 1924 год. Это юный десант в Москву, там преобладали одесситы — Самуил Адливанкин, Михаил Перуцкий, Алек­сандр Глускин. Они успели провести всего одну выставку, но в их картинах, особенно у Адливанкина, чувствуется стилистика примитива и комическая интонация, которой в советском искусстве почти не будет. Такой вот реа­лизм — но со своей особой интонацией: полностью упущенная возможность в истории русского искусства.



Амшей Нюренберг. Буржуазная сволочь. 1929 год Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0; Государственная Третьяковская галерея

Читайте также: