Искусство эпохи просвещения кратко

Обновлено: 04.07.2024

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение.

Людмила Царькова

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

Эпоха Просвещения

История

Конец XVII столетия и XVIII век вошли в историю как Эпоха Просвещения. Литература и культура в этот период получила мощный толчок для дальнейшего развития. Зародившееся движение в Англии, быстро распространилось по странам Европы. Особенно это нашло свое отражение во Франции. Просветители того времени прониклись идеей, что базой для развития общества должен быть разум и творческое начало личности.

Основные черты эпохи

Просвещение поддерживалось прогрессивными слоями общества в борьбе с пережитками феодального строя. Новая мысль предусматривала установление в государстве капиталистических отношений. Основными чертами Эпохи Просвещения являлись:

  1. Демократизм. Это выражалось в необходимости получения образования всеми слоями общества.
  2. Рационализм. Основу составляла вера в человеческий разум и его безграничные возможности.
  3. Правовые отношения. Их суть заключалась в распространении свобод среди всех людей.

Этот период являлся этапом, когда встал закономерный вопрос о смене старых устоев. Требовался толчок для перехода на новый индустриальный путь развития.

Философские идеи

Культура Эпохи Просвещения базировалась на новых идеях, выдвигаемых прогрессивными представителями того времени. Краткий характер их содержания был следующий:

Культура Эпохи Просвещения

  1. Появление на свет личности является объективной реальностью. В задачу общества входит обеспечения ей нормального развития. Каждый человек должен иметь возможность удовлетворять свои интересы и потребности.
  2. Отмежевание общества от закостеневших религиозных взглядов.

Образованные люди не отрицали существование бога. В их понимании благодаря его воздействию было обеспечено существование мира.

Однако ряд научных открытий позволили сделать вывод, что познание мира человечеством возможно самостоятельным путем, без привлечения высших сил. Загадкам и чудесам уже не оставалось места. Они отошли в прошлое.

Направления искусства

Художественная эпоха культуры проявилась в просветительском классицизме и романтизме. О том, в чем это воплотилось, кратко информируется в таблице:

Направление художественной культуры Краткая характеристика
Живопись Появление разнообразных стилей
Театр Театральная деятельность переживала золотой век развития
Художественная литература Наступило торжество буржуазной культуры
Музыка Произошел толчок к появлению будущей современной музыки

В художественной культуре временами классицизм комбинировался с романтизмом. Все зависело от импровизации и творческого подхода автора. Иногда романтизм был воплощен в оболочку классицизма.

Развитие живописи

С наступлением XVIII века в живописи начал развиваться стиль рококо. В его основе лежала асимметричность, насмешливость и игривость. Персонажами для авторов являлись представители античной мифологии. К ним относились Венера, нимфы, Диана.

Англичанин Томас Гейнсборо занимался написанием портретов, которые отличались поэтичностью и утонченностью.

Среди итальянцев выделялся Джованни Тьеполо, который занимался изготовлением гравюр и фресок.

Франческо Гварди и Антонио Каналетто оставили после себя множество картин с изображением городских пейзажей.

Театральная деятельность

В Венеции работало одновременно 7 театров. Здесь писал свои работы Карло Гольдони, которых у него насчитывалось 267 единиц. Высокую оценку его творчества давал Вольтер.

Художественная литература

В литературе Эпохи Просвещения появился новый литературный жанр — роман. Феодальную идеологию сменила буржуазная культура. Стали издаваться работы философов и экономистов. Этот жанр вышел из просветительской публицистики.

К писателям Эпохи Просвещения относятся:

Кроме писателей, в это период создавали свои творения и поэты. Среди них Александр Сумароков, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир.

Новый музыкальный язык

Именно в эту эпоху сложился современный музыкальный язык. Его основоположником стал композитор Иоганн Бах, который умел писать произведения практически во всех жанрах. Единственным исключением для него была опера. Множество сонат и сюит написал Георг Гендель. При этом ему давалась и оперная музыка.

В XVIII веке развитие получила венская школа. Ее представителями были Моцарт, Гайдн, Бетховен. Их произведения в настоящее время исполняются академическими оркестрами. Многие из этих работ основываются на песнях и танцах.

При этом великий классик Бетховен часто работал над героическими сюжетами. Он писал произведения для скрипки и фортепиано. В его жизни присутствовал серьезный кризис, когда он лишился слуха. Однако композитор пережил эту потерю и в будущем написал еще множество симфонических трудов.

Русское Просвещение

Просвещение XVIII века затронуло и Россию, войдя во все сферы русской жизни. Вместе с развитием науки наблюдался подъем в архитектурной деятельности. Страна делала попытки выйти из национальной замкнутости и наладить культурные связи с другими народами. Это период на Руси характеризуется возникновением первых музеев, появлением учебных заведений и печатных изданий.

Русское Просвещение 18 века

В России серьезное сопротивление Просвещению шло со стороны купечества и духовенства. Их представители не хотели менять старых порядков. В этом отношении на них серьезное давление оказывал Петр I.

Много внимания культурной сфере оказывала Екатерина II. Это выражалось в приобретении ей различных коллекций скульптур и живописи. С ее стороны постоянно происходило общение с выдающимися деятелями европейских государств. Уже при ней была введена единая система образования. Это не касалось только крестьянских детей.

Эпоха Просвещения подробно изучается в школе. Учащимися по этой теме готовятся доклады, и пишутся рефераты. Связано это с тем, что этот период стал вехой на пути развития цивилизации. Было оказано существенное влияние на духовную жизнь европейских государств. Светское общество сумело отделиться от церкви. В итоге слои населения обрели достаточную свободу, и приобрели возможность получать образование.

В конце XVII века началась эпоха Просвещения, которая охватила все последующее XVIII столетие. Ключевыми особенностями этого времени стали свободомыслие и рационализм. Сложилась культура эпохи Просвещения, которая подарила миру новое искусство.

Философия

Вся культура эпохи Просвещения основывалась на новых философских идеях, сформулированных мыслителями того времени. Главными властителями дум были Джон Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гете, Кант и некоторые другие. Именно они определили духовный облик XVIII столетия (который также называют Веком разума).

Адепты Просвещения верили в несколько ключевых идей. Одна из них заключается в том, что все люди по природе своей равны, у каждого человека есть свои интересы и потребности. Для их удовлетворения необходимо создать комфортное для всех общежитие. Личность не появляется на свет сама по себе – она формируется со временем в силу того, что у людей есть физическая и духовная сила, а также разум. Равенство должно в первую очередь заключаться в равенстве всех перед законом.

Культура эпохи Просвещения – это культура доступных для всех знаний. Ведущие мыслители считали, что только с помощью распространения образования можно покончить с социальными неурядицами. Это и есть рационализм – признание разума основой поведения и познания людей.

В эпоху Просвещения продолжились споры о религии. Нарастало отмежевание общества от косной и консервативной церкви (в первую очередь католической). Среди образованных верующих людей распространилось представление о боге, как о некоем абсолютном механике, внесшем порядок в изначально существовавший мир. Благодаря многочисленным научным открытиям распространилась точка зрения, что человечество может раскрыть все тайны мироздания, а загадки и чудеса остались в прошлом.

деятели культуры эпохи просвещения

Направления искусства

Помимо философии, существовала и художественная культура эпохи Просвещения. В это время искусство Старого Света включало в себя два основных направления. Первым был классицизм. Он воплотился в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Это направление подразумевало следованию античным римским и греческим принципам. Подобное искусство отличалось симметрией, рациональностью, целенаправленностью и строгим соответствием форме.

В рамках романтизма художественная культура эпохи Просвещения отвечала на другие запросы: эмоциональность, воображение, творческую импровизацию художника. Нередко бывало и такое, что в одном произведении эти два противоположных подхода комбинировались. Например, форма могла соответствовать классицизму, а содержание – романтизму.

Культ природы

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. Мыслители XVIII века искали в ней образец того прекрасного и доброго, к чему должно было стремиться человечество. Воплощением лучшего мира оказались активно появлявшиеся в то время в Европе парки и сады. Они создавались в качестве совершенной среды для совершенных людей. В их композицию включались картинные галереи, библиотеки, музеи, храмы, театры.

культура эпохи возрождения эпохи просвещения

Живопись

В живописи художественная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в направлении большей светскости. Религиозное начало сдавало позиции даже в тех странах, где прежде оно чувствовало себя достаточно уверенно: Австрии, Италии, Германии. Пейзажную живопись заменил пейзаж настроения, а интимный портрет пришел на смену парадному портрету.

В первой половине XVIII столетия французская культура эпохи Просвещения породила стиль рококо. Подобное искусство строилось на асимметрии, было насмешливым, игривым и вычурным. Любимыми персонажами художников данного направления являлись вакханки, нимфы, Венера, Диана и другие фигуры античной мифологии, а главными сюжетами – любовные.

Антуан Ватто, напротив, больше обращался к современной жизни. Под его влиянием сложился стиль крупнейшего английского портретиста Томаса Гейнсборо. Его образы отличались одухотворенностью, душевной утонченностью и поэтичностью.

Главным итальянским живописцем XVIII века был Джованни Тьеполо. Этот мастер гравюр и фресок считается искусствоведами последним великим представителем венецианской школы. В столице знаменитой торговой республики также возникла ведута – повседневный городской пейзаж. Самыми прославленными творцами в этом жанре стали Франческо Гварди и Антонио Каналетто. Эти деятели культуры эпохи Просвещения оставили после себя огромное количество впечатляющих картин.

русская художественная культура в эпоху просвещения

Театр

Европейская культура эпохи Просвещения не была однородной. В некоторых странах в искусстве возникали свои национальные особенности. Например, немецкие драматурги (Шиллер, Гете, Лессинг) свои самые выдающиеся произведения написали в жанре трагедии. При этом театр Просвещения в Германии появился на несколько десятилетий позже, чем во Франции или Англии.

художественная культура европы эпохи просвещения

Художественная литература

Главным литературным жанром XVIII века стал роман. Именно благодаря новым книгам наступило торжество буржуазной культуры, сменившей прежнюю феодальную старую идеологию. Активно издавались произведения не только художественных литераторов, но также социологов, философов, экономистов.

Музыка

Другое важнейшее музыкальное явление того времени – венская школа. Произведения ее представителей продолжают исполняться академическими оркестрами и сегодня, благодаря чему современные люди могут прикоснуться к наследию, которое оставила культура эпохи просвещения. 18 век ассоциируется с именами таких гениев, как Вольфганг Моцарт, Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен. Именно эти венские композиторы переосмыслили прежние музыкальные формы и жанры.

Гайдн считается отцом классической симфонии (он написал их более ста). Многие из этих произведений основывались на народных танцах и песнях. Вершиной творчества Гайдна является цикл Лондонских симфоний, написанных им во время поездок в Англию. Культура эпохи Возрождения, эпохи Просвещения и любого другого периода человеческой истории редко порождала столь плодовитых мастеров. Помимо симфоний, Гайдну принадлежит 83 квартета, 13 месс, 20 опер и 52 клавирных сонат.

Моцарт не только писал музыку. Он непревзойденно играл на клавесине и скрипке, освоив эти инструмент в самом раннем детстве. Его оперы и концерты отличаются самым разным настроением (от поэтической лирики до веселья). Главными произведениями Моцарта считаются три его симфонии, написанные в одним тот же 1788 год (номер 39, 40, 41).

культура эпохи просвещения в россии

Английское Просвещение

Англия была родиной европейского Просвещения. В этой стране раньше других, еще в XVII веке, произошла буржуазная революция, что дало толчок культурному развитию. Англия стала наглядным примером общественного прогресса. Философ Джон Локк был одним из первых и главных теоретиков либеральной идеи. Под влиянием его сочинений был написан важнейший политический документ эпохи Просвещения – американская Декларация независимости. Локк считал, что человеческое знание определяется чувственным восприятием и опытом, чем опровергал прежде популярную философию Декарта.

Другим важным британским мыслителем XVIII столетия был Дэвид Юм. Этот философ, экономист, историк, дипломат и публицист обновил науку о нравственности. Его современник Адам Смит стал основоположником современной экономической теории. Культура эпохи просвещения, кратко говоря, предварила многие современные концепции и идеи. Творчество Смита было именно таким. Он первым приравнял важность рынка к важности государства.

художественная культура эпохи просвещения

Мыслители Франции

Французские философы XVIII века творили в условиях оппозиционности существовавшему тогда общественному и политическому строю. Руссо, Дидро, Монтескье – все они протестовали против отечественных порядков. Критика могла принимать самые разные формы: атеизм, идеализацию прошлого (восхвалялись республиканские традиции античности) и т. д.

Монтескье остро критиковал произвол и деспотизм властей. Сегодня его справедливо считают основоположником буржуазного либерализма. Вольтер стал примером выдающегося остроумия и таланта. Он был автором сатирических поэм, философских романов, политических трактатов. Дважды мыслитель попадал в тюрьму, еще больше раз ему приходилось скрываться в бегах. Именно Вольтер создал моду на вольнодумство и скептицизм.

культура эпохи просвещения

Немецкое Просвещение

Немецкая культура XVIII века существовала в условиях политической раздробленности страны. Передовые умы выступали за отказ от феодальных пережитков и национальное единство. В отличие от французских философов немецкие мыслители осторожно относились к вопросам, связанными с церковью.

Сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. По их мнению такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и совершенствованию.

Здесь парки не просто места с естественной или посаженной растительностью. Они включают в себя различные культурные здания, такие как музеи, библиотеки, театры, картинные галереи и храмы и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что искусство эпохи Просвещения достигло огромных высот.

Искусство во Франции связано прежде всего с таким новым понятием, как рококо. Для него характерна асимметрия, игривость и вычурность, роскошь и манерность.

Родоначальником же стиля рококо по праву считается французский рисовальщик и живописец Антуан Ватто (1684–1721). Его работы, от бытовых сцен до галантных празднеств, выделяются своей яркостью, изысканностью, красочностью.

Но самым первым живописцем-просветителем являлся англичанин Уильям Хогарт (1697–1764). Именно он стал первым внедрять светские темы в живопись, тогда как раньше преобладали произведения искусства с религиозной тематикой. Для картин У.

Его соотечественник, живописец эпохи Просвещения Томас Гейнсборо (1727–1888) был одним из наиболее выдающихся портретистов.

В Италии, а именно в Венеции, в XVIII в. зародилось новое направление живописи – ведута.

Ведута (от итальянского слова veduta) – это городской архитектурный пейзаж.

Высокое развитие получило театральное искусство в Венеции. Здесь, в небольшом по размеру городе, существовало семь театров. Венецианские театры существовали во многом благодаря заслугам выдающихся драматургов: Карло Гольдони и Карло Гоцци.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Новоладожский очаг просвещения

Новоладожский очаг просвещения Настоящими очагами народного просвещения в провинции служили библиотеки. К концу XIX века в Петербургской губернии существовало 35 народных библиотек, в том числе 21 русская и 14 финских. По уездам они распределялись следующим образом: в

Глава 3 НА ВЕРШИНЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПИРАМИДЫ. ГОСУДАРСТВО В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Глава 3 НА ВЕРШИНЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПИРАМИДЫ. ГОСУДАРСТВО В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ В хронотопе расширяющейся Европы параметры человеческой жизни впервые по-настоящему изменились. Расширение кругозора людей — первый объективный факт, который смогла уловить философия Просвещения.

Глава 1 Социальное пространство Просвещения

Глава 1 Социальное пространство Просвещения

Глава 2 Литературное пространство Просвещения

Глава 2 Литературное пространство Просвещения

Глава 3 Географическое пространство Просвещения

Глава 3 Географическое пространство Просвещения

Краткий миг просвещения

Краткий миг просвещения Если оставить в стороне эту демонстрацию религиозного фанатизма, без сомнения навязанную магнатами и духовенством, а также забыть о почти традиционном истреблении родственников с целью избежать гражданской войны, Хосроя I можно назвать

ТЕАТР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ТЕАТР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В XVIII веке началась эпоха Просвещения, основным содержанием которой стала решительная борьба с феодализмом. Борьба эта была тем успешней, чем теснее сплачивались ряды революционно настроенной буржуазии и народных масс.Результаты этой борьбы

2. Изобразительное искусство и появление письменности в первобытную эпоху. Развитие мышления, накопление знаний

2. Изобразительное искусство и появление письменности в первобытную эпоху. Развитие мышления, накопление знаний В первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства:1) графика (рисунки, силуэты);2) живопись (изображения в цвете, выполненные

Век Просвещения

Век Просвещения “Я был свидетелем революции, низложившей с российского престола внука Петра Великого, чтобы возвести на оный чужеземку. Я видел, как сия государыня, убежав тайно из дворца, в тот же день овладела жизнию и царством своего мужа”, - так начинает свои записки

35. Музыкальное искусство в эпоху Просвещения

35. Музыкальное искусство в эпоху Просвещения Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.Развитие музыкального искусства прежде

Глава 2 История и искусство в культуре польского просвещения

Глава 2 История и искусство в культуре польского просвещения История и культура. – В поисках духа истории. Историческая живопись. Дидактика и документ. Политическая и национальная идея Зыгмунт Фогель. Замок в Тенчине«Геродот, как и Ливий, и Орозий, и даже как историки

Толчком к переходу к эпохе Просвещения во всех странах является отказ от феодального образа жизни, переход к более демократичному строю. В чем же проявляется его демократичность? Во-первых, культура Просвещения предназначена не для какого-то выбранного слоя общества, не для богатой его верхушки, а для всего народа.

По мнению многих мыслителей, Просвещение – это главный двигатель общественного прогресса.

Феодальный строй уступил место новому буржуазному виду экономических отношений. Но переход этот был не очень гладким. Ему предшествовали не просто постепенные прогрессивные преобразования, а настоящие перевороты, коснувшиеся различных сторон человеческой жизни.

Эпоха Просвещения, начавшаяся с последней революции в Англии (1689 г.), вместила в себя впоследствии сразу три революции:

1) промышленную в Англии;

2) политическую во Франции;

3) философско-эстетическую в Германии.

Но Просвещение сказалось не только на социальном устройстве общества, но и на культурном развитии.

В философии наметилось лидерство рационализма, который пришел на смену метафизике. То есть именно разум стал почитаться основой познания и поведения людей. Только за разумом признавалось решающее слово, как в жизни, так и в науке, и даже в религии.

Хотя эпоха Просвещения и охватила множество стран, для каждой из них были характерны свои черты, связанные прежде всего с национальной самобытностью.

Родиной Просвещения считается Англия. Даже церковь здесь шла не вопреки Просвещению, а принимая его ценности и идеалы. Переустройство общества после революции и гражданских войн, укрепление правового государства с его стремлением к равенству сделало Англию неким эталоном, к которому стремились и остальные государства.

1) право человека на жизнь;

2) право человека на свободу;

3) право на собственность.

Большое значение Д. Локк приписывал человеческому труду. По его мнению, именно труд и определяет, какой собственностью будет обладать человек.

Идеи равенства придерживался и другой английский просветитель, философ Томас Гоббс (1588–1679). Он верил в то, что все люди равны от природы, а неравенство есть причина многих бед, таких как конфликты, войны и т. д. А чтобы избежать этих бед, считал Т. Гоббс, каждому человеку нужно избавиться от его эгоистических страстей.

Но были мыслители, которые придерживались абсолютно противоположного мнения. Так родилось новое направление в философии, названное этикой самолюбия или разумным эгоизмом. Его последователями были английский мыслитель и писатель Бернард Мандевиль (1670–1733), а также английский философ и социолог Иеремия Вентам (1748–1832). По мнению сторонников этики самолюбия, эгоизм есть движущая сила культурной и нравственной жизни людей.

Среди шотландских просветителей стоит выделить экономиста и философа Адама Смита (1723–1790). Он выдвинул свою новаторскую идею гражданского поведения и социальных отношений, в которой большую роль отводил рынку. Именно благодаря рынку, по мнению А. Смита, человек и смог скинуть с себя оковы феодализма. Свобода же человека определяется прежде всего его ролью в экономических отношениях.

Именами великих мыслителей прославилась эпоха Просвещения во Франции. Прежде всего – Вольтер, Жан Жак Руссо, Цени Дидро и Шарль Луи Монтескье.

Не стояло на месте и Просвещение. Сложное положение, в котором находилась Германия, ее раздробленность и экономическая нестабильность наложили свой характерный национальный отпечаток на немецкое Просвещение.

Среди немецких философов-просветителей стоит выделить Иммануила Кантам его современников: Готхолъда Эфраима Лессинга и Иоганна Готфрида Гердера.

И если прекрасное и возвышенное, скорее, относится к миру искусства и творчества, то существовали и другие темы, которых касался И. Кант в своих сочинениях. Его волнуют многие социальные вопросы. К примеру, такие близкие к искусству вопросы, как развитие культуры, созданной человеком, законы этого развития. Причиной всякого развития И. Кант видит естественную конкуренцию людей в стремлении к их личной свободе, самореализации, достижению значимости своей личности.

Значение философии И. Канта для последующего развития философской мысли огромно. Именно И. Кант являлся основателем немецкой классической философии.

Для искусства Просвещения были характерны свои стилевые и жанровые особенности. Можно выделить три основных направления, характерных для европейского искусства.

2. Романтизм, от французского слова rоmаntismе.

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. По их мнению такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и совершенствованию.

Здесь парки не просто места с естественной или посаженной растительностью. Они включают в себя различные культурные здания, такие как музеи, библиотеки, театры, картинные галереи и храмы и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что искусство эпохи Просвещения достигло огромных высот.

Искусство во Франции связано прежде всего с таким новым понятием, как рококо. Для него характерна асимметрия, игривость и вычурность, роскошь и манерность.

В Италии, а именно в Венеции, в ХVIII в. зародилось новое направление живописи – ведута.

Высокое развитие получило театральное искусство в Венеции. Здесь, в небольшом по размеру городе, существовало семь театров. Венецианские театры существовали во многом благодаря заслугам выдающихся драматургов: Карло Гольдони и Карло Гоцци.

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.

Развитие музыкального искусства прежде всего связано с именами таких великих композиторов, как И.-С. Бах, Г Ф. Гендель, И Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен и др.

Читайте также: