Искусство эпохи палеолита кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель: охарактеризовать особенности искусства первобытного общества. Задачи:
-Рассмотреть основные теории возникновения искусства.
-Рассмотреть виды палеолитического искусства.
-Раскрыть особенности палеолитического искусства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА 4
ЗАЧЕТКИ ИСКУССТВА 6
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА 11
ВИДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА 16
ИСКУССТВО РАННЕГО ПАЛЕОЛИТА 19
ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ПАЛЕОЛИТА 22
ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА 24
ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧФИНАЛЛАСТ2.docx

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА 4
  2. ЗАЧЕТКИ ИСКУССТВА 6
  3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА 11
  4. ВИДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА 16
  5. ИСКУССТВО РАННЕГО ПАЛЕОЛИТА 19
  6. ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ПАЛЕОЛИТА 22
  7. ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА 24
  8. ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о возникновении искусства и его значении в жизни человека это одна из тех проблем, над которыми человечество ломает голову не одну сотню лет. Начало становления изобразительного творчества, отдаленное от нас десятками тысячелетий, видится всем по-разному, и на сегодняшний день существует большое количество теорий, часто противоречащих друг другу. Первобытное искусство всегда вызывало большой интерес. Первобытное искусство раскрывает перед нами зарождение всех видов изобразительного творчества и архитектуры. Современная история искусства не может пренебрегать исследованием его состояния у простых, примитивных народов и у доисторических первобытных племен.

Обращение первобытных людей к новому виду деятельности, искусству, одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заостренный камень выполнял в трудовой деятельности [10 стр. 362].


Цель: охарактеризовать особенности искусства первобытного общества. Задачи:

-Рассмотреть основные теории возникновения искусства.

-Рассмотреть виды палеолитического искусства.

-Раскрыть особенности палеолитического искусства.

1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА

Отсчет первобытной эпохи начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры. Большая часть этого периода приходится на палеолит, который закончился только за 12 тыс. лет до н.э. За ним последовали относительно короткий период мезолита, (12 - 8 тыс. лет до н.э.) и, наконец, период неолита, который продолжался с восьмого до третьего тысячелетия до новой эры. Именно в этот последний период произошла так называемая неолитическая революция, означавшая переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В некоторых районах Европы к первобытной эпохе относятся и пришедшие на смену неолиту сначала медный, а затем бронзовый век, когда древние люди стали использовать орудия труда не только из камня, но и из этих металлов. [12 стр. 34]

Истории человечества известен ряд последовательно сменяющих друг друга общественно экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. Предмет изучения первобытной истории составляет первая из них, охватывающая весь огромный период времени от появления на земле человека до возникновения классовых обществ и государств. История первобытного общества изучает происхождение человека, зарождение и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры. Важнейшей задачей истории первобытного общества является установление основных особенностей первобытнообщинного строя, выявление общих закономерностей его становления, развития и распада, изучение условий и форм его превращения в классовое общество. [12 стр. 34]

Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. [12 стр. 35]

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго- Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. [12 стр. 35]

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д. [12 стр. 35]

2. ЗАЧАТКИ ИСКУССТВА

Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней.

Образ человека в искусстве палеолита оказывается на втором месте по количеству памятников, уступая образам зверей. Для территории Испании и Франции, по данным А. Леруа-Гуруна, этот перевес выражается в соотношении: 1404 изображения животного к 118 изображениям человека [8].

До недавнего времени ученые придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие – схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки [10 стр. 229]. Впрочем, и в этих примитивных орудиях, в этих обточенных осколках камня, уже таилось будущее искусства, как дуб таится в желуде. Любое развитое искусство является одновременно и созидание, и познание, и общение между людьми. По мере того как производство орудий формировало интеллект человека и пробуждало в нем волю к познанию, он начинал создавать вещи, все более похожие на произведения искусства в привычном для нас смысле. Первоначальный, слитный, комплекс разветвлялся, одной из ее ветвей было искусство. Постепенно в нем кристаллизуется и третья функция - общение людей, все более сознающих себя членами достаточно уже сложного коллектива. Она поступает более отчетливо в искусстве неолита, когда человеческое общество становилось обществом земледельцев и скотоводов [6].

3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА

Вопрос возникновения искусства волновал лучшие философские умы на протяжении многих столетий, вследствие чего возникло множество различных теорий, однако общей принятой теории, объясняющей возникновение первобытного искусства нет.

Древнейший этап развития первобытной культуры — эпоха палеолита (древнекаменный век), когда, согласно данным археологов, появились основные виды изобразительных искусств. Памятники скульптуры, живописи, прикладного искусства в большом количестве найдены в, Европе, в Южной Азии и Северной Африке. Наиболее интенсивно проявилась творческая одаренность человека на заре его жизни в росписях на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротах.

После отступления ледника на север в Европе установился умеренный климат. Не имея постоянных жилищ, люди часто ютились в расселинах скал и пещерах, одевались в шкуры животных; но они умели строить и наземные жилища (стоянки в Костенках, Мезине и др.), знали огонь, заботились о погребении сородичей.

Древним охотникам были свойственны огромная энергия и отвага. Жестокая и упорная борьба с противостоящими им грозными и неведомыми силами природы поглощала сознание и волю коллектива, она определила основную тему искусства, в котором преобладали изображения диких животных, являющихся объектом охоты. Изучение характера животного, его повадок представляло практическую ценность. Отсюда зоркость наблюдения, непосредственная яркость эмоций, которыми отмечены памятники искусства палеолита.

Высшего расцвета искусство эпохи палеолита достигает в мадленский период (ок. 20—10 тыс. до н. э.). В наскальных росписях и рисунках образы животных приобрели конкретные черты, появились точность формы, уверенность и экспрессивность линий, умение выделить из множества наблюдений главное. Животные изображались в разнообразных движениях, в стремительном беге. Художник подмечает ритмические повторы и изгибы линий, симметрию в расположении частей тела.

В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. Фигуры животных передаются крупными пятнами двумя-тремя красками; с помощью изменения силы тонов моделируются объемные формы.

Замечательные росписи этого периода найдены во Франции в пещерах Фон де Гом и в Северной Испании на потолке Альтамирской пещеры. Они передают могучую стихийную силу зверей. Первобытного человека интересует не только внешний вид животного, но и его характер, повадки.


Поражает разнообразие решения одной и той же темы, мастерская передача моментальных движений животного, полных напряжения поз. Таковы экспрессивные изображения бизонов - пасущихся, бегущих, лежащих, раненых, умирающих, готовящихся к схватке (Альтамира), чутких, настороженных северных оленей (Фон де Гом).


На камне из пещеры Лимейль (Франция) запечатлено не только стадо, но и повадки каждого оленя. В костяной пластинке из грота Лортэ (верхний палеолит, мадленский период, Франция, Музей Сен-Жермен) показаны олени, переходящие вброд реку. Небольшая поверхность украшенного гравировкой предмета обусловила поиски компактного композиционного расположения фигур на плоскости; здесь сделана попытка воспроизвести пейзажную среду - река обозначена изображением плавающих между ногами оленей рыб. В произведениях такого рода можно найти зачатки и декоративно-прикладного искусства и графики.


В период матриархата женщине, хозяйке жилища и хранительнице домашнего очага, принадлежало главное место в общественной жизни. Избегая конкретизации индивидуальных черт, художник гипертрофирует в ее фигуре специфические женские признаки, черты матери, воплощая в ней представление о единстве родового коллектива, что имело тогда важное значение. Массивные тяжеловесные женские статуэтки наделены пластической выразительностью и монументальностью. В фигурах экспрессивно выражены градации объемов, их ритмическое чередование. Редкое воспроизведение человеческого лица находим в женской голове (Дольные Вестоницы, Чехословакия; Брно, Моравский музей), вырезанной из кости мамонта. Художник подчеркивает удлиненный овал лица, характерную форму носа, глаз и рта.

ПАЛЕОЛИТА ИСКУССТВО – первичные формы изобразительной деятельности homo sapiens sapiens, появляющиеся в верхнем палеолите (Ориньяк) около 40–30 тысячелетий назад. Памятники палеолитического искусства – пещерная настенная живопись и рисунок, а также различные виды скульптуры сохранились преимущественно на юго-западе Франции и в прилегающей части Пиренейского полуострова. Спорадически они встречаются в Северной и Восточной Европе, Альпах, на территории Украины, на Южном Урале и в Сибири.

ЖЕНСКАЯ СТАТУЭТКА из Виллендорфа
ОЛЕНИ И РЫБЫ (гравировка на кости). Лорте, Франция
РАНЕНЫЙ БИЗОН и человеческие фигуры

Этот последний делится на две группы: абстрактную и фигуративную. Абстрактные делятся на два типа: аморфные и структурные. Фигуративные изображения охватывают широкий спектр форм, от натуралистических и умеренно стилизованных до схематических.

Типология палеолитического искусства может быть представлена в виде следующей схемы, показывающей типы первичных изобразительных форм и их соотношение:

Как следует из их определения, субкультурные формы – это формы полностью или частично природного происхождения: отпечатки и трафареты, фигурные камни, кости, раковины, клыки и иные частично обработанные натуральные предметы, использовавшиеся как украшения, имевшие сакральный характер.

Близкое к субкультурным положение занимают насечки на кости, имитировавшие царапины, оставленные на кости режущим орудием в процессе практической деятельности.

В промежуточном положении находятся артефакты, которые лишены структуры, однако включают элемент организации. Пример – известняковая плита с восемью парными углублениями из детского захоронения периода Мустье в Ля Ферраси. Такой же частичной организацией отмечены некоторые графические артефакты в пещерах Альтамира, Труа Фрер, Кастильо, Нио, Буксу, Пиндаль, Сантиана и др.

Абстрактные структурные формы существуют как простые (единичные) и сложные (композитные). Единичная абстрактная структура – это знак или символ, сложная – орнамент.

Абстрактные композитные формы палеолитического искусства образуют широкий спектр – от едва организованных до крайне стилизованных. Они чаще всего украшают различные изделия из кости, рога и камня.

Что касается человеческих изображений, то здесь – при относительной реалистичности в изображении фигуры – фактура волос изначально и повсеместно имеет условный, орнаментальный характер, образуя то шашечный рельефный рисунок, то рельефные концентрические круги. Таким же простым способом – ритмически повторяющимися поясами нарезок – передается и фактура одежды, и иногда воспроизводятся украшения. И все же чаще всего эти орнаментальные формы, по-видимому, имеют самостоятельное, в большей мере сакральное, нежели декоративное значение.

Копьевидные костяные изделия из Истюрица, сплошь покрыты резным орнаментом в виде причудливо изгибающихся спиралей, концентрических кругов; причем среди этих геометрических форм угадываются стилизованные изображения человеческой руки и головы животного. Иногда копьеметалку или иной костяной предмет украшает растительная форма в виде прямой линии, от которой елочкой расходятся ветви, реже – листья (копьеметалка из Ле Вейрие). Существуют переходные формы: крайне стилизованные фигурки рыб, образующие ритмическую орнаментальную структуру (кость из Ла Мадлен), стилизованные головы оленей (кость из Тейжа), ряд лошадиных голов (кость из Истюрица), серн (Гурдан) и т.д., обладают всеми особенностями орнамента. В то же время, сравнивая эти изображения с такими, как стада оленей из Ла Мери (Тейжа) или вереница лошадей, или фриз из оленьих голов в Ласко, можно прийти к заключению, что эти изображения следует рассматривать как сюжетные композиции.

Фигуративные изображения; здесь также существуют переходные формы. Некоторыми орнаментальными свойствами обладают умеренно стилизованные фигуры животных, вписанные в прямоугольник или круг (фигурка серны на маленьком костяном диске из Ложери Ба и др.). Декоративная функция таких изображений выражена яснее в организации двухфигурных композиций, например на копьеметалке из Труа Фрер.

Мера условности женских статуэток колеблется от образов почти реалистических (статуэтки из Костенок, фрагмент торса из Брассемпуи) до крайне стилизованной (Трезимено) и почти знаковой формы (две подвески из Дольни Вестонице).

Немногочисленные фигурки животных, найденные во Франции (Истюриц, Ложери Бас), в Чехословакии (Дольни Вестонице, Пржедмости), на Украине и в России (Костенки, Авдеево, Мальта и др.), умеренно стилизованы или предельно обобщены.

Скульптура представлена также выразительными рельефами. Один из наиболее известных – женщина с рогом из Лосселя – по стилю идентичен реалистическим статуэткам. Три женских торса из Англь Сюр Англен и две лежащие фигуры из Ла Мадлен – высшая точка реализма, которой достигла палеолитическая скульптура.

Переход от гравировки к рельефу, с одной стороны, и к рисунку и живописи – с другой, совершается столь же неприметно, как и переходы между формами абстрактными, схематическими и фигуративными.

Развитие гравированных и тоновых рисунков, полихромной живописи, рельефа, форм натуральных и искусственных, комбинированных – совмещающих технику скульптуры и живописи, живописи и гравировки и т.д. – прослеживается и в настенном пещерном палеолитическом и – позднее – в наскальном мезолитическом искусстве. При этом если в круглой скульптуре первое место среди сюжетов принадлежит женскому образу, то в настенной живописи это место занимает животное.

В диахроническом плане выделяют несколько стилистически обособленных групп живописных и скульптурных изображений.

Первая группа, включающая древнейшие фигуративные изображения, датируется приблизительно от XXX до XXV тысячелетия (ориньякский – начало граветтского периода). В нее входят преимущественно изображения животных. Самые ранние выбиты на обломках плоских камней; образы суммарны, выполнены в примитивной контурной технике. Типичны фрагментарные изображения: головы лошадей (Истюриц), голова животного и вульва (Селье), вульвы (Ла Ферраси). Среди настенных врезанных рисунков по стилю к ним ближе всего неполные контурные изображения передней части фигуры или головы животного – такие, как головы быка (Альтамира) и безрогого оленя (Ньо), прочерченные в глине, обобщенные фигуры мамонта, лошади, бизона и другие петроглифы из Пер-нон-Пер и др.

В этой группе нередко встречаются петроглифы, переходящие в плоский рельеф (вульва и лосось из Горж д'Анфер, рельефы из Лосселя и др.). Лоссельские рельефы принадлежат к числу самых ранних антропоморфных изображений. По стилю, технике, сюжетам они могли бы быть отнесены к следующей группе.

Изображения первой группы не равноценны по техническому исполнению, точности и выразительности рисунка. При этом у них много общего: профильные фигуры животных статичны, суммарны и не всегда могут быть идентифицированы. Конечности сдвоены, рога даются в профиль или анфас. Силуэт, как правило, без какой-либо проработки; нижняя часть ног чаще всего не прорисована. В качестве символов используются некоторые фрагментарные примитивно- натуралистические изображения – в частности, вульва. Абстрактные формы отсутствуют.

Вторая группа датируется от XXV до XV тысячелетия. Это одиночные, статичные фигуры или группы фигур, иногда перекрывающие друг друга. Визуально композиционная связь между сопредельными фигурами не обнаруживается (что не исключает возможности семантической связи между ними).

Для изобразительного языка всей первой и отчасти второй группы характерно отсутствие читаемой связи между образами. В сравнении с этим перемены, отмечаемые во второй группе, имеют второстепенное значение.

Оставаясь разрозненными, фигуры обрастают деталями, добавляются новые сюжеты, возникают не существовавшие ранее виды художественных изделий, совершенствуется прежняя и возникает новая техника.

Показательно, что памятники второй группы найдены на значительно более широкой территории, охватывающей Западную, Центральную и Восточную Европу.

При некоторых отступлениях эти фигурки имеют общие стилистические особенности: статичная фронтальная композиция, обобщенные формы, гипертрофированная средняя часть фигуры (грудь, бедра, живот, ягодицы), суммарно трактованные конечности, руки сложены на животе или на груди, ноги лишены стоп; отсутствуют черты лица. Эти качества, распространяющиеся на все без исключения статуэтки, могут быть выражены умеренно (Костенки) или доведены до гротеска (Виллендор).

Несмотря на то что европейская фауна верхнего палеолита представлена едва ли не исчерпывающе, семантика палеолитических изображений раскрывается в процессе анализа не столько сюжетов (образы женщины и зверя проходят через всю историю искусств), сколько стиля, который, являясь медиатором между структурой и функцией, формирует и формулирует концепцию образа. Сюжет его только называет.

Изменение стиля свидетельствует о трансформации концепции. Стиль, о котором идет речь (А.Леруа-Гуран называет его архаическим), достигает всей полноты воплощения в третьей группе. В это время создаются рельефы Рок де Сер, среди которых особенно выразительны тучные фигуры лошадей и бизонов. Очень близки к ним по стилю живописные коровы, лошади, быки и бизоны Ласко. Этим вторым периодом датируется большая и лучшая часть палеолитической скульптуры, которая, как было сказано, характеризуется теми же стилистическими особенностями.

В живописи третьей группы намечается тенденция к некоторой детализации и передаче движения, обогащается цветовая палитра И все же значимые стилистические изменения, свидетельствующие о меняющемся видении модели, происходят в следующей – четвертой группе, которую принято делить на две подгруппы – два стиля: ранний и поздний.

Последняя группа изображений включает большую часть всего палеолитического материала. Стиль этот с его особенностями, которые, как считает Леруа-Гуран, напоминают пиктографический код, распространяется почти на всю территорию Западной Европы.

В отличие от предыдущих групп, где изменение сюжетов выражается главным образом в количественных показателях, регистрирующих появление и исчезновение различных видов животных, сюжетные изменения четвертой группы представляются значимыми с точки зрения концептуального анализа. Наиболее содержательным в этом плане является исчезновение более или менее реалистических статичных женских изображений (они уступают место схематическим рисункам, символам и знакам) и увеличивающееся количество мужских фигур. Последние в отличие от женских, как правило, активны.

В редких для палеолита сценах столкновения человека и животного человек часто безоружен. Но и в тех случаях, когда присутствует оружие, верх одерживает, как правило, животное. Уже осознание этой коллизии природного и культурного указывает, что соответствовало жизненным принципам в той борьбе за выживание, которую вели охотники, населявшие территорию Европы в конце верхнего палеолита, и что должно было вскоре оказаться в центре их внимания. Условный рубеж, отделяющий палеолитического охотника от неолитического земледельца (между Х и V тысячелетиями до н.э.), в последнее время видится более размытым, чем прежде. Известные климатические изменения и технические инновации, по-видимому, не вели к резким переменам. Мезолитический образ жизни в материальном плане не обнаруживает черт, резко отличающих его от предыдущего периода, чего нельзя сказать о духовной культуре. На перемены в отношении к жизни и смерти, происходящие в этот переходный период, указывают новые формы искусства, а также новые типы погребений. О функциях палеолитического искусства дает представление анализ дописьменных форм искусства: мезолитической наскальной живописи, неолитических петроглифов и скульптуры, наскальных изображений и особенно реликтов первобытной культуры – архаических форм традиционного искусства Африки, Океании, Австралии.



Искусство эпохи палеолита, его особенности. Рисунки на стенах пещер, произведения монументальной живописи и скульптуры на территории Испании и юга Франции.

В эпоху палеолита существовали ископаемые, ныне вымершие виды животных и человека. Палеолит занимает большую часть времени существования человека, около 99 процентов.

Этот период условно подразделяется на этапы: нижний палеолит, средний палеолит (у нас иногда объединяется как археолит), верхний (поздний) палеолит и финальный палеолит.

Археологи утверждают, что примерно 30 тысяч лет назад представители ориньякской культуры применяли лунный календарь, для того, чтобы вычислить сезонные перемещения (миграции) животных.



В среднем палеолите появились первые наскальные рисунки и скульптурные изделия, которые со временем становились все более разнообразными. Принято разделять доисторическое искусство на два типа: жанровое и абстрактное. Реалистичные изображения людей и животных относят к жанровому искусству, а различные орнаменты – к абстрактному. Возможно, такие изображения использовались для исполнения каких-то магических ритуалов. Считается, что рисунки или статуэтки, изображающие обнаженных женщин, относились к Богине-матери, почитаемой первобытными людьми.

Древнейшие известные примеры монументальной живописи были найдены в пещерах Дордони во Франции (Ла Мадлен) и в Испании, на юге Пиреней (Альтамира, называемая столицей пещерной живописи ). Они представляют собой нацарапанные на стенах пещер контурные изображения животных.

Выделяются такие крупнейшие археологические культуры на территории Европы: ориньякская, солютейская, мадленская, свидерская.

Ориньякская культура.

В пещерах на территории современной Франции были обнаружены первые рисунки на известняковых плитах. Они представляют собой изображения зверей, звериных голов, людей в виде схематических контуров. Такие рисунки были найдены в пещерах Ориньяк, Ла Ферраси, Лоссель. На одном из известняковых рельефов был высечен охотник, метающий копье. Есть также изображения женщин. На стенах пещер находят изображения набора полумесяцев, линий и других символических знаков, такие же значки находят на камнях, на костях животных. Так древние люди обозначали лунный календарь и даже созвездия. Живя в холодном климате, люди охотились на диких лошадей, мамонтов, шерстистых носорогов и при помощи календаря вычисляли их передвижения.

Солютейская культура

В 1992 году в окрестностях Вила-Нова-де-Фош-Коа, города на северо-востоке Португалии был найден целый комплекс наскальных изображений. Там вырисовываются контуры животных, в том числе ископаемых: коней, туров, коз и других. Возраст самых ранних из них определяется примерно 20 тысяч лет до нашей эры.

Мадленская культура

Выделяются художественные приемы, которые были использованы первобытными мастерами, среди которых можно назвать: полихромию, растушевку, перспективу, искаженные изображения и незакрашенные участки рисунков.

Есть также находки фрагментов скульптур мадленской эпохи.

Читайте также: