Исход русской армии из крыма кратко

Обновлено: 08.07.2024

Для отправки людей морем в эмиграцию были выбраны пять крымских портов: Севастополь, Евпатория, Ялта, Керчь и Феодосия. К каждому из них приписали определенное (в зависимости от предполагаемого числа эвакуируемых) количество кораблей – военных, пассажирских, грузовых… По первоначальным прикидкам вывезти из Крыма предполагалось около 75000 человек - в основном военнослужащих, однако позднее, когда этот план пришлось реализовывать, реальные цифры оказались куда боле впечатляющими.

"Ни одна иностранная держава не согласилась принять эвакуированных"

Наступил черед реализовывать секретный врангелевский план вывоза войск и части населения морем за границу.

11 ноября главнокомандующий Русской армией отдал приказ по армии и флоту:

«Русские люди! Оставшаяся одна в борьбе с насильниками, Русская армия ведет неравный бой, защищая последний клочок русской земли, где существуют право и правда. В сознании лежащей на мне ответственности я обязан заблаговременно предвидеть все случайности.

По моему приказанию уже приступлено к эвакуации и посадке на суда в портах Крыма всех, кто разделил с Армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства с их семьями и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага.

Армия прикроет посадку, памятуя, что необходимые для ее эвакуации суда стоят в полной готовности в портах согласно установленному расписанию.

Дальнейшие пути наши полны неизвестности. Другой земли, кроме Крыма, у нас нет. Нет и государственной казны. Откровенно, как всегда, предупреждаю всех о том, что их ожидает.

В это же время было опубликовано специальное разъяснение крымского правительства, предупреждавшего, что никаких гарантий на будущее людям, отправляющимся на чужбину, оно дать не может:

«Ввиду объявления эвакуации для желающих офицеров, других служащих и их семейств правительство Юга России считает своим долгом предупредить всех о тех тяжких испытаниях, какие ожидают приезжающих из пределов России. Недостаток топлива приведет к большой скученности на пароходах, причем неизбежно длительное пребывание на рейде и в море.


"Плакали, целуя коней"

Воинам разрешали подниматься на борт лишь с личными вещами и легким вооружением. Все остальное приказано было оставить на берегу – пушки, повозки, лошадей…

«Стали прибывать кубанские конные полки. Они подходили в конном строю, затем спешивались и уже пешими вводились на базу, оставляя своих лошадей на произвол судьбы. Некоторые казаки плакали, обнимая и целуя своих коней, другие убеждали толпившихся возле базы в небольшом числе феодосийских обывателей разобрать казачьих лошадей по своим домам.

По сравнению с дисциплинированными офицерами и солдатами куда сложнее было управлять массой штатских, которые тоже хотели оказаться на борту. По мере того, как судов, на которые шла погрузка, в порту оставалось меньше и меньше, публика становилась все отчаяннее. Некоторые из штатских пытались прорываться через оцепление, выставленное возле пристаней. Другие, раздобыв лодку, подгребали к борту крупного корабля и пытались упросить кого-нибудь из членов команды поднять их на палубу, суля деньги и ценности.

"В уборную стояли часами"

Впрочем, для некоторых других пассажиров на некоторых других судах условия оказались куда комфортнее.

«В трюме было множество народу. Тут же помещались эвакуировавшиеся с частями женщины — семьи офицеров и сестры милосердия. Посредине трюма, на люке, ведущем в нижнюю его часть, расположилась группа казаков. У них оказалось вино, и почти всю ночь они пили и шумели.

«Переезд по морю до Константинополя длился пять дней. Генерал, солдат, юнкер, дама — все уравнялись в правах на кружку воды или проход в уборную.

Вежливость, дисциплина, выдержка, воспитанность исчезали. От скученности и грязи появились насекомые. Вымыться, хотя бы морской водой, был невозможно. Да и переодеться было не во что.

Спали вповалку на мокрых палубах, в грязных трюмах, под копотью труб. Особенно тяжело было женщинам. В этой обстановке родилось несколько младенцев и умерло несколько больных и стариков.

Разгулявшиеся волны порвали буксирный конец, и оставшийся совершенно беспомощным эсминец не смог им долго противостоять. Когда командованию эскадры стало известно о происшествии, несколько судов вернулись к предполагаемому месту катастрофы, но никаких следов миноносца и находившихся на нем сотен людей обнаружить не удалось.

"Дама запускала руку за декольте и вытаскивала вшу"

То, что творилось тогда в этих импровизированных узилищах, вызывало у людей из приличного общества (а таковых было на кораблях очень много) настоящий шок.

«Дальше шло все хуже и хуже. Пропадала всякая стыдливость, и понятия о приличном и допустимом значительно расширились и упростились. Иногда наша дама днем во время разговора запускала себе руку за декольте и вытаскивала вшу, которую предлагала мужу немедленно уничтожить на ее глазах.

Обилие вшей было так велико, что за один прием каждый из нас убивал их в своем белье штук по 70-80. Под конец нашего пребывания на корабле всякое понятие о стыдливости исчезло и можно было видеть совершенно необыкновенные картины: мужчины и женщины, сидя вокруг одной и той же свечи, раздевались почти донага и, продолжая вести самый салонный разговор, избивали вшей.

Дальнейшая судьба большинства из этих десятков тысяч русских людей, вынужденных покинуть родину, печальна. Офицеры и солдаты врангелевской армии на долгие годы оказались фактически заперты в специально оборудованных лагерях в Галлиполи, Чаталджу, на острове Лемнос. Военные корабли русской эскадры вынуждены были уже через несколько месяцев перебазироваться в тунисский порт Бизерта, где они и стояли на приколе еще долгие годы.

Крымский исход

13 — 16 ноября 1920 года произошёл исход Русской армии генерала Врангеля и сочувствующего ей гражданского населения из Крыма за пределы России. Это событие называют временем окончания Гражданской войны на Юге России. Многие тысячи военных и гражданских беженцев были вынуждены покинуть Россию и бежать в неизвестность.

Эвакуация была связана с успехом Красной Армии в наступательной операции войск Южного фронта под командованием М. В. Фрунзе с целью прорыва укреплений белых на Перекопском перешейке и Сиваше, и занятия Крымского полуострова (Перекопско-Чонгарская операция 7 ноября — 17 ноября 1920 года). На полуостров вели три дороги. Перекопский перешеек шириной около 10 км. Восточнее, за Сивашем, где к Крыму близко подходит Чонгарский полуостров, от него была проложена узкая дамба с железнодорожной линией и мостом, а в другом месте был расположен гужевой мост. Третья дорога была расположена ещё восточнее – через Генический мост на Арабатскую стрелку. Ещё весной 1920 года белые приняли решение об их дополнительном укреплении, но в реальности сделали мало. Из-за нехватки средств, материалов, да и отсутствия настойчивости работы шли медленно.

На Перекопе первую линию обороны составлял Турецкий вал – земляной, насыпанный ещё в средние века. За ним в 20-25 км располагалось несколько линий Ишуньских укреплений между озерами и заливами. Все позиции представляли собой обычные окопы, часто полуобвалившиеся из-за осенних дождей. Их прикрывали заграждения колючей проволоки. Блиндажи были деревоземляные, артиллерия имела только полевые укрепления, а не долговременные. Собственно тяжёлой артиллерий почти не было, она была утеряна при отступлении, иностранцы же с поставками не спешили. Железнодорожную ветку к Ишуньским укреплениям для подвоза боеприпасов не достроили. Турецкий вал защищала Дроздовская дивизия, которая насчитывала всего 3,2 тыс. штыков. На выступе Литовского полуострова стояла 2-тыс. бригада Фостикова. Корниловцы и марковцы занимали Ишуньские позиции, они прикрывали южную часть Сиваша. На Чонгарском направлении и Арабатской стрелке оборону занимали Донской корпус и кубанцы (около 3 тыс. человек). В резерве были 13-я, 34-я дивизии и кавалерийский корпус. Все части были сильно обескровлены предшествующими боями. В тылу дополнительно формировалась 15-я дивизия. Всего оборону держали около 35 тыс. штыков и сабель при около 200 орудиях, 750 пулеметах, 14 бронепоездах, 45 танках и бронеавтомобилях. Ещё несколько тысяч были заняты охраной коммуникаций, объектов и борьбой с партизанами.

7 ноября Красная Армия провела разведку боем на Чонгарском направлении. Крымский полуостров был объявлен на осадном положении, генерал Кутепов был назначен главой обороны. В ночь на 8 ноября началась основная операция. Турецкий вал стала штурмовать группа Блюхера: четыре бригады 51-й дивизии, Латышская дивизия, артиллерийская группа из 55 орудий и бронегруппа – 14 единиц бронетехники. Через Сиваш бросили 20 тыс. десант в составе двух бригад 51-й дивизии, 15-й и 52-й дивизий. В ходе ожесточённого боя красные заняли позиции белых, но продвинуться дальше Литовского полуострова не смогли, их остановили артиллерийским огнем и контратаками прибывших белых подкреплений. Красному десанту на помощь перебросили 7-ю кавалерийскую дивизию и махновцев, это привело к коренному перелому на этом направлении. Затем Фрунзе направил на это направление ещё и 16-ю кавдивизию. Белые под сильным давлением стали отступать, и красные прорвались в Крым.

На Турецком валу ситуация для Красной Армии была более тяжёлой. Белые яростно отбивались и отразили три штурма. Только во время ночного четвертого штурма красные смогли прорвать позиции белых. Дроздовцы и корниловцы были уже отрезаны от своих, но смогли пробить дорогу. К вечеру 9 ноября красные вышли в Ишуньским позициям, а 51-я дивизия с ходу их прорвала. Прорыв белые остановили. Но белые подтянули артиллерию и открыли сильный огнь. 10 ноября наступление было продолжено, и 51-я дивизия захватила вторую линию обороны. Врангель попытался организовать контрудар, подтянув корпус Барбовича и начав перебрасывать Донской корпус с Чонгарского направления.

Красное командование, узнав об этом перемещении белых войск с помощью авиационной разведки, отдало приказ нанести удар на Чонгарском направлении 4-й армии, а 2-я Конная армия была направлена на Перекоп. В ночь на 11-е ноября наступление на Чонгарском направлении началось. Этот удар мог привести к выходу красных в тыл всей ишуньской группировке белых. Врангель повернул назад Донской корпус и отправил к станции Танагаш все исправные бронепоезда.

Крымская эвакуация

Даже командование Белой армии, которое обладало намного более полной информацией об обстановке, не предполагало такого исхода. Врангель считал, что у Фрунзе под началом около 100 тыс. человек, их них 25 тыс. кавалерии, в реальности Южный фронт имел в своём составе почти 200 тыс. человек, из них более 40 тыс. конницы. Большое превосходство красными было создано по артиллерии и пулемётам. С возможность поражения считались, но не верили, что всё произойдёт так быстро. Считалось, что времени на подготовку возможной эвакуации будет достаточно.

В ночь с 11 на 12 ноября, когда рухнули последние рубежи обороны, план эвакуации уже был подготовлен. Корабли и суда были распределены между частями, выделены транспорты для семей военных, правительственных и тыловых учреждений и организаций. Оставшиеся суда были должны использоваться для вывоза желающих среди гражданского населения. Чтобы ускорить погрузку и произвести её без задержек, каждая часть имела свой порт для погрузки. 1-й и 2-й корпуса были должны отходить к Севастополю и Евпаторию, корпус Барбовича – в Ялту, кубанцы – Феодосию, донцы – в Керчь. Войска отходили довольно организованно, им даже удалось оторваться от красных на 1-2 перехода. Надо отметить, что разработка эвакуационного плана началась ещё за полгода до эвакуации, его разрабатывал штаб главнокомандующего совместно с командующим флотом. Для реализации этого плана в черноморском бассейне должен был постоянно оставаться определенный тоннаж судов. Все суда и плавсредства были распределены по портам. В этих же портах был создан неприкосновенный запас угля, машинного масла и провианта на случай объявления эвакуации.

Красная Армия проводила перегруппировку сил. Фрунзе, видимо, ожидал ожесточённого сопротивления обречённых белых частей, и предложил им почётную капитуляцию, обещая свободу, неприкосновенность и даже свободный выезд за границу под честное слово прекратить борьбу с большевиками. 12 ноября Фрунзе за это предложение раскритиковал Ленин. Только через день красные войска продолжили наступление. 6-я армия двинулась на Евпаторию, 2-я и 1-я Конные армии - на Симферополь и Севастополь, 4-я армия и 3-й кавалерийский корпус – на Феодосию и Керчь. 13 ноября красные заняли Симферополь.

15 ноября силы Красной Армии заняли Севастополь и Феодосию, 16 ноября – Керчь, а 17 ноября – Ялту. Перекопско-Чонгарская операция была успешно завершена, Крымский полуостров был весь занят Красной Армией, Южный фронт Гражданской войны был ликвидирован.

Исход Белой армии из Крыма 14 ноября 1920 года подвел историческую черту в Гражданской войне на юге России.

Советская пропаганда рассказывала о панике и хаосе при эвакуации.

А как происходил исход на самом деле?

Шансы удержать полуостров у барона Врангеля оказались равны нулю.

Красная Армия превосходила армию белых.

У барона Петра Николаевича Врангеля не хватало ни продуктов, ни топлива для содержания войск.

Белая армия оказалась заперта на полуострове без возможности пополнения резервов.

Только умело построенная генералом Слащевым оборона продлевала агонию.

Сопротивляться далее армия Врангеля не имела ни сил, ни возможностей.

Исход Белой армии был предрешен.

Как проходил исход Русской армии.

Барону Врангелю еще при обороне Перекопа становится ясно, что Крым удержать не удастся.

Он отдает распоряжение: "Срочно подготовить все имеющиеся суда для эвакуации людей."

По его распоряжению также были составлены списки желающих покинуть Россию. Все, кто хотел уехать, уехали.

Корабли были подготовлены заранее.Все, что было на плаву, было отремонтировано и подготовлено к использованию.

Флот , подготовленный для исхода Белой армии был сосредоточен в пяти портах:

Планом эвакуации было заранее определено, куда и каким частям отходить и где должны быть сосредоточены гражданские лица.

Исход Белой армии, проходил организовано и относительно спокойно.

Для поддержания порядка из казаков и юнкеров были специально организованы команды.

Советская пропаганда в книгах и фильмах показывала исход белых, как паническое бегство. Однако все происходило не так.

Барон Врангель на военном корабле обошел все порты, проверил готовность к эвакуации и только после этого отдал приказ на отплытие.

Хотя по плану эвакуации планировалось эвакуировать 70-75 тысяч человек, но получилось гораздо больше.

Все суда были плотно загружены. Для эвакуации также использовали корабли Антанты.

На 126 судах было вывезено 145 693 человека, не считая экипажей.

Корабли белого флота вышли из портов 14 ноября 1920 года . Все они благополучно добрались до портов назначения, за исключение одного, пропавшего без вести судна.

Они уходили с оружием в руках, некоторые с еще свежими ранами.
Уходили под натиском лютого до сатанизма врага, словно вырвавшегося из преисподней разрушать и разрушившего их Отчизну.

Они отступали, унося свою Россию в своих сердцах, душах и умах.

Исход русской армии из Крыма официально считается окончанием гражданской войны на юге России.

Дальнейшая судьба офицеров и солдат Белой армии.

Многие солдаты, офицеры, чиновники не захотели покидать Родину.
Также во время боев за Крым Красной Армией около 52 тысяч солдат и офицеров были взяты в плен.

Со многими из оставшихся Советская власть поступила жестоко.

Развернувшийся против них "красный террор", наводнившими Крым всякого рода спецслужбами и особыми отделами, унес многие жизни.

Размаху и жестокости террора ужаснулись даже в Москве.

А ведь все, кто не уплыл на чужбину готовы были лояльно относиться к Советской власти.

Жертв террора насчитывались тысячи.

В результате Крым остался без квалифицированных специалистов и рабочих рук.

По — разному сложилась судьба покинувших Крым.

Эвакуировались ведь не только офицеры, которые умели хорошо воевать и больше ничего.

Те, у кого была гражданская профессия или сбережения, смогли устроиться на работу и приспособиться к жизни за границей.

Но основной массе эвакуированных в чужих странах пришлось несладко.

Эвакуация армии позволила ей сохраниться, а не превратится вооруженный сброд.

Несколько лет после исхода армия была готова в любой момент вернуться домой.

Русские, испытывая колоссальное давление иного мира, всё равно остались русскими.

Не многим из них довелось снова увидеть родной русский берег.

Но они смогли вопреки всему в новых поколениях уже своих детей , которые никогда не видели России, воспитать их русскими по духу, вере и чести.

"Быть честным и смелым так легко, и лучше смерть, чем прозябание в порабощенной и униженной стране." (генерал Марков С.Л.)

Публикуемые материалы лишь отражают информацию из сети. Просьба не выбрасывать заметки из ленты, оставляйте лайки.

Подготовка к эвакуации

Схема операции красных в Крыму.

Образцовая эвакуация

Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня,
Я с кормы всё время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Всё не веря, всё не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою.
Конь всё плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо,
Покраснела чуть вода…
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.

0.jpg

0.jpg

Последняя гавань русского императорского флота

В конце октября 1920 года положение войск Русской армии генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля в Крыму приняло критическое положение. Войска не смогли удержать Чонгарский и Перекопский перешейки и вынуждены были отступить за озеро Сиваш. Командованию армии стало ясно, что полуостров не удержать, и эвакуация войск за пределы России стала неизбежной.

Русский флот в Бизерте

Русский флот в Бизерте

Трудностей хватало. Желающих эвакуироваться оказалось намного больше, чем планировалось. Многие корабли и гражданские суда были не в лучшем состоянии, а кроме того, команды многих транспортных судов были просто ненадежными.

Флагман Белого флота

Флагман Белого флота

Практически две недели шла эвакуация и проводилась из нескольких портов. В том числе из Ялты было эвакуировано 13 тысяч человек, из Феодосии – около 30 тысяч, из Керчи – 32 300. Всего Крым во время этой эвакуации покинуло около 150 тысяч человек.

Русская эскадра и последняя стоянка

Несмотря на то, что война нанесла значительный ущерб флоту, он все еще представлял значительную силу. Из Крыма на чужбину отправилось 126 кораблей. Их путь лежал в турецкий Константинополь. Здесь сразу пришлось продать часть судов, чтобы поддержать совсем неимущих. В помощи нуждалось большинство, в том числе и генералы.

Погрузка беженцев

В декабре 1920 года Франция согласилась принять Русскую эскадру в тунисском порту Бизерта. На 33 кораблях, пришедших в Тунис, помимо матросов и офицеров флота было 5400 беженцев.

Эскадрой командовал контр-адмирал Беренс, который очень много сделал, чтобы сохранить корабли и экипажи, помочь гражданским беженцам, но всё равно ситуация постоянно ухудшалась. Состав эскадры постепенно сокращался, средств катастрофически не хватало. Французское правительство начало уничтожение судов Русской эскадры. Часть кораблей увели из порта и ввели в состав торгового флота Франции, еще часть выкупили мальтийские и итальянские судовладельцы.

Прощай Родина

Личному составу кораблей было предложено принять французское гражданство, но не все этим воспользовались. Многие так и остались с документами о российском подданстве.

Русская диаспора в Бизерте жила очень сплочённо, здесь сложилась особая обстановка – островок православия в старинном мусульманском городе. Суровая жизнь сплотила оставшихся русских, и сами отношения между людьми, оторванными от родины, были особенными.

Русский флот в Бизерте

Русский флот в Бизерте

После заключения дипломатических отношений между Францией и Советским Союзом эскадра официально была расформирована. В Бизерту приехала советская техническая комиссия, был составлен список судов, которые должны быть возвращены. Но корабли так и не вернули, в дальнейшем они были проданы на металлолом.

К 1925 году, когда русский флот прекратил своё существование в Бизерте, русских здесь оставалось всего 149 человек.

Главная хранительница традиций русского флота

А вот сохранению памяти о русской эскадре в Безерте мы обязаны воспоминаниям Анастасии Александровны Манштейн-Ширинской. Она была свидетельницей эвакуации русских кораблей из Крыма во время Гражданской войны и прожила всю свою долгую жизнь (до 97 лет) в Тунисе. Большой заслугой Анастасии Александровны стало сохранение исторических реликвий и памяти о русских моряках, не по своей воле оказавшихся в далекой африканской стране.

Эвакуация с Графской пристани

Эвакуация с Графской пристани

Эскадренный броненосец Сисой Великий

Эскадренный броненосец Сисой Великий

P.S.

Читайте также: