Исчезновение янтарной комнаты кратко

Обновлено: 06.07.2024

Янтарную комнату искали в тайных немецких бункерах, на дне моря и даже подозревали, что она специально была подделана, чтобы обмануть нацистов.

В начале октября 1941 года, через несколько дней после оккупации Пушкина, немцы вывезли в Германию легендарную Янтарную комнату — одно из самых знаменитых сокровищ, принадлежавших некогда императорской династии Романовых.

Вплоть до весны 1945 года комната находилась в замке Кёнигсберг (теперь Калининград). Однако после капитуляции нацистской Германии сокровище бесследно исчезло. Судьба Янтарной комнаты вот уже 70 с лишним лет остаётся загадкой. За это время появилось множество версий её исчезновения, вплоть до самых экстравагантных.

Краткая история комнаты

Этот шедевр был создан немецкими мастерами в самом начале XVIII века по заказу прусского короля Фридриха. Через несколько лет его сын Фридрих Вильгельм, знаменитый король-солдат, подарил Янтарный кабинет русскому царю Петру I. Фридрих и Пётр были близкими друзьями, и прусский король решил одарить своего приятеля и союзника ценным подарком.

Коллаж © LIFE. Фото © wikipedia

Коллаж © LIFE. Фото © wikipedia

Позднее шедевр был перемещен в Екатерининский дворец в Царском Селе. В период правления Елизаветы была затеяна грандиозная реконструкция дворца под руководством знаменитого архитектора Растрелли. По просьбе императрицы итальянец добавил к Янтарной комнате несколько элементов, чтобы её можно было разместить в более крупном помещении.

После реконструкции ставшая ещё более роскошной Янтарная комната превратилась в один из самых знаменитых элементов Екатерининского дворца.

Как комната оказалась у немцев

После начала Великой Отечественной войны эвакуации на восток подлежали не только заводы, но и важные предметы искусства. Часть сокровищ из бывших императорских дворцов и музеев удалось вывезти, однако Янтарную комнату решено было оставить. До сих пор однозначно так и не установлено, по какой причине бесценный шедевр был оставлен на месте. Согласно наиболее распространённой версии, сотрудники музея не рискнули тронуть комнату, опасаясь повредить её. За долгие годы янтарь, находившийся в здании с печным отоплением и сквозняками, мог стать очень хрупким, и комнату не стали эвакуировать, побоявшись испортить шедевр. Вместо этого стены комнаты заклеили марлей и ватой, замаскировав всё обоями. Это должно было предохранить комнату от повреждений и спрятать её от немцев.

Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС / Улльштайн Бильдердинст © wikipedia

Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС / Улльштайн Бильдердинст © wikipedia

Однако нацисты, оккупировавшие Пушкин, обнаружили сокровище. В начале октября они демонтировали комнату для вывоза в Германию, справившись за 36 часов. Уже 14 октября она находилась в Кёнигсберге.

Исчезновение

С октября 1941 года Янтарная комната находилась в Кёнигсбергском замке. Из-за разницы в размерах помещений (немцы смонтировали комнату в меньшем помещении, чем в Екатерининском дворце) некоторые элементы комнаты даже не выставлялись, а хранились в запечатанных ящиках.

Коллаж © LIFE. Фото © wikipedia

Коллаж © LIFE. Фото © wikipedia

Летом 1944 года начались налёты авиации союзников на Кёнигсберг. После одной из бомбардировок Кёнигсбергский замок получил серьёзные повреждения. Однако, согласно архивным свидетельствам, непосредственно янтарная комната не пострадала. Чтобы исключить риск её разрушения при дальнейших бомбардировках, немцы демонтировали её и упаковали в ящики. В таком виде она хранилась вплоть до начала 1945 года.

В январе 1945 года нацистское руководство инициировало эвакуацию Восточной Пруссии. Предполагалось, что помимо людей будут вывозиться и все ценности. Однако эвакуация из-за огромных масштабов была достаточно хаотичной. С тех пор Янтарную комнату никто не видел. В апреле 1945 года, после взятия Кёнигсберга советскими войсками, не удалось найти никаких следов сокровища.

Комната погибла в огне

Согласно одной из популярных версий, Янтарная комната погибла в ходе боевых действий. В ходе летних налётов британской и американской авиации летом 1944 года была разрушена почти половина Калининграда. Весьма серьёзный урон получил и замок Кёнигсберг, в котором находилась комната. Вполне возможно, что уже на этом этапе сокровище было повреждено.

Коллаж © LIFE. Фото © wikipedia © ТАСС / Науменков Николай

Коллаж © LIFE. Фото © wikipedia © ТАСС / Науменков Николай

Весной 1945 года бои продолжились, город был почти полностью разрушен. Уцелело не более 10% зданий. Особенно сильно пострадал замок, который к моменту капитуляции немецкого гарнизона лежал в руинах. Авиабомбы, артиллерия, городские бои — всё это могло превратить исторический шедевр в груду обломков. Тем более что на фоне начавшегося хаоса и паники немцам было явно не до шедевров прошлого.

Комнату спрятали в тайном хранилище

Эта версия является самой популярной. Она опирается на ряд свидетельств немецких военнослужащих, которые утверждали, что упаковывали Янтарную комнату и готовили её к дальнейшему вывозу в некое надёжное место. Новый импульс этой версии придала находка нескольких элементов утраченного шедевра в 90-е годы, которые удалось вывезти немецким офицерам.

У немцев было достаточно времени, чтобы вывезти и спрятать Янтарную комнату. Эвакуация Восточной Пруссии началась в январе 1945 года, а Кёнигсберг был захвачен только в середине апреля. Немцы могли вывезти сокровище на одном из кораблей в Германию, либо спрятать его где-то на территории региона.

Коллаж © LIFE. Фото © gettyimages © Wikipedia

Коллаж © LIFE. Фото © gettyimages © Wikipedia

Поиски тайного убежища, где могла быть спрятана комната, продолжаются до сих пор. Почти каждый год в разных странах организуются новые экспедиции, которые ищут сокровище в Германии, Польше, Литве или Калининградской области. За этот период было обнаружено несколько немецких тайников, но никаких следов Янтарной комнаты пока найти не удалось.

Однако тот факт, что в 90-е годы в Европе были найдены несколько элементов комнаты, стимулирует искателей сокровищ и учёных продолжать поиски. Летом 2019 года польские специалисты обнаружили тщательно замаскированный туннель рядом с бывшим командным бункером в Мамерках. После этого СМИ сообщили, что в этом туннеле может находиться Янтарная комната и какие-то другие сокровища, награбленные нацистами. В настоящее время работы на объекте продолжаются.

Комната утонула

Согласной этой версии, сокровище находится на дне моря. В ходе эвакуации Янтарную комнату решили вывозить на корабле "Вильгельм Густлофф", который так и не добрался до Германии. Он был торпедирован советской подлодкой под командованием Александра Маринеско.

Коллаж © LIFE. Фото © wikipedia © ТАСС

Коллаж © LIFE. Фото © wikipedia © ТАСС

Известно несколько свидетельств от людей, которые видели, как некие ящики из замка грузили на корабль. Однако проверить достоверность этих свидетельств невозможно. Погрузка на "Вильгельм Густлофф" велась в спешке и хаосе, до сих пор не удалось установить даже точное число пассажиров, находившихся на корабле, не говоря уже о его грузе.

Комнату тайно продали

Конспирологическая версия, согласно которой комнату в целости и сохранности обнаружили в подвалах замка Кёнигсберг. Однако вместо возвращения в Пушкин её решили тайно передать американцам в счёт оплаты долга за поставки в рамках ленд-лиза.

Коллаж © LIFE. Фото © wikipedia © ТАСС

Коллаж © LIFE. Фото © wikipedia © ТАСС

Данная версия является откровенно сомнительной. Во-первых, экономическое положение СССР было не настолько бедственным, чтобы поступать подобным образом. Во-вторых, американцев вряд ли заинтересовал бы шедевр, который они не могли показать публике. Какой смысл платить за обладание сокровищем, которое не может быть выставлено ни в одном музее. В-третьих, в подобной сделке участвовало бы немало специалистов и экспертов. Вряд ли настолько знаменитый объект удалось бы тайно продать и хранить эту тайну на протяжении 74 лет.

Комната была фальшивой

Ещё одна конспирологическая и маловероятная версия. По ней, настоящую Янтарную комнату вывезли на восток ещё летом 1941 года. А немцам оставили наспех сделанную фальшивку. После войны Янтарную комнату решили не возвращать, а Сталин и последующие советские лидеры при каждой удобной возможности припоминали пропажу комнаты лидерам ФРГ. Таким образом, мнимая гибель Янтарной комнаты использовалась как дополнительный рычаг для давления на капиталистическую часть Германии. А сама комната якобы до сих пор остаётся в одном из тайных хранилищ. Эта версия возникла в годы холодной войны, но не пользовалась особой популярностью.

Существует вероятность, что Янтарная комната погибла в начале 1945 года. Однако многие специалисты считают, что она спрятана в одном из тайных бункеров нацистов на территории Европы. Тот факт, что до сих пор время от времени удаётся находить спрятанные нацистами сокровища и предметы искусства, стимулирует историков и искателей сокровищ продолжать свои поиски.

Считается, что Янтарную комнату заказал для своей жены прусский король Фридрих I. Королева София-Шарлотта хотела переделать свой летний дворец Литценбург во что-то величественное. Решено было украсить один из кабинетов янтарными панелями.

Но в 1709 году королева скончалась, и Фридрих I решил не трогать ее летний дворец, а перенести Янтарную комнату в другую резиденцию. Во время одного из своих визитов в Берлин готовые янтарные панели рассмотрел Петр I и был восхищен работой мастеров.

Так как после смерти короля его сыну Фридриху Вильгельму I Янтарный кабинет оказался не нужен, то он с радостью его презентовал Петру в 1716 году в качестве дипломатического подарка по случаю заключения русско-прусского союза. В ответ Петр послал прусскому королю 55 русских гренадеров и кубок собственной работы.

Янтарные панно были доставлены в Петербург в 18 ящиках, а принимал их губернатор Александр Меншиков. Считается, что при жизни Петра кабинет так и не был установлен, а хранился в людских покоях Летнего дворца.

О дорогом подарке в 1743 году вспомнила его дочь Елизавета и поручила украсить янтарем Зимний дворец. Работой занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли. Он восполнил нехватку некоторых элементов мозаичными панно из агатов и яшмы, зеркалами и золоченой деревянной резьбой.

К 1770 году Янтарная комната в своем окончательном виде, существенно увеличившись в размерах и роскоши, украсила Екатерининский дворец в Царском Селе. Несколько раз комнату реставрировали. Последняя крупная реставрация была намечена на 1941 год.

Загадочное исчезновение

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск, но Янтарную комнату решили не трогать из-за ее хрупкости. Комнату законсервировали, а панно упаковали в вату, марлю и бумагу, чтобы уберечь от разрушения в случае бомбардировок. Но немцам во время оккупации удалось буквально за двое суток демонтировать все панно и вывезти из дворца.

Янтарную комнату смонтировали в одном из залов Королевского замка Кенигсберга, где она и находилась с 1942 по 1944 год. Но помещение по размерам было значительно меньше Янтарной комнаты, поэтому некоторые панно стали храниться отдельно. В августе 1944 года английская авиация нанесла массированный удар, в результате чего в замке начался пожар. Однако принято считать, что ящики, в которых хранились янтарные панно, почти не пострадали и хранились там вплоть до штурма советскими войсками весной 1945 года. 9 апреля советская армия заняла замок, а уже 11 внезапно произошел пожар. Считается, что панно были демонтированы и вывезены в неизвестном направлении.

Работы по воссозданию Янтарный комнаты начались еще в СССР в 1981 году под руководством Александра Журавлева. Но только к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году комнату удалось восстановить в полном объеме с применением калининградского янтаря. Сейчас она доступна для посещения в Екатерининском дворце.

Однако версий о том, куда же пропала подлинная комната, до сих пор немало. Кто-то утверждает, что Янтарная комната зарыта на севере Ютландии, другие верят, что советские власти расплатились янтарными панно с США за поставки по ленд-лизу.

Есть также версия, что комнату не вывозили, а спрятали там же в Кенигсберге, где она до сих пор и находится. Но янтарь без специальных условий влажности и температуры мог просто разложиться и не сохраниться до наших дней. Также есть предположение, что она была все-таки вывезена и спрятана в тайнике на территории другой страны.

— Александр Георгиевич, о таинственном исчезновении Янтарной комнаты во время войны слышали, наверное, все, многие бывали в Царском Селе и видели её в воссозданном виде. Расскажите об истории создания этого произведения искусства и его появления в России.

— Янтарная комната была создана в начале XVIII века по замыслу архитектора Андреаса Шлютера для нового дворца прусского короля Фридриха I в Берлине. Изначально она была меньших размеров — это был, скорее, Янтарный кабинет. Однако собрать панели в готовом виде не успели, так как в 1713 году Фридрих I умер, а сменившему его Фридриху Вильгельму I это произведение искусства было не нужно. Зато ему был очень нужен союз с Россией в войне против Швеции, и в ноябре 1716 года, во время встречи с Петром I, Фридрих Вильгельм, зная, что русский царь проявлял интерес к Янтарному кабинету, преподнёс его в качестве политического дара, чем очень обрадовал Петра. В июле 1717 года кабинет перевезли в Санкт-Петербург, где он некоторое время находился в Меншиковском дворце, потом его дважды собирали, но в конечном итоге Янтарная комната была собрана в середине XVIII века гениальным Франческо Растрелли в одной из парадных комнат Большого Екатерининского дворца Царского Села. Там она находилась до осени 1941 года, когда её похитили гитлеровцы.

— Именно Растрелли превратил Янтарный кабинет в комнату?

— Да, перед этим она была собрана в старом Зимнем дворце, там было помещение парадное, но не очень большое. А в Большом Екатерининском дворце помещение было гораздо больше, и Растрелли, чтобы заполнить всё пространство комнаты, существенно расширил общую композицию: вставил зеркальные пилястры, дополнительные вставки сверху и снизу.

— Янтарная комната после исчезновения стала своеобразным символом утраченного культурного достояния России. Она всегда имела статус особо ценного объекта или здесь сыграл дополнительную роль фактор её таинственного исчезновения?

Год назад была шумиха в Польше, где нашли какой-то очередной бункер, заброшенный со времён войны. Но там достаточно хотя бы на вход посмотреть. Большие янтарные панели были размером 3,69 на полтора метра, а в этот бункер еле человек пролезет. Ну разве можно было их там спрятать? Но шуму в СМИ было очень много.

— К недавней находке польских водолазов вы тоже относитесь скептически?

— Возвращаясь к Янтарной комнате. Что достоверно известно о том, как её вывозили в 1941 году из Царского Села? И куда дальше ведут её следы?

— Янтарной комнаты не оказалось в утверждённых перед войной советским правительством списках ценностей из дворцовых ансамблей Петербурга, которые подлежали эвакуации. Сотрудники Екатерининского дворца-музея побоялись самостоятельно её вывозить, а немцы после занятия Царского Села Янтарную комнату очень быстро демонтировали и вывезли.

Комната была так называемой прерогативой фюрера и предназначалась для будущего грандиозного музея фюрера в австрийском Линце.

Но так как на тот момент он ещё не был построен, то гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох и директор Художественных собраний Кёнигсберга Альфред Роде, крупнейший специалист по янтарю, попросили Гитлера до создания музея в Линце выставить Янтарную комнату в бывшем Королевском замке Кёнигсберга. Разрешение было получено.

— То есть подчиняться распоряжению Бормана и расставаться с комнатой Роде не хотел?

— Известно, куда они в итоге попали?

Через несколько дней этот район заняли американцы, и уже в мае 1945 года все находившиеся в шахте элементы Янтарной комнаты через Антверпен были вывезены в США. Штайн сетовал в письме, что все акты касательно этого дела недоступны для ознакомления, полностью засекречены и хранятся в архивах военного департамента США.

— Откуда известны такие подробности?

— Поисками Янтарной комнаты после войны занимался Анатолий Михайлович Кучумов, которого я хорошо знал лично. Он был хранителем Янтарной комнаты до войны, а после её окончания возглавлял советскую правительственную комиссию по поиску похищенных гитлеровцами культурных ценностей. Его группе удалось отыскать более 200 тыс. произведений искусства, вывезенных не только немцами. За эту работу он был удостоен Ленинской премии СССР. Кучумов многое рассказывал мне, но правду о судьбе Янтарной комнаты так и не сказал, так как дал пожизненную подписку МГБ СССР о неразглашении. Уже после его смерти в его архиве, к которому я получил доступ, в 2011 году я нашёл уникальные документы, которые проливают свет на судьбу комнаты.

— Так что же с ней в итоге произошло?

— В бумагах Кучумова опровергается версия о том, что комната погибла в огне, который охватил замок 11 апреля 1945 года. Ящики с панелями успели вывезти, сгорели лишь три мозаики. По свидетельству, которое я привожу в книгах, панели сначала переправили в район Литовского вала в Кёнигсберге, в то место, где находятся Закхаймские ворота.

По материалам Кучумова видно, что там же хранились и другие найденные в тайниках сокровища Восточной Пруссии. Все эти ценности МГБ затем переправило в Берлин.

Как сообщил в письме Кучумову немецкий профессор Штраус, который занимался перемещёнными ценностями и присутствовал при этих событиях, в 1950 году они были переданы американцам и оказались в Западном Берлине.

У СССР за военные поставки были долги перед США на $11,3 млрд, из них $9,8 млрд Москва признала, а платить было нечем. По договору срок платежей по ним наступал через пять лет после окончания войны, то есть как раз в 1950 году. В золоте долг составлял 8722 тонны, а золотой запас СССР в 1953 году был 2050 тонн. Вот и рассчитывались тем, чем могли.

Дело в том, что трофейные ценности тогда делились на три категории. Одна из них касалась тех ценностей, которые находились на территориях, которые Германия теряла по итогам войны. Она не имела на них никаких прав, поэтому всеми ценностями, которые наши войска и спецслужбы нашли и изъяли на территории отошедшей к СССР Восточной Пруссии, наша страна на совершенно законных основаниях могла распоряжаться как угодно. И они, наряду с золотом, пошли на оплату ленд-лизовского долга.

— Неужели наши спецслужбы сознательно отдали американцам это уникальное произведение искусства?

— Давайте ещё раз зафиксируем. По вашему мнению, вся довоенная Янтарная комната так или иначе попала в руки американцев?

— Удалось их разыскать?

— То есть общей путаницы с пропажей комнаты изрядно добавляет то, что сама комната была разделена и вывозилась разными путями.

— А легко отличить оригинал от копии?

— Отличия есть, и эксперты смогут увидеть разницу. Но даже если допустить, что комната лежит не на дне моря или в земле, а в каком-то помещении, то всё равно приходится признать, что она с большой долей вероятности погибла. Ведь за ней нужен постоянный уход, определённая температура, влажность. Без этого за 75 лет янтарные панели превратятся в неэстетичную массу тёмно-коричневого цвета.

Вообще же история с Янтарной комнатой — это лишь малая часть вселенского круговорота сокровищ, который породила Вторая мировая война. Но Янтарная комната является самым дорогим произведением искусства, утраченным в ходе той войны.

— Как бы вы оценили работу современных мастеров, воссоздавших её к 300-летию Петербурга?

— Это творческий подвиг. Комнату воссоздавали с помощью тех же методов обработки, которые использовали мастера три века назад, и мне она кажется даже лучше оригинала. Особенно если смотреть на закате солнца или ночью при свечах. Мне однажды посчастливилось видеть её такой, это фантастическое зрелище! Днём при ярком солнце и толпах людей она смотрится совсем иначе.

— Ваши книги, как я понимаю, пользуются большой популярностью, а как к вашим во многом сенсационным изысканиям относятся в Царском Селе?

— Мне доводилось не раз выступать перед музейщиками Царского Села, в том числе на международной конференции по перемещённым культурным ценностям в 2015 году.

Мой доклад музейщики встретили аплодисментами. А Борис Павлович Игдалов, специалист экстра-класса, руководитель янтарной мастерской, воссоздавший Янтарную комнату, попросил, чтобы я ему подписал свою книгу. Для меня это было высшей формой признания моего труда.

Другого признания мне не надо. Музейщики люди очень въедливые, и если они признали твой труд, то значит, потрудился не зря.

Исчезновение Янтарной комнаты является, пожалуй, одной из главных загадок XX века. Ни для кого не секрет, что Янтарная комната, выставленная сегодня в Екатерининском дворце является лишь копией, хотя и максимально близкой к оригиналу. А вот судьба настоящей Янтарной комнаты, той самой, что была подарена российскому императору Петру I, окутана тайной. С тех пор как она была похищена во время Второй мировой войны и вывезена за пределы России, о ее судьбе почти ничего неизвестно.

Копия Янтарной комнаты в Екатерининском дворце

Копия Янтарной комнаты в Екатерининском дворце

Изначально янтарный шедевр был изготовлен в 1709 году для прусского короля Фридриха I, но затем его сын подарил этот кабинет российскому императору Петру I. В 1717 году янтарные панно были доставлены в Россию и установлены в одном из залов в Летнем саду Санкт-Петербурга.

Фотография подлинной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце, 1911 год

Фотография подлинной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце, 1911 год

В результате вторжения немецко-фашистских войск Екатерининский дворец оказался на оккупированных территориях. Сегодня трудно сказать, почему Янтарную комнату не вывезли в эвакуацию, как это было сделано, например, с другими шедеврами Екатерининского дворца. По одной из версий, когда сотрудники музея приступили к демонтажу комнаты, хрупкие янтарные панно стали осыпаться, поэтому было решено ее оставить на месте, предварительно защитив от воздействия бомбардировок.

Фрагмент Янтарной комнаты

Фрагмент Янтарной комнаты

Как выяснилось позже, исчезновение части Янтарной комнаты произошло еще во время ее вывоза немецкой армией из России. Один из немецких офицеров, участвовавших в разграблении Екатерининского дворца, прихватил часть янтарного шедевра с собой, что в условиях военного времени было вполне ожидаемо. Одна из флорентийских мозаик совершенно неожиданно обнаружилась в 1997 году, когда ее пытались продать. В результате длительных разбирательств мозаика оказалась в собственности города Бремен, который передал ее вместе с янтарным комодом музею Царское Село.

Исследователи высказывают несколько версий по поводу местонахождения Янтарной комнаты. Она могла сгореть еще во время бомбардировок Кёнигсберга (эта версия считалась приоритетной долгое время после передачи Кёнигсберга советскому государству), а могла быть вывезена на территорию Германии, где ее следы в условиях отступления немецкой армии и неразберихи последних месяцев войны невозможно проследить.

Фрагмент восстановленной Янтарной комнаты

Фрагмент восстановленной Янтарной комнаты

В 2003 году завершились работы по созданию точной копии Янтарной комнаты, которой можно полюбоваться в Екатерининском дворце. Но копия — это копия, а судьба подлинной Янтарной комнаты до сих пор будоражит умы историков, криминалистов, журналистов, политиков и общественных деятелей. Эта детективная история не дает покоя уже не одному поколению исследователей. Несмотря на то, что в разных уголках мира периодически всплывают фрагменты подлинного янтарного шедевра, его судьба до сих пор неизвестна.

Посетители музея в восстановленной Янтарной комнате

Посетители музея в восстановленной Янтарной комнате

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Чудес света семь. В классическом исчислении. Если нам бы предложили расширить их до восьми и для этого выбрать еще одно из множества рукотворных шедевров, мы бы остановились на Янтарной комнате. Не потому, что мы живем в Петербурге. А почему — читайте нашу статью и смотрите фотографии.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Янтарная комната. Зал

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Основные факты о Янтарной комнате кратко

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Чтобы не волноваться по поводу билетов и дороги, вы можете заказать экскурсию в Екатерининский дворец с посещением Янтарной комнаты по объявлению ниже:

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Янтарная комната. Потолок

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

История Янтарной комнаты

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Янтарный кабинет, как он изначально назывался, был задуман в 1701 году для берлинского дворца Литценбург — супруги прусского короля Фридриха I по имени София-Шарлотта. В 1709 году она умерла, Литценбург переименовали в Шарлоттенбург (под этим именем мы его знаем сейчас), а Янтарный кабинет должен был переехать в другой дворец — Ораниенбург — уже в виде Янтарной галереи.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Однако в 1713 году умирает и Фридрих I. Проект остается незавершенным. Янтарь — материал крайне непростой, хрупкий. Возиться с ним приходится долго и кропотливо. Многое уже, впрочем, есть: некоторое количество панелей, которые можно показывать. И — дарить. В 1712 или 1713 году эти панели показывают важному гостю — российскому императору Петру I, который оказывается от них в восторге.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Янтарная комната. Герб

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

В 1716 году Фридрих Вильгельм I (сын Фридриха I) дарит панели Петру I, в 1717 они прибывают в Петербург.

p, blockquote 11,0,1,0,0 -->

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

И только императрица Елизавета I начинает активно заниматься шедевром. Сначала она собирает его в новом Зимнем дворце, а затем приказывает перевезти кабинет в резиденцию Царское Село, в, как он тогда назывался, Большой Царскосельский дворец (ныне Екатерининский). Кабинет определили в зал, который превосходил кабинет по объему. Из-за этого появляется необходимость в дополнительных элементах.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Янтарная комната. Резьба по янтарю

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

Но и Елизавете не удается завершить свой замысел. Работа растягивается на десятилетия. Она завершается уже во времена Екатерины II, которая поручила прусским и немецким мастерам изготовить дополнительные панели, поставить мебель и добавить другие элементы.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Янтарная комната в Екатерининском дворце

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

И вот исторически-географическая перекличка: императрица, в девичестве прусская принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская родом из Пруссии, из в общем-то тех самых мест, что и Фридрих I и Фридрих-Вильгельм I. Получается, что немцы начали — немка закончила. То, что должно было достаться Софии-Шарлотте, оказалось в итоге у Софии Августы. История закольцевалась.

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Осенью 1941 года немецко-фашистские войска окружают Ленинград, входят в Пушкин и занимают Екатерининский дворец. Основные музейные ценности эвакуированы — все, кроме Янтарной комнаты. В чем же причина? Кто-то пишет о том, что для этого не было приказа из Москвы. Кто-то о том, что янтарь при попытке снять панели начал осыпаться, и транспортировать его было невозможно — и это основная версия. Кто-то указывает на недостаток времени. В любом случае загадка, хотя бы потому что немцы собрали панели в ящики за 36 часов и по железной дороге успешно доставили в Кенигсберг (Калининград). Как-то же у них это получилось? Да и для эвакуации остальных музейных предметов время каким-то образом нашлось. Более того, эвакуационные планы были составлены за несколько лет до войны и регулярно обновлялись.

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

p, blockquote 22,1,0,0,0 -->

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

В том-то и дело, что остальная часть исчезла. Случилось это в апреле 1945 года, в то самое время, когда советские война брали Кенигсберг. О том, где искать, немного ниже.

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

Янтарная комната. Отделка

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

В 1979 году принято решение о воссоздании Янтарной комнаты на прежнем месте, в г. Пушкин (Царское Село). Работы шли активно с начала 1980-х годов и были завершены только в 2003-м. Что неудивительно, если учесть огромный объем задач, который стоял перед мастерами.

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

Янтарная комната. Панно

p, blockquote 27,0,0,0,0 -->

p, blockquote 28,0,0,0,0 -->

p, blockquote 29,0,0,0,0 -->

Где искать Янтарную комнату? И есть ли в этом смысл?

Версий, куда таинственно пропала Янтарная комната, насчитывают около несколько сотен. Есть более и менее проработанные. Самые популярные:
— шедевр погиб при пожаре в Королевском замке в 1945-м;
— погиб при эвакуации из Кенигсберга;
— не погиб, а был спрятан в тайник где-то поблизости или в Германии или в Польше;
— вывезен бежавшими нацистскими преступниками в Латинскую Америку;
— ну и так далее.

p, blockquote 30,0,0,0,0 -->

p, blockquote 31,0,0,0,0 -->

p, blockquote 32,0,0,0,0 -->

Если кратко, то версия звучит так. Апрель 1945 года. Ящики с янтарными панелями хранятся в Королевском замке. В 1944 панели были разобраны, упакованы и перемещены в подвалы по приказу Альфреда Роде сюда всего за четыре недели до жуткой бомбардировки Кенигсберга союзниками.

p, blockquote 33,0,0,1,0 -->

p, blockquote 34,0,0,0,0 -->

Янтарную комнату в этот исторический момент, в апреле 1945-го, никто не опознал. Ее просто, видимо, специально не искали — как-то было чем заняться. А ящики с трофеями — так мало ли какие и сколько ящиков попадались, подлежали описи и транспортировке. Их было очень много, и неудивительно, что янтарь прошел буквально сквозь пальцы.

p, blockquote 35,0,0,0,0 -->

В 1950 году, промаркированные как немецкие музейные ценности, янтарные панели были переправлены в Западный Берлин… в уплату долга Советского союза перед США по ленд-лизу.

p, blockquote 36,0,0,0,0 -->

В тот момент, когда активные поиски Янтарной комнаты начались по приказу Сталина, в Министерстве государственной безопасности страны изобрели легенду, что она то ли сгорела, то ли не сгорела, то ли ее спрятали, то ли что. Не признаваться же в самом деле в том, что не разглядели шедевр и отдали заклятому другу?

p, blockquote 37,0,0,0,0 -->

Что было с комнатой дальше? Похоже, что она оказалась в немецком Касселе, в музее, а потом — или отправилась за океан, или до сих пор где-то в Германии, на своей исторической родине. Историк придерживается того, что искать ее надо в США.

p, blockquote 38,0,0,0,0 -->

Вот ссылка на одну из книг Александра Мосякина. И еще на одну .
Для тех, кто не хочет читать, ниже видео:

p, blockquote 39,0,0,0,0 -->

p, blockquote 40,0,0,0,0 -->

p, blockquote 41,0,0,0,0 -->

Очень похоже на то, что правда о подлинной Янтарной комнате всплывет или очень не скоро, или при каком-нибудь резком повороте во взаимоотношениях России с другими странами. Так, в общем-то, с ней всегда и было, ровно с того момента, когда прусский король Фридрих Вильгельм I захотел задобрить своего российского партнера по имени Петр I.

p, blockquote 42,0,0,0,0 -->

Читайте также: