Исаакиевский мост история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ныне не существует

Всего в Петербурге в дельте Невы было 11 больших наплавных мостов. Первым был Исаакиевский. Известно, что Пётр I, приучая обывателей к воде, разрешал строительство мостов только в исключительных случаях – при прокладке дорог через заболоченные ручьи, через мелкие протоки или канавы. 1-й мост, да и тот наплавной, появился только через 2 года после смерти императора, в июле 1727 г.

Мост этот, как видно из текста, служил петербуржцам почти 200 лет.

В 1727 г. по приказанию светлейшего князя А. Д. Меншикова был построен наплавной мост, соединивший усадьбу светлейшего князя на Васильевском острове с Адмиралтейским островом.

Мост состоял из 26 деревянных барок-плашкоутов, пролёты между которыми перекрывали деревянные брёвна - прогоны. В пролёты моста свободно проходили лодки и небольшие суда, а чтобы пропустить судно с мачтами, часть плашкоутов оттягивали канатами в сторону. Мост был надёжно привязан к сваям, вбитым около берегов, и, кроме того, удерживался несколькими корабельными якорями.

В том же 1727 г. умерла императрица Екатерина I, на престол взошёл внук Петра Великого - Пётр II . Меншиков попал в опалу, был отстранён от государственных дел, имущество его подлежало описи в казну. Чтобы не допустить перевозки имущества из дворца, он приказал срочно разобрать мост. Мост разобрали, но имущество светлейшего это не спасло.

Исаакиевский мост разводился осенью перед ледоставом и весной, после ледохода, вновь собирался. С 1779 г. мост наводился и зимой после ледостава. Для наводки моста требовалось от 4 до 6 дней, причём наводка моста зимой, выполнявшаяся подрядчиками на договорных началах, оплачивалась крупной по тому времени суммой — 1800 рублей.

В исторической литературе есть данные, что Петр Великий запрещал строить мосты через Неву, пытаясь приучить русских людей к морскому делу. Документов, подтверждающих сей факт не найдено. Но я бы не удивился этому, он мог, по своему обыкновению, дать устное распоряжение, которое свято исполнялось. Вспомним указ о запрете строительства каменных домов на Руси с тем, чтобы каменщики переместились в Петербург. Не перестаю удивляться жёсткости и безпардонности подобного закона!

Так или иначе, но факт в том, что первый, наплавной мост через Неву был сооружён уже после смерти Петра в 1727 году по распоряжению его соратника и друга, светлейшего князя А. Д. Меншикова. К тому времени, Меншиков стал фактическим правителем империи. Он соединил свою резиденцию на Васильевском острове с Адмиралтейским островом. Мост выходил аккурат на Сенатскую площадь. В этом месте мост перестраивался трижды и стоял без малого 200 лет, краткая его история описана на одной из городских мемориальных досок. Эта доска находится на гранитном спуске к Неве, напротив дома 13 по Университетской набережной. Текст ее гласит:

«Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост.

Первый мост состоял из деревянных барок-плашкоутов, пролеты между которыми перекрывали деревянные бревна — прогоны. В пролеты моста свободно проходили лодки и небольшие суда, а чтобы пропустить судно с мачтами, часть плашкоутов оттягивали канатами в сторону. Мост был надежно привязан к сваям, вбитым около берегов, и, кроме того, удерживался несколькими корабельными якорями.

В том же 1727 году умерла императрица, на престол взошел внук Петра Великого — Петр II. Меншиков попал в опалу, был отстранен от государственных дел, имущество его подлежало описи в казну. Чтобы не допустить перевозки имущества из дворца, он приказал срочно разобрать мост. Мост разобрали, но имущество светлейшего это не спасло. Все оно было конфисковано.

Новая императрица — Анна Иоанновна — переехала со своим Двором в Петербург к лету 1732 года и повелела тому же Пальчикову вновь соорудить мост на прежнем месте. Новый мост Филипп Петрович распорядился строить быстро, потому пришлось конфисковать плавсредства у горожан и на их основе соорудить мост. Конструкция вышла так себе. Уже весной следующего года, ледоход с Ладожского озера разметал мост до основания.

Одним из наиболее интересных проектов моста через Неву был проект механика-самоучки И. П. Кулибина .

Фантастическое сооружение! А если учесть что это 18 век, то просто нет слов!Фотография из открытых источников в интернете.

Фантастическое сооружение! А если учесть что это 18 век, то просто нет слов!Фотография из открытых источников в интернете.

Не доверяя на 100% расчётам, Кулибин соорудил модель моста в одну десятую натуральной величины. Зимой 1776 года, во дворе Академии наук, модель была представлена на суд общественности.

Для проверки прочности на модель положили 3870 пудов нагрузки. Затем на модель взошло несколько человек, демонстрируя надежность конструкции. Почти месяц конструкция стояла под нагрузкой, доказав свое техническое совершенство. В 1793 году модель была перевезена в Таврический сад и простояла там еще более полутора десятилетий.

Исаакиевский мост

Плашкоутный Исаакиевский мост – первая мостовая переправа через реку Нева. При царе Петре I мосты через Неву в городской черте не строили. После смерти Великого Петра, по велению князя А. Д. Меншикова, от его усадьбы, расположенной на Васильевском острове через Неву перекинули мост. Возведением моста руководил первый русский кораблестроитель Ф. П. Пальчиков. Торжественное освящение пришлось на 26 июля 1727 года.

В тот период о возведении капитальной переправы через широкую Неву даже не помышляли, так как технически это было неосуществимо. Поэтому соорудили переправу из деревянных барок-плашкоутов, а пролеты между ними перекрыли бревнами-прогонами. Переправа удерживалась при помощи вбитых у берегов свай и нескольких якорей.

Название Исаакиевского моста пошло от небольшой деревянной церквушки Исаакия Далматского, стоящей на левобережье Невы. В 1727 году умирает императрица, престол занимает Пётр II, тогда Меньшиков попадает в опалу и его мост разбирают.

Исаакиевский мост

Императрица Анна Иоанновна повелела Пальчикову снова выстроить Исаакиевский мост. Так как переправа собиралась в большой спешке, поэтому особой прочностью она не отличалась. В 1733 году, во время шторма ее разнесло во все стороны. В этом же году выстроили уже 3-й по счету Исаакиевский мост. Руководство стройкой было поручено мастерам Соловьеву и Стеклову. Новый мост каждую весну перестраивали и каждой осенью его разбирали. За передвижение по Исаакиевской переправе брали плату. В 1754 году плату за проезд отменили.

В1819–1821 годах мостовая переправа подверглась очередной перестройке. Работами руководили специалисты А. Бетанкура и В. Треттер. Переправа стала более прочной и могла выдержать любой груз.

1850 году эта переправа была передвинута выше по течению реки, где простояла до 1912 года. Потом на этом месте возвели Дворцовый мост, а Исаакиевский мост вернули на его первое местоположение.

Переправа освещалась фонарями, заправленными керосином, и 11 июня 1916 года на ней произошел крупный пожар. Искры, летевшие от проходящего парохода, попали на бак с керосином и он загорелся. Ветер разнес огонь по всему Исаакиевскому мосту. И только устои, сложенные из камня, на Университетской и Адмиралтейской набережных сегодня напоминают о его местонахождении.

Visa, mastercard, МИР

Полное копирование материалов сайта запрещено. Частичное копирование (не более 30%) разрешено с указанием активной ссылки на страницу материала.

Исаа́киевский наплавно́й мост — первый мост через Неву.

Был сооружён в 1727 году в Санкт-Петербурге. Мост строился под руководством корабельного мастера Ф. П. Пальчикова и капитана 1 ранга Н. П. Вильбоа. [1] Мост на барках соединял Адмиралтейский остров с Васильевским. Название мост получил от Исаакиевской церкви, стоявшей западнее Адмиралтейства.

Содержание

История

С 1732 года мост наводился ежегодно в течение 184 лет.

В период с 1856 по 1912 год его наводили между современными Дворцовым и Благовещенским мостами.



Во время шторма в 1733 году мост был разрушен — барки, на которых он стоял, затонули.
Мост был восстановлен и положен на особо прочные понтонные суда. Его эксплуатация продолжалась до апреля 1916 года, когда он сгорел. Источником пожара стала искра проходившего по Неве буксира.

Напоминанием об этом мосте служат береговые устои с гранитной облицовкой и закругленными лестницами на Адмиралтейской и Университетской набережных.

Примечания

Литература

  • Храбрый И. С. Санкт-Петербург Три века архитектуры. — СПб: Норинт, 1999. — 65 с. — ISBN 5-7711-0044-7
  • Гоголь Н. В.Нос.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Исаакиевский наплавной мост" в других словарях:

Исаакиевский мост — Исаакиевский наплавной мост Мемориальная доска на Университетской набережной Область применения Гужевой, пешеходный Пересекает Нева Место расположения Санкт Петербург … Википедия

Мост Александра Невского (Санкт-Петербург) — Мост Александра Невского Вид на мост Александра Невского с левого берега Невы, 2004 год … Википедия

Исаакиевский мост — первый наплавной мост через Большую Неву. Находился первоначально напротив современной площади Декабристов и соединял Адмиралтейский остров с Васильевским островом. Впервые наведён на барках в 1727. Затем с 1732 наводился ежегодно (в 1856… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Литейный мост — Литейный мост … Википедия

Троицкий мост (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Троицкий мост. Троицкий мост … Википедия

Дворцовый мост — с ночной подсветкой … Википедия

Благовещенский мост (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Благовещенский мост. Благовещенский мост … Википедия

Володарский мост — У этого термина существуют и другие значения, см. Володарский. Володарский мост … Википедия

Большой Обуховский мост — Большой Обуховский мост … Википедия

Читайте также: