Иррационализм шопенгауэра и ницше кратко

Обновлено: 02.07.2024

В рамках неоидеализма появляются методы познания, отличные от тех, которые предлагает позитивизм. Так, философия Шопенгауэра считает, что познание идет, возможно, лишь на основе человеческих представлений, а для философии Ф. Ницше важнейшим методом раскрытия сущности общественного явления оказывается переход человеческого в природное и др.

Конечной целью стремлений человека является не польза, не удовольствия, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Воля к жизни должна проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека.

Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ, один из первых представителей иррационализма. Шопенгауэр полагал, что сущность личности составляет воля, которая независима от разума. Эта воля есть слепое хотение, которое неотделимо от телесного существа, а именно – человека. Она представляет собой проявление некой космической силы, мировой воли, составляющей истинное содержание всего сущего.

Жизнь человека Шопенгауэр рассматривает в категориях желания и удовлетворения

Воля как воля к жизни - основа страданий, это непрерывное напряжение. Жизнь человека проходит между страданием от неудовлетворенной потребности и скукой. Мир – обитель страдания, оптимизм бессовестен.

Этика Шопенгауэра – этика пессимизма. Это новое явление в западноевропейской философии. Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи. Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю. Вместе с угасанием воли к жизни упраздняется и мир явления, происходит растворение в ничто и успокоение духа.

Фридрих Ницше (1844-1900 ) – европейский философ. Имя мыслителя известно каждому. Его мировоззрение развивалось под влиянием трудов Шопенгауэра и теории Дарвина. Фридрих Ницше основал философию о жизни, провозгласив ценностью ту реальность, которую необходимо постичь.

Жизнь, согласно философу, является уникальной и отдельной реальностью для каждого человека. Она жестко критикует учения и выражения, которые касаются мыслей как показателя человеческого существования. Также жизнь не стоит отождествлять с понятием разума. Ницше считает, что жизнь – это постоянная борьба, главным качеством которой выступает воля.

Фридрих Ницше критикует религию, нравственность, науку, разум. Философ рассматривал христианство как инструмент, навязающий людям качества, которые создают рабское мышление, из сильных личностей делают слабых. Религия при этом слишком идеализирует слабого человека. Он уверен, что большая часть людей на планете неразумные, жалкие и неполноценные личности. Единственный способ управления ими – это военные действия.

Мыслитель также агрессивен по отношению к женщинам. Он отождествлял их с коровами, кошками и птицами. Единственная роль женщины – это вдохновлять мужчину, а он, в свою очередь должен ее держать в строгости и применять физические наказания.

Марксизм, его возникновение и характерные черты.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом во второй половине 19 века и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Предпосылки возникновения марксизма:

- предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

- бурный рост открытий в науке и технике;

- крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

- нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

- кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма.

Суть исторического материализма в следующем:

- производственные отношения образуют экономическую систему;

- государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

- общественно-экономические формации: первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, земледельцы в долинах крупных рек, феодализм, капитализм, социалистическое (коммунистическое) общество;

- смена общественно-экономических формаций и общественно-политического строя.

Основные положения диалектического материализма:

1) бытие определяет сознание;

2) сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

3) материя находится в постоянном движении и развитии;

4) Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству;

5)материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

6)важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

7)развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Основные черты марксизма:

- единство партийности и научности;

11. Философская мысль Беларуси Ⅻ – ⅩⅩ вв. (общая характеристика).

ХIV—ХV вв.Особенное развитие получили ереси. Движение еретиков связано с критикой идеологии церкви.

XVI в.Развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. Видный представитель эпохи вольнодумства – Франциск Скорина. Получив блестящее образование, Ф. Скорина основал типографию, переводил, издавал и распространял литературу. Его заслугой является первое светское издание Библии. Он печатал книги и излагал свои взгляды на белорусском языке, тем самым, содействуя развитию национальной культуры.Дальнейшее развитие идей вольнодумства, атеизма связано с деятельностью Симона Будного и Казимира Лыщинского.

ХVI—ХVIII вв. В Беларуси усилилась свободолюбивая тенденция в развитии общественно-политической мысли, получили распространение идеи, которые развивали С. Щадурский, К. Нарбут, Б. Добшевич и др. Они протестовали против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мысли и действий. Постепенно расширялось движение против церковного засилья и власти помещиков. Оно характеризовалось рядом крестьянских бунтов, среди которых особо выделяется крестьянское восстание во главе с Кастусем Калиновским (1838—1864 гг.). Идеи революционных демократов нашли свое отражение и в литературе того времени (Ф. Богушевич, Я. Лучина, М. Богданович).

В 80-е гг. XIX в. на территории Беларуси начинают распространяться идеи марксизма, главный принцип которых – обоснование революционного преобразования общества.

Советское время.Основная задача философской науки постепенно сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма. В развитии общественно-политической мысли сталинского периода выявилась чрезмерная идеологизация философской науки, что привело к снижению ее познавательных функций, в значительной степени ослабило эвристические возможности философского мышления.

В 50—80-х гг. белорусской философской мыслью разрабатывались проблемы диалектики и ее законов, вопросы логики и методологии научного познания и др.

В последние десятилетия значительный вклад в развитие философской мысли внесли белорусские философы К. П. Буслов, В. И. Степанов, И. Н. Лущицкий, и др. В истории развития философской мысли Беларуси отражались этапы ее общественного развития, а сама философия выступала активным фактором социального и духовного развития белорусского народа, его культуры.

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие мира как целостной и последовательной системы. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир является бессвязным хаосом, не имеет целостности, внутренних законов, законов развития, находится вне контроля разума и подчиняется другим силам, таким как аффекты, воля.

Представители: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтеи.

Иррационализм - Понятие иррационализма

Волюнтаризм

Универсальный принцип философии Шопенгауэра — волюнтаризм (от латинского voluntas — воля), согласно которой главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля.

Воля — это абсолютное начало, корень всего, идеальная сила, способная определять и влиять на все вещи. Воля также является высшим космическим принципом, который лежит в основе Вселенной и является универсальной сущностью вещей.

По мнению Шопенгауэра, истина заключается в том, что мир есть воля, а именно, воля к жизни и к ее продолжению. Это слепое, необузданное, инстинктивное стремление. Из воли возникает страдание. По его мнению, все живое пропитано иррациональной, слепой и ненасытной жаждой жизни. Поэтому наше существование наполнено страхом и болью. Недовольство и боль — наши главные эмоции. Желание — это лишь иллюзия, которая возникает только в преходящий момент удовлетворения этой вечной жажды жизни. Освобождение от агонии жизни может быть достигнуто только путем отказа от воли к жизни.

Любое удовольствие, любое счастье, к которому люди стремятся в любое время, имеет негативный характер, так как удовольствие и счастье — это, по сути, отсутствие чего-то плохого, например, страдания. Наше желание проистекает из действий воли нашего тела, но желание страдает из-за отсутствия желаемого. Удовлетворенное желание неизбежно порождает другое желание (или несколько), и опять же у нас есть желание и т.д. Если все это воспринимать в пространстве как условные точки, то пустота между ними заполняется страданиями, от которых возникают желания (в нашем случае условные точки). Так что не удовольствие, а страдание — это позитивная, постоянная, неизменная, постоянно присутствующая вещь, присутствие которой мы ощущаем.

Фридрих Ницше

Работы Ницше характеризуются иррационализмом и нетрадиционностью. Они написаны в виде притч, афоризмов и т.д. и требуют значительных усилий воображения и воли при чтении.

И жизнь, и мир вокруг нас основаны на воле.

Ницше различает несколько типов человеческой воли:

Жизнь, по Ницше, регулируется законом подчинения слабых сильным, и это — высший великий принцип бытия. Доминирование проявляется в экономических, политических, социальных, межличностных и даже интимных отношениях; оно наполняет реальным содержанием историю человечества. Он также встречается в природе. Вы можете заблокировать его, вы можете противостоять ему в принципе, но вы не можете вычеркнуть его.

Воля к власти, как принцип, разделяет общество на рабов (слабых) и хозяев (сильных); отсюда две морали: аристократическая и нравственность толпы, народа, массы.

Последнее культивируется христианством и гуманистической европейской культурой и поэтому отвергается Ницше. По мнению Ницше, проблема современного общества заключается в том, что массы приняли христианскую доктрину равенства всех перед Богом и теперь требуют равенства на земле. Христианство — это религия рабов. Из-за них, бедных и несчастных, Христос пошел на распятие. Его смерть дала надежду на искупление. Поэтому его заповеди воспринимались прежде всего слабыми.

Мераба Мамардашвили

По мнению Мераба Мамардашвили [грузинского философа ХХ в.] философ обязан высказать те выводы, к которым он пришел, независимо от того, нравятся они ему или нет. Если выводы содержат ошибку, ее обнаружат, если нет — человечество должно думать, как решить указанную проблему.

Действительно, если каждый человек снизит требование к себе, его дети поступят так же, то развитие человечества пойдет вспять. Только превышение над уже достигнутым обществом позволяет обществу развиваться.

Роль Ницше в европейской истории и культуре значительна. Его идеи были активно использованы в фашистской Германии для пропаганды войны и расизма. Не были они чужды и революционерам в России и в других странах. Это, однако, не главное; всё это происходило помимо воли самого Ницше. Главное в другом: своим творчеством он сделал предостережение относительно неизбежных, но уродливых форм развития западной цивилизации; он предупредил нас о грядущем отчуждении в сфере европейской культуры, о её глубинном перерождении, об омассовлении и примитивизации духовной жизни. Ницше — один из предшественников философии экзистенциализма.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: