Иранский фактор это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Несмотря на скептические настроения населения региона, курдские города, а также соседний Лурестан, поддерживали своего кандидата на пост президента страны. Им был Мехди Каруби, лур по происхождению, результаты предвыборной кампании которого не давали ему повода для успеха. Тем не менее, электронные курдские СМИ широко освещали прошедшие 12 июня 2009 г. выборы президента ИРИ, и в особенности, события, последовавшие после объявления победы М.Ахмадинежада, сторонника жесткого политического курса, поддерживаемого духовным лидером страны Али Хаменеи.

Некоторые курдские авторы отмечали, что оппозиционное движение против выборов М.Ахмадинежада также выступало под исламскими знаменами, что делает его надежды на американскую поддержку не осуществимыми. Сейчас, по их мнению, у Вашингтона нет надежных союзников в Иране: ни одна из оппозиционных группировок будь то социалисты, моджахеддины, монархисты, курды и пр. не располагают силами, способными свергнуть исламский режим. Поскольку теперь Соединенные Штаты рассчитывают на мирные изменения, то им необходимо сделать косвенные (непрямые) обещания реформистам, которые должны предпринять то, что не способны сделать другие оппозиционные группировки, а именно: возглавить движение к демократии. Так, например, К.Азадабин, выступает за признание курдского языка в качестве официального наряду с персидским, и создание федерации, которая выйдет за рамки исламского Ирана. Он рассчитывает на то, что иранские курды восстанут с целью создания независимого государства, куда потянутся все иранцы, страдающие от преследований властей, и останутся там, пока Иран не станет полностью демократическим.(5)

Через 10 дней после выборов с обстоятельным политическим заявлением выступила ДПИК, базирующаяся на иракской территории. Она поддержала протестные акции в Иране, хотя их участники и не выступали против ликвидации иранской структуры власти (велаят-е факих). Поэтому курдские демократы не принимали в них активного участия. В заявлении ДПИК содержался призыв к международному сообществу осудить нарушения прав всех иранцев, способствовать освобождению всех политических заключенных и отменить конституцию, являющуюся основным препятствием для осуществления демократии и прав человека всех национальностей страны. В нем подчеркивалась необходимость направления в Иран международных наблюдателей для контроля соблюдения гарантий жизни и безопасности граждан и политических активистов. Политбюро ДПИК призвала секуляристские и демократические силы страны объединиться для борьбы на основе политической программы прав человека, демократии, федерализма и секуляризма.

Между тем идеи размежевания Курдистана и суннито-шиитского Ирака весьма популярны среди иракских курдов особенно сейчас, когда регион Курдистан охвачен острой политической борьбой в связи с намеченными на 25 июля 2009 г. президентскими, парламентскими и муниципальными выборами. Не случайно в ходе предвыборной кампании в Курдистане среди граждан было распространено 800 тыс. экземпляров проекта курдской конституции, которую намечалось провести через референдум одновременно с выборами 25 июля 2009 г., продлевая полномочия действующего парламента Курдистана.

Конституция Курдистана признает право использования всех национальных языков народов Иракского Курдистана в системе образования (от школы до университета), а также их право участвовать в органах местного или регионального управления, а также их право на самоопределение в районах их национального доминирования.

Признание конституции Курдистана можно рассматривать как важный шаг курдского руководства в деле объединения курдской нации и реализации его амбициозных перспективных планов. Известно, что курдские лидеры не оставляют планов создания курдского государства, выходящего за пределы собственно Иракского Курдистана.

Между тем в Иракском Курдистане появление проекта конституции вызвало неоднозначную реакцию. Курдская общественность в регионе и за его пределами высказалась против поспешности принятия такого важного документа, требующего всестороннего анализа и обсуждения, хотя М.Барзани, лидер ДПК, заинтересован в быстром принятии конституции с целью обеспечения будущей власти и управления. Это решение обусловлено острой предвыборной борьбой с ПСК, не имеющего больших политических перспектив. Тем не менее, референдум по конституции все же был отложен до августа текущего года.

Итак, перевыборы М.Ахмадинежада на пост иранского президента рассматривается курдами как вызов их националистическим устремлениям и как угроза иранского политического превосходства в Ираке. Курдская политическая альтернатива, содержащаяся в проекте конституции Курдистана, нацелена на создание в Северном Ираке форпоста сдерживания иранской идейно-политической экспансии. Однако эта инициатива может дистанцировать иракских курдов от Турции, которую они рассматривают гарантом своей безопасности в нестабильном Ираке, способной защитить их от суннитов и шиитов, хотя и в самой Турции. решение курдского вопроса все еще не потеряло своей актуальности.

Возникает вопрос: пойдет ли Россия навстречу американским пожеланиям и присоединится ли к ужесточению санкций? Если до визита Байдена в Грузию и на Украину, до его хамских, оскорбительных и пренебрежительных высказываний в адрес России в своем интервью Wall Street Journal можно было ожидать, что при определенных условиях какие-то подвижки здесь возможны, то после такого скандального поведения американского вице-президента вряд ли их можно ожидать.

Почему для России настолько существенны отношения с Ираном и почему Россия не может просто так пойти навстречу пожеланиям США? Во-первых, Иран является серьезным торгово-экономическим партнером для России и рынком сбыта ее высокотехнологической, в том числе и военно-технической, продукции.

Для Москвы имеет первостепенное значение сохранение кадров, рабочей силы и технологий в сфере ядерной энергетики. У Тегерана есть намерения и дальше продолжать строительство атомных электростанций. Наконец, Иран, как показывают события на Северном Кавказе, ведет себя весьма ответственно и никогда никакими своими действиями не вызывал подозрения в том, что он заинтересован в поддержке исламских экстремистов, действующих на юге России. Тегеран ни на Кавказе, ни в Центральной Азии не пытается создавать каких-либо проблем для Москвы. Неготовность России пойти на ужесточение санкций по отношению к Ирану вовсе не связана с желанием как-то навредить США. Нашим американским партнерам чрезвычайно важно понять, что Иран для нас во многих смыслах является очень важной страной и что сохранение дружеских взаимовыгодных отношений с Тегераном отвечает стратегическим интересам Российского государства. Для того чтобы Россия поступилась отмеченными выше обстоятельствами в отношениях с Ираном, потребуется, чтобы американская сторона предложила нечто, что перевесило бы все то в совокупности, что сегодня имеется в российско-иранских отношениях.

Нашим американским партнерам очень важно понимать, что для Москвы изменение позиции по Ирану - это судьбоносный вопрос, который требует очень тщательного учета всех рисков. Учитывая масштаб рисков, любое государство вправе знать, что оно получает взамен. Что получит Россия в результате, неясно: очередные пренебрежительные высказывания или же действительно уже не по умолчанию, а принятые решения о приглашении России в НАТО, о распространении на Россию пятой статьи североатлантического договора, о более интенсивном экономическом и военно-политическом сотрудничестве между Россией и США и не только по вопросу об Иране, но и по целому ряду других вопросов? Только перспектива очень уж серьезных, далеко идущих, углубленных отношений между Россией и США может позволить российскому руководству, и то не сразу, в обозримой перспективе рассмотреть вопрос об изменении своей позиции по Ирану в сторону большей поддержки США. Если это все будет понято в Вашингтоне и если со стороны Вашингтона будут предприняты реальные шаги в этом направлении, то тогда есть перспектива того, что когда-нибудь Россия сможет как член семьи, как член клуба, где общими договоренностями и усилиями решаются вопросы безопасности, военно-политические, экономические вопросы, отказаться от нынешней позиции и присоединиться к позиции США. В противном случае вице-президенту Байдену придется вместе с Саакашвили уговаривать Ахмадинежада отказаться от программы по обогащению урана и вообще от претензий стать ядерной державой.

И самое последнее: если Израиль или США, а возможно, оба государства вместе нанесут по Ирану превентивные удары, то совершенно очевидно, что Россия и в этом случае окажется лишь в большом выигрыше. США в очередной раз будут действовать в одиночку, минуя Совет Безопасности ООН, и восстановят против себя весь исламский мир, подвигая даже умеренные мусульманские страны занять жесткие позиции по отношению к Америке. Иран может развязать широкомасштабную террористическую деятельность против США и их союзников, что приведет к дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке, неминуемым результатом чего станет резкий скачок цен на нефть. Противостояние с исламским миром для США еще более углубится и это будет отнимать огромные ресурсы. Это означает, что возможности Вашингтона будут резко ограничены по многим другим направлениям, что вынудит американское руководство на самом деле искать реальных союзников и партнеров и с уважением относиться к их интересам. От резкого повышения цен на нефть в первую очередь выиграет Россия, которая получит необходимый финансовый ресурс для инвестиций в те проекты, которые согласно программе-2020 призваны осуществить структурную перестройку экономики и вывести нашу страну на качественно другой уровень развития.

Российская позиция по вопросу о том, стоит ли ей присоединяться к новым санкциям, которые могут быть предложены в отношении Ирана со стороны США, - акция, имеющая стратегически важное значение как для самой России, так и для международного сообщества. И от глубины понимания этого во многом будет зависеть действительный характер отношений между Россией и США, чтобы не было ни ложных ожиданий, ни необоснованных обид друг на друга.

Иранский флаг напротив штаб-квартиры ООН в Вене, архивное фото

В последние 30-40 лет "иранский фактор" превратился в одну из политических реалий, с которой сегодня считаются не только на Ближнем и Среднем Востоке, но и далеко за пределами региона. Одна из причин тому - подлинная самостоятельность Тегерана в региональных и международных делах.

Вовлеченность Ирана в дела Сирии и Ирака – это не только попытка помочь единоверцам-шиитам и близким к ним алавитам, и стремление предотвратить дальнейшую дестабилизацию региона. 20 июня нынешнего года МИД Ирана назвал политику США в Ираке и Сирии политикой двойных стандартов. Более того, высшие шиитские иерархи Ирана и Ирака в тот же день открыто обвинили именно США в создании и взращивании ваххабитских банд в Ираке и Сирии.

В Анкаре крайне опасаются подобных действий Тегерана. Состоявшийся в июне визит Хасана Роухани в Турцию лишний раз показал, что Анкара по-прежнему неуверенно чувствует себя в отношениях с соседом.


Вес Ирана в мире вырос

Вовлеченность Ирана в дела Сирии и Ирака – это не только попытка помочь единоверцам-шиитам и близким к ним алавитам, и стремление предотвратить дальнейшую дестабилизацию региона. 20 июня нынешнего года МИД Ирана назвал политику США в Ираке и Сирии политикой двойных стандартов. Более того, высшие шиитские иерархи Ирана и Ирака в тот же день открыто обвинили именно США в создании и взращивании ваххабитских банд в Ираке и Сирии.

Иранский фактор на Кавказе

В Анкаре крайне опасаются подобных действий Тегерана. Состоявшийся в июне визит Хасана Роухани в Турцию лишний раз показал, что Анкара по-прежнему неуверенно чувствует себя в отношениях с соседом.


ВНИМАНИЕ! НИЖЕ РЕКЛАМНЫХ БЛОКОВ ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ. ВСЕ КОММЕНТАРИИ ПРОХОДЯТ ПРЕМОДЕРАЦИЮ, ПОЭТОМУ ХОРОШО ПОДУМАЙТЕ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЧТО-ТО НАПИСАТЬ.

Историческая сделка по Ирану позволит поэтапно освободить страну от экономических санкций. Снятие эмбарго на закупки иранской нефти уже отразилось на нефтяных котировках, но долгосрочное влияние на цены пока под вопросом

Фото: REUTERS 2015

Утром 14 июля стало известно, что шестерка стран-посредников — Россия, США, Китай, Франция, Великобритания, Германия — договорилась с Ираном о постепенном снятии с этой ближневосточной страны международных санкций ООН и односторонних санкций Евросоюза и США в обмен на верифицированное сокращение иранской ядерной программы.

Сейчас экспорт нефти из Ирана сильно затруднен. В 2012 году ЕС запретил своим странам закупки иранской нефти. США не покупают ее с конца 1980-х, а три года назад еще и ввели вторичные санкции против третьих стран, осмеливающихся покупать иранскую нефть.

До середины 2012 года Иран поставлял нефть в 21 страну, в сутки за рубеж уходило до 2,5 млн барр. (данные за 2011 год).

В 2013 году западные санкции против иранского нефтяного экспорта были ослаблены. Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Турция, Тайвань получили возможность покупать иранскую нефть в определенных объемах. По оценке Министерства энергетики США, в 2014 году средний ежесуточный объем поставок иранской нефти на мировой рынок составлял 1,4 млн барр.

По оценке Управления энергетической информации США (EIA), Иран находится на четвертом месте в мире по объему доказанных запасов нефти. Они достигают почти 160 млрд барр.

Иранский неизвестный

Предсказать долгосрочные последствия снятия иранского нефтяного эмбарго пока затруднительно. В лучшем случае свободный экспорт иранской нефти начнется в начале 2016 года. Уточнение этой детали привело во вторник к тому, что нефтяные цены развернулись: по состоянию на 19:30 мск стоимость августовских фьючерсов Brent росла на 0,8%, до $58,35.

В том, что Иран сможет сразу же после снятия эмбарго поставлять на мировой рынок дополнительно до полумиллиона баррелей в сутки, уверены и западные эксперты. The Financial Times (FT) привела оценку консалтинговой компании Manaar Energy Consulting, которая предположила, что в течение полугода-года с момента отмены экспортных ограничений Иран сможет нарастить поставки на 500–800 тыс. барр. в сутки. Наконец, о готовности поставлять 500 тыс. барр. заявлял и министр нефтяной промышленности Ирана Бижан Зангене.

Сейчас ближневосточная страна располагает значительными запасами сырой нефти в танкерах и хранилищах, точный объем которых неизвестен. На первое время именно они станут основой для будущего экспорта. По сведениям профильного эксперта Бижана Хажехпура, на которые ссылается The Wall Street Journal, накопленные запасы составляют 20 млн барр. По оценке FT, они могут достигать 40 млн барр.

Проблемный экспорт

В 2016 году Иран будет стремиться нарастить свой нефтегазовый экспорт, так как он является основным источником получения валютных средств. В этом ему могут помешать внутренние и внешние обстоятельства.

Из-за санкций Иран был вынужден приостановить разработку новых месторождений и законсервировать старые. На их активацию может потребоваться время. По различным оценкам, оно составляет от полугода до года. Однако даже в случае успешного возобновления добычи ее уровень зачастую не может сравниться с первоначальным.

Страна намерена решать эту проблему с помощью иностранных инвестиций. По сведениям FT, сейчас Иран обсуждает с международными компаниями контракты на общую сумму в $100 млрд.

Другим негативным фактором, который может помешать триумфальному возвращению Ирана на мировой нефтяной рынок, может стать текущая рыночная ситуация. В мире отмечается серьезный переизбыток предложения. По оценке Международного энергетического агентства, в следующем году мировой спрос на нефть вырастет только на 1,2 млн барр. в сутки — по сравнению с 1,4 млн барр. в этом году. Дисбаланс на рынке точно сохранится и в 2016 году, заявило МЭА в июльском прогнозе.

Снижение глобального спроса на нефть происходит из-за невысоких темпов роста мировой экономики. Кроме того, в конце июня — начале июля основной драйвер мировой экономики — Китай — пережил крах фондового рынка, который грозит экономике КНР существенным замедлением.

Читайте также: