Ипатьевский монастырь кострома история кратко

Обновлено: 30.06.2024

Основанный в 1330 году вельможей Четом, Ипатьевский монастырь известен как колыбель дома Романовых. В разное время обитель посещали Екатерина II, Николай I, Александр II и Николай II.

Основание Ипатьевского монастыря

Считается, что обитель заложил татарский вельможа Чет в 1330 году — родоначальник знатной русской фамилии Годуновых. Согласно монастырской легенде, направляясь на службу к московскому князю Ивану Калите, Чет серьезно заболел. Когда он остановился передохнуть в месте впадения реки Костромы в Волгу, ему явились Пресвятая Богородица, апостол Филипп и священномученик Ипатий — и Чет чудесным образом исцелился. Вельможа принял православие и крестился под именем Захария, а на том судьбоносном для него месте основал иноческую обитель. С тех пор Ипатьевский монастырь считался родовой вотчиной Годуновых, которые не жалели на него средств. В 1560 году на деньги Годуновых взамен деревянной церкви Живоначальной Троицы возвели пятиглавый каменный Троицкий собор с приделами, посвященными апостолу Филиппу и священномученику Ипатию. Спустя 26 лет монастырь окружили каменные стены толщиной в полтора метра и протяженностью в 518 метров. Ипатьевский монастырь стал крепостью, защищавшей подступы к городу.

В Смутное время монастырь перешел в руки отряда Лжедмитрия II и Филарета. Но в феврале 1609 года костромчане организовали восстание и к концу лета этого же года отвоевали обитель. Во время штурма крепости ее стену пришлось взорвать, отчего пострадал Троицкий собор.

Колыбель дома Романовых

С осени 1612 года в кельях монастыря от поляков скрывался 16-летний Михаил Романов с матерью-монахиней Марфой, а 14 марта 1613 года в Троицком соборе Михаила Федоровича призвали на царство. С тех пор монастырь в Костроме называют колыбелью дома Романовых.

В конце 1652 года построили новый пятиглавый Троицкий собор (ныне существующий). Его во второй половине XVII века расписывала артель иконописцев во главе с Гурием Никитиным — крупнейшим мастером фрески и иконописи того времени. Настенная фреска имеет четыре яруса: самый верхний славит Пресвятую Троицу, второй и третий описывают чудеса и страсти Христа, нижний — жизнь святых апостолов.

В заново отстроенный монастырь присылали дорогие иконы, церковную утварь, рукописи и книги. До XVIII века в его стенах хранилась Ипатьевская летопись — один из древнейших списков Повести временных лет. К концу XVII века Ипатьевский монастырь стал одним из самых богатых на Руси.

В последующие годы монастырь был резиденцией костромского архиерея, а Троицкий собор почти на столетие стал кафедральным собором епархии. В 1747 году в монастыре открылась духовная семинария — сегодня она одна из старейших в России.

В 1764 году закончилось строительство теплого храма в честь Рождества Богородицы, а в Троицком соборе установили новый иконостас, сохранившийся до наших дней.

После Октябрьской революции Ипатьевский монастырь был закрыт, а монахи изгнаны из обители. Богородице-Рождественский собор в 30-е годы ХХ века был полностью разрушен. В 1958 году в Ипатьевском монастыре открыли Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Возрождение монастыря

18 февраля 1992 года в соответствии с решением Священного синода Русской православной церкви Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден. В мае 1993 года костромская епархия и музей-заповедник подписали соглашение о совместном использовании монастырского ансамбля, и спустя год в обители появились первые монахи.

В настоящее время в обители действуют Троицкий собор с Лазаревским храмом в подклете, а также храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и церковный историко-археологический музей. В монастырь приезжают люди из разных уголков не только России, но и мира, чтобы поклониться чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери, частице ризы Господней и частице мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.

Ипатьевский монастырь

Эдуард Скворцов" >

музей работает ежедневно, с 1 мая по 30 сентября — с 9:00 до 17:30, с 1 октября по 30 апреля — с 10:00 до 17:00. Выходной день: 1 января.
Службы проводятся с 5:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00

Причем Романовы одаривали обитель не только золотом и серебром, но и редкими книгами, иконами, предметами искусства. И по сей день многие ценные церковные реликвии и другие значимые исторические экспонаты хранятся в музее обители. Монастырь почитается паломниками, которые приезжают сюда, чтобы поклониться его святыням, интересен он и путешественникам, желающим прикоснуться к истории страны.

Ипатьевский монастырь в Костроме на google-панораме:

Собор в Ипатьевском монастыре

Главным действующим храмом обители является Троицкий собор, изначально это была деревянная церковь, которую во второй половине XVI столетия отстроили в камне. Храм имел Троицкий престол и приделы во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. В этом виде храм не дошел до наших дней — его уничтожил взрыв пороха, который хранился в его подклете. Нынешний Троицкий собор был возведен в Ипатьевском монастыре во второй половине XVII века, он имеет пять глав и возвышается на подклете.

Фасад строения имеет множество интересных архитектурных деталей, к примеру, парадное крыльцо украшено восьмигранным шатром, установленным на четырех столбах, декорированных кубышками и висячими арками с гирьками. Поражает великолепие интерьера собора, украшенного иконописью, монументальной живописью, выполненными лучшими мастерами своего времени. Разнообразием сюжетов, гармоничностью цветов и изящным орнаментальным декором приковывает внимание фресковый ансамбль, созданный в XVII веке костромскими изографами во главе с талантливым мастером фресок и иконописи Гурием Никитиным. Над созданием резного золоченого иконостаса в стиле барокко (середина XVIII века) трудились костромские резчики под руководством Макара Быкова и Петра Золотарева.

Также на территории обители находятся восстанавливаемый храм Рождества Пресвятой Богородицы и надвратная церковь Хрисанфа и Дарии.

Троицкий собор

История Ипатьевского монастыря

Считается, что Ипатьевский монастырь основал татарский мурза Чет — влиятельный вельможа Золотой Орды. Направляясь в Москву на службу к Ивану Калите, он остановился по пути в этой местности, чтобы отдохнуть. Здесь ему было видение Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после которого он исцелился от недуга. Чет принял православное крещение и выделил средства на строительство обители в месте явления и чудесного исцеления.

Однако есть и другие версии, согласно которым основание монастыря относят к середине XIII века. Его могли заложить новгородцы, считавшие священномученика Ипатия покровителем своих посадников. Несмотря на расхождения мнений по поводу времени основания монастыря, неоспорим тот факт, что Чет внес значимый вклад в его становление, его личность важна и тем, что он был родоначальником Годуновых, представители которых сыграли важную роль в жизни обители и страны в целом.

Еще в XIV и XV веках монастырь был небольшим и малоизвестным, однако все поменялось с укреплением влияния рода Годуновых. С середины XVI по начало XVII века на его территории разворачивается масштабное каменное строительство — в это время возводятся Троицкий собор и монастырские стены с въездными воротами. Обитель имела мощные крепостные стены с башнями, на которых устанавливались орудия, как и многие другие монастыри того времени, он был еще и оборонительным сооружением, он защищал подступы к Костроме со стороны старой ярославской дороги.

Стены и башни обители

Щедро жертвовали представители рода монастырю и ценные реликвии — иконы, украшенные чеканными изображениями золотые предметы церковной утвари. Трудные дни настали для обители в Смутное время — ее захватил один из отрядов Лжедмитрия II, который удалось прогнать из крепости только силами подоспевшего из Галича войска народного ополчения.

В силу своей исторической значимости, обитель в течение долгих веков была неразрывно связана с крупнейшими социальными и политическими событиями, происходившими в Русском государстве. Именно в Ипатьевском монастыре Михаил Романов был призван на престол, что возвеличило обитель. В период правления Михаила Федоровича ее территория была значительно расширена с западной стороны, ее стали называть Новым городом. С годами авторитет обители все больше увеличивался, благодаря щедрым пожертвованиям она стала одной из самых богатых в стране.

Однако в петровские времена расцвет сменился упадком — часть колоколов была снята и отправлена в Москву для военных нужд, также часть доходов и пожертвований сверх установленного размера изымалась в пользу казны, что постепенно привело к обветшанию построек. После учреждения Костромской епархии монастырь стали использовать в качестве резиденции архиерея, в связи с этим обитель претерпела ряд перестроек. В 1767 году произошло знаменательное событие в жизни обители — ее посетила императрица Екатерина II, важное значение имел и приезд в 1834 году императора Николая I, который распорядился о проведении восстановительных и реставрационных работ на территории.

Вид на монастырский сад и постройки

В дальнейшем обитель удостаивали визитами и другие императорские особы. С большим размахом проходило празднование в обители 300-летия Дома Романовых, на котором присутствовал император Николай II с семьей. После событий, связанных с революцией в 1917 году, обитель прекратила существовать в качестве культурного и духовного оплота для верующих. Большинство ее построек было пущено под хозяйственные нужды. Все церковные реликвии, начиная с двадцатых годов, вывозились в Москву, где их использовали на революционные нужды. Лишь часть икон и предметов, не представляющих для большевиков ценности, были отданы в местный краеведческий музей.

Одновременно с этим помещения и постройки монастыря были отданы под общежития для фабричных рабочих, солдат Красной армии и даже под танцевальные площадки. И только лишь с середины 1940-х годов власть стала постепенно пересматривать свое отношение к нему, осознавая его культурную ценность. Со временем в обители был создан историко-архитектурный музей-заповедник. В 1990-е годы началась постепенная передача монастыря Русской православной церкви, которая окончательно завершилась в 2004 году.

Иконы Ипатьевского монастыря

Одной из наиболее почитаемых святынь обители в частности и костромской земли в целом является точная копия чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Согласно преданию, ее написал святитель Петр, митрополит Московский. В 1613 году ее принесли послы Земского собора, сообщившие Михаилу Романову об его избрании на престол. Позднее царь Михаил Федорович подарил ее монастырю, она размещалась в иконостасе Троицкого собора вплоть до 1919 года, когда ее изъяла новая власть. Только в 2004 году она была возвращена на свое место. Икона украшена драгоценной ризой.

Еще один чтимый образ — икона священномученика Ипатия с частицей мощей святителя. Также в обители пребывают икона святого Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской с частицей ее гроба и другие образы.

Архитектурный ансамбль монастыря

Экскурсии

Для посетителей открыт доступ к территории Старого города обители, на которой размещается архитектурно-музейный комплекс. За вход на нее взимается плата, для взрослых — 170 руб. Можно осмотреть экспозиции музея Ипатьевского монастыря самостоятельно или оплатить экскурсию. В рамках посещения обители можно ознакомиться с ее архитектурным ансамблем, росписью Троицкого собора и основными святынями. Создано несколько экспозиций и выставок, которые рассказывают об истории достопримечательности и ее значении в судьбе страны.

Одна из экспозиций знакомит с историей восхождения на престол Романовых, их связи с костромским краем и монастырем. Отдельная выставка посвящена последнему Романову на престоле — Николаю II, мученической гибели его и семьи. Еще одна выставка знакомит с творчеством талантливого костромского иконописца и изографа Гурия Никитина. Также в музее представлена коллекция икон, предметы церковной утвари, интересно посетить и палаты Романовых, в которых собрано множество любопытных артефактов — предметов старины и вещей, подаренных монастырю монархами.

Если вас не интересуют музейные коллекции и вам хотелось бы посетить только богослужения, то важно знать, что они проходят с 5:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00, вход на них свободный.

Вид на монастырь

Как добраться

  • автобусы № 14, 105, 109
  • маршрутные такси № 4, 8, 11, 38.

От остановки до места нужно будет пройти около 800 метров.

Удобно добираться до монастыря на машине, он находится недалеко от центра города, к примеру, расстояние от центральной площади Костромы, Сусанинской, до него составляет примерно 4 км.

Как доехать до монастыря от Сусанинской площади

Еще один вариант — поездка на такси, можно вызвать машину, воспользовавшись такими приложениями, как Яндекс. Такси, Везет, Максим, Taxsee.

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, жил на рубеже III – VI веков, был епископом города Гангра. Он был не очень широко известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне.

Кто-то удивится, узнав, что в создании славного русского монастыря принимал участие знатный татарин, каковым был Чет. Таких фактов, действительно, не так много в истории Руси, но следует помнить, что взаимоотношения азиатских кочевников и русичей, выяснявших отношения в течение нескольких столетий, были намного сложнее и разнообразнее, чем о них говорят сухие строки учебников истории. Наша земля обустраивалась всеми, кто здесь жил, кто не чувствовал себя временщиком и чужестранцем, кто был созидателем по своему духу. Таков был и мурза Чет. Справедливости ради отметим, что выдвигались и другие версии, касающиеся времени появления обители. Академик С. Б. Веселовский относил время её основания к концу XIII века.

Современные историки полагают, что обитель возникла ещё раньше – примерно в середине XIII века. Возможно, её основали новгородцы, почитавшие священномученика Ипатия как покровителя посадников своего города. Однако большая роль мурзы Чета в становлении Ипатьевского монастыря не подлежит сомнению.

Годуновы в судьбе монастыря.

После исцеления Чет крестился с именем Захария. Вместе с ним приняли православное крещение и люди из его ближайшего окружения. В пятом поколении рода Чета-Захарии рождаются два брата, которые впоследствии принимают разные фамилии: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. Это были родоначальники знаменитых родов Сабуровых и Годуновых. Все они, начиная с Захарии, отличались глубокой набожностью, приезжали сюда доживать свой век, желая быть погребенными в стенах монастыря. Некоторые из них приняли здесь монашеский постриг. Завещали похоронить себя на монастырском кладбище практически все потомки Захарии. В стенах Ипатьевского монастыря похоронено несколько поколений предков Бориса и Ирины: их родители — Фёдор Иванович Годунов и его супруга Стефанида Ивановна (в инокинях Сандулея), их дед Иван Григорьевич Годунов и его супруга (нам известно только её иноческое имя Агриппина), их прадед Григорий Иванович Годунов (в иночестве Герасим) и другие. В монастыре был погребён и Дмитрий Иванович Годунов, постельничий Ивана Грозного, столь много сделавший для карьеры своего племянника Бориса при царском дворе. Если бы Борис Годунов не стал царем, его бы тоже похоронили здесь, рядом с отцом и матерью.


Со временем на территории монастыря образовались три усыпальницы, где находилось 52 захоронения. Ныне частично сохранилась только одна из трех усыпальниц, а могилы Захарии и его ближайших потомков утеряны. Так или иначе, земля Ипатьевской обители до сего дня покоит прах знаменитых родов Годуновых и Сабуровых, оставивших заметный след в истории Отечества.

Первой крупной постройкой здесь была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был сравнительно небольшим. (Именно в нем 14 марта 1613 года был призван на царствие Михаил Романов.)

Каменные стены, согласно летописи, были возведены в 1586 году по повелению царя Федора Ивановича. Стены монастыря, опоясавшие территорию так называемого Старого города, имели протяженность 243 сажени ( 518 метров ) и получили вид прямоугольника неправильной формы. Крепостная стена по углам фланкировалась четырьмя круглыми башнями. В монастырь вело пять въездных ворот: с южной, западной и северной стороны и двое ворот со стороны реки Костромы — Святые и Водяные. Въездные ворота были укреплены квадратными башнями, из них сохранилась лишь башня над Южными воротами. Стены имели толщину около полутора метров, а позднее, в XVII веке, были надстроены до 3 метров . Первоначальная высота стен была на 2 метра ниже современной и достигала 7 метров .

Ипатьевский монастырь — характерный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI века. Каменная ограда монастыря, неприступная извне, с внутренней стороны имела важные преимущества для организации обороны. Главное боевое значение имели башни (стрельницы), где устанавливались крупные орудия. Для хранения пороха предназначалась специальная Пороховая (северо-восточная) башня. В Водяной башне был потайной выход к реке Костроме, что обеспечивало бесперебойное снабжение водой во время осады. Стены и башни с внутренней стороны связаны широким переходом — галереей боевого хода. Так монастырь стал крепостью на подступах к городу на старой Ярославской дороге.

Дмитрий Годунов внёс огромный вклад в монастырскую ризницу и библиотеку. Многие из вкладных Годуновских икон хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить в московских музеях: Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и других музейных хранилищах.

Д. И. Годунов заказывал много рукописей. Несколько весьма ценных рукописных книг он передал Ипатьевскому монастырю, в храмы Московского Кремля и церкви других го родов и монастырей. Рукописи украшались миниатюрами, одевались в богатые серебряные и позолоченные оклады, большинство из них изготовлялось в царских мастерских.


С наступлением Смутного времени для Ипатьевской обители начались трудные дни. В 1608 году монастырь I был оккупирован одним из отрядов самозванца Лжедмитрия II, но прибывшее из Галича народное ополчение организовало правильную и успешную осаду крепости. При этом вокруг стен был вырыт осадный ров.

Летом 1609 года отряд самозванца был выбит из монастыря. Во время штурма была взорвана стена. От взрыва значительно пострадали обе надвратные церкви и Троицкий собор.

Юный царь Михаил Романов.

После нескольких лет войн и раздоров пришло время единения и все общего национального согласия. В феврале 1612 года Кострома напутствовала нижегородское народное ополчение, которое двигалось в Москву для окончательного освобождения от польского засилья.

Из Москвы в Кострому было отправлено Великое Посольство для изъявления воли народа вновь избранному монарху. В это же самое время поляки, узнав об избрании Михаила, решили захватить его. Но русский крестьянин Иван Осипович Сусанин ценой своей жизни спас юного царя – надежду России.

  • Феогност, игумен (1511)
  • Паисий, игумен (1537)
  • Вассиан, игумен (1558—1566)
  • Никандр, игумен (1572—1574)
  • Порфирий, игумен (?-1582)
  • Варлаам, игумен (1582—1584)
  • Гурий Ступишин, строитель (1585—1598)
  • Иаков, архимандрит (1597—1606) Соловецкий архимандрит
  • Феодосий, архимандрит (1608)
  • Кирилл, архимандрит (1613—1616)
  • Иосиф, архимандрит (1617—1622)
  • Пафнутий, архимандрит (1622—1631)
  • Тихон, архимандрит (1631—1640)
  • Иосиф, архимандрит (1640—1641)
  • Авраамий, архимандрит (1642—1646)
  • Сергий, архимандрит (1646—1649)
  • Гермоген, архимандрит (1649—1653)
  • Тихон, архимандрит (1653—1663)
  • Мисаил, архимандрит (1663—1666)
  • Кирилл, архимандрит (1666—1670)
  • Феодосий, архимандрит (1670—1674)
  • Антоний, архимандрит (24 января 1675—1683)
  • Пахомий, архимандрит (1683—1684)
  • Феодосий, архимандрит (1684—1692)
  • Паисий, архимандрит (1692—1698) скончался в Москве 28 мая 1701 года
  • Симеон, архимандрит (12 сентября 1698 — 22 января 1711)
  • Тихон, архимандрит (1711—1720)
  • Гавриил (Бужинский), архимандрит (22 января 1721 — 24 марта 1722)
  • Серапион, архимандрит (1722—1730)
  • Платон (Малиновский), архимандрит (14 апреля 1730 — 12 августа 1732)
  • Амвросий (Юшкевич), архимандрит (1732—1734)
  • Никодим (Сребницкий), архимандрит (июль 1734 — 18 января 1736)
  • Пимен (Савёлов), архимандрит (февраль 1736 — 29 июня 1740)
  • Феофилакт (Губанов), архимандрит (9 октября 1740 — 14 сентября 1743)
  • Симон (Тодорский), архимандрит (12 сентября 1743 — 31 марта 1745)
  • ? (в миру Беневоленский Мартын Евплаксиевич), архимандрит
  • Николай (Покровский), архимандрит (1918 — 1 марта 1919)
  • Иероним (Тестин), архимандрит (17 июля — 31 октября 1996)
  • Павел (Фокин), архимандрит (31 октября 1996 — 2002)
  • Иоанн (Павлихин), архимандрит (13 мая 2004 — 2011)
  • Петр (Ерышалов), игумен (2011 - по наст. вр.)

© 2017 Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Русская Православная Церковь. (Московский Патриархат). Все права защищены.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь – мужской монастырь, древнейшая обитель в нашем отечестве, основанная в XIV веке в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия, епископа Гангрского. Монастырь расположен в западной части Костромы, там, где одноименная река впадает в Волгу. Вокруг – речные дали, деревянные домики и заволжские холмы. Живописный уголок вокруг монастыря костромичи назвали Ипатьевым мысом.

Татарский основатель русского монастыря

Монастырь заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета. Выходец из Золотой Орды, знатный татарский вельможа мурза Чет, добровольно перешел на службу к великому Московскому князю Ивану Даниловичу Калите.

Переправляясь по Волге, мурза тяжело заболел и раскинул для отдыха и лечения шатер в устье реки Костромы при впадении ее в Волгу. Во сне вельможе явилась Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским. Богоматерь обещала исцелить Чета, если он примет христианство и построит обитель в честь святого Ипатия.

Великомученик Ипатий Гангрский

Прибыв в Москву, мурза принял христианство, получив при крещении имя Захария, и испросил у великого князя разрешение заложить монастырь на месте своего исцеления. Усердием татарского мурзы на берегу реки Костромы в благодарность Богу основана обитель в честь великомученика Ипатия.

Обитель, покровительствуемая Годуновыми

В пятом поколении рода Чета – Захарии – родились два брата: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун, родоначальники знаменитых родов Сабуровых и Годуновых. Со времен возвышения рода Годуновых, потомков легендарного мурзы, начался расцвет монастыря. К концу XVI века их стараниями монастырь стал центром политической и духовной жизни средневековой Руси. Настоятель обители игумен Иаков в 1599 году был облачен в сан архимандрита.

Неприступная крепость

Ипатьевский монастырь во времена Годуновых – неприступная крепость. Монастырь окружали высокие дубовые стены, в центре двора – храм, освященный во имя Живоначальной Троицы. В XVI веке здесь построены каменные стены, соборы, звонницы и кельи. Древние крепостные стены поражают мощью.

Стены монастыря

Обитель окружали земляные валы, толщина стен 3 метра, высота – от 6 до 11. Каменная ограда, неприступная извне, с внутренней стороны имела башни-стрельницы, где устанавливали крупные орудия.

Порох хранился в специальной Пороховой башне, а в Водяной башне – потайной выход к реке Костроме. Стены и башни с внутренней стороны связаны широкими переходами. Так монастырь стал крепостью при подъезде к городу по Ярославской дороге.

Родовая усыпальница

На территории монастыря образовалось три усыпальницы с 52 захоронениями. Земля Ипатьевского монастыря до сих пор покоит прах знаменитого рода Годуновых, которых поддерживала постоянная молитва монастырской братии, прерванная в 1919 году из-за закрытия монастыря.
Годуновы – собиратели и дарители бесценных древностей

Дмитрий Иванович Годунов заложил традицию бесценного собрания древностей в монастыре. Опричник царя Ивана Грозного, Дмитрий Годунов – ценитель и знаток прекрасного, человек с тонким художественным вкусом. В его домашней мастерской лучшие иконописцы, ювелиры и мастера миниатюр Московского Кремля создавали удивительные по совершенству произведения.

Усыпальница Годуновых

Золотой оклад на храмовый образ Пресвятой Троицы, золотой комплект богословских сосудов и водосвятных чаш, панихидные блюда, гобелены и ювелирные украшения – вклады Дмитрия Ивановича в Троицкий собор, подчеркивают его намерение возвысить древнюю родовую обитель. Предметы церковной утвари: массивный потир, дискос, копие и лжица сделаны из золота и украшены чеканными изображениями.

При поддержке Годуновых действовала мастерская, выпускавшая рукописные книги с великолепной отделкой. Бесценны книжные вклады Дмитрия Годунова: напрестольные Евангелия, Псалтири, Служебники, изготовленные московскими мастерами, украшены драгоценными окладами, лицевыми миниатюрами с изящными жемчужными орнаментами.

Ипатьевский монастырь

Колыбель Императорского дома Романовых

При высоком покровительстве обитель процветала, владея сотнями селений и огромными земельными наделами.

Смутные времена

В 1605 году Годуновых отстранили от управления государством, начались времена Великой Смуты. Череда дворцовых переворотов, когда власть переходила из рук в руки, сопровождаясь кровопролитием и предательством, закончилась в Ипатьевском монастыре, который стал местом, где изменился ход русской истории.

После войн и раздоров пришло время единения и национального согласия. 8 февраля 1612 года Москву освободили от польского засилья, а в феврале 1613 года Земский Собор избирает на русский престол 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Начинается эпоха Императорского дома Романовых.

Начало перемен

При Борисе Годунове Романовы жили в ссылке в Ипатьевском монастыре. Во время заседания Земского Собора избранник пребывал в костромской вотчине села Домнино. Из Москвы в Кострому отправили великое посольство для изъявления воли народа вновь избранному монарху.

Поляки, узнав об избрании Михаила, решили захватить его, но костромской крестьянин Иван Осипович Сусанин ценой собственной жизни спас новую династию, заманив поляков в непроходимую чащу. На центральной площади современной Костромы возвышается памятник бесстрашному земляку.

Когда поляки расправились с Иваном Сусаниным, Михаил с матерью укрылись в Ипатьевском монастыре, куда и прибыло посольство на 12-й день движения из Москвы.14 марта 1613 года послы Земского Собора долго, но тщетно просили юного Михаила и его матушку Марфу принять избрание. После 6-часового увещевания молодой избранник с плачем согласился занять русский престол.

Иван Сусанин ценой жизни спас династию Романовых

С тех пор члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей, посещая обитель, делал щедрые вклады. Вклад – это пожертвование монастырю для найма монастырской молитвы ради спасения души. В качестве вклада очень ценились колокола.

Многочисленные царские грамоты укрепляли экономическое положение монастыря. По велению Михаила Романова вдвое увеличилась территория обители, башни и стены выглядели нарядно и богато, построили каменное жилье, настоятельские и братские кельи, погреба, поварню, трапезную.

Музей, память о Романовых

Протяженность монастырских стен, укрепленных квадратными башнями, увеличилась до 518 метров, высота стен – до 10. По величине земельных владений монастырь занимал четвертое место среди крупнейших русских обителей.

Процветание монастыря

Могущественные меценаты монастыря Романовы не скупились, жертвуя средства на ремонт и строительство новых построек, развитие художественного иконописания и каменной резьбы. В знак особой царской милости в Троицкий монастырь Ипатьевского монастыря из Москвы государь Михаил Федорович передал Тихвинский образ Божьей Матери и прислал Царское место.

Любовь костромичей к Тихвинской иконе так велика, что во время Крестного хода в день почитания чудотворной Феодорвской иконы Божьей Матери, Тихвинский образ также выносят из монастыря и проходят с ним по всему городу.

В 1744 году в Ипатьевском монастыре разместилась Костромская архиерейская резиденция, а Троицкий собор получил статус кафедрального. Древняя обитель превратилась в административный центр Костромской епархии. В монастыре возобновились строительные работы, разбили Архиерейский сад.

Иконы в храме

В XVIII веке соорудили новые ворота в честь приезда в Кострому императрица Екатерина II. Для строительства парадных ворот в Кострому доставили чертежи кареты императрицы с требованием сделать их такими, чтобы карета свободно проезжала через ворота. Парадный въезд достойно встретил Екатерину, торжественно приветствуя высоким фронтоном с изображением вензеля императрицы.

Празднование юбилея Дома Романовых

В 1913 году Ипатьевский монастырь стал центром празднования 300-летнего юбилея Царствующего Дома Романовых. Царское семейство во главе с Николаем II и придворными прибыло на празднование в Кострому. Древняя обитель предстала перед гостями в своем великолепии.

Ипатьевский монастырь, окруженный высокими стенами, с башнями-бойницами и башнями-дозорными, представлял грозную крепость. Золотые главы собора на фоне лохматых кедров, пушистых лиственниц и плакучих берез вносили торжественность и празднично сверкали на солнце.

Накануне торжества капитально отремонтировали Троицкий собор, белым камнем обложили цоколь. В огромной толпе народа, встречающего царя, были и потомки Ивана Сусанина, чей прах по велению Михаила Романова захоронен в Ипатьевском монастыре. Через город прошел Крестный ход, в котором участвовало все духовенство Костромы.

Фрески

Император приложился к Феодоровской иконе Божьей Матери, которой благословляли на царство его предка Михаила, и вошел в обитель. В Троицком соборе государь отстоял Литургию и молебен. Царь вышел к народу, запрудившему место между обителью и берегом реки Костромы.

Ничего подобного торжествам, прошедшим 19 мая 1913 года, в истории обители не было. Торжественное событие стало апофеозом древнего монастыря и одновременно прощанием с уходящей старой Россией. Революционные события 1917 года выдвинули новые ценности, среди которых не нашлось места ни монастырям, ни национальным святыням.

Разоренная обитель и новая жизнь

В 1919 году Ипатьевский монастырь закрыли, наступил страшный богоборческий период.

Советская эпоха

В монастыре разместили детский приют и общежитие текстильщиков, военные казармы, устроили стадион и танцплощадку. Губернская комиссия конфисковала священные сосуды, лампады, подсвечники, оклады для икон весом на 14 кг. золотом и 200 кг. серебром.

Советское время

В 1958 году советское правительство присвоило обители статус музея-заповедника. В монастыре началось восстановление, которое продлилось 20 лет.

Время возрождения

День возрождения Ипатьевского монастыря – 25 ноября 1989 года, когда епископ Александр провел первую за многие десятилетия разрушения Церкви службу в присутствии всего духовенства города.

С 2004 года открыт Церковный Историко-археологический музей, в основе его коллекции – уникальные предметы богослужения, экспонаты древнего письма и печати, ценные произведения художественного наследия и древние рукописи, в их числе – легендарная Ипатьевская летопись.

Церковный Историко-археологический музей

Монашеская жизнь

Сейчас высокий статус Ипатьевского монастыря – официальной колыбели династии Романовых – подчеркивают отреставрированные храмы, аккуратная брусчатка дорожек, пышное разнообразие цветов и ровно подстриженная трава на газонах. Община монастыря с любовью благоустраивает территорию: здесь разбиты два фруктовых сада, аккуратные кусты и пышные деревья оттеняют чистоту и порядок монастырского подворья.

Корпуса монахов

В монастыре возрождается духовная молитвенная жизнь, без которой другая монастырская деятельность не принесет пользы. Немногочисленная братия обители поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ. Основное послушание братии – келейные молитвы, церковные службы и работа по восстановлению храма Иоанна Богослова.

Храмы и колокольня

Надвратная церковь в честь мучеников Хрисанфа и Дарии возведена в 1841 году на месте входа в монастырь. Хрисанф и Дария пострадали за христианскую церковь в 283 году в Риме. Церковь Ипатьевского монастыря – единственная на территории России церковь, посвященная этим мученикам.

Престол церкви святых мучеников, поминаемых 1 апреля, освящен в память того, что в этот день в 1613 году Михаил Федорович Романов выехал из Ипатьевского монастыря в Москву на царство. В этот же день в 1814 году император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.

Церковь представляет собой бесстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, увенчанный 12-гранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре храма – сочетание элементов классицизма и древнерусского зодчества. Церковь, в которой ежедневно проходят вечерние и утренние службы, заново расписана артелью палехских художников.

Троицкий собор

Северная, богато оформленная сторона храма – фасад здания, оконные проемы которого включены в композицию колончатого пояса. Здесь же – парадное крыльцо с восьмигранным шатром, поднятое на четыре декоративных столба с мощными кубышками и висячими арками с гирьками.

Троицкий собор украшает великолепный иконостас середины XVIII века: объемные виноградные ветви фламандской резьбы, покрытые тонкими листками сусального золота, выполнены костромскими резчиками в стиле барокко. Иконы для иконостаса выполнены царскими иконописцами. Настенная роспись XVII века с изящным орнаментальным декором благородно выделяет искусно выполненные иконы.

Во дворе Ипатьевского монастыря

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – каменная просторная церковь с пятью главами в русско-византийском стиле с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Украшает церковь позолоченный иконостас с иконами, выполненными палехскими иконописцами.

Колокольня состоит из двух разновременных частей. Древняя часть возведена в 1604 году на средства Годуновых в стиле многопролетной аркады. В 1645 году к ней пристроили высокую колокольню с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой черепицей по заказу Алексея Никитича Годунова, последнего представителя знаменитого рода.

Колокольня украшена сплошь каменными резными поясами, сдвоенными полуколоннами и оконными проемами с килевидным завершением. Западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней, деревянной, пристроена в XIX веке. На звоннице находилось 18 колоколов. Крупнейший весом 600 пудов – вклад матери царя Бориса Годунова Стефаниды.

Крепостные стены и башни

Рядом с колокольней на пьедестале установлен снятый часовой колокол, вклад дяди Бориса Годунова, Дмитрия. Недалеко от колокольни – мемориальная колонна в память знаменательных событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.

Достопримечательность монастыря – палаты бояр Романовых. Здесь жил молодой Михаил Романов, когда в 1613 году сюда прибыло посольство Земского Собора с известием об избрании 16-летнего Михаила на российский престол.

Палаты бояр Романовых

Святыни монастыря

В Ипатьевском храме хранятся бесценные святыни:

  • Чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери.
  • Частицы Ризы Господней.
  • Частицы мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Тихвинская Икона Божьей Матери – чтимая святыня костромской земли. Икона – точная копия чудотворной Тихвинской иконы, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному Михаилу о его избрании на всероссийский царский престол.

Монастырь открыт для всех

В 1619 году царь Михаил подарил святыню обители, где она и пребывала в иконостасе Троицкого собора. В 1919 году, изъятая из церкви, стала недоступной для поклонения. 13 апреля 2004 года святыня возвратилась в Костромскую епархию, заняв свое историческое место.

Величественный вид Ипатьевского монастыря, торжественное великолепие и звон церковных колоколов оставляют в душе русского человека незабываемые чувства и эмоции.

Читайте также: