Иордан о славянах кратко

Обновлено: 03.07.2024

Более полными сведения о наших предках становятся только VI – VII вв., когда славян уже трудно было не замечать, так как они являются активными участниками многих исторических процессов. С середины VI века по отношению к славянам историки используют три этнонима: венеды, склавины и анты. Венеды проживали вдоль побережья Балтийского моря, склавины — в районе Вислы, анты — между Днестром и Днепром с выходом к Чёрному морю. Традиционно эти этнонимы так соотносятся с современными славянскими группами: венеды — западные славяне, склавены — южные, анты — восточные. Однако такое такое соотношение признаётся далеко не всеми.

Интересна информация о том, что славяне расположились на безмерных пространствах и что они представляют собой многолюдное, многочисленное племя. Эти же сведения будут неоднократно повторяться и другими авторами.

Предполагают, что Новиетун — это город, расположенный в районе Дуная, более точно определить его местонахождение на удаётся, хотя высказываются различные предположения. Мурсинское озеро упоминается только Иорданом, другим авторам оно не известно. Склоняются к тому, что этим именем названо озеро Балатон в современной Венгрии, хотя эта точка зрения далеко не единственная. Называя город Новиетун и Марсианское озеро, Иордан обозначал западную границу проживания склавен, а следовательно, и славян в целом. Ввиду неясности локализации этих объектов остаётся и проблема определения этой границы в VI веке.

Зато восточная граница проживания склавен им проведена им проведена более чем явно — до реки Днестр. За Днестром, вплоть до Днепра, по данным Иордана, проживают тоже славяне — анты, сильнейшее из обоих племён.

Здравствуйте. Продолжаем знакомиться с работами древних историков, в которых упоминается жизнь древних славян "до Рюрика". На очереди готский историк Иордан, или, как его называли Татищев и Карамзин, Иорнанд.

Про Иордана имеется очень мало сведений, да и те весьма противоречивы. Жил в VI веке, точные даты рождения и смерти неизвестны.

Много разных мнений о его деятельности. Возможно, он был нотариусом в Малой Скифии (черноморское побережье к югу от Дуная), может он был секретарем Остготской или Руянской общины, некоторые называют его епископом Кротонским, говорят, отец его был алан. Судя по книге "О происхождении и деяниях готов", он был православным христианином (исповедовал устав Никейского Вселенского Собора).

Кстати, о его книге сегодня и пойдет речь. В ХlX веке длинное название " О происхождении и деяниях готов" сократили до лаконичного "Гетика", тонко подметив смысл содержания книги. Дело в том, что Иордан смешал готов с гетами и массагетами, сильно удревнив историю готов. В своём произведении писатель пользовался сочинениями Кассиодора и Приска, которые не сохранились до нашего времени.

Для нас интересны упоминания в " Гетике " о славянах. В начале книги Иордан описывает земли и заселяющие их народы. Среди скандинавов, бриттов и германцев упоминаются и братья-славяне.

"В Скифии первым с запада живет племя гепидов(германские племена), окруженное великими и славными реками; на севере и северо-западе [по его области] протекает Тизия(Тиса); с юга же [эту область] отсекает сам великий Данубий(Дунай), а с востока Флютавзий (встречается только у Иордана); стремительный и полный

водоворотов, он, ярясь, катится в воды Истра. Между этими реками лежит Дакия(античная страна примерно на территории современной Румынии) которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпы. У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы (Висла), на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.

Склавены живут от города Новиетуна (предположительно современный город Исакча в Румынии) и озера, именуемого Мурсианским (встречается только у Иордана), до Данастра, и на север — до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих [племен] — распространяются от Данастра до Данапра(от Днестра до Днепра), там, где Понтийское море(Черное море) образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов."

Вот так относительно понятно описал Иордан местонахождение склавенов и антов.

Далее мы видим славян при завоевании народов готским вождём Германарихом, которого Иордан сравнивает с Александром Македонским.

"После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха."

Какая многозначительная реплика о свирепости славян во времена Иордана, то есть в Vl веке! Автор практически подтверждает правдивость свидетельств Прокопия Кесарийского о бесчинствах склавинов.

После смерти Германариха остроготы попали под власть гуннов. Амал Винитарий,вождь остроготов,потихоньку пытался уйти от зависимости:

хотя и был ниже Германариха по счастью и удачам, с горечью переносил подчинение гуннам. Понемногу освобождаясь из-под их власти и пробуя проявить свою силу, он двинул войско в пределы антов и, когда вступил туда, в первом сражении был побежден, но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения,"

И снова загадка! Многие любители истории Руси "до Рюрика" связывают этого Божа со "временем Бусовым" из "Слова о полку Игореве".За эту версию высказывались Н. Г. Головин, Е. М. Огоновский, А.А.Шахматов, П. Н. Третьяков. Против—А.А. Васильев, О. В. Творогов.

А закончилось всё это тем, что гунны отомстили за своих соратников славян.

"Но с такой свободой повелевал он едва в течение одного года: [этого положения] не потерпел Баламбер, король гуннов; он призвал к себе Гезимунда, сына великого Гуннимунда, который, помня о своей клятве и верности, подчинялся гуннам со значительной частью готов, и, возобновив с ним союз, повел войско на Винитария. Долго они бились; в первом и во втором сражениях победил Винитарий. Едва ли

кто в силах припомнить побоище, подобное тому, которое устроил Винитарий в войске гуннов! Но в третьем сражении, когда оба [противника]

приблизились один к другому, Баламбер, подкравшись к реке Эрак, пустил стрелу и, ранив Винитария в голову, убил его; затем он взял себе в жены племянницу его Вадамерку и с тех пор властвовал в мире над всем покоренным племенем готов, но однако

так, что готским племенем всегда управлял его собственный царек, хотя и [соответственно] решению гуннов. "

Но вот,собственно, и всё о славянах в "Гетике", но ещё много будет о славянах в произведениях других авторов. Будьте на связи. Встретимся. Лайки приветствуются. Подписывайтесь, чтобы узнать больше

Что знал Иордан о славянах и антах?

Иордан был одним из тех историков, в работах которых впервые упоминаются славяне.

Точные годы жизни самого Иордана не известны. Информация о его жизни очень скудна. Есть предположение, что Иордан – епископ г. Кроторна. Хотя ни одна попытка отождествить его с историческими лицами, упоминаемыми другими источниками не является общепризнанной. Есть сведения, что по этнической принадлежности Иордан был из готской или гото-аланской семьи. Мог изначально принадлежать к арианству, но впоследствии, вроде бы, принял христианство. Даже время окончания его исторических работ не известно точно, около середины 6 века.

По середине этой Скифии 1 есть место, которое разделяет Азию и Европу друг от друга, а именно горы Рифей 2 , которые изливают широчайший Танаис 3 , впадающий в Меотиду 4 . Окружность этого болота, нигде не опускающегося глубже восьми локтей 5 , 144 мили.

В этой Скифии первым с запада пребывает народ гепидов 6 , который окружён великими и славнейшими реками. Ведь по северу и по его области растекается Тисия 7 , с юга же его отсекает сам великий Данувий 8 , с востока – Флутавсий 9 , который, будучи стремительным и изобилующим водоворотами, неистовствуя, катится в воды Истра 10 .

В их (рек) окружении лежит Дакия 11 , укреплённая (расположенными) наподобие венца крутыми Альпами 12 . У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы (Вислы) на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов 13 . Хотя их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называются склавенами и антами .

Склавены живут от города Новиетуна 14 (на Дунае) и озера, которое называется Мурсианским 15 , вплоть до Данастра (Днестра) и на севере Висклы (Вислы); болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там где понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра (Днепра). Эти реки удалены друг от друга на много переходов.

Вот этот отрывок текста Гетики и будет просто комментироваться ниже.

Комментарии к тексту

1-2 . По середине этой Скифи есть место, которое разделяет Азию и Европу друг от друга, а именно горы Рифей

Скифией называлась область, заселённая скифскими племенами в приблизительно в VII веке д.н.э. Скифию и скифов впервые описал Геродот. У него Скифия занимала всё Северное Причерноморье.

Геродот сообщает, что территория Скифии представляет собой правильный квадрат со сторонами по 40000 стадиев (около 710 км), в основных географических векторах (север-юг и восток-запад). При этом, Юго-восточный угол опирается на конец Керченского полуострова. При попытке реконструкции Юго-западный угол квадрата приходится на Юго-восточное предгорье Карпат, а его северная сторона идет от Курска до Сарн по рекам Сейм и Уж. Это в целом подтверждается археологическими находками скифской культуры в этом абстрактном квадрате.

В этом случае не понятно звучит фраза о Рифейских горах:

3-4 которые изливают широчайший Танаис, впадающий в Меотиду

Танаис – река Дон, впадающая в Азовское море. Иногда Танаисом называли и самый большой приток Дон Северский (Северный) Донец, а Меотидой считается древнее название Азовского моря. Конечно, Дон впадает в Азовское море, но тогда о каких Рифейских горах идёт речь?

Просто Иордан повторил распространенные в его время сведения о Рифейских горах – Урале: во-первых, что Рифейский хребет разделяет Азию и Европу; во-вторых, что с него течет Танаис – Дон, который в свою очередь является восточным пределом Европы.

По представлениям древних учёных, существовала гигантская горная гряда, начинавшаяся от Индийского моря и не прерываясь, через Кавказ, соединявшаяся с Рифейскими горами, которые якобы на севере охватывали Северное причерноморье к Карпатам и даже далее. Об общей системе горных хребтов, в которую включались, с точки зрения античных географов, как Рифейские, так и Кавказские горы, Иордан мог прочесть в географическом трактате Помпония Мелы (Mela, I, 81; 109) и у Орозия (Oros., Ι, 2, 36—47).

Вот в этом случае понятно, почему Танаис у Иордана течёт с Рифейских гор. Однако, не будем пенять средневековому автору на эту ошибку. Заблуждения присущи каждой эпохе. И не только заблуждения, но и просто вымысел. О чём говорит следующая фраза:

5 Окружность этого болота (вариант – озера. авт.), нигде не опускающегося глубже восьми локтей, 144 мили.

Локоть – старинная не точная мера длины приблизительно 42-52 и больше см. Поэтому можно посчитать, что глубина Меотиды в то или более раннее время составляла около 4 метров.

Это означает, что либо Азовское море с того времени увеличилось в размерах, почти в 7 раз, либо Иордан позаимствовал совершенно неверные данные, возможно, взятые кем-то просто с потолка.

Однако, пора вернуться на западные границы Скифии, так как нас ждёт следующая фраза, требующая небольшой расшифровки:

6 В этой Скифии первым с запада пребывает народ гепидов

Гепиды – германское племя, родственное готам, переселившееся из Скандинавии на южное побережье Балтийского моря, а затем вслед за Готами переместившиеся в Дакию (большая часть современной Румынии).

Миновав эти земли к середине III в., гепиды стали совершать набеги на территорию Рима. В 269 году впервые столкнулись с римскими войсками под Наиссом, и были разбиты императором Клавдием II.

В связи с тем, что по другим источникам гепиды иногда поддерживали славянские племена, а иногда воевали против них, необходимо разобраться с естественными границами территории, о которой пишет Иордан.



7-10 который окружён великими и славнейшими реками. Ведь по северу и по его области растекается Тисия, с юга же его отсекает сам великий Данувий, с востока – Флутавсий, который, будучи стремительным и изобилующим водоворотами, неистовствуя, катится в воды Истра.

Сложнее с рекой Флутавсий (в тексте – flutaus ). Это не поддающийся точной расшифровке гидроним. По историко-географическим представлениям можно предположить реку Прут. Однако самый авторитетный исследователь работ Иордана, Моммзен считал, что это искажённое Aluta , то есть современная река Олт (одна из главных румынских рек, приток Дуная). Но Олт делит Дакию почти пополам.

В связи с этим следующая фраза требует дополнительных комментариев:

В их (рек) окружении лежит Дакия 11 , укреплённая (расположенными) наподобие венца крутыми Альпами 12 .

Дакия – древняя территория между Карпатами, Дунаем, Тисой и Днестром (большая часть современной Румынии), заселённая фракийскими племенами – даками. Во начале II века н.э. покорена Римом, с дальнейшей колонизацией. Именно сюда совершали набеги в III веке гепиды.

У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы (Вислы) на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов 13 . Хотя их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называются склавенами и антами .

И у северо-западного склона Карпат мы как раз находим исток Вислы.

Только очень жаль, что Иордан не даёт достаточно чёткого описания тех больших, по его данным, территорий, которые занимают венеты.

Хотя он и даёт в дальнейшем ориентиры, но они весьма сложны для понимания не только современными исследователями, но к тому же, не подтверждены другими, современными Иордану источниками.

Что же касается венетов – это племена, упоминаемые не только Иорданом, но и более ранними авторами, но относящиеся вероятно к разным группам.

Есть сведения о венетах – племени в Северной Италии (современная провинция Венето).

Имеются сведения о венетах-кельтах в Бретани

И наконец – венеты (венеды), предполагаемые родственные племена на востоке Европы между Карпатами и побережьем Балтийского моря. Именно о них ведёт речь Иордан, говоря что они меняют названия в зависимости от родов и мест обитания.

Не совсем ясное место. Можно предположить, что все племена, имевшие раньше название венетов, стали называться славянами или антами, или оставляли названия по родовому и территориальному признаку.

Можно читать и иначе: произошло разделение с сохранением объединения венетов, появлением двух новых больших образований и множества мелких.

Кроме того, из текста Иордана можно понять, что племена перемещались и меняли названия в зависимости от местоположения. А это напоминает полукочевой образ жизни.

Возникает предположение, что Иордан не знает достоверно о положении дел в славянско-антском мире.

Хотя приблизительные границы территорий он обозначает.

Склавены живут от города Новиетуна 14 (на Дунае) и озера, которое называется Мурсианским 15 , вплоть до Данастра (Днестра) и на севере Висклы (Вислы); болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там где понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра (Днепра). Эти реки удалены друг от друга на много переходов.

Если венеты у Иордана располагаются от верховьев Вислы на Север, то анты – в междуречье от Днестра до Днепра.

Сложнее со славянами.

Иордан даёт два понятных ориентира: исток Вислы и Днестр. Но две другие точки остаются до сих пор дискуссионными – Мурсианское озеро и некий город Новиетун.

Новиетун большинство исследователей не без оснований отождествляют с известным в древности городом Новиодуном, но даже это не помогает, так как таких городов мы знаем, по крайней мере два, один на реке Саве в Паннонии (Невиодун), а другой (Новиодунум) возле Исакчи на нижнем Дунае.

Локализация Мурсианского озера остаётся для современных историков загадкой.

В большинстве, ученые ищут его у устья Дуная, а другие - в Паннонии, полагая, что это Балатон.

Есть версия, что под Мурсианским подразумевается Нойзидлерское озеро в северо-западной части Венгрии.

Кроме того есть точка зрения, что Мурсианское озеро просто ошибка, а на самом деле это болото при устье реки Савы.

Из всего перечисленного, думаю, можно сделать вывод, что текст Иордана не может являться надёжным источником относительно славян.

Во первых, Иордан склонен к подаче непроверенных данных.

Во вторых, границы расселения славянских, антских и венедских племён у Иордана условны, а сами сведения о народах носят общий характер и представляются весьма упрощёнными.

В третьих, в тексте нет ни одного события, способного помочь в датировках.

karta-kurgan-gepotiza-rasprostr

Славяне были известны древнему миру с незапамятных времён. Писатели Древний Греции и Рима, начиная с Гомера и Геродота, нередко в своих трудах упоминают о Славянах, называя их венедами, вентами, энетами, антами, ругами, скифами, и сербами.

karta-mira-gerodota

Славяне, традиционно занимающиеся землепашеством, резко отличались от своих кочующих соседей — сарматов, гуннов, аваров. Славяне строили себе дома и возделывали землю, вели торговлю, славились гостеприимством и ласковым обращением с чужеземцами. Для ведения общественных дел, славяне, раздробленные на множество отдельных сообществ, избирали из своей среды старшин – князей и бояр, и в повседневной жизни руководствовались своими древними законами, поклонялись одному верховному богу и многим другим божествам природы, принося им в жертву плоды и животных.

karta-sarmatiya-aziya

В I веке н.э. древнеримский историк, один из самых известных писателей античности Тацит (ок. 58—117 г.г.) упоминает ругов, живущих на южном берегу Балтики, остров Рюген.

sklaveny

lyutichi

Племена славян с VII века до н.э. по II век н.э. переселялись то на север под натиском кельтов, германцев, римлян, то на юг и запад — с III века н.э. и до начала VII века. Некоторые славянские племена достигали Англии, Германии, Голландии, Швейцарии, Италии, Пелопоннеса.

venety

Самоназвание царских скифов СКОЛОТЫ (Skolot > Skolt > Kelt)

В древности Бретань называлась Арморикой. Другими племенами, известными из этой области, были редоны (Redones), куриосолиты (Curiosolitae), осисмии (Osismii) и намнеты (Namnetes).

gardasjo_karta_stor3

paviya-stolica-langobardov

Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII—XIII вв.) упоминается русский граф Эрно, возглавлявший русский отряд, защищавший Павию — столицу лангобардов — от войска Карла Великого.

В 476 году руг полководец Одоакр (433 —493 г.г.), возглавлявший войска ругов, скиров, туркилингов, присоединился к римской армии против узурпатора Ореста. Фактически, Одоакр (Odoacer) был последним крупным римским полководцем, он низверг последнего императора Западной Римской империи и предоставил скирам 1\3 часть земель Италии.

Восточно-римский император Зенон даровал Одоакру титул патриция, но войска провозгласили его королём Италии. Позднее его будут именовать русским князем, герулом с острова Рюген, славянским князем.

Пафлагония — южный берег Чёрного моря

Пафлагония — южный берег Чёрного моря

Энеты — славянские племена, составляли самую значительную часть древнего населения Пафлагонии (греч. ἡ Παφλαγονία, лат. Paphlagonia) — исторического района на севере Малой Азии, на южном берегу Чёрного моря. Страбон (Strabo. ХП, 543.) упоминает о вожде энедов по имени Палемен — Храброе сердце.

Славяне — руги получили большие территории для поселений в городах, прилегающих к Византию (Константинополю).

Византийский писатель первой половины XIV века Никифор Григор упоминает о русском князе, занимавшим придворную должность при Византийском императоре Константине Великом (272 -337 г.г.).

Свидетельства о древних славянах у писателей древнего мира, живших в первых веках после Рождества Христова, чрезвычайно скудны.

foto-513

У иностранных историков главная черта славян состояла в простоте без обманов и злоухищрений, в откровенности, услужливости и человеколюбии.

В числе древнейших славянских законов и постановлений было и то, что каждый пленник, в чьих бы он руках ни был, пользовался независимостью, ступив на Славянскую землю. Такое человеколюбие, какое проявляли славяне, могло бы сделать честь и просвещённым тогда грекам и римлянам, но, к сожалению, оно было чуждо этим народам и их рабовладельческим государствам. Германцы поступали с своими пленниками не лучше Римлян; они всех покоренных ими Славян обратили в рабов.


foto-503

foto-505

В последующее времена истории, когда славяне столкнулись с нашествием на свои земли сильных противников — гуннов, аваров и булгар, совершавших частые набеги. Вооружённые столкновения с беспокойными соседями, заставили славян начать кровавые войны на Дунае с византийскими греками, а на Эльбе с немцами. Иноземные историки стали больше и больше говорить и писать о славянах.

С конца V века и в начале VI века н.э. южные и западные Славянские племена стали играть заметную роль в истории. Сирийский автор Псевдо-Захарий VI веке упоминает о народе рос в Причерноморье.

С начала V столетия н.э., вслед за падением Западной Римской Империи и гуннов, славянские народы освоили новые территории, расселились на юг и запад, к реке Дунай и Эльбе. В это время славяне и анты воевали с греками и германцами.

zapadnye-slavyane-1

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодою для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкою) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, пронзают камышами глотки (лежащих) или вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды. Так как они уже не в состоянии дальше оставаться в воде.

У Славяно-Руссов грамотность древнее, нежели у всех западных народов, даже древнее грамотности римской и греческой.

Упоминания о славянах до Х века в греческих и римских источниках остаются весьма скудными. Греческие писатели, не отличались обширными познаниями, и оставили нам только одни частные известия о жизни и нравах русов.

Западные соседи славян, германцы, оставили о быте славян сведения, относящиеся ко времени утверждения и распространения в Германии христианства. Сведения о славянах в германских летописях, отнюдь не беспристрастные, а напротив, часто окрашены враждебным отношением к непокорным славянам — язычникам. Германские летописи писало католическое духовенство, занимавшиеся после 1054 года распространением римско-католического христианства среди православных славянских народов Европы. До 1054 года христианская церковь была единой и не разделялась на католическую и православную.

Более полными сведения о наших предках становятся только к VI — VII вв., когда славян уже трудно было не замечать, так кал они являются активными участниками многих исторических про­цессов. С середины VI в. по отношению к славянам историки ис­пользуют три этнонима: венеды, склавины и анты. Венеды про­живали вдоль побережья Балтийского моря, склавины — в районе Вислы, анты — между Днестром и Днепром с выходом к Черному морю. Традиционно эти этнонимы так соотносят с современными славянскими группами: венеды — западные славяне, склавены — южные, анты — восточные. Однако такое соотношение признается далеко не всеми.

Интересна информация о том, что славяне (= венеты) распо­ложились на безмерных пространствах и что они пред­ставляют собой многолюдное, многочисленное племя. Эти же сведения будут неоднократно повторяться и другими авторами.

Следует признать, что в сочинении Иордана отсутствует сколь­ко-нибудь развернутое описание славян. Мы узнаем, что:

когда-то славяне принадлежали к одному народу и объединя­лись античными авторами под именем венедов (венетов);

- славяне — крайне многочисленное племя;

территория, которую занимали славяне, простиралась от Ду­тая до Дона, а на севере достигала района Вислы;

- вместо городов у них болота и леса;

во второй половине IV в. славяне еще не были приучены к военному делу и поэтому были относительно легко побеждены готским королем Германарихом, а уже в VI в. они представляли грозную военную силу для всей Восточно-Римской империи.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: