Иоанн крестьянкин биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин; 11 апреля 1910, Орёл — 5 февраля 2006, Псково-Печерский монастырь) — священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит. Около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX — начале XXI веков.

Содержание

Биография

Детство

Был восьмым и последним ребёнком в семье орловских мещан Михаила Дмитриевича и Елисаветы Иларионовны Крестьянкиных. С детства прислуживал в храме, был послушником у известного Орловского архиепископа Серафима (Остроумова) (будущего священномученика, причисленного к лику святых в 2001 г.). [1] Уже в возрасте шести лет был пономарём, затем исполнял обязанности иподиакона. В двенадцать лет впервые высказал желание быть монахом. В жизнеописании старца эта история описана следующим образом:

На гражданской работе

Московский священник

Святейший Патриарх Алексий I на мой вопрос, как поступать, когда внешние и внутренние смутьяны требуют хождения вослед их, ответил: — Дорогой батюшка! Что дал я вам, когда рукополагал? — Служебник. — Так вот. Всё, что там написано, исполняйте, а всё, что затем находит, терпите.

Тюрьма и лагерь

я помню, как он шёл своей легкой стремительной походкой — не шёл, а летел — по деревянным мосткам в наш барак, в своей аккуратной черной куртке, застегнутой на все пуговицы. У него были длинные черные волосы — заключенных стригли наголо, но администрация разрешила ему их оставить, — была борода, и в волосах кое-где блестела начинающаяся седина. Его бледное тонкое лицо было устремлено куда-то вперед и вверх. Особенно поразили меня его сверкающие глаза — глаза пророка. Но когда он говорил с вами, его глаза, все его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором. Он любил шутку, и в его манерах было что-то от старого русского интеллигента.

Первоначально работал на лесоповале. Весной 1953 года по состоянию здоровья и без его просьбы был переведён в инвалидное отдельное лагерное подразделение под Куйбышевом — Гаврилову Поляну, где работал по специальности, бухгалтером. 15 февраля 1955 года досрочно освобождён.

Служение в Псковской и Рязанской епархиях

После освобождения служил в Псковской епархии (в Москве ему, как ранее судимому, было жить запрещено), состоял в причте псковского Троицкого собора. Активность недавно вышедшего из заключения священника вызвала недовольство властей, ему вновь угрожало уголовное преследование. Тогда, в 1957 году, он бы был вынужден покинуть Псков и продолжить служение на сельском приходе Рязанской епархии. Первоначально был вторым священником в Троицком храме села Троица-Пеленица, с декабря 1959 года — церкви Космы и Дамиана в селе Летово, с июня 1962 года — настоятелем Воскресенского храма в селе Борец, затем — Никольского храма в селе Некрасовка. С весны 1966 года был настоятелем Никольского храма в городе Касимове. 10 июня 1966 года он принял монашество с именем Иоанн.

Многочисленные переводы о. Иоанна с одного прихода на другой были связаны с влиянием властей, которым не нравился активный священник, не только прекрасно проповедовавший, но и занимавшийся хозяйственным обустройством храмов, в которых он служил. В 1967 года Патриарх Алексий I подписал указ о его переводе на служение в Успенский Псково-Печерский монастырь. Вернувшись в епархию, он узнал, что пока он был в Москве на приёме у Патриарха, было принято решение перевести его из Касимова на другой приход (уже шестой за десять лет), но оно было отменено из-за его ухода в монастырь.

Старец

С 1967 года до своей кончины жил в Псково-Печерском монастыре . С 1970 года — игумен, с 1973 года — архимандрит. Уже спустя год после того, как о. Иоанн поселился в обители, к нему стали приезжать верующие со всех концов страны — за советом и благословением. Посещали архимандрита и православные люди из-за границы. Верующие считали его старцем и почитали за высокую духовность. В его жизнеописании приводится описание типичного дня о. Иоанна:

Сразу по окончании Литургии начинался приём. В алтаре решались вопросы с приезжим духовенством, на клиросе ждали своей череды присные, приехавшие с батюшками, в храме ожидали местные прихожане и приезжие паломники. Батюшка выходил из храма в окружении множества людей, когда время подходило к обеду. Но и на улице подбегали запоздалые вопрошатели и любопытные, чьё внимание привлекала собравшаяся толпа. И любопытные, полюбопытствовав, обретали в центре толпы сначала внимательного слушателя, а в будущем и духовного отца… Добравшись до своей келии только со звоном колокола к обеду, он буквально сбрасывал клобук и мантию и убегал. После обеда путь от трапезной до келии длился не менее часа, и опять в толпе. А в келии его уже ждали посетители, на вечер же назначался прием отъезжающих в этот день. И так ежедневно. Не день, не месяц, а из года в год, пока Господь давал силы. В своей феноменальной памяти батюшка долго-долго хранил имена тех, кто к нему обращался, и обо всех молился.

Сам архимандрит Иоанн очень не любил, когда его называли старцем. Однажды говорил верующим:

В 2001 выступил против кампании по отказу от принятия ИНН, проходившей в церковных и околоцерковных кругах. Участники кампании обосновывали свою позицию, в частности, тем, что людям вместо их христианского имени присваивается номер. В своём обращении к верующим архимандрит Иоанн писал:



Дорогие мои, как мы поддались панике — потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения? И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером. А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников, и белые победные ризы сокрыли под собой арестантские бушлаты. Не было имени, но Бог был рядом, и Его водительство вело верующего заключенного сквозь сень смертную каждый день. У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа-Спасителя. И Спаситель вошёл в мир с переписью населения [2] .

В 2005 году к 95-летию со дня рождения архимандрит Иоанн был награждён церковным орденом преподобного Серафима Саровского I степени. В последние годы жизни тяжело болел, практически не вставал с постели. Скончался в возрасте 95 лет [3] . Похоронен старец, как и другие печерские монахи, в пещерах Успенского Псково-Печерского монастыря.

В миру Крестьянкин Иван Михайлович, родился 29 марта 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных. Был восьмым ребенком в семье. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника.

В детстве прислуживал в храме, был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама. Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял его духовно. От младенчества до юности – это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского.

Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей – архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле.

После средней школы он окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности.

14 января 1945 года рукоположен в сан диакона митрополитом Николаем (Ярушевичем) в храме на Ваганькове.

25 октября того же года был рукоположен в сан священника патриархом Алексием I в Измайловском Рождественском храме в Москве, где и остался служить.

Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось.

В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, он был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет.

Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына.

10 июня 1966 года о. Иоанн принял монашество в городе Сухуми.

Архим. Иоанн (Крестьянкин)
Архим. Иоанн (Крестьянкин)
5 марта 1967 года поступил в Псково-Печерский монастырь.

13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена.

7 апреля 1973 года возведен в сан архимандрита.

Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков).

Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу.

Завещание архим. Иоанна (Крестьянкина)

Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Приимите все в жизни, и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин остался в памяти верующих великим проповедником и наставником, скорым помощником всем приходящим к нему, неустанным молитвенником и образцом подражания для христиан.

Иоанн Крестьянкин

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

В возрасте шести лет Ивана заметил епископ Николай (Никольский). Ваня частенько бегал за епископской каретой в церковь. Пораженный детской непосредственностью и желанием находиться в храме, архиерей предложил мальчику пономарить в храме. Маленький Иван был очень счастлив и с радостью приступил к выполнению этого послушания. Через некоторое время он становится иподиаконом у владыки.

Духовная жизнь Ивана проходила под руководством архиепископа Николая, который уже тогда заметил в этом юноше великое будущее. Поэтому владыка, благословляя всех богомольцев перед переездом в другую епархию, не был удивлен, когда двенадцатилетний отрок Иван рассказал ему о своем желании уйти в монастырь и посвятить свою жизнь служению Господу. Будущий мученик архиепископ Николай благословил его на монашеский путь. Но, по словам владыки, иподиакон Иоанн должен был сначала получить светское и духовное образование, рукоположиться в сан священнослужителя, а потом только принять подстриг. Именно так все и произошло.

Окончив в 1929 году школу, Ваня поступил в профучилище на бухгалтерские курсы, по окончании которых устроился на работу бухгалтером. Работа ему нравилась, но ее было так много, что Иван не мог часто посещать богослужения. Юношеский максимализм и непримиримый характер перед несправедливостью не заставили долго ждать результатов. Иван начал открыто заявлять о своем недовольстве начальству, в результате чего он был уволен. Репутация была испорчена, и Ваня долго не мог найти работу: везде его ждал отказ.

Но милостью Божией в 1932 году Ивану удалось найти работу главного бухгалтера в столице. Времени было достаточно, чтобы посещать храм и встречаться с православной молодежью.

Началась война. По причине близорукости Иван на войну не попал. Господь уготовал ему другое место служения.

Иван Михайлович выполняет послушание псаломщика в Измайлово. В 1945 году митрополит Николай совершает над ним диаконскую хиротонию, а в 1946 году патриарх Алексий I – совершает иерейскую. Семинарию он заканчивает экстерном.

Начинает свой пастырский подвиг иерей Иоанн в Измайловском храме, где ранее нес послушание псаломщика.

Отец Иоанн Крестьянкин в молодости

Отец Иоанн Крестьянкин в молодости

Священническое служение приходится на послевоенное время. В период разрухи в стране, когда люди страдали не только от голода, но и от потерь близких и родных, отец Иоанн становится поддержкой и опорой всем нуждающимся и обремененным. Он пользуется великой любовью среди богомольцев, но за неподчинение и несговорчивость становится неугодным светским властям.

За моральной поддержкой иерей Иоанн обращается к патриарху, который напоминает ему о важности священнического служения и о тех трудностях, которые могут встречаться на этом пути. Благословение патриарха Алексия I еще раз убедило батюшку в правильности своей жизненной позиции.

После этого о. Иоанн поступает заочно в московскую духовную академию, пишет кандидатскую работу о всероссийском батюшке прп. Серафиме Саровском. Но окончить эту работу не успевает из-за серьезных перемен в жизни.

Будучи прямым и справедливым, отец Иоанн никогда не боялся говорить правду, никогда не занимался человекоугодничеством. Его проповеди отличались проникновенностью и глубиной. Они наставляли заблудших, обличали несправедливых и беззаконных. Светские антирелигиозные деятели чувствовали, что эти бесстрашные слова священника направлены именно к ним.

Отец Иоанн Крестьянкин

Отец Иоанн Крестьянкин в молодые годы

Такая антисоветская деятельность не могла быть незамеченной в политических кругах. В 1950 году батюшку арестовывают по наводке одного собрата-священника, который рассказывает властям о характере и направлении его проповедей. Отец Иоанн молится о вразумлении священника-предателя и прощает его, к чему призывает и своих многочисленных прихожан.

Предварительным местом заключения иерея Иоанна становится Лефортовская, а затем и Буртырская тюрьма. В 1950 году он получает семь лет концлагеря за антисоветскую агитацию. Срок отбывает в концлагере Каргопольлага в Архангельской области.

В концлагере он работал на лесопавале, но вскоре его переводят в отделение для инвалидов на должность бухгалтера (по причине слабого здоровья). За хорошее поведение в 1955 году он освобождается раньше срока.

После освобождения, ему, как бывшему заключенному, светские власти не разрешают служить в Москве. Свое пасторское служение отец Иоанн продолжает в Псковской епархии. Но и там остается недолго. Власти видят в нем опасного активного антисоветского проповедника, в результате чего его ссылают в один из сельских храмов Рязанской области. В дальнейшем он служит в других сельских храмах. А затем в 1966 году становится настоятелем в храме города Касимов.

За десять лет иерей Иоанн шесть раз получал распоряжение о переводе в другой приход. Все это батюшка воспринимал с терпением и смирением. Каждый раз он вкладывал свои силы в восстановление и благоукрашение послевоенных храмов.

В 1966 году сбывается юношеская мечта о. Иоанна – он принимает монашеский постриг. В 1970 году отец Иоанн становится игуменом, а в 1973 году – архимандритом.

Начиная с 1967 года, более сорока лет архимандрит Иоанн подвизается в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Именно в этот период он смог полностью посвятить свою жизнь служению Богу и людям. Его доброта, милосердие и духовная мудрость привлекала множество людей, нуждающихся в помощи.

Слава о великом подвижнике благочестия быстро разлетелась по всей стране и далеко за ее пределами. Тысячи духовных чад стекались к келии старца за молитвенной помощью и поддержкой. Люди нуждались в духовном наставничестве, поэтому старец отдавал себя этому служению не жалея сил.

Толпы народа всегда окружали батюшку. Ежедневно после окончания богослужения и до самого вечера, а иногда до самой ночи он принимал богомольцев. Память у старца была феноменальная: он помнил всех приходивших к нему и молился за них.

Отец Иоанн Крестьянкин и отец Тихон Шевкунов

Отец Иоанн Крестьянкин и отец Тихон Шевкунов

Кончина старца Иоанна Крестьянкина

Перед смертью батюшка сильно разболелся и не мог подниматься с кровати. В 2006 г. на 95-м году жизни архимандрит Иоанн покинул земную жизнь. Множество верующих христиан пришли попрощаться с дорогим старцем. Похоронен всероссийский старец в пещерах Псково-Печерского монастыря.

Духовное наследие отца Иоанна Крестьянкина

Архимандрит Иоанн оставил после себя богатое духовное наследие. Оно представлено нравственно-аскетическими трудами, письмами, проповедями, словами, сборниками книг. Он писал для монашествующих, священнослужителей и мирян. Каждый может найти здесь крупицу духовной мудрости.

Опыт построения исповеди

Эта книга является самым ярким произведением из духовного наследия батюшки. Она сложилась на основании проповедей, произносимых на протяжении нескольких лет в первые дни Великого поста. После прочтения канона Андрея Критского всероссийский батюшка делился с многочисленными прихожанами своей духовной мудростью.

За основу проповедей архимандрит Иоанн взял заповеди закона Моисеева и заповеди блаженств.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Состарившись, архимандрит Иоанн не мог принимать большое количество богомольцев. Но и в этом пожилом возрасте он не оставил своих многочисленных духовных чад: писал им письма-наставления, которые впоследствии были напечатаны и изданы в типографии.

Письма адресованы в основном духовным чадам, но они имеют большое значение в духовной жизни для всех православных христиан, и актуальны по сей день.

Письма уже неоднократно переиздавались по многочисленным просьбам читателей, которые получили значительную пользу после прочтения этих духовных шедевров. В них и ответы на серьезные вопросы и наставления в затруднительных ситуациях, и укрепление в вере, и исправление неверного пути.

Книга содержит в себе мысли архимандрита Иоанна о трёхсоставной сущности человека и о высоком достоинстве души. Батюшка подчеркивал, что душа бессмертна и имеет четкое назначение: самосовершенствование для достижения вечного блаженства.

Проповеди были произнесены батюшкой во время богослужений, а затем духовными чадами были записаны и переданы для печати. Они являются ярким образцом пастырского душепопечения. Именно таких настоящих и живых проповедей жаждут слышать верующие.

Пророчества и завещания отца Иоанна Крестьянкина

Пророчества

Старец Иоанн несколько раз пророчествовал о наших днях. Трижды у него были видения, о которых он не рассказывал, но написал на бумажке.

Современные богословы, в том числе митрополит Тихон (Шевкунов), считают, что это пророчество о коронавирусе.

Отец Иоанн Крестьянкин

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Завещания

В 2005 году, за год до своей смерти, архимандрит Иоанн оставил в наследие православным верующим духовное завещание, которое было зачитано на погребении старца.

В своем завещании батюшка говорил о том, что уже дважды получил известие от Бога о своей скорой кончине. Первый раз это было десять лет назад, но чьи-то усердные молитвы были услышаны Господом и Он продлил дни земной жизни старца. Второй раз Господь оповестил архимандрита о том, что тот уже переплыл реку жизни в 2004 году.

Предстоя перед порогом вечности, всероссийский старец решил оставить духовное завещание на молитвенную память о себе.

Большое почитание этого великого старца продолжается и по его блаженной кончине. На данный момент запущен сайт, который собирает свидетельства его чудес и прозорливости. В перспективе архимандрит Иоанн будет канонизирован.

Великий свет современной Православной церкви — отец Иоанн Крестьянкин — преставился несколько лет назад в Псково-Печерском монастыре. Под конец своей жизни он находился в сане архимандрита, будучи почитаемым старцем. К нему ездили люди издалека, со всех концов земли за советом и поддержкой. Всех отец Иоанн утешал добрым словом, наставлением. Также известны его проповеди, открывающие самую суть православной веры. Откуда родом этот дивный старец, кто его родители и чем он занимался до принятия монашества, будет рассказано далее.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Цитата 15 - Радио ВЕРА

Детство Иоанна

Происхождение и рождение

Иван Крестьянкин появился на свет в 1910 году, его биография началась в Орловской губернии. Родители его были мещанами. В те тяжелые для страны времена всем слоям общества пришлось тяжело. Смена власти, смена строя, разруха, голод, раскулачивание. В семье Крестьянкиных всего было восемь детей. Сказать, что они жили богато, невозможно. Маленький Ваня, как и остальные члены семьи, хлебнули совсем нелегкой жизни.

Семья

Все члены семейства Крестьянкиных были верующими. С раннего возраста Ваню, как и остальных семерых детей в семье, воспитывали в православной вере, часто водили в храм, причащали Святых Христовых Таин. Ваня был не таким, как все дети, он очень любил Богослужение, всегда с особым вниманием выстаивал его полностью. За особое благоговение его взяли прислуживать архиепископу Орловскому Серафиму (который позже стал священномучеником).

В шестилетнем возрасте Ваню сделали пономарем, а в десять лет уже он был иподиаконом у Владыки. В двенадцать лет Иван принял осознанное решение стать монахом. Когда Елецкий архиерей Николай давал благословение прихожанам, к нему подошел Ваня и попросил благословения.

Иоанн Крестьянкин Архимандрит Фото

Юношеские годы и молодость

Работа бухгалтером

После окончания средней школы Иван решил отучиться на бухгалтера. Получив эту специальность на курсах, он стал работать бухгалтером в городе Орел. Но напряженная работа мешала ему часто посещать Богослужения, поэтому он уволился. В 1932 г. Иван переехал в столицу, где устроился главным бухгалтером. Эта деятельность не мешала его активной церковной жизни. Иван мог часто посещать церковь, где после служб встречался с молодыми людьми и беседовал с ними о вере.

Рукоположение в сан диакона

В 34 года Ивана благословили быть псаломщиком в одном из храмов столицы. Молодой человек усердно трудился на своем посту, и уже через год был рукоположен в сан диакона. Иван решил не вступать в брак, поэтому стал целибатом. Рукополагал его митрополит Крутицкий и Коломенский Николай Ярушевич.

Духовное образование

В 1945 г. отец Иоанн окончил духовную семинарию и был рукоположен в иерея Патриархом Алексием I. Молодой батюшка стал служить в Рождественском храме в Измайлове. Проповеди отца Иоанна пользовались популярностью у прихожан. В то трудное для страны время советская власть притесняла Церковь, преследовала верующих. Неопытный священник не знал, как себя вести с властями, которые требовали от него исполнения своей воли.

Тогда отец Иоанн написал Патриарху Алексию I с просьбой о вразумлении. Тот ответил, чтобы он отдавал больше внимания церковному служению, а все находящие на него скорби терпел бы с благодушием.

В 1946 году отец Иоанн полгода служил в Троице-Сергиевой лавре, а потом снова вернулся в свой приходской храм. Одновременно со службой молодой священник учился заочно в Духовной академии Москвы. Он готовился защитить кандидатскую диссертацию, но его ждал другой путь.

Отец Иоанн Крестьянкин: первый шаг к любви – когда человека жалко .

Зрелый возраст

Арест и заключение

Его переслали в Архангельскую область, где он трудился на лесоповале. Ни тяжелый труд, ни невыносимые условия жизни не смогли сломить дух о. Иоанна. Он всегда имел бодрый, веселый вид, его глаза светились добротой и любовью ко всем. Батюшка не только не озлобился, не отчаялся, но и укреплял веру других заключенных. Он всегда отличался вежливостью, терпеливостью и хорошими интеллигентными манерами.

Через три года по состоянию здоровья, которое стало заметно ухудшаться от непомерного труда, его перевели в Куйбышевскую область, где среди других инвалидов он работал бухгалтером. Спустя два года его досрочно освободили.

Служение в епархиях

После освобождения батюшке не разрешили вернуться в Москву, и он стал служить в Псковской области. Вскоре властям стало известно, что он снова служит священником, поэтому ему пришлось переехать в Рязанскую епархию. Здесь он служил на разных приходах, менять их пришлось, потому что властям не нравилось, что батюшка активный, благоустраивает храмы, читает проповеди.

Монашеский постриг

В 1966 году о. Иоанн был подстрижен в монашеский чин старцем Глинской пустыни Серафимом Романцовым. На будущий год Патриарх направил его в Псково-Печерский монастырь. В этой обители он и пробыл до своей кончины. В 1970 г. он стал игуменом, спустя три года — архимандритом.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) – Узнавай про

Жизнь в монастыре

Почти сразу после поселения старца в монастыре к нему стали съезжаться люди с самых разных уголков страны. Потом слух о святом старце разошелся и за рубежом. Приезжали люди за духовным наставлением, утешением, советом. О. Иоанн имел очень напряженный рабочий день. После Литургии его ждали в алтаре священники, которые приехали к нему за решением церковных дел. Затем около храма уже толпился простой народ, духовные чада, которые ждали от старца советов о том, как спасаться. Он еле мог пробраться в трапезную, чтобы пообедать.

По выходу из трапезной толпа опять сопровождала о. Иоанна до келии. Иногда он добирался до нее целый час, беседуя с приезжими людьми, отвечая на их вопросы. В келии его тоже ждал народ. И так до позднего вечера. Потом старец шел на службу. И такой распорядок дня был у архимандрита Иоанна Крестьянкина ежедневно. Он совсем не имел покоя, личного времени. В свободное время старец молился за всех, помня имена многих наизусть.

Компания против ИНН

Когда была создана компания по отказу от ИНН, то о. Иоанн выступил против нее. Он уговаривал верующих не поддаваться всеобщей панике, потому что до времени пришествия антихриста все эти нововведения не являются опасными. Говорящим, что при принятии ИНН имя крещенного человека заменяют номером, он отвечал, что Господь помнит все имена людей! Старец не уставал внушать всем, что нет никакой опасности в ИНН, в электронных паспортах и т. д. Потому что от нас еще не требуется отречение от веры.

Последние годы жизни

В 2000 году к нему приехал молодой тогда еще глава государства — президент Путин. Они долго беседовали, сохранились их совместные фото.

В последние годы жизни о. Иоанн много болел, не мог встать с кровати. Преставился старец в 95-летнем возрасте. Тело его покоится в пещерах монастыря, где похоронены и другие подвижники обители.

Старец при жизни получил награды от правительства:

  • Орден пр. Сергия Радонежского;
  • Орден св. князя Владимира;
  • Орден пр. Серафима Саровского;
  • Орден благ. князя Даниила Московского.

В данное время рассматривается вопрос о канонизации о. Иоанна Крестьянкина.

Редкое фото. Владимир Путин и Иоанн Крестьянкин | Печоры Псковские .

Писательская деятельность

Письма архимандрита

Старец физически не мог принять всех желающих, поэтому он многим отвечал в письмах. Некоторые из них вошли в книги, которые издавались в разное время.

Нравственно-аскетические труды

Само называние этой книги говорит о том, что старец имеет огромный опыт в покаянии и стремится передать его другим. Он не замыкается в себе, а хочет спасения всем.

Проповеди и слова

Архимандрит часто говорил проповеди на Богослужениях. В них он разъяснял суть православия, просвещал прихожан, предостерегал от грехопадений. Все его высказывания полны любви, советы даются с рассуждением, по всему видно, что это был Божий человек.

Другие труды автора

Старец за всю свою жизнь написал немного книг, но многие его проповеди и слова изложены и изданы после его кончины разными авторами. Также есть немало книг, повествующих о житии угодника Божия.

Цитаты и высказывания Иоанна Крестьянкина

Батюшка много говорил о спасении своим духовным чадам. Это дело он полагал во главу угла жизни каждого верующего. Стремиться к Царствию Небесному он призывал всю свою жизнь, а не только под конец ее, как считают некоторые. Известны многие его советы священникам, монашествующим и простым мирянам. Его слова довольно просты, но полны мудрости.

О. Иоанн считал, что оба пути — монашество и брак — равны между собой, но оба являются крестоношением. Также батюшка считал, что в жизни верующих людей нет случайностей, все попускается Промыслом Свыше. Поэтому следует терпеливо нести все трудности, которые ниспосылаются человеку, без ропота и отчаяния. Самое главное в этой жизни, уверял старец, держаться православной веры, не отрекаться от Матери-Церкви в наше трудное время.

Особое внимание он уделял священнослужителям, призывая их к строгости жизни, вниманию к себе. Тех священников, которые увлекались раньше рок-музыкой он предупреждал, что они будут недостойно служить или пускаться в тяжкие грехи.

Насчет смуты, связанной с введением ИНН, новых паспортов и т. д., старец предупреждал, что не следует предаваться панике. Время антихриста еще не наступило. Вот его слова на этот счет:

Также старец призывал не отчаиваться в милости Божией, если даже имеется множество грехов, ведь Бог в силах простить все наши грехи, потому что милость Его безмерна.

Насчет компьютеров старец сказал, что можно с их помощью как спастись, так и погибнуть, смотря в каком направлении используются они.

Также стала знаменитой его фраза:

Видео об отце Иоанне Крестьянкине

Больше информации о жизни и проповедях о. Иоанна можно узнать из этого видео.

Читайте также: