Интерсек феминизм кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

История интерсекционального феминизма

Интерсек берет свое начало от так называемого черного феминизма – движения афроамериканок, которые сочли белых женщин излишне привилегированными и, как следствие, неспособными понять их проблемы. По мнению сторонниц черного феминизма, фемдвижение слишком долго занималось проблемами исключительно белых женщин с хорошей работой и высшим образованием, имеющих семью и детей. В результате борьба за права, если и происходила, то учитывала интересы только среднестатистических женщин, которые и так имели большее количество привилегий, по сравнению с более угнетенными афроамериканками.

Критика интерсекционального феминизма

Интерсекционалистки пытаются объединить феминизм с множеством других движений – ЛГБТ, веганизмом, антифашизмом, антирасизмом, в результате чего самая главная цель – борьба за права женщин – смещается куда-то на периферию и о самих женщинах никто и не вспоминает. В интерсекциональных сообществах часто встречается обсуждения культурной апроприации, трансфобии, современных масс-медиа, переводы с иностранных источников. Все это приводит к отдаленности интерсекционального феминизма от существующих реалий России и близлежащих стран, и вряд ли сможет заинтересовать обычных рядовых женщин.

Понятие интерсекциональность означает, что один и тот же человек (субъект) или группа людей в какой-то ситуации подвергается двум или более видам угнетений одновременно. При этом эти несколько видов угнетения в результате смешивания образуют совершенно новый вид угнетения. Для простоты понимания, если представить два круга, каждый из которых символизирует один определенный тип угнетения, то область пересечения этих кругов будет символизировать новый тип угнетения. Изучение смешанных типов угнетения и является сутью интерсекциональности, в том числе.

Фактически, интерсекциональный феминизм — это движение, базирующееся на теории интерсекциональности, объединяющее феминисток, которые согласны с принципами интерсекциональности. В составе движения также присутствуют и те из феминисток, которые, по их словам, сами являются жертвами интерсекционального типа угнетения.

Содержание

Интерсекциональность

Интерсекциональность — это теоретическая основа для интерсекционального феминизма, которая занимается изучением того, каким образом аспекты социальной, половой и политической идентичности человека, (например, пол, каста, гендер, раса, класс, сексуальность, религия, инвалидность, внешность, рост, и т. д.) комбинируются, что в результате этого создаются различные привилегии и способы дискриминации. Интерсекциональность в процессе изучения определяет преимущества и недостатки, которые люди получают в результате комбинации факторов этих аспектов. Эти пересекающиеся социальные и прочие идентичности могут как расширять возможности индивидуума, так и угнетать его. Например, чернокожая женщина может столкнуться с дискриминацией со стороны бизнеса, которая не связана явно ни с её расой (поскольку бизнес не дискриминирует чернокожих мужчин), ни явно с ее полом (поскольку бизнес не дискриминирует белых женщин), но в результате комбинации двух этих факторов создается новый вид дискриминации.

Интерсекциональный феминизм расширяет призму первой и второй волн феминизма, которые в основном сосредоточены на опытах белых женщин и женщин из среднего класса, путем добавления различных опытов цветных женщин, женщин из бедных слоев населения, женщин-иммигрантов и других групп.

Интерсекциональный феминизм в тоже время стремится дистанцироваться от белого феминизма, признавая различный опыт и идентичность женщин разных рас и социального положения в обществе.

Интерсекциональность — это аналитическая структура, разработанная в конце XX века, которая определяет, как взаимосвязанные системы власти влияют на тех, кто наиболее маргинализирован в обществе, и принимает эти отношения во внимание при работе по продвижению социальной и политической справедливости. Интерсекциональность противостоит аналитическим системам, которые рассматривают каждый репрессивный фактор изолированно, как если бы дискриминация в отношении чернокожих женщин могла быть объяснена как простая сумма дискриминации черных мужчин и дискриминации белых женщин. Интерсекциональность затрагивает те же темы, что и тройное угнетение, то есть угнетение, связанное с той ситуацией, когда речь идет о бедной и (или) цветной женщиной-иммигрантке.

Интерсекциональность критиковалась как неоднозначная теория по своей сути. Неоднозначность этой теории означает, что она может восприниматься как неорганизованная, и не имеющая четкого набора определяющих целей. Поскольку она основано на теории точек зрения, критики говорят, что акцент на субъективном опыте может привести к противоречиям и неспособности определить общие причины угнетения.

Это понятие ассоциируется с феминизмом третьей волны, интерсекциональным феминизмом и критикой некоторых форм феминизма как якобы предвзятого в пользу белых.

Этот термин также популярен среди ЛГБТ-активистов.

Историческая справка

Постколониальный феминизм

Феминистки четвертой волны считают, что для западного феминизма — женщины третьего мира являются искусственно сконструированными объектами изучения.

Раз уж я взялся за разбор всяких новомодных феминизмов, то следует довести дело до логического завершения.

Итак, разберём в чём же заключается главная проблема распространённого в США и просочившегося к нам вместе с переводными текстами интерсекционального феминизма. Того самого, у которого "стрелочка не поворачивается".

Интерсекциональные феминистки не поддерживают классическую теорию заговора, что все мужчины угнетают всех женщин одинаково. Они построили более сложную модель, где люди могут быть угнетены не только по признаку пола, но и по цвету кожи, гендерной идентичности, расе, сексуальной ориентации. Соответственно разные люди угнетаются по-разному. Но можно выстроить шкалу угнетения чтобы понять кто перед кем должен каяться. Например, если африканский чернокожий беженец насилует белую немку в Кёльне, то он конечно преступает закон, но угнетён он сильнее.

Вот схема. Если ваши качества находятся в верхней половине круга, то у Вас привилегии. Если в нижней, то Вы угнетены. Привилегии суммируются и можно выстроить соответствующую шкалу.

Ну и конечно наивысшими привилегиями обладает белый гетеросексуальный мужчина. Молодой, с образованием. и так далее.

Поэтому по отношению к ним ни расизма ни сексизма быть не может. Если же вы что-то такое заметили, то вам показалось.

Придумывали эту систему не дураки, и даже если Вам удастся эффективно оспорить одну или несколько шкал угнетения (как работающих в обе стороны), они просто выкинут их из модели и придумают 10 новых. Единственное с чем интерсекциональные феминистки не готовы расстаться, так это с полом, ориентацией, гендерной идентичностью, цветом кожи. Потому, что белые гетеросексуальные мужчины всех угнетают .

Поэтому мы зайдём с другой стороны.

Попробуем поучиться уму разуму у интерсекциональных феминисток. Для начала спросим: А что такое "белый"? Потом, что такое "гетеросексуальный"? Ну и вдогонку, а кто такой "мужчина"?

И тут начнётся свистопляска . Хе-хе. Потому, что для ответа на этот вопрос феминисткам придётся сконструировать собственную расовую теорию . А мы знаем, какие движения конструируют расовые теории.

Когда-нибудь они, возможно, это сделают. Ведь прокатило же издание выдержек из Майн Капмф с использованием феминистических терминов в качестве статьи в "научный журнал".

Но сейчас расовой теории у них нет. Поэтому можно оспаривать любое определение "белого", "гетеросексуального", "мужчины" и других признаков угнетения, которые преподносятся как самоочевидные.

Одно только возражение "а у меня другое воззрение на тему кого считать белым" уже делает субъективными все критерии угнетения. А значит они автоматически перестают работать как часы. Не понятно на основе чьих субъективных взглядов мы будем классифицировать конкретного человека. И как мы будем считать его привилегии. Кошмар!

Рассматривая различные направления феминизма, стоит обратить на одно из направлений, которое появилось относительно недавно – интерсекциональный феминизм. Первое упоминание об этой теории появилось в 1989 году, хотя сама концепция зародилась задолго до этого.

Хоть многие и относятся к этой теории негативно, считая её бессмысленной и туманной, но именно она позволяет отражать жизни женщин, которые борются за свои права и право быть услышанными.

Другими словами, интерсекциональный феминизм это борьба каких-либо меньшинств, к которым могут относиться представители разных рас, ЛГБТ-сообщества, инвалиды и т.д.

Интерсекциональные феминистки утверждают, что они ведут борьбу, где нет структурированного единого женского опыта, который был бы универсален везде. Поэтому их борьба за права женщины неотделима от борьбы за права инвалидов, ЛГБТ-сообщества и борьбы с расизмом.

Читайте также: