Интересные факты о скоморохах на руси кратко

Обновлено: 30.06.2024

Ярмарки не просто торги, а культурные явления: здесь выступали скоморохи, водили медведей, заезжие артисты устраивали свои балаганы. Здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О развлечених и увеселениях на ярмарках этот материал.

В XIX веке русские ярмарки играли важную информационную и культурную роль. На них жители разных городов и регионов обменивались новостями, здесь же общались с торговцами из других стран. Во время ярмарок издавались брошюры, путеводители, календари, открытки и даже регулярная пресса. Главной ярмаркой России в XIX веке стала Нижегородская. На ней торговали и хлебом, и чаем, и рыбой, и мануфактурой, и солью, и мехами. Помимо русских купцов, сюда приезжали представители европейских государств, персы, армяне.

По данным статистического временника Российской империи, к концу 19 века в 48 губерниях европейской России имелось более 1000 городских ярмарок и около 4500 сельских. Ярмарка могла быть небольшой, собирая крестьян из окрестных сел буквально на один день, а могла длиться многие месяцы, раскинувшись на многие гектары, где слышалась иностранная речь с разных концов мира.

Ярмарка, Нижний Новгород. Июль 1896 года. Выход императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны из Царского павильона. На первом плане - министр финансов С.Ю. Витте.

Ярмарка, Нижний Новгород. Июль 1896 года. Выход императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны из Царского павильона. На первом плане - министр финансов С.Ю. Витте.

Скоморохи

Комические персонажи в масках, сопровождавшие серьезные обрядовые действия у восточных славян появились еще до возникновения государств. В языческие времена скоморох пародировал действия волхва или жреца. После принятия христианства скоморохи принялись пародировать новых служителей культа – христианских священников.

Словом глум , по-видимому, описываются срамные части выступления, когда скоморохи сквернословили, отпускали нецензурные шутки и как-то по неприличному танцевали. Древние русские не делали большого различия между певцами-гусельниками, поющими героические сказания под аккомпанемент гуслей, домрачеями, поющими те же сказания под домры, и скоморохами, также играющими на инструментах, но еще и забавляющими толпу шутками, выходками и акробатическими номерами. Для простого человека все они – гудцы, то есть те, кто гудит. Гудеть можно и на гуслях.

Одежда скоморохов тоже выделялась: яркая, нелепая, с длинными рукавами, как с чужого плеча. Кисти пояса скоморохи украшали бубенчиками. В Новгороде археологи находят бубенчики в слоях с X по XV вв. Одни из них использовались как привески к одежде, другие могли входить в комплект музыкальных погремушек.

Особенностью скоморошьих выступлений был тесный контакт с публикой: не только близкое расположение к зрителям, но и непосредственное вовлечение зевак в действо. Со временем скоморохи превратились в медвежатников, кукольников, яpмарочных yвеселителей и балаганщиков.

Балаганы

Балаган (из персидского balaχanä — верхняя комната, балкон) — временное деревянное здание с полотняным верхом для театральных и цирковых представлений. Бaлaгaны oбычнo pacпoлaгали нa pынoчныx плoщaдяx, вблизи мecт гopoдcкиx гyляний. Он служил торговым помещением, позднее - специальным сооружением для театрализованных представлений.

Размеры и внутренне устройство балагана различались в зависимости от достатка его владельца и конкретного предназначения. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки – как правило, масленичные и пасхальные гуляния, время проведения торговых ярмарок и т.п.

В крохотных балаганчиках могли располагаться гадалки-предсказательницы, кукольники с Петрушками и марионетками. Передвижные зверинцы представляли собой сараи с полотняным верхом, тесно уставленные клетками со зверями. Главными на гуляниях и ярмарках были большие театральные балаганы со сценой, занавесом и зрительным залом. Перед сценой предусматривалось место для нескольких музыкантов.

Каждое представление длилось от 10–15 минут ( в маленьких балаганах) до 30 минут, иногда – часа (в балаганах больших). Во время представлений в зрительном зале,как и сегодня, шла бойкая торговля семечками, орехами, пряниками и другой снедью. Все театральные произведения были адаптированы к праздничной атмосфере гуляний – выстроены по принципам краткости, оптимизма и яркости .

Балаганы были ликвидированы в 1918 году вместе с лубочной литературой и кулачными боями, не сразу, конечно. В послереволюционные годы была попытка создать "красный балаган", от этих попыток остались "агитбригады" и современные парады и шоу. Другим лицом многоликого балагана стало кино, а позже и телевидение. Многие элементы балагана "ушли" на эстраду и в цирк, в театр. Цирк-шапито можно увидеть и сегодня.

Бонус: рассказывает о балаганах Анна Фёдоровна Некрылова — филолог, фольклорист, театровед, театральный критик - ссылка тут.

Продолжение следует.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

Откуда взялись скоморохи на Руси

Скоморох, он же игрец, плясец, глумец и скомрах – в традиционной восточнославянской культуре так называли бродячих универсальных артистов, каждый из которых был и актер, разбирающийся в музыке и играющий на музыкальных инструментах, и танцор, выступавший на различных мероприятиях, вроде народных гуляний и свадеб.

Скоморохи

Долгое время представители этой профессии составляли целый социальный класс.

Увидеть бродячих артистов можно было практически на любом крупном сборище людей, независимо от его направленности – играли они и на ярмарке, и на похоронах.

История искусства скоморохов берет своё начало во времена древней Руси, примерно в XI веке нашей эры. Основной их функцией являлась реализация древних как мир потребностей человека – в хлебе и зрелищах.

Скоморохи на ярмарке

Именно ответственность за зрелища и брали на себя скоморохи. Они занимались тем, что затевали песни и пляски на площадях и ярмарках, завлекая в своё представление всё больше народа. Особенностью работы скомороха являлся непосредственный контакт с аудиторией.

Объединяясь в ватаги, эдакий бродячий цирк - скоморохи устраивали грандиозные представления, в которые вовлекались сотни и даже тысячи людей. Создавая атмосферу праздника и веселья, они разряжали социальную напряженность, отвлекали народ от рутинных проблем и тешили развеселыми нарядами и дрессированными животными детей.

Как выглядит скоморох

Этих бродячих русских артистов можно узнать по трем атрибутам: костюму, музыкальным инструментам, на которых они играли, и сопровождавшим их животным.

Костюм

Скоморохи древней Руси

Проводя аналогии с западной культурой, скоморох – это шут для широких масс общественности. Способствовали такому образу и яркие, цветастые, зачастую гротескные костюмы.

Нередко тематический уклон их выступлений был направлен в сторону язычества, с использованием соответствующих костюмов славянской и языческой мифологии. Одним из атрибутов, свойственных скоморохам, был традиционный шутовской колпак с бубенчиками.

Скоморохи древние изображения

О костюмах артистов позволяют судить рисунки, оставленные их современниками.

Музыкальные инструменты

Помимо актерского мастерства важной частью работы скомороха являлось умение играть на всём, что попадется в руки. Гусли, гудки, домры, бубны, волынки – на чём только не играли мастаки-скоморохи в ходе своих представлений.

Животные

Частыми участниками ватаг были всевозможные дрессированные звери и птицы. Коты, собаки, соколы и даже гуси!

Скоморохи с медведем

Традиции скоморохов

Зарождение скоморошества на Руси в дохристианскую эпоху во многом повлияло и на традиции, и на репертуар бродячих артистов.

Скоморохи на Руси

Основной тематикой в первые века существования этой культуры было славянское язычество, с обращением к богам.

Среди выступлений раннего периода скоморошества проводились даже целые религиозные обряды, именно поэтому принято считать, что своим созданием культура скоморохов обязана христианизации Древней Руси, в ходе которой жрецам языческих культов не осталось места, и они вынуждены были скитаться по земле, показывая в качестве представлений то, что умели лучше всего – процесс поклонения богам.

Проводили скоморохи, как сказано выше, свадебные и похоронные обряды, что также свидетельствует о религиозном происхождении данной культуры. К слову, у скоморохов даже был собственный божественный покровитель – Троян, бог комедиантов и циркачей.

Гонения на скоморохов и угасание традиции скоморошества

Но, как и в нынешние времена, так и во времена Древней Руси, официальная власть и общепринятая церковь не слишком приветствовала ватаги смутьян, гнущих линию поклонения языческим богам и устраивавшим народные гуляния, временами выливавшиеся в локальные крестьянские восстания.

Выступление скоморохов

Более того, учитывая не слишком рьяное желание вчерашних язычников становиться христианами, колкие высказывания и острая сатира нередко поднимала недовольный положением дел народ против княжеской дружины и христианских священников.

Однако, без структурированной системы внутренней государственной безопасности, в условиях отсутствия средств моментальной связи, бороться со скоморохами – равносильно поиску иголки в стоге сена.

Скоморох

Поэтому, несмотря на постоянные гонения, традиция скоморошества продолжала существовать вплоть до XVII века, когда в 1648 и в 1657 гг. по инициативе архиепископа Никона были подписаны царские приказы, запрещавшие скоморошескую деятельность.

Постепенно перестали существовать ватаги, а сами скоморохи начали активно менять профессию. Кто становился дрессировщиком при дворе вельмож, кто создавал странствующие кукольные театры, а кто – по старой памяти шел в ярмарочные веселители и балаганщики.

В итоге – традиция и культура скоморошества так или иначе повлияла на культурные черты многих славянских народов.


Скоморохи на Руси были по сути своей глашатаями правды. Они не боялись показать в своих сценках неприглядные дела бояр и даже правителей России.

Фактрум предлагает поближе познакомиться с культурой скоморохов и узнать, почему их не любили сильные мира сего.

Скоморохи в деревне

Откуда взялись и когда появились скоморохи на Руси

Чем занимались бродячие шуты

Безусловно, скоморохи были талантливыми комедиантами. Они ходили по городам и сёлам и веселили людей, показывая им забавные сценки. В основном, артисты выступали на площадях и ярмарках, но приглашали их и в боярские терема. Был у шутов и богатый реквизит: различные костюмы и маски из бересты или кожи. Меняя маски, один и тот же скоморох мог исполнять разные роли. Были скоморохи и хорошими певцами. Все свои произведения они сочиняли сами, и у каждой ватаги они были свои. Скоморошья музыка была весёлой и задорной, от неё ноги сами пускались в пляс. Но исполняли они и грустные баллады. Многие произведения скоморохов люди разбирали на цитаты, дошедшие и до наших дней.

В костюме скомороха

Чаще всего вместе с бродячими артистами путешествовал и дрессированный медведь, обученный показывать различные трюки. А некоторые ватаги предпочитали водить с собой быка или козу. Нередко скоморохи устраивали кукольные представления по мотивам сказок. Но вместе с этим бродячие шуты были хорошими знатоками различных примет и астрологии, поэтому могли дать полезный совет, например, насчёт начала жатвы.

Большинство произведений скоморохов были сатиричными. Нередко скоморохи подвергались гонениями за то, что высмеивали бояр, представителей духовенства и простой народ. И если крестьяне и городские жители искренне смеялись над сценками, то сильные мира сего негодовали и хотели скоморохов истребить. Особенно рьяно этим мечтала заняться русская церковь, ведь во многих обрядах и представлениях они видели языческие мотивы.

Как и почему уничтожили скоморохов

Многие представители церкви ненавидели скоморохов и считали, что они являются представителями культа Трояна. Из-за этого и из-за выставления церкви в неприглядном виде в XV веке начались активные действия против скоморохов. Их арестовывали, били розгами и батогами, бросали в тюрьмы, а инструменты сжигали на кострах. Благодаря стараниям архиепископа Никона в 1648 году царь Алексей Михайлович подписал указ, запрещающий скоморошество на Руси.

Позднее оставшиеся не у дел скоморохи стали заниматься другими, более угодными церкви и государству делами. Своё актерское поприще они не оставили, а стали выступать в балаганах и на ярмарках. Они всё так же показывали представления с фокусами, куклами и дрессированными животными, но делали это уже в ином ключе, оставив в стороне насмешки.

С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах. Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки. А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.


Чем занимались скоморохи


Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками – обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике. Скоморохи не просто веселили людей – часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

Репертуар и костюмы скоморохов


Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселвшуюся толпу.
Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь – любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.



Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.
На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия


В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны Древней Руси


До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.
Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил – они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.

Уничтожение скоморошества


Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.
Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.



Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.
Феномен скоморошества отражает развитие русского народа от родовых общин до современного государства. Это часть самобытной культуры, рожденной народом, обеспечивающая потребность человека в самовыражении. Скоморошество – народное явление, элемент естественного развития творческой природы народа.

Читайте также: