Инструментальные проявления личности кратко

Обновлено: 18.05.2024

Соотношение характера и личности. Строение и формирование харак­тера. Акцентуации характера.

Направления и задачи разработки проблемы способностей.Понятие способностей. Задатки и способности. Способности и одаренность. Соот­ношение природных и социальных предпосылок их развития. Проблема способностей в контексте проблемы деятельности (Б.Г. Анохин, А.В. Ле­онтьев, С.Л. Рубинштейн, Теплов, Н. Лейтес и др.). Эволюционно-систем-ный подход к анализу природных способностей (Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадри-ков и др.). Современные лонгитюдные исследования одаренности.

Общие и специальные способности. Структура общих способностей. Структура специальных способностей. Уровни развития способностей.

Общие интеллектуальные способности. Типы интеллектуальной одарен­ности. Проблема их развития и диагностики.

Общие творческие способности. Структура общих способностей. Связь интеллекта и школьной успеваемости. Общий интеллект и профессиональ­ная деятельность.

Смысловая сфера личности.Личность имотивация. Общее представ­ление о смысловых образованиях и смысловых системах. Смыслообра-зование. Динамика процессов переживания.

Самосознание как высший уровень развития личности.Структура "Я" и ее исследование в разных направлениях психологии. Понятие о са­мосознании. Положение о самооценке как центральном образовании лич­ности (К. Роджерс); самооценка и самоуважение. Принципы, концепции и методы диагностики самосознания.

Основные методы исследования личности.Проективные методы иссле­дования личности. Теоретические основы проективных методов. Метод чер­нильных пятен Г. Роршаха. Метод 3. Сонди. Тематический апперцептивный тест Г. Мюррея. Диспозиционный подход к исследованию личности. Опрос­ники и виды опросников. ПДО Е.А. Личко. Биографический метод.

Межличностный конфликт и способы его разрешения. Понятие межлич­ностного конфликта. Объективная конфликтная ситуация и конфликтное по­ведение. Структура и динамика межличностного конфликта. Стратегии и ис­ходы конфликтного взаимодействия. Конструктивная и деструктивная функ­ции межличностного конфликта. Специфика межличностного конфликта в группе. Способы регуляции и разрешения межличностных конфликтов.

Критерии оценок знаний студентов на экзамене

- обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание про­
граммного материала;

- демонстрируют знание современной учебной и научной литературы;

- способны творчески применять знание теории к решению професси­
ональных задач;

- владеют понятийным аппаратом;

- демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных
подходов к решению заявленной в билете проблематики;

- подтверждают теоретические постулаты примерами из психологичес­
кой практики.

- обнаруживают твердое знание программного материала;

- усвоили основную и наиболее важную дополнительную литературу;

- способны применять знание теории к решению задач профессиональ­
ного характера;

- в основном знают программный материал в объеме, необходимом для
предстоящей работы по профессии;

- в целом усвоили основную литературу;

- допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаме­
национного билета.

- обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программ­
ного материала;

- допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы экзамена­
ционного билета;

- демонстрируют незнание теории и практики психологии и методики
преподавания психологии.

Основная

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. - М.:
Педагогика, 1980.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. - М.: Педагоги­
ка, 1982.

4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах. - М.: Мир, 1992.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977.

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х то­
мах. М.: Педагогика, 1983.

7. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.,МГУ, 1979.

8. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер-пресс, 2001.

9. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов высших пед.
учебных заведений. 3 кн. - М., 1995.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер-пресс, 1999.

Дополнительная

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х томах. М. Педа­
гогика, 1982.




3. Бехтерев В.М. Объективная психология. - М., 1991.

4. Брунер Дж. Психология познания. - М.,1977.

5. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за дей­
ствием. -М.: МГУ, 1991.

6. Величковский Б.М., Современная когнитивная психология.
М,МГУ,1982.

7. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.

8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -
М., МГУ, 1990.

9. Волков A.M., Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структу­
ра и регуляция. - М., МГУ, 1987.

10. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.,МГУ, 1982.

11. Джеймс У. Психология.-М., 1991.

13. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М, 1997.

15. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки рос­
сийской психологии. М, 1994.

16. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -
М.:МГУ.1991.

17. ИзардК. Эмоции человека. -М.:МГУ, 1980.

18. История зарубежной психологии (30 - 60-е гг. XX в.): Тексты. - М.:
МГУ, 1986.

19. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. -
Ростов/Д. 1994.

20. Коуэл М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психологический
очерк. - М.: Прогресс, 1977.

21. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского. -
М., 1985.

22. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.,1995.

23. Лапланш Ж., Понталис Ж-Б. Словарь по психоанализу. М., Высшая
школа, 1996.

24. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную
психологию личности: Учеб. пособие для слушателей ИПК преподавате­
лей пед дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985.

26. Мясоед П.А. О системах психологического знания (анализ новых
учебников психологии)// Вопросы психологии. - 1998. - №1. - С. 55-65.

27. Найсер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитив­
ной психологии. М.: Прогресс, 1981.

28. Обуховский К. Психология влечений человека. М.,1972.

29. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.

30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.,1994.

31. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеря­
кова. М., 1996.

32. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гип-
пенрейтер, В.Я. Романова. М.: МГУ.1982.

33. Психология эмоций. Тексты. М.,МГУ, 1984.

34. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Яро-
шевского. М., 1990.

35. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

37. Франкл В. Человек в поисках смысла. (Сер "Библиотека зарубеж­
ной психологии"). М., 1990

38. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности.
Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: Прогресс, 1987.

39. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.. 1989.

40. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. - М.:
Прогресс, 1975.

41. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 6. - М.:
Прогресс, 1978.

42. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.4. М.:
Прогресс, 1973.

43. Фромм Э. Иметь или быть. (Сер. "Библиотека зарубежной психо­
логии"). М., 1990.

44. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность В 2-х т. М.,1986.

45. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М. -
Томск, 1997.

46. Хофман И. Активная память. Экспериментальные исследования и
теория человеческой памяти. М.: Прогресс, 1988.

47. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева. М.:МГУ, 1976.

48. Хьелл Л Теории личности. СПб., 1997.

При изучении проявлений личности как субъекта деятельности могут быть выделены два плана анализа этих проявлений: продуктивный и инструментальный.

К инструментальным проявлениям личности как субъекта деятельности относятся характер и способности. При этом характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы личности. Если мотивационные линии задают стратегию жизни личности, то характер определяет тактику поведения личности, действующей ради достижения своих мотивов.

Что же касается способностей, то они, как отмечают придерживающиеся самого разного понимания генезиса способностей советские психологи (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов), определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым в конечном итоге и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.

В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека. При анализе развития индивидуальности личности различают функциональную динамику ее развития, наиболее явно проявляющуюся в проблемно-конфликтных ситуациях (например, стресс, фрустрация, конфликт, кризис), и изменения ее психологического возраста в ходе жизненного пути.

При изучении проявлений личности как субъекта деятельности могут быть выделены два плана анализа этих проявлений: продуктивный и инструментальный.




К инструментальным проявлениям личности как субъекта деятельности относятся характер и способности. При этом характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы личности. Если мотивационные линии задают стратегию жизни личности, то характер определяет тактику поведения личности, действующей ради достижения своих мотивов.

Что же касается способностей, то они, как отмечают придерживающиеся самого разного понимания генезиса способностей советские психологи (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов), определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым в конечном итоге и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.

В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека. При анализе развития индивидуальности личности различают функциональную динамику ее развития, наиболее явно проявляющуюся в проблемно-конфликтных ситуациях (например, стресс, фрустрация, конфликт, кризис), и изменения ее психологического возраста в ходе жизненного пути.

Жизненный путь личности – это становление ее индивидуальности (Рубинштейн, Ананьев). Индивидуальность – совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

При изучении проявлений индивидуальности могут быть выделены два плана анализа этих проявлений: продуктивный и инструментальный. К инструментальным проявлениям индивидуальности относятся характер и способности.

Характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы индивидуальности. Если мотивационные линии задают стратегию жизни человека, то характер определяет тактику поведения человека, действующего ради достижения своих мотивов. При исследовании характера в психологии индивидуальности выявляются следующие проблемы: 1) проблема выделения и описания феноменологии характера; 2) проблема типологии характера индивидуальности, обусловленности любой типологии стоящими перед исследователями задачами; 3) проблема единиц анализа характера индивидуальности; 4) проблема формирования характера; 5) проблема соотношения индивидуальности личности и ее характера.

Способности определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности. Подчеркивая связь способностей с успешным осуществлением деятельности, мы ограничиваем круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Таким образом, в особенности не попадают свойства темперамента или характера, хотя они являются и психологическими и индивидуально-варьирующими.

При анализе характера и способностей необходимо иметь в виду, что между продуктивными и инструментальными сферами индивидуальности не существует непроходимой границы. Взаимоотношения между продуктивными и инструментальными проявлениями индивидуальности подвижны. Например, интеллектуальные способности, проявляющиеся при решении творческих задач, могут привести к ломке личностных стереотипов, к изменению самосознания личности. В свою очередь выработанные при преодолении проблемных ситуаций приемы психологической защиты могут стереотипизироваться и стать неотъемлемыми проявлениями индивидуального стиля личности.

Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности

При изучении проявлений личности как субъекта деятельности могут быть выделены два плана анализа индивидуальности этих проявлении: продуктивный и ин­струментальный.

К инструментальным проявлениям личности как субъекта деятельности относятся характер и способно­сти. При этом характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок лично­сти, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством кото­рого достигаются те или иные мотивы личности. Если мотивационные линии задают стратегию жизни лично­сти, то характер определяет тактику поведения лично­сти, действующей ради достижения своих мотивов.

Что же касается способностей, то они, как отмечают придерживающиеся самого разного понимания генезиса способностей советские психологи (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое), определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым в конечном итоге и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.

Леди

Что такое личность?

  1. Совокупность особенностей психики и поведения, формирующаяся на основе самооценки человека, а также на основе того, как он оценивает свою жизнь и окружение.
  2. Уникальный человек со своей системой ценностей, привычками, образом мышления и прочими индивидуальными особенностями.

Эти три понятия довольно близки, и каждое из них может использоваться, чтобы подчеркнуть, что речь идёт о конкретном человеке. При этом все они несколько отличаются по смыслу. Рассмотрим каждое понятие подробнее.

По сути, каждый человек становится индивидом в момент рождения. Постепенно он растёт, у него формируется определенный характер, появляется индивидуальность. По мере накопления социального опыта формируются нормы морали и нравственности, вырабатываются принципы поведения. Именно эти качества и делают его личностью.

Структура личности

Личность представляет собой достаточно сложную систему, для структурирования которой психологи используют четыре уровня:

На каждом уровне можно найти уникальные особенности, характеризующие конкретную личность. Умение различать их и связанные с ними личностные качества – очень полезный навык, овладев которым, можно научиться лучше понимать близких и самого себя.

6 главных элементов личности

Личность – это уникальный набор индивидуальных особенностей. В неё входит широкий спектр характеристик, которые для удобства изучения разделяют на 6 основных категорий. Каждую из них мы рассмотрим подробно.

1. Способности

В эту группу входят все индивидуальные умения и навыки, помогающие личности решать различные задачи. Часть способностей дана человеку от рождения, но большинство из них формируется в течение жизни. Для простоты классификации способности дополнительно объединяют в группы:

  • простейшие – базовые способности, обеспечивающие основные функции организма (умение дышать, ходить);
  • сложные – приобретенные способности (умение говорить, рисовать, играть на фортепиано);
  • общие – способности, которые есть у каждого человека, но у кого-то выражены заметно лучше, чем у других (например, музыкальный слух или хорошая память);
  • специальные – редкие способности, требующие таланта или сложного обучения (например, умение писать музыку);
  • теоретические – умение производить сложные расчёты в уме и решать сложные творческие задачи;
  • практические – умение успешно решать различные задачи в повседневной жизни;
  • коммуникативные – умение договариваться и располагать людей к себе;
  • предметно-деятельные – умение взаимодействовать с различными предметами, использовать подручные средства для решения задач.

Отдельные способности могут относиться к нескольким группам из этого списка. К примеру, способность забивать гвозди является сложной. При этом она общая, поскольку есть у всех взрослых людей, и практической, поскольку направлена на решение вполне конкретной задачи. Кроме того, она относится к предметно-деятельным способностям, поскольку в процессе забивания гвоздя приходится использовать молоток.

2. Воля

Воля как свойство личности подразумевает способность осознанно контролировать свои поступки, поведение, эмоции и желания. В качестве основных признаков воли выступают такие факторы как:

  • умение преодолевать трудности;
  • способность принимать обдуманные решения, избегая импульсивных;
  • умение целенаправленно двигаться к долгосрочным целям;
  • способность ограничивать свои слабости и желания;
  • умение планировать и действовать согласно плану;
  • ощущение морального удовлетворения при продвижении к цели.

Воля – важнейший фактор, способствующий достижению целей, развитию и личностному росту человека. Именно благодаря воле мы можем эффективно справляться с жизненными трудностями.

3. Характер

  • волевые (целеустремленность, упорство, уступчивость);
  • деловые (ответственность, добросовестность, склонность к прокрастинации);
  • коммуникативные (открытость, вежливость, грубость);
  • мотивационные (качества, мотивирующие и направляющие нас);
  • инструментальные (качества, формирующие стиль поведения).

4. Темперамент

Темперамент – это набор динамических свойств психики, от которого зависит сила и скорость протекания психических процессов. В современной психологии используется классическая модель Гиппократа, включающая 4 типа темперамента:

  1. Меланхолический.Меланхолики очень ранимы и впечатлительны, они сдаются, едва столкнувшись с первой преградой на пути к цели. Также им свойственны частые перемены настроения.
  2. Холерический.Холерики более жизнерадостны и целеустремленны, чем меланхолики, и всё же они не особо позитивны. Они часто раздражаются, демонстрируют высокий уровень токсичности, не сдерживают свою эмоциональность. Как правило, холерик сам не осознаёт, насколько неприятным бывает в общении, и не замечает, что обидел кого-то.
  3. Флегматический.Флегматики обычно ведут себя спокойно и уравновешенно. Они не особо активны и предпочитают наблюдать за событиями со стороны. Также они консервативны, зато очень усидчивы, благодаря чему отлично справляются с большими объемами рутинной работы.
  4. Сангвинический.Самыми положительными среди всех являются сангвиники. Они в меру активны, оптимистичны и жизнерадостны. Они не настолько энергичны, как холерики, но благодаря своему оптимизму и позитивному восприятию окружающей действительности, как правило, добиваются гораздо больших успехов.

Знание четырех типов темперамента по Гиппократу может быть очень полезным, поскольку оно позволяет лучше понимать близких и знать, чего от них можно ожидать.

5. Эмоции

Эмоции – это переживания, возникающие вследствие удовлетворения либо неудовлетворения наших потребностей. В психологии все доступные человеку эмоции принято делить на 4 группы:

  • простейшие – эмоции, связанные с удовлетворением базовых потребностей, находящихся на первой ступеньке пирамиды Маслоу;
  • настроение – текущее эмоциональное состояние, обусловленное внешними обстоятельствами и внутренними факторами;
  • аффекты – мощные и плохо контролируемые эмоциональные всплески, возникающие в критических ситуациях;
  • чувства – переживания, связанные с определенным человеком или объектом (привязанность, любовь, злость, зависть, раздражение, ностальгия).

Эмоции – важная составляющая личности. Эмоциональность человека сильно влияет на то, как мы его воспринимаем, заставляет нас сближаться с ним или держаться от него подальше.

6. Мотивация

Мотивация – это механизм, побуждающий нас к активным действиям. На неё влияют следующие факторы:

  • мотивы – психологические причины, заставляющие человека целенаправленно осуществлять определенные действия;
  • стимулы – внутренние и внешние факторы, подталкивающие индивида к достижению определенной цели; – состояния, при которых человек чувствует, что ему чего-то не хватает;
  • побуждения – стремления к определенным целям, которые индивид сам не осознаёт;
  • намерения – продуманные действия, которые индивид собирается осуществить для достижения определенной цели.

Мотивация является важнейшим фактором нашего развития, движущей силой, помогающей нам уверенно двигаться к достижению наших целей. У каждой личности есть собственный уникальный набор мотивирующих факторов. И любой человек, желающий добиться успеха во всех сферах жизни, должен уметь понимать, что мотивирует его и его близких.

Заключение

Личность – это зрелый человек, имеющий полностью сформировавшуюся систему ценностей и жизненных принципов. Уникальность личности проявляется на всех четырех её уровнях. Кроме того, у каждой личности есть свои индивидуальные способности, характер, темперамент, воля, эмоции и своя мотивация. Именно поэтому людям бывает тяжело понимать друг друга. Но разобравшись, как формируется и как проявляется личность, можно научиться гораздо лучше понимать как себя самого, так и своих близких.

Читайте также: