Инструментальная баллада это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Виртуоз – это артист, в совершенстве владеющий техникой своего дела. Так, виртуозные музыканты в совершенстве владеют игрой на каком-либо инструменте.

Этюд – это музыкальное произведение виртуозного характера.

Баллада – это поэтический и музыкальный жанр, распространённый в эпоху романтизма. Для баллады характерны драматический сюжет, чаще с трагической развязкой, с эмоциональным началом, обращённым к опыту читателей и слушателей.

Романтизм – это направление в искусстве конца XVIII – первой половины XIX в., боровшееся с канонами классицизма, стремившееся к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и свободных чувств, не связанных долгом.

Ноктюрн – это небольшое лирическое музыкальное произведение.

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Фридерик Шопен родился в 1810 году в Польше. Он был не только композитором, но и виртуозным пианистом.

Виртуоз – это артист, в совершенстве владеющий техникой своего дела. Так, виртуозные музыканты в совершенстве владеют игрой на каком-либо инструменте.

Ф. Шопена считают основоположником польской национальной композиторской школы. Дарование композитора проявилось очень рано – в 8 лет он уже стал автором полонеза, о котором написали в газетах.

Одним из излюбленных жанров композитора стали прелюдии - небольшие инструментальные произведения, посвящённые одному образу.

В прелюдиях Ф. Шопен мог выразить всю гамму эмоций: волнение и трепет, страдания и страх, нежность и радость.

Этюд – это музыкальное произведение виртуозного характера. Чтобы играть этюды, надо обладать беглостью пальцев, в совершенстве владеть игрой на фортепиано.

В творчестве Ф. Шопена этюд стал не упражнением для тренировки беглости пальцев, а концертным произведением.

Шопен писал музыку для фортепиано, у него есть всего несколько произведений для фортепиано с ансамблем и оркестром.

Он стал автором инструментальной баллады, превратил скерцо в самостоятельное произведение, по-новому взглянул на танцевальные жанры: мазурки, вальсы, полонезы.

Из танцевальных жанров они превратились в концертные произведения.

Баллада – это поэтический и музыкальный жанр, распространённый в эпоху романтизма.

Для баллады характерны драматический сюжет, чаще с трагической развязкой, с эмоциональным началом, обращённым к опыту читателей и слушателей.

Романтизм (франц. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв.

Романтиков отличала идеализация действительности и мечтательность.

Изначально баллады писались на поэтический текст. Это были песни с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему.

С середины XIX века появились инструментальные баллады. Большой вклад в развитие таких баллад внёс Фридерик Шопен, несмотря на то, что написал всего 4 баллады.

Баллады Ф. Шопена проникнуты мыслями о родной стране и её будущем. Каждая баллада имеет свою композицию, в которой взаимодействуют эпические, лирические и драматические образы.

Еще один излюбленный жанр романтиков, в том числе Ф. Шопена, – ноктюрн.

Ноктюрн – это небольшое лирическое музыкальное произведение.

Русским композиторам-романтикам также импонировал жанр ноктюрна.

Хорошо известен ноктюрн Петра Ильича Чайковского.

Пётр Ильич – один из самых ярких представителей романтизма в русской музыкальной культуре.

Все прозвучавшие ноктюрны отличает лёгкость, одухотворённость. Это музыка настроения.

Этот музыкальный жанр нашёл отражение и в живописи.

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер и Томас Кинкейд называли свои картины, используя названия музыкальных жанров: ноктюрн, симфония.

Жанры, появившиеся в одном виде искусства, со временем переплетаются и проникают в другие виды. Музыка заимствовала у литературы поэтический жанр баллады. После Шопена инструментальные баллады писали Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Эдвард Григ.

Такие музыкальные жанры, как ноктюрн и симфония, позднее стали появляться в живописи.

Причём эти музыкальные слова означают не сюжет, как если бы на картине были бы изображены музыканты, они отражают настроение, характер живописи.

Это говорит о том, что искусство не статично. Оно подвержено влиянию и развивается непрерывно.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Каким искусством владел Фридерик Шопен?

Варианты ответа: он был пианистом-виртуозом; он был вокалистом; он был танцором; он был гитаристом-виртуозом.

Если ученики забыли, о том, что Ф. Шопен был пианистом-виртуозом, необходимо прибегнуть к логике. Фридерик Шопен писал в основном музыку для фортепиано. Он не писал песен и балетов, в уроке не упоминалось о выдающихся вокальных или танцевальных способностях. Произведения для гитары также в уроке не затрагивались.

№ 2. М. К. Чюрлёнис был всесторонне развитым человеком и совмещал два вида искусства: музыку и ___

Правильный ответ: живопись

Конец урока посвящен взаимопроникновению жанров. Достаточно вспомнить серию картин-сонат М. К. Чюрлёнса, чтобы правильно ответить на вопрос. М. К. Чюрлёнис проводил аналогии между музыкальными и изобразительными произведениями. Поэтому правильный ответ – живопись.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель МОУ Кузнечихинской СОШ

Цель урока: подвести обучающихся к осмыслению основного принципа музыкального развития, построения музыкальной формы.

1. знакомство обучающихся с основными моментами творчества Ф. Шопена, повлиявшими на создание тех или иных музыкальных произведений;

3. развитие умения анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Музыкальный материал :

1. Повторение пройденного материала

У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение образов камерной музыки на примере одного из самых талантливых польских композиторов – Фредерика Шопена.

На прошлом уроке мы знакомились с шедеврами фортепианной музыки Ф. Шопена, говорили о широте его взглядов на мир, постигали контрастные музыкальные образы, воплощённые в различных жанрах фортепианной миниатюры.

Какие жанры фортепианной миниатюры вы знаете?

Д.: Прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд…

У.: Как вы думаете, можем ли мы отнести все эти жанры к камерной музыки? Почему?

У.: Правильно. А Шопен имеет непосредственное отношение к камерной музыке. Мы говорили о том, что он, когда был ещё подростком, часто приглашался в знатные варшавские дома в качестве пианиста. Такие салонные концерты были очень популярны в высшем свете в начале 19 века. Именно здесь Шопен начал импровизировать вариации польских танцев – мазурок и полонезов. Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий.

Д.: Прелюдия - инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная, раскрывающая, как правило, один образ.

У.: Шопен создал множество интересных и разнохарактерных прелюдий, каждая из которых наделена ярким музыкальным образом.

С какими прелюдиями Ф. Шопена мы знакомились на прошлом уроке?

2. Изучение нового материала

Существует ещё один жанр инструментальной музыки, воспетый Ф. Шопеном. Это баллада. Инструментальная баллада. Об этом жанре и пойдет речь сегодня на уроке.

(работа с учебником с. 102-103)

Музыкальная баллада – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.

В музыке баллада впервые получила классическое выражение в вокальном произведении Франца Шуберта.

С одной из баллад Шопена мы уже знакомы. Какой?

У.: Запишем еще одно определение:

Инструментальная баллада - жанр, характерный для романтической музыки.

Какое настроение несёт эта музыка?

Д.: Спокойствие, умиротворение…

У.: Какие музыкальные образы создаёт у слушателя?

Давайте постараемся передать свои впечатления от того, как развивается музыка в графическом изображении с помощью линий (таблица на доске).

плавная линия в горизонтальной плоскости

трагические скорбные мотивы

линия уходит вниз

порывистые, взволнованные интонации

линия переходит в верхнюю плоскость

(работа над песней)

3. Обобщение урока

У.: Подведём итоги нашего урока.

С каким жанром инструментальной музыки мы сегодня познакомились?

Д.: Баллада – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.

У.: Какую балладу Фридерика Шопена мы сегодня изображали графически?

У.: К какому жанру музыки относится эта баллада?

Д.: Инструментальная.

У.: С какой вокальной балладой мы сегодня познакомились?

(выставление оценок)

Краткое описание документа:

Баллада (пров. balada, от ballar – плясать) – вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера.

Говоря об определении баллады в музыке, нельзя, конечно, не сказать, что это особенный жанр! Ведь это не только своеобразный стиль в музыке, но и в литературе.


Баллада возникла во Франции в конце XVIII века, позже распространилась на Англию, а в середине XIX пришла в Россию.

Примеры баллад

В целом баллада в музыке – это такой жанр, в котором интересно слушать слова, и они, слова, важны. Здесь нет простых длинных нот, как в романсах, нет привычных вокальных форм, как в песнях. Это повествование, рассказ истории.

Поэтому хороший исполнитель баллад часто приковывает к себе внимание зала, особенно если умеет интересно, четко и ярко подавать слова и вокал.

Рок-баллада в музыке – это что такое?


На разных музыкальных сайтах есть свои списки лучших рок-баллад. Я приведу в качестве примера несколько своих любимых композиций.

Примеры рок-баллад

Wind Of Change – одна из самых ярких рок-баллад в истории. Вообще Scorpions – короли медленных песен и рок-баллад.

Let It Be группы Beatles – еще одна очень популярная рок-баллада. Эта песня для старшего поколения несет в себе часть жизни, многие знают ее наизусть. Наши воспоминания мы вообще часто собираем и находим по песням. В 60 годы XX века рок-музыку было сложно достать в СССР, и песни Битлов иногда переписывали даже на рентген-снимки!

Можно вспомнить еще сотни композиций, которые могут стать отличными примерами баллад. Слушайте хорошую музыку и вспоминайте творцов прошлого, которые оставили нам свое богатое наследие.

А если вы хотите научиться петь баллады и узнать, что это такое в музыке, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>


Пробный урок по скайпу
  • Протестируем ваш голос и слух
  • Определим цели и составим ваш личный план обучения!
  • Покажем упражнения и подберём нужный курс


Пройдите стартовый курс
  • Раскроете силу, яркость и тембр своего голоса
  • Уберете зажимы, которые мешают петь и общаться
  • Избавитесь от страха выступать на публике и полюбите свой голос

Уроки Вокала. Как добиться успеха в пении?

Как снять зажимы, которые мешают вам петь

Полина Гагарина Колыбельная. Как спеть.

Видео. Жанна Серопян в программе Доктор И - канал ТВ-Центр

Сделал дело – гуляй смело, или как завершать начатое.

Если бы моя мама знала и пела во время беременности.

Курсы вокала Пять бесплатных уроков!

Курс игры на гитаре Закажи уроки прямо сейчас!

Подпишитесь Вконтакте Будьте всегда в курсе

Следите на Instagram И делитесь с друзьями

Смотрите на YouTube Видео о вокале и гитаре

Инструментальная баллада

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

С самого начала баллады, с первого её тревожного вопроса вы чувствуете напряжённый ритм скачки, волнение и почти страх. Об этом же рассказывает и музыка Шуберта - порывистая, смятенная мелодия и ритмически чёткий аккомпанемент - тревожная скачка.

Но эту музыкальную балладу о страшном лесном царе и его прекрасных дочерях, которые чудятся в бреду больному, умирающему ребёнку, рассказывает словами певец.

А сейчас вам предлагают послушать балладу Шопена, но на сцене только пианист за роялем и больше никого нет. Кто же будет петь? Кто будет рассказывать балладу? Только рояль.

. Медленно и почти спокойно начинается вступление к балладе. И всё же в неторопливом и ровном движении музыки чувствуется особая поэтическая приподнятость, словно кто-то выразительно читает красивые, возвышенные стихи. Такие вступления встречаются часто и в балладах литературных.

. Аккорд, взятый, словно на арфе,- ноты, составляющие аккорд, звучат не одновременно, а как бы переливаются одна в другую - и вы чувствуете, что вступление кончилось.

Появляется тихая и немного грустная мелодия. Грустной она кажется нам ещё и потому, что в ней слышатся как бы лёгкие вздохи. Пульсирующий ритм таких же тихих аккордов создаёт ощущение неясного беспокойства, тревоги. Это как воспоминания о чем-то хорошем, но далёком, позабытом. И волнуют эти неясные воспоминания, и чем-то радуют. И грустно, что это хорошее давно ушло, оставив в памяти только зыбкий, ускользающий след.

Мелодию-воспоминание сменила другая - нежная и грациозная. Пожалуй, она похожа на красивый, лирический вальс. впрочем, нет, это даже не вальс, а скорее мазурка, но только мелодия более напевная и одухотворённая, чем просто танец.

. Отзвучала пленительная музыка, и мы снова слышим знакомую тему начала. Только теперь она звучит совсем иначе, словно музыка рассказывает нам о чём-то очень тревожном; и этот рассказ продолжает вторая музыкальная тема. Она тоже изменилась - теперь её не сразу узнаешь. В мощных героически-звучных аккордах слышится радость победы.

Начинается лёгкий и прозрачный вальс - но сразу же музыка вновь становится напряжённой и драматичной - возвращается первая тема, которая гонит прочь счастье и радость. Стремительный бег пассажей. и в ответ мрачные аккорды в басу. В этом пламенном и бурном вихре промелькнули интонации первой темы, но настоящий шквал музыки обрушивается на нас; в нём уже не слышно ни первой, тревожной, ни победной, светлой, второй музыкальных тем. Баллада окончена.

Конечно, невозможно, прослушав эту музыку, подробно рассказать, о чём она, какие именно события происходят в этой балладе. И всё же, слушая её, вы чувствуете - да, это баллада, романтическая повесть о каких-то событиях и о людях, мужественных и нежных, благородных и бесстрашных. Мы не знаем, кто эти люди, но понимаем их чувства, грустим и радуемся вместе с ними, волнуемся за них. И красота этой музыки трогает нас не меньше, чем самая замечательная поэзия.

Вопросы:

  1. Какую мысль композитор передаёт во вступлении в Балладе № 1?
  2. Из каких интонаций вступления вырастает главная тема Баллады? Что она напоминает: неторопливую речь человека, ритм вальса. Какое название можно дать главной теме Баллады № 1?
  3. Как звучит вторая тема Баллады? Что отличает средний её раздел?
  4. Сравни Балладу Шопена с его Этюдом № 12 и Прелюдией № 24. Что роднит эти произведения?

Презентация

Читайте также: