Институты демократии в рф кратко

Обновлено: 03.07.2024

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Основные институты прямой непосредственной демократии:

2. Выборы - это участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды при помощи голосования представителей для выполнения государственных органов или органов местного самоуправления функций по осуществлению власти.

3. Собрания и сходы граждан - совместное присутствие групп и граждан в определенном месте и определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо проблем и вопросов.

4. Народная правотворческая инициатива - когда население муниципального образования в соответствии с его уставом имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, где проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения.

5. Публичные массовые мероприятия( митинги, демонстрации, уличные шествия, пикетирования) - это организованные или стихийно возникшие собрания групп людей в целях публичного выражения отношения к решениям или действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, привлечения внимания власти к каким-либо проблемам или выражение своих вглядов, настроений и тд.
6.Индивидуальные и коллективные обращения - граждане имеют право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны дать ответ по существу обращения граждан.

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось :

" Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос ( референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик".

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос "Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновленной Федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?" В референдуме приняло участие 75.44% граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4% участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день - 17 марта 1991 года - прошел первый Всероссийский референдум о введении поста президента РФ. В нем приняло участие 75,09% граждан России, из них 69,85% поддержало это предложение.

Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом РФ был избран Борис Ельцин.

Согласно ч.3 ст.3 Конституции высшим непосредственным выражением воли народа является референдум и свободные выборы.

Референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Конституционно-правовые основы организации и проведения референдумов урегулированы ФКЗ от 28 июля 2004 года "О референдуме РФ".

Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

Институты выборов и референдумов носят во многом сходный характер:

1. Конституция РФ в равной мере защищает избирательные права граждан и право участвовать в референдуме. ( ч.2 ст.32)

2. Выборы и референдумы проводятся по одинаковой организационной основе.

3. У выборов и референдумов совпадают многие процедуры, такие как: образования избирательных участков, составление списков избирателей и тд.

4. Порядок голосования. Вне зависимости от того, насколько быстро и правильно была проведена агитация, подсчет голосов происходит в соответствии с ФКЗ.

Референдум как институт непосредственной демократии:

1. В зависимости от предмета референдума существует:

- конституционный( предметом является внесение изменения в Конституцию, либо принятие нового проекта Конституции)

- законодательный( предмет - принятие законопроекта, имеющего важное государственное значение, а также внесение изменений или отмена действующих законов)

- международно-правовой (проводится для решения вопросов, имеющих международно-правовое значение.Например, вступление в международные организации, ратификация, денонсация)

- административный (проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов).

2. После степени обязательности ( по характеру юридической силы):

- императивный( решения референдума обязательны)

- консультативный( проводится для выяснения мнения населения по тем или иным вопросам, и решения референдума не имеют обязательной силы)

Законодательство РФ предусматривает проведение только императивного референдума.

3. В зависимости от условий, необходимых для их проведения:

- обязательный( проводится по вопросам, прямо предусмотренных в Конституциях и законах)

- факультативный( проводится только при наличии инициативы, определенной законом субъектов)

4. По территории проведения:

- общегосударственный( то есть референдум РФ)

- региональный(проводится в пределах территории субъекта Федерации)

- местный(проводится в пределах административно-территориальных и муниципальных единиц)

5. По времени проведения:

- дозаконодательный( когда на референдум выносится законопроект, который после его одобрения на референдуме, получает силу закона)

- послезаконодательный( проводится в отношении акта, имеющего юридическую силу)

Референдум РФ - это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме по вопросам государственного значения.

Референдум проводится на основе прямого, равного и избирательного права. Референдум назначает Президент.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1. Не менее чем два миллионам граждан РФ, при этом место жительство не более 50 тысяч граждан должно находиться на территории РФ или за пределами территории РФ;

2. Конституционному Собранию - в случае предусмотренном ч.3 ст.135 Конституции РФ. (Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ);

3. Федеральным органам государственной власти.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Основные институты прямой непосредственной демократии:

2. Выборы - это участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды при помощи голосования представителей для выполнения государственных органов или органов местного самоуправления функций по осуществлению власти.

3. Собрания и сходы граждан - совместное присутствие групп и граждан в определенном месте и определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо проблем и вопросов.

4. Народная правотворческая инициатива - когда население муниципального образования в соответствии с его уставом имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, где проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения.

5. Публичные массовые мероприятия( митинги, демонстрации, уличные шествия, пикетирования) - это организованные или стихийно возникшие собрания групп людей в целях публичного выражения отношения к решениям или действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, привлечения внимания власти к каким-либо проблемам или выражение своих вглядов, настроений и тд.
6.Индивидуальные и коллективные обращения - граждане имеют право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны дать ответ по существу обращения граждан.

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось :

" Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос ( референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик".

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос "Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновленной Федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?" В референдуме приняло участие 75.44% граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4% участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день - 17 марта 1991 года - прошел первый Всероссийский референдум о введении поста президента РФ. В нем приняло участие 75,09% граждан России, из них 69,85% поддержало это предложение.

Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом РФ был избран Борис Ельцин.

Согласно ч.3 ст.3 Конституции высшим непосредственным выражением воли народа является референдум и свободные выборы.

Референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Конституционно-правовые основы организации и проведения референдумов урегулированы ФКЗ от 28 июля 2004 года "О референдуме РФ".

Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

Институты выборов и референдумов носят во многом сходный характер:

1. Конституция РФ в равной мере защищает избирательные права граждан и право участвовать в референдуме. ( ч.2 ст.32)

2. Выборы и референдумы проводятся по одинаковой организационной основе.

3. У выборов и референдумов совпадают многие процедуры, такие как: образования избирательных участков, составление списков избирателей и тд.

4. Порядок голосования. Вне зависимости от того, насколько быстро и правильно была проведена агитация, подсчет голосов происходит в соответствии с ФКЗ.

Референдум как институт непосредственной демократии:

1. В зависимости от предмета референдума существует:

- конституционный( предметом является внесение изменения в Конституцию, либо принятие нового проекта Конституции)

- законодательный( предмет - принятие законопроекта, имеющего важное государственное значение, а также внесение изменений или отмена действующих законов)

- международно-правовой (проводится для решения вопросов, имеющих международно-правовое значение.Например, вступление в международные организации, ратификация, денонсация)

- административный (проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов).

2. После степени обязательности ( по характеру юридической силы):

- императивный( решения референдума обязательны)

- консультативный( проводится для выяснения мнения населения по тем или иным вопросам, и решения референдума не имеют обязательной силы)

Законодательство РФ предусматривает проведение только императивного референдума.

3. В зависимости от условий, необходимых для их проведения:

- обязательный( проводится по вопросам, прямо предусмотренных в Конституциях и законах)

- факультативный( проводится только при наличии инициативы, определенной законом субъектов)

4. По территории проведения:

- общегосударственный( то есть референдум РФ)

- региональный(проводится в пределах территории субъекта Федерации)

- местный(проводится в пределах административно-территориальных и муниципальных единиц)

5. По времени проведения:

- дозаконодательный( когда на референдум выносится законопроект, который после его одобрения на референдуме, получает силу закона)

- послезаконодательный( проводится в отношении акта, имеющего юридическую силу)

Референдум РФ - это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме по вопросам государственного значения.

Референдум проводится на основе прямого, равного и избирательного права. Референдум назначает Президент.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1. Не менее чем два миллионам граждан РФ, при этом место жительство не более 50 тысяч граждан должно находиться на территории РФ или за пределами территории РФ;

2. Конституционному Собранию - в случае предусмотренном ч.3 ст.135 Конституции РФ. (Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ);

3. Федеральным органам государственной власти.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осущ. принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Кроме формы для коллективного принятия и исполнения решений существует и еще одна ветвь проявлений прямой демократии.

Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:

референдум — всенародное голосование по тем или иным вопросам общественно-политической жизни, инициированное гражданами;

законодательная инициатива граждан (народная законодательная инициатива) — внесение законопроекта гражданами по собственной инициативе с обязательством представительного органа власти его рассмотреть;

встречное предложение — право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума. к процедурам прямой демократии иногда относят также процедуры досрочного отзыва депутатов.

К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

Россия - Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России к основам конституционного строя:

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. — ст. 3 Конституции РФ Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей: 1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане РФимеют право избирать и быть избранными в органы гос. власти и органы мсо, а также участвовать в референдуме.— ст. 32 Конституции РФ.

В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:

2. МСО осущ. гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.— Ст. 130 Конституции РФ Порядок проведения референдумов в России регулируется фкз.

Референдум — это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа.

Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран. В РФ это ФКЗ О Референдуме.

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов.

Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления.

Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осущ. принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.




Кроме формы для коллективного принятия и исполнения решений существует и еще одна ветвь проявлений прямой демократии.

Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:

референдум — всенародное голосование по тем или иным вопросам общественно-политической жизни, инициированное гражданами;

законодательная инициатива граждан (народная законодательная инициатива) — внесение законопроекта гражданами по собственной инициативе с обязательством представительного органа власти его рассмотреть;

встречное предложение — право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума. к процедурам прямой демократии иногда относят также процедуры досрочного отзыва депутатов.

К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

Россия - Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России к основам конституционного строя:

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. — ст. 3 Конституции РФ Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей: 1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане РФимеют право избирать и быть избранными в органы гос. власти и органы мсо, а также участвовать в референдуме.— ст. 32 Конституции РФ.

В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:

2. МСО осущ. гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.— Ст. 130 Конституции РФ Порядок проведения референдумов в России регулируется фкз.

Референдум — это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа.

Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран. В РФ это ФКЗ О Референдуме.

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов.

Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления.

Демократия – это власть народа или субъектов, полученная путем выборов. Данный политический режим предполагает равенство и свободу всех граждан, вне зависимости от их пола, расы, нации.

Демократический режим

Демократия работает только при участии человека в политике страны. В противном случае, при безразличии к политической жизни государства, может установиться диктатура.

Факторы, приводящие к установлению демократии

Главной предпосылкой к установлению демократического режима является рыночная экономика. Только при наличии конкуренции общество движется вперед и имеет право выбора. Кроме того, при рыночной экономике в государстве разрешены все формы собственности, в том числе и частная, право на которую закрепляется законом.

Большая часть населения страны составляет средний класс – еще один фактор установления демократии. Чем меньше разрыв между богатыми и бедными, тем сильнее гражданское общество и его власть. Граждане, входящие в средний класс, способны обеспечить себе и своей семье высокий уровень как социального, так и экономического развития.

Когда человек способен удовлетворить свои базовые потребности, он с большим желанием начинает приобщаться к культуре и политике. Если гражданина устраивает действующий политический строй, он будет готов встать на защиту демократических идеалов.

Признаки, характерные для демократии

Признаки демократии

Рассмотрим основные признаки демократии:

  • Народ является источником власти и независимости государства. Население выбирает кандидатов в правительство, участвует в референдумах по общенациональным вопросам и, в случае недовольства, организовывает митинги.
  • Равенство граждан, закрепленное юридически. Каждый человек, живущий в стране, имеет одинаковые возможности на деятельность в политике государства.
  • Права и свободы человека гарантированы и защищаются государством. Обычно они прописаны в Конституции.
  • Важные решения принимаются по принципу большинства. В первую очередь, это выборы Президента и состава Государственной Думы, референдумы.
  • Оппозиция имеет право голоса. При несогласии с действиями большинства граждане могут свободно заявлять свое мнение насчет рассматриваемого вопроса.
  • Принцип политического плюрализма. В обществе могут быть разные мнения и позиции насчет одного и того же вопроса.
  • Деление властей на несколько ветвей. Власть не контролируется одними и теми же людьми. Каждая группа независима друг от друга и является сдерживающим фактором для установления диктатуры.
  • Гласность. Решения государственных должностных лиц контролируются со стороны населения и не скрываются от него.
  • Отсутствие цензуры. СМИ могут писать свободно, не боясь запрета, однако строго в рамках закона.
  • Выборы. Они проводятся с помощью тайного всеобщего голосования, право на которое имеет каждый гражданин государства.
  • Наличие органов местного самоуправления. Они подчиняются центру, но в региональных отделах имеют некую автономность.

Институты демократии

Институты демократии – это элементы политической системы, с помощью которых реализуются идеи демократического режима. К ним относятся: парламент, органы власти, институт права и всевозможные политические организации.

Формы демократии

Есть два вида демократии – прямая и косвенная.

В первом случае население самостоятельно принимает участие в решении государственных и национальных вопросов с помощью референдумов, собраний, петиций. Другими словами, граждане сами решают судьбу своей страны.

Для косвенной демократии характерно назначение народом должностных лиц, осуществляющих власть в государственных органах.

Референдум и его типы

Народ при демократии

Референдум – один из главных институтов демократии, позволяющий гражданам принимать участие в государственных делах. Он бывает нескольких типов в зависимости от подходов.

По территориальному признаку:

  • Общенациональный.
  • Региональный.
  • Местный.

Вопросы на региональных и местных голосованиях рассматриваются только в пределах компетенции, предоставленной положениями конституционных норм.

По содержанию законопроекта:

  • Конституционный – решаются все вопросы, касающиеся Конституции.
  • Обыкновенный – решаются вопросы, не имеющие отношения к Конституции.

По необходимости проведения:

  • Обязательный – вопросы, которые, согласно Конституции, можно решить лишь путем всенародного голосования.
  • Факультативный – вопросы, решение по которым можно принять без проведения народного голосования.

По характеру выносимого решения:

  • Императивный – принято окончательное решение по голосованию.
  • Консультативный – выявление мнений избирателей.
  • Утверждающий – закрепляет решение органа власти.
  • Отвергающий – отменяет ранее принятое решение.

На референдуме могут обсуждаться как международно-правовые вопросы, так и темы, связанные с улучшением внутренней системы управления.

Демократия – это власть народа или субъектов, полученная путем выборов. Данный политический режим предполагает равенство и свободу всех граждан, вне зависимости от их пола, расы, нации.

Демократический режим

Демократия работает только при участии человека в политике страны. В противном случае, при безразличии к политической жизни государства, может установиться диктатура.

Факторы, приводящие к установлению демократии

Главной предпосылкой к установлению демократического режима является рыночная экономика. Только при наличии конкуренции общество движется вперед и имеет право выбора. Кроме того, при рыночной экономике в государстве разрешены все формы собственности, в том числе и частная, право на которую закрепляется законом.

Большая часть населения страны составляет средний класс – еще один фактор установления демократии. Чем меньше разрыв между богатыми и бедными, тем сильнее гражданское общество и его власть. Граждане, входящие в средний класс, способны обеспечить себе и своей семье высокий уровень как социального, так и экономического развития.

Когда человек способен удовлетворить свои базовые потребности, он с большим желанием начинает приобщаться к культуре и политике. Если гражданина устраивает действующий политический строй, он будет готов встать на защиту демократических идеалов.

Признаки, характерные для демократии

Признаки демократии

Рассмотрим основные признаки демократии:

  • Народ является источником власти и независимости государства. Население выбирает кандидатов в правительство, участвует в референдумах по общенациональным вопросам и, в случае недовольства, организовывает митинги.
  • Равенство граждан, закрепленное юридически. Каждый человек, живущий в стране, имеет одинаковые возможности на деятельность в политике государства.
  • Права и свободы человека гарантированы и защищаются государством. Обычно они прописаны в Конституции.
  • Важные решения принимаются по принципу большинства. В первую очередь, это выборы Президента и состава Государственной Думы, референдумы.
  • Оппозиция имеет право голоса. При несогласии с действиями большинства граждане могут свободно заявлять свое мнение насчет рассматриваемого вопроса.
  • Принцип политического плюрализма. В обществе могут быть разные мнения и позиции насчет одного и того же вопроса.
  • Деление властей на несколько ветвей. Власть не контролируется одними и теми же людьми. Каждая группа независима друг от друга и является сдерживающим фактором для установления диктатуры.
  • Гласность. Решения государственных должностных лиц контролируются со стороны населения и не скрываются от него.
  • Отсутствие цензуры. СМИ могут писать свободно, не боясь запрета, однако строго в рамках закона.
  • Выборы. Они проводятся с помощью тайного всеобщего голосования, право на которое имеет каждый гражданин государства.
  • Наличие органов местного самоуправления. Они подчиняются центру, но в региональных отделах имеют некую автономность.

Институты демократии

Институты демократии – это элементы политической системы, с помощью которых реализуются идеи демократического режима. К ним относятся: парламент, органы власти, институт права и всевозможные политические организации.

Формы демократии

Есть два вида демократии – прямая и косвенная.

В первом случае население самостоятельно принимает участие в решении государственных и национальных вопросов с помощью референдумов, собраний, петиций. Другими словами, граждане сами решают судьбу своей страны.

Для косвенной демократии характерно назначение народом должностных лиц, осуществляющих власть в государственных органах.

Референдум и его типы

Народ при демократии

Референдум – один из главных институтов демократии, позволяющий гражданам принимать участие в государственных делах. Он бывает нескольких типов в зависимости от подходов.

По территориальному признаку:

  • Общенациональный.
  • Региональный.
  • Местный.

Вопросы на региональных и местных голосованиях рассматриваются только в пределах компетенции, предоставленной положениями конституционных норм.

По содержанию законопроекта:

  • Конституционный – решаются все вопросы, касающиеся Конституции.
  • Обыкновенный – решаются вопросы, не имеющие отношения к Конституции.

По необходимости проведения:

  • Обязательный – вопросы, которые, согласно Конституции, можно решить лишь путем всенародного голосования.
  • Факультативный – вопросы, решение по которым можно принять без проведения народного голосования.

По характеру выносимого решения:

  • Императивный – принято окончательное решение по голосованию.
  • Консультативный – выявление мнений избирателей.
  • Утверждающий – закрепляет решение органа власти.
  • Отвергающий – отменяет ранее принятое решение.

На референдуме могут обсуждаться как международно-правовые вопросы, так и темы, связанные с улучшением внутренней системы управления.

Читайте также: