Институционализация политических партий кратко

Обновлено: 14.05.2024

Усложнение форм и методов деятельности политических партий, возрастание их роли в обществе закономерно приводят к их юридической институционализации. Если конституции XIX века ни одной буквой не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда играли весьма заметную роль в политической и государственной жизни, то ныне регулирование их статуса образует полноценный конституционно-правовой институт.

Институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституционализации, то есть включении в конституции основных принципов их статуса, v. законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально.

Законодательная институционализация обычно включает правовое регулирование следующих элементов статуса политических партий:

понятия политической партии, определения места и роли партий в политической системе и государственном механизме;

условий и порядка создания и прекращения политических партий;

требований к идеологии и программным положениям партий;

требований к их организационному строению и порядку деятельности;

финансово-экономической базы партий;

взаимоотношений с публичной властью, прежде всего участия в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления.

В условиях коммунистических однопартийных систем и соответственно авторитарных и тоталитарных политических режимов правящие круги, всячески подчеркивая ведущую роль единственной государственной партии в обществе, часто избегают регламентировать ее статус. Выражено или молчаливо они исходят из того, что партия выше всякого закона, а следовательно, никаких законодательных границ ее власти устанавливать не следует. В недавнем прошлом так было и у нас.

Почти все принятые после Второй мировой войны демократические конституции содержат в том или ином объеме положения о политических партиях. Конституционные принципы получают свою конкретизацию и развитие в текущем законодательстве – специальных актах о политических партиях (например, в Германии), в избирательных законах (например, в Мексике) и др. Такое законодательство развивается и в тех странах, где конституционализация политических партий места не имеет. Иногда законы регулируют лишь какую-то одну сторону статуса партий, например их финансирование, как это сделано, в частности, в соответствующих законах Швеции 1965 года, Финляндии 1969 года, США 1974 года.

В ряде стран Восточной Европы акты, регулирующие статус политических партий, были приняты вскоре после падения социалистической власти. В Румынии, например, Декрет Совета Фронта национального спасения о порядке регистрации и деятельности политических партий и общественных организаций от 31 декабря 1989 г. был издан уже через неделю после свержения коммунистического режима и взятия Фронтом власти.

Обратимся к конкретным примерам конституционно-правового регулирования статуса политических партий.

Заслуживают внимания в данной связи положения ст. 11 болгарской Конституции, которая гласит:

«1. Политическая жизнь в Республике Болгарии основывается на принципе политического плюрализма.

2. Ни одна политическая партия или идеология не может объявляться или утверждаться в качестве государственной.

3. Партии содействуют формированию и выражению политической воли граждан. Порядок образования и прекращения политических партий, а также условия их деятельности регулируются законом.

Очевидна обусловленность ч. 4 цитированной статьи важной для Болгарии проблемой турецко-мусульманского меньшинства. Несмотря на указанное запрещение, это меньшинство создало свою партию-Движение за права и свободы, которое в болгарском парламенте имеет определенный вес. Формально, однако, эта партия, как видно из ее названия, строится не на этнической и не на вероисповедной основе, поскольку защита прав и свобод представляет общенациональный, а не этнический и не вероисповедный интерес. Попытка оспорить в Конституционном суде правомерность существования этой партии успеха не имела.

В некоторых восточноевропейских странах (например, в Болгарии, Хорватии) законодательство о политических партиях предписывает создавать партийные структуры только по территориальному принципу, фактически запрещая тем самым создание их по производственному принципу, то есть по месту работы. В условиях коммунистических тоталитарных режимов именно производственный принцип, по которому создавались первичные партийные организации, обеспечивал беспрекословное повиновение партийных масс руководителям: предприятия, учреждения и т.п. возглавлялись директорами, состоявшими в номенклатуре партийных комитетов, и всякое недолжное, с их точки зрения, поведение члена партии грозило ему не только партийными, но и административными наказаниями вплоть до увольнения с работы. В западных же странах такой проблемы не было, соответственно нет обычно и препятствий для создания партийных организаций по производственному принципу.

Германский Закон о политических партиях 1967 года в числе прочего подробно определяет организацию партий, стремясь обеспечить ее максимальную демократичность.

Законодательство зачастую определяет порядок использования политическими партиями средств массовой информации, прежде всего электронных – радио и телевидения, причем приоритет отдается ведущим партиям (Великобритания, Германия, Франция, Индия).

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ - процесс превращения политических партий из обычной ассоциации граждан в полноценный конституционно-правовой институт. И.п.п. проявляется в двух взаимосвязанных процессах: в конституционализации, т.е. включении в конституции основных принципов статуса политических партий, и законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий получает дальнейшее регулирование в законе.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ" в других словарях:

институционализация политических партий — процесс превращения политических партий из обычной ассоциации граждан в полноценный конституционно правовой институт. И.п.п. проявляется в двух взаимосвязанных процессах: в конституционализации, т.е. включении в конституции основных принципов… … Большой юридический словарь

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ — процесс превращения политических партии из обычной ассоциации граждан в полноценный конституционно правовой институт. И.п.п. проявляется в двух взаимосвязанных процессах: в конституционализации, т.е. включении в конституции основных принципов… … Энциклопедический словарь экономики и права

ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ … Юридическая энциклопедия

ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — (см. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ) … Энциклопедический словарь экономики и права

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИИ — процессинститутположение партий получает дальнейшее регулирование в законе … Энциклопедический словарь экономики и права

Политические партии Болгарии — Политика Портал:Политика Болгария Эта статья часть серии: Политическая система Бо … Википедия

политическая партия — см. Партия политическая. * * * ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ, независимое общественное объединение (см. ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ) с устойчивой структурой и постоянным характером деятельности, выражающее политическую волю своих членов и… … Энциклопедический словарь

ПОЛИТОЛОГИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ — отрасль политологии, в рамках которой путем сравнения выделяются черты и специфические различия разнообразных групп политически объектов. Применение сравнительного анализа в области политических исследований известно с древности. Уже в трудах… … Политология: словарь-справочник

Белфастское соглашение — (ирл. Comhaontú Bhéal Feirste, англ. Belfast Agreement), оно же Соглашение Страстной Пятницы (ирл. Comhaontú Aoine Chéasta, англ. Good Friday Agreement) соглашение о политическом урегулировании конфликта в Северной Ирландии,… … Википедия

РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ — (LABOUR MOVEMENT) Недовольство и протест рабочих повсеместное явление в индустриальном обществе. Организации, создаваемые для эффективного выражения этих настроений, составляют рабочее движение. Американские исследователи долгое время считали… … Социологический словарь

Установленные в конституциях принципы получают свою конкретизацию в специальных законах о политических партиях.

Законодательная институционализация обычно включает правовое регулирование следующих элементов политических партий:

· понятие политической партии, определение места и роли партий в политической системе и государственном механизме;

· условий и порядка создания и прекращения политических партий;

· требований к идеологии и программным положениям партий;

· требования к их организационному строению и порядку деятельности;

· финансово-экономической базы партий;

· взаимоотношений с публичной властью, прежде всего, участия в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления;

· в Болгарии, Хорватии и других странах законы о политических партиях предписывают создание партийных структур только по территориальному принципу, фактически запрещая создавать их по производственному принципу, т.е. по месту работы. Данный принцип партийного строительства, как известно, распространен в социалистических странах;

· законодательство о политических партиях ряда стран определяет порядок использования партиями средств массовой информации, прежде всего, электронных (Франция, Германия, Индия, Великобритания);

· конституции и законодательство о политических партиях демократических государств устанавливают, что внутренняя организация и деятельность партий должны соответствовать принципам демократии и национального суверенитета, т.е. недопустимость зарубежного влияния. Принцип демократии означает, что прием в партию не должен ограничиваться в зависимости от расы, национальности, религии, пола; устав и программа должны быть приняты на съезде членов партии, периодически должны созываться собрания, конференции, съезды партии для определения ее политики;

· в деятельности партий должна соблюдаться гласность – означающая, что устав и программа партии должны быть опубликованы, граждане страны должны быть проинформированы о лицах, составляющих руководство партии, а также об источниках и использовании партиями финансовых средств;

· в соответствии с демократическими конституциями и законодательством о партиях они организуются и действуют свободно. Партии создаются, как правило, на основе явочного или явочно-регистрационного порядка. Предварительного уведомления или разрешения государственных органов для создания партии не требуется. В то же время конституции и законы о партиях запрещают создание и деятельность партий, проповедующих насилие, разжигание социальной и национальной розни, пропагандирующих человеконенавистническую идеологию, преследующих антиконституционные цели. Недопустимо создание военизированных отрядов при партиях. Во многих развивающихся странах запрещены трайбалистские партии.

Во многих странах в партии не могут состоять военнослужащие, сотрудники силовых ведомств, иностранных дел и другие.

Для создания партии созывается учредительное собрание, которое считается правомочным, если на нем присутствует установленное законом число граждан, имеющих право быть членами партии (в Польше и Болгарии – не менее 50 человек; в Венгрии – 10 человек). В некоторых странах установлены дополнительные требования к учредителям и руководителям партии. Так, в Бенине они должны состоять в гражданстве не менее 10 лет.

На учредительном собрании избирается председатель, секретарь, составляется учредительный протокол о создании партии, принимается устав и программа. В большинстве стран после этих действий партия считается созданной.

Регистрацию политических партий осуществляют различные органы государства. Во Франции и Испании – это Минюст и МВД, в Болгарии, Венгрии, Польше – городской суд столицы, Бразилии – Высший избирательный трибунал, в США – суды штатов.

Для регистрации необходимо представить:

· подписанное руководством партии заявление, содержащее название партии, цель, девиз, эмблему партии;

· учредительный протокол о создании партии;

· список руководителей партии с их адресами, данных удостоверений личности;

· несколько копий устава и программы партии.

Существует автоматическая и неавтоматическая регистрация.

Неавтоматическая регистрация осуществляется в таких странах как Польша, где для регистрации необходимо представить подписи 1 тысячи граждан с заявлениями о готовности стать членами партии.

В некоторых странах законом установлены такие понятия как условная и окончательная регистрация. Для условной регистрации необходимо представить доказательства того, что партия в течение нескольких лет осуществляет политическую деятельность (проводит собрания). После условной регистрации партии предоставляется право выдвинуть кандидатов на общегосударственных выборах.

Окончательная регистрация осуществляется только при получении на выборах конкретного числа голосов. Так, в Мексике эта планка составляет не менее 1,5%.

Одним из важнейших элементов институционализации политических партий является правовое регулирование финансовых сторон их деятельности. Это направление стало в ряде стран конституционно-правовым институтом.

Громадное значение данной проблемы обусловлено несколькими обстоятельствами:

· значительным усложнением избирательных технологий и, как следствие, резким повышением потребностей партий в дополнительном финансировании;

· вытекающим из предыдущих обстоятельств таком явлении как масштабная коррупция политической элиты, что подрывает доверие со стороны избирателей к институтам власти.

Цель законодателя в данной сфере заключается в уменьшении негативных проявлений, связанных с неизбежным участием денег в политике, защита демократических институтов, создание финансовых возможностей участия в выборах для новых партий, обеспечение прозрачности финансовой стороны деятельности политических партий и избирательного процесса.

Существует три основных направления, в которых осуществляется законодательное регулирование финансирования политических партий:

· регулирование размеров и порядка предоставления партиям частных пожертвований и взносов;

· ограничение предвыборных расходов и контроль за ними;

· введение института государственного финансирования политических партий или оказания им прямой помощи за счет бюджета.

Законодательство обычно устанавливает источники финансовых поступлений партиям. Это членские взносы, поступающие в ее адрес пожертвования, доходы от разрешенной хозяйственной деятельности и государственные субсидии.

Главный источник доходов партий это пожертвования физических и юридических лиц. В большинстве стран запрещается финансирование партий: государственными органами, учреждениями и организациями, органами местного самоуправления, иностранными государствами и их гражданами, фирмами, с участием иностранного капитала более 25-30%, а также анонимными пожертвователями.

Законы устанавливают максимальные суммы пожертвований. При этом предельный размер пожертвований от юридических лиц обычно устанавливается в 10-15 раз больше, чем от физических лиц. Кроме того, устанавливается, как правило, предельный размер расходов партии на избирательную кампанию, например, в Канаде 8 млн. долларов, а также лимит расходов кандидатов на выборах. Так, в США на выборах президента кандидат не может израсходовать более 30 млн. долларов. Однако, это не касается личных средств кандидата, поскольку в 1976 году Верховный Суд признал подобное ограничение неконституционным.

Политические партии обязаны вести учет всех поступающих взносов, пожертвований и других доходов, а также расходов и ежегодно представлять в орган – регистратор отчет о своем имуществе, доходах и расходах. Получение партиями средств из запрещенных источников влечет различные формы ответственности руководства партии, вплоть до уголовной.

Одно из направлений законодательного регулирования финансовых аспектов деятельности партий – переход к прямому государственному финансированию партий.

Конкретный порядок и условия предоставления государственной поддержки политическим партиям разнообразны. Так, по целевой направленности в США и Германии финансируются только предвыборные расходы партий; а в Швеции, Дании, Финляндии финансируются и их текущие расходы. Механизмы распределения государственных субсидий также различаются. В Германии и Норвегии партии получают субсидии пропорционально числу собранных на выборах голосов (в Германии – 5 марок за один голос). В Швеции, Дании, Финляндии – пропорционально числу полученных на выборах депутатских мандатов.

В США финансируются из государственного бюджета только президентские выборы.

Государственное субсидирование политических партий обставлено рядом условий. В частности, в Италии, Франции, Норвегии необходимо, чтобы партии выставили своих кандидатов в определенном количестве избирательных округов. В Швеции и Германии для получения государственных субсидий партиям необходимо собрать определенный минимум голосов.

В США две партии: республиканская и демократическая получают бюджетные средства без всяких условий, до выборов президента и поровну. Любая другая партия может их получить при условии, что участвовала в предыдущих президентских выборах, собрав при этом не менее 5% голосов, пропорционально их числу. При этом получает бюджетные деньги такая партия только после выборов.

В конституционной практике зарубежных стран имеются примеры запрещения государственного финансирования партий и общественных объединений. Это характерно для Конституции Казахстана.

Особую важность в современную эпоху приобретает институционализация политических партий. Речь идет прежде всего о порядке их образования и регулирования внутренней структуры и политической деятельности. В течение длительного времени это было вне пределов правового регулирования государства; политические партии рассматривались государственной властью как частные организации, подобные различного рода клубам и обществам. Положение изменилось, когда партии были признаны составной частью политической системы первоначально доктриной, а затем и конституционным правом. Однако степень правового регулирования политических партий и его характер далеко не одинаковы в разных странах.
В настоящее время можно выделить два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий – внешний и внутренний.
Внешний метод регулирования осуществляется посредством принятия конституций, обычных парламентских законов и вынесения судебных решений. В ряде конституций, принятых после Второй мировой войны, содержатся положения, касающиеся политических партий. Степень детализации и определенности этих положений различна, но само их наличие представляет совершенно определенную специфическую черту современного конституционализма. Приведем несколько наиболее типичных примеров.
В конституциях, принятых после Второй мировой войны, выделяются специальные статьи, посвященные политическим партиям: в ст. 49 Конституции Италии закрепляется право граждан “свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики”; в Основном законе ФРГ устанавливаются определенные требования к организации и деятельности политических партий: свобода образования, демократические принципы внутренней организации, публичная отчетность об имущественном и финансовом положении (ст. 21); в Конституции Франции 1958 г. свобода создания и осуществления деятельности политических партий предполагает необходимость соблюдения принципов национального суверенитета и демократии (ст. 4).
Конституционные положения представляют собой основу для законодательной регламентации деятельности политических партий. Наиболее типичным примером в этом отношении является Закон о партиях ФРГ 1967 г. В п. 1 § 2 этого Закона сказано, что партии представляют собой “объединения граждан, которые постоянно или в течение длительного времени оказывают влияние на формирование политической воли народа в масштабе Федерации или отдельных земель и имеют намерение содействовать представительству народа в немецком Бундестаге или Ландтаге, если они реально могут на это претендовать, судя по размерам и прочности их организации, по количеству членов и по их деятельности на внутриполитической арене”. Законы, регулирующие институционализацию политических партий, были приняты также в Финляндии, Италии, Великобритании, Португалии, Австрии, Испании, Мексике и ряде других стран.
Различного рода законы, касающиеся деятельности политических партий, были приняты в США (Закон о контроле над коммунистической деятельностью 1954 г., Законы об избирательных правах 1965 и 1970 гг., Закон о федеральных избирательных кампаниях 1974 г.), хотя в Конституции США 1787 г. и 27 поправках к ней не содержится никаких намеков на создание и деятельность политических партий. Однако следует заметить, что в конституциях и избирательных законах отдельных штатов содержатся многочисленные положения, касающиеся организации и деятельности политических партий.
К числу актов внешнего регулирования организации и деятельности политических партий относятся и решения судов, обладающих правом осуществления конституционного контроля, что особенно типично для США и ФРГ.
Внутренний метод регулирования осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы. Все партии вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институционализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство. Руководящие органы партий – съезды, конференции, центральные и национальные комитеты и т.д. – принимают программы, уставы, правила, инструкции по вопросам организационной структуры и партийной деятельности. Издаваемые таким путем партийные нормы не носят, конечно, правового характера, и их принудительное исполнение через суд невозможно. Необходимой гарантией соблюдения внутрипартийных норм являются различные средства собственно партийного принуждения (исключение из числа членов, взыскания, отказ в выдвижении в кандидаты и пр.). Любопытно отметить, что даже такие классические организационно неоформленные партии, как Республиканская и Демократическая в США, за последние годы приняли меры к укреплению своих партийных организаций. С этой целью в 1974 г. был принят устав Демократической партии, а в 1976 г. Национальный конвент Республиканской партии одобрил специальные правила. Все это было сделано для укрепления организационной структуры и партийного единства.
Сейчас в политических системах многих стран происходит дальнейшая институционализация политических партий, усиливается их взаимосвязь с различными звеньями государственного механизма.
На начало XXI в. в ряде стран сохраняется традиция передачи поста главы партии в рамках семейного “наследования”. Так, в партии “Индийский национальный конгресс” пост главы партии (и чаще всего одновременно премьер-министра страны) передавался от Джавахарлару Неру к его дочери Индире Ганди, далее к ее сыну Радживу Ганди, а затем к его жене Соне Ганди. Последняя, будучи итальянкой и католичкой, сочла политически необходимым отказаться от поста премьер-министра после того, как привела партию к победе на парламентских выборах в Индии в мае 2004 г.

Читайте также: