Инклюзивная культура это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Инклюзивный – это тот, который включает всех или все. Инклюзивность – это включение всех в определенную систему (например, образования) независимо от их физических, физиологических или других особенностей.

Что такое ИНКЛЮЗИВНЫЙ (ИНКЛЮЗИВНОСТЬ) — определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Инклюзивный (инклюзивность) – это стремящийся (стремление) вовлечь и интегрировать всех людей и группы в деятельность, организации, политические процессы и т. д., особенно тех, кто находится в неблагоприятном положении, пострадал от дискриминации или имеет ограниченные физиологические возможности. Например, инклюзивная практика найма, инклюзивные детские площадки, инклюзивная школа, инклюзивное образование. Если вы описываете группу или организацию как инклюзивную, то вы имеете в виду, что она позволяет всем людям принадлежать к ней, а не только какому-то определенному типу людей.

Что такое инклюзивные ценности.

Инклюзивные ценности – это признание

  • разнообразия,
  • равенства и справедливости,
  • сотрудничества,
  • участия,
  • общности.

Что такое инклюзивное образование.

Инклюзивное образование (инклюзивная учеба), также называемое инклюзией, – это образование, которое включает всех: все учащиеся посещают обычные школы, колледжи и университеты, соответствующие их возрасту, и получают поддержку, чтобы учиться, вносить свой вклад и участвовать во всех аспектах жизни учебного заведения.

Инклюзивное обучение детей – это обеспечение доступа к качественному образованию для всех детей путем эффективного удовлетворения их разнообразных потребностей, своевременного реагирования, принятия, уважения и поддержки.

Учащиеся участвуют в образовательной программе в общей учебной среде с поддержкой для уменьшения и устранения барьеров и препятствий, которые могут привести к исключению. Это означает, что система должна адаптироваться для включения людей с ограниченными возможностями, а не они к системе. Система образования должна осознавать, что она создает препятствия для учащихся с ограниченными возможностями, если обычные школы для них недоступны.

Примеры реализации принципа инклюзивности в образовании:

  • Олег не может ходить. Чтобы он мог пойти в дискуссионный клуб после школы, его заберет доступный микроавтобус.
  • У Оли дислексия. Чтобы она могла изучать книгу вместе с классом, учитель просит ее слушать аудиокнигу, а не читать текст.

Что не является инклюзивностью в системе образования:

  • Специальные школы и колледжи только для детей и студентов с ограниченными возможностями. Это называется сегрегацией.
  • Отдельные подразделения в обычных школах и колледжах. Это тоже сегрегация.
  • Дети с ограниченными возможностями, обучающиеся в обычных школах, но без достаточной поддержки. Это называется интеграцией: учащиеся с ограниченными возможностями получают общее образование, но их потребности не удовлетворяются.

Эффективная инклюзивная школа

предполагает такие действия:

  • дать возможность каждому учащемуся в полной мере участвовать в учебной среде, предназначенной для всех;
  • создавать позитивный климат, поощрять чувство принадлежности и обеспечивать прогресс учащихся в достижении соответствующих личных, социальных, эмоциональных и академических целей;
  • чутко реагировать на индивидуальные потребности в обучении, обеспечивая достаточный уровень поддержки и применяя практики и принципы преподавания, ориентированные на учащихся.

Что такое инклюзивное рабочее место

Инклюзивное рабочее место – это такое место, где люди с различными особенностями и ограниченными возможностями чувствуют себя желанными и ценными за свой вклад в работу. Это место, где люди с физическими недостатками разного рода имеют те же возможности для развития, что и их коллеги. Это место, где люди чувствуют себя в безопасности, раскрывая свои невидимые физические недостатки.

Принципы инклюзивной культуры:

  1. Инклюзивная культура обеспечивает равный доступ к возможностям роста.

Сотрудники с ограниченными возможностями, как и все остальные, хотят возможности профессионального развития. Это включает в себя конференции и тренинги, а также спонсирование программ наставничества.

  1. Инклюзивная культура вознаграждает талант и упорный труд.

Разрешение сотрудникам с ограниченными возможностями осваивать новые навыки и продвигаться по карьерной лестнице приносит пользу всем.

  1. Инклюзивная культура приглашает к участию людей с ограниченными возможностями.

Руководители и коллеги должны ясно дать понять, что они приветствуют мнение и вклад коллег с ограниченными возможностями. Убедитесь, что ваши сотрудники с ограниченными возможностями имеют право голоса на собраниях персонала и во время групповых обсуждений. В инклюзивной культуре сотрудники с ограниченными возможностями также участвуют в повседневном рабочем взаимодействии: от встреч по случаю дня рождения до обедов с коллегами, которые приводят к дружбе и чувству принадлежности.

  1. Инклюзивная культура признает, что наем сотрудников с ограниченными возможностями полезен для бизнеса.

В корпоративной культуре, которая является инклюзивной, работа с людьми с ограниченными возможностями – лишь часть обычного способа ведения бизнеса. Есть явные доказательства того, что инклюзивная культура на рабочем месте положительно влияет на прибыль и ценности организации. Исследование, проведенное Accenture в 2018 году, показало, что компании, применяющие передовые методы найма и поддержки людей с ограниченными возможностями, превосходят своих конкурентов. Эти компании достигли в среднем на 28 процентов увеличения выручки, удвоения чистой прибыли и на 30 процентов более высокой рентабельности.

Что такое инклюзивное развитие

Инклюзивное развитие направлено на то, чтобы все люди в мире получали выгоду от устойчивого экономического и социального развития. Многие организации реализуют этот подход в борьбе с бедностью путем поддержки образования и обеспечения средств к существованию для тех, кто нуждается в этом. Они пропагандируют комплексный подход, который решает взаимосвязанные проблемы нищеты, неравенства, социальной изоляции, расширяя при этом знания и навыки людей.

Цель инклюзивного развития – создать благоприятную среду для равного доступа к возможностям, уделяя особое внимание наиболее уязвимым и изолированным группам населения.

Ключевые слова: толерантность, инклюзивная культура, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, инклюзия.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем в системе образования является внедрение инклюзивной практики в общеобразовательные учреждения, предполагающей включение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив здоровых сверстников.

Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, индивидуальности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений.

Основой инклюзии является готовность общества и государства пересмотреть отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, где главной целью является реализация их прав на предоставление равных с другими людьми возможностей в разных областях жизни, включая образование.

В настоящее время одним из особо значимых направлений исследования инклюзивного образования является исследование инклюзивной культуры образовательной организации

Для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или здоровье.

Некоторые родители нормально развивающихся детей считают, что присутствие в образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья, которым требуется особое внимание, может задерживать развитие их ребенка, однако опыт показывает, что успехи детей, без отклонений в развитии, не становятся хуже, а даже улучшаются в интеграционных условиях. [5]

Нормально развивающиеся дети, с ранних лет общаясь с детьми, которые не похожи на них, осознают, что мир представляет собой единое сообщество людей, включающее тех, кто нуждается в помощи с их стороны. Включенное образование формирует принятие уникальности и значимости каждого человека. Ребенок, с детства умеющий принимать особенности другого человека, вырастет толерантным взрослым.

Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости - основные компоненты понятия толерантности. С. К. Бондырева обращает внимание на то, что в идее толерантности лежит отсутствие оснований для негативной реакции, либо сдерживание индивидом собственных отрицательных побуждений [2]. По мнению О. Е. Смирновой, именно отношение к другим людям определяет ценность личности, оно является главным содержанием ее внутренней жизни, рождает наиболее сильные и значимые переживания. Первый опыт таких отношений, приобретаемый в дошкольном возрасте, становится тем фундаментом, на котором строится личность ребенка, определяя во многом его дальнейшую судьбу [6].

Таким образом, поддержание и развитие инклюзивной культуры с раннего детства должно привести к тому, что у общества сформируеся совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения, толерантности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них. Это система представлений, правил, установок, ценностей и моделей поведения, общих для группы и являющихся условием устойчивости группы, что является одной из целей инклюзии.

1. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики [Текст] / С. В. Алехина. // Психологическая наука и образование. – 2014. – 1. – С. 5-16.

2. Бондырева, С. К. Толерантность [Текст]/ С. К. Бондырева, В. Д. Колесов. – Москва: Издательство Московского Психолого-социального института, 2003. – 240 c.

3. Крысько, В. Г. Психология и педагогика : Вопросы - ответы: Структурные схемы: Учебное пособие [Текст] / В. Г. Крысько. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 366 с.

4. Международная научно-практическая конференция по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) [Текст] / Б. М. Кулевая, Э. И. Леонгард, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко // Актуальные проблемы интегри-рованного обучения: материалы Междунар. науч. -практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностя-ми) 29-31 января 2001 года. – М. : Права человека, 2001. – С. 14-23.

5. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. – Москва: Издательский центр Академия, 2000. – 160 c.

Здоровое подрастающее поколение-залог здорового общества

Здоровое подрастающее поколение-залог здорового общества Ежегодно 24 марта по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом. Туберкулёз является.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Виниловая пластинка-основа для дидактических пособий

Виниловая пластинка-основа для дидактических пособий Виниловые пластинки есть у многих людей. У одних они хранятся на чердаках, в сараях, гаражах. У других лежат и пылятся на полках в кладовках.

Основа-шар для топиария (мастер-класс)

Основа-шар для топиария (мастер-класс) Топиарий – это искусство фигурной стрижки деревьев. Очень популярны сейчас в декоре топиарии. Сегодня этим термином декораторы называют.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования , основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум . Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья — получение образовательного и социального

опыта вместе со сверстниками. Т.е., говоря другими словами, инклюзивное образование - это образование детей с ОВЗ в условиях обычной общеобразовательной школы .

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования — успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время уже издано достаточно много законопроектов, качающихся организации инклюзивного образования в массовых школах, созданы требования по организации данного образования и созданию специальных условий для обучения ребенка с ОВЗ в обычной общеобразовательной школе. В соответствии с ними во многих школах нашего региона, да и в РФ в целом, началось введение инклюзивного образования: стала создаваться нормативно-правовая базу, специальные условия для обучения детей с ОВЗ, началась подготовка педагогических кадров.

В процессе введения такого образования, стало возникать множество проблем, в том числе и социальных. Но, если проблемы создания нормативно-правовой базы, специальных условий, проблемы финансирования, активно обсуждаются, то о социальных проблемах практически ничего не сказано, а их достаточно много и связаны они в первую очередь с нашим отношением к людям с ограниченными возможностями здоровья, нашим отношением к обучению детей с ОВЗ в массовой школе.

Проблемы социального характера будут являться одной из основных. Вводя в образовательном учреждении инклюзивное образование, стоит задуматься – готовы ли педагоги, обучающиеся и их родители принять в классе особенного ребенка? Поэтому наравне с решением материально-технических и прочих проблем стоит отдельно уделить внимание проблеме формирования инклюзивной культуры в образовательном учреждении .

Под формированием инклюзивной культуры нужно понимать построение такого школьного сообщества, в котором каждый чувствует, что ему в школе рады, относятся доброжелательно. Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех аспектах школьной жизни.

Различия между учениками – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между учениками поддерживается. Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия учеников с разным происхождением, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Ученики с ОВЗ принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.

Для этого, прежде всего необходимо принятие всеми участниками образовательного процесса основных принципов инклюзии:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждается в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижения прогресса, скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Для решения задачи по формированию инклюзивной культуры необходимо выполнение технологической цепочки: приобретение знаний по инклюзивной культуре – формирование ценностного отношения – получение опыта совместной деятельности - положительное отношение к существующей действительности. Причем эта цепочка должна быть прожита и больными и здоровыми детьми.

Для приобретения знаний по инклюзивной культуре, формирования ценностного отношения может быть проведен цикл лекций, бесед, классных часов . Целью такой работы должно быть привлечение внимания школьников к проблемам людей-инвалидов, развитие нравственных качеств учащихся. Детям необходимо показать, что люди с ограниченными возможностями очень волевые, сильные и могут достичь высоких результатов во многих сферах жизни. Для нормально развивающихся детей, знакомство с инклюзивной культурой, развитие у них ценностного отношения, очень важно, так как встреча со сверстником, не похожим на них, может обернуться серьезным шоком и даже мировоззренческим кризисом.

Активное включение в такую работу детей с ОВЗ позволит им более полно представить картину окружающего мира, расшириться круг социальных контактов. В дальнейшей жизни им будет проще общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность.

Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом. Все это будет иметь особое значение для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.

Какие еще требования можно предъявить к педагогу инклюзивного образования? Список может получиться достаточно длинным, но основными критериями будут являться:

  1. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
  2. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
  3. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
  4. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ.
  5. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
  6. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

Но, при работе по формированию инклюзивной культуры могут выявить и серьезные проблемы, такие как:

Анкетирование проводилось среди педагогов и обучающихся 4,9,11 классов школы. Всего в анкетировании приняло участие 35 педагогов и 126 обучающихся.

В этой статье мы обсудим, почему есть предвзятое отношение к людям с особенностями в ментальном и физическом развитии и какие формулировки все же корректно использовать.

С сочувствием, но на расстоянии

По данным Минтруда, в России на начало 2019 года около 12 миллионов людей с инвалидностью. Сочувствие и жалость — первые чувства, которые обычно возникают у людей без инвалидности по отношению к людям с особенностями. Аналитический центр НАФИ совместно с Советом по делам инвалидов при Совете Федерации в сентябре 2019 года провёл исследование, в котором приняли участие 1600 человек старше 18 лет из 52 регионов России.

21% из общего числа оказывают благотворительную помощь, помогая не только словом, но и делом. Столько же участников опроса не готовы близко дружить с людьми с особенностями развития. Однако чуть больше, а именно четверть всех респондентов всё-таки стараются избегать контактов с инвалидами.

Меняется язык, меняется восприятие

Каждый должен понять, что человека с особенностями можно увидеть не только в больницах или специальных центрах, но и в школах, в офисах и других общественных местах. В нашей стране много примеров талантливых и успешных людей с инвалидностью, которые добиваются успехов в профессии, ведут активный образ жизни, участвуют в Специальной Олимпиаде, в модных показах, становятся блогерами.

Инклюзия — социальное явление, и невозможно разделять инклюзивную культуру и культуру личности в целом. Суть инклюзивной культуры, как и культуры личности, — бережное отношение к людям с особенностями развития.

Любые отношения начинаются с коммуникации. Да, с человеком с инвалидностью поначалу всегда трудно общаться. Испуг, паника, неловкость — типичная и абсолютно нормальная реакция, которой не стоит пугаться или стыдиться. Главное — здравый смысл, спокойствие и доброжелательность.

Какие правильные формулировки использовать?


Если вы сомневаетесь, как лучше сказать, — спросите у самого человека с особенностью или у его близкого!


Инклюзия (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) термин, используемый для описания процесса взаимодействия людей с различными видами инвалидности и людей без инвалидности. Чаще этот термин использовался применительно к системе образования, совместного взаимодействия и обучения детей с инвалидностью и их физически здоровых сверстников. Культура имеет несколько значений, согласно одному из которых, культура — это высший навык развития чего-либо. Таким образом, инклюзивная культура это высший навык развития совместного взаимодействия людей с различными видами инвалидности и людей без инвалидности. Основой инклюзивной культуры является мышление, рассмотрим факторы способствующие развитию такого, инклюзивного мышления:

  • Семья (воспитание, окружение)
  • Личный опыт, освоение бытовых и социальных навыков.
  • Фактическое место жительства:
  1. Дом
  2. Детский дом
  • Отношение родителей к ситуации инвалидности ребёнка:
  1. Организация посильной помощи, возможность выполнения домашней работы, адаптированное развитие бытовых навыков.
  2. Гиперопека
  3. Отрицание
  • Система образования:
  1. Коррекционное (специальное) образование
  2. Индивидуальное обучение на дому
  3. Обучение в массовой школе (интеграционная система – стихия инклюзия, без создания специальных условий).
  4. Инклюзивное образование.
  • Мотивирующие внешние факторы.
  1. Для людей с инвалидностью (примеры преодоления препятствий, людьми с похожими жизненными ситуациями)
  2. Для физически здоровых людей, примеры сохранения оптимизма, развития силы духа.

Группы этих факторов имеют разное влияние на развитие инклюзивного мышления у людей с инвалидностью и у людей без инвалидности. Рассмотрим влияние факторов на человека с ограниченными возможностями здоровья, даже при одном и том же диагнозе, мышление может быть разным.

Выбор образовательной системы для ребёнка, всегда остаётся за родителем, законным представителем ребёнка, в случае, если ребёнок воспитывается в детском доме, то, как правило, он попадает в систему коррекционного образования, он живёт и учится, что называется только среди своих ровесников с похожей ситуацией. В дальнейшем такому ребёнку – выпускнику детского дома и коррекционной школы, достаточно непросто адаптироваться в другой для него действительности. Там нет специальных воспитателей и педагогов, условий доступной среды и всему приходится учиться самостоятельно. И совместное инклюзивное взаимодействие становится проблемой. Бывает и так, что ребёнок с инвалидностью живёт с родителями, которые всеми силами стараются помочь ему, оберегая от любой даже минимальной нагрузки. Такие дети, чаще всего обучаются индивидуально на дому, родители ограждают их от освоения элементарных навыков бытового обслуживания, жалея своё чадо, тем самым, выполняя для него, медвежью услугу. Ведь за дверцами особого мира, который создали родители для ребёнка, он также сталкивается с отсутствием тепличных условий, к которым он привык. Также при таком подходе к воспитанию и образованию, ребёнок часто считает себя не мощным и несчастным, возникает стереотипное мышление, о том, что все окружающие должны и обязаны оказывать ему всестороннюю помощь и поддержку, ведь у него есть ограниченные возможности здоровья.

В основе инклюзии лежит равенство и ценность личности ребёнка, каждый может быть полезным и стать частью целого.

Выделяют 8 основных принципов инклюзии:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Ребенок, который учится в системе инклюзивного образования, с детства получает уникальный опыт взаимодействия со своими ровесниками, при правильном подходе педагогов, каждый из участников процесса инклюзии дополняет друг друга, осознавая свою ценность и полезность в общем процессе, что положительно влияет на самооценку и общее психологическое состояние. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями.

Основная цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми учащимися определенного социального статуса и утверждении своей общественной значимости. Задача же инклюзивного образования — придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями. В дальнейшем дети прошедшие систему инклюзивного образования, легче взаимодействуют с окружающими.

Инклюзия это не панацея, но при правильном педагогическом подходе, для детей, которые общаются в коллективе своих сверстников, их окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции. Они постепенно учатся чему-то новому, своим примером учат других, инклюзия помогает постепенно заменять ситуации, при которых ребёнок думает, что он хуже других, ситуациями успеха. Когда сами дети видят вклад каждого в общую деятельность, это конечно оказывает влияние на уход от стереотипной модели беспомощности и иждивенчества, к модели ценности и полезности каждого человека вне зависимости от наличия инвалидности.

Какую же роль играет развития инклюзивного мышления для физически здорового человека, как влияют факторы развития на его жизнь?

Исторически сложилось так, что коммунистический политический строй в нашей стране, предполагал, что Советский человек идеален во всём, людей с инвалидностью практически не было на улицах, как правило, они содержались в закрытых специализированных учреждениях.

Олимпиада-80, проходившая в СССР, стала единственным соревнованием в истории игр, проходившим без паралимпиады, конечно эти факторы оказали значительное влияние на мышление людей и воспитание будущих поколений.

Конечно развитие инклюзивного мышления зависит не только от воспитания, но и от опыта личного взаимодействия с людьми с инвалидностью, даже сейчас в 21 веке сохраняется подобная отрицательная тенденция, люди бояться общаться с людьми с инвалидностью, боясь навредить, часто просто не зная как общаться и взаимодействовать с ними.

Но инклюзивная практика открывает новые возможности взаимодействия, с самого раннего возраста дети понимают, что все люди разные и это нормально. Важно быть частью целого коллектива и если кто-то силён в математике, а кто-то в гуманитарных науках, то каждый может помочь другому человеку, независимо от наличия инвалидности. Дети учатся взаимопомощи, отзывчивости, доброте, сочувствию, не жалости, а именно сочувствию, ведь если посмотреть этимологию слов, жалость однокоренное слово к глаголу жалить, а сочувствие в буквальном значении, чувствовать вместе с кем-то.

Безусловно ключевую роль в инклюзивном образовании играет позиция педагога, от его компетентности и уровня развития инклюзивного мышления зависит психологический климат в детском коллективе, умение работать с каждым ребёнком и правильно выстраивать отношения в команде, очень важно, если мы говорим об инклюзивном образовании, то педагог конечно должен психологически принимать и объективно оценивать потенциал развития любого учащегося.

Инклюзия оказывает влияние на каждого из участников процесса, меняя представление о роли личности в отношениях, это очень важно, ведь в конечном итоге, все мы живём в одном пространстве, которое, так или иначе, предполагает различные формы взаимодействия друг с другом.

Читайте также: