Информационное общество и власть кратко

Обновлено: 30.06.2024

Информационное общество — это наше с вами современное общество, когда информация и знания обретают высочайшую ценность и становятся продуктом обмена, купли-продажи, воровства, фальсификации, а хранение, анализ, обработка и передача информации являются очень важной сферой человеческой деятельности.

Наше с вами нынешнее общество прямо сейчас переживает глобальную информационную революцию, когда возможность пользоваться качественной информацией на высокой скорости становится нормой, а отсутствие доступа к ней считается критерием бедности и слабого развития. Вы совершенно правы, мы сейчас имеем в виду банальный доступ в интернет. Именно интернет стал двигателем информационной революции и создал вокруг себя информационное общество.

Что такое информационное общество

В процессе популяризации интернета по всему миру, этот термин стали подхватывать не только ученые, но и другие специалисты (учителя, политики, бизнесмены) и даже простые граждане. На сегодняшний день многие понимают, что живут именно в информационном обществе, поэтому сам термин очень спокойно и довольно часто используется в лексиконе многих людей.

Признаки информационного общества

Информационное общество

Информационное общество — это ряд новых проблем

Информационное общество вместе со своим развитием принесло в жизненный уклад ряд новых проблем и понятий:

  • информационный взрыв — это процесс, при котором новая информация поступает в колоссальных объемах и люди не успевают с ней справляться;
  • информационный голод — это процесс, при котором возникают непреодолимые трудности в поиске нужной информации;
  • информационная культура — это умение правильно ориентироваться в информационном пространстве;
  • информационная безопасность — это процесс обеспечения целостности информации от ее несанкционированного использования злоумышленниками и преступниками;
  • информационное неравенство — это процесс неравномерного распространения информации и технологических устройств;
  • недостоверная информация — из-за больших объемов информации становится сложно выделить достоверную информацию от недостоверной и фальсифицированной;
  • тотальный контроль — с развитием технологий усилилось желание многих структур и корпораций осуществлять тотальный цифровой контроль за пользователями интернета;
  • вмешательство в частную жизнь — неправильное использование информационных возможностей грозит вмешательством в частную жизнь человека вплоть до ее полного разрушения;
  • и др.

Информационное общество: перспективы

Информационное общество — это то, что нас окружает сейчас. Поэтому людям остается только констатировать уже произошедшее и смотреть немного в будущее. Признаки информационного общества — это всего лишь наблюдение со стороны над происходящим. Именно так сейчас живут люди в информационном пространстве — пользуются и наблюдают.

На сегодняшний день просто невозможно представить жизнь людей без современных информационных технологий. Если представить на секунду крах интернета по всему миру, то на время рухнет все: промышленность, производство, человеческий уклад и т. д. и понадобятся годы, чтобы восстановить все и начать жить без интернета и информационных технологий. Люди делают все, чтобы этого не произошло, поэтому пока живем и наблюдаем как развивается наше информационное общество.

Говорить о каких-то перспективах очень трудно. На ближайший год-два еще можно что-то предугадать, но на ближайшие 10 лет уже практически нереально — настолько быстро развивается цифровой и информационный мир. Информационному развитию часто сулят много негативного, например, многие утверждают, что оно приведет к унификации людей и к полной потери индивидуальности и духовности. Возможно это и будет так, но, по-нашему мнению, многое зависит от каждого отдельного человека. Как человек будет воспринимать информационный прогресс — такова будет и его жизнь, либо он будет брать о такого прогресса только хорошее и не забывать, что в первую очередь он живет в обществе живых людей, либо все наоборот.

Заключение

Информационное общество — это каждый окружающий вас человек. Хотим мы или нет, но мы живем уже в информационном веке, от которого никуда не денешься. Прогресс был, есть и будет, а людям остается только направлять его в правильное русло, чтобы он приносил только благо обществу.

Что было до информационного общества — мы знаем, как оно развивается — мы видим, а что будет после него — нам остается только догадываться и надеяться, что будет только хорошее.

Существует множество видов систематизаций, классификаций и определений исторических эпох, которые прошло человечество, типов общественного устройства, финансово-экономических систем. За всю свою жизнь человечеству приходилось находить какие-либо способы для выживания при определенных жизненных обстоятельствах и природных условиях. Каждое новое поколение старалось приумножаться, как-то развиваться вне зависимости от того, в какой сфере общества они находятся. Прослеживая динамику развития и изменения человеческих ценностей, можно отметить, что политика по отношению к людям стала разумней и менее снисходительной.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

философия реферат.docx

Реферат по философии

Вывод по 1-ой главе 8

Глава 2 Нынешнее положение власти в современном обществе 9

Вывод по 2-ой главе 12

Список литературы: 14

Введение

Существует множество видов систематизаций, классификаций и определений исторических эпох, которые прошло человечество, типов общественного устройства, финансово-экономических систем. За всю свою жизнь человечеству приходилось находить какие-либо способы для выживания при определенных жизненных обстоятельствах и природных условиях. Каждое новое поколение старалось приумножаться, как-то развиваться вне зависимости от того, в какой сфере общества они находятся. Прослеживая динамику развития и изменения человеческих ценностей, можно отметить, что политика по отношению к людям стала разумней и менее снисходительной. Если в аграрном обществе основной формой организации государства была монархия, а главным способом приобретения и удержания власти — прямое насилие, то в информационном обществе монархический строй исчезает и прямое насилие теряет значение главного пути к власти.

На современном этапе происходит дежурный взрыв технологической и мирной социальной революции — становление информационного общества. На современном этапе развития человеческой цивилизации отчетливо прослеживается тенденция изменения приоритетов традиционно важных для развития государств и обществ ресурсов, в рамках которой на первый план выходит ресурс информационный.

Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) существенно изменяют не только то, как мы производим продукты и услуги, но и то, как проводим досуг, реализуем свои гражданские права, воспитываем детей. Они имеют решающее влияние на смены, которые происходят в социальной структуре общества, экономике, развитию институтов демократии и тому подобное. В современном мире сложилась такая ситуация, когда на фоне избытка культивируемой в наше время или уже имеющейся на различных носителях и передаваемых из уст в уста информации человечество столкнулось с проблемой недостатка знаний. Уже давно стало истиной, что человек за свою жизнь, даже при интенсивном поглощении информации, даже по одному какому-то узкому профилю, не может усвоить даже малую толику того, что существует в мире. Науки стали подразделяться по все более узкому профилю, внутри наук стали появляться множество поднаук.

Человек, получая многогранную информацию того, что было, что есть и что предположительно будет, на фоне возрастающего информационного потока, появляющихся с каждым днем все новых технических средств получения, хранения и отправки информации, немного теряется в выборе своего пути информационного развития. Более того, многие, можно сказать, поддаваясь такому удивительному свойству мозга, как сопротивление новой информации, просто закрываются в своем собственном мирке, впуская в информационное поле этого мирка лишь какую-то составляющую — политические, религиозные и другие идеи. Такой человек живет в неком самоограничении от всякой иной информации, полностью отторгая, а еще чаще игнорируя ее.

Основную часть своей истории человечество прожило в обществе аграрного типа, где главным источником общественного богатства была земля и ее плоды. Этическим идеалом в аграрном обществе было следование заветам предков, вести себя необходимо было в соответствии с традициями, освященными религией. Культивировались незыблемость установленного Богом порядка вещей, верность каждого своему господину, удовлетворенность тем местом в обществе, которое отведено человеку с рождения.

Примерно в XIV—XV вв. в отдельных европейских странах зародился, а затем в течение нескольких веков распространился по всему миру новый — буржуазный и капиталистический общественный уклад. Основанный на торговле, он постепенно привел к формированию мануфактурной промышленности (XVII—XVIII вв.), а затем и крупной машинной индустрии (XIX—XX вв.). Промышленность вытесняла землю в качестве основного источника общественного богатства. Преимущественно аграрные страны стали проигрывать глобальную конкуренцию тем странам, которые раньше встали на путь индустриализации и успели создать современную индустрию. Отныне каждый волен зарабатывать и богатеть, прежние сословные различия и аристократические предрассудки и традиции более не актуальны. Через механизм выборов в парламенты все более широкие категории граждан постепенно получают равные права на участие в политической жизни, а через укрепление института независимых судов — и на защиту своих гражданских прав.
Это равенство, однако, носит преимущественно внешний, формальный характер. Ему противостоит экономическое неравенство, расслоение общества на антагонистические классы — правящий и подчиненный. Правящий класс образуют собственники средств, производства и иных экономических активов (прежде всего индустрии — фабрик и заводов), подчиненный класс — пролетариат, наемные рабочие, лишенные средств производства и располагающие только собственными рабочими руками. Буржуазия контролирует не только экономику, но и представительные учреждения, проводя государственную политику в своих интересах и противодействуя реализации на деле формально провозглашенных прав широких масс трудящихся.

Вывод по 1-ой главе

Исходя из прочитанного текста, стоит отметить, что государство всегда контролировало жизнь и взгляды людей. Оно всегда диктовало, как им жить, что делать, что кушать, куда ходить и так далее. Если в аграрном обществе все это происходило путем насильственных методов и люди хотели бороться с этим, но чувство страха побеждало в них это желание. То, в информационном обществе, людям стало выгодно, что за них все решают. Они не хотят бороться с этим. Либо, мы становимся, настолько глупы, что не видим того, что государство строит нашу жизнь, как им вздумается, и мы просто закрываем на это глаза, либо власть действительно умело манипулирует нами и нашим сознанием.

Глава 2
Нынешнее положение власти в современном обществе

Сознавая это, правительства всех стран пытаются тем или иным образом контролировать СМИ. В одних случаях это делается через ужесточение законодательного регулирования сферы СМИ, в других — через прямой государственный контроль над телеканалами и газетами. А иногда через скупку важнейших СМИ близкими к правительству бизнес-группами. Применяются и скрытое размещение в газетах и на телевидении заказанных правительством пропагандистских материалов, и привилегированный доступ к государственной информации только лояльных правительству изданий и каналов. Отказавшись от такого вторжения в сферу свободы СМИ, демократические правительства рискуют лишиться общественной поддержки в своих важнейших мероприятиях.

Вывод по 2-ой главе

Жизнь в информационном обществе стала намного проще для людей. Во второй половине XX в. мир начал переход к новому типу общественного строя — информационному. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей военной силой или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами информации (знаний) и успешнее применяет их. Основой и главным источником богатства, силы, власти в информационном обществе становится знание. Меняется и сам тип власти — прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила убеждения. Ключевые политические игроки новой эпохи не правительства или партии, а средства массовой информации, неправительственные организации и отдельные личности — создатели новых смыслов, ценностей, стилей жизни.

Управление информационным обществом осуществляется на основании властных полномочий системой государственных органов.

Власть -- это информация, а вовсе не говорение. Именно те люди, которые умеют эффективно слушать и способны извлекать из услышанного ценную информацию, и обладают властью.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами:

- принудительная (политическая в узком значении).

Экономическая власть - это контроль над экономическим ресурсами, собственность на ценности.

Социальная власть предполагает распределение статусов, льгот, привилегий.

Духовно-информационная власть - это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации (подготовка решений, воздействие на сознание, в том числе манипулирование).

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью угрозы или применения насилия (признак политической власти).

Как мы видим из определения духовно-информационной власти, информация является и инструментом управления современным информационным обществом.

В США же еще в далеком 1966 году был принят закон о свободе информации. Суть закона приведена ниже.

Закон о свободе информации 1966 года (Freedom of Information Act 1966 - FOIA) - в США - закон, согласно которому все федеральные ведомства США должны обеспечивать граждан свободным доступом ко всей имеющейся информации, кроме той, которая касается национальной обороны, правоохранительных органов, финансовых и личных документов.

В последующем в информационной сфере появились новые технологии непосредственным образом связанные с информацией, экономикой и иными важными сферами жизни.

Информационная сфера (Information sphere) по законодательству РФ - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Для информационной сферы необходима информационная среда.

Информационная среда (formation environment, iformation societies environment) - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

В информационной сфере появилось даже электронное правительство, электронные налоги, интернет - голосование и многое другое.

Остановимся поподробнее на каждой из этих технологий.

Электронное правительство (Electronic government - e-Government) - система государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации.

Электронные налоги (Electronics taxes - e-Taxes) - технология обработки и передачи в онлайновом режиме налоговых заявлений.

Интернет-голосование (Internet vote) - голосование с использованием среды Интернет. При Интернет голосовании избиратель получает на определенном веб-сайте электронный бюллетень и голосует. Подлинность бюллетеня гарантируется посредством цифровой подписи.

В этом отношении власть облегчила своим согражданам выполнение определенных, прописанных в законе, действий, таких, например, как голосование или уплата налогов.

Появление обращения с электронными денежными средствами привело к появлению информационной преступности.

Информационная преступность - противоправные действия в информационной сфере, нарушающие установленные законом права личности, организации или государства и наносящие им моральный вред или материальный ущерб.

Но как же защитить информацию от неправомерного использования, защиты информации от информационной преступности?

Для этого было разработано специальное информационное законодательство.

Информационное законодательство (Information legislation) - совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.

Как в российском законодательстве прописана свобода личности, так и в информационном законодательстве существует своя, информационная свобода личности.

Информационная свобода личности - право человека:
- получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и развития информацию;
- выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений;
- передавать информацию другим людям.

Под информацией здесь понимается любая информация, кроме той, которая представляет собой государственную тайну страны.

Для того чтобы воспитать в своей стране культурных профессиональных пользователей, необходимо привить им компьютерную грамотность.

Компьютерная грамотность (Computer literacy) подразумевает владение достаточным набором знаний и навыков работы на компьютере.

Для достижения указанных целей в настоящее время в учебных заведениях, в том числе средних образовательных учреждениях, введены предметы изучения информационных технологий, где будущих потенциальных информационных пользователей обучают различным компьютерным программам, оболочкам и тому подобное.

Аннотация: Лекция посвящена вопросам взаимодействия власти и населения в информационно обществе с применением маркетинговых аспектов и акцентировании на вопросах доверия. В лекции рассмотрена концепция маркетинга в государственной сфере в условиях информационного общества. Представлены особенности модели сервисного государства. В лекции рассмотрены электронные государственные услуги, система потребностей электронных государственных услуг и потребители услуг.

Доверие и информационная власть

В информационном обществе доверию отводится особенное место . Доверие считается иррациональным феноменом, если рассматривать с позиции внутреннего мира человека и является связью с восприятием окружающего мира. Наряду с этим доверие присутствует в социальной реальности, где представляет собой некую характеристику взаимодействия социальных акторов, позволяет определять эффективность взаимодействия и является воздействующим фактором на социальную ситуацию. Вместе с этим важным фактором социально-экономического развития современного информационного общества являются новые информационные технологии , которые обеспечивают расширение областей социально-коммуникативных процессов, направленные на интенсификацию социальных и экономических взаимодействий. Информационные технологии представляют собой также существенным драйвером информатизации сферы социальных коммуникаций [ 6.1 ] .

В современном обществе существует заинтересованность в теме доверия. Это обуславливается наличием беспокойства ослабления уровня доверия, повышения рискогенных факторов и увеличения влияния недоверия в обществе. Доверие смещается недоверием в период социальных перемен, кризисных явлений и также в процессах трансформации и модернизации общества.

В процессе развития современного российского общества вопросы доверия и недоверия занимают существенное место , поскольку вносимые изменения на предыдущих этапах становления носили сложный и неоднозначный характер, который был обусловлен поиском ресурсов для достижения согласия и способов адаптации граждан к новым сложившимся условиям общественного строя. В связи с этим с трансформацией общества в информационное общество соотношение доверия и недоверия является весьма актуальным. Чаще всего доверие рассматривается в социальной практике в совокупности с недоверием. Доверие и недоверие выступают как мера отношения общества к государству при производимых новшествах и внедрении инноваций в сложившийся и устоявшийся уклад жизни населения. Любому обществу в преодолении кризисных явлений при избытке недоверия необходимо соблюдать баланс и наращивать доверие со стороны государства, что позволит более эффективно преодолевать кризис [ 6.5 ] .

При становлении информационного общества вместе с традиционными видами власти (экономическая, политическая) особое место отводится информационной власти в управлении социумом, которая способна посредством управления информационными потоками и информационными технологиями воздействовать существенным образом на сознание, психику и мотивы поведения множества людей.

Информационное воздействие на общественное мнение, создание необходимых установок является существенным фактором управления сознанием масс, в том числе при формировании ценностей общества и ориентация на них. В данном случае при информационном воздействии воздействие представителей информационной власти существенным образом отличается от простого информирования, во-первых, наблюдается постоянство и асимметричность влияния, во-вторых, присутствует повышенный контроль за поведением общества. В информационном обществе при построении политико-информационных отношений со стороны государства и общества должна присутствовать сбалансированность в разделении информационной власти между различными субъектами в политической сфере. В связи с этим в России при развитии современного информационного общества является важным формировать информационную власть, как со стороны государственных органов, так и в институтах гражданского общества, для обеспечения баланса и социокультурного единства общества в достижении и повышения уровня доверия общества [ 6.33 ] .

Одним из основных источников и средств распространения информации являются СМИ (средства массовой информации). СМИ считаются инструментом моделирования и управления общественным сознанием, формирования мировоззрения людей и ценностей всего общества. Средства и способы воздействия на общественное сознание, сознание конкретных целевых групп или личностей существенно отличаются и зависят от особенностей коммуникационного взаимодействия общества с государством, уровня демократии, активности со стороны общественности и ставят перед собой цели к побуждению объектов к конкретным действиям [ 6.11 ] .

Сама сущность информационного общества, которая заключается в информационной революции в обществе, основанной на повсеместном распространении компьютеров и различных технических устройств, которые позволяют создавать и получать информацию, в том числе развитие сети Интернет позволяет с невероятной скоростью распространять и генерировать информацию среди других участников взаимоотношений на любой территории, вернее в общем глобальном информационном пространстве, что особенно отражается на политических отношениях и интенсивности политических процессов. Развитие коммуникационных технологий в сфере политических отношений, государственного управления, взаимодействие общественности позволяют с высокой эффективностью воздействовать на общественное сознание, в том числе и в отношении уровня доверия/недоверия в обществе. Средства массовой информации в таком случае соотносятся с институтами политики и государства и обеспечивают свои функциональные обязанности в институциональной и коммуникационной составляющих жизни общества [ 6.42 ] .

В информационном обществе на новый уровень выводятся посредством использования новых информационных технологий политические отношения, которые при взаимодействии с различными социальными и национальными группами, политическими институтами, электоратом и политическими лидерами используются разнообразные методы повышения степени доверия. Развитие силы влияния средств массовой информации в информационном обществе оказывается столько существенным, то может привести к формированию новых политических норм. Информационная власть имеет свои региональные социально-экономические особенности, которая оказывает влияние формирование общественного сознания. Средства массовой информации и новые информационно-телекоммуникационные технологии способствуют развитию политического виртуального пространства. Во многом политика оказывает воздействие на формирование общественного сознания и склонность к доверию/недоверию проводимой политики со стороны государства, как внешней, так и внутренней. На основе этого в каждом регионе осуществляются политические события, которые проявляются под воздействием интенсивного информационного взаимодействия. Средства массовой информации и новые технологии являются также и культурно-информационными ресурсами в современном обществе. Данные средства являются эффективными при воздействии на поведение людей через политическое массовое сознание, при этом использование интерактивного режима позволяет конструировать новые институциональные нормы и признаки в современном обществе [ 6.1 ] [ 6.13 ] [ 6.36 ] .

Выделяются следующие группы факторов эффективности регулирования политических отношений в информационном обществе:

  1. объективные факторы, к которым относятся: уровень инфраструктурной развитости информационного общества в конкретном регионе; показатели грамотности в информационной сфере и компьютерной у представителей различных социальных групп и политических структур данного региона;
  2. субъективные факторы, к ним относятся: вовлеченность участников политических отношений во взаимодействие в информационном пространстве; активность представителей различных социальных групп в политических отношениях конкретного региона [ 6.25 ] .

На этом фоне вопрос доверия граждан к представителям государственной службы, как лиц отождествляемых напрямую с государственной властью, также является одним из важных в политической и социально-экономической жизни современного общества. Наряду с этим государственные служащие в условиях формирования и развития информационного общества являются объектом пристального внимания со стороны общества, так как благодаря развитию информационных технологий в открытом доступе существует много информации разного рода в сети Интернет . Вместе с этим уровень доверия со стороны населения к представителям власти и их деятельности определяет в существенной степени некую социальную стабильность всего общества и также готовность общества к реформам и внедрению инноваций [ 6.31 ] [ 6.32 ] . Высокий уровень доверия со стороны населения к государственным служащим способствует также развитию стабильной социально-политической ситуации в стране, повышает уровень взаимодействия между государственными структурами и гражданским обществом, улучшает качество работы государственного аппарата и в общем считается базовой основой для формирования доверительного климата в обществе. При этом государственная служба в России является важным инструментом нововведений и преобразований во власти, экономической и социальной сфере, также в области национальной безопасности, по мнению многих экспертов, в настоящее время не приспособлена для решения некоторых поставленных стратегических задач [ 6.15 ] [ 6.44 ] . Одним из проблемных моментов функционирования существующего государственного аппарата заключается в том, что взаимодействие между обществом и государством не отвечает некоторым социальным потребностям граждан. В связи с этим в последнее десятилетие наблюдается в стране с различным уровнем интенсивности значительное снижение доверия со стороны населения к представителям власти. Данный факт обуславливается повышением требований со стороны общества к эффективности работы государственных служащих, качеству предоставляемых государственных услуг , также акцент делается на моральный облик государственных служащих, когда речь идет о нетерпимости к аморальным поступкам, бюрократизму, коррупции, оторванности от интересов населения и др [ 6.15 ] .

В статье рассматривается вопрос об информационном взаимодействие власти и общества, что в настоящее время затруднительно, так как общество на современном этапе лишь опосредованно влияет на государство в информационном аспекте, что препятствует эффективному созданию единого информационного пространства. На сегодняшний день, можно поговорить о полноценном информационном взаимодействии в России хотя это весьма затруднительно, так как фактически существует только одностороннее воздействие со стороны государства, что не образует взаимодействия и, следовательно, не способствует достижению поставленной информационной цели. Общество на современном этапе лишь опосредованно влияет на государство в информационном аспекте, что препятствует эффективному созданию единого информационного пространства.


3. Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 89.

5. Философский энциклопедический словарь. / Под ред.: Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. – М: Советская энциклопедия, 1983. – C. 76.

Для того чтобы понять каким образом осуществляется взаимодействие между властью и обществом, необходимо раскрыть основные понятия.

Так, власть – это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права или насилия[1].

Под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой особую форму существования и жизнедеятельности людей[2].

Следовательно, информационное взаимодействие предполагает собой как воздействие власти на общество, так и обратную связь. Но так как основное воздействие исходит от государства, становится необходимым сначала изучить его.

Так, любое государство старается проводить определенную информационную политику, под которой понимается деятельность государства, направленная на создание информационной сферы, связанной с обработкой, хранением, передачей всех видов информации, удовлетворяющей интересы государства и общества с целью их конструктивного взаимодействия между собой.

В рамках государственной информационной политики обязательно заложены начала, которые будут способствовать решению таких глобальных целей, как вхождение Российской Федерации в единой мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности государства, общества и личности, укрепление демократически направленного сознания общества, формирование единого, целостного государства[4].

Эти цели возможно достигнуть только при наличии определенных условий: эффективное управление информационными ресурсами, государственная поддержка рынка информационных технологий, четкое правовое урегулирование деятельности печатных и электронных средств массовой информации.

Информационная политика непосредственно направлена на обеспечение конституционного права граждан на информацию.

Задачами государственной информационной политики являются:

– демократизация и гласность государственного управления;

– создание условий для формирования гражданского общества;

– установление каналов связи с гражданами, организациями и другими государствами;

– изучение общественного мнения и его анализ;

– прогнозирование общественно-политических процессов в государстве;

Информационная политика осуществляется не только на уровне государства, но и на уровне отдельного региона, которая имеет схожие задачи и цели, однако ее осуществление происходит в пределах одного субъекта, и, как правило, региональными органами власти.

Как государственная, так и региональная информационная политика основывается на определенных исходных началах, на которых основывается ее формирование и реализация, то есть принципы. Для информационной политики характерны следующие принципы:

Принцип открытости информационной политики: мероприятия, обеспечивающие возможность общественного воздействия на информацию.

Принцип верховенства закона: все действия в информационной сфере проводятся исключительно в рамках закона, который имеет приоритет над любыми административными решениями органов власти.

Принцип социальной направленности: мероприятия информационной политики должны быть направлены на обеспечение основных социальных интересов всего общества.

Принцип равенства интересов: вне зависимости от пола, расы, положения общества, формы собственности учитываются интересы каждого участника информационного взаимодействия.

Принцип государственной поддержки: в большей степени финансирование социальных программ информационной политики должно исходить от государства[5].

Именно поэтому основными характеристиками современной информационной политики считаются:

• государственный контроль информационных ресурсов;

• изменение содержания доносимой до общества информации;

• повышение роли государства в формировании информации, доводимой до общества.

Конечно, данные признаки не всегда вписываются в рамки, установленные принципами информационной политики. Однако приоритет национального интереса и ограничение навязывания ложных интересов из вне напрямую способствуют возможности существования и развития государства.

Но, такие ограничения вызывают и обратную реакцию, то есть повышение для значительной аудитории привлекательности неконтролируемых средств массовой информации, в большей степени Интернет-ресурсов. Предоставление альтернативной информации, в значительной степени, имеющую оппозиционный характер, снижает уровень доверие к контролируемым государством СМИ.

Таким образом, с одной стороны, существует необходимость определенного контроля со стороны власти за информационным пространством в РФ в целях обеспечения безопасности государства и сохранения суверенитета.

Но, с другой стороны, факт жесткого контроля за информацией способствует негативной реакции общества, снижает уровень доверия к власти и подрывает демократические основы информационного пространства. Это также приводит к потере обратной связи общества с государством, политической апатии населении, что создает угрозу стабильности существования государства.

На сегодняшний день, говорить о полноценном информационном взаимодействии в России весьма затруднительно, так как фактически существует только одностороннее воздействие со стороны государства, что не образует взаимодействия и, следовательно, не способствует достижению поставленной информационной цели. Общество на современном этапе лишь опосредованно влияет на государство в информационном аспекте, что препятствует эффективному созданию единого информационного пространства.

Создание единого информационного пространства – это способность государства при помощи различных форм регулирования деятельности средств массовой информации и коммуникации стимулировать ее таким образом, чтобы СМИ и СМК обеспечивали всех граждан необходимой и достаточной информацией, максимально полным спектром фактов и мнений, имеющих хождение в стране и мире, с целью ориентации (отвечающей информационным потребностям граждан) в происходящих событиях и выработки своего отношения к этим событиям, в том числе версией государственных органов, или официальной версией[6].

Читайте также: