Индуизм кратко о религии

Обновлено: 05.07.2024

Важно под­черк­нуть, что сам по себе инду­изм не имеет одного осно­ва­теля, не пред­став­ляет собой единой рели­гии со строй­ным веро­уче­нием, а вклю­чает мно­же­ство рели­ги­оз­ных путей, име­ю­щих одни веди­че­ские корни, но подчас про­ти­во­ре­ча­щих друг другу.

Инду­изм внут­ренне неод­но­ро­ден и пред­став­ляет несколько направ­ле­ний. Прежде всего, он делится на два тече­ния – шива­изм (шай­визм) и виш­ну­изм (вайш­на­визм). Эти тече­ния берут свои назва­ния от имен инду­ист­ских богов – Шивы и Вишну. Оба направ­ле­ния явля­ются по сути поли­те­и­сти­че­скими куль­тами, поскольку Шива и Вишну имеют богов-детей, богинь-супруг, почи­та­ние кото­рых также явля­ется обя­за­тель­ным в кон­тек­сте рели­ги­оз­ной прак­тики обоих направ­ле­ний. В каждом направ­ле­нии Шива и Вишну пре­тен­дует на роль главы поли­те­и­сти­че­ских пан­тео­нов Индии. В свою оче­редь, шива­изм и виш­ну­изм также рас­па­да­ются на несколько направ­ле­ний. Парал­лельно с шива­из­мом и виш­ну­из­мом про­цве­тает народ­ный инду­изм, выра­жа­ю­щийся в покло­не­нии сотням мест­ных божеств, кото­рые, в боль­шин­стве слу­чаев, нахо­дятся между собой в супру­же­ских или род­ствен­ных связях. В то же время, с народ­ным инду­из­мом в Индии суще­ствует мощная орга­ни­за­ция жре­че­ского сосло­вия брах­ма­нов, кото­рые хранят основ­ные тексты рели­гии и зани­ма­ются обря­до­вой прак­ти­кой.

Все направ­ле­ния инду­изма объ­еди­няет несколько поло­же­ний:

  1. вера в богов и их почи­та­ние в виде идолов (мурти), то есть статуй и скульп­тур­ных изоб­ра­же­ний.
  2. вера в пере­се­ле­ние душ, то есть воз­мож­ность души все­ляться в тела всех видов живых существ – от насе­ко­мых до чело­века (сан­сара).
  3. вера в то, что поря­док пере­рож­де­ний опре­де­ля­ется совер­шён­ными при жизни поступ­ками и их послед­стви­ями (карма).

Шива­изм и виш­ну­изм наста­и­вают на воз­мож­но­сти осво­бож­де­ния (мокша) от закона пере­во­пло­ще­ния через почи­та­ние божеств. Для этого сто­рон­ники этих направ­ле­ний раз­ра­ба­ты­вают раз­лич­ные методы осво­бож­де­ния (йога). Пред­ла­га­е­мые шива­из­мом и виш­ну­из­мом методы осво­бож­де­ния от сан­сары мно­го­ва­ри­анты. Однако все они так или иначе вклю­чают два момента:

  1. почи­та­ние веду­щего бога поли­те­и­сти­че­ского пан­теона и сопут­ству­ю­щих ему божеств.
  2. систему пси­хи­че­ских и физи­че­ских упраж­не­ний для дости­же­ния без­раз­ли­чия к земной жизни.

Инду­ист­ские культы и методы пре­одо­ле­ния сан­сары были под­верг­нуты кри­тике другим рели­ги­оз­ным направ­ле­нием, также появив­шимся на тер­ри­то­рии Индии – буд­диз­мом.

Краткое описание религии индуизм

Если вы хотели узнать что такое индуизм и прочитать краткое описание этой религии, то эта статья – для вас. Индуизм в наше время считается наиболее древней и наиболее сложной религией в мире. Согласно санскриту индуизм носит название вечный закон – санатана-дхарма.

Происхождение индуизма

Индуизм является синкретической религией, которая формировалась в течение тысячелетий и включает в себя как неолитические анимистические верования древних людей, так и религиозные компоненты религий древних ариев, индской цивилизации, верования дравидов, и также элементы философских учений, буддистов и джайнов. Учитывая большую массу всевозможных традиций индуизма, объединяет последователей данной веры в авторитет Вед.

Считают, что в основе толкования самого название индийской религии звучит арийское слово синдху (река). Явный намек на обожествления рек доарийским населением Индии, сначала реки Сарасвати, а позже Ганга. Вера в священный характер рек, была так сильна, что арийские пришельцы должны были тоже призвать особый статус рек. Со своей стороны, арийцы привнесли в индуизм уникальный статус коровы, как священного животного, за убийство которого в былые времена в Индии карали строже, чем за убийство человека.

Ганеша - один из Богов в Индуизме

Основные положения религии

Все индуисты независимо от течений признают авторитет Вед, которые именуются словом шрути (услышанное). Всего существует четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. На основе четырех вед, был написан вторая часть священного канона индуистов, которая носит название смрити. К смрити относят: Дхармашастры, Ихтихасы (среди которых две важнейшие Махабхарата и Рамаяна), Пураны, Веданга и Агамы. Разные течения индуизма, считают не все тексты смрити священными.

Однако подавляющее большинство индуистов верит, что все живые существа, или, по крайней мере, человек наделен духовной сущностью (дживой) душой, которая связана с богом-создателем (большинство индуистов считают, что богом творцом был Вишну). После смерти человека, душа может переселиться в тело иного человека, или в тело животного, или даже в неживую материю. Таким образом, круговорот переселения душ из одного в тела в другое индуисты именуют сансарой.

Освободить душу из кольца сансары возможно вследствие духовного перерождения, просветления, которая носит разные названия (чаще всего мокша, или нирвана). Добиться благоприятного перевоплощения, или нирваны, возможно через очищения кармы. Карма – это совокупность всех действий человека: умственных, физических и вербальных.

Также большинство индуистов объединяет, приверженность к варно-кастовой системе, хоть на 21 век это система начала активно исчезать в Индии и различным йогическим традициям.

Стоит отметить, что индуизм считается религией с самым большим количеством богов, минимум существует три тысячи богов. Три тысячи лет назад главнейшими богами в Индии считались Индра и Брахма, но с начала Средневековья, статус ведущих богов индуизма захватили Вишну и Шива.

Поклонение Шиве в индуизме

Основные ответвления индуизма

Второе по численности направление индуизма носит название шиваизм. Сторонники данного течения примерно 26% от общего числа индуистов, поклоняются Шиве, по некоторым данным Шива был верховным богом хараппской цивилизации 3300-1500 гг. до. н. э. Если информация достоверная, шиваизм можно считать древнейшим течением индуизма.

Третьей веткой индийской религии является шактизм (численность около 3%), суть которого является поклонение великой богини матери, которая носит разные названия: Шакти, Дурга, Сарасвати, Кали, Лакшми.

Также в Индии является популярным смартизм, несколько модифицированный брахманизм, который подразумевает поклонение ряду богов, или одному избранному. Наиболее популярные боги смартизма: Вишну, Ганеш, Шива, Сурья, Сканда, Индра.

Индийская религия в современном мире

На 2010 года в мире проживало около одного миллиарда индуистов. Со второй половины двадцатого века, начал активно развиваться реформированный неоиндуизм, который отрицает кастовую систему и считает, что в индуизм могут переходить люди разных национальностей.

Сторонники классического индуизма верят, что настоящим индуистом можно только родиться и обязательно в рамках варно-кастовой системы. Неоиндуизм активно набирает популярность в Северной Америки, Европе и также России.

Индуизм. В мире существует множество религий и верований. Люди, проживающие в разных странах и на разных континентах, верят в высшие силы, способные повлиять на судьбу человека, и поклоняются им. Религии бывают мировыми — распространяющимися по миру, не зная границ, а также такими, которые объединяют людей одного народа или группы людей, проживающих в одном географическом регионе. Так, к примеру, религия индуизм является одной из древнейших религий на планете. Что это такое индийская религия, какова философия индуизма, конечная цель духовной практики — во всех этих вопросах мы и постараемся разобраться далее.

Что это за религия

Индуизм является одной из религий, возникших на территории, условно получившей название Индийский субконтинент, за которым скрываются такие страны, как Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка и некоторые близлежащие местности. Количество индуистов во всем мире очень велико, и некоторые ученые называют индуизм третьей из крупнейших религий мира, после христианства и ислама, поскольку около 1 млрд человек являются приверженцами этого вероисповедания. Во второй половине XX века основные идеи индуизма стали набирать популярность и сейчас известны во всех уголках света, многие наверняка слышали о йоге, вегетарианстве и карме.

Индуисты верят в существование самого главного божества во всем пантеоне божеств — Брахму, который не имеет облика и может приобретать 3 формы: Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель

Индуизм

В современном мире индуисты проживают не только в Индии и соседних странах, но и в большинстве азиатских стран, а также их много в Европе, Канаде и США. Краткое описание религии может быть таким: индуизм — сложная религия, поскольку ее приверженцы верят в 330 богов, существует много школ индуизма, по-различному трактующих те или иные понятия. Однако есть основные положения, священные тексты, содержащие философские размышления, стихи, рассказы, заклинания, объединяющие все это богатство под одним названием. Индуисты верят в существование самого главного божества во всем пантеоне божеств — Брахму, который не имеет облика и может приобретать 3 формы: Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель.

Он присутствует во Вселенной в каждой части ее действительности и в душе, которая индуистами называется Атман, каждого живого существа. Человек является божественным существом. Духовная цель каждого индуиста — стать единым целым с Брахмой. Процесс достижения цели подразумевает цепочку перерождений человека, каждое из которых является результатом его кармы, поступками, которые человек совершает на протяжении каждой жизни. Когда заканчивается земная жизнь человека, умирает его плоть, но не душа. Она продолжает свой путь к единению с Брахмой, перерождаясь в другом теле и совершенствуя свою карму.

Истоки и история возникновения

Индуизм принято считать одной из древнейших религий, существующих в мире. Издревле народы, проживавшие вблизи Инда, поклонялись божеству-матери, священным деревьям, о чем свидетельствуют каменные таблички, найденные в процессе раскопок. Известно, что во II тыс. до н. э. в эти места прибыли завоеватели-арии, в которых главенство принадлежало мужчине. Они поклонялись богам, представлявшим могущественные силы природы. Жрецы этих племен, именовавшиеся брахманами, проводили обряды жертвоприношения и составляли ритуальные гимны, которые и легли в дальнейшем в основу вед. Они почитали таких богов, как Варуна, Индра, Агни.

Со временем необходимость жертвоприношений была подвергнута сомнениям и появилась идея переселения человеческих душ, которая позднее была подтверждена законом кармы. Остановить бесконечную цепь перерождений можно было, следуя путем медитаций, а не приношением жертв, как считалось до этого. К 500 г. до н. э. индуизм стал религией, совместившей в себе многие положения буддизма и джайнизма. Верующие стали исповедовать идеи вегетарианства и отказа от алкогольных напитков, избегать насилия. К пантеону индуистских богов добавили Будду.

В процессе завоевания земель индийских народов исламскими воинами индуизм постепенно подвергался некоторым насильственным, против воли людей на завоеванных территориях, или бытовым изменениям, в процессе ассимиляции народов, браков, рождения детей. В то же время часть индийской территории была колонизирована англичанами, где индуизм был подвержен влиянию христианства. Здесь не признавался жестокий ритуал сати, когда после смерти мужа его живую супругу необходимо было сжечь на костре вместе с телом усопшего, а также презирали свадьбы между детьми. Уже в VI–X в. в Индии активно развилось движение бхакти, почитавшее бога Вишну и его воплощение в смертных телах Кришны и Рамы.

Виды индуизма

Типология

Принято выделять такие основные виды индуизма, среди которых главными можно назвать:

Знаете ли вы? Индуизм дает право выбора божества, которому желает поклоняться каждый человек. Так, даже члены одной семьи могут почитать разных богов и прославлять их.

Направления

Поскольку в индуизме нет четкой религиозной концепции и системы понятий, религия является комплексом традиций и верований, то, согласно исследованиям ученых, можно сказать, что господствующими направлениями являются:

  • Вайшнавизм. Наиболее популярная религия индусов. Последователи поклоняются единому богу Вишну, его явлениям в различных формах и образах и его воплощениям в земных существах Кришне и Раме. Это религиозное учение включает в себя такие основные и самые известные понятия индуизма, как карма, круговорот душ, сансара, йога, медитация. Имеет 4 богословских традиции, сампрадаи, у каждой из которых есть свой учитель-основатель.
  • Шиваизм. Почитание Шивы, олицетворяющего космическое сознание. Имеет около 6 философских школ, имеющих региональные и временные различия в своей идеологии. Шиваизм основывается на медитации, любви ко всем живым существам и йоге.
  • Смартизм. Направление появилось в результате трансформации брахманской традиции. Философской системой является адвайта-веданта, созданная индийским мыслителем Шанкарой. Характерно поклонение 5 богам, однако каждый верующий может выбирать, какому божественному существу он желает поклоняться или какой его форме.
  • Шактизм. Последователи почитают Божественную Матерь Шакти, супругу или женскую творческую силу Шивы, и ее воплощения в таких формах, как Кали, Лакшми, Дурга, Сарасвати. Направление характеризуется либеральными взглядами, верующие считают себя детьми Шакти и стараются следовать ее основному желанию — жить в согласии и гармонии с другими людьми и окружающим миром.

Во что верят индуисты: основные положения

Главными верованиями индуистов, несмотря на все различия философский школ, традиции, и почитаемые божества и их проявления, можно назвать ряд понятий, которые стали отличительными для индуизма среди прочих религий мира.

Перевоплощение душ (сансара)

Сансара является одним из центральных понятий в индуистской идеологии. Условно это можно назвать колесом перерождений, бесконечных рождений и смертей земного тела и движения души к мокше, избавления от результатов деяний в прошлой жизни и ее освобождения. Сансара происходит в соответствии с законом кармы, согласно которому все действия человека, хорошие и плохие, определяют его дальнейшую судьбу и достижение душой мокши или нирваны. Причиной нахождения души в колесе сансары является его незнание и неосознание истинного себя, принятие себя единым с материальным телом. Это отождествление держит душу в каме, чувственных наслаждениях, и заставляет ее принимать новые тела, перерождаясь вновь и вновь.

Важно! Индуисты веруют в то, что тело человека объединяет в себе такие стихии, как эфир, огонь, воздух, вода и земля. Поэтому материальное тело после смерти должно быть кремировано и возвращено в природу.

Закон возмездия

Знаете ли вы? Омовение в священной реке Ганг в Индии считается священным действом, способным смыть грехи с души индуиста.

Варны и касты

Индийское общество традиционно принято разделять на сословия, или варны. Всего их выделяют 4:

  • Брахманы. Высшая варна общества индуистов. Социальная группа существует во всех штатах Индии, к ней относят священослужителей, учителей, ученых и чиновников. Издревле к ней причисляли также жрецов и монахов.
  • Кшатрии. Вторая по значимости после брахманов социальная группа, в которую входят влиятельные воины, дворяне и правители. В давние времена кшатрии становились предводителями войск, влиятельными государственными деятелями, землевладельцами. Их долгом было защищать брахманов, детей, женщин, пожилых людей и священных коров. Кшатриям характерны такие качества, как честолюбие, развитый ум, умелое владение оружием, сила и выносливость.
  • Вайшьи. Представители этой варны — земледельцы, торговцы и разводчики скота. Сейчас это предприниматели, они стараются избегать физического труда, занимаясь торговлей и управлением хозяйства.
  • Шудры. Представителями этого сословия являются наемные рабочие, которые выполняют самую грязную и тяжелую работу.

Кастами называют социальные группы индуистского общественного уклада. Для каст характерны:

  • эндогамия, возможность заключать брак только с членами этой же социальной группы, касты;
  • наследственное закрепление, принадлежность к той или иной касте передается по наследству и ее нельзя изменить;
  • ограниченная возможность выбора профессии.

Дхарма

Этим понятием принято обозначать комплекс или свод правил и норм, которых следует придерживаться для соблюдения космического порядка. Согласно индуистской философии, человек, живущий по правилам дхармы, может достичь нирваны или мокши.

Индуистские божества

Существует множество индуистских божеств, их аватаров и обожествляемых форм, которым поклоняются индуисты. Среди прочих можно выделить нижеследующие.

Тримурти

Локапалы

Локапалами называются божества-властители, охраняющие стороны света, являющие собой опоры и защитников мира. Каждой стороной света опекается свой бог, при поклонении которому зачитывается особая мантра. У каждого божества есть свое орудие и животное, которое ему служит для передвижения. В современном индуизме существует 8 локапал, хотя ранее их было 4. Их имена звучат так, двигаясь с севера по стрелке компаса: Кубера, Сома, Инда, Сурья, Яма, Агни, Варуна, Ваю.

Общеиндийские

Все течения индуизма признают и почитают таких богов:

  • Айяппа — сын Шивы и Вишны, принявшего женский облик. Символизирует единство и гармонию. Изображают бога Айяппа зачастую в виде юноши- йога с драгоценным камнем на шее.
  • Ганеша — бог, символизирующий мудрость и благополучие в индуизме. Имеет вид существа с человеческим туловищем и головой слона с одним бивнем, может иметь от 2 до 32 рук.
  • Дурга — богиня-воительница, жена Шивы. Стремится к созданию баланса и гармонии, счастья и покоя. Имеет вид 10-рукой женщины, восседающей верхом на тигре или льве. Ее пальцы сплетены в мудрах, а в руках она держит орудия для защины богов и нападения на демонов.
  • Кали — богиня-мать, являющая собой символ разрушения. Она рушит невежество и освобождает людей, желающих познать бога, заботится о мировом порядке. Ее изображают в виде худой женщины с длинными черными волосами, 4 руками, 3 глазами и голубой кожей. Она может быть нагой или в шкуре зверя. В руках у нее меч, голова демона, а другими она прогоняет страх и благословляет к исполнению желаний.
  • Лакшми — богиня материального благополучия, изобилия, счастья, успеха и удачи. Она также олицетворяет красоту и грацию. Являясь супругой Вишну, она в своих воплощениях замужем за Рамой и Кришну. Богиню могут изображать с 2, 4 или 8 руками, одета она в золотые или красные одежды. Часто рядом с ней рисуют слонов.

Также к общеиндийским божествам можно отнести таких, как Кама, Парвати, Сарасвати, Сканда, Хануман.

Важно! В индуизме корова считается священным животным и олицетворяет материнство. Убивать животное запрещено законом, а в некоторых штатах действует запрет на употребление говядины в пищу.

Ведийские

Самыми известными божествами ведийской мифологии можно назвать таких:

  • Индра — главный бог и повелитель небесного царства, бог войны, громовержец и змееборец;
  • Сурья — бог Солнца и света, целитель;
  • Агни — повелитель огня и домашнего очага;
  • Ваю — божество воздуха и ветра;
  • Варуна — Бог-Владыка, хранитель справедливости;
  • Адити — богиня материнства;
  • Сарасвати — богиня мудрости, искусства, красоты и музыки.

А также к ним относятся Митра, Яма, Сома, Ушас, Притхиви, Рудра.

Аватары Вишну

Священные тексты

Издревле литературные писания, имевшие значение святыни, имели стихотворную форму и передавались из уст в уста, поскольку так легче было запомнить их содержание. Тексты священных писаний записывались на санскрите. Как правило, их разделяют на 2 таких вида: Шрути и Смрити.

Шрути

В свою очередь, каждая книга священного писания разделяется на 4 части:

Смрити

Основные этапы и цели человека согласно религии

Жизненный путь и духовное развитие человека в индуизме по древней традиции разделяют на ашрамы. Философское учение говорит о том, что система ашрамов ведет к осуществлению жизненных целей человека пурушартх, на каждом жизненном этапе, которых так же, как и ашрамов, 4. Важными пурушартх являются: артха, кама, дхарма, мокша.

Ашрамы

Артха, кама, дхарма, мокша

Цели, пурушартхи, которые человек должен достичь за свою мирскую жизнь следуя моральным принципам, в индуизме сформулированы философами и получили такие названия:

  • Артха — достичь богатства, получить благосостояние и накопить определенные средства, получить знания и умения, занять высокое социальное положение и обрести власть.
  • Кама — цель чувственного удовлетворения, страсти, сексуального желания и наслаждения. Она стоит ниже мирской цели материального процветания и экономического развития и доступна не только людям, но и животным, жаждущим физического удовольствия.
  • Дхарма — комплекс мер и правил, определяющие нравственные устои, исполнение религиозных обязательств и исполнение законов бытия.
  • Мокша — цель освобождения души из колеса сансары, цепочки перерождений на пути избавления от страданий и ограничений материального мира.

Индуизм — образ жизни. Выполняя духовные практики, следуя здоровому образу жизни, совершая хорошие и добрые дела с чистой душой и открытым сердцем, придерживаясь дхарма, индуисты смогут достичь всех пурушартхи.

Индуизм — образ жизни. Выполняя духовные практики, следуя здоровому образу жизни, совершая хорошие и добрые дела с чистой душой и открытым сердцем, придерживаясь дхарма, индуисты смогут достичь всех пурушартхи.

Индуизм

Что такое индуизм? Краткое описание этой религии.

Что такое индуизм? Краткое описание религии

Если кратко, то индуизм — это религия большинства индийцев, которые верят в ведических богов, признают авторитет Вед. Сторонники индуизма посещают места паломничества и выполняют определенные ритуалы, отмечающие знаменательные события в семье. Также, индуизм — это одна из древнейших религий в мире. Она с трудом поддается описанию, тем более краткому, так как представляет собой скорее не религию в европейском понимании, а образ жизни, предлагающий человеку различные духовные пути развития. Индуизм позволяет достигать различных целей в жизни и выполнять требования общества.

У индуизма нет основателя, божества или пророка. Нет единой для всех философии или унифицированной религиозной практики. Моральные ценности индуизма сфокусированы в чрезвычайно широкой и аморфной системе взглядов, которую индийцы называют Саната.

Кто основал индуизм?

Индуизм основан на Ведах. Дхарма, устная и письменная традиция, излагающая вечные и универсальные истины, выраженные посредством религии, йоги, мистицизма, философии, науки, искусства и культуры. Фундамент индуизма был заложен полукочевыми племенами ариев, захватившими Индию во второй половине II тысячелетия до нашей эры. Но за прошедшие тысячелетия индуизм включил и ассимилировал многочисленные местные культы и возникавшие время от времени еретические учения, таких как буддизм и джайнизм.

Древние арийцы боготворили силы природы, но так как они обладали сильным воображением, они стали не только придавать природным богам антропологические черты, но и персонифицировали и наделили божественностью сильные страсти, чувства, которые их обуревали. Наделили божественностью моральные и интеллектуальные качества, которыми они восхищались.

В скором времени арийцы стали рассматривать каждое явление этого мира как манифестацию божественной воли, а каждого умершего благодетеля или героя как реинкарнацию божества, имевшего наиболее подходящие свойства. Религия ариев была изложена в Ведах — коллекции священных текстов, переданных от отца к сыну мудрецами. Основными компонентами священной литературы были гимны шрути. Они передавали божественное откровение, и тексты смрити, написанные людьми о применении божественных принципов.

К шрути относятся Веды и Брахманы, к смрити — Упанишады, Веданги, Упаведы, Даршаны, Дхарма Шастры, Пураны и Итихасы. Согласно Ведам и Пуранам, мир возникает и умирает, циклические периоды существования мира называются кальпами, состоящими из 4 юг. В конце каждой кальпы и юги происходит потоп и божественный огонь уничтожает мир. Текущую кальпу называют Светаваха и главным создателем мира считается Брахма, получивший божественное знание Вед от Всевышнего Бога Брахмана, олицетворяющего вечную и без начала и конца вселенную.

Бог Рудра

При помощи бога Рудры, которого стали позже объединять с Шивой-разрушителем мира, Брахма создал Других богов, людей и мир, но согласно Ведам его роль на этом закончилась. Менее длительные, чем кальпы, этапы юги связаны с появлением на земле инкарнаций бога Вишну-спасителя и с разрушением мира богом Шивой.

Настоящая юга Кали началась с рождения Кришны и следующая юга должна начаться, когда появится 10 инкарнация ишну — Калки, всадник на белом коне. Самсара и карма лежат в основе индийского понимания смысла Жизни. Под самсарой понимается циклический круг жизни, смерти и перерождений, который управляется законом кармы, верой в то, что значимость человека в обществе зависит от последствий его собственных действий в прошлых жизнях.

На этой основе индуизм формулирует свои основные цели в жизни каждого человека: Дхарма, выполнение обязательств по отношению к семье, касте; Артха, Иливание материальных благ праведными способами; Кама, реализация своих чувственных устремлений; и Мокша, освобождение от цепей сансары, реализация божественной и вечной природы души.

Концепции сансары и кармы

Так как концепции сансары и кармы прекрасно объясняют различия между людьми, со временем они развились в варновую систему наследственного закрепления за определенными стратами общества специфических видов деятельности. Высшим кастами являются брахманы (священники и учителя) и кшатрии (правители и воины). Состав низших варн вайшьев (торговцев) и шудр (слуг и рабов) менялся со временем в разных регионах, включая в зависимости от степени ручного труда крестьян, художников и ремесленников в ту или другую касту.

При всей аморфности философии индуизма, ускользающей от рациональных объяснений, варновая система давала чувство уверенности в завтрашнем дне, точно определяя место каждого человека в обществе и определяя его права и обязанности внутри кастового сообщества, и в то же время даря надежду на продвижение, пусть лишь только в следующих жизнях, по иерархической пирамиде каст. Чтобы уменьшить негативную карму и улучшить свои шансы на удачное перерождение, чёловек должен с благородством и послушанием пройти через основные этапы жизни — Ашрамы.

Отношение индуистов в семье

Брахмачарья Ашрама — покрывает время обучения, получения полезных навыков и знаний от родителей и гуру. Грахаста Ашрама или этап домохозяина говорит о молодости, когда человек должен завести семью, детей, в особенности родить сыновей, получить в любви чувственное наслаждение и обеспечить семью необходимыми источниками средств, накопить собственность.

Отношение индуистов в семье.

Если обязанности по отношению к семье выполнены, он или она могут вступить на третий этап Ванапраста Ашрама зрелости или начала старости. Согласно законам Ману, когда человек начинает седеть, а его лицо покрываться морщинами, он может удалиться от семьи в уединенные места для медитаций и обретения мудрости.

Последним этапом пути отшельника, Саньяса Ашрама, может стать окончательный отказ от мирской жизни и всех материальных владений. Чтобы сконцентрироваться на обретении мокши, духовного и физического освобождения от цепей сансары. Отшельники-саньясины занимались в основном метафизическими проблемами. И на основе знания Вед сформулировали 6 философских систем — Даршан, которые, однако, имеют больше общего, чем различного, и часто дополняют друг друга.

Школа Вайшешика, основанная мудрецом Канадой, придерживалась атомистической теории происхождения мира. Философия Найя в интерпретации Гаутамы считала первоисточниками четыре элемента: землю, огонь, воздух и небесный эфир. А даршана Самкья, сформулированная Капилой, придерживалась дуалистической теории взаимодействия материи и души.

Школа Мимамса мудреца Джаймини больше концентрировалась на ритуальной стороне религии и ее интерпретациях. Наиболее популярными даршанами были школы Веданта мудреца Вьяса, записавшего Махабхарату, и даршан Йоги, сформулированный мудрецом Патанджали.

Заключение

Сделаем краткое заключение. Такая религиозная система как индуизм очень часто терпела неудачу. Так как не признавала Иисуса Христа, как уникального Спасителя человечества. Она противоречит библейскому христианству.

Читайте также: