Индия китай и япония начало европейской колонизации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Начало европейской колонизации
государств Востока
Индия
Китай
Япония
1. 1526-1530 гг. –
правление падишаха
(императора) Бабура
Великого
1. 1368 - 1644 гг. –
правление
династии Мин
2. 1556-1605 гг. –
правление Акбара
2. 1644-1911 гг. –
правление
маньчжурской
династии Цин
1. 1603-1868 гг. –
правление князей
в Японии из
династии
Токугава - сёгунат
Токугава
3. Кризис и распад
империи
4. Борьба
европейских держав
за Индию
3. “Изоляция”
Китая
2. “Изоляция”
Японии

5. 1526 год – вторжение правителя Кабула (Афганистана) Бабура в Индию и завоевание огромных территорий – начало образования

Могольской империи.
Причины побед Бабура:
• опытная, закаленная в боях
армия,
• отличная артиллерия,
• новые приемы ведения боя
(прикрытие своей пехоты и
артиллерии заграждением из
повозок, соединенных цепями).

При преемниках Бабура
империя Моголов
непрерывно расширяла
свои владения. К концу
XVII в. она включала
почти всю Индию,
кроме самой южной
оконечности
полуострова, и
восточный Афганистан.

7. 1526-1530 гг. – правление падишаха (императора) Бабура Великого

Бабур Великий,
падишах Индии
• Положил конец
феодальным распрям,
• Оказывал
покровительство
торговле,
• Заложил основы
империи Великих
Моголов,
• Объявил ислам
государственной
религией.

8. 1556-1605 гг. – правление Акбара

Акбар Великий
1556-1605
Падишах
империи Великих Моголов.
Во много раз
увеличил территорию
своего государства.

Реформы Акбара:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Реформа управления:
1)
сам вникал во все дела,
2)
привлек на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и
торговцев,
3)
поощрял развитие ремесел и торговли.
Налоговая реформа:
1)
установил для крестьян налог, равный одной трети урожая,
2)
отменил должности откупщиков (крестьяне отдавали налог прямо государству)
3)
налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка.
4)
перевел крестьян с натурального налога на денежный
Заботился о хорошем состоянии оросительной системы
Запретил обращать в рабство военнопленных.
Провозгласил равноправие всех религий
1)
отменил налоги, взимавшиеся с подданных немусульманского происхождения,
2)
поощрял изучение индуизма,
3)
разрешал строить индусские храмы и проводить праздники.
Покровительствовал искусству.
1.
ученые и поэты переводили на персидский язык произведения древнего индусского
эпоса.
2.
В императорской мастерской художники создавали прекрасные образцы могольской
миниатюры,
3.
копировали европейские гравюры, привезенные в страну католиками-миссионерами.
4.
В этой мастерской создавались портреты и жанровые сцены, иллюстрировались книги.

10. 1556-1605 гг. – правление Акбара

11. Кризис и распад империи

1.
Индийское общество было слишком разобщено:
1)
2)
3)
кастовый строй,
индуистская и мусульманская религии,
разные народы, находившиеся на разных уровнях
экономического и культурного развития.
Бесконечные завоевательные войны.
Мятежная знать обирала крестьян и разоряла целые
области.
4. Казна получала все меньше налогов.
5. Центральная власть становилась слабее.
6. Начало XVIII в. - империя распалась.
7. 1739 г. - персидский завоеватель Надир-шах разграбил
Дели и уничтожил большую часть жителей столицы.
Затем северную часть Индии наводнили афганцы.
В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к
состоянию раздробленности, что облегчило
европейскую колонизацию.
2.
3.

Португалия
Индия
Голландия
В XVI в. открыла
морской путь в
Индию,
захватила
несколько баз на
Малабарском
побережье.
Однако не
располагала
достаточными
силами для того,
чтобы
продвигаться в
глубь страны.
Франция
Главный
соперник
Англии,
лишилась своих
крепостей на
территории
Индии и вела
лишь
незначительную
торговлю.
В большом количестве вывозила из
Индии пряности и занималась
исключительно торговлей, совершенно
не вмешиваясь в жизнь индийцев.
Англия
1600 г. - основала Ост-Индскую
компанию, создавшую торговые
пункты в разных местах Индии.
1690 г. - построила город
Калькутту, приобрела большие
земельные владения, которыми
управлял генерал-губернатор,
для их охраны строила крепости
и создавала войска из наемных
солдат-индийцев (сипаев),
вооруженных и обученных на
европейский лад под
командованием английских
офицеров.
1757 г. - захватила Бенгалию начало систематическому
завоеванию всей страны
войсками Ост-Индской компании,
ее владения превратились в
настоящую колониальную
империю.

5. Маньчжурское завоевание Китая
С конца XVI в. СевероВостоке Китая усилилось
государство маньчжуров. В
начале XVII в. маньчжуры
стали совершать набеги на
Китай, подчинили соседние
племена и Корею. Затем они
начали войну с Китаем.
В то же время в Китае из-за
введения все новых налогов
происходили крестьянские
восстания.
Создатель империи Цин –
Нурхаци

5. Маньчжурское завоевание Китая
- государство
династии Мин
Армия повстанцев разгромила правительственные
войска династии Мин и вступила в Пекин. Напуганные
китайские феодалы открыли
доступ в столицу маньчжурской коннице.
В июне 1644 г. маньчжуры
вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая
до 1911 г.

5. Маньчжурское завоевание Китая
Дворцовая жизнь
времен династии Цин
Маньчжуры обеспечили себе обособленное и привилегированное положение. По форме правления цинский Китай в XVII—XVIII
вв. был деспотией. Во главе государства стоял император —
богдыхан, наделенный неограниченной властью.
Цинская династия вела бесконечные захватнические войны. К
середине XVIII в. она завоевала всю Монголию, затем присоединила к Китаю государство уйгуров и восточную часть Тибета.
Неоднократно предпринимались завоевательные походы во
Вьетнам и Бирму.

7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава
Основатель системы сёгуната
Иэясу Токугава
В борьбе за власть между
феодальными группировками в Японии в конце
XVI - в начале XVII в. победу одержал Иэясу Токугава, подчинивший затем
своей власти всех удельных князей Японии и принявший титул сёгуна. С
этого времени сёгуны из
рода Токугава стали полновластными правителя
ми Японии в последующие 250 лет. Императорский двор вынужден был
склониться перед их могуществом.

7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава
Дворец сёгуна
Сёгуны Токугава получали от 13 до 25% доходов государства. Для укрепления власти они установили свой контроль над крупными городами,
рудниками, внешней торговлей. Чтобы подчинить себе князей, Токугава
ввели систему заложничества. Они построил новую столицу - город
Эдо и потребовали, чтобы каждый князь год жил в столице, а год в своем
княжестве. Уезжая из Эдо, князья должны были оставлять при дворе
сёгуна заложника - кого-нибудь из близких родственников

7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава
Иэясу Токугава
В начале XVII в. Токугава объявили буддизм государственной
религией и каждую семью приписали к определенному храму. Учением, регулирующим отношения в
обществе, стало конфуцианство.
Успехи книгопечатания в XVII в.
способствовали развитию грамотности. Среди городского населения популярны были рассказы
развлекательного и поучительного характера. Но правительство
следило, чтобы в печатные издания не попала критика на сегуна. В
1648 г., когда в типографии книжного магазина напечатали книгу,
содержащую непочтительные высказывания о предках сегуна, владельца магазина казнили.

Основные положения ислама: вера в единого, всемогущего, милосердного Бога (Аллаха) и в Мухаммада как его пророка, вера в Божье предопределение, в загробную жизнь, в воскресение мертвых и в воздаяние за добрые и злые дела в раю и в аду.

Технические изобретения были сделаны в Китае в Средние века: бумага, книгопечатание, порох, компас

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Расскажите о создании империи Великих Моголов. Укажите причины, которые помогли Бабуру завоевать огромные территории Индии.

Политическая раздробленность и усобицы в начале XVI в. в Индии облегчили правителю Кабула (Афганистан) Бабуру завоевание огромных территорий от Кабула на западе до границ Бенгалии на востоке.

В 1526 г. Бабур вторгся с войском в Индию, одержал победу в нескольких сражениях и положил начало Могольской империи. Победами над индийскими феодалами Бабур был обязан своей опытной армии и новым приёмам ведения боя. При преемниках Бабура империя Моголов непрерывно расширяла свои владения. К концу XVII в. она включала почти всю Индию, кроме самой южной оконечности полуострова, и восточный Афганистан.

Вопрос 2. Какими методами Акбар укреплял империю Великих Моголов? Дайте оценку его деятельности.

Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в правление Акбара (1556-1605). Акбар понимал, что империя будет сильной только в том случае, если центральную власть станут поддерживать различные слои населения. Он провёл реформу управления. Правитель привлёк на свою сторону всех крупных землевладельцев и торговцев, поощрял развитие ремёсел и торговли.

Он провёл налоговую реформу, установив для крестьян величину налога, равную одной трети урожая с обрабатываемого участка, отдававшийся прямо государству.

Вопрос 3. Обсудите с одноклассниками причины, по которым при преемниках Акбара им перия стала приходить в упадок.

Причины упадка империи при преемниках Акбара:

— разобщенность общества: кастовый строй, индуистская и мусульманская религии, разные народы, находившиеся на неодинаковых уровнях экономического и культурного развития;

— бесконечные завоевательные войны, вызванные необходимостью жаловать всё новые и новые земли всегда готовой к мятежам знати;

— знать, получив во владение землю, устанавливала непомерные для крестьян налоги. Происходило обнищание крестьянства;

— Увеличение размеров империи приводило к ослабеванию центральной власти.

Вопрос 4. Какие последствия для народов империи имело её ослабление?

Ослабление империи привело к тому, что страна вновь вернулась к состоянию раздробленности, чем воспользовались внешние силы. Север империи заселили афганцы, столицу разграбили персы. Раздробленость и ослабленность позволили европейцам проводить колониальные захваты в стране

Вопрос 5. Расскажите о завоевании Китая маньчжурами.

С конца XVI в. на территории современного Северо-Вос-точного Китая усилилось племя маньчжуров, создавших там своё государство. В начале XVII в. маньчжуры стали совершать набеги на Китай, затем подчинили ряд соседних племён и Корею. Вслед за тем они начали войну с Китаем.

В то же время в Китае происходили крупные крестьянские восстания. Армия повстанцев разгромила правительственные войска и вступила в Пекин. Минская династия перестала существовать. Напуганные всем происходящим китайские феодалы сговорились с маньчжурскими правителями и открыли доступ в столицу маньчжурской коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г

Вопрос 6. Расскажите о правлении сёгунов в Японии.

В борьбе за власть между феодальными группировками в Японии в конце XVI – в начале XVII в. победу одержал Иэясу Токугава, подчинивший затем своей власти всех удельных князей Японии и принявший титул сёгуна. С этого времени сегуны из рода Токугава стали полновластными правителями Японии в последующие 250 лет. Императорский двор вынужден был склониться перед их могуществом. Перемещая князей (даймё) на новые земли и конфискуя земли непокорных, сёгуны укрепляли свою власть. Императорская семья была лишена реальной власти. Для укрепления центральной власти Токугава установили свой контроль над крупными городами, рудниками, внешней торговлей и т. д. Чтобы подчинить себе князей и держать их под контролем, Токугава ввёл систему заложничества. Он построил новую столицу — город Эдо — и потребовал, чтобы каждый князь год жил в столице, а год — в своём княжестве. Уезжая из Эдо, князья должны были оставлять при дворе сёгуна заложника — кого-нибудь из близких родственников. В начале XVII в. Токугава объявили буддизм государственной религией.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Что изменилось в Индии после завоевания её Бабуром и создания империи Великих Моголов? Что осталось неизменным?

После завоевания Индии Бабуром начались процессы централизации власти, в отличие от состояния политической раздробленности до завоевания. Государственной религией стал ислам, в то время как абсолютное большинство населения было индуистами. Была проведена налоговая реформа, установившая для крестьян величину налога, равную одной трети урожая, и отменившая должности откупщиков. Теперь крестьяне отдавали налог прямо государству. Неизменной осталась кастовая система индийского общества.

Вопрос 2.Сравните власть императоров цинской династии с властью кого-либо из европейских монархов XVII — первой половины XVIII в.

По форме правления цинский Китай в XVII—XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император — богдыхан, наделённый неограниченной властью.

Вопрос 3. Какие методы использовали европейцы для завоевания азиатских стран? Какие способы борьбы с проникновением европейцев применяли правители различных азиатских государств?

— покупка земель на территориях, которые хотели колонизировать, постройка там укреплений;

— миссионерская деятельность, распространения христианства.

Отрицательные стороны – отсутствие внешней торговли. Занимавшиеся ей торговцы стали заниматься скупкой земель у разорявшихся крестьян.

Государства Востока. Начало европейской колонизации.

1. Мань­чжур­ское за­во­е­ва­ние Китая.

В XIII в. Китай был за­хва­чен мон­го­ла­ми. В 1368 г. мон­го­лы были из­гна­ны, в стране утвер­ди­лась ди­на­стия Мин. К XVII в. им­пе­рия Мин была ослаб­ле­на край­ней бю­ро­кра­ти­за­ци­ей управ­ле­ния и кор­руп­ци­ей, по­ло­же­ние кре­стьян – боль­шин­ства на­се­ле­ния – по­сто­ян­но ухуд­ша­лось.

1630–40-е гг. – вос­ста­ние кре­стьян, ко­то­рые свер­га­ют ди­на­стию им­пе­ра­то­ров Мин. Вос­ста­ни­ем вос­поль­зо­ва­лись мань­чжу­ры – се­ве­ро-во­сточ­ные со­се­ди ки­тай­цев.

1644 г. – мань­чжу­ры вошли в Пекин. С этого вре­ме­ни Ки­та­ем пра­ви­ла мань­чжур­ская ди­на­стия Цин (до 1912 г.). Мань­чжу­ры стали в Китае обособ­лен­ной и при­ви­ле­ги­ро­ван­ной груп­пой.

1661 г. – пол­ко­во­дец Чжэн Чэн­гун, со­хра­нив­ший вер­ность цин­ской ди­на­стии, от­во­е­вы­ва­ет за­хва­чен­ный ранее гол­ланд­ца­ми ост­ров Тай­вань, где еще два де­сят­ка лет не при­зна­ют мань­чжур­скую ди­на­стию.

1689 г. – Нер­чин­ский до­го­вор между Рос­си­ей и Ки­та­ем, ко­то­рый уста­но­вил чет­кую гра­ни­цу между Рос­си­ей и Ки­та­ем в При­аму­рье. Все те­че­ние Амура ото­шло Китаю.

Се­ре­ди­на XVIII в. – мань­чжу­ры за­во­е­ва­ли Мон­го­лию, во­сточ­ную часть Ти­бе­та, го­су­дар­ство уй­гу­ров. Власть ки­тай­ско­го им­пе­ра­то­ра при­зна­ли во Вьет­на­ме, Корее, на Бирме.

1757 г. – ука­зом им­пе­ра­то­ра прак­ти­че­ски все порты Китая были за­кры­ты для внеш­ней тор­гов­ли. От­кры­тым остал­ся толь­ко один порт – Гу­ан­чжоу. Это стало на­ча­лом изо­ля­ции Китая.

При­чи­ны: страх перед по­ли­ти­кой ко­ло­ни­за­ции, про­во­ди­мой ев­ро­пей­ца­ми (за­хват Бен­га­лии ан­гли­ча­на­ми), стрем­ле­ние со­хра­нить свои тра­ди­ции и куль­ту­ру (де­я­тель­ность хри­сти­ан­ских мис­си­о­не­ров). Изо­ля­ция долж­на была пре­сечь рас­ту­щее за­пад­ное вли­я­ние.

XIX в. – опи­ум­ные войны между Ки­та­ем и Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей, вы­зван­ные стрем­ле­ни­ем ан­гли­чан ле­га­ли­зо­вать тор­гов­лю опи­умом в Китае, а также в целом рас­ши­рить тор­гов­лю в этом ре­ги­оне. С на­ча­ла XIX в. ан­глий­ские тор­гов­цы на­ча­ли неле­галь­но вво­зить опиум в Китай.

1840–1842 гг. – Англо-ки­тай­ская война (Пер­вая опи­ум­ная война). За­кон­чи­лась под­пи­са­ни­ем Нан­кин­ско­го до­го­во­ра, со­глас­но ко­то­ро­му для ан­глий­ских тор­го­вых судов были от­кры­ты пять ки­тай­ских пор­тов.

1856–1860 гг. – Англо-ки­тай­ская война (Вто­рая опи­ум­ная война) за­кон­чи­лась под­пи­са­ни­ем мир­но­го до­го­во­ра в Пе­кине. Ан­глия по­лу­ча­ла право тор­го­вать опи­умом на тер­ри­то­рии Китая.

Вос­ста­ния про­тив ди­на­стии Цин были вы­зва­ны нерав­ным по­ло­же­ни­ем ки­тай­цев и мань­чжу­ров, ко­то­рые жили обособ­лен­но и за­ни­ма­ли все ру­ко­во­дя­щие посты в стране.

1850–1864 гг. – Тай­пин­ское вос­ста­ние под ру­ко­вод­ством Хун Сю­ц­ю­а­ня про­тив цин­ской ди­на­стии. По­встан­цы со­зда­ли Небес­ное го­су­дар­ство ве­ли­ко­го бла­го­ден­ствия. Было по­дав­ле­но.

1911–1913 гг. – Синь­хай­ская ре­во­лю­ция. Сверг­ла ди­на­стию Цин, про­воз­гла­си­ла рес­пуб­ли­ку.

Прав­ле­ние ди­на­стии Цин со­про­вож­да­лось тер­ри­то­ри­аль­ным рас­ши­ре­ни­ем и од­но­вре­мен­но внут­рен­ним ослаб­ле­ни­ем за­мкнув­шей­ся в себе стра­ны. Кри­зис ди­на­стии стал на­ча­лом дол­го­го пе­ри­о­да кро­во­про­лит­ных граж­дан­ских смут в XX в.

2. Япо­ния в эпоху прав­ле­ния ди­на­стии То­ку­га­ва.

XVII–XIX вв. в Япо­нии на­зы­ва­ют пе­ри­о­дом Эдо, по на­зва­нию сто­ли­цы Япо­нии дан­но­го пе­ри­о­да – го­ро­да Эдо (со­вре­мен­ный Токио). В это время стра­ной фак­ти­че­ски пра­ви­ли пред­ста­ви­те­ли рода То­ку­га­ва.

В XVI в. в Япо­нии бо­ро­лись за власть мо­гу­ще­ствен­ные кланы са­му­ра­ев – во­ен­но­го со­сло­вия. В самом конце сто­ле­тия борь­ба за­вер­ши­лась по­бе­дой рода То­ку­га­ва, удер­жи­вав­ше­го власть более 250 лет, в те­че­ние всего пе­ри­о­да Эдо.

В эпоху Эдо Япо­ния пред­став­ля­ла собой кон­фе­де­ра­цию более чем 200 кня­жеств, ко­то­ры­ми управ­ля­ли кня­зья-вас­са­лы. Ре­аль­ной вла­стью об­ла­дал сёгун. Он кон­тро­ли­ро­вал им­пе­ра­то­ра и его двор. Им­пе­ра­тор в этот пе­ри­од не имел ни во­ен­ной вла­сти, ни ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, но об­ла­дал вы­со­ким ри­ту­аль­ным и це­ре­мо­ни­аль­ным ста­ту­сом. Им­пе­ра­тор счи­тал­ся сыном Неба. От его уча­стия в ри­ту­а­лах, счи­та­ли япон­цы, за­ви­сит бла­го­по­лу­чие стра­ны.

Ос­нов­ная от­расль сель­ско­го хо­зяй­ства – ри­со­се­я­ние.

Все на­се­ле­ние Япо­нии в это время де­ли­лось на че­ты­ре со­сло­вия:
• са­му­раи (наи­бо­лее при­ви­ле­ги­ро­ван­ное со­сло­вие),
• кре­стьяне,
• ре­мес­лен­ни­ки,
• купцы.

Был невоз­мо­жен не толь­ко пе­ре­ход из од­но­го со­сло­вия в дру­гое, но и браки между пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных со­сло­вий. Су­ще­ство­ва­ла де­таль­ная ре­гла­мен­та­ция жизни каж­до­го со­сло­вия. Пред­пи­са­ния ка­са­лись одеж­ды, при­чес­ки, еды, раз­ме­ра жи­ли­ща, формы пуб­лич­но­го по­ве­де­ния (по­кло­ны, при­вет­ствия и т.п.). Сфера де­я­тель­но­сти тоже была на­след­ствен­ной (пред­пи­сан­ной от рож­де­ния).

В пе­ри­од Эдо пра­ви­тель­ство про­во­ди­ло осо­знан­ную по­ли­ти­ку кон­сер­ва­ции япон­ско­го об­ще­ства, от­ка­за от тех­но­ло­ги­че­ских и куль­тур­ных но­во­вве­де­ний. Япо­ния изо­ли­ру­ет­ся от внеш­не­го мира. В те­че­ние несколь­ких сто­ле­тий стра­на прак­ти­че­ски не ме­ня­лась.

1635 г. – указ, за­пре­ща­ю­щий япон­цам по­ки­дать пре­де­лы стра­ны.

1637–1638 гг. – кре­стьян­ское вос­ста­ние в Си­ма­ба­ра, ко­то­рое воз­гла­ви­ли япон­ские хри­сти­ане. От­ныне хри­сти­ан­ство сё­гу­ны вос­при­ни­ма­ют, как ре­ли­гию, ко­то­рая учит непо­ви­но­ве­нию вла­сти. Хри­сти­ан в Япо­нии XVII в. пре­сле­до­ва­ли и даже каз­ни­ли.

1639 г. – сё­гун­ские указы, за­пре­ща­ю­щие на­хо­дит­ся в стране хри­сти­ан­ским мис­си­о­не­рам и ев­ро­пей­ским куп­цам. Вы­са­жи­вать­ся на бе­ре­гах Япо­нии за­пре­ща­лось даже по­слам. Осо­бым пра­вом об­ла­да­ли гол­ланд­цы. Кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми были огра­ни­че­ны двумя гол­ланд­ски­ми су­да­ми в год.

1867–1868 гг. – ре­во­лю­ция Мэйд­зи (ее также на­зы­ва­ют “ре­став­ра­ция Мэйд­зи”). Вос­ста­нов­ле­на власть им­пе­ра­то­ров. Им­пе­ра­тор Мэйд­зи ли­ша­ет са­му­ра­ев со­слов­ных при­ви­ле­гий, ре­фор­ми­ру­ет стра­ну по япон­ско­му об­раз­цу.

То­ку­га­ва – ди­на­стия сё­гу­нов, ко­то­рая пра­ви­ла в Япо­нии с 1603 по1868 г.г.

Ре­во­лю­ция Мэйд­зи на­чи­на­ет новую эпоху в ис­то­рии Япо­нии и всего Даль­не­го Во­сто­ка. Япо­ния от­кры­ва­ет­ся миру. В стране со­зда­ет­ся про­мыш­лен­ность ев­ро­пей­ско­го уров­ня, пе­ре­во­ору­жа­ет­ся армия и флот. Бла­го­да­ря этим из­ме­не­ни­ям Япо­ния на­чи­на­ет до­ми­ни­ро­вать в ре­ги­оне. В то же время в быту и куль­ту­ре боль­шин­ства япон­цев со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ный уклад.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения урока в форме групповой работы по теме "Государства Востока. Начало европейской колонизации" и включает в себя задания для групп, обобщённую заполненную таблицу и тест для закрепления материала.

Тема: Государства Востока. Начало европейской колонизации.

Цели: -совместно с учащимися определить тенденции развития восточных

-продолжить формирование умений учащихся работать с картой и с текстом

-прививать культуру мыслительной деятельности (умения анализировать,

сравнивать, делать обобщения, выводы).

Основные понятия: могол, сипай, деспотия, богдыхан, сёгун, сёгунат, кабуки,

I. Учитывая большой объем нового материала, и в целях экономии времени, опрос домашнего задания не проводится. Вопросы из домашнего параграфа будут содержаться в заданиях теста, проводимого в конце урока.

II.Изучение нового материала.

В начале урока учащиеся получают карточки одного из трех цветов и в соответствии с выбранным цветом - страну для самостоятельного изучения:

Карточки содержат алгоритм изучения страны. В течение 15 минут учащееся работают в группах, выбирая из текста учебника материал для внесения в таблицу.

Задания для группы № 1.

2.Назовите династию, утвердившуюся на Делийском троне в XVI в. (стр. 274)

3.Назовите известных вам представителей этой династии. (стр.274-275)

4.Расскажите о реформах, проводимых в Могольской империи в 1556-1605 гг. (стр.275-276).

5.В чем вы видите причины кризиса и распада империи? (стр.276).

6.Расскажите о взаимоотношении Индии с европейскими странами (стр.276-277).

7.Найдите в тексте учебника (стр.273-277) новые понятия и объясните их.

8. Найдите в тексте учебника (стр.273-277) новые даты и назовите события,

произошедшие в эти годы.

9. Сделайте вывод о роли проводимой правителями политики для развития страны.

Задания для группы №2.

2. Назовите династию, утвердившуюся в Китае в XVII в. (стр. 277-278). Назовите форму правления в Китае в это время.

3. Расскажите о внешней политике Китая (стр.278).

4. Расскажите о взаимоотношении Китая с европейскими странами (стр.279).

5. Найдите в тексте учебника (стр.277-279) новые понятия и объясните их.

6. Найдите в тексте учебника (стр.277-279) новые даты и назовите события,

произошедшие в эти годы.

7. Сделайте вывод о роли проводимой правителями политики для развития страны.

Задания для группы №3.

2. Назовите династию, утвердившуюся в Японии в конце XVI – XVII вв. (стр. 279-280).

3. Расскажите о внутренней политике Японии. (стр.280-281).

4. Расскажите о взаимоотношении Японии с европейскими странами (стр.2281-282).

5. Найдите в тексте учебника (стр.279-282) новые понятия и объясните их.

6. Найдите в тексте учебника (стр.279-282) новые даты и назовите события,

произошедшие в эти годы.

7. Сделайте вывод о роли проводимой правителями политики для развития страны.

После самостоятельной работы с текстом учебника представители групп рассказывают о своей стране, а учитель по ходу рассказа заполняет таблицу на доске ( а учащиеся – в тетради).

Взаимоотношения с европейцами

1526г-утверждениединастии Бабура

-поощрение ремесла и торговли;

-забота о состоянии оросительной системы;

-запрет обращать в рабство военнопленных;

-признание всех религий равными;

-бесконечные завоевательные войны;

-1739 г.-персидский завоеватель Надир-шах разграбил Дели;

-северную часть Индии наводнили афганцы.

- Индия представляла интерес для португальцев, голландцев, французов и англичан;

-1600-англичане основали Ост-Индскую компанию;

-1690 г.- англичане построили на территории Индии город Калькутту;

-1757-англичане захватили Бенгалию.

1644г.-утвердиласьманьчжурская династия Цин

-строительство императорских дворцов, храмов, загородных парков;

-строительство загородного дворца-парка Ихэюнь.

-бесконечные захватнические войны;

-завоевана вся Монголия;

-к Китаю присоединены государство уйгуров, восточная часть Тибета;

-походы во Вьетнам и Бирму.

-1537г.- португальцы основали на южном побережье Китая колонию Макао;

- XVII- XVIII вв.-появление англичан и французов;

-1757г.-закрытие Китая для иностранцев.

Конец XVI-начало XVII вв.-утверждение династии Токугава

-лишение императорской семьи реальной власти;

-сёгуны добивались укрепления центрального правительства;

-введение системы заложничества;

-объявление буддизма государственной религией;

-возникновение народного театра кабуки;

-1542г.-прибытие португальских кораблей в Японию;

-затем прибытие испанцев, голландцев и англичан;

-30-е годы- принятие ряда мер для изоляции Японии от внешнего мира;

-1640 г.-окончательное закрытие страны для иностранцев.

После заполнения таблицы совместно с учащимися делается вывод: на Востоке процесс развития новых буржуазных отношений был более замедленным и имел свою специфику. Слабость центральной власти в Индии позволила европейцам успешно вести колониальные захваты в этой стране. Сильная власть в Китае и Японии преградила путь европейской колонизации и позволила этим странам сохранить независимость. Несмотря на активное вмешательство правительств этих стран в экономическую жизнь. В Японии началось зарождение новых экономических отношений.

III. Закрепление материала проводится в форме тестирования. Учитывая творческий характер некоторых заданий, учащимся разрешается пользоваться тетрадью и учебником.

Тест по теме:

«Традиционные общества Востока.

1.Выберите правильный ответ.

1.1.Англичане захватили Бенгалию, что положило начало систематическому завоеванию всей страны в:

а).1526г.; б).1739г.; в).1757г.

1.2. Родиной буддизма является:

а).Китай; б).Индия; в).Япония

1.3.Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла при:

а).Надир-шахе; б).Бабуре; в).Акбаре

1.4.Самурайский кодекс чести назывался:

а).дайме; б).бусидо; в).сёгунат

1.5.по форме правления цинский Китай в XVII - XVIII вв. являлся:

а).деспотией; б).республикой; в).ограниченной монархией

2.Согласны ли вы со следующими утверждениями?

2.1.Принцип круговой поруки – ответственность сельской общины за поступки всех её членов (да; нет).

2.2.На низшей ступени сословной лестницы в Японии стояли крестьяне (да; нет).

3.Что является лишним в ряду?

3.1. а).Самураи; б).крестьяне; в).купцы; г).сёгун; д).ремесленники.

3.2. а).Конфуцианство; б).синтоизм); в).кабуки; г).буддизм.

Читайте также: