Индивидуальные субъекты административного права кратко

Обновлено: 07.07.2024

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.

Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности:

– наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;

– юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;

– реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;

– обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане. Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

Виды субъектов административного права:

– лица без гражданства;

– государственные служащие или должностные лица;

– государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти);

– негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).


Оглавление

  • Предмет административного права (отношения административно-правового регулирования)
  • Источники административного права
  • Функции административного права
  • Понятие и метод административного права
  • Административное право в правовой системе России и соотношение его с другими отраслями права
  • Субъекты административного права: понятие и виды
  • Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений
  • Понятие управления как сферы применения норм административного права
  • Исполнительная государственная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и.
  • Характерные особенности государственного управления как вида государственной деятельности
  • Структура сферы деятельности исполнительной власти
  • Контрольная общегосударственная деятельность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Субъекты административного права: понятие и виды

Субъектом административного права признается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений. Круг их многообразен и объединяет их обладание особым юридическим качеством (административной правоспособностью).

Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

— административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;

— административная правоспособность и дееспособность субъекта;

— основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Административная правоспособность — это проявление общей правоспособности, т. е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т. п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

Административная дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

Часто административная право — и дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами единого административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т. е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции.

В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российское государство, субъекты федерации, государственные и негосударственные организации. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, которые сочетают в себе эти юридические качества.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные лица и лица без гражданства. Также специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Особенностью их является то, что они фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. В этом и состоит их отличие от иных индивидуальных субъектов административного права.

К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе государственные и негосударственные организации.

Государственные организации как субъекты административного права:

— органы исполнительной власти (государственного управления);

— государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т. п.);

— структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права:

— общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);

— органы местного самоуправления;

— частные предприятия и учреждения.

Лица и организации, которые являются субъектами административного права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.

Субъект административно-правовых отношений — это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделенные определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способные их осуществить.

Субъект административного права может стать субъектом административных правоотношений при соблюдении 3х условий:

1) существует норма, предусматривающая права и обязанности;

2) субъект должен быть право- и дееспособен;

3) должны существовать основания для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Административно-правовой статус индивидуального субъекта представляет собой сложное юридическое образование, включающее в себя 4 элемента:

1) правовой статус личности, включая права и обязанности, свойственные человеку вообще, выделяют право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на свободу передвижения;

2) статус гражданина РФ, включает права и обязанности, связанные с принадлежностью к определенному государству, можно выделить право на участие в управлении государством, на проведение собраний, митингов, шествий, обязанность нести военную службу;

3) социальный элемент включает в себя права и обязанности, которые лицо приобретает в зависимости от социального положения;

4) особый статус – права и обязанности, которые лица приобретают по собственному желанию (водительские права, статус охотника, рыболова).

Каждый индивидуальный субъект может обладать либо полным объемом элементов статуса, либо облегченным вариантом.

Административная правосубъектность состоит из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Частичная деликтоспособность возникает с 3х лет и увеличивается в зависимости от интеллектуального и физического взросления лица. Возраст административной деликтоспособности – 16 лет.

Основанием для возникновения и прекращения отношений являются юридические факты, действия и события реальной действительности. 22.

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Для административно-правовых отношений характерен обязательный субъект , в качестве которого обычно выступает соответствующий орган исполнительной власти (или должностное лицо), наделенный обязанностями и правами по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности. Этот обязательный субъект всегда действует юридически властно.

Второй стороной могут быть все другие возможные субъекты административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным условием. В тех случаях, когда таковое требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения.

Субъекты административно-правовых отношений наделены административными правами и обязанностями. К ним относятся:

  • органы исполнительной власти;
  • предприятия, учреждения, организации;
  • государственные служащие (должностные лица);
  • граждане, иностранцы, лица без гражданства.

Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Читайте также: