Индивидуальные особенности мышления кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мышление определяется потребностями человека, его интересами, мотивами, задачами, целями, то есть мышление человека имеет целенаправленный характер, связанный с потребностями и мотивацией конкретной личности.

Индивидуальное мышление человека напрямую связано с его умом, но понятие ума шире: оно включает в себя особенности как мышления, так и других познавательных процессов. Мышление представляет собой переработку информации, совокупность связанных между собой ощущений, мыслей, образов. Как итог, оно даёт нам представление о том, как в природе всё соотносится друг с другом. Мышление – это инструмент ума, одна из его предпосылок. Ум – вместилище знаний, интеллекта, интуиции, особенностей личности (её убеждений, позиции, программы), он определяет способность человека мыслить и решать возникающие задачи.

Воспитание человека, его обучение, избранный вид занятий, предпочтения, своеобразие жизни составляют черты индивидуальных особенностей мышления человека. Важен также возраст, тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной систем. О видах мышления подробнее Вы можете прочитать в нашем блоге:

Два уровня индивидуальных особенностей мышления человека

Индивидуальные особенности мышления человека в психологии анализируются на двух разных уровнях: индивида и личности.

Говоря о человеке как об индивиде, рассматривают определённые нейродинамические характеристики и процессы. Речь идёт о следующем:

— Как соотносятся первая и вторая сигнальные системы и, соответственно, какой тип мышления, художественный или мыслительный, преобладает.

— Как протекают нервные процессы: от их силы или слабости зависит скорость получения знаний, умственная работоспособность, чувствительность человека. От их активности или, напротив, инертности зависит и скорость мышления, и его гибкость или, напротив, затрудненность.

К личностным факторам мышления относятся:

— Установка (операционная и смысловая).

Операционная — это готовность предпринимать какие-то шаги, при этом опираясь на предшествующий опыт и предполагая развитие событий с учётом существующих условий.

Смысловая – установка более высокого уровня. Она выполняет роль своеобразного фильтра, корректирующего операционные установки. Смысловые установки определяют содержание, темп развития, результативность деятельности личности в целом.

— Мотивы. Они активизируют, структурируют мышление. Значимая мотивация придаёт мышлению ценный личный смысл.

— Эмоции. Они помогают оценивать информацию, активизировать мышление, сокращать время поиска решения проблемы, генерировать новую информацию. выполняют четыре функции: оценочную, активизирующую, функцию эвристик (приёмов, сокращающих время поиска решения задачи), функцию генератора новой информации.

— Личный прошлый опыт. Он сконцентрирован в знаниях человека и определяет особенности его мышления. Лишь хорошо структурированные знания превращают человека в интеллектуала и отличают его от дилетанта.

— Социально-психологические факторы. Так, авторитарность педагогов и родителей порождает стереотипность мышления, отсутствие или низкий уровень креативности. Напротив, паритетность во взаимоотношениях создаёт предпосылки для самостоятельности, критичности, оригинальности мышления, способности учитывать позицию другого человека и, как следствие, для творческой продуктивности.

Индивидуальные особенности мышления

Все темы данного раздела:

Бихевиоризм Основоположник бихевиоризма американский ученый Джон Уотсон заменил предмет психологии на поведение, а психические явления объявил принципиально не познаваемыми естес

Когнитивная психология Возникла в связи с развитием кибернетики, информатики. Главное внимание обращено та то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он

Понятие психики Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморе

Филогенез и онтогенез психики Филогенез – (от греч. Phyle – род, племя, вид и genos – происхождение) – историческое формирование группы организмов. Филогенез психики – это процесс возникновения и истор

Высшие психические функции Развитие психики на уровне человека идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, изобретению знаковых систем. У чело

История взглядов на связь психики и мозга Только в 18 веке возникло предположение о связи мозга с психикой, предполагая что сам мозг, весь, определяет деятельность психики человека. Представитель такого подхода Франц Галль. Он предположил,

Строение и свойства нервной системы Нервная система состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный включает: головной мозг, промежуточный и спинной мозг. Все остальное – периферическая часть – это нервные волокн

Функциональная организация человеческого мозга Этот вопрос рассматривается в трудах А.Р.Лурии. Он включил в функциональную организацию человеческого мозга три основных блока. 1. Энергетический. Поддерживает тонус, необх

Основные законы высшей нервной деятельности Говоря о законах высшей нервной деятельности, прежде всего необходимо усвоить два из них: возбуждение и торможение. Возбуждение – это процесс активации всей нервной системы или определенно

Связь между психикой и мозгом Кора имеет асимметричную специализацию определенных центров. Левое полушарие является ведущим в осуществлении речевых и других, связанных с ней функций: чтение, письмо, счет, логическая память, абс

Проблема метода в психологии Психология особенно чувствительна к методологическим проблемам. Психолог соприкасается с несколькими классами психических феноменов, которые упрямо отказываются подчиняться естественнонауч

Принципы построения и этапы психологического исследования Методология – это принципы и способы организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенные в систему. Метод–(от лат. Method

Наблюдение Виды наблюдения: 1. По характеру контакта: непосредственное; опосредованное. 2. По условиям деятельности: полевое (естественное); лабораторное (экспериментальное).

Понятие сознания Психология изучает, прежде всего, происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Этимология слова: Со-знание означает соучастие знания в самом себе, т.е. знание человека о са

Психологические характеристики сознания 1)Ощущение себя познающим субъектом.Т.е. человек осознает себя как нечто отдельное от всего остального мира, готовое и способное к познанию этого мира, т.е. получению знаний о нем.

Сознательные и неосознаваемые процессы Вторым, столь же специфически человеческим психическим проявлением, как и сознание, является бессознантельное. Оно детерминировано общественными условиями содержания и выступает как частичное, недо

Неосознаваемые механизмы сознательных действий А) неосознаваемые автоматизмы. Это стереотипы автоматизированного поведения, которые практически никогда не осознаются, такие как ходьба или письмо у взрослого человека. Эти автоматизмы иног

Надсознательное Это такой уровень психической активности личности, который возникает при решении творческих задач, высший этап творческого процесса. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто К

Проявления субсенсорного восприятия Субсенсорные – значит неощущаемые. Возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из памяти к сознанию. Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность слив

Поведение животных и поведение человека Всеобщей характеристикой живых существ является активность, обеспечивающая связь с окружающим миром. Источником активности живого существа являются его потребности, т.е. состояние жив

Понятие и структура деятельности У человека активность протекает в трех формах: а) в форме деятельности; б) в форме поведения, не равному поведению животных и в) в форме созерцания (С.Л.Рубинштейн). Актив

Отличие деятельности человека от активности животного 1.Деятельность человека носит продуктивный, а не только потребительский характер. У человека использование предмета как орудия для достижения желаемого результата в фазе е

Психологические черты деятельности 1. Содержание деятельности не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность – это толчок, а формы и содержание деятельности определяются общественными условиями. Содержание де

Основные виды деятельности Есть основные виды деятельности, свойственные всем людям. Это – общение, игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребен

Освоение деятельности. Умения. Навыки. Привычки Умения, навыки и привычки – это автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности. Умения – это элементы деятельност

Понятие личности Понятие личности – самое сложное в психологии и одно из фундаментальных. Относительно этого феномена имеются самые большие расхождения в определении и каждый автор дает его по-своему, даже в словар

О соотношении биологического и социального в личности Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Речь идет о том, насколько при

Концепция параллелизма Биологические и социальные факторы действуют на разные структуры, стороны в развитии человека вообще и личности в частности. Этот подход существовал еще во времена Р.Декарта. Он говорил: ч

Концепции поглощения Одна из них говорит, что биологическое в человеке поглощает социальное, а другая утверждает обратное. В биологизаторских концепциях психическое развитие рассматривается как линейная функци

Концепция координации Здесь считается, что в развитии и формировании личности принимают активное участие как биологические факторы, так и социальные факторы. Кроме того, предполагается отойти от двухфакторной т

Структура личности История проблемы начинается с постановки вопроса о соотношении биологического и социального в структуре личности. Этим вопросом задавались и древние греки (ученик Платона – Теофраст), Гиппократ соз

Состав мотивационной сферы Потребностью называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Она всегда

Направленность личности Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуации. Направленность выступ

Воля и регуляция поведения Ввел еще Аристотель. У него воля выступала как фактор, наряду со стремлением, способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Признаки

Виды и роль эмоций Эмоции – особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру, л

Эмоциональные состояния Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Отличаются от эмоции длительностью протяжения во в

Общее понятие о темпераменте Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, особое место принадлежит темпераменту. Темпе

Деятельность центральной нервной системы Базируется на учении И.П.Павлова (20-30-е гг. ХХ века). В его лабораториях в результате многолетних исследований было установлено, что в основе изучавшихся индивидуальных различий лежат таки

Учения о типах характера Учение о типах характера называют характерологией. Иногда она рассматривается как самостоятельная психологическая наука. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление т

Самооценка и жизненный путь личности Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личност

Понятие об ощущениях Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Но эта простота весьма и весьма относительна. Ощущение – это психический познавательный процесс,

Свойства ощущений Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений: зрительные, слуховые и т.д. Качество может варьировать внутри своего вида. Н

Основные закономерности ощущений Количественные характеристики ощущений выражаются в порогах чувствительности, интенсивности ощущения, скорости адаптации рецепторов. Абсолютный нижний порог ощущений данно

Свойства и виды восприятия Отличия восприятия от ощущений. 1) Результат ощущения воспринимается нами внутри организма, а образ восприятие локализован в пространстве. 2) Итогом возникновения ощущения являетс

Свойства восприятия 1. Предметность – это отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. 2. Целостность. Восприятие – это всегда целостный образ. Мы мысленно достраиваем образ до

Виды восприятия 1. По доминирующему анализатору: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и т.д. Обычно комбинируются. 2. По формам существования материи: восприятие пространства, времени, движения.

Закономерности и законы восприятия 1)Апперцепция – это зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. 2) Содержание восп

Характеристика внимания Внимание – необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. В отличие от познавательных процессов, внимание своего особого содержания не имеет, оно – динамическа

Свойства внимания 1. Устойчивость внимания.Это временная характеристика внимания. Она определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность де

По времени сохранения материала 1. Мгновенная (или иконическая). Связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительно

Механизмы памяти и индивидуальные различия Механизм перевода информации из кратковременной в долговременную: 1) Сделав усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколь

Теории и законы памяти 1. Законы забывания. Одной из первых психологических теорий памяти, сохранившей свою актуальность до сегодняшнего дня была ассоциативная теория. В ее основе лежит понятие ассоциации –

Правила обращения с памятью 1) В запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе и анализ, систематизация, обобщение, синтез. Они обеспечивают

Мышление как процесс Главное отличие мышления от других познавательных процессов в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, которую надо решить. Мышление – это

Виды мышления Уровни мышления. 1. Наглядно-действенное. Решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробирования свойств объектов. 2. Наглядн

Допонятийное и понятийное мышление Касается больше детей, сравнивают их мышление с мышлением взрослых. Свойства допонятийного мышления: 1. Эгоцентризм. 2. Отсутствие согласованности объема и содержания. 3. Трансдукция. 4. Син

Воображение как познавательный процесс Почти вся человеческая культура является продуктом воображения и творчества людей. Является основой наглядно-образного мышления. Воображение –это психический процесс, в

Функции и виды воображения Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью воображения – коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведен

Функции воображения 1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция связана с мышлением. 2. Регулирование эмоциональных состояний. Таким образом удов

Виды воображения 1. Пассивное. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, ее суррогат. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких о

Способности и задатки. Уровни способностей Как и все индивидуально-психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, а формируется в жизни и деятельности. Отрицание врожденности способностей не име

Развитие способностей Все теории способностей можно свести к трем группам: 1. Наследуемость способностей. Уже в генном аппарате передается тот или иной уровень или область способностей. (Гальтон) 2. Пр

Понятие творчества Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся продукт, отличающийся оригинальностью. Сейчас начинают отходить от этого определения и рассматривают творчество в широком и узком значе

Креативность Креативность(от лат. Creatib – созидание)–общая способность к творчеству и преобразованиям, характеризующая личность в целом. Проявляется в различных сферах

Мышление людей подчиняется общим психологическим за- кономерностям и одновременно характеризуется индивидуальными особенностями. Отличия в мышлении проявляются в разнообразных качествах. Индивидуальные отличия мышления людей обусловлены, прежде всего, особенностями их жизни, характером деятельности, обучением.

Определенное влияние на особенности мышления оказывает тип высшей нервной деятельности, соотношения первой и второй сигнальных систем. Наиболее существенными качествами, в которых проявляются индивидуальные отличия мышления, являются его самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, последовательность, скорость.

· Самостоятельность мышления характеризуется умением человека ставить новые задачи и разрешать их, не обращаясь к помощи других людей. Самостоятельность мышления основывается на учете знаний и опыта других людей, но человек, которому свойственно это качество, творчески подходит к познанию действительности, находит новые, собственные пути и способы решения познавательных и иных проблем. Самостоятельность мышления тесно связанна с критичностью человека.

· Критичность мышления проявляется в способности человека не попадать под влияние чужих мнений, объективно оценивать положительные и негативные аспекты явления или факта, проявлять ценное и ошибочное. Человек с критичным умом требовательно оценивает свои мнения, тщательно проверяет решение, взвешивает все аргументы "за" и "против", проявляя тем самим самокритичное от- ношение к своим действиям. Критичность и самостоятельность мышления в большой мере зависят от жизненного опыта человека, богатства и глубины его знаний.

· Гибкость мышления проявляется в умении человека быстро менять свои действия при изменении ситуации и освобождаться от зависимости закрепленных предыдущим опытом способов и приемов решения аналогичных задач. Гибкость мышления проявляется в готовности быстро переключаться от одного способа решения задачи к другому, изменять тактику и стратегию решения, находить новые нестандартные способы действий в меняющихся условиях.

· Глубина мышления проявляется в умении проникать в суть сложных вопросов, раскрывать причины явлений, видеть проблему там, где ее не замечают другие, предусматривать возможные последствия событий и процессов. Именно эта черта свойственна людям с глубоким умом, которые в простых, хорошо известных фактах умеют замечать противоречия и на этом основании раскрывать закономерности природы и общественной жизни.

· Широта мышления проявляется в способности охватить широкий круг вопросов, творческом мышлении в разных отраслях знания и практики. Широта мышления является показателем эрудированности человека, его интеллектуальной разносторонности.

· Последовательность мышления проявляется в умении соблюдать логическую последовательность при высказывании суждений, их обосновании. Последовательным можно назвать мышление человека, который строго придерживается темы мышления, не отклоняется в сторону, не перепрыгивает от одной мысли к другой, не подменяет предмет мышления. Для последовательного мышления характерно соблюдение определенных принципов рассмотрения вопроса, ясность плана, отсутствие противоречий и логических ошибок в аргументации мысли, доказательность и объективность в выводах.

· Скорость мышления — это способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать правильное решение и принять его. Скорость мышления зависит от знаний, меры совершенства мыслительных привычек, опыта в соответствующей деятельности и подвижности нервных процессов. Скорость мышления надо отличать от поспешности и суетливости, которые демонстрируют некоторые люди не продумывая до конца принимаемых решений, не прогнозируя возможных последствий, действуя наспех, необоснованно принимая решения.

Все качества мышления человека формируются и развиваются в деятельности.

ВООБРАЖЕНИЕ

План:

1. Понятие о воображении: психологический анализ. Физиологическое основание воображения.

2. Виды воображения.

3. Процесс создания образов воображения.

Мышление людей подчиняется общим психологическим за- кономерностям и одновременно характеризуется индивидуальными особенностями. Отличия в мышлении проявляются в разнообразных качествах. Индивидуальные отличия мышления людей обусловлены, прежде всего, особенностями их жизни, характером деятельности, обучением.



Определенное влияние на особенности мышления оказывает тип высшей нервной деятельности, соотношения первой и второй сигнальных систем. Наиболее существенными качествами, в которых проявляются индивидуальные отличия мышления, являются его самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, последовательность, скорость.

· Самостоятельность мышления характеризуется умением человека ставить новые задачи и разрешать их, не обращаясь к помощи других людей. Самостоятельность мышления основывается на учете знаний и опыта других людей, но человек, которому свойственно это качество, творчески подходит к познанию действительности, находит новые, собственные пути и способы решения познавательных и иных проблем. Самостоятельность мышления тесно связанна с критичностью человека.

· Критичность мышления проявляется в способности человека не попадать под влияние чужих мнений, объективно оценивать положительные и негативные аспекты явления или факта, проявлять ценное и ошибочное. Человек с критичным умом требовательно оценивает свои мнения, тщательно проверяет решение, взвешивает все аргументы "за" и "против", проявляя тем самим самокритичное от- ношение к своим действиям. Критичность и самостоятельность мышления в большой мере зависят от жизненного опыта человека, богатства и глубины его знаний.

· Гибкость мышления проявляется в умении человека быстро менять свои действия при изменении ситуации и освобождаться от зависимости закрепленных предыдущим опытом способов и приемов решения аналогичных задач. Гибкость мышления проявляется в готовности быстро переключаться от одного способа решения задачи к другому, изменять тактику и стратегию решения, находить новые нестандартные способы действий в меняющихся условиях.

· Глубина мышления проявляется в умении проникать в суть сложных вопросов, раскрывать причины явлений, видеть проблему там, где ее не замечают другие, предусматривать возможные последствия событий и процессов. Именно эта черта свойственна людям с глубоким умом, которые в простых, хорошо известных фактах умеют замечать противоречия и на этом основании раскрывать закономерности природы и общественной жизни.

· Широта мышления проявляется в способности охватить широкий круг вопросов, творческом мышлении в разных отраслях знания и практики. Широта мышления является показателем эрудированности человека, его интеллектуальной разносторонности.

· Последовательность мышления проявляется в умении соблюдать логическую последовательность при высказывании суждений, их обосновании. Последовательным можно назвать мышление человека, который строго придерживается темы мышления, не отклоняется в сторону, не перепрыгивает от одной мысли к другой, не подменяет предмет мышления. Для последовательного мышления характерно соблюдение определенных принципов рассмотрения вопроса, ясность плана, отсутствие противоречий и логических ошибок в аргументации мысли, доказательность и объективность в выводах.

· Скорость мышления — это способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать правильное решение и принять его. Скорость мышления зависит от знаний, меры совершенства мыслительных привычек, опыта в соответствующей деятельности и подвижности нервных процессов. Скорость мышления надо отличать от поспешности и суетливости, которые демонстрируют некоторые люди не продумывая до конца принимаемых решений, не прогнозируя возможных последствий, действуя наспех, необоснованно принимая решения.

Все качества мышления человека формируются и развиваются в деятельности.

ВООБРАЖЕНИЕ

План:

1. Понятие о воображении: психологический анализ. Физиологическое основание воображения.

Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.

Синтез – мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.

Сравнение – мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними. Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств. Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим. Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.

Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.

Подробнее остановимся на их рассмотрении.

Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.

Глубина ума – умение человека разбираться в самой сущности вопроса.

Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.

Самостоятельность мышления – способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.

Гибкость мышления – умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.

Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.

Быстрота ума – способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы. Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.

Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.

Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.

Критичность ума – способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.

Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки Наука – 1) одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человека; 2) сфера творческой деятельности,

Особенности мышления и восприятия окружающего мира

Особенности мышления и восприятия окружающего мира Как ты, наверное, уже знаешь, мальчики и девочки имеют отличия в устройстве психики и мышлении. Такое отличие объясняется полом, который заложен генетически, и воспитанием. Еще с раннего детства девочки уже более ранимы

Особенности мышления

Особенности мышления Между мальчиками и девочками имеются не только физические и половые, но и психические различия. Они отчетливо проявляются уже в дошкольном возрасте. Затем с началом учебы в школе становятся еще более выраженными. Особенности мышления обусловлены

30. ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ

30. ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ Сторонники ассоциативной теории для того, чтобы объяснить направленный характер мыслительного процесса, попытались использовать персеверацию. Она выражается в тенденции представлений удерживаться каждый раз, снова проникая в течение наших

Расстройства мышления

III Уровень развития мышления

III Уровень развития мышления ЛМ – Логическое мышление1. Логическое мышление не развито.2. Не умеет сравнивать, обобщать, систематизировать.3. Испытывает затруднения при сравнении, обобщении, выполнении действий по аналогии. Часто ошибается или не может сделать верного

Упражнения на развитие мышления

Упражнения на развитие мышления 1) Чем схожи и чем отличаются следующие предметы:– собака и кошка;– цветок и дерево;– шкаф и стул;– зима и лето;– яйцо и камень.2) Ответь на вопросы и объясни свои ответы.Кого в реке больше: рыб или карасей? Кого в классе больше: мальчиков

СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ - исторически сложившаяся совокупность методологических регулятивов, идеалов и норм науки, философских принципов, определяющих содержание и направленность изменений науки на исторически-конкретном этапе ее развития. Понятие С.Н.М. (СНМ), наряду

10.1. Особенности стратегического менеджмента в России. Эволюция стратегического мышления

10.1. Особенности стратегического менеджмента в России. Эволюция стратегического мышления Тематика данного раздела может оказаться наиболее сложной для восприятия и практического использования, хотя авторы приложили все усилия, чтобы учесть в разделе и теоретические, и

13. Понятие о мышлении. Виды мышления, формы мышления

13. Понятие о мышлении. Виды мышления, формы мышления Мышление – это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.Черты мышления:1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые,

39. Развитие мышления

39. Развитие мышления Подростковый возраст характеризуется умением обучаться как в теоретическом, так и в практическом плане. Впервые проявляется такая особенность, как склонность к экспериментированию, частным проявлением которой является нежелание все принимать на

Важные процессы мышления

Важные процессы мышления Поскольку память имеет сложную и многогранную структуру, очень важно попытаться понять, какие взаимосвязанные функции мышления влияют на память и какую роль они при этом играют. Существенное воздействие на память оказывает концентрация, но не

Техника созидательного мышления

Техника созидательного мышления В том случае, если ум освободился от печали, уныния, беспокойства и напряжения, а также от таких чувств как злоба, ненависть, жадность и гордыня, то поддержание его в этом состоянии называется позитивным мышлением. Замена этих

Индивидуальные особенности мышления связаны с его самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, широтой, последовательностью, быстротой.

Самостоятельность мышления характеризуется умением ставить новые задачи и разрешать их, не прибегая к помощи других. Критичность мышления — способность субъекта познавательной деятельности не попадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать позитивные и негативные аспекты явления.

Гибкость мышления — умение быстро изменять свои действия при изменении ситуации деятельности, готовность быстро переключаться с одного способа решения задач на другой.

Глубина мышления проявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, раскрывать причины явлений, определять проблему, предвидеть возможные последствия действий.

Широта мышления — способность охватывать большое количество вопросов.

Последовательность мышления — умение придерживаться логической последовательности при вынесении суждений, их обоснованность.

Быстрота мышления — способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать и принимать правильное решение.

В зависимости от степени новизны продукта мыслительной деятельности выделяют продуктивное(творческое) и репродуктивное мышление.

Индивидуальные особенности мышления обусловлены прежде всего особенностями жизни человека, характером его деятельности, спецификой обучения и воспитания. Определенное влияние на особенности мышления оказывают такие факторы, как тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной системы, возраст человека.


Мы часто задумываемся о качестве ума. Проходим различные онлайн-тесты на определение уровня интеллекта. Хотя, они и без того отчетливо проявляются в действительности, посредством реакции и принятия решения человеком в трудной ситуации. Поговорим об этом и особенностях индивидуального мышления.

Немного о мыслительном процессе

Мы познаем мир через ощущения и восприятия и только потом – посредством мышления. Функция последнего заключается в расширении рубежей познания через выход за границы чувствования. То есть, оно помогает путем умозаключений раскрыть то, чего мы не можем узнать, опираясь исключительно на восприятие.

Основные качества ума

Еще мышление определяется, как процесс обобщенного познания действительности. То есть получение общей информации о ней происходит на уровне терминов.

Мыслительные задачи решают с помощью:

  • Анализа. Это умственная операция, посредством которой происходит разделение целого на составные части. С него начинается исследование.
  • Синтеза. Подразумевает мысленный и практический процесс объединения фрагментов в единую картину. Эта операция противоположна анализу, но они обе взаимодополняемые. Если информация по проблеме неясна, сначала требуется анализ.
  • Сравнения. Осуществляется сравнение объектов с целью нахождения общих черт и отличий.

Развитие ума

Все люди индивидуальны и с разным мышлением.

О качестве ума

Персональные различия мыслительного процесса индивида проявляются в разных качествах ума, которые он демонстрирует при осуществлении деятельности. Наиболее значимые из них – это:

Итак, мы пробежались кратко по качествам ума, основным. Подробнее остановимся на последнем.

Индивидуальные качества

Критичность

Человек, обладающий критическим умом, тщательно проверяет свои предположения, не принимая каждое пришедшее умственное решение за истину до тех пор, пока не удостоверится в его правильности. Критический ум – организованный ум, широко использующий воображение, опираясь на него в творении нового. И при этом он обладает способностью и умением придерживать работу фантазии, которая уводит по ложному пути к нереальным несбыточным проектам.

Самостоятельность и критичность ума – прекрасный тандем предпосылок творческой, новаторской деятельности личности.

Процесс саморазвития

Другие индивидуальные качества ума

Итак, в мыслительной работе людей проявляются личностные особенности их мышления. К ним относятся качества ума, о которых мы говорили выше, а также:

  • Любознательность. Выражается в стремлении человека познавать новое. Но может носить и поверхностный характер.
  • Пытливость – желание всесторонне изучить явление в существенных отношениях.

Оба эти качества являются основой активной познавательной деятельности.

Последовательность мысли

Развитие качеств ума

Еще одно качество человеческого ума. Это строго последовательный ум. Проявляется в умении следовать строгой логической цепи в изучении явления, а также закономерной аргументированности размышлений и четкому логическому процессу.

Человек последовательного ума в размышлениях придерживается одной проблемы, не перескакивая на другую. Изучая непростую задачу, следует конкретному методу рассмотрения. Сформировав мысли, прослеживает порядок выхода информации, придерживаясь намеченного плана. В его размышлениях не бывает логических ошибок. Если он посчитал истинными определенные умозаключения, то без страха и опасений делает все выходящие из них выводы. Он стремится найти больше доказательств суждениям.

Ум необходимо тренировать

Известны шесть основных качеств ума в психологии, которые следует развивать – глубина, широта, гибкость, самостоятельность, быстрота и последовательность. Пока нет задачи, ум будет деградировать!

Самосовершенствование человека

Как это сделать

Есть несколько рекомендаций. Рассмотрим их:

  1. Главное – ставьте перед собой задачи! При этом они должны быть интересными.
  2. Пополняйте словарный запас. Читайте книги, изучайте иностранные языки. Таким образом, вы научитесь четко и правильно излагать мысли, тем самым разовьете ум.
  3. Рисуйте. При помощи яркой палитры, можно на листе бумаги изобразить свое будущее, мечты, эмоциональное состояние. Живопись развивает воображение и мышление.
  4. Решайте ребусы, головоломки, кроссворды.
  5. Слушайте классическую музыку.
  6. Пишите стихи, а если получится, поэмы. Этот процесс способствует развитию не только памяти, но и воображения и творческих способностей.
  7. Увлекайтесь кулинарией. Отступайте от рецептуры, включайте фантазию и воображение.
  8. Играйте с друзьями в шашки и шахматы. Не умеете? Тогда это прекрасный повод этому научиться.
  9. Решайте математические задачи, чтобы развить аналитическое мышление, которое способствует улучшению ума.
  10. Узнавайте каждый день новое слово. Неважно, из какой области вы разучите термин, главное – познание и самосовершенствование.

И думайте самостоятельно. Сегодня нет проблем к доступу любой информации, благодаря Интернету, где можно отыскать даже решение школьных задачек. Старайтесь не обращаться за ответами к различным источникам. Чем меньше мы начинаем думать, тем слабее развиваются наша память и ум. И, конечно же, не забываем про правильное питание, избавление от вредных привычек. Больше отдыхайте и полноценно высыпайтесь, занимайтесь спортом, прогуливайтесь на свежем воздухе, наслаждайтесь жизнью, поднимайте себе настроение и у вас все получится.

Читайте также: