Инал кануков жизнь и творчество кратко

Обновлено: 06.07.2024

Творческая разработка поэтики и стилистики очерковой литературы, стоящей на грани художественной прозы и публицистики, дает все основания считать И. Канукова одним из основателей в осетинской литературе проблемного очерка и прежде всего его разновидности – очерка художественно-публи­цистического.

В произведениях Канукова остро ставятся насущные проблемы горской жизни 70-х годов, основанные на убедительном жизненном материале, богато и широко представленном в его произведениях и осмысленном с прогрессивных позиций. Идейная значимость очерков и рассказов писателя определялась тем, что с их страниц заговорили факты живой действительности – настолько точно он изучил жизнь горца.

Для творчества И. Канукова характерна эмоциональная напряженность и высокая эстетика изложения повествования, динамичная композиционно-сти­листическая структура текста, публицистически напряженная речь автора, меткое, острое слово. Канукова отличает умение убедительно, в яркой и доступной форме выразить жизненно важные для горцев мысли. В его произведениях мы отмечаем острую наблюдательность, меткую, рельефную и точную характеристику действительности, социальных слоев, глубокое знание горской жизни, умение проникнуть в суть общественных явлений, правильно понять общие тенденции их развития.

Уже в детские годы у писателя накопился большой запас знаний из области народного быта, которые он впоследствии обнаружил в своих замечательных этнографических очерках.

Канукову свойственна не только правдивость и точность жизненных наблюдений, но и изображение действительности с позиций последовательного демократизма жизни народа, прежде всего крестьянства, понимание нужд и забот простого горца, личная заинтересованность в судьбе своего народа, отсюда стремление усилить эмоциональное воздействие текста.

Подобно русскому крестьянину, горец в изображении писателя находится в бедственном положении, усугубляемом вредными обычаями и адатами. С первых страниц своих очерков И. Кануков выступил как обличитель таких обычаев, несущих на себе печать выраженной антигуманности. И. Кану­ков правильно считал, что реалистическое, правдивое изображение горцев в художественной литературе будет способствовать сближению русского народа с народами Кавказа. Писатель в своих очерках раскрывает социальный, нравственный и духовный облик своего народа, отражает его национальный характер, призывает его к сближению с русским народом, а русскую администрацию – к изучению нравов и обычаев горцев, чтобы, управляя, не оскорблять их национального достоинства.

Другой причиной бедности аульчан были разорительные штрафы, взимаемые официальными властями за ничтожные проступки. Все оштрафованные пер­сонажи (Бимболат, Гути, Саге) представлены в очерке как бесправные жертвы царящего произвола, охарактеризованы они с большой теплотой, сочувствием, и вызывают у читателя своим безропотным поведением глубокое сострадание.

Текст очерка членится по дням записей. Каждая запись посвящена описанию какой-либо бытовой или социально-бытовой картины, что обуславливает членение текста, характеризующегося непрерывностью, на дискретные единицы. Границы каждой композиционной единицы в тексте определены и заданы автором, что способствует организации восприятия читателя.

В особенностях архитектоники текста проявляется его связность. Дневниковые записи соотносятся друг с другом и связываются на основе общих элементов – описания своеобразия быта и общественной жизни аула Брут.

Чрезвычайно интересно и ярко описан в очерке свадебный обряд. Главным героем этой записи является юноша Данел – хорошо знающий горский этикет, прекрасный распорядитель танцами и сам отличный танцор. На примере образа Данела писатель показал жизнелюбие, богатый и светлый духовный мир простых людей, не теряющих присутствия духа, несмотря на свою ужасающую бедность. К своей тяжелой жизни Данел относится с юмором и старается найти в ней светлое и радующее душу. Своим жизнелюбием и веселым нравом он заражает окружающих, поэтому там, где Данел, всегда веселье, смех, радость. Именно такие люди, как Данел, пробуждают в бедных аульчанах светлые и радостные чувства.

При характеристике похоронного обряда автор описывает действия аульного крикуна, оплакивание покойника, выражение соболезнования, поведение мужчин и женщин во время похорон, плач, ритуал погребения.

Подробно описаны в очерке разорительные для осетина поминки с огромным изобилием пищи. При этом писатель показывает, насколько сильно общественное мнение горцев, вынуждающее человека делать такие поминки.

Положение женщины в осетинской семье И. Кануков демонстрирует на примере своей молочной матери Дойон. Частые унижения, побои мужа, по сути роль рабыни в семье, безотрадное существование, полное невзгод и страданий, – вот удел современной писателю осетинской женщины. Писатель-гу­манист, страстный поборник справедливости, И. Кануков не мог мириться с ужасным положением горянки и неистово протестовал против бесчеловечного к ней отношения.

Языковые средства в очерке служат не только способом отображения языковой действительности, но и формой художественных образов. Образные средства очерка напрямую зависят от предмета изображения. Само же изображаемое служит источником изобразительных средств. Взаимодействие образных средств создает осязаемую картину незатейливого осетинского быта. Нередко автор использует в своем повествовании иносказательную изобразительность и выразительность слов, выражающуюся в употреблении метафоры, метонимии, иронии, сравнения, аллегории. Активность повествователя в тексте проявляется в комментариях, отступлениях, важна в очерке и речь персонажей. С помощью повествования, описаний, авторских рассуждений и высказываний персонажей изображаемая жизнь осваивается широко и свободно. Поскольку очерк построен в форме дневника, зачастую писатель воссоздает замкнутые в пространстве и времени картины (обычно в сакле), представляя сценические эпизоды. В других случаях сообщается о событиях, происходивших в разных местах аула или даже в другом ауле. Но в целом рассказывается о событиях, имевших место в одном ауле, на что указывает и заглавие очерка.

Время в очерке имеет системный характер и представлено в разных проявлениях (время бытовое и историческое, время личное и социальное, авторское время и субъективное время персонажей). Этнографическое и бытовое повествование в очерке подается путем сценического воспроизведения отдельных ситуаций; рассказ о быте осетин, их образе жизни, жилище, социальной организации прерывается фрагментами текста, в которых отражается непосредственная позиция повествователя в момент речи. В очерке взаимодействуют два временных плана: план прошедшего и план настоящего. При этом превалирует прошедшее время, поскольку автор повествует о жизни горцев в виде хотя и недавно, но уже произошедших событий. Формы настоящего времени используются в очерке обычно в значении неактуального презенса. Художественное время в очерке одномерно, поскольку действие развертывается в одной и той же плоскости прошедшего времени, хотя и дни осуществления действий, описанные в очерке, разные, вместе с тем время нелинейно, так как рассказ о событиях прошлого нарушается самоперебивами, рассуждениями, комментариями, оценками.

Портреты персонажей, приведенные в очерке, статичны и оценочны. Жизнь личности воспринимается в связи с определенной социально-бытовой обстановкой и мотивируется ею.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Кануков Инал Дударович
(1850—1899)

Писатель и просветитель, стоявший у истоков передовой общественной мысли Осетии. Внес значительный вклад в изучение этнографии истории, культуры осетинского народа, способствовал его сближению с русским народом.


Инал Дударович Кануков родился в 1851 г. в сел. Кануковых (ныне сел. Гизель) в семье состоятельного тагаурского алдара, представителя осетинской знати. Восьми лет, в 1859 г., он был определен в приготовительный класс Ставропольской гимназии. Но отец, поддавшись агитации генерал-майора М. Кундухова решил уехать в Турцию. Он забрал девятилетнего Инала из гимназии и весной 1860 г. с семьей и другими горцами отправился в далекий путь. Однако Дудар скоро понял, что в Турции хуже, чем на родине, и, прожив там всего две недели, вернулся с семьей в Осетию и поселился в селении Брут, а Инал продолжил учебу в Ставропольской гимназии. Не окончив ее в январе 1871 г. он приехал в Осетию. Позже, в августе 1872 г., экстерном сдал экзамен за гимназию и получил аттестат. В сентябре того же года Инал поступил в военно-артиллерийское училище в Москве и окончил его в 1874 г. в чине поручика. Служа в русской армии, принимал участие в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.


Последующиё 18 лет он провел в Сибири, на Дальнем Востоке, в Уссурийском крае, до 1884 г. находился на военной службе. В том же году, выйдя в отставку, он переехал во Владивосток. Здесь он год работал учителем школы, секретарем городской управы, сотрудничал в местной периодической печати. Все эти годы Кануков не забывал о родине, мечтал вернуться на Кавказ.

Жил в селении Брут у племянника.

Многолетние скитания, тяжелая жизнь вдали от родины, всяческие лишения подорвали его силы и здоровье, и он скончался от туберкулеза весной 1899 г. в селении Брут, где и был похоронен.

Инал Кануков прекрасно владел осетинским языком, но произведения свои создавал на русском языке: осетинской прессы тогда еще не было.

В творчестве Канукова нашли отражение некоторые реальные явления в истории осетинского народа: изменения, связанные с крестьянской реформой, переселение горцев в Турцию и др.

Второй период творчества И. Канукова протекал вдали от родины, в Сибири и на Дальнем Востоке, где он провел 18 лет, с 1879 по 1897 г.

Инал Дударович (1851–99) – осетинский поэт, публицист и обществ. деятель. Окончил Ставропольскую гимназию, служил офицером рус. армии, был разжалован и сослан в Сибирь (1880), откуда вернулся в 1897. В стихотворениях и статьях, опубл. в газетах "Окраина" и "Владивосток" в 1895–1897, К. критиковал социальные пороки эксплуата- торского общества. Гуманист по своим взглядам, К. называл человека венцом природы, могучим властелином земли, чей ум "стремится познать причину всех причин" (Архив Северо-Осетинского н.-и.ин-та. Фонд И. Канукова, д. 3). Однако это могучее и умное существо, покорившее природу, до сих пор является "невольником страдания" и не может освободить себя от цепей рабства. К. выступал против Жозефа де Местра и др. реакц. идеологов, считавших войну мировым законом. Утверждение "война – зло, но зло необходимое" писатель называл диким силлогизмом. "Но разве зло может быть необходимым? – спрашивал К. – Разве оно в такой дикой и кровавой форме как война может быть необходимостью человеческого существования?!" (там же).

Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 407–408; Τотоев М. С., Очерки истории культуры и обшественной мысли в Сев. Осетии в пореформенный период, Орджоникидзе, 1957; Ардасенов X. Н., Очерк развития осетинской литературы, Орджоникидзе, 1959; Габараев С. Ш., Инал Канунов. (Очерк творчества), Цхинвали. 1960.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Идейно-тематическое и художественное своеобразие кавказского периода творчества Инала Канукова

Содержание к диссертации

ГЛАВА І. Жизненный путь и литературно-эстетические взгляды Инала Канукова 11

ГЛАВА II. Идейно-изобразительное своеобразие художественно-публицистических очерков Инала Канукова 28

ГЛАВА III. Изобразительно-художественное своеобразие рассказов Инала Канукова 113

Введение к работе

Однако художественное творчество этого талантливого писателя изучено недостаточно. Особенно это относится к кавказскому периоду его литературной деятельности. Несмотря на имеющиеся работы по изучению творчества Канукова (Т. Бесаев "Инал Кануков"; X. Ардасенов "Жизнь и творческая деятельность И. Канукова"; С. Джанаев "Писатель-патриот И.Д. Кануков"; З.Н. Суменова "Инал Кануков"; С.Ш. Габараева "Инал Кануков. Очерк творчества"; Ш.Ф. Джикаев "Воспоминания об И.Канукове"; Н.Г. Джусойты "Инал Кануков"; Е. Котаев "Педагогические мысли И. Канукова"; З.М. Салагаева "От очерка к рассказу. И. Кануков"; С. Джанаев "Поэт борьбы, правды и любви. И.Д. Кануков), ни одно из его произведений не было подвергнуто комплексному литературоведческому анализу. Не выявлены жанровые формы произведений писателя, их композиция, образный строй, интертекстуальные связи, не исследована структура повествования, особенности временной и пространственной организации, не определена эстетико-художественная значимость, не исследован вопрос художественного метода писателя и своеобразия его стиля. Всем этим и определяется актуальность диссертационной работы. .

Объектом исследования является кавказский период художественного творчества Инала Канукова.

Предметом исследования послужили рассказы, художественно-публицистические очерки кавказского периода творчества И. Канукова, их идейно-тематическое своеобразие и художественные особенности, а также эстетические доминанты.

Цель исследования - изучить идейно-тематическое и художественное своеобразие творчества Инала Канукова кавказского периода.

Поставленной целью было обусловлено решение следующих задач:

изучить биографию писателя и его литературно-эстетические взгляды;

исследовать идейно-тематическое своеобразие очерков и рассказов И. Канукова;

определить жанровую специфику очерков И. Канукова, проанализировать их композицию, образный строй текста, структуру повество-

вания, способы выражения авторской позиции, выявить их интертекстуальные связи;

4) исследовать специфические особенности рассказов И.Канукова, выявить в каждом рассказе наиболее характерные для И.Канукова художественные средства, проанализировать особенности сюжетов рассказов, их композиции, подачу в них жизненного материала, раскрытие человеческих характеров, приемы типизации, образный строй текстов, структуру повествования, художественный хронотоп, язык героев и автора, а также способы выражения авторской позиции в текстах рассказов.

Для решения выдвинутых задач применялись следующие методы исследования:

теоретический (изучение и критический разбор литературоведческой и критической литературы);

описательный (описание и анализ содержания и художественных средств произведений, их композиции и сюжета);

сравнительно-сопоставительный (сравнение сходных фактов в анализируемых произведениях, а также сопоставление их с подобными явлениями в истории русской литературы).

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили основополагающие работы по различным вопросам русского и осетинского литературоведения, ориентирующие на анализ художественного произведения в единстве содержания и формы, исследующие вопросы пафоса произведений в его разновидности, проводящие различия между понятиями исторической правдивости и идейной направленности литературных произведений, рассматривающие предметную изобразительность как основную сторону их формы и освещающие основные эстетические категории. Это прежде всего работы М.М.Бахтина, А.Н.Веселовского, Д.СЛихачева, Ю.М. Лотмана, Г.Н. Поспелова, А.И. Ревякина, Л.И.Тимофеева, В.Е.Хализева, Н.Ф.Гуляева, А.Ф.Лосева, Б.В. Томашевского, а также исследования литературоведов Осетии: В.И. Абаева, А.П. Семенова, Х.Н. Ардасенова, Н.Г. Джусойты, Ш.Ф. Джи-каева, СБ. Сабаева, Л.Б. Келехсаевой, З.М. Салагаевой, З.Н. Суменовой, С.Ш. Габараеваидр.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в осетинском литературоведении осуществлен комплексный филологический анализ художественных текстов кавказского периода творчества талантливого осетинского писателя, внесшего весомый вклад в развитие осетинской литературы. В связи с этим:

изучено формирование мировоззрения писателя и определены его литературно-эстетические взгляды;

выявлена специфика очерков И.Канукова и определены их жанровые особенности;

произведен анализ архитектоники очерков писателя, исследован их образный строй, структура повествования, художественный хронотоп, способы выражения авторской позиции и интертекстуальные связи;

изучено идейно-художественное своеобразие рассказов И.Канукова, исследованы особенности их сюжетов, композиция, художественные средства, характеры героев, речевые и портретные характеристики, художественный хронотоп, структура повествования, словесные образы, интертекстуальные связи.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные в нем результаты литературоведческого анализа очерков и рассказов И.Канукова, принципы выявления их специфики, методика исследования наиболее характерных для писателя художественных средств, раскрытие приемов типизации, подачи жизненного материала, изучение художественного времени и пространства, способов выражения авторской позиции могут стать теоретическим обоснованием при изучении творчества других осетинских писателей.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по истории осетинской литературы, при создании учебников и учебных пособий, при написании истории осетинской литературы и составлении учебной программы к ней.

На защиту выносятся следующие положения:

отбор, обобщение, оценку и изображение жизненных явлений И. Кануков осуществляет на основе метода критического реализма: при этом романтические элементы в произведениях автора либо полностью отсутствуют, либо сведены к минимуму;

особенности художественного стиля писателя, совокупность художественных средств, которыми он пользуется, координируют с содержанием произведений;

специфика поэтики И. Канукова проявляется в композиции образа, в соотношении действующих лиц, в сюжете, в композиции, в художественном хронотопе, в языке автора и персонажей;

в произведениях И. Канукова раскрывается диалектическое противоречие между сущностью и существованием человека, что проявляется в коллизии между личностью и вписанным в обстоятельства характером персонажа;

герой кануковских рассказов явился художественным обобщением жизни горца последней четверти XIX века.

Цель, задачи, проблематика и логика исследования, последовательность решения поставленных задач определили содержание и структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы в национальной школе (2007 г.). Основные положения и результаты исследования были изложены на итоговых научных конференциях СОГУ (2003,2004,2005 гг.), а также опубликованы 3 статьи в научных реферативных журналах "Известия РГПУ им. А.И. Герцена". Отдельные этапы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы в национальной школе. По материалам диссертации опубликовано 7 работ.

Инал Кануков был также известным публицистом Сибири и Дальнего Востока.

Сочинения Инала Канукова отличает глубокое своеобразное сочетание публицистического и художественно-беллетристического начал. Это определяет его особое место в осетинской литературе и публицистике. Он спо собствовал разнообразию стилей литературного выражения в рамках реалистической прозы, утвердив права публицистичности в идейно-образной и композиционно-стилистической структуре малых форм литературы. Творческая разработка поэтики и стилистики очерковой литературы, стоящей на грани художественной прозы и публицистики, дает все основания считать И. Канукова одним из основателей в осетинской литературе проблемного очерка, и прежде всего его разновидности — очерка художественно-публицистического.

И. Кануков был не только признанным художником слова, но и принадлежал осетинской и русской публицистике. Он имеет важные заслуги перед передовой общественностью в постановке острых вопросов не только Осетии, но и России в их социологическом исследовании и экономико-публицистической и философско-публицистической интерпретации с позиций страстного защитника прав человека, демократии и мира.

На современников и последующие поколения производила и производит неизгладимое впечатление та страстность, с какой Кануков исследовал осетинскую и русскую жизнь, с какой писатель-демократ добивался разгадки народной жизни, с тем чтобы найти выход для народа из его тяжелого положения. Идейная значимость сочинений Инала Канукова определялась еще и тем, что со страниц его очерков заговорили факты живой действительности — настолько точно он изучил жизнь горца. Наблюдения И. Канукова из осетинской жизни отличаются большой силой достоверности.

Эмоциональная сторона текста, элементы, усиливающие его воздействие на читателя, играют в очерках и рассказах Инала Канукова существенную роль в восприятии содержания, во многом предопределяя реакцию на прочитанное. В произведениях Инала Канукова отчетливо проявляется тот сплав мысли и формы ее воплощения, который мы находим в сочинениях больших художников слова и публицистов, совмещение общественной актуальности произведений и выразительностью и действительностью изложения, со своеобразием их композиционно-стилистической и образной структуры. Рассказы и очерки И. Канукова одухотворены страстной мыслью публициста и поэтическим видением мира.

Большой общественный резонанс произведений писателя и публициста обеспечивался верной и острой постановкой назревших, злободневных, коренных вопросов современной ему жизни. Мастерство Инала Канукова отличает умение убедительно и убежденно, в яркой и доступной форме выразить жизненно важные для общества мысли.

В его произведениях мы отмечаем острую наблюдательность, меткую, рельефную и точную характеристику действительности, социальных слоев, глубокое знание горской жизни, умение проникнуть в суть общественных явлений, правильно понять общие тенденции их развития.

Инал Дударович Кануков, как уже было указано во введении, родился в 1852 году. Его наиболее полная биография, составленная на основании различных документов, высказываний самого писателя, а также самих художе ственных произведений, изложена в указанной монографии 3. Суменовой. Приведем, однако, некоторые наиболее важные ее вехи, которые необходимы для осознания формирования мировоззрения писателя и его творческого метода.

Ранние детские годы писателя прошли в его родом ауле Кануковском, расположенном на живописном берегу реки Фиагдон, недалеко от села Ги-зель, находящегося в восьми километрах от Владикавказа.

Долгие годы писатель провел вдали от родных, однако он всегда хранил в своей душе образы родных полей и гор, о которых он тосковал и под чужим турецким небом, и на Дальнем Востоке, где он оказался по велению безжалостной судьбы.

Отец писателя, Дудар Кануков, был состоятельным человеком, алда-ром, получившим чин подпоручика за участие в походах царской армии. По целым месяцам он не бывал дома, проводя жизнь в праздных разъездах.

По своем возвращении он принимал гостей — таких же праздных джигитов, каковым был и сам. Будучи человеком сурового нрава, он обращался с детьми, как и со всеми домашними, очень строго, требовал беспрекословного повиновения и, согласно адату, никогда не проявлял к ним никаких чувств.

Мать Инала была доброй и мягкой женщиной, беспрекословно подчинявшейся мужу и бесправной, даже в отношении воспитания своих детей.

Писатель получил воспитание, типичное для детей состоятельных горцев. Оно состояло в прислуживании гостям в кунацкой. Это прислуживание не давало возможности мальчику вволю поиграть со сверстниками, но в этом был и положительный момент: вращаясь среди гостей, он усваивал народные обычаи.

В очерке повествуется о переселении горцев Северного Кавказа в Турцию. Это переселение, по мнению писателя, было стимулировано несколькими причинами: поражением Шамиля в Кавказской войне, слухами о том, что горцев будут призывать в солдаты, романтическими представлениями о привольной жизни в единоверной мусульманской стране.

Сам автор очерка был в числе переселявшихся и, следовательно, перечувствовал те трудности, о которых писал. Таким образом, повествование характеризуется выраженной автобиографичностью.

Очерк построен как рассказ об одном событии в жизни автора. Автобиография в тексте взаимодействует, как уже было выше отмечено, с таким жанром, как воспоминание, которое значительно беллетризировано, что проявляется в эмоциональных оценках и размышлениях автора. Вот один из примеров:

«Но знают ли они (переселенцы) куда они стремятся? Нет, не знают. Они знают только, что существует где-то в мире страна, называемая Стамбулом, и что в этом Стамбуле живут такие же мусульмане, как и они сами. Они стремятся туда так безотчетно, потому что обольщены ложными слухами, что им там будет хорошо и лучше даже, чем на старой родине.

Этот небольшой фрагмент очерка изобилует самыми различными средствами выразительности. С целью оживления внимания читателя писатель намеренно сменяет утвердительную интонацию на вопросительную, внося тем самым разнообразие в авторский монолог и создавая посредством объективации иллюзию диалога. Авторское негодование выражается посредством риторического восклицания:

И. Кануков почувствовал, что обычай кровомщения изжил себя и является ужасным пережитком прошлого, губящим молодые, цветущие жизни.

Основу сюжета составляют судьбы главных героев — Данела, Бечира и Махамата, жизни которых были погублены жестоким и бесчеловечным обычаем. Повествование в рассказе неоднородно. Объективное повествование включает фрагменты текста, в которых прямо выражается субъективная авторская позиция, проявляется ироническая или риторическая экспрессия, сочетающаяся с контекстами, организованными точкой зрения персонажа.

Точка зрения автора контрастирует в тексте со всеми другими точками зрения. Если автор резко выступает против ужасного и бесчеловечного обычая, то все персонажи рассказа, воспитанные в патриархальной горской среде, являются его сторонниками.

И. Кануков ни в одной строке своего рассказа прямо не выступает против кровомщения. Он его развенчивает поступками и психологическим состоянием персонажей. Примечательно, что кровная месть началась из-за ничтожного повода: «Повздорили две бабы — Кодорон и Мадарон.

« Что ты за брат своей сестры, когда можешь, ничего не говоря, слышать, как о твоей сестре, а о моей дочери распускают такие сплетни. Укоряют меня в нескромности моей дочери за то, что у нее, как у женщины, есть груди. )).

Именно "бабью баталию" обслуживают такие лексемы, как: пронзительный злобный голос, повздорили, ругань, визг, воровка, коришь, украл, бесстыдница, прошипела и др. Не менее выразительны и паралингвис-тические средства: злобно сверкая глазами, сверкнула очами, харкнула, плевки.

В повести затрагивается и еще одна очень важная тема — тема невежества простых необразованных горцев. По сути дела смерть постигла Бимболата из-за невежества его родителей, которые полагались в лечении сына на знахарку и на муллу, а не на врачей.

В жанровом отношении анализируемое произведение представляет собой социально-бытовую повесть.

Речевые средства, выполняющие жанрообразующую функцию в повести, участвуют в формировании содержательно-тематической стороны текста, а также в формировании структуры повествования и в оформлении композиции текста.

Архитектоника анализируемой повести проста, в тексте отсутствует членение на главы, подглавки, имеет место лишь членение текста на абзацы.

Каждый образ раскрывает микротему текста, имея зачин, развитие мысли и концовку.

Читайте также: