Импрессионизм в живописи это кратко и понятно портреты

Обновлено: 02.07.2024

Импрессионизм — это влиятельное, масштабное, переломное течение в искусстве заключительной трети XIX и начала XX столетия. Нередко историю живописи делят на периоды до и после импрессионизма. Это течение заложило основы изобразительного искусства XX века со всеми его многочисленными авангардными стилями. И хотя сейчас импрессионистское творчество кажется более близким к классической традиции, чем к современному искусству, для современников идеи импрессионистов были подобны свежему ветру, ворвавшемуся в мир увядающего академизма и салонной живописи.

Импрессионизм и вправду сравним с дуновением ветра, трепетом листьев, бликами солнца на морской ряби. Сама суть этого творческого метода — в отражении изменчивости окружающей реальности. Импрессионисты старались уйти от статичного изображения мира и сделать картины более живыми. Они стремились отразить движение, наполняющее природу, передать в произведениях изменения воздуха, теней, света. Художник-импрессионист пытался уловить ускользающее мгновение и запечатлеть настроение момента.

Леруа острил и язвил, но термин прижился и стал искусствоведческим. Теперь его уже применяют, конечно, безо всякой иронии.

Особенности импрессионизма

Рассматривая шедевры импрессионизма, созданные мастерами этого направления, можно выделить их общие черты:

Демократический подход к выбору сюжетов скандализировал консервативную публику: вместо привычных Венер им предлагали взглянуть на танцовщиц и проституток, вместо наполненных высокими идеями сюжетов они видели пикники и кабаки.

Пожалуй, пейзажи были самыми безобидными, но и здесь новаторы-импрессионисты сумели возмутить традиционалистов. Давайте разберёмся, почему.

Импрессионизм — это новая техника и новый взгляд

Отвечая на вопрос, что такое импрессионизм, необходимо подчеркнуть, что это нечто большее, чем стиль. Это философия, идейная позиция, набор художественных методов, охватившее разные области культуры течение. Дело было не только в том, что живописцы-импрессионисты стали писать картины с определёнными стилистическими особенностями. Они предложили новый взгляд на мир, выйдя из студийных стен.

Веками мастера писали в студиях сюжетные полотна, портреты и даже пейзажи. Это не позволяло передать нюансы, связанные с естественным освещением. Например, рисуя закат, художник передавал некое умозрительное, обобщённое представление о закате.

Стремясь поймать и перенести на холст мимолётное впечатление, импрессионисты противопоставили студии пленэр. В это время появились тюбиковые краски, что дало возможность работать на природе или на улицах города.

Это позволило писать мир именно таким, каким художник видел его в момент создания картины. Но оказалось, что традиционные методы живописи не подходят для такой работы! Возникла необходимость в создании особой техники. Её особенности:

  • отказ от чётких контуров;
  • отказ от детализации и прорисовки (впрочем, иногда на импрессионистских картинах часть изображения прорисована, часть — нет);
  • отказ от лессировки, то есть от нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета, что характерно для классической школы;
  • использование этюдных мазков — энергичных, крупных;
  • раздельное наложение мазков;
  • отказ от смешивания красок — это одна из ключевых особенностей импрессионистской техники.

Живописцы-импрессионисты отказались от использования палитры и создавали оттенки, нанося мазки чистых цветов близко друг к другу (интересно, что чёрную краску практически не использовали, создавая тёмные зоны за счёт визуальных эффектов). Поэтому на импрессионистские произведения нужно смотреть с определённого расстояния.

Однако новаторская техника была только частью тех изменений, которые принёс в живопись импрессионизм. Выяснилось, что при естественном освещении в различное время суток, в тени или на ярком солнце, предметы не всегда выглядят так, как мы привыкли видеть их в комнате или на классических картинах. Например, когда солнце бьёт в глаза, мы щуримся, и это меняет восприятие, а если небо заполоняет грозовой фронт, мир обретает контрастную чёткость.

Художники-импрессионисты стали изображать вещи такими, какими видели их в момент творения картины, и это ломало шаблоны. Например, красные ягоды могли приобрести фиолетовый оттенок, а уходящая вдаль фигура — полураствориться в пелене тумана или дождя.

Великие художники-импрессионисты

Первые импрессионистские ноты появились в пейзажах известных мастеров. Предтечами импрессионизма считаются Эжен Делакруа (Eugène Delacroix) и Уильям Тёрнер (William Turner).

Интересно, что на развитие импрессионизма оказало влияние творчества Кацусики Хокусая и других японских пейзажистов.

Как отдельное течение импрессионизм начал формироваться в 1860-х годах, а первая выставка, объединившая новаторов, состоялась в 1874 году. Тогда же, кстати, Луи Леруа напечатал свой фельетон, благодаря которому у направления появилось название.

Наибольшее влияние на развитие нового стиля оказали:

    (Édouard Manet) и Клод Моне (Claude Monet) — два великих импрессиониста с похожими фамилиями. Их знакомство началось с путаницы на выставке и ссоры (Мане поздравляли с успехом Моне), но эта забавная ситуация стала началом большой дружбы; (Edgar Degas), певец театрального мира, оперы и кафешантанов. Один из немногих живописцев-импрессионистов, избегавший пленэра; (Pierre-Auguste Renoir) — первый среди художников направления, которого признал свет; (Alfred Sisley) — мастер лирического пейзажа.

Большой вклад в развитие импрессионистской живописи внесли Камиль Писсарро (Camille Pissarro), Фредерик Базиль (Frédéric Bazille), Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte) и художница Берта Моризо (Berthe Morisot).

Впечатляют ли вас работы этих мастеров? Делитесь впечатлениями в комментариях. Если же у вас возникло желание войти в число коллекционеров, собирающих произведения художников-импрессионистов, принимайте участие в онлайн-аукционах на сайте VeryImportantLot. Это возможность стать обладателем картин, чья ценность возрастает с каждым годом.

Что такое импрессионизм

Каждая картина в стиле импрессионизм, – как зарисовка из открытого окна. Последователи этого направления предпочитают работать на свежем воздух, чтобы сохранить мимолетность будничных пейзажей и очарование естественных портретов.

Что это вообще такое

Мэри Кассат

Картина художницы Мэри Стивенсон Кассат “Мама играет с ребенком”.

Представители импрессионизма экспериментировали, выбирая непривычные ситуации и новые ракурсы. До появления стиля предпочтение в живописи отдавалось картинам на исторические и религиозные темы. Натюрморт и пейзаж популярностью не пользовались. Но эти художники изменили положение вещей.

История импрессионизма

Картина

Эдгар Дега. Картина “Балетные сцены”

Общество отреагировало на новый стиль неоднозначно. Зрители пребывали в шоке – на полотнах вместо привычных образов и сюжетов импрессионисты сохраняли мимолетность мгновения. Публика негодовала выбору героев картин – видеть дам легкого поведения на полотнах высший свет не хотел. Поэтому неудивительно, что картины в стиле импрессионизм покупали неохотно, а художников обвиняли в аморальности. Сегодня критики удивляются оценкам предшественников. Пейзажи Камиля Писсарро или натюрморты Моне аморальными назвать сложно.

Эдгар Дега

Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”

Некоторым живописцам повезло. Творчество Клода Моне, Огюста Ренуара и Камиля Писсарро сделало их знаменитыми при жизни. Но есть и грустные истории. Альфреду Силей не так повезло – признание пришло посмертно.

Французский импрессионизм

Истоки

Живописцы стремились передать реальность с помощью ярких красок и промежуточных тонов еще в эпоху Возрождения. Их манеру переняли испанцы. На Ренуара и Мане влияние оказали Эль Греко, Гойя и Веласкес.

Тени на полотнах Рубенса цветные, используются прозрачные промежуточные оттенки. Черного в работах художника не найти – этот принцип в будущем переняли импрессионисты. В новом направлении искусства также прослеживался английский отпечаток. Клод Моне, Писсарро и Сислей изучали великие работы пейзажистов Лондона в годы франко-прусской войны. Предшественником нового стиля называют Эжена Делакруа. Он одним из первых художников пытался передать на полотне движение. Для этого живописец экспериментировал с насыщенностью красок и способами нанесения мазков.

На французский импрессионизм в живописи влияние также оказало японское искусство, с которым жители Парижа познакомились в 50-ые годы 19 века. Во Франции прошли выставки гравюры. Неизгладимое впечатление на импрессионистов оказали работы Хокусай, Утамаро, и Хиросиге. Французские художники удивились необычным смещениям композиций и композициям с наклоном, а также схематичности в передаче форм.

Творчество Делакруа

Творчество Делакруа

Особенности стиля impressionism

Художники Франции передавали мир не как серию застывших картинок, а как выхваченные из жизни моменты в движении. Импрессионист не уставал любоваться одинаковым сюжетом в разное время года и суток, пытаясь сохранить его переменчивость в зависимости от погоды и освещения. Живописцы придумали способы, которые мастерски передают происходящие вокруг изменения. Чтобы оценить их творческие решения, достаточно изучить следующий список работ:

Импрессионизм – это ожившие картины. На полотнах падают дождь и снег, дует ветерок, передвигаются по небу облака. Чтобы передать атмосферу реальности, художники импрессионисты работали обычно на открытом воздухе.

Творческим экспериментам поспособствовало появление специальных туб. Краски в них долго не засыхали. На смену кожаным мешочкам приходит упаковка из стали.

Черты стиля:

  1. Вместо исторических, библейских и литературных сюжетов появляются будничные и современные зарисовки.
  2. Импрессионисты в своих работах отказываются от важных социальных проблем.
  3. Объектом изображения становятся люди, которые праздно проводят свободное время. Они гуляют в садах, сидят в кафе, танцуют. Возникает ощущение, что вся жизнь – серия маленьких праздников.
  4. Большое внимание уделяется изменчивым городским пейзажам.
  5. Особенности стиля также заключаются в отказе от контуров. Художники заменяют их отдельными мазками.

В 80-ые годы 19 века французские импрессионисты активно экспериментируют в данном направлении живописи. Появляются новые разновидности и художественные группы. Живописцы предпочитают классической смеси красок чистые цвета. Четкие контуры и контрасты исчезают с полотен.

Три шедевра мировой живописи

Почему критики в штыки приняли новое направление? В чем заключался вызов обществу? Попробуем разобраться в новаторских методах трех самых известных художников – рассмотрим лучшие картины импрессионистов.

Эдуард Мане

Эдуард Мане.

Эдуард Мане. “Завтрак на траве”

Полотна Ренуара пропитаны светлыми эмоциями – его не зря считают одним из самых оптимистичных импрессионистов. Он сохранял яркие повседневные моменты, не используя в работе черный цвет. Художник предпочитал писать людей. Замысловатых сюжетов, как и у других последователей направления, у него нет. Огюст Ренуар говорил, что счастлив возможности рисовать букеты и не размышлять подолгу над названиями, ведь история для импрессионистов неважна.

Пьер-Огюст Ренуар.

Пьер-Огюст Ренуар. “Женщина с зонтиком в саду”

Основателем импрессионизма считают Клода Моне. Этому стилю он оставался верен до самой смерти. Если внимательно изучить полотна живописца, становится понятно, что художник писал не портреты и пейзажи. Его творчество – невероятные конструкции из пятен и бликов. Критики выделяли городские пейзажи, выполненные Клодом Моне. Движения он умудрялся передавать при помощи зыбкости изображения.

Клод Моне.

Клод Моне. “Бульвар Капуцинок в Париже”

Новый стиль в литературе, музыке и фотографии

Этот стиль получил распространение и в других сферах искусства. В литературе для этого стиля характерны следующие черты:

  • выражение эмоций и впечатлений автора;
  • отсутствие сюжета;
  • изображение жизни в моменте;
  • мысли заменяются восприятием автора.

Ключевой принцип натурализма – верность себе. Реальность зависит от восприятия каждого отдельного человека и его темперамента. Лучше всего это выражено в произведениях Эмиля Золя – он мастерски описывал звуки и запахи.

Импрессионизм в фотографии не менее интересен, чем в других видах искусства. Авторы стараются поймать мгновения переменчивого мира (impressions) и передать впечатления от них. Съемка проводится в разное время суток – освещение помогает в передаче важных нюансов. На рубеже веков были популярны работы Анны Бригман из Америки и Пихие из Австрии. Оба фотохудожника увлекались ритмом линий и экспериментировали со световыми эффектами.

Проявление в фотографии

Появление этого течения в фотографии

Развитие этого направления в России

Русское направление отличается от классического, представления о котором родились в 19 веке во Франции. Художники уделяют большее внимание смыслу, а динамику стараются передавать напротив меньше. Они не только делают упор на описание увиденного, но и стараются сохранить ощущение от пережитого, оценить происходящее.

  • Исаак Левитан;
  • Константин Коровин;
  • Валентин Серов;
  • Станислав Жуковский;
  • Зинаида Серебрякова;
  • Леонид Пастернак.

Современный импрессионизм в России известен живописью Бато Дугаржапова. Он родился в Читинской области в 1966 году. За плечами выдающегося художника обучение в МГАХИ им. В. И. Сурикова. Бато Дугаржапов посещает российские и американские ярмарки, его работы выставлены в музеях разных стран мира и частных коллекциях.

Картина Бато Дугаржапова

Картина Бато Дугаржапова

Живописец расписывал купол алтаря в Храме Христа Спасителя. Также он принимал участие в оформлении храма в честь Казанской Иконы Божией Матери. Его современные работы запоминаются яркой палитрой – художник применяет чистые тона и использует большую палитру цветовых оттенков. Критики сравнивают его полотна с таинственными новеллами, которые наполнены широким спектром эмоций и впечатлений. При просмотре работ с монитора, рекомендуется отойти подальше от экрана для лучшего восприятия.

Российский импрессионизм

Отличие импрессионизма от других направлений

Параллельно со стилем, вызвавшим такие жаркие дискуссии в обществе, развивались и другие направления. Постимпрессионизм и экспрессионизм нашли почитателей в разных странах.

Критики сравнивают импрессионизм и постимпрессионизм. Постимпрессионисты передавали не только сиюминутные впечатления от увиденного. На их полотнах отражаются длительные состояния. Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген использовали различные техники, но отталкивались в своем творчестве от импрессионизма.

Берта Моризо

Берта Моризо “Игра в прятки”

Импрессионизм и экспрессионизм нередко путают, но это обусловлено в основном схожестью названий. Разница значительная. Экспрессионизм появился через 40 лет. Художники поднимают тему несовершенства мира – человек на их полотнах чувствует себя неуютно в уродливом мире. Это течение считают пессимистичным, ведь его переполняют апокалиптические идеи. Пропорции осознанно удлиняются, а краски используются резкие и драматические.

Чем импрессионизм является для ценителей искусства сегодня? Солнечные краски настраивают на позитивный лад и помогают с помощью живописи подкорректировать отношение к действительности. Бессюжетные картины отличаются легкостью и воздушностью, учат ценить каждый момент и любоваться окружающим с удовольствием.



Импрессионизм — это направление в живописи, которое появилось во Франции в конце XIX века.

Художники этого направления выступали против традиций классицизма и реализма. Они стремились показать красоту конкретного момента, передать свои эмоции от увиденного. Для этого авторы изобрели новые живописные методы. Они отказались от черного цвета, не использовали палитру, иногда выдавливали краску из тюбика прямо на холст, а вместо контуров изображаемых предметов использовали мелкие мазки.



который всячески избегал называть себя импрессионистом, но они сами считали его родоначальником этого направления, а себя последователями великого Мастера.


На этой картине (по мотивам знаменитого произведения Гойи) слева изображена женщина, в которую Мане был влюблен, любовь была взаимной, страстной, длилась 6 лет, но не могла иметь счастливого конца: Мане был женат,



Во время франко-прусской войны и осады Парижа в 1870 году Мане вместе с Дега часто бывает в доме Берты, позже к ним присоединяется и Эжен, брат Эдуарда Мане. И через три года, когда Берте уже исполнилось 32, она решается закончить безысходный роман с Эдуардом Мане и выйти замуж за влюбленного в нее, понимающего и поддерживающего ее Эжена Мане.


Последний ее портрет написан художником уже после свадьбы Берты Моризо и Эжена Мане. Вся ее поза говорит об отстранении, о холодности в отношениях, об окончании долгого и бурного романа, о начале нового этапа в ее жизни и творчестве.
Берта Моризо (1841-1895) родилась в буржуазной богатой семье в Бурже, являлась внучатой племянницей известному художнику стиля рококо – Фрагонару. У девушки проявились художественные способности и она, вместе со своей сестрой, брала уроки у знаменитого живописца (мы говорили о нем в прошлом обзоре) – Камиля Коро.



После рождения дочери Жюли она стала основным персонажем картин Берты, от раннего детского возраста до юношества можно проследить за изменениями ее облика по картинам матери.



Умерла Берта Моризо в 1895 году, в возрасте 54 лет от заболевания легких, вероятно, туберкулеза. Интересно, что не имея широкого признания при жизни, Берта Моризо стала востребована в наше время, и в 2013 году одна из ее картин была продана на аукционе Christie's за $10,9 миллионов.


Мы не будем сравнивать художников-импрессионистов по их значимости, но все-таки первым среди них (и самым любимым) я считаю Оскара Клода Моне (1840-1926), не только потому, что он был основателем и теоретиком импрессионизма, но еще и потому, что он, один из немногих, сохранил верность этому направление до конца своей долгой жизни.



Именно на его картинах так часто начали появляться зонтики, полюбившиеся почти всем импрессионистам, а интерес к ним пришел из увлечения японским искусством, коллекция которого занимает несколько комнат в Живерни. На картинах Моне мы часто видим женщин, особенно Камиллу, прогуливающихся под зонтиками.


Любимая жена родила ему двух сыновей, но вскоре после рождения второго сына, в 1879 году, в возрасте всего 32 лет она умерла в мучениях от рака матки. Моне запечатлел ее умершей, плакал, но не мог побороть в себе художника - желания взять в руки палитру и отобразить изменения цветовых оттенков лица, происходящих на его глазах.


В 1883 году, уже приобретя известность и немного заработав, Моне покупает дом в Живерни, разводит там великолепный сад, а после женитьбы в 1892 году на Алисе Ошеде, переезжает вместе с ней и детьми туда и живет там до самой смерти. Алиса еще в последний год жизни первой жены Камиллы, переехала вместе со своими 6 детьми к Моне, чтобы ухаживать за больной Камиллой и вести дом.




родился далеко от Франции, на острове Сент-Томас в Вест-Индии в буржуазной еврейской семье и только в 25 лет вместе с семьей переехал в Париж. В течение 6 следующих лет молодой Камиль учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса в Париже, у Коро и Курбе. В эти и последующие годы он писал сельские и парижские пейзажи, самостоятельно разрабатывая те принципы, что легли в основу нового стиля, уделяя особое внимание свету и воздуху, наполнявшим его картины.



Но картины в этом стиле не находили отклика у публики, плохо продавались, и художник вернулся к своей технике передачи солнечного света и воздушного пространства. Несмотря на то, что к концу жизни у него сильно ухудшилось зрение, он продолжал работать, создав знаменитую серию видов Парижа из окон отелей, принесшую ему, наконец, долгожданное признание, его картины начинают пользоваться успехом и дорого продаваться.




Он родился в богатой аристократической семье, рано потерял мать, еще в юности под влиянием революционных идей изменил фамилию с де Га на Дега и еще в детстве проявил свои художественные способности. В юности он подражал манере Энгра, Пуссена, Гольбейна, и много времени проводил в Лувре, копируя их картины. Энгр, с его любовью к четким контурам, оставался для Дега до конца жизни самым уважаемым авторитетом. Отец хотел, чтобы он стал юристом, но его эта стезя не привлекала, а богатство семьи позволяло ему не думать о зарабатывании средств на жизнь. Начало своей творческой жизни Дега посвятил исторической живописи и портретам, открыв собственную мастерскую.


Период раннего сильного увлечения портретами длился недолго, но принес большую пользу художнику – еще тогда его начало интересовать не статичное неподвижное изображение человека, а его образ в движении, даже в изображении на портрете.


Знакомство и дружба с Эдуардом Мане ввела его в круг импрессионистов, с которыми он не во всем сходился. Во-первых, он не любил пленэр, так воспеваемый ими, он считал, что на природе невозможно сосредоточить внимание на работе, предпочитал тишину студии. Во-вторых, будучи прекрасным рисовальщиком, Дега стремился к точности изображения, что не было целью у импрессионистов. И в-третьих, если импрессионисты стремились передать подвижность мира через движение света, воздуха, смену времени дня, то Дега хотел выразить это же через движение самого человека в пространстве,


и уж тем более в многочисленных сценах, запечатлевших жизнь театра, балета и танцовщиц. На его картинах сценки из жизни зрителей и особенно балерин лишены не только какой-либо эротичности, но даже создают ощущение полной и холодной отстраненности художника от своей модели.





Расцвет искусства Ренуара в стиле импрессионизма приходится на середину 60-х – 80-е годы. Именно в эти годы он создает свои самые знаменитые картины и светские портреты, обычно слегка сентиментальные и комплементарные, но всегда пронизанные светом, насыщенные воздухом, живые и волнующие, хотя он сам иногда говорил, что не очень любит портреты, но они приносят доход, в котором так нуждался молодой художник.


После расставания со своей давней возлюбленной, ставшей его любовницей, когда ей было 16 лет и родившей ему сына, которого он так и не признал, Огюст женится на юной белошвейке Алине Шариго, ставшей главной любовью его жизни и у них родилось трое сыновей.


В 70-е годы палитра Ренуара светлеет, он много пишет на пленэре, мазок становится прозрачным, вибрирующим, а колорит серебристо-жемчужным, светящимся.




Он родился в очень богатой семье из высшего французского общества, получил хорошее юридические образование и лицензию на юридическую практику. После того, как отец купил поместье недалеко от Парижа и увидел тягу сына к рисованию, он устроил ему там студию, в которой позже молодой Гюстав написал немало картин, изображающих его самого



После смерти родителей ему досталось огромное наследство, и он не только мог себе позволить полностью посвятить себя своим увлечениям и живописи, но и постоянно помогать своим друзьям художникам материально, в том числе и покупая их картины. Таким образом, он стал обладателем фактически первой коллекции импрессионистов из 68 полотен, 38 из которых станут не только украшением Лувра но и послужат вместе с его работами в том числе основанием для создания Музея Орсе, а остальные купит позже Альберт Барнс для своего будущего Фонда в Мерионе, пригороде Филадельфии.




Жан Фредерик Базиль (1841-1870) родился в семье богатого винодела в Монпелье, где находился Музей Фабра, который сыграл позже большую роль в художественном развитии начинающего художника. Именно там он познакомился с творчеством многих мастеров живописи Франции, а полотна Делакруа и Курбе, которые он видел в доме соседа, подтолкнули его к занятиям живописью, хотя он и начал уже изучать медицину. В 1862 году Фредерик приезжает в Париж, чтобы продолжить медицинское образование и одновременно поступает в ученики к художнику Глейру, знакомится с Моне и Ренуаром, Сезанном и Сислеем,


ставшими его друзьями и оказавшими большое влияние на его развитие как художника. Он много работает на пленэре, ему было интересно писать людей в окружении природы, в единении с ней, пытаться отобразить их впечатления и переживания на фоне прекрасных видов, передавая игру солнечного света и движения воздуха.


Работы Базиля стали принимать на выставки Парижских салонов, многие из них украшали стены семейного поместья в окрестностях Монпелье. Молодой художник бросает учебу в медицинской академии, признается родителям в том, что уже давно все свое время посвящает живописи, они не выражают радости по этому поводу, но смиряются и продолжают его содержать.


Фредерик снимает мастерскую в Париже, там не только работают его друзья-художники, но часто и живут, пользуясь его гостеприимством. Он, как и его друзья, ищет новые формы, но в отличие от них еще не готов к передаче мимолетных впечатлений, его работы только подводят нас к тому, что позже назовут импрессионизмом. Вот одна из последних его работ.


1870 году, когда началась франко-прусская война, молодой, патриотически настроенный Базиль отправился добровольцем на фронт и погиб в бою, не дожив недели до 29 лет, не успев узнать, что через четыре года вместе со своими друзьями он станет родоначальником одного из самых значимых направлений в современном искусстве.
В этой части обзора мы коснулись только французских художников, положивших начало импрессионизму. Продолжая тему, поговорим о представителях других стран, работавших в этом направлении.
Как всегда, можете посмотреть видеоклип в сопровождении музыки Клода Дебюсси, в котором можно увидеть около 114 репродукций, продолжительность ролика – 7 с половиной минут.

Импрессионизм — это термин, производный от латинского языка, и означает впечатление, отражение. Обозначает направление в искусстве, появившееся в живописи второй половины XIX века. Основными предпосылками этого направления постулировалась необходимость запечатлеть момент, что был замечен создателем холста. Его сторонники больше всего ценят натюрморты, пейзажи, персонажей в движении.

Импрессионизм — направление в искусстве

Концепция понятия

Импрессионизм — направление в искусстве, зародившееся во Франции. Черты импрессионизма — художник изображал вещи в соответствии со своими впечатлениями, не заботясь об общепринятых правилах. Он работал на открытом воздухе, разбивал и разделял цветовые пятна, использовал только чистые цвета солнечного спектра, стремился вернуть интенсивность света, его возможности выражаются в том, чтобы уловить жизнь в её мимолётности.

Стоит вспомнить импрессионизма представителей, вот список:

Понятие импрессионизм

  1. Эдгар Дега.
  2. Клод Моне.
  3. Берт Морисо.
  4. Огюст Ренуар.
  5. Камиль Писсарро.
  6. Альфред Сислей.
  7. Пол Сезанн.
  8. Ван Гог.

История возникновения

История возникновения импрессионизма

Первоначальной датой возникновения истории импрессионизма считается 1874 год, когда проходила выставка инновационных работ. Название происходит от картины одного из основоположников импрессионизма — Клода Моне. Изображение эпохи основателя объединяет всю особенность понятия, то есть желание увековечить мимолётный момент. Это фиксация на холсте единственного в своём роде случая, затрагивающего чувства, который не может ускользать.

Работы импрессионистов находятся в явном противоречии с последней волной произведений создателей реалистического направления. Напротив, они не затрагивают социальных тем, не имеют дела с метафизическими проблемами, не показывают обычную повседневную жизнь. Они также отходят от классической картины. Отрезаны они и от краткой темы исторического, библейского, религиозного характера. Одним из первых вышел на улицу и нарисовал красоту Моне

Импрессионисты уделяли большое внимание роли света, угла обзора, настроения, которые они хотели увековечить. Цветовая гамма, специфичная для этого направления, также имела большое значение.

Художники использовали масло в портретах и пейзажах и только следующие семь цветов радуги и смешивали их только на холсте:

  • красный;
  • оранжевый;
  • жёлтый;
  • зелёный;
  • синий;
  • индиго;
  • фиолетовый.

Со времён импрессионистов определение изображения стало отличаться и имело всё меньшее значение. Было важно, в какой форме это было сделано. Вопреки распространённому мнению, источником вдохновения для художников стало развитие технологий. Важную роль здесь сыграло изобретение фотографии, цель которой была такой же, как импрессионизм. Страсть к природе света как результат прогресса в области оптики.

Черты импрессионизма

Первоначально представлены были художники движения искусства, которые сформировали плотную группу. Этот расцвет переживает новое направление в период с 1874 по 1886 год. Предшественники импрессионизма самостоятельно организовывали выставки, которые рекламировали их работы

Название направления было совершенно случайно назначено и принято группой. Один из художников Клод Моне на первой знаменитой выставке 1874 года представил свою картину. Организатор выставки, Эдмонд Ренуар, брат одного из знаменитых импрессионистов, занимался каталогованием работ экспозиции, сменявшихся постоянно повторяющимися именами.

Основоположники импрессионизма

Важным местом для импрессионизма был район Монмартр в Париже. Там в каком-то смысле всё началось. Это была область, где жили многие художники в 60-х гг. В местном кафе Guerbois группа художников встретилась, чтобы поговорить о новом искусстве. Дискуссии вёл в основном Моне. Его неоднозначные взгляды на искусство понравились другим посетителям кафе. Там можно было встретить Фантена-Латура, Дега или Василия (друга семьи Моне). Базиль подружился с молодыми художниками из студии Glayre-Monet, Renoire и Sisley. Вскоре к нему присоединились Писсарро и Сезанн.

К сожалению, бурные разговоры о живописи сломали бурные времена. Война началась с Пруссии в 1870 году. Группа будущих импрессионистов распалась. Национальная гвардия взяла Моне и Дега. Затем Моне, Писсарро и Сислей нашли убежище в Англии. Ренуар вступил в войну, но подальше от фронта. Их друг Василий погиб в бою в 29 лет.

Большой прорыв

Выставка работ импрессионистов

Когда современные художники начинали свою карьеру в мире искусства, мнение критиков, работающих в Салоне, было очень важным. Это была ежегодная выставка, которая ставила оценки и была свидетелем карьеры классических художников. Они поддерживали и предлагали искусство, которое уважает традиции и классические образцы.

Иногда кому-то удавалось прорваться сквозь жёсткую критику Салона, но для импрессионистов была закрыта дверь. Жюри подвергло критике отрывочные техники художников, пейзажные сюжеты или сцены, наблюдаемые в городской жизни парижан. 1874 год был переломным, группа Societe Anonyme des Artistes, основанная запрещёнными художниками, организовала собственную выставку Peintres.

Главная идея

Направление, затронувшее музыкальные произведения, литературу, живопись

Импрессионизм сфокусирован на передаче приоритета в живописи, дизайне и цвете, который даёт свет человеческому глазу. Игра света, его степень серьёзности меняет цвет вещей, даёт новые оттенки, часто очень эфемерные. Поэтому картины, написанные импрессионистами, не всегда яркие, а и пастельные.

Долгое время в живописи существовало убеждение, что произведения искусства должны отражать реальность, спасённую наблюдателями. Созданы были произведения классики, романтики. Между тем импрессионисты пытались показать, что мир меняется, и наши глаза не могут идти в ногу с записью всего таким точным способом. Один лес может выглядеть совершенно иначе в течение дня. Большую роль играет игра света. Художники пытались изобразить средства, чтобы запечатлеть моменты изменчивости природы. Поэтому так часто рисовали пейзажи и использовали ​​насыщенную цветовую палитру.

Для них не имело значения, композиция была тщательно проработана, или была работа раскрашена по памяти. То, что художник видел, его взгляд — в деталях. Всё это можно узреть в работах импрессионистов, которые, не опасаясь смелых мазков, пересекли границы привычного.

Они играли со светом, который размыл контур предметов и людей. Свет давал надиктованные оттенки цветов, палитра художников была такой тёплой, как будто подвергалась солнечным законам. Люди, которые появились на изображениях, запечатлены в движении. Художники стремились передать динамику улицы, площади или парка. Окрашенные фигуры часто размыты, лица неузнаваемы. Это создаёт впечатление пойманного момента, казалось бы, случайной композиции.

Импрессионисты рисовали от природы. Это один из отличительных способов художников. Создание на открытом воздухе, было, однако, известно раньше, но ранее были нарисованы только эскизы для дальнейшей работы с мастерской.

Концепция понятия

Импрессионисты относились к живописи от природы как к долгу службы. По их мнению, художник никогда не запомнит точно всё, что видел на открытом воздухе, и поэтому рисунок в мастерской фрагментно потеряет свежесть и мимолётность. Когда Моне перестал работать с Глэйром, он отправился в Нормандию, чтобы посвятить себя живописи от природы. В 1863 году вместе с Ренуаром, Василием и Сисли они разработали методы формирования нового творчества. Выявлено это во время экспедиций в деревни Барбизон и Марлотт.

Технология выполнения

Великое искусство импрессионизма является чисто инстинктивным и визуальным, но это видение зависит от света и его постоянных трансформаций.

Поэтому пейзаж подавляет все остальные темы и полностью исключает следующие из них:

  • религиозные;
  • мифологические;
  • исторические.

Внимание импрессионистов привлёк тот факт, что они создают рефлексы — и особенно такие, которые быстро меняются. Они хотели сделать изменчивость природы, её движения, выражения.

Большой прорыв в импрессиониме

Каждый живописец стремился запечатлеть очарование места в определённый день, час. Это желание побудило Моне действовать. Художник хотел доказать, что, разместив мольберт в одном и том же месте, но в разное время дня, он увидит постоянно меняющиеся формы.

Русские импрессионисты не хотели изображать формы и цвета, основанные на существующих знаниях. Они также отказались от контурного рисунка, отказались от геометрических перспектив, пространство и объём подчёркивались цветом — его интенсивностью и оттенком.

Читайте также: