Идеология и культура в годы великой отечественной войны кратко

Обновлено: 04.07.2024

Общие условия развития культуры. Великая Отечественная война в корне изменила жизнь страны.

С начала войны еще более лояльной становится государственная политика по отношению к церкви, которая активно включилась в патриотическое движение. В сентябре 1943 г. состоялась встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. Вскоре после нее была восстановлена патриархия. Власти разрешили созвать Архиерейский собор для выбора патриарха, создать Священный синод, открыть богословские академии и семинарии, издавать религиозную литературу, организовать работу свечных заводов.

По всей стране в централизованном порядке открываются тысячи православных храмов. Священнослужителей выпускают из заключений и ссылок, при их согласии демобилизуют из армии. В правительстве для связи с церковью создается Совет по делам Русской православной церкви. Впоследствии были урегулированы отношения государства и с другими религиозными конфессиями.

Разумеется, с первых дней войны все достижения культуры, науки и техники были поставлены на службу победе, защите Отечества. Добровольцами на фронт уходили музыканты и художники, профессора и студенты. Свыше 2 тыс. работников Академии наук СССР сражались с оружием в руках на фронтах, в партизанских соединениях, отрядах народного ополчения.

В дни блокады в городе Ленинграде работали старейшая русская актриса В. Мичурина-Самойлова, певица С. Преображенская, композитор Б. Асафьев, писатели В. Инбер, В. Шишков, поэты Н. Тихонов, О. Бергольц.

Сотни писателей всех республик СССР стали военными корреспондентами, бойцами, командирами и политработниками (М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, А. Сурков, Б. Полевой, В. Василевская, А. Гайдар). Не раз на передовую линию фронта выезжал 80-летний А. Серафимович. Многие не вернулись с поля боя, погибли от голода, артиллерийского обстрела, бомбежек.

Правительство всемерно старалось сохранить отечественные культурные ценности и, прежде всего, самих деятелей культуры. Уже в августе 1941 г. из Москвы и Ленинграда в глубь страны были эвакуированы ученые, писатели, актеры. На периферии образовалось несколько культурных центров. Так например, в Нальчик приехали композиторы и профессора Московской консерватории (С.С. Прокофьев, Ю.А. Шапорин, В.В. Нечаев), артисты Московского Художественного театра во главе с В.И. Немировичем-Данченко, коллектив Малого театра, литераторы, художник И.Э. Грабарь, архитекторы братья Веснины. В сложных условиях они продолжали работать. Все усилия были направлены на пропаганду патриотизма, верности долгу, присяге, ненависти к врагу. В военные годы несколько ослабло идеологическое давление. Хотя в каждом подразделении в армии и в тылу ситуацию отслеживали партийные контролирующие структуры, работала цензура. Марксистско-ленинскую идеологию временно затмила тема защиты Отечества.

Образование. В военные годы, система образования переживает очень трудные времена. Многие вузы и школы ока­зались на оккупированной территории. Сотни учебных заведений эвакуировали на восток. В 2,5 раза сокращается число студентов, уменьшается общее количество вузов. В 1942 г. университеты были временно переведены на сокращенный, 3–4-летний срок обучения.




Был свернут взятый перед войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения воен­но-физкультурной подготовки вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, зо­лотые и серебряные медали. В вузах наряду с госэкзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.

В связи с тем, что на предприятия пришло много подростков, заменивших своих отцов и старших братьев, государство уделяло особое внимание расширению сети вечерних семилетних и средних школ для обучения молодежи без отрыва от производства. В фабрично-заводских школах и ремесленных училищах с 1941 по 1945 г. было подготовлено более 2250 тыс. молодых рабочих. За эти же годы вузы и техникумы дали стране 842 тыс. молодых специалистов. В дни войны школьники и студенты оказали большую помощь Красной Армии своим трудом в госпиталях, на за­водах и колхозных полях.

Наука. Работа Академии наук СССР, исследовательских институтов и вузов была полностью перестроена применительно к требова­ниям военного времени. В сентябре 1941 г. ученые СССР создали комиссию под председательством президента АН СССР академика В.Л. Комарова, в которую вошло свыше 800 специалистов. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем; научной помощи промышленности в улучшении и освоении но­вого военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов мест­ным сырьем.

Основные силы советской науки были переведены в глубокий тыл – за Волгу, на Урал, в Сибирь. Невзирая на трудности и лишения, которые принесла война, в целях развертывания научной деятельности были созданы академии медицинских и педагогических наук, академии Узбекской, Азербайджанской и Армянской ССР, филиал АН СССР в Западной Сибири.

Восемь самолетов Туполева участвовало в Великой Отечественной войне. Ни у кого из конструкторов не было такого количества боеспособных машин. ТУ–2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком второй мировой войны. Созданию самолетов А.Н. Туполев посвятил всю жизнь. Под его руководством создано более 50 оригинальных машин различных модификаций. На них установлено 78 мировых рекордов грузоподъемности, дальности и скорости полета.

В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по рас­щеплению ядра урана во главе с академиком И.В. Курчатовым. Под его руководством работало около двух десятков ученых. Институт под наименованием лаборатории №2 построили на окраине Москвы у бывшего Ходынского поля, служившего много десятилетий артиллерийским и пулеметным полигоном. Здесь в начале 1945 г. заработал циклотрон, построенный всего за один год.

В тоже время, над литераторами продолжала довлеть административно-командная система, недремлющее око цензуры. Особенно приветствовались произведения, где преувеличивалась роль Сталина. Нужно сказать, что их немало было создано. Одни писались совершенно искренне, другие – а угоду конъюнктуре. В 1945 г. началась травля И. Эренбурга за то, что он посмел критиковать поведение советских солдат в Германии, где насилие и грабеж по отношению к немецкому населению были далеко не единичными случаями.

В целом, литература военных лет стала огромной духовной силой в жизни народа, помогла выстоять в войне, сберечь людям истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание, благодаря умению воздействовать на умы, волю и сердца читателей.

Киноискусство. Работники советского кино сражались за победу своим оружием. Операторы были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов. Они участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках, действия партизанских соединений, героическую оборону Ленинграда. Молодой кинооператор, Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до тех пор, пока не потеряла сознание. В боях погибли операторы В. Сущинский, В. Муромцев, Н. Быков и многие другие. Все сюжеты стекались на Центральную и Ленинградскую студии документальных фильмов. Из этих лент составляли очередные выпуски хроникальных журналов.

Художественная кинематография так же была призвана работать только на нужды фронта и тыла. Был пересмотрен план производства художественных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме за­щиты Родины.

Симфония впервые была исполнена оркестром Радиокомитета 9 августа 1942 г. в Ленинграде. Репетиции проходили в холодных, нетопленых залах. Музыканты исполняли сложнейшие партии в верхней одежде. Во время концерта летчики были в небе, чтобы не допустить фашистского налета.

Бригады крупнейших театров СССР выезжали на передовую. Артисты московского Центрального театра Советской Армии дали на фронтах свыше тысячи концертов. Перед бойцами и моряками Балтийского флота более 2500 раз со спектаклями высту­пали актеры Ленинградского театра имени А.С. Пушкина. Специальные концертные группы обслуживали госпитали, военные корабли, призывные пункты, оборонные предприятия. В 1941–1945 гг. из 1300 тыс. концертов и спектаклей для воинов армии и флота 450 тыс. было дано непосредственно на фронте.

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.

(1941–1945)

Общие условия развития культуры. Великая Отечественная война в корне изменила жизнь страны.

С начала войны еще более лояльной становится государственная политика по отношению к церкви, которая активно включилась в патриотическое движение. В сентябре 1943 г. состоялась встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. Вскоре после нее была восстановлена патриархия. Власти разрешили созвать Архиерейский собор для выбора патриарха, создать Священный синод, открыть богословские академии и семинарии, издавать религиозную литературу, организовать работу свечных заводов.

По всей стране в централизованном порядке открываются тысячи православных храмов. Священнослужителей выпускают из заключений и ссылок, при их согласии демобилизуют из армии. В правительстве для связи с церковью создается Совет по делам Русской православной церкви. Впоследствии были урегулированы отношения государства и с другими религиозными конфессиями.

Разумеется, с первых дней войны все достижения культуры, науки и техники были поставлены на службу победе, защите Отечества. Добровольцами на фронт уходили музыканты и художники, профессора и студенты. Свыше 2 тыс. работников Академии наук СССР сражались с оружием в руках на фронтах, в партизанских соединениях, отрядах народного ополчения.

В дни блокады в городе Ленинграде работали старейшая русская актриса В. Мичурина-Самойлова, певица С. Преображенская, композитор Б. Асафьев, писатели В. Инбер, В. Шишков, поэты Н. Тихонов, О. Бергольц.

Сотни писателей всех республик СССР стали военными корреспондентами, бойцами, командирами и политработниками (М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, А. Сурков, Б. Полевой, В. Василевская, А. Гайдар). Не раз на передовую линию фронта выезжал 80-летний А. Серафимович. Многие не вернулись с поля боя, погибли от голода, артиллерийского обстрела, бомбежек.

Правительство всемерно старалось сохранить отечественные культурные ценности и, прежде всего, самих деятелей культуры. Уже в августе 1941 г. из Москвы и Ленинграда в глубь страны были эвакуированы ученые, писатели, актеры. На периферии образовалось несколько культурных центров. Так например, в Нальчик приехали композиторы и профессора Московской консерватории (С.С. Прокофьев, Ю.А. Шапорин, В.В. Нечаев), артисты Московского Художественного театра во главе с В.И. Немировичем-Данченко, коллектив Малого театра, литераторы, художник И.Э. Грабарь, архитекторы братья Веснины. В сложных условиях они продолжали работать. Все усилия были направлены на пропаганду патриотизма, верности долгу, присяге, ненависти к врагу. В военные годы несколько ослабло идеологическое давление. Хотя в каждом подразделении в армии и в тылу ситуацию отслеживали партийные контролирующие структуры, работала цензура. Марксистско-ленинскую идеологию временно затмила тема защиты Отечества.

Образование. В военные годы, система образования переживает очень трудные времена. Многие вузы и школы ока­зались на оккупированной территории. Сотни учебных заведений эвакуировали на восток. В 2,5 раза сокращается число студентов, уменьшается общее количество вузов. В 1942 г. университеты были временно переведены на сокращенный, 3–4-летний срок обучения.

Был свернут взятый перед войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения воен­но-физкультурной подготовки вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, зо­лотые и серебряные медали. В вузах наряду с госэкзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.

В связи с тем, что на предприятия пришло много подростков, заменивших своих отцов и старших братьев, государство уделяло особое внимание расширению сети вечерних семилетних и средних школ для обучения молодежи без отрыва от производства. В фабрично-заводских школах и ремесленных училищах с 1941 по 1945 г. было подготовлено более 2250 тыс. молодых рабочих. За эти же годы вузы и техникумы дали стране 842 тыс. молодых специалистов. В дни войны школьники и студенты оказали большую помощь Красной Армии своим трудом в госпиталях, на за­водах и колхозных полях.

Наука. Работа Академии наук СССР, исследовательских институтов и вузов была полностью перестроена применительно к требова­ниям военного времени. В сентябре 1941 г. ученые СССР создали комиссию под председательством президента АН СССР академика В.Л. Комарова, в которую вошло свыше 800 специалистов. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем; научной помощи промышленности в улучшении и освоении но­вого военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов мест­ным сырьем.

Основные силы советской науки были переведены в глубокий тыл – за Волгу, на Урал, в Сибирь. Невзирая на трудности и лишения, которые принесла война, в целях развертывания научной деятельности были созданы академии медицинских и педагогических наук, академии Узбекской, Азербайджанской и Армянской ССР, филиал АН СССР в Западной Сибири.

Восемь самолетов Туполева участвовало в Великой Отечественной войне. Ни у кого из конструкторов не было такого количества боеспособных машин. ТУ–2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком второй мировой войны. Созданию самолетов А.Н. Туполев посвятил всю жизнь. Под его руководством создано более 50 оригинальных машин различных модификаций. На них установлено 78 мировых рекордов грузоподъемности, дальности и скорости полета.

В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по рас­щеплению ядра урана во главе с академиком И.В. Курчатовым. Под его руководством работало около двух десятков ученых. Институт под наименованием лаборатории №2 построили на окраине Москвы у бывшего Ходынского поля, служившего много десятилетий артиллерийским и пулеметным полигоном. Здесь в начале 1945 г. заработал циклотрон, построенный всего за один год.

В тоже время, над литераторами продолжала довлеть административно-командная система, недремлющее око цензуры. Особенно приветствовались произведения, где преувеличивалась роль Сталина. Нужно сказать, что их немало было создано. Одни писались совершенно искренне, другие – а угоду конъюнктуре. В 1945 г. началась травля И. Эренбурга за то, что он посмел критиковать поведение советских солдат в Германии, где насилие и грабеж по отношению к немецкому населению были далеко не единичными случаями.

В целом, литература военных лет стала огромной духовной силой в жизни народа, помогла выстоять в войне, сберечь людям истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание, благодаря умению воздействовать на умы, волю и сердца читателей.

Киноискусство. Работники советского кино сражались за победу своим оружием. Операторы были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов. Они участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках, действия партизанских соединений, героическую оборону Ленинграда. Молодой кинооператор, Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до тех пор, пока не потеряла сознание. В боях погибли операторы В. Сущинский, В. Муромцев, Н. Быков и многие другие. Все сюжеты стекались на Центральную и Ленинградскую студии документальных фильмов. Из этих лент составляли очередные выпуски хроникальных журналов.

Художественная кинематография так же была призвана работать только на нужды фронта и тыла. Был пересмотрен план производства художественных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме за­щиты Родины.

Симфония впервые была исполнена оркестром Радиокомитета 9 августа 1942 г. в Ленинграде. Репетиции проходили в холодных, нетопленых залах. Музыканты исполняли сложнейшие партии в верхней одежде. Во время концерта летчики были в небе, чтобы не допустить фашистского налета.

Бригады крупнейших театров СССР выезжали на передовую. Артисты московского Центрального театра Советской Армии дали на фронтах свыше тысячи концертов. Перед бойцами и моряками Балтийского флота более 2500 раз со спектаклями высту­пали актеры Ленинградского театра имени А.С. Пушкина. Специальные концертные группы обслуживали госпитали, военные корабли, призывные пункты, оборонные предприятия. В 1941–1945 гг. из 1300 тыс. концертов и спектаклей для воинов армии и флота 450 тыс. было дано непосредственно на фронте.

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.


Главное направление идеологии - укрепление патриотизма.

Усилилось прославление героического прошлого нашей страны.

Литература.


В печати и по радио развернулась патриотическую пропаганду.

Основная задача советской литературы в период войны – отображение жизнь воюющего народа, передача величие его подвига, стремление вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу.

Развивались специфические жанры, отражавшие суровые будни фронта и тыла – как газетные очерки, статьи, публицистические выступления в газетах и на радио. Основные авторы и произведения:

Живопись.







Кукрыниксы - это творческий коллектив советских художников- графиков-графиков и живописцев, в который входили народные художники СССР Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).

Кинематограф.


Кино брало из жизни примеры героизма, стойкости, самопожертвования и в свою очередь возвращало зрителю заряд мужества, оптимизма, ненависти к врагу и веры в победу.

Темы художественных фильмов:

3) Ненависть к фашизму.

4) Мужество женщин и детей.

5) Партизанская борьба.

Архитектура.

Главная задача - восстановление разрушенных войной зданий и городов.

Почти заново отстраивались города Сталинград, Киев, Минск, Новгород.

В Москве возводились знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской.

Основной задачей архитектуры и строительства военного времени были перебазирование предприятий в глубь страны, сооружение новых и реконструкция существующих заводов на Урале, в Сибири и Средней Азии; за годы войны было построено 3500 промышленных предприятий. Одновременно с заводами возникали заводские поселки, которые тогда застраивались в основном малоэтажными домами барачного типа.

Война принесла большие разрушения. Города и села лежали в развалинах.

В 1943 г. был создан Комитет по делам архитектуры для координации восстановления населенных пунктов. Многие города пострадали во время войны настолько, что их отстраивали заново. К их числу относится город-герой Волгоград. В нем была проведена полная перепланировка, улучшено благоустройство (архитекторы — авторы генплана: К. Алабян, В. Симбирцев, Н. Поляков, А. Пожарский, Е. Левитан и др.). Практически заново был построен Минск.

  • В годы войны более 42 тыс. деятелей искусства – актёров, музыкантов - вели военно-шефскую работу в действующей армии, на флоте, в госпиталях.
  • Было дано около 1360 концертов, каждый четвёртый – на фронте.
  • Создано более 3700 фронтовых бригад, 20 фронтовых театров.
  • Многие композиторы , находясь в действующей армии, продолжали творить : К.Я. Листов, Д.Б. Кабалевский, Т.Н. Хренников, В.И. Мурадели, Б.А. Мокроусов и др.

Советское искусство периода Великой Отечественной войны с честью выдержало жестокий экзамен военных лет

. Оно продолжало лучшие традиции.

Все искусство и литература в целом стремились к глубинному постижению трудового народа, к созданию национальных характеров, к широте изображения действительности.

Успехи советского искусства и литературы были обусловлены их высокой идейностью, целеустремленностью. Гуманизм, присущий нашему народу, проявился в годы Великой Отечественной войны и в живописных произведениях художников, и в текстах наших литераторов, и в произведениях великих скульпторов с особой силой.

В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И искусство стало могучим средством патриотической агитации, помогало в борьбе с фашизмом.

Во время Великой Отечественной войны советские граждане совершили так много подвигов, что перечислять пришлось бы не один день. Победу в войне обеспечил героизм простых людей, защищавших Родину.

Героизм советских людей в годы войны

Советские граждане проявляли мужество с первых дней Великой Отечественной войны. Героизм городских жителей:

  1. С 22 июня по 30 июля 1941 года защитники Брестской крепости держали оборону.
  2. С 5 августа по 16 октября 1941 года длилась оборона Одессы.
  3. С 12 сентября 1941 года по 10 июля 1942 года держали оборону защитники Севастополя.
  4. Блокада Ленинграда длилась несколько лет – с 8 сентября 1941 года по 29 января 1944 года.
  5. С 12 сентября 1941 года по март 1943 года длилась блокада Ленинграда.

Герои Великой Отечественной войны:

  • разведчица Зоя Космодемьянская;
  • летчик Гастелло;
  • лётчик Покрышкин;
  • летчик Кожедуб;
  • солдат Матросов;
  • снайпер Зайцев;
  • пограничник Лопатин.

Это лишь несколько имён среди многих людей, отдавших свои жизни за освобождение страны.

Награды

В годы войны героизм стал нормой поведения людей. Наградами были удостоены:

  • звание Героя Советского Союза – высшую степень боевого отличия, получили более 11000 человек;
  • дважды это звание получили более 100 из этих людей;
  • Жуков, Кожедуб, Покрышкин получили это звание три раза.

Всего орденами и медалями за мужество и героизм в годы войны были награждены более 7 млн. человек.

Героизм проявляли представители всех родов войск:

  • 8447 человек из сухопутных войск были удостоены звания героя Советского Союза;
  • cреди воинов-авиаторов это звание получили 2332 человека;
  • среди моряков – 513 человек.

Также было совершено много коллективных подвигов. В самый первый день войны против немецких самолетов 20 советских летчиков совершили воздушные тараны. Всего в годы войны было произведено:

  • более 600 воздушных таранов;
  • более 500 наземных таранов;
  • более 60 танковых таранов;
  • 4 таранов подводных лодок.

Партизанское движение

С началом реализации этих планов стало возрастать сопротивление, которое со временем сформировалось в партизанское движение. Оно представляло собой отряды и подпольные группы во вражеском тылу. Их задача заключалась в нанесении ущерба врагам. Общая цель – создать как можно больше препятствий для осуществления их планов.

Впервые идея о создании сопротивления прозвучала через несколько дней после начала Великой Отечественной войны – 29 июня 1941 года.

После этого начало развиваться партизанское движение. Его развитие происходило в 2 этапа:

В основном, методы борьбы партизанских отрядов заключались в рейдах по тылам противника.

Больше всего движение было распространено в следующих областях:

  • Смоленская;
  • Орловская;
  • Ленинградская;
  • Крым;
  • северные области Украины;
  • практически вся Белоруссия.

На оккупированных территориях существовали районы, которые полностью контролировались партизанами. Их называли партизанскими краями.

Самые крупные партизанские соединения возглавляли:

  • Федоров;
  • Вершигора;
  • Ковпак;
  • Сабуров.

Командование ставило перед ними важные стратегические задачи.

Тыл в годы войны

После введения военного положения все функции государственной власти, касающиеся вопросов обороны и обеспечения безопасности, перешли к военным властям. 30 июня 1941 года образовался ответственный за это орган – Государственный комитет обороны (ГКО). Его председателем стал Иосиф Сталин. Также в комитет обороны вошли:

  • Маленков;
  • Ворошилов;
  • Каганович;
  • Молотов;
  • Берия.

Труженики тыла тоже проявляли героизм в годы войны. В связи с военным положением условия труда для рабочих изменились:

  • длительность рабочего дня увеличивалась до 11 часов;
  • отпуска отменялись;
  • рабочая неделя становилась шестидневной для всех;
  • вводились обязательные сверхурочные работы.

С декабря 1941 года все работники военных производств закреплялись за предприятиями. Самовольный уход с рабочего места запрещался. За нарушение грозило 8 лет тюрьмы.

К сельскохозяйственным учреждениям тоже предъявлялось много требований. В годы войны наблюдалось сокращение скота и значительные потери посевных площадей. Несмотря на это, перед колхозами ставилась задача обеспечить армию и работников военных производств продовольствием. Обязательный минимум трудодней вырос в 1,5 раза.

На сельскохозяйственных и промышленных предприятиях трудилось много женщин и подростков. Мужчины, которые по каким-либо причинам не призывались в армию, входили в состав народных ополченцев.

К середине 1942 года экономика была почти переведена на военные рельсы. Крупные предприятия были эвакуированы в Сибирь, Урал, Казахстан. Параллельно строились новые промышленные объекты. Благодаря самоотверженности рабочих, трудящихся под государственным контролем, за короткие сроки были установлены высокие показатели во многих отраслях производства. Германия больше не превосходила СССР по военно-техническим показателям.

Научные и военно-технические достижения

Труды научных деятелей сыграли важную роль в Победе.

Достижения военной авиации:

  • были созданы истребители Як-3, Як-9, Ла-5, Ла-7, штурмовик Ил-10 и бомбардировщик Ту-2;
  • Болховитинов сконструировал первый советский реактивный самолёт, который был испытан в 1942 году.
  • академик Патон разработал новый метод сварки танковых корпусов;
  • с 1943 года стали поступать самые мощные танки Второй мировой войны ИС, ИС-2, ИС-3;
  • в 1944 году Т-34 был заменён Т-34-85, имевшим усиленную броневую защиту.

Физиками Вавиловым, Мандельштамом, Иоффе были созданы:

  • магнитные мины;
  • радиолокационные приборы ;
  • радиопеленгаторы.

Также были усовершенствованы зажигательные смеси.

В годы войны достижения были и в области медицины. Хирург Вишневский разработал новые методы обезболивания, микробиолог Ермольева разработала препарат на основе пенициллина.

Идеология и культура в годы войны

Культура во время Великой Отечественной войны играла роль идейного оружия. Многие творческие люди становились партизанами или народными ополченцами. Контроль правительства в годы войны был смягчен.

Литература

Многие писатели стали военными корреспондентами. Примеры произведений:

Живопись

В военные годы в живописи получили развитие портретный, бытовой и пейзажный жанры. Последние всегда были связаны с войной, а в портретном жанре выражалось мужество и благородство борцов с фашизмом.

Музыка

Самые знаменитые песни Великой Отечественной войны:

Особую популярность приобрела Седьмая симфония Шостаковича, написанная в блокадном Ленинграде.

Театр

Театральные труппы проводили гастроли на фронте. Самые знаменитые спектакли того времени:

Всего было дано 1350000 представлений.

Кино

Естественно, основным направлением в кино была героическая борьба советских граждан с фашистами. Главное место занимала хроника, которая впоследствии стала основой для документальных фильмов. Также существовали художественные фильмы. Самые популярные из них:

Также создавались фильмы, посвященные выдающимся полководцам, военачальникам, деятелям культуры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Описание презентации по отдельным слайдам:


В годы ВОВ всего было уничтожено свыше 82 тысяч школ, около 2 тысяч высших и.

В годы ВОВ всего было уничтожено свыше 82 тысяч школ, около 2 тысяч высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тысячи Дворцов культуры и библиотек, украдено 180 миллионов книг, утрачено 564 тысячи художественных произведений, разграблено 430 музеев. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину. дом-музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев. В Сталинграде было разрушено 85% жилого фонда. Более 80% жилых, общественных и производственных зданий было уничтожено гитлеровцами в Минске. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэвакуации культурных ценностей. Многие культурные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались фрески 12 века в Софийском соборе в Новгороде, уничтоженные фашистами, рукописи П.И. Чайковского, погибли в Сталинграде картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского. Дом-музй А.С. Пушкина в Михайловском

В 1943 году фронт получил новейшие самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, созданные конст.

В 1943 году фронт получил новейшие самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, созданные конструкторами С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.С. Яковлевым и другими. Инженерно-технический персонал танковой промышленности совместно с конструкторами Ж.Я. Котиным, С.Н. Махониным, А.А. Морозовым и другими создали новые модели танков, превосходившие аналогичную технику противника. ЯК-9 Конструкторы В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев, П.Я. Горюнов и другие совершенствовали и создали новые образцы стрелкового автоматического оружия. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод зашиты кораблей от мин. В.А. Дегтярев Ф.В. Токарев Наука и техника

В годы Великой Отечественной войны искусство стало идейным оружием борьбы сов.

В годы Великой Отечественной войны искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. Военными корреспондентами работали М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, Н.С. Тихонов, А.А. Фадеев. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза. В годы войны были опубликованы быстро ставшие популярными повести М.А. Шолохова "Наука ненависти" и главы его романа "Они сражались за Родину", поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин", стихи Н.С. Тихонова, К.М. Симонова, О.Ф. Берггольц, А.А. Суркова, М.В. Исаковского и другие. В это тяжелое для страны время советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л.М. Леонова "Нашествие", К.М. Симонова "Русские люди", Е.Е. Корнейчука "Фронт" . Для культурного обслуживания фронтовиков создавались бригады артистов, даже специальные фронтовые театры. М.А. Шолохов Н.С. Тихонов К.М. Симонов А.Т. Твардовский Л.М. Леонова Писатели

. Осенью 1941 г. погиб детский писатель А.П. Гайдар В берлинской тюрьме Шпанд.

. Осенью 1941 г. погиб детский писатель А.П. Гайдар В берлинской тюрьме Шпандау был замучен немцами татарский поэт М. Джалиль, попавший тяжелораненным в плен Литература Писатели

В области кино особое внимание уделялось производству киножурналов документал.

В годы войны была создана Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Шостакович начал.

Знаменитые певцы К. И. Шульженко Л. О. Утесов М. Бернес Л. А. Русланова

Знаменитые певцы К. И. Шульженко Л. О. Утесов М. Бернес Л. А. Русланова

Графика и живопись Как и в годы революции, первое место в графике военных ле.

Графика и живопись Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Л.А. Голованов в плакате "Дойдем до Берлина!" (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину. С первых дней войны по примеру "Окон РОСТа" начинают выходить "Окна ТАСС". Из мастеров старшего поколения в "Окнах ТАСС" сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы - союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура "Потеряла я колечко. " (а в колечке 22 дивизии) - на разгром немцев под Сталинградом (1943). "Потеряла я колечко. " Графика и живопись

Карикатуры Великой Отечественной Борис Ефимов (Фридлянд) Карикатуры

Карикатуры Великой Отечественной Борис Ефимов (Фридлянд) Карикатуры

Кукрыниксы Карикатуры

В 1941 - 1945 гг. развиваются и бытовой, и пейзажный жанры, но они всегда свя.

В 1941 - 1945 гг. развиваются и бытовой, и пейзажный жанры, но они всегда связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А.А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в картине "Фашист пролетел" (1942). "Фашист пролетел"

В последний год войны Пластов написал картину "Жатва"

В последний год войны Пластов написал картину "Жатва"

В годы войны создаются и почти документальные пейзажи, ставшие со временем ис.

В годы войны создаются и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром. Пример тому - картина К.Ф. Юона "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года" (1942).

Батальный жанр разрабатывает А.А. Дейнека. Он создает большую панорамную ком.

Батальный жанр разрабатывает А.А. Дейнека. Он создает большую панорамную композицию "Оборона Севастополя" (1942).

Последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кук.

Последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности - Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли ("Бегство фашистов из Новгорода", 1944 - 1946).

П.Д. Корин создает триптих "Александр Невский" (1942-1943), в котором он соед.

П.Д. Корин создает триптих "Александр Невский" (1942-1943), в котором он соединяет исторические воинские мотивы с темами народных сказаний, с образами русской природы.

В историческом жанре много работает старейший художник Е.Е. Лансере, создавши.

В историческом жанре много работает старейший художник Е.Е. Лансере, создавший серию "Полтавская битва" (1942).

В скульптуре военных лет так же, как и в живописи, приоритетным является порт.

В скульптуре военных лет так же, как и в живописи, приоритетным является портретный жанр. Скульпторы стремятся, прежде всего, запечатлеть образ героя войны, сделать его правдивым. В.И. Мухина выполнила бюсты летчика-полковника И.Л. Хижняка, полковника В.Н. Юсупова, Н.Н. Бурденко. Большую роль сыграли опыты Мухиной с различными современными материалами, такими, как алюминий, цветная медь, стекло. Значительные образы создает С.Д. Лебедева (бюст А.Т. Твардовского, 1943). Портреты героев Советского Союза выполнил Е.Е. Вучетич (портрет генерала И.Д. Черняховского, 1945). С.Д. Лебедев В.И. Мухина Скульптура

Сентябрь 1943 г. – разрешение избрать патриарха Всея Руси, создание Совета по.

Сентябрь 1943 г. – разрешение избрать патриарха Всея Руси, создание Совета по делам церкви Патриарх Сергий Встреча Сталина с руководителями церкви

Церковь в годы войны Танковая колона имени Дмитрия Донского сформирована на д.

Церковь в годы войны Танковая колона имени Дмитрия Донского сформирована на деньги верующих

Классовые лозунги об объединении пролетариев ушли в прошлое. С наступлением войны правительство переключилось на национальную идеологию, разогревая ненависть к германским захватчикам. 15 мая 1943 года было принято решение распустить Коминтерн.

Осенью 1943 года произошла резкая перемена отношения правительства к религии. Сталин согласился восстановить патриаршество. В связи с этим патриархом вся Руси стал митрополит Сергий.

Патриарх Сергий

Литература

Лирика К. Симонова долгое время оставалась на пике популярности. Также народ искренне полюбил поэзию А. Суркова, О. Берггольц, А. Ахматовой, М. Исаковского.

Живопись

Родина-мать зовет

Музыка и радио

Солисты Кировского, Большого и других оперных театров ездили с концертами в военные части, госпитали. Развлекали военных такие выдающиеся музыканты, как М. Юдин, С. Рихтер. Поистине народным стали песни К. Шульженко, Л. Утесова, И. Юрьевой, Л. Руслановой.

Театр и кино

Кинохроника ВОВ

Читайте также: