Идеологическое и политическое многообразие в российской федерации кратко

Обновлено: 08.07.2024

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

Комментарий.

Статья 13 устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя России принципы идеологического, политического общественно-организационного многообразия (плюрализма) (ч. 1-4), а также пределы их осуществления (ч. 2 и 5), в которых оно не вступает в резкое противоречие с другими демократическими принципами Конституции.

Принцип идеологического многообразия.

Идеология – это система юридических, политических, экономических, этических, экологических, художественных, а также религиозных идей, воззрений, понятий, связанная прямо или косвенно с практической жизнедеятельностью людей и ее оценкой.

Многообразие в сфере идеологии означает право каждого человека, группы людей, их объединений:

  • свободно развивать свои воззрения и научные теории идеологического характера;
  • распространять и защищать их с помощью всех существующих технических средств;
  • активно работать также над практическим осуществлением своих идей путем разработки программных документов, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных и государственных органов, участия в поддержке и реализации уже принятых этими органами предложений и т.д.

Часть 2 устанавливает, что признание идеологического многообразия означает запрещение признания какой-либо идеологии государственной и общеобязательной. Это относится к любым идеологиям (либерализм, социал-демократизм, консерватизм, религиозно-демократические и религиозно-социальные, национально-демократические доктрины и др.).

В части 5 говорится об исключениях, относящиеся к тем идеологиям, которые пытаются обосновывать запрещённые действия.

  • запрещение захватывать власть или присваивать властные полномочия,
  • нарушать права и свободы человека и гражданина,
  • возбуждать социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду,
  • пропагандировать социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство и т.п.

Но убеждения, взгляды граждан свободны, и никто не должен быть подвергнут каким бы то ни было преследованиям, ограничениям прав за свои убеждения, каковы бы они ни были.

Наказуемы могут быть только действия, прямо запрещенные законом.

Часть 3 статьи посвящена важным практическим последствиям идеологического многообразия, имеющим большое общественное, политическое и конституционно-правовое значение. В России признается политическое многообразие и многопартийность. Главной формой политического многообразия является именно демократическая многопартийность, приходящая на смену противоправной однопартийной системе.

Политическое многообразие означает наличие различных направлений в практической политической деятельности партий и других общественных организаций.

Статья 4 утверждает равенство всех общественных объединений перед законом (то есть они равны и в возможностях создания, действий, но в то же время все они обязаны соблюдать закон и действовать только в его рамках, принося лишь пользу обществу).

Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности.

Конституция России в отличие зарубежных конституций, предусматривающих идеологический и политический плюрализм, возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому.

Под идеологией обычно понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунистическая, фашистская, исламская и др.

Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д.

Российское общество в настоящем − общество без официальной идеологии, хотя совсем недавно оно было тотально заидеологизированным.

Государство ограничивает пропаганду безнравственных, античеловеческих, расистских концепций, подрывающих общественные устои (ст. 29 Конституции). Но государство не должно вмешиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические споры.

Установление одной идеологии (наиболее опасное явление) в качестве государственной или обязательной, запрещается в ч. 2 ст. 13 Конституции. В этом одна из главныхгарантий против сползания государства к тоталитаризму.

Никакая идеология не рассматривается как господствующая и не должна в таком качестве монопольно внедряться в сознание людей.

Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных политических сил со своей идеологией.

Продолжением идеологического многообразия является политическое многообразие, многопартийность (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ). В демократическом государстве признается, что политические партии выражают интересы основных социальных групп населения.

Партии разрабатывают и представляют избирателям альтернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного развития.

Всеобщие выборы, выражающие волю народа, имеют смысл только в том случае, если на суд избирателей выносятся различные программы, обычно разрабатываемые политическими партиями.

Конституция России отвергает однопартийность, и любые попытки ликвидировать плюрализм в пользу одной ″руководящей и направляющей″ силы следует квалифицировать как антиконституционный переворот.

Все партии, как и другие общественные объединения, равны перед законом. Но это не означает, что во всех случаях партии должны оказываться в равном положении.

В Российской Федерации Федеральный закон ″О политических партиях″ (в ред. от 30 декабря 2006 г.) установил требования к партиям: в партии должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов, а в остальныхне менее 250. Партии, не отвечающие этим требованиям Закона, подлежат преобразованию в общественные объединения или ликвидации. Запрещено создание и деятельность партий, цели которых направлены на:

· насильственное изменение основ конституционного строя и целостности Российской Федерации,

· подрыв безопасности государства,

· создание вооруженных и военизированных формирований,

· разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности.

Конституция России в отличие зарубежных конституций, предусматривающих идеологический и политический плюрализм, возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому.




Под идеологией обычно понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунистическая, фашистская, исламская и др.

Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д.

Российское общество в настоящем − общество без официальной идеологии, хотя совсем недавно оно было тотально заидеологизированным.

Государство ограничивает пропаганду безнравственных, античеловеческих, расистских концепций, подрывающих общественные устои (ст. 29 Конституции). Но государство не должно вмешиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические споры.

Установление одной идеологии (наиболее опасное явление) в качестве государственной или обязательной, запрещается в ч. 2 ст. 13 Конституции. В этом одна из главныхгарантий против сползания государства к тоталитаризму.

Никакая идеология не рассматривается как господствующая и не должна в таком качестве монопольно внедряться в сознание людей.

Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных политических сил со своей идеологией.

Продолжением идеологического многообразия является политическое многообразие, многопартийность (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ). В демократическом государстве признается, что политические партии выражают интересы основных социальных групп населения.

Партии разрабатывают и представляют избирателям альтернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного развития.

Всеобщие выборы, выражающие волю народа, имеют смысл только в том случае, если на суд избирателей выносятся различные программы, обычно разрабатываемые политическими партиями.

Конституция России отвергает однопартийность, и любые попытки ликвидировать плюрализм в пользу одной ″руководящей и направляющей″ силы следует квалифицировать как антиконституционный переворот.

Все партии, как и другие общественные объединения, равны перед законом. Но это не означает, что во всех случаях партии должны оказываться в равном положении.

В Российской Федерации Федеральный закон ″О политических партиях″ (в ред. от 30 декабря 2006 г.) установил требования к партиям: в партии должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов, а в остальныхне менее 250. Партии, не отвечающие этим требованиям Закона, подлежат преобразованию в общественные объединения или ликвидации. Запрещено создание и деятельность партий, цели которых направлены на:

· насильственное изменение основ конституционного строя и целостности Российской Федерации,

· подрыв безопасности государства,

· создание вооруженных и военизированных формирований,

· разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Основные сведения о плюрализме – понятие, особенности

Конституцией Российской Федерации в статье 13 регламентирован идеологический и политический плюрализм.

Плюрализм – свободное формирование и пропаганда политических взглядов и теорий, граждане имеют право на создание различных объединений, которые преследуют политические цели.

Демократия – это не статическое состояние общества а его постоянное развитие, которое выражено в непрерывном столкновении интересов, социальных слоев, групп и партий.

В демократических государствах власть значительно раздроблена между различными политическими, профессиональными, экономическими, социальными, культурными, религиозными организациями.

Гражданам и их объединениям формально в равной степени предоставляется возможность принятия участия в государственном управлении. Объединение граждан способствует мобилизации общественного мнения, выработке компромиссных решений выполнению посреднических функций между различными социальными группами, которую являют собой их социальную базу.

В качестве основы конституционного строя, плюрализмом предполагается:

  • Стимулирование к разнообразию социальной сферы общественной жизни, автономии;
  • Противоречивость мнений, оппозиции, противостояние политических сил, существование конфликтов;
  • Равновесие альтернативных общественных структур посредством системы сдерживания.

Положительной стороной плюрализма является то, что меньшинством предлагается альтернатива преобладающему на данный момент направлению. Оно выступает в качестве оппозиции существующему большинству, и наоборот – господствующее большинство постоянно является потенциальным меньшинством. Возможностью смены ведущих политических сил создает предпосылки для единства, поскольку меньшинство при стремлении преобразоваться в большинство обязано согласовывать большее количество частных интересов. Существование такого факта обусловливает в определенной степени равноправие политических сил, которое приводит к тому, что снижается возможность злоупотребления властью.

Путем обмена мнения, плюрализмом допускается отражение, принятие во внимание и примирение различий и противоречий, достижение компромиссного решения, которое будет удовлетворять интересы принимающих участие сторон, что свидетельствует об отсутствии необходимости в принуждениях.

На всех стадиях демократического процесса основными средствами решения проблем являются переговоры, соглашения, достижение компромиссного решения.

Понятие о политическом и идеологическом разнообразии. Понятие о многопартийности

Конституцией РФ устанавливается два вида плюрализма:

Идеология – система политических, правовых, религиозных философских взглядов на общественную действительность, общество и взаимоотношения между людьми.

Идеологический плюрализм подразумевает собой возможность граждан и гражданских объединений осуществлять следующие действия:

  • Выработка и предложение обществу и государству политических и экономического принципов устройства Российской Федерации;
  • Пропаганда данных взглядов и идей посредством различных средств в частности путем разработки политических программ политическими партиями;
  • Публичная защита собственной идеологии.

Конституционным нормами устанавливается, что идеология не может быть установлена в качестве обязательной или государственной.

Это означает, что на территории Российской Федерации существует равноправие различных идеологий, граждане самостоятельно выбирают и придерживаются определенной идеологии.

Должностные лица органов государственной власти или местного самоуправления, не имеют права пользоваться привилегиями своего служебного положения для удовлетворения интересов той политической партии, членами которой они являются или интересов иных политических объединений. Данные лица, кроме депутатов Государственной Думы, а также депутатов представительных органов власти и депутаты муниципальных органов, не могут быть ограничены решениями политической в процессе исполнения своих должностных или служебных обязанностей.

Президентом Российской Федерации может быть приостановлено свое членство в определенной политической партии на срок выполнения своих полномочий.

Идеологическое многообразие дополнено политическим многообразием, предполагающим обеспечение равенства общественных организаций и объединений перед законодательными актами. Наравне с этим, запрещено формирование и осуществление деятельности общественными объединениями, цели и действия которых носят насильственный характер в отношении основ конституционного строя и нарушение государственной целостности Российской Федерации, в отношении безопасности государства и государственных границ, а также создание вооруженных формирований, способствование возникновению социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов.

К формам ответственности следует отнести следующие меры:

  • Приостановление деятельности юридического лица при одновременной подаче иска в судебный орган по вопросу запрета деятельности юридического лица с последующей ликвидацией;
  • Упразднение юридического лица согласно судебному решению.

Многопартийность как форма плюрализма

Наиболее развитой формой политического плюрализма является многопартийность, предпосылкой возникновения которой является многообразие различных социальных классов и слоев общества.

Многопартийность подразумевает собой такие особенности, как:

  • Борьба за представительство в парламенте;
  • Осуществление влияния на содержание законодательных актов, которые принимаются парламентом; на формирование правительства внутреннюю и внешнюю политику, которые им реализуется.

Многопартийность в реальном понимании представляет собой чередований политических партий в парламенте, и мена путем проведения добровольных или свободных выборов, обеспечивающих утверждение на законодательной основе институтов власти и исключающих возможность их застоя продолжительное время.

Основным признаком, характеризующим многопартийность, является политическая оппозиция.

Политическая оппозиция – совокупность политических партий и общественных объединений, действующих совместно, основной целью которых является стремление отдалить от власти правящую партию.

К методам, которыми руководствуется политическая оппозиция, являются митинги, демонстрации, забастовки, несанкционированные столкновения, формирование посредством средств массовой информации иного общественного мнения.

Принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства.

Основные характеристики данного принципа:

1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи.

2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Идеология – система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой.

3) принцип политического многообразия, или многопартийность, - свобода образования и деятельности политических партий.

Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других.

4) свобода общественных объединений.

Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом.

5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности государства;

- создание вооруженных формирований;

- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Правовой статус политических партий в Российской Федерации. Правовой статус иных общественных объединений в Российской Федерации.

Законодательная основа принципа политического плюрализма:

Конституция РФ (статья 13),

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.

Основные черты общественных объединений:

· являются видом некоммерческой организации, т.к. не преследуют цели извлечения прибыли;

· образуются как физическими, так и юридическими лицами;

· формируются на добровольной основе, принуждения к вступлению преследуются законом;

· не наделены государственно-властными полномочиями, но могут их получить от государственных органов и органов местного самоуправления;

· действуют от своего имени.

Формы Общественных объединений:

Ø общественная организация;

Ø общественное движение;

Ø общественный фонд;

Ø общественное учреждение;

Ø орган общественной самодеятельности;

Ø политическая партия.

Политическая партия - это общ. объединение, созданное в целях участия граждан в пол. жизни общества посредством формирования и выражения их пол. воли, участия в общ. и пол. акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС.

Требования:

- партия должна иметь рег. отделения более чем в половине субъектов, при этом в субъекте м.б. создано только одно рег. отделение данной пол. партии;

- в пол. партии должно состоять не менее 50 тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов партия должна иметь рег. отделения численностью не менее 500 членов;

- руководящие и иные органы партии, ее рег. отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Основные цели:

· формирование общ. мнения;

· пол. образование и воспитание граждан;

· выражение мнений граждан по любым вопросам общ. жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и ОГВ;

· выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента, депутатов ГД, в зак. (представительные) ОГВ субъектов, выборных д/лиц местного самоуправления и в представительные органы МО, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Принципы деятельности:

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Судебная практика по статье 13 Конституция РФ:

которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой национальной и религиозной розни (статья 13 Конституции Российской Федерации). Согласно Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (статья 1, часть 1). В системном единстве с названным положением находятся положения статьи 13 Конституции Российской Федерации, относящиеся к основам конституционного строя Российской Федерации.

Читайте также: