Идеологическая база преобразований кратко

Обновлено: 04.07.2024

Идеология субъективна по форме и содержанию, но объективна с точки зрения своего существования. Даже если идеологические постулаты не закреплены юридически, они внедряются в общество разнообразными средствами. Идеология всегда имеет конкретно-исторический характер, несёт в себе отпечаток социальных интересов, культурных традиций того или иного общества. Идеология отражает расстановку социально-классовых и политических сил, структуры и отношений собственности внутри страны. Поэтому идеологию трудно навязать обществу, принять в качестве государственной, если идеологические постулаты не соответствуют характеру общественных отношений в стране.

Сущность, характерные черты и влияние идеологии на российское общество

Идеология российского неолиберализма — это симбиоз философских, социальных, политико-правовых, политико-экономических и этических догматов нового правящего класса России. Философские и методологические основы новой идеологии исследованы С.Г.Кара-Мурзой, который важнейшими её составляющими называет антиэтатизм, социал-дарвинизм, антидемократизм, этический нигилизм и аутизм, исповедуемый её творцами.[654] К сказанному можно добавить, что неолиберализм пронизывают антикоммунизм и антисоветизм, а порой даже русофобия. Характерной чертой новой идеологии является её тоталитаризм, т. е. всеобщность сфер применения.

Пороть Сигуткина, пороть!

Сняв генеральские штаны,

На главной площади страны!

Таким образом, налицо стремление новых идеологов РФ внедрить в сознание и подсознание российских граждан выборочно подобранные в прошлом досоветские исторические символы, героизировать деятельность противников Советской власти, расставить исторические акценты с учётом сегодняшнего дня, игнорируя объективный и взвешенный подход к истории. Поставлена цель закрепить в головах людей неолиберальные и антироссийские по своей сущности ценности и установки, создать человеческих манкуртов, послушно исполняющих волю правящего класса страны.

22.2. Реформа политической системы и борьба общественно-политических сил

22.2. Реформа политической системы и борьба общественно-политических сил М.С. Горбачев и его сторонники на основании опыта первых лет реформирования пришли к выводу, что серьезные сдвиги в стране невозможны без политических реформ.Главнейшим достоянием перестройки

Основы общественно-юридического быта

Основы общественно-юридического быта Суд в древнейшем праве еще недалеко стоял от традиционной для до государственных юридических порядков саморасправы обиженного или заинтересованного лица. В случае особо злостных посягательств на чужое (совершенных ночью, с оружием

Основы правовой системы Канун-наме (кодексы)

Основы правовой системы Канун-наме (кодексы) Судебно-правовая система турецкого государства сложилась на основе и мусульманского права (общего для значительной части народов средневековой Азии), и собственного традиционного права — тюрё. Несравненно большую роль в

§ 2. Создание новой общественно-государственной системы страны

§ 2. Создание новой общественно-государственной системы страны Зарождение новой российской государственностиВажнейшей особенностью начального этапа формирования новой российской государственности являлось её зарождение в недрах советского общества. При этом

3. Особенности общественно-политической системы СССР

Глава III Балтийская идеократия: антисоветизм и историческая память как идеологические основы Литвы, Латвии и Эстонии

5. Идеологические основы современного исламского терроризма

5. Идеологические основы современного исламского терроризма Идеологической основой современного терроризма является националистический и религиозный экстремизм.В конце XX И начале XXI в. на первый план вышел экстремизм религиозного мусульманского толка, боевым крылом

Реформы Александра II, вступившего на престол 19 февраля 1855 года происходили при тяжелой экономической и политической ситуации в стране. Однако новый император нашел в себе силы продолжить работу по подготовке к воплощению в жизнь ряда серьезных реформ, и, прежде всего - освобождению крестьянства от крепостной зависимости.

C приходом к власти Александра II в стране особую роль в общественной жизни Российской империи сыграл либерализм, возникший как идеология в период кризиса феодально­крепостнического строя и сложившийся в общественно-политическое течение в годы революционной ситуации 1859-1861 годов и крестьянской реформы 1861 года. Играя значительную роль в общественном движении середины XIX начала XX веков, русский либерализм организовался в политические партии в ходе революции 1905-1907 гг., не являясь при этом решающей и мощной силой в политической борьбе. Он действовал преимущественно легальными средствами, находился в оппозиции к самодержавию и стремился к власти, не определив для себя четкого пути - постоянно колебался между правительством и революционным движением.

Характерными чертами либерализма в рассматриваемый период были: нерешительность, умеренность в политических требованиях к действующей власти, терпимость к абсолютизму и склонность к компромиссам.

Крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй половины XIX века был Б.Н. Чичерин, который указывал, что в общественном мнении, либерализм предстает в нескольких главных направлениях: низшую ступень занимает либерализм уличный, который любит шут, которому хочется волнения для волнения; другое направление - либерализм оппозиционный с пестрой смесью типов; сущность же охранительного либерализма усматривается в примирении начала свободы с началом власти и закона[48]. Различные течения в либерализме не отражались на социальной базе русского либерализма, которая включала в себя интеллигенцию, помещиков и буржуазию.

Bдоxновителем буржуазно-либеральной идеологии в XIX веке выступало дворянство, как наиболее образованное, имеющее общественную трибуну в дворянских, а затем и земских собраниях, сословие.

Первоначально идеи русского либерализма носили неопределенных характер свободомыслия. Нерешенные задачи буржуазных преобразований выражались в критике крепостничества и самодержавия ранними русскими просветителями, такими как С.Е. Десницкий, А.П. Куницын, в конституционных и экономических проектах Д.И. Фонвизина, М.М. Сперанского.

Становление идеологии русского либерализма к середине XIX века выразилось в споре между западниками и славянофилами о путях развития России, в требовании отмены крепостного права и предоставлении некоторых свобод, таких как свобода совести, общественного мнения и печати, гласности судопроизводства, отмена сословных привилегий и создания представительных учреждений.

Основные экономические программные требования либералов до

1904 года сводились к поддержке общинного землевладения, борьбе с малоземельем крестьян, понижению выкупных платежей, введению подоходного налога, протестам против покровительства правительством крупной промышленности и торговли. Bопросы о наделении крестьян землей и восьмичасовом рабочем дне были поставлены лишь в начале

B 1904 году либералы, стремясь к объединению оппозиционных сил, участвовали в нелегальном совещании с предстателями революционных партий в Париже.

Своеобразие русского либерализма, место которого в

общественном движении определялось социально-экономическими и политическими условиями развития России, было очевидным. Ликвидация крепостного права в более поздний по сравнению со странами Западной Европы период, бурное развитие капиталистических отношений на фоне сохранения самодержавно-сословного строя и пережитков крепостничества, политическая недальновидность русской буржуазии наряду с повышающимся влиянием на общественное сознание революционных идеологий оказали существенное влияние на либеральное движение в России.

Деятельность либерального движения в России, не прибегавшего в основе своей к революционной тактике, сыграло немаловажную роль в процессе реформирования Российской империи. Либеральное течение составило идеологическую основу в том числе и для создания промышленного законодательства.

Отмена крепостного права и бурный рост строительства железных дорог в России способствовали быстрому развитию русской промышленности. Характерно, однако, что великие реформы Александра II почти полностью игнорировали еще небольшой промышленный пролетариат. Отсрочка же решения рабочего вопроса в рамках реформ 1860-1870 гг., в связи с набирающими силу политическими движениями, могла стать основой для подрыва государственного строя Российской империи.

Начиная с 60-х годов XIX века наметились различные идеологические течения, целью которых провозглашалось освободительное движение. Разночинцы, то есть выходцы и разных сословий общества, являлись представителями демократической интеллигенции России, идеология которых заключалась в свержении самодержавия, помещичьего землевладения и сословных ограничений.

которые должны были придать будущему выступлению

организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Однако, аресты и идейный кризис внутри самого общества не позволили стать ему серьезной силой в борьбе за свои идеи.

Декларировалось также, что цель Союза — обновление мира, оздоровление семьи, установление собственности в соответствии с естественными законами и возрождение великого учения Христа о братстве и равенстве людей.

Интересным представляется тот факт, что просматривалось различие между этими двумя союзами в подходе к членству. Если Южно-русский Союз устанавливал, что членство в Союзе открыто для всех трудящихся, имеющих какое-либо отношение к рабочему классу, то петербургский Северный Союз определял, что исключительное право принадлежности к Союзу имеют промышленные рабочие[54].

Действия и взгляды П. Халтурина в руководстве Северного Союза были достаточно противоречивыми: выступления против восстаний и критика народнической интеллигенции за то, что она не способствовала развитию подлинно рабочих самоуправляющихся организаций; ориентация против терроризма и надежда превратить свой Союз в

первую объединенную гармоническую всероссийскую рабочую

организацию. B то же время, в качестве одной из окончательных целей программы Союза предлагалось ликвидацию существующего политического и экономического порядка[55]. При этом, однако, организаторы Союза стремились посвятить себя и свой Союз мирной пропаганде среди рабочих масс и участию в открытой экономической борьбе за права рабочих в такой форме, как, стачка[56].

К концу XIX века создаются предпосылки для образования крестьянской политической партии, а также условия для возникновения буржуазных политических партий.

Одними из первых попытки создания подпольных рабочих движений были предприняты народниками, которые были больше заняты политической агитацией, чем подлинными нуждами рабочих. Различные теоретические направления в народничестве не указывали на реальный путь решения важнейших проблем того времени. Рабочие не очень горячо откликались на призывы народников к политической антиправительственной деятельности. Если бы народники начали с призыва добиваться удовлетворения экономических и социально­культурных нужд рабочих, вероятно, они откликнулись бы гораздо шире, и профсоюзное движение в России зародилось бы раньше, однако, этого не произошло.

Различного толка организации, организованные и действующие в рассматриваемый период, были нередко подвержены утопическим идеям, далеки от нужд простого народа. Деятельность таких организаций не только не решало наболевших проблем всего общества, а даже не ставило задачей комплексный анализ причин сложившейся ситуации в стране.

Принимая активное участие в экономических забастовках, рабочие относились с подозрением, а нередко даже отрицательно на призывы к свержению царя. По словам писавшего на рабочие темы С. Петрова, рабочие, как и крестьяне, в то время продолжали относиться к царю с глубокой лояльностью[60].

Контрреформы, проводившиеся наиболее консервативными сановниками нового императора Александра III, правительство сочетало с жесткими меры и с некоторыми уступками, проявляя тем самым необходимую осторожность. Возврат к старому, по мнению ряда исследователей, явился следствием слабости и неорганизованности крестьянского и рабочего движения, недостаточной развитости либеральной оппозиции[61].

На фоне этого формируются новые организации с определенной идеологией. Возникновение социал-демократических рабочих организаций относится к 90-м годам XIX века. В этот период начинают активную деятельность профессиональные революционеры,

выдвигающие лозунги, направленные на борьбу за интересы пролетариата. Широкое распространение получает революционная пропаганда марксизма, возникают условия для создания в России крупной политической партии рабочего класса и уже в 1898 году созывается I съезд Российской социал-демократической рабочей партии.

Лозунги, отражающие нужды народа, а также ставка на зарождающийся и укрепляющийся пролетариат промышленных предприятий привел к революционным ситуациям в начале XX века.

Церковь, поддерживая идеологическую основу самодержавия, во второй половине XIX века в начале XX века, по-прежнему, играла важную роль в жизни общества, сохраняла прочные позиции в государственном устройстве Российской империи. B то же время церковь не оказывала существенного влияния на процесс формирования общественного сознания, как основы для построения промышленно развитого общества.

Рядом исследователей отмечалось, что в начале XX века положение русской православной церкви по отношению к государству свидетельствовало о том, что ее правовой статус, как фактически одного из государственных учреждений, не соответствовал тому значению в обществе, которое она должна была иметь в силу традиции[62].

Профессор B. Мышцин считал, что для освобождения церкви от общественного гнета необходимо устранить вмешательство светской власти не только в жизнь православия, но и в сферу религии[63].

Представители церкви, как образованный пласт общества, должны были предпринять попытки для создания благоприятных условий для развития и становления пореформенной России. Однако, они занимались законопроектами, отстаивая больше прав и привилегий самой церкви.

На рубеже столетий необходимо было говорить о неизбежном пересмотре различных аспектов государственно-церковной отношений, о роли православной религии, о роли самой церкви, которая она могла бы сыграть в переломное время для всей Российской империи.

Изменения, произошедшие в идеологических основах жизни общества, дали толчок к изменению уклада жизни всех слоев общества, послужили развитию законодательства на всех уровнях, в

том числе и в сфере промышленности, как базовой и неотъемлемой части экономики страны.

В данном тексте представлены общие принципы, основные методы и подходы к проявлению идеологического базиса РФ. Здесь не излагается сама идеология, хотя контуры её с необходимостью проступают.
Каждый из разделов текста носит краткий ознакомительных характер и состоит в первую очередь из выводов и заключений. Их обоснование и развёрнутое изложение, в том числе общей идеологической концепции, требует дополнительных исследований, встреч с заинтересованными лицами и коллективных усилий. Однако значительная часть выводов может быть подкреплена доводами и логическими построениями уже сегодня и, при необходимости, представлена отдельным текстом.

Основные условия для успешного формирования

идеологического базиса РФ

4. Третий вопрос: Чем должна пожертвовать правящая группа для того чтобы мизинное население увидело и поверило в её искренность?
Правящая группа, для того чтобы удовлетворить требование своего напарника — мизинное население, и получить от них право на власть, легитимировать своё положение, должна отказаться от либеральной парадигмы, где центральное место занимают индивидуализм и деньги. Она должна прекратить попытки выстроиться в мировую гобалисткую элиту как часть оной, а начать самостоятельный путь как элиты уникальной цивилизации — России. Элиты связавшей с ней свою судьбу вплоть до гибели, если таковая потребуется. Служение вот должная суть её деятельности. Новая парадигма правящей группы РФ должна строиться на базе идеи нравственного капитализма.

5. Четвёртый вопрос: Чем жертвует, с чем соглашается мизинная часть населения?
Оно смиряется с потерей советского имущества, как общественного достояния, своего положения как суверена и признаёт, легитимирует, в целом, происшедшие социальные, политические и экономические изменения по результатам революции 1991–93 годов.

7. Таким образом, центральной задачей формулирования и внедрения идеологической парадигмы является:
1) слияние правящей группы и мизинного населения в единую нацию, на базе исторически сложившейся общности России в новых внутри- и внешнеполитических условиях по результатам революции 1991–1993 годов;
2) преодоление возникшего тогда раскола, который окончательно оформился в последние 10 лет.

Основные методы

1. Поскольку цель преобразований состоит не просто во внедрении некоторой идеологии, но и в увеличении устойчивости государства как системы, которая в состоянии хорошо функционировать длительное время, при этом внедрение идеологического конструкта не должно требовать чрезмерно длительного временного периода и неприемлемой траты ресурсов, то как внедряемая идеология, так и методы её насаждения должны быть органически приемлемы для государства и для подавляющей массы мизинного населения.

3. Основные направления возрождения идеологических основ Российской государсвтенности:


a. Создание инициативной группы лоббистов, включающей в себя представителей высшей власти. Данная группа, на подготовительном этапе, согласует базовые принципы и направления внедряемой идеологии. На этапе разработки и насаждения, обеспечивает материальными и административным ресурсами. При необходимости, административными и силовыми методами прикрывает процесс идеализации государства.

b. Проведение серии закрытых встреч представителей правящей группы, нисходящей с самых верхов к низу до уровня губернаторов, с участием представителей бизнеса на которых должно обсудить, искренне и правдиво, ситуацию, прийти к примерному общему консенсусу, в виде некоторых общих идеологических рамок разделяемых абсолютным большинством, как правящей группы, так и доминирующей общественной силы. Данные рамки не должны противоречить системе смыслов русских, как государствообразующего этноса и политической России как государству.

c. Выявление и решительное подавление противников государственной идеологии в среде правящей группы, высшего чиновничества, силовых ведомствах, среди депутатов, СМИ и бизнесе. Тут компромиссов быть не может.

e. Создание специализированных научных учреждений и фондов проводящих и финансирующих соответствующие фундаментальные и прикладные исследования, организующие публикации, конференции издания как в РФ так и заграницей.

f. Финансирование и поддержка пророссийских СМИ, организаций и отдельных лиц во всём мире. Прежде всего, в странах бывшего СССР.

g. Создание и внедрение школьной программы направленной на формирование в сознании школьников гордости за страну и её историю, за место России в мире, с обозначением перспектив её развития, которые в первую очередь направлены на рост мощи государства, его авторитета в мире, самостоятельности политической мысли и собственного пути, являющегося продолжением исторической длительности от Киевской Руси, через Московское Царство, Российской империи и СССР к РФ, как идейной их преемнице.

h. Создание специализированных школ и высших заведений для подготовки элиты. Введение негласного, но строгого правила обязывающего всех высших чинов, представителей и депутатов направлять своих детей в эти заведения. Программа заведений формируется из расчёта подготовки высококлассной национальной элиты. Выпускники иностранных школ и вузов должны быть поражены в правах продвижения по служебной лестнице госуправления и силовых структур, необходимо табу на занятие ими всех высших должностей в государственном аппарате. Аналогично вводится запрет на двойное и иностранное гражданство для государственных чиновников любого уровня, выборных государственных и муниципальных должностей и депутатов любого уровня. Такой же запрет относится и к их супругам, родителям и детям.

i. Армия является структурой, в которой происходит закрепление идеологического базиса гражданина заложенного в семье и школе. Важно не только уделять огромное внимание идеологии и идейности офицеров и солдат, но не менее важно проведение линии, когда полноценный гражданин лишь тот, кто служил в армии. Категорически нельзя, с точки зрения идеологии, переходить на контрактную армию. Контрактное построение армии отчуждает как гражданина, так и армию от государства. Издавна право носить оружие рассматривалось как естественное право свободного человека, как обязательный атрибут полноценного человека. Поэтому необходимо не только оставить всеобщую воинскую повинность, но и распространить её на женщин. Требуется связать обязанность служить в армии с получением гражданства РФ со стороны иностранцев.

j. Широкое использование телевидения, СМИ, интернет, создание соответствующих произведений кино и спектаклей. Весь арсенал идеологической работы. В том числе введение разумной соответствующей цензуры, за исключением Интернета. Сама цензура должна опираться не столько на формальные требования, сколько на неприятие обществом соответствующих тем и взглядов на РФ, её историю, её настоящее и её будущее.

k. Привлечение Русской Православной Церкви и иных традиционных религиозные конфессии к установлению, укреплению и защите государственной идеологии РФ. Важно, данная работа должна строиться не на контроле конфессий государством, как это было в послепетровскую эпоху в Российской Империи, а на сотрудничестве с ними, поскольку в указанном вопросе и государство и конфессии имеют глубокий обоюдный интерес.

l. Неприятие любых проявлений неуважения к нации, государству и истории со стороны любых граждан РФ и любых иностранных публичных деятелей. Неприятие должно проявляться не в запретах, а в соответствующей реакции официальных лиц, СМИ и общественного мнения.

Самодержавие создало историческую индивидуальность России.

Александр III

Идеология контрреформ и главные преобразования

1 марта 1881 года был убит Александр 2. Императором стал его сын Александр 3. На молодого правителя огромное влияние произвело убийство отца террористической организацией. Это заставило задуматься об ограничении свобод, которые Александр 2 хотел дать своему народу, сделав упор на консервативное правление.

Причины реформ Александра 3

Историки выделяют две личности, которых можно считать идеологами политики контрреформ Александра 3:

  • К. Победоносцева
  • М. Каткова
  • Д. Толстой
  • В. Мещерский

Ниже представлено описание всех изменений, которые произошли в России в период правления Александра 3.

Изменения в крестьянской сфере

Одной из главных проблем России Александр 3 считал аграрный вопрос. Несмотря на отмену крепостного права, в этой сфере существовало несколько проблем:

  1. Большой размер откупных платежей, который подрывал экономическое развитие крестьянства.
  2. Наличие подушной подати, которая хоть и приносила прибыль в казну, но не стимулировала развитие крестьянских хозяйств.
  3. Слабость крестьянской общины. Именно в ней Александр 3 видел основу развития села России.

Контрреформы Александра 3 в крестьянском вопросе

В том же 1882 году Александр 3 утвердил еще одно важное изменение: существенно уменьшалась и ограничивалась подушная подать. Часть дворянства выступала против этого, так как этот налог давал ежегодно в казну около 40 миллионов рублей, однако вместе с тем он ограничивал свободу передвижения крестьянства, а также свободный выбор ими занятия.

В 1882 году для поддержания малоземельного крестьянства был создан Крестьянский банк. Здесь крестьяне могли получить кредит на покупку земли под минимальный процент. Так начались контрреформы Александра 3.

В 1893 году был принят закон, ограничивающий крестьянам право выхода из общины. Чтобы переделить общинную землю, за передел должно было проголосовать 2/3 общины. Кроме того, после проведения передела, следующий выход можно было совершать только через 12 лет.

Рабочее законодательство

Также Император выступил инициатором первого в России законодательства для рабочего класса, который к этому моменту стремительно увеличивался. Историки выделяют следующие изменения, которые коснулись пролетариата:

Россия стала одной из первых стан, где проходил контроль за условиями труда пролетариата.

Александра 3 и его реформы против революционеров

Издательская политика

Борьба с инакомыслием в печати

Изменения в сфере образования

Университеты всегда были местом распространения новых идей, в том числе революционных. В 1884 году министр Просвещения Делянов утвердил новый университетский устав. Согласно этому документу университеты теряли право на автономию: руководство полностью назначалось из министерства, а не выбиралось сотрудниками университета. Таким образом, министерство Просвещения не только увеличивало контроль за учебными планами и программами, но и получало полный надзор за внеаудиторной деятельностью университетов.

Кроме того, ректоры университета теряли права защиты и покровительства над своими студентами. Так, еще в годы Александр 2 каждый ректор, в случае задержания студента полицией, мог вступиться за него, взяв под свою опеку. Теперь это было запрещено.

Среднее образование и его реформирование

Победоносцев утверждал, что детям крестьян вообще не обязательно иметь высшего образование, с них будет достаточно и обычных церковно-приходских школ. Таким образом, действия Александр 3 в сфере начального и среднего образования перечеркнули планы части просвещенного населения империи по увеличению числа грамотных, количество которых в России было катастрофически малым.

Контрреформы Александра 3 в 1883 - 1889

Земская контрреформа

В 1864 году Александр 2 подписал указ о создании органов местного самоуправления – земств. Они создавались на трех уровнях: губернском, уездном и волосном. Александр 3 считал эти учреждения потенциальным местом для распространения революционных идей, однако не считал их местом бесполезным. Именно поэтому он не ликвидировал их. Вместо этого 12 июля 1889 года был подписан указ об утверждении должности земского начальника. Эту должность могли занимать только представители дворянского сословия. Кроме того, они имели очень широкие полномочия: от проведения судебного процесса до указов об организации арестов в районе.

В 1890 году вышел еще один закон тх контрреформ в России конца 19 века, который касался земств. Были проведены изменения избирательной системы в земства: от землевладельцев теперь могли избираться только дворяне, их количество увеличивалось, городская курия существенно сокращалась, а крестьянские места проверялись и утверждались губернатором.

Национальная и религиозная политика

В основе религиозной и национальной политики Александра 3 лежали принципы, которые были провозглашены еще в годы Николая 1 министром Просвещения Уваровым: православие, самодержавие, народность. Большое внимание император уделял созданию русской нации. Для этого была организована стремительная и масштабная русификация окраин империи. В этом направлении он не сильно расходился со своим отцом, который также русифицировал образование и культуру не русских этносов империи.

Что предшествовало реформам

В современном обществе часто возникают вопросы, связанные с правами и свободами граждан. Существуют различные точки зрения на данный вопрос. Люди, провозглашающие незыблемость прав и свобод индивида, прибегают к понятию либерализм – это течение, возникшее в 19 веке и трансформировавшееся в учение в современности.

Либерализм - кратко и понятно об основных понятиях

Важно в первую очередь определить смысл базовых понятий.

Определение либерализма

Изучим, какое значение политологи вкладывают в тот или иной термин:

Либерализм – учение, существующее как в философии, так и общественно-политической сфере, отражающее незыблемость прав граждан и свобод людей.

Либерализация – процесс расширения прав людей и их свобод, происходящий через реформы или революции. Касается преимущественно социальной, политической и экономической сфер. В культуре либеральность простыми словами выражается в виде ограничения цензуры и свободы слова.

Либеральные политические взгляды – представления и убеждения граждан, в рамках которых они требуют полноты свобод, и признают, что все в их жизни в таком случае зависит от них.

Либеральный режим – это определенная форма осуществления государственной власти, при которой ведется минимальный контроль за социальной, экономической и духовной сферами. Неотъемлемыми чертами либерализма являются: правовое государство, гражданское общество, плюрализм.

На основании данных определений допустимо сделать вывод, что в основе либерализма лежат права и свободы людей, которые являются базой для выстраивания политических институтов.

Главные принципы либеральной идеологии

Современные трактовки либерализма выделяют пять основных признаков, на которых строится учение.

Либерализм

К основным идеям относятся:

права человека на честь и достоинство, свободу и собственность, а также на равенство перед законом;

гражданское общество, где государство не вмешивается в частную жизнь граждан и в экономические отношения между субъектами права;

саморегулирующиеся рынки, в том числе труда;

равенство, распространяющееся на все сферы жизни общества.

На рубеже 19 и 20 веков, когда либерализм набирал силу, стало очевидно, что полное невмешательство государства в экономическую сферу опасно. В связи с этим принципы либерализма стали видоизменяться.

Основатели либерализма

Происхождение и предпосылки возникновения либерализма были еще в 17 в.

Джон Локк

Важную роль в становлении либерализма сыграл немецкий филолог и философ Вильгельм Гумбольдт. Он акцентировал внимание на том, что государство стремится сделать из людей послушные и одинаковые механизмы, необходимые для работы системы. По его мнению, необходимо переключать внимание на каждого индивида и ставить его интересы и потребности впереди, как высшую ценность.

Монтескье

Говоря о первых идеологах либерализма нельзя не упомянуть французского правоведа и писателя Шарля Луи Монтескье. Именно этому французскому философу и политическому деятелю принадлежит теория разделения властей. Сегодня ей отдают предпочтения почти все страны.

Изначальная теория либерализма

В основе классической теории либерализма лежит идея о минимальном вмешательстве государства в частную и экономическую жизнь общества.

Классический либерализм

Отметим, что подобный вариант допустим при условии стопроцентного подчинения существующим законам, которые во главу ставят именно права и свободы индивида.

Недостаток либерализма проявился в США в начале двадцатого века, когда из-за невмешательства в экономику разразился крупнейший в истории кризис.

Виды либерализма

Данное течение развивается уже не первое столетие, притом многие аспекты применяются на практике.

В связи с этим к началу 21 века сформировалось несколько видов:

классический либерализм;

неолиберализм;

социальный либерализм – течение, сущность которого в поддержке активного вмешательства государства в экономику;

либертарианство – учение, указывающее на запрет применения силы в отношении людей.

Левые партии в большинстве своем являются приверженцами либеральных взглядов. Первые идеи, допускающие расширение прав, возникли при земском соборе, но тогда это касалось только привилегированного населения, то есть буржуазии.

Экономический либерализм

Концепция экономического либерализма сформулирована величайшим экономистом своего времени Адамом Смитом.

Либерализм Адама Смита

Несовершенство идеи связано с разницей в возможностях людей и существовании социально незащищенных групп населения. Они в условиях рыночной экономики не могут себя обеспечить.

Неолиберализм

В связи с тем, что классический либерализм не оправдал себя в экономике, но был хорош в других сферах, отказываться от него полностью не было логично.

Неолиберализм

На базе этого появился неолиберализм, который допускал вмешательство государства в экономику для достижения следующих целей:

недопущение появления монополий, сохранение конкурентного рынка;

защита прав и свобод граждан;

поддержка социально незащищенных групп населения.

В основе данного течения лежит понимание, что свобода гражданина невозможна без полноты экономических прав. Однако, если органы власти не будут поддерживать определенных граждан, то тем самым будут нарушены их права.

Либералы в России и их взгляды на развитие общества

У либерализма в России особый путь. На старте развития учения в нашей стране активно применялись принципы. Однако, в период Советского Союза – период расцвета либерализма в Европе – была идеология, во многом противоречащая идеям либералов.

5cR

Понятие современного либерализма можно сформировать из нескольких тезисов его представителей:

Либеральные реформы Горбачева и Ельцина лишь приблизили Россию к Америке и Европе, но мышление граждан формируется в течение десятилетий и даже поколений.

Либералы активно акцентируют внимание на прошлых и настоящих репрессиях.

Либералы, сравнивая жизнь Запада и России, всегда восхищаются первыми, но остаются в нашей стране.

Уточняя, кто такие либералы в России, можно сказать, что это люди, недовольные текущей властью, смотрящие на европейский и американский опыт, но не предлагающие реальных инструментов по внедрению принципов.

Либерализм – политическое учение, в котором во главе стоят права и свободы граждан. По идеологии недопустимо ущемление свобод граждан, которые живут в правовом государстве и подчиняются нормативным нормам.

Важно, что особенностью для большинства современных развитых стран характерен неолиберализм, в рамках которого допустимо частичное вмешательство органов власти в экономику.


Читайте также: