Идейная борьба среди деятелей культуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

В течение одного дня, 2 марта 2022 года, были опубликованы сразу два документа, в которых творческая интеллигенция России. нет-нет, не заламывала руки по поводу "нападения на Украину", но поддержала спецоперацию нашей армии. Первое – "Письмо 110 деятелей культуры", отправленное лично Владимиру Путину со словами поддержки его решения по Украине. Второе – обращение к обществу "Мы не стыдимся России" от лица деятелей театра, кино, писателей и журналистов. Водораздел в сфере культуры стал очевидным: одни – с Западом и украинскими нацистами, другие – со своим Отечеством и его народом.

Есть старый советский анекдот:

– Абрам, у вас есть своё мнение на этот счёт?
– Есть, но я с ним не согласен.

Так вот, в нынешней ситуации хитро уклониться от личной позиции, "пройти сухим меж капельками" – становится всё труднее. Особенно в такой публичной сфере, как искусство: или туда, или сюда, господа! По миру идёт онтологический разлом, особенно заметный сегодня в России, которая, наконец, вышла из безвременья, творя мировую историю.

Предсказуемые "пацифистские" взвизги и рыдания нашей давно известной пятой колонны неожиданно для многих были поддержаны разнообразными "системными" фигурами – особенно в сфере культуры. Но даже сфера творческой интеллигенции оказалась далеко "не столь однозначной".

Не все артисты слепы

Оперативная и очевидно согласованная раскрутка антивоенных призывов либеральными массмедиа и модераторами соцсетей была призвана создать впечатление, что чуть ли не все работники культуры и искусства требуют прекратить спецоперацию на Украине, стыдятся своей армии и страны, считая их руководителей безумцами. И "Первый русский" уже в первые дни спецоперации писал об этой "психо-атаке". И вот теперь и патриоты из числа деятелей культуры, которые во все времена разворачиваются медленнее организованных извне либералов, наконец, массово вступили в это сражение за умы:

Кровопролитие – это страшно, но промедление было бы подобно смерти, уничтожению нашей страны.

говорится в обращении к президенту Владимиру Путину "Письма 110". В числе которых – народный артист России, депутат Госдумы Николай Бурляев, народный артист России актёр Дмитрий Певцов, заслуженная артистка России Мария Шукшина, писатель Захар Прилепин, народный артист России, участник Великой Отечественной войны Николай Лебедев, народный артист РСФСР Василий Ливанов, народные артисты России Александр Панкратов-Чёрный и Александр Пашутин. Авторы письма подчеркнули:

Восемь лет мы с болью наблюдали, как националисты и фашисты, захватившие в заложники народ нашей родной сестры Украины, убивают наших братьев и сестёр в Киеве, Одессе, Донецкой и Луганской республиках, не признавших власть наползающей на Русский мир тьмы.

Аналогичная и чётко выраженная позиция содержится в обращении к обществу и коллегам в сфере культуры "Мы не стыдимся России!", опубликованном сегодня на сайте Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева:

Будем же ответственны в словах и делах! Особенно сейчас, когда весь "цивилизованный мир" вновь восстал на "нецивилизованную Россию". Мы призываем Российское общество "в тяжёлую годину испытаний" доверять Президенту и нашему Воинству, которое вновь жертвует собой за мир и безопасность на русской земле.

Среди подписавших обращение, помимо директора Института культурного наследия Владимира Аристархова, такие фигуры, как писатель, историк и телеведущий Феликс Разумовский, театральный критик и культуролог Капитолина Кокшенева, кинодраматург Елена Райская, заслуженный артист России, режиссёр театра и кино Василий Мищенко, художественный руководитель Камерного драматического театра "Левендаль" Искандер Сакаев, художественный руководитель Нового художественного театра Евгений Гельфонд, писатель и радиоведущий Михаил Шахназаров, актриса Малого театра, заслуженная артистка России Юлия Зыкова, главный редактор журнала "Отечественные записки" Сергей Шулов и многие другие. Один из подписавших обращение – режиссёр театра и кино Владислав Быков пояснил "Первому русскому" своё решение:

Другого выхода в России уже не было. Сегодня речь идёт о неразрывной связи художника со своим народом, о понимании, в каком месте исторического пути он очутился и что с ним будет после того или иного решения его правителей. Спецоперация была неизбежной, потому что все остальные способы воздействия на украинскую сторону были исчерпаны. И России в противном случае грозило уничтожение. У следующих поколений просто уже не будет воли сопротивляться катку Запада, задача которого испокон века была одна: уничтожить Россию.

Ранее поддержку спецоперации на Украине уже выразили на страницах "Литературной газеты" ряд русских писателей. Кроме того, Царьград уже сообщал о подобном письме со стороны хоровых и танцевальных коллективов. Также более 100 исторических и краеведческих музеев назвали решение Владимира Путина "вынужденным и единственно верным".

Родина зовёт

Перечисленные факты подтверждают: далеко не все представители сферы искусства страдают слепым "пацифизмом" и избирательным псевдосостраданием, далеко не все готовы бить в спину воинам Отечества, сражающимся против зла. И пусть эти люди не видны на фоне вписывающихся в "форматы" федеральных каналов последних десятилетий либеральных паяцев – зрячих, хорошо понимающих, "что ныне лежит на весах и что совершается ныне", как чеканно вывела в сорок первом Анна Ахматова, куда больше. И именно они говорят то, что думают, не боясь остракизма в своей профессиональной среде.

Впрочем, и среди широко известных деятелей культуры есть те, кто не побоялся сформулировать свою гражданскую позицию лично, не подписываясь под коллективными письмами. Как, например, не нуждающийся в представлении Никита Михалков:

Считаю, что это был единственный возможный выход из тупиковой ситуации. Череда предательств со стороны Украины и наших западных "партнёров" превысила все допустимые нормы. Произошедшее – это ярчайшее подтверждение того, что Россия сохранила собственное достоинство, несмотря на то что столько лет нас пытались его лишить, и мы в этом, к сожалению, порою сами принимали немалое участие.

Или человек, от которого, казалось бы, никто не ожидал столь чёткой патриотической позиции. Впрочем, именно такие события, как война, словно химическая реакция, выделяют в людях и их мутный осадок, и кристально чистую основу. Итак, внимание, слова. Николая Баскова:

30 лет беспринципного обмана России Западом завершены. Запад не хочет признавать наши права, а Россия больше никогда не согласится на то, чтобы её мнение игнорировали, чтобы её граждан считали людьми второго сорта.

Более того, сегодня есть и такие известные артисты, кто в тяжёлую минуту поддержал свою страну, армию и президента не только словом, но и делом. Так, одним из первых о своей позиции ко всему произошедшему, включая антивоенные призывы некоторых коллег, заявил худрук Московского театра Олега Табакова народный артист России Владимир Машков:

Вместо того, чтобы множить ненависть друг к другу и к своей стране, помогите тем, кому сейчас это действительно необходимо. Все сборы от спектакля "Матросская Тишина", который состоится 4 марта, будут направлены на поддержку жителей ДНР и ЛНР и граждан Украины, перешедших на территорию России и нуждающихся в нашей общей поддержке.

Другой народный артист России, Дмитрий Певцов, однозначно поддержав спецоперацию на Украине, объявил, что группа "Певцовъ-Оркестр" в содружестве с фондом "Время помогать" проведут концерты в Нижнем Новгороде, Дзержинске и Арзамасе, все сборы от которых будут переведены детям Донбасса. Активное неравнодушие проявил и актёр Егор Бероев, который вместе со своей женой Ксенией Алфёровой является соучредителем фонда "Я есть!". Артист обратился за помощью в грузовой перевозке в Ростов-на-Дону медикаментов и предметов первой необходимости, уже собранных Фондом для беженцев из Донбасса.

В свою очередь, гендиректор "Москонцерта" Илья Бачурин пообещал перечислить средства, заработанные в День защитника Отечества в помощь эвакуированным семьям жителей ДНР и ЛНР. И это гуманизм и милосердие совсем другого рода, чем всхлипы "остановите войну" и демонстрации в поддержку нацистского режима на Украине.

Что с того?

Верится, что таких писем, дел истинного милосердия, а возможно, и шествий в поддержку нашей героической армии и президента, вернувших из полунебытия ход русской истории, будет всё больше. И не только в связи с очищением Украины. Очищение нужно нам всем. Очень хочется верить, что понесут наказание, будут выметены с новых страниц истории те, кто все эти годы методично ослаблял и расшатывал нашу Родину изнутри.

Но и нам всем нужно выкинуть с кормы всё мелочное, себялюбивое, уродливое, упадническое, что невольно наросло в каждом из нас в годы проклятого безвременья. И тогда за "Русской весной" придёт русское "лето Господне благоприятное".

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Культура эпохи революции. Важнейшим направлением политики большевиков стали борьба с неграмотностью и развитие образования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью, в 1920 г. создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых, перестраивалась школа. В школах проводилось немало экспериментов по внедрению новых форм обучения, однако большинство из них оказались неудачными. Революционные события внесли раскол в ряды деятелей культуры. Многие из них оказались в эмиграции. Другие продолжали творить в России. Часть из них делали это из патриотических соображений, а многие искренне восприняли идеи революции. В 20-е гг. XX в. бурно развивались модернистские течения в поэзии, живописи, театре, архитектуре. Поэт В. В. Маяковский, режиссеры В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, архитекторы В. Е. Татлин, К. С. Мель-ников искали новые начала в искусстве.

Культура в 30-е гг. XX в. Развитие культуры, просвещение народа считались одними из главных приоритетов Советского государства. Осуществление культурной революции предполагало всеобщую грамотность населения, так как еще в 1927 г. больше половины сельского населения было неграмотным. По всей стране были развернуты пункты ликбеза, к преподаванию в них привлекались помимо профессиональных учителей студенты и школьники.

Огромное значение для духовного обогащения имело приобщение народа к сокровищам отечественной и мировой культуры. Было увеличено число изданий А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.В. Кольцова, Н.В. Гоголя, других выдающихся русских и зарубежных писателей и поэтов.

Одной из важнейших задач культурной революции было создание новой интеллигенции, преданной идеям социализма. Решение этой задачи требовало создания системы среднего и высшего образования и привлечения на сторону советской власти старых специалистов.

Огромное значение имела деятельность А. М. Горького, который пел интенсивную работу с писателями. Особое внимание было обращено на подготовку технической интеллигенции, специалистов в области народного хозяйства. Увеличилось число вузов, академий, готовящих специалистов самого широкого профиля. В 1934 г. было принято постановление о преподавании истории и школах. В Московском и Ленинградском университетах восстанавливались исторические факультеты, подготавливались новые учебники по истории, в которых исторический процесс интерпретировался с классовых позиций.

Промышленности требовались квалифицированные кадры. Для улучшения их подготовки были созданы технические кружки, курсы, школы. Много делалось для развития школьной системы образования. В 1930 г. правительство ввело обязательное начальное образование. Расширялось также общее среднее образование. Были увеличены денежные дотации на строительство, ремонт и оборудование школ, улучшено материальное положение учителей, усилено обеспечение школьников учебниками, письменными принадлежностями.




Советская наука. В стране создавались новые научно-исследовательские центры. В Москве открылись институты органической химии, геофизики. Проводились исследования по проблемам микрофизики, физики полупроводников, атомного ядра. Основой для создания первых опытных ракет стали работы К. Э. Циолковского.

Под руководством А.П. Александрова были разработаны способы защиты кораблей от магнитных мин. Известные советские ученые Н. Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, Л. И. Мандельштам, И. В. Курчатов и другие внесли большой вклад в развитие ядерной физики. А.А. Микулин, В.Я. Климов, А.Д. Шведов заложили основы конструирования авиационных двигателей. Немалая заслуга в решении ряда проблем химии, имеющих большое практическое значение, принадлежит советским ученым С.В. Лебедеву и А.Е. Фаворскому. Больших успехов добились ученые в области физиологии, биологии и математики.

Культура эпохи революции. Важнейшим направлением политики большевиков стали борьба с неграмотностью и развитие образования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью, в 1920 г. создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых, перестраивалась школа. В школах проводилось немало экспериментов по внедрению новых форм обучения, однако большинство из них оказались неудачными. Революционные события внесли раскол в ряды деятелей культуры. Многие из них оказались в эмиграции. Другие продолжали творить в России. Часть из них делали это из патриотических соображений, а многие искренне восприняли идеи революции. В 20-е гг. XX в. бурно развивались модернистские течения в поэзии, живописи, театре, архитектуре. Поэт В. В. Маяковский, режиссеры В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, архитекторы В. Е. Татлин, К. С. Мель-ников искали новые начала в искусстве.

Культура в 30-е гг. XX в. Развитие культуры, просвещение народа считались одними из главных приоритетов Советского государства. Осуществление культурной революции предполагало всеобщую грамотность населения, так как еще в 1927 г. больше половины сельского населения было неграмотным. По всей стране были развернуты пункты ликбеза, к преподаванию в них привлекались помимо профессиональных учителей студенты и школьники.

Огромное значение для духовного обогащения имело приобщение народа к сокровищам отечественной и мировой культуры. Было увеличено число изданий А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.В. Кольцова, Н.В. Гоголя, других выдающихся русских и зарубежных писателей и поэтов.

Одной из важнейших задач культурной революции было создание новой интеллигенции, преданной идеям социализма. Решение этой задачи требовало создания системы среднего и высшего образования и привлечения на сторону советской власти старых специалистов.

Огромное значение имела деятельность А. М. Горького, который пел интенсивную работу с писателями. Особое внимание было обращено на подготовку технической интеллигенции, специалистов в области народного хозяйства. Увеличилось число вузов, академий, готовящих специалистов самого широкого профиля. В 1934 г. было принято постановление о преподавании истории и школах. В Московском и Ленинградском университетах восстанавливались исторические факультеты, подготавливались новые учебники по истории, в которых исторический процесс интерпретировался с классовых позиций.

Промышленности требовались квалифицированные кадры. Для улучшения их подготовки были созданы технические кружки, курсы, школы. Много делалось для развития школьной системы образования. В 1930 г. правительство ввело обязательное начальное образование. Расширялось также общее среднее образование. Были увеличены денежные дотации на строительство, ремонт и оборудование школ, улучшено материальное положение учителей, усилено обеспечение школьников учебниками, письменными принадлежностями.

Советская наука. В стране создавались новые научно-исследовательские центры. В Москве открылись институты органической химии, геофизики. Проводились исследования по проблемам микрофизики, физики полупроводников, атомного ядра. Основой для создания первых опытных ракет стали работы К. Э. Циолковского.

Под руководством А.П. Александрова были разработаны способы защиты кораблей от магнитных мин. Известные советские ученые Н. Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, Л. И. Мандельштам, И. В. Курчатов и другие внесли большой вклад в развитие ядерной физики. А.А. Микулин, В.Я. Климов, А.Д. Шведов заложили основы конструирования авиационных двигателей. Немалая заслуга в решении ряда проблем химии, имеющих большое практическое значение, принадлежит советским ученым С.В. Лебедеву и А.Е. Фаворскому. Больших успехов добились ученые в области физиологии, биологии и математики.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЛЕКЦИЯ № 36 § 82. Советская культура в 20 —30-е гг. XX в.

Культура эпохи революции . Важнейшим направлением политики большевиков стало развитие образования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью, в 1920 г. создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых. В школах проводилось немало экспериментов по внедрению новых форм обучения, правда, большинство из них оказались неудачными. К концу 20-х гг. грамотные люди составляли уже половину населения страны.

Революционные события внесли раскол в ряды деятелей культуры. Многие из них оказались в эмиграции. Другие продолжали творить в России. Часть из них делали это из патриотических соображений, но многие искренне восприняли идеи революции. Поэт В. В. Маяковский, режиссеры В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, архитекторы В. Е. Татлин, К. С. Мельников и другие искали новые начала в искусстве. Они придерживались модернистских течений — футуризма, имажинизма и др. Характерными памятниками архитектуры того времени стали рабочие клубы в стиле конструктивизма (клубы им. И. В. Русакова архитектора К. С. Мельникова, им. С. М. Зуева архитектора И. А. Голосова и др.).

Культура в 30-е гг. XX в. Развитие культуры, просвещение народа считались одними из главных приоритетов Советского государства. Осуществление культурной революции предполагало всеобщую грамотность населения. К преподаванию привлекались помимо профессиональных учителей студенты и школьники.

Огромное значение для духовного обогащения имело при- общение народа к сокровищам отечественной и мировой куль- туры. Увеличились тиражи произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, других выдающихся русских и зарубежных писателей и поэтов.

Одной из важнейших задач культурной революции было формирование новой интеллигенции, преданной идеям социализма.

В сфере образования особое внимание уделялось подготовке технической интеллигенции, специалистов в области на- родного хозяйства. Увеличилось число вузов и академий.

В 1934 г. было принято постановление о преподавании истории в школах . В университетах восстанавливались исторические факультеты, подготавливались новые учебники по истории, в которых исторический процесс интерпретировался с классовых позиций.

Много делалось для развития школьной системы образования. С 1930 —1931 гг. было введено обязательное начальное (4 года) обучение. Были увеличены расходы на строительство, ремонт и оборудование школ, улучшено материальное положение учителей, дети обеспечивались учебниками, письменными принадлежностями. К 1939 г. грамотных в СССР было 81,2 % населения старше 9 лет (90,8 % мужчин и 72,6 % женщин).

Советская наука . В СССР создавались новые научно- исследовательские центры. В Москве открылись институты органической химии, геофизики. Проводились исследования по проблемам микрофизики, физики полупроводников, атомного ядра. Основой для создания первых опытных ракет стали работы К. Э. Циолковского. В 1930 г. Ф. А. Цандер создал один из первых в мире реактивных двигателей.

Под руководством А. П. Александрова были разработаны способы защиты кораблей от магнитных мин. Н.Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, JI. И. Мандельштам, И. В. Курчатов и другие внесли большой вклад в развитие ядерной физики. А. А. Микулин, В. Я. Климов, А. Д. Шведов заложили основы конструирования авиационных двигателей. Немалая заслуга в решении ряда проблем химии, имеющих большое практическое значение, принадлежала С. В. Лебедеву и А. Е. Фаворскому. Больших успехов добились ученые в области физиологии, биологии и математики. Огромную работу проводила Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им В.И.Ленина (ВАСХНИЛ).

Науку также не обошли репрессии. От них пострадали многие известные ученые: Н. И. Вавилов, С. П. Королев, А. Н. Туполев и др.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие цели решали большевики в сфере культуры? Что такое культурная революция?

2. Каковы были особенности развития литературы и искусства в 20-е гг. XX в.? - Назовите известных вам деятелей культуры этого времени.

3. Каковы были особенности развития литературы и искусства в 30-е гг. XX в.? - Назовите известных вам деятелей культуры этого времени.

4. Какие достижения имела советская наука в 20 — 30-е гг. XX в.?

В особенно сложных условиях, под неусыпным контролем партийных комитетов, развивались общественные науки:

После смерти Сталина (март 1953 г.) в прессе начали обсуждаться такие фундаментальные вопросы, как противоречия социалистического общества, их сущность, роль и место личности и массы в истории, взаимосвязь теории и практики строительства социализма. В звучавших с трибун партийных собраний речах прослеживались критические оценки прошлому, обсуждались сложные проблемы общества. Это было закономерным явлением, так как уже назрела необходимость коренных преобразований в обществе. Однако вследствие консерватизма управленческого аппарата эти обсуждения не нашли своего завершения в реальных действиях.

Казахскому народу были возвращены имена видных государственных деятелей, таких, как С.Асфендиаров, О.Джандосов, О.Исаев, Л.И.Мирзоян, С.Мендешев, М.Масанчи, Н.Нурмаков, А.Розыбакиев, С.Сейфуллин.

Однако реабилитация жертв политических репрессий проводилась медленно и носила эпизодический характер.

Идеологические основы советского общества в 1920—1930-х гг

Советское общество строилось на марксистско-ленинской идеологии, ставившей во главу угла классовый подход в отношении абсолютно всех явлений общественной жизни. Сфера культуры оказалась под ощутимым идеологическим прессингом. Его отличительными чертами были:

  • контроль партийных органов над духовной жизнью общества;
  • манипулирование сознанием людей;
  • искоренение инакомыслия;
  • физическое уничтожение части российской интеллигенции.

Культурная революция. Новые тенденции в культурной жизни страны

Совокупность изменений в духовной жизни советского общества межвоенного периода получила название культурной революции. Среди её целей: перевоспитание масс в духе марксизма-ленинизма и создание особой пролетарской культуры (пролеткульта); советизация массового сознания и разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия. Массовость новой культуры достигалась благодаря ориентации на малообразованные слои общества. Строились библиотеки, дворцы культуры, дома творчества, кинотеатры, концертные залы, стадионы. Советская молодёжь привлекалась к членству в ОСОАВИАХИМЕ.

Владимир Маяковский

Введение нэпа, снятие многих радикальных лозунгов времён революции и военного коммунизма способствовали временному ослаблению идеологического контроля над интеллигенцией. Некоторые эмигранты вернулись на Родину (А. Толстой, А. Куприн, М. Цветаева и др.). Символом этого периода стало так называемое сменовеховство. Сменовеховцы считали возможным признание большевистской власти и сотрудничество с ней.

Советская власть, пропагандируя атеистические взгляды, вступила в открытый конфликт с Русской православной церковью (РПЦ), который привёл к репрессиям против церковных деятелей (с 1925 г. запрет на выборы патриарха), закрытию и разрушению сооружений культа, экспроприации церковного имущества. Одновременно большевики поощряли обновленчество, которое с 1922 по 1926 г. было единственным официально признаваемым ими православным церковным движением.

В 1930-е гг. контроль партийных органов над культурой был восстановлен в полном объёме. Культура и искусство стали лишь одним из ретрансляторов марксистской идеологии. Всё, что выходило за её рамки, жёстко преследовалось.

Сергей Эйзенштейн

Успехи советской науки 1930-х гг. связаны с именами физиков А. Иоффе, И. Курчатова и П. Капицы, химиков С. Лебедева и А. Баха, биолога Н. Вавилова, математика, географа и исследователя Севера О. Шмидта, авиаконструктора А. Туполева, конструкторов-оружейников Н. Поликарпова и Ф. Токарева. Общесоюзную известность приобрёл легендарный лётчик-испытатель Валерий Чкалов, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в США (1937).

Михаил Булгаков

В искусстве преобладал социалистический реализм, который преследовал цель прославления успехов социалистического строительства, несомненных преимуществ советского общественного строя. Представители других направлений были вытеснены на обочину культурной жизни и репрессированы (поэт О. Мандельштам, театральный режиссёр, работавший в жанре гротеска, В. Мейерхольд и др.).

Максим Горький

Ликвидация неграмотности, создание системы образования

Перед Октябрьской революцией почти 70 % взрослого населения оставалось неграмотным. Большевиками в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Её деятельность имела позитивные результаты. К середине 1920-х гг. количество грамотного населения выросло вдвое, составив 60,9 °% . Однако разрыв в уровне грамотности между городом и деревней, мужчинами и женщинами всё ещё сохранялся.

В конце 1930-х гг. завершилось формирование советской системы образования. Её основой стала всеобщая 7-летняя средняя школа (с 1937 г.), также существовало среднее специальное образование. Университеты стали доступными для всех социальных групп. Для рабочей молодёжи открывались специальные рабочие факультеты — рабфаки.

Читайте также: