Идеи леонардо да винчи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Леонардо да Винчи (1452-1519) - титан Возрождения, блестящий художник, инженер, конструктор машин, ученый-экциклопедист, знаток анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор, мыслитель. Это воплощение гуманистического идеала, всесторонне развитой личности. Он значительно опередил свое время.

Широкий гений Леонардо да Винчи дал материал для многочисленных апокрифов, разбросанных в настоящее время по различным галереям Европы. Он всех околдовал таинственной психологией своих картин и, можно сказать, создал в живописи образ загадочного человека, который эксплуатировали разные его ученики и последователи. Если мы встречаем где-нибудь, среди произведений итальянского Ренессанса, фигуру женщины или мужчины с острым, загадочным взглядом, с выражением какой-то двойственности на лице и блуждающей на губах ядовитой усмешкой, мы можем с уверенностью сказать, что она вышла из школы Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения чувственного познания. Он утверждает, что созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей.
В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает механистические традиции, согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом. Опосредованное же, проникающее вглубь объекта знание связывалось этой традицией с понятием и словом и относилось к интеллигибельному уровню. Как художник Леонардо да Винчи выступает против этого умаления роли чувственности в познании мира.
Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, - человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения - изображения. Именно они, а не слово отражают реальность и становятся в этом случае посредниками между ней и сознанием, источниками ее познания.
Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии. В этом проявилось стремление Леонардо да Винчи соединить естественные знания и искусство. Воображение, таким образом, впервые соединяется с творчеством.
Следует отметить, что фантазия начиная с античности считалась "дурной субъективностью". Познавательная ценность отводилась исключительно разуму, имеющему божественную природу. Леонардо да Винчи в качестве высшей ценности провозглашает творения субъекта, созданные им на основе подражания природе. Вводится соответственно новый критерий оценки человека - по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности, отмечал Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически-познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воссоздать их в специальной инженерной конструкции. Например, он строил схемы летательных устройств на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых.

Им проводились многочисленные эксперименты по изучению поведения разных животных с целью изучения их двигательной активности, была создана экспериментальная модель спинномозговой лягушки, ставшая классической для нервно-мышечной физиологии ХIХ в. Многие его идеи и замыслы сохранились в набросках, эскизах, чертежах, и они свидетельствуют об оригинальности мысли и гениальности его замыслов.
Он стремился быть в обществе ученых - естествоиспытателей, т.е. мятежников, а не художников. Много размышлял о познании. Считал, что опыт - главный источник знаний о человеке и о мире. "Мудрость есть дочь опыта", - говорил он. Познание, не прошедшее через опыт, и ощущения, с которых оно начинается, не дают истины о действительности .
Опыт понимался им широко - это и наблюдение над природными явлениями, и физический эксперимент, и рисунок, и инженерная конструкция. Он выдвигает тезис о единстве теории и практики.




Леонардо да Винчи - пантеист. Он считал, что в природе размыто "разумное божественное начало, которое открыто человеку как части природы". Верил в силу разума и знания, в созидательную мощь человека.

Особо велики, как он полагал, возможности художника, создающего нечто новое. Художника он приравнивал к ученому.

Леонардо да Винчи (1452-1519) - титан Возрождения, блестящий художник, инженер, конструктор машин, ученый-экциклопедист, знаток анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор, мыслитель. Это воплощение гуманистического идеала, всесторонне развитой личности. Он значительно опередил свое время.

Широкий гений Леонардо да Винчи дал материал для многочисленных апокрифов, разбросанных в настоящее время по различным галереям Европы. Он всех околдовал таинственной психологией своих картин и, можно сказать, создал в живописи образ загадочного человека, который эксплуатировали разные его ученики и последователи. Если мы встречаем где-нибудь, среди произведений итальянского Ренессанса, фигуру женщины или мужчины с острым, загадочным взглядом, с выражением какой-то двойственности на лице и блуждающей на губах ядовитой усмешкой, мы можем с уверенностью сказать, что она вышла из школы Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения чувственного познания. Он утверждает, что созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей.
В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает механистические традиции, согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом. Опосредованное же, проникающее вглубь объекта знание связывалось этой традицией с понятием и словом и относилось к интеллигибельному уровню. Как художник Леонардо да Винчи выступает против этого умаления роли чувственности в познании мира.
Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, - человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения - изображения. Именно они, а не слово отражают реальность и становятся в этом случае посредниками между ней и сознанием, источниками ее познания.
Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии. В этом проявилось стремление Леонардо да Винчи соединить естественные знания и искусство. Воображение, таким образом, впервые соединяется с творчеством.
Следует отметить, что фантазия начиная с античности считалась "дурной субъективностью". Познавательная ценность отводилась исключительно разуму, имеющему божественную природу. Леонардо да Винчи в качестве высшей ценности провозглашает творения субъекта, созданные им на основе подражания природе. Вводится соответственно новый критерий оценки человека - по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности, отмечал Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически-познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воссоздать их в специальной инженерной конструкции. Например, он строил схемы летательных устройств на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых.

Им проводились многочисленные эксперименты по изучению поведения разных животных с целью изучения их двигательной активности, была создана экспериментальная модель спинномозговой лягушки, ставшая классической для нервно-мышечной физиологии ХIХ в. Многие его идеи и замыслы сохранились в набросках, эскизах, чертежах, и они свидетельствуют об оригинальности мысли и гениальности его замыслов.
Он стремился быть в обществе ученых - естествоиспытателей, т.е. мятежников, а не художников. Много размышлял о познании. Считал, что опыт - главный источник знаний о человеке и о мире. "Мудрость есть дочь опыта", - говорил он. Познание, не прошедшее через опыт, и ощущения, с которых оно начинается, не дают истины о действительности .
Опыт понимался им широко - это и наблюдение над природными явлениями, и физический эксперимент, и рисунок, и инженерная конструкция. Он выдвигает тезис о единстве теории и практики.

Леонардо да Винчи - пантеист. Он считал, что в природе размыто "разумное божественное начало, которое открыто человеку как части природы". Верил в силу разума и знания, в созидательную мощь человека.

Особо велики, как он полагал, возможности художника, создающего нечто новое. Художника он приравнивал к ученому.

10 лучших идей Леонардо да Винчи

Невероятные факты

Этот человек помог революционизировать науку. А иногда он просто придумывал нечто очень причудливое, но всегда его направление мыслей было отличным от общепринятых.

Зеркальное письмо

Что это было: уловка, чтобы запутать своих подражателей или просто способ избежать замазывания чернилами (да Винчи был левшой)? Тем не менее, какими бы ни были мотивы, да Винчи понравилась эта идея и все его статьи и журналы были написаны "наоборот".

Снаряжение для подводного плавания


Увлечение да Винчи морем стимулировало его на создание специальной одежды для водных исследований. Его гидрокостюм был сделан из кожи и связан со специальной сделанной из тростника дыхательной трубкой и колокольчиком, который плавал на поверхности. В доказательство практичности мастера в костюм был добавлен специальный мешок, куда да Винчи мог ходить в туалет, не загрязняя море.

Оборотный мост


Да Винчи всегда был поклонником "быстрой" жизни, это же касалось и отдыха, и передвижения. Поэтому он полагал, что его вращающийся мост лучше всего можно использовать в военных действиях. Сделанный из легких, но прочных материалов, которые соединены между собой в подвижной системе, позволяли армии поднять или опустить его для прохождения в любой момент.

Крылатый планер


Воображение да Винчи было заполнено до отказа идеями о различных летательных аппаратах, в том числе он грезил о планере со специальными крыльями. Эта открытая модель без крыши, оснащенная сиденьем для пилота и панелью приборов для управления, все-таки была создана, только в комплектацию не входил защитный шлем для пилота.

Тройной ствол пушки


Он был скорее мыслителем, чем истребителем, но отвращение, которое да Винчи питал к различного рода конфликтам не мешало ему придумывать и разрабатывать проекты для более эффективной работы пушки. В результате, его тройная пушка стала смертельным оружием на поле боя, она была быстрой, легкой и вмещала в себя большое количество дополнительной огневой мощи.

Воздушный винт


Современные ученые согласны с той идеей, что он никогда не сможет подняться с земли, но, тем не менее дизайн "вертолета" да Винчи по-прежнему очень популярен и является одним из самых известных его творений. Любопытное сооружение должно было управляться командой из четырех человек, причем вдохновить Леонардо на создание вертолета вполне могла обычная мельница.

Идеальный город


Да Винчи жил в Милане, когда город был поражен чумой, при этом он строил модели идеального города. Его архитектурные проекты были весьма подробными и даже включали конюшню с вентиляционными отверстиями. Но многие миланцы, которые сегодня изучают проекты Леонардо, недоумевают, как же он не предусмотрел места для футбольного стадиона.

Самоходные автомобили


Это конечно не Ferrari, но идеи Леонардо относительно самоходных транспортных средств были революционными для его времени. Его деревянный "автомобиль" ехал в результате взаимодействия связанных с зубчатыми колесами источников. Ученые из одного музея во Флоренции в 2004 году воссоздали по проекту да Винчи подобный аппарат.

Геологическое время


Тектонические плиты? Все же пока нет. Хотя большинство его современников объясняли происхождение гор и различных окаменелостей как остатки Великого потопа, да Винчи думал иначе. Он предположил, что горы, вероятно, когда-то были береговой линией и в течение многих лет они постепенно сместились вверх.

Витрувианский человек


Да Винчи моделировал свою совершенную человеческую форму по пропорциям, предложенным Витрувием, древним римским архитектором. У зловеще выглядящего созданного да Винчи человека сегодня есть повод улыбнуться: в настоящее время он считается одной из самых узнаваемых фигур на земле.

принципы да винчи

7 принципов творчества Леонардо да Винчи

Любопытство/Curiosita

Чтобы творческая активность всегда была на высоком уровне и позволяла творить и находить всё новые идеи, человек должен оставаться любопытным на протяжении всей своей жизни. И любопытными нужно оставаться именно по-детски – интересоваться всем: что, как, почему, откуда, зачем? Все подобные вопросы должны служить топливом для творческой деятельности и указывать направление для работы.

Независимость мышления/Dimostrazione

Острота восприятия/Sensazione

Неопределённость/Sfumato

Как известно, неопределённость часто вызывает страх в человеке. Люди боятся совершать непривычные действия, то, что входит в разрез с их привычками и устоявшимися убеждениями, стремятся избегать необычных ситуаций. Но если человек может быть уверенным в себе даже в непривычных обстоятельствах, это открывает широкие горизонты для творчества. По Майклу Гелбу, огромное и положительное воздействие на раскрытие творческого потенциала оказывает удивление и новые открытия, узнавание того, чего человек не знал раньше. А если делать только то, что привык, то ни о каких открытиях не может быть и речи. Если вы стремитесь к тому, чтобы стать и быть по-настоящему творческой личностью, вы должны культивировать неопределённый образ себя, но при этом определённо быть уверенными в себе. А стремление к неизвестности и парадоксальности должно стать частью вашей натуры.

Воображение и логика/Scienza

Общеизвестный факт – левое полушарие человеческого мозга отвечает за аналитическое мышление, а правое – за креативное. У каждого человека развитие одного всегда преобладает над другим. Однако в современном мире для того чтобы эффективно генерировать новые неординарные идеи человек должен стараться развивать оба полушария, т.е. целенаправленно развивать логическое и творческое мышление. Майкл Гелб считает, что этому в наибольшей степени способствует рисование. Возьмите лист бумаги и карандаш и попробуйте оформить свои мысли в изображения. Что у вас получается? Какие ассоциации у вас возникают? Попробуйте убрать что-то или, наоборот, добавить. Можно ли как-то это применить в своей жизни? Задумайтесь над этим, придумывайте новые идеи и анализируйте их. Это поможет вам развить свой мозг как можно лучше.

Сбалансированность тела и разума/Corporalita

Далеко не каждый человек знает, что Леонардо да Винчи, кроме всего прочего, был прекрасно развит физически. Он даже считался одним из наиболее сильных во всей Флоренции людей, а также был отличным наездником и превосходно фехтовал. Майкл Гелб уверен, что творческая активность представляет собой особый род интеллектуальных упражнений, требующих наличия немалых энергетических ресурсов. Человек, слабый физически, по его мнению, никогда не сможет повысить свой творческий потенциал до должного уровня. И поэтому одной из неотъемлемых составляющих творческой деятельности, а также жизни творческого человека являются физические упражнения и занятия спортом и, естественно, поддержание себя в хорошей форме. Леонардо да Винчи, кстати говоря, в одинаковой степени хорошо владел обеими руками.

Диаграмма связей/Connessione

Леонардо да Винчи - легендарный итальянский деятель с удивительной и насыщенной биографией. Универсальный человек, известный как художник, изобретатель, ученый, архитектор, инженер и музыкант эпохи Возрождения. Его картины, ставшие сокровищницей художественного творчества Высокого Возрождения, что ныне хранятся в Лувре, воистину гениальны. Множество произведений искусства, в которых он искал себя, изобретения, на столетия опережавшие мышление его современников и впоследствии ставшие основой для научно-технических прорывов Нового времени, как будто были подсказаны ему свыше. Об этой личности ходят самые удивительные сказания - желание познать все в мире, охват сфер деятельности и спектр талантов делают из него поистине одну из самых узнаваемых фигур в истории.

  • Детство
  • Первые опыты в искусстве и поиск призвания Леонардо да Винчи
  • Работа во Флоренции
  • Переезд в Милан (1481-1499)
  • Работа Леонардо да Винчи в Милане
  • Возвращение во Флоренцию (1500-1506)
  • Новые исследования и проекты Леонардо (1506-1513)
  • Римский период. Последние годы жизни
  • Интересные факты

Детство

Леонардо - внебрачный сын нотариуса Пьеро, родился, согласно дневникам его деда, 15 апреля 1452 г. в городке Винчи (откуда и его фамилия, обозначавшая происхождение), что находится под культурным и научным центром Европы того времени - Флоренцией. О матери известно совсем немного: вскоре, после рождения сына она оставила семью и вышла замуж за кого-то предпринимателя.

Рис. 1. Портрет Леонардо да Винчи

Рис. 1. Портрет Леонардо да Винчи Детство Леонардо прошло под присмотром бабушки и дяди. В 1462 г. Пьеро с семьей переезжает во Флоренцию, где его сын проведет большую часть жизни. Заметив необычайные способности и тягу к искусству, отец отдал его на обучение тосканскому художнику, музыканту и ювелиру - Андреа дель Верроккьо.

Первые опыты в искусстве и поиск призвания Леонардо да Винчи

Согласно легендам и некоторым исследованиям, первая художественная работа да Винчи была для одного знакомого охотника, которому он расписал щит. Это было изображение Медузы Горгоны со множеством отвратительных насекомых и змей, призванных вызывать страх от вида изделия. Известно также, что Леонардо помогал своему учителю в его работе над картиной “Крещение Господа”, нарисовав одного из ангелов. Одним из первых инженерных и архитектурных опытов да Винчи был четырехлетний проект установления золотого креста с шаром на макушке фонаря Санта-Мария-дель-Фьоре в 1472 г.

Важно! В это же время юный да Винчи заканчивает свое обучение и вступает в цех Флорентийских художников, став самостоятельным творцом.

Да Винчи пробует себя во многих сферах деятельности. Он пишет две картины, на одной из которых изображен Нептун, а на второй - грехопадение Адама и Евы. К сожалению, обе не сохранились до наших дней. В то же время он изобретает новую прядильную машину и проектирует канал между Флоренцией и Пизой. Однако нового правителя города Лоренцо, Медичи, интересует развитие торговли, а не промышленности, посему проекты Леонардо отвергаются. Одновременно мастер продолжает искать себя в других занятиях: увлекается философией, изучая работы духовника и последователя Платона Фичино, и читая труды, придерживающегося иных взглядов, поэта Луиджи Пульчи.

Работа во Флоренции

Важно! Эта работа является первой в портретном жанре для художника, а также одной из ранних картин, выполненных в разработанной им технике живописи - сфумато.

В 1478 г. Леонардо уже известен во Флоренции, поэтому он получает свой первый большой заказ - роспись городской ратуши. Однако увлекшись экспериментами с красками и эскизами, мастер не продвинулся в работе, и через 5 лет заказ был передан другому художнику. Осенью 1478 г. художник начинает работу над двумя знаменитыми изображениями девы Марии того периода: “Мадонна Бенуа” и “Мадонна с цветком”. Работа над картинами забирает много времени и Леонардо оказывается в тяжелом материальном положении. Он берется за любую предложенную работу и пишет портреты на заказ, как и его коллеги. Опыт в данном жанре дал ему право оспаривать значение портретного искусства, стоявшего в то время наряду с техническими ремеслами.

Рис. 3. Дом, в котором жил Леонардо в детстве

Переезд в Милан (1481-1499)

Важно! В письмах да Винчи предлагает Лодовико Моро Сфорца (Миланскому монарху) услуги военного инженера, уверяя, что сможет построить самые невероятные осадные машины, спроектировать новые виды артиллерии и даже прототип танка.

Милан, будучи одним из зажиточных городов Италии, сулил Леонардо радужные перспективы. Поэтому в 1483 г. он просился и был принят во двор Моро в качестве инженера и художника. Это позволило переехать в Милан и реализовывать свои обещания касательно описанных в письмах машин. И действительно он занимается модернизацией укрепления города и разработкой экспериментальных устройств. Одним из таких экспериментов был орнитоптер - летательная машина основанная на имитировании взмахов птичьих крыльев, разрабатываемая в 1487 г.

Работа Леонардо да Винчи в Милане

Еще одним большим делом Леонардо становится участие в конкурсе на проект тамбура для Миланского собора в 1487-1490 гг. Поначалу предложение да Винчи было отвергнуто из-за слишком экспериментального подхода. Однако комиссия все же решает вернуться к макету флорентийца, но последний к тому времени уже отказался от участия. Леонардо обращается к гидротехнике. Ему известны успехи Ломбардских инженеров в постройке различных каналов и систем орошения, и он решает повторить подобное в бесплодных полях около Милана. Так, он руководит постройкой некоторых проектов, и разрабатывает еще множество других подобных техник. Не забывает Леонардо также о живописи: в 1489-1490 гг. он пишет портрет любовницы Миланского герцога - “Дама с горностаем”. В этой картине художник применяет несколько авторских нововведений в живописи, мастерски создавая ощущение движения натурщицы. Подобной портретной работой Леонардо и его учеников этих же лет является “Прекрасная Ферроньера”. Наряду с живописью флорентиец интересуется множеством других наук. Особое внимание он придает тонкостям строения человеческого тела, создавая различные анатомические рисунки с невероятной точностью. В 1490 году он создает своего знаменитого “Витрувианского человека”, изображающего канонические пропорции мужского тела.

Рис. 5. Витрувианский человек. Леонардо да Винчи. 1490 год

Рис. 5. Витрувианский человек. Леонардо да Винчи. 1490 год В 1490-1494 гг. он пишет еще две девы Марии: “Мадонна Литта” и “Мадонна в гроте”. В 1495 Леонардо получает заказ на роспись стены в монастыре Санта-Марие-делла-Грацие. С перерывами, в течение трех лет, художник создает свою легендарную фреску - “Тайная вечеря”. Однако вследствие неудачных экспериментов с красками, роспись быстро выцветала - уже через 50 лет она требовала капитальной реставрации. Еще одним крупным проектом Леонардо была огромная бронзовая статуя Франческо Сфорца верхом на лошади. Ее да Винчи разрабатывал более 17 лет и заказчик был неуверен в том, что работа будет закончена, хотя полноразмерный глиняный макет уже стоял на площади города. Несколько лет разработки и экспериментов, а также сложная экономическая обстановка из-за начавшейся Второй итальянской войны (бронза, заготовленная для статуи была отдана на пушки) все же оставили работу нереализованной.

Возвращение во Флоренцию (1500-1506)

Рис. 6. Спаситель мира. Леонардо да Винчи. 1499 год

Рис. 6. Спаситель мира. Леонардо да Винчи. 1499 год В 1502-1503 гг. флорентиец находится на службе у Чезаре Борджа. В это же время Леонардо совершает путешествие по некоторым городам Италии с целью усовершенствования укреплений. Дела у семьи Борджа идут на спад, и Леонардо уходит со службы.

Важно! В поисках новой работы он пишет письмо турецкому султану с предложением постройки моста через протоку Босфор. Проект был очень амбициозным и технически сложным (около 350 м в длину и 40 м в высоту), и предложение осталось без ответа. Мост так и не удалось реализовать.

В 1503-1505 гг., уже будучи знаменитым и востребованным художником, Леонардо получает заказ на роспись правительственного здания Флорентийской республики - изображение битвы 1440 г. при Ангиари. Успешно завершив эскизный набросок, как и в 26 лет, из-за экспериментов с основой из штукатурки и масляными красками чужого рецепта, технических неудач, а также неудовлетворенности заказчика сюжетом, фреска остается незавершенной.

В 1504 г. на 80-м году жизни скончался Пьеро да Винчи - отец Леонардо, однако это нисколько не ударило по творческим силам художника. В это же время он возвращается к изучению птиц и разработке проектов летательных аппаратов.

Рис. 7. Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи

Новые исследования и проекты Леонардо (1506-1513)

Рис. 8. Мона Лиза. Леонардо да Винчи. Около 1503 - 1505 гг.

Римский период. Последние годы жизни

В конце 1512 г. Милан был вновь отбит итальянцами. Война на этих землях продолжилась, и, желая убежать от атмосферы разорения, Леонардо вместе со своими учениками едет на юг - в Рим. Там на Папу уже работают Микеланджело и Рафаэль, к Леонардо, тогдашний наместник бога Лев Х, относится с недоверием. Однако художника поддерживает брат главы католической церкви, и Леонардо все же получает некоторые заказы. Приблизительно в это время написан его знаменитый туринский автопортрет. В Риме Леонардо вступает в конфликт с немецким зеркальщиком Иоганном, который постоянно доносит на Флорентийца за анатомические опыты над трупами и добивается запрета на эти исследования для да Винчи. Кроме того, немец подлыми способами пытается выведать у него секреты обработки зеркал, но Леонардо тщательно засекречивал свои записи. Главная работа Леонардо этого времени - легендарный портрет “Мона Лиза” 1514-1516 гг. Картина является высшим достижением да Винчи в портретном жанре, где он воплотил множество композиционных особенностей: изобразил девушку как некий образец эпохи Возрождения и применил мастерство техники сфумато.

Важно! Распространено заблуждение, что картина написана значительно раньше - в 1505-1508 гг. во время второго Флорентийского периода. Однако последние исследования доказывают обратное.

В 1515 г. французы вновь захватывают Милан. Леонардо не желает снова ехать на юг и лишается поддержки Медичей. Однако уже в следующем году его приглашает ко двору король Франции Франциск І. Монарх тепло принимает да Винчи, считая его умнейшим человеком, и видит в нем символ развития культуры итальянского Возрождения, столь популярной во Франции.

Важно! К одной из последних работ Леонардо относится проект большого канала для развития торговли Франции с Италией.

23 апреля 1518 года, предчувствуя приближение смерти, да Винчи завещает нажитое имущество своему ученику Франческо де Мельци. Последний год жизни Леонардо посвящает исследованиям в сфере геометрии. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался.

Важно! Большинство найденных писем, чертежей и рукописей были собраны Помпео Леони в единый манускрипт на 1119 страниц - “Атлантический кодекс”. Он стал основной базой для изучения жизненного пути, творчества, исследований великого ученого, изобретателя, художника, музыканта, философа и архитектора - Леонардо да Винчи.

Читайте также: