Ибн хальдун биография кратко

Обновлено: 03.07.2024

В наш просвещенный и прогрессивный век, который бурно несется к новым научным достижениям (часто забывая о развитии культурных практик) имена предшественников такого подъема забываются или сознательно переписываются на более предпочтительные, с точки зрения сегодняшней конъюнктуры.

Принимая во внимание сохраняющийся до сих пор европоцентричный взгляд на развитие научной и общественной мысли, многих творческих деятелей Ближнего Востока мы не увидим среди отцов-основателей новых исследовательских дисциплин.

К таким людям, не обласканным достойным вниманием современных исследователей, можно отнести замечательного арабского мыслителя Абу Зейда Абд-ар-Рахмана биу-мухаммеда иль-Хадрами , известного как Ибн Хальдун .

С именем Ибн Хальдуна связана зарождение современной экономики и социологии. Он был талантливым историком и философом, логиком, поэтом и дипломатом.

Краткая биография Ибн Хальдуна

Ибн Хальдун родился в Тунисе в 1332 году. Под руководством отца он изучил Коран, право (фикх), грамматику и другие дисциплины.

Службу начал в родном Тунисе. Затем попал в Испанию, ко двору гранадского эмира. После этого он жил в Каире и занимал должность верховного кади (высший судебный пост в мусульманском государстве).

Ибн Хальдун участвовал в султанском посольстве к могучему полководцу Тамерлану , который вторгся на Ближний Восток, подчиняя один за одним правителей арабского мира.

Ибн Хальдун так сумел очаровать грозного Тамерлана, что последний его переназначил на должность верховного кади Каира.

Закон пяти фаз государства

1. Первая фаза – фаза победы.

Сопротивление врага сломлено. Правитель ( малик ) действует в связке с народом, с которым его соединяет кровная связь, в управлении страной, сборе налогов и охране внешних границ. Кровное родство характерно для начальной стадии развития государства и было определяющим для сельских районов родного для Ибн Хальдуна края.

2. Вторая фаза – правитель удаляется от своих соплеменников, нанимая воинов и управленческие кадры из числа пришлых элементов.

3. Третья фаза – фаза наибольшего могущества правителя. В стране устанавливается спокойная жизнь, увеличиваются доходы, сооружаются величественные храмы и дворцы, благодетельствуют поданные.

Модернизированное войско наводит страх на соседей и воодушевляет местное население.

4. Четвертая фаза – правитель подражает своим предкам в управлении страной. Постройки прекращаются, соблюдается мир с соседями. Наступает время довольства и спокойствия.

5. Пятая фаза – правитель транжирит накопленные предками богатства. В стране водворяется роскошь и вводится культ наслаждения и гедонизма. В помощники к правителю набираются дурные люди низкого происхождения, не разбирающиеся в делах управления государством. Знатные люди и сторонники предыдущих правителей не могут принять такой порядок и покидают страну. Войско перестает служить правителю из-за резкого снижения довольствия и расходов на их содержание. Династия стареет и гибнет.

Ибн Хальдун установил, что продолжительность жизни династий не превышает времени жизни трех поколений , то есть 120 лет , принимая срок жизни одного поколения, равный среднему возрасту достигшего предельной зрелости и роста человека, то есть сорок лет.

  • Первое поколение несет в себе признаки сельской жизни и славится смелостью, воинственностью и славой.
  • Второе поколение переходит от сельской жизни к городской. Появляется роскошь и изобилие у жителей. Между правителем и населением исчезает чувство родства, благодаря чему люди становятся покорными и послушными. Однако былые благородные качества, такие как честь и слава, не исчезают полностью, так как сохраняется преемственность с предыдущим поколением предков.
  • В третьем поколении лучшие качества подданных утрачиваются полостью. Они погружаются окончательно в роскошь, ездят на лощадях и украшают себя дорогими нарядами. Они становятся трусливей женщин и не могут за себя постоять. Правитель нанимает чужеземное войско, пока сам не будет свергнут или убит в результате заговора.

Закон спроса и предложения

Ибн Хальдун первым сформулировал закон экономического спроса и предложения на примере городских жителей.

Ибн Хальдун обратил внимание, что вместе с расширением города и увеличением числа его жителей цены на съестные припасы падают, а на предметы роскоши – увеличиваются .

Александр Иванов, историк экономики, рассказывает о человеке, имя которого мало кому известно и сейчас, и даже при его жизни. А ведь он еще в XIV веке предположил, что рынок сам по себе является отличным регулятором, а возможность заработать - отличным стимулом для развития экономики, а главной задачей государства почитал истребление монополии во всех сферах жизни.

Забытые имена: Ибн Хальдун – человек, описавший законы экономики за 400 лет до Адама Смита

Мир, в который пришел Ибн Хальдун

К вольнодумству вскоре тоже стали относиться как к вину - единственным очевидно достойным ученого занятием стало изучение и толкование наследия Мухаммета, а тайны природы, к изучению которых так благоволил ислам (Коран содержал прямые призывы к познанию непознанного, что выгодно отличало его от всех мировых религий) становились занятием предосудительным.

Ислам уже не распространялся в мире легко и победительно, его приходилось навязывать мечом, но могучие силы, которые несли его идеи с непоколебимой убежденностью, тоже были на исходе - эпоха великих пророков и полководцев истончалась вместе в эпохой великих ученых и поэтов.

Последний из великих воинов ислама, половец, египетский султан Бейбарс, единственный, сумевший остановить нашествие монгольского ильхана Хулагу и нанесший чувствительные поражения крестоносцам, расширять границы уже не мог, ресурсы - людские и моральные - заканчивались.

Повсеместно к власти приходили тираны.

А что же наш мальчик, с рождения которого мы начали этот рассказ?

3.jpg

Асиаййа, по ибн Хальдуну, не являлась качеством, постоянно присущим нациям - он различал ее стадии и описывал причины ее истончения.

По его мнению, после прихода к власти знати, источники богатства, или ренты, распределяются между членами клана. Неизбежно наступает период престижного потребления, в котором низшие члены властной пирамиды ориентируются на высших, пытаясь приблизиться к уровню потребления последних.

Недостающие ресурсы пробуют взыскать, вводя новые и новые налоги и поборы и придумывая новых, весьма сомнительные для окружающих, механизмы распределения благ, но, по мере их введения, это вызывает все большее и большее возмущение подданных при определенном равнодушии новых приспешников.

Могущество власти падает.

Эта теория ибн Хальдуна была, судя по всему, хорошо известна черкесским мамлюкам, правителям Египта, где в ту пору, на весьма заметной должности верховного кади (судьи) трудился ибн Хальдун.

Итог? Никаких итогов…

Были ли из этого знания сделаны какие-то выводы? Нет, конечно. Наверное - никаких выводов правители и не могли сделать, хотя ибн Хальдун предлагал целый список потенциальных реформ, как социального, так и экономического характера.

Как экономист, он за 400 лет до Адама Смита предположил, что рынок сам по себе является отличным регулятором, а возможность заработать - отличным стимулом для развития экономики, а главной задачей государства почитал истребление монополии во всех сферах жизни.

Участие государства в делах предпринимательства он считал чрезвычайно вредным, и категорическим вредом считал любую меру, что могла бы препятствовать развитию производства и торговли.

Ибн Хальдун настаивал (наживая себе немалое число врагов) на массовом сокращении войска и чиновников.

Социальные и экономические воззрения ибн Хальдуна не получили известности при его жизни.


Абу Зейд Абдуррахма́н ибн Муха́ммад Ибн Хальду́н аль-Ха́драми аль-Эшби́ли (араб. ابو زيد عبد الرحمن بن محمد ابن خلدون الحضرمي الإشبيلي ‎‎; 27 мая 1332 ( 13320527 ) , Тунис — 17 марта 1406, Каир; 732—808 гг. хиджры) — арабский мусульманский философ, историк, социальный мыслитель [1] . Считается одним из предшественников современной социологии. [источник не указан 52 дня]

Содержание

Биография

Родители — выходцы из Андалусии. Изучив в родном городе Тунисе Коран, хадисы, право, грамматику, пиитику, служил у султана Абу-Инана в Фесе . Придворные интриги заставили его уехать в Испанию (1362); здесь он составил трактат по логике и несколько стихотворений; по поручению гранадского султана он вёл переговоры о мире с доном Педро Кастильским.

Позже Ибн-Хальдун был письмоводителем у повелителей тунисского и фесского. С 1382 г. он жил в Каире, занимая должность профессора, а затем верховного кади (шариатский судья) маликитов. Честность доставляла ему много врагов, так что несколько раз его смещали, но потом опять призывали на должность. Когда в Сирию (владения египетского султана) вторгся Тамерлан, Ибн-Хальдун, по словам Ибн-Арабшаха, сопровождал туда своего повелителя, сумел очаровать Тамерлана своим обращением и был отпущен в Каир на ту же должность верховного кади (1400).

Труды

  • смысл истории, значение исторической критики и приемы её, источники исторических ошибок;
  • географический обзор земного шара, мысли о физическом и нравственном влиянии климата и почвы на людей;
  • способы познания истины; эволюции форм семейной, общественной и государственной жизни;
  • развитие экономическое и умственное;
  • разложение государства;
  • значение труда в благосостоянии государства;
  • обзор различных отраслей ремесел и искусств;
  • классификация наук.

Публикации трудов и переводов

Изучение научного творчества Ибн Хальдуна было начато в первые деятилетия XIX века французскими востоковедами, одним из которых был Сильвестр де Саси [3] .

Примечания

Литература

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 27 мая
  • Родившиеся в 1332 году
  • Родившиеся в Тунисе (город)
  • Умершие 17 марта
  • Умершие в 1406 году
  • Умершие в Каире
  • Писатели в общественном достоянии
  • Арабские учёные
  • Философы средневекового Востока
  • Арабские философы
  • Историки по алфавиту
  • Арабские историки
  • Историософы
  • Историки XIV века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Ибн Хальдун" в других словарях:

ИБН ХАЛЬДУН — (Абдельрахман Абу Саид Вали аль Дин ибн Хальдун) (Ibn Khaldun (Abd al Rahman Abu Zaid Wali al Din ibn Khaldun)) (1332–1406) Историк, социолог и философ. Родился в Тунисе. Известность получил как автор Книги назидательных примеров и собрания… … Политология. Словарь.

ИБН ХАЛЬДУН — Абдурахман Абу Зейд ал Магриби (1332 1406) араб. историк, философ, государственный деятель. Занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гренады, Египта. Основной труд И.Х. «Книга назидательных примеров из истории арабов, персов,… … Философская энциклопедия

Ибн-Хальдун — (Абд ор рахман Вели од дин, по прозвищу Хадрами и Эшбили,Севильский) известный арабский историк (1332 1406). По происхождению человек незнатный Изучив в родном городе, Тунисе, Коран, хедисы,право, грамматику, пиитику, служил у султана фесского.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ИБН-ХАЛЬДУН — Абдаррахман Абу Зейд (род. 27 мая 1332, Туннис – ум. 17 марта 1406, Каир) – араб, государственный деятель, историк культуры и представитель философии истории, последователь Аверроэса. Его значительная роль в истории до сих пор признается не всеми … Философская энциклопедия

ИБН ХАЛЬДУН — (1332 1406), арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В многотомном сочинении Книга назидательных примеров. (1377 82) изложил историю народов мусульманского Востока, высказал идею исторических циклов … Современная энциклопедия

ИБН ХАЛЬДУН — (1332 1406) арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В сочинении Книга назидательных примеров. изложил свои взгляды на развитие общества (идея исторических циклов; различия в образе жизни людей связывал главным образом с… … Большой Энциклопедический словарь

Ибн Хальдун — (1332 1406 гг.) арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В многотомном сочинении Книга назидательных примеров. (1377 82 гг.) изложил историю народов мусульманского Востока, высказал идею цикличности в истории … Исторический словарь

Ибн Хальдун — (1332 1406), арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В многотомном сочинении “Книга назидательных примеров. ” (1377 82) изложил историю народов мусульманского Востока, высказал идею исторических циклов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ибн Хальдун

Ибн Хальдун — один из величайших мыслителей и историков прошлого. Благодаря подробной автобиографии, которую он оставил, нам хорошо известны события его жизни. Он родился в 1332 г. в Тунисе в семье высокопоставленных чиновников и ученых, выходцев из Андалусии, ведущих свой род от древних йеменских арабов. Ибн Хальдун получил прекрасное религиозное, литературное и научное образование, его учителями были выдающиеся ученые Магриба. Когда он был еще подростком, правитель династии маринидов Абу-ль-Хасан завоевал Ифрикию и в 1348 г. вторгся в Тунис.

А через год в стране началась эпидемия чумы, которая унесла его родителей. В 1352 г. Ибн Хальдун отправился в Фес, где провел десять лет, став канцлером при дворе султана Абу Салима. Но, ни здесь, ни в Гранаде, куда он ездил в 1362 г., ни в Бужи и Тлемсене не удалось ему обрести стабильности в жизни, воплотить свой политический идеал. Однако в странствиях он хорошо узнал жизнь двора и работу государственных чиновников, изучил обычаи арабских и берберских племен.

Но интриги недоброжелателей вынудили ученого покинуть Магриб. В1384 г. он переселился в Египет. В Каире после представления мамлюкскому султану аль-Захир Баркуку он занялся преподавательской и судебной деятельностью, сочетая ее с работой над своим обширнейшим трудом. За пять лет до смерти, в 1406 г., он стал свидетелем осады Дамаска войсками Тамерлана и оставил удивительно точное описание этого человека.

В основные понятия включено множество мелких. В социальном плане это сплоченность, родство, покровительство, честь; в политическом — принуждение, насилие, господство, власть; в экономическом — средства существования, или заработок, стоимость, труд.

Концепции Ибн Хальдуна, выведенные им законы жизни арабо-берберского общества, его синтетический подход к истории исламского мира по сей день остаются неисчерпаемым источником знаний для историков и этнографов.

Читайте также: