Ибн баттута кратко самое важное

Обновлено: 05.07.2024

ИБН БАТТУТА (1304 – ок. 1369, или 1377), арабский путешественник и писатель, родился в Танжере 25 февраля 1304 в семье принявших мусульманство берберских ученых и судей. Его полное имя – Мухаммед ибн Абдаллах ибн Баттута. В 1325, решив выполнить заветный долг мусульманина и совершить паломничество в Мекку, Ибн Баттута прошел из Марокко вдоль побережья Северной Африки до Каира и оттуда направился в Дамаск, где присоединился к каравану. В перерыве между паломничествами 1326 и 1327 путешествовал по южной Персии и Ираку. Спустя год или два посетил Йемен, отправился по морю из Адена к арабским факториям в Восточной Африке и возвратился в Мекку через Оман и Персидский залив.

В Дели Ибн Баттуте был оказан радушный прием, и он прожил там восемь лет. В 1342 он был направлен посланцем к монгольскому императору, правившему Китаем, но в Каликуте на юге Индии его отряд попал в беду. Не пожелав возвращаться в Дели, Ибн Баттута отплыл на Мальдивские острова, где пробыл 18 месяцев в качестве кади (мусульманского судьи). Посетил Цейлон, восточный берег полуострова Индостан (Коромандельский берег) и Бенгалию, а затем Суматру, где сел на судно, направлявшееся в Зайтун (современный Сямынь, или Амой) в Китае. Его пребывание в Китае было недолгим, вернувшись в южную Индию, он снова направился в Мекку. После этого Ибн Баттута решил возвратиться в Марокко и достиг города Фес в ноябре 1349. За этим последовала поездка в Гранаду. В 1352–1353 Ибн Баттута совершил последнее путешествие и пересек Сахару. Добрался до страны народа мандинго в верховьях р.Нигер (совр. Мали), оттуда вернулся в Фес. В Фесе надиктовал описание своих путешествий одному из писцов марокканского султана. Умер Ибн Баттута в Фесе примерно в 1369 (по другим источникам в 1377) и был погребен на родине – в Танжере.

Тимофеев И.В. Ибн Батута. М., 1983
Ибрагимов Н. Ибн Батута и его путешествия по Средней Азии. М., 1988

Великий путешественник Ибн Баттута посетил большую часть мира. Некоторые из нас слышали это имя, но большинству, к сожалению, мало что о нем известно. Ибн Баттута заслуживает того, чтобы рассказ о нем был более ярким.

Этот человек, живший в 14-м веке и имевший страсть к путешествиям, стал одним из самых известных первооткрывателей своего времени. Он объездил почти все известные на то время части света и даже дошел до современной Сибири. Представьте себе африканца из Марокко, который почти никогда не видел снега, шагающего по зимней Сибири 14 века. Этого достаточно, чтобы вспомнить еще несколько фактов из его жизни, полной приключений

Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдуллах ат-Танджи Ибн Батута, наиболее известный как Ибн Баттута

10 удивительных фактов о путешественнике Ибн Баттуте

Ибн Баттута — самый знаменитый путешественник всех времен

Он широко известен во всем мире. В течение 30 лет он посетил большую часть исламского мира, а также Центральную Азию, Юго-Восточную Азию, Южную Азию, Южную Европу, Восточную Европу, Россию и Китай. Если перевести на современный лад, то в его списке окажется 44 страны.

Ибн Баттута преодолел расстояние около 75 000 миль

Это намного больше, чем успел Марко Поло. На протяжении всех своих путешествий он являлся свидетелем войн, мятежей и набегов.

Ибн Баттута принадлежал к семье ученых и сам был ученым

10 удивительных фактов о путешественнике Ибн Баттуте

Его отец был кади (судьей) в Танжере. Сам путешественник также был назначен судьей дважды: один раз в Индии в течение 8 лет и второй раз в Марокко, где он наконец осел после путешествий. Кроме юриспруденции, путешественник увлекался богословием и поэзией.

Он никогда не вел дневников и записей во время походов, но по настоянию султана Марокко ученый согласился рассказать свою историю. Он поведал ее своему старому знакомому Ибн Джузаю, и тот перевел ее в рукопись, которую позже нашли в 1830-х годах и издали в виде книги.

Ибн Баттута, вернувшись в Марокко, узнал о кончине своего отца, случившейся 15 годами ранее

Миниатюра XIII века, изображающая группу пилигримов, совершающих хадж

Миниатюра XIII века, изображающая группу пилигримов, совершающих хадж

Его мать тоже умерла за несколько месяцев до его возвращения. Путешественник видел их в последний раз, когда отправился странствовать в 21 год. Ибн Баттута взял в жены несколько женщин, которых встречал на протяжении всего путешествия в разных местах, а также стал отцом многих детей. Говорят, что он повстречал знаменитую вьетнамскую принцессу, которая теперь является национальной героиней Вьетнама.

Ибн Баттута в основном путешествовал с караванами или группами, чтобы избежать опасностей, с которыми можно было столкнуться в одиночку

Караваны обеспечивали ему безопасность, а также дружеское общение. Когда он вернулся из Мали, то прибыл с караваном, перевозящим 600 рабынь.

Он испытал большой культурный шок, когда посетил далекие земли

Некоторые страны сильно отличались от его родной культуры и традиций. Он видел женщин в Африке к югу от Сахары. Они были полуобнаженные и слишком откровенны. Это противоречило его культуре и исламской цивилизации того времени. Будучи сам богословом, он решительно не одобрял такого поведения.

Великая мечеть Килва-Кисивани, первоначально сделанная частично из кораллов

Великая мечеть Килва-Кисивани, первоначально сделанная частично из кораллов

Он встретил ученого в Каире в самом начале своего путешествия

Тот предсказал ему, что однажды юноша станет мировым путешественником и попросил его передать свое приветствие братьям по вере, проживающим в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии. В конце концов Ибн Баттута действительно встретился со всеми и выполнил просьбу ученого из Каира.

Книга Ибн Баттуты о путешествиях широко используется в качестве исторического источника в Индии, Пакистане и других странах

Его популярность как путешественника была настолько широкой, что его имя часто упоминали в литературных произведениях. Ибн Баттута внимательно изучал каждую культуру и цивилизацию, встретившуюся на пути. Его путешествие запечатлело образ мира 14 века. Историки использовали его путевой дневник, чтобы определить, как распространялся ислам по Африке и Азии.

В свое первое путешествие ибн Баттута отправился, когда ему исполнилось 22 года, не предполагая, по-видимому, что странствия продолжатся не один десяток лет. Ибн Баттута пересек Северную Африку, побывал на Ближнем, Среднем Востоке, в Йемене, Восточной Африке, прошел Аравийский полуостров, затем отправился на Кавказ, в Астрахань, Константинополь, Среднюю Азию. Через Афганистан достиг Индии, где прожил несколько лет, побывал на Цейлоне, Мальдивских островах, в Индонезии и в Китае. Затем ибн Баттута вернулся в Марокко, но через несколько лет снова предпринял путешествие: сначала на Пиренейский полуостров, а затем в Западную и Центральную Африку.

Ибн Баттута принадлежал к семье ученых и сам был ученым

10 удивительных фактов о путешественнике Ибн Баттуте

Его отец был кади (судьей) в Танжере. Сам путешественник также был назначен судьей дважды: один раз в Индии в течение 8 лет и второй раз в Марокко, где он наконец осел после путешествий. Кроме юриспруденции, путешественник увлекался богословием и поэзией.

Ибн Баттута — самый знаменитый путешественник всех времен

Он широко известен во всем мире. В течение 30 лет он посетил большую часть исламского мира, а также Центральную Азию, Юго-Восточную Азию, Южную Азию, Южную Европу, Восточную Европу, Россию и Китай. Если перевести на современный лад, то в его списке окажется 44 страны.

Паломничества в Мекку

14 июня 1325 года Ибн Баттута выехал из Танжера, чтобы совершить хадж в Мекку, центр религиозного поклонения мусульман, где находится храм Кааба с чёрным камнем. Приключения при переходе величайшей пустыни Сахары навели его на мысль продолжить путешествия. Он побывал в Африке, на Среднем и Дальнем Востоке — местах, неизвестных средневековым европейцам.

Ибн Баттута пересек Египет и намеревался отплыть в Джидду, но усобица местных племён заставила его вернуться в Каир. Затем он посетил Иерусалим, Дамаск, Мекку, Басру, Багдад, где удостоился аудиенции у ильхана Абу Саида, и Тебриз. После этого он вернулся в Мекку и стал юристом. Но его путешествия на этом не прекратились.

В Йемен и Восточную Африку

В 1330 году Ибн Баттута переплыл Красное море и прибыл в Аден (Йемен). Йемен раздирали внутренние конфликты, и только 2 городам — Сане (теперь столица Йемена) и ныне мелкому порту Забиду удавалось сохранять былое величие. Там он нанял арабское судёнышко — дау, направлявшееся в Заилу (Сомали). Потом Ибн Баттута отплыл в Момбасу и Килву, богатые города на восточном побережье Африки, в которых разговаривали на языке суахили. Сильное впечатление на Ибн Баттуту произвёл чёрный цвет кожи местного населения. Чтобы возвратиться в Мекку, ему пришлось совершить плавание вокруг юга Аравии и выйти в Персидский залив, а затем пересечь Аравийский полуостров.

По Малой Азии

Путешествие Ибн Баттуты по Руму (как арабы называли Малую Азию) началось зимой 1330 года, когда он прибыл на генуэзском корабле в порт Алайа. Затем он посетил Анталью, Лаодикею-на-Ликосе, Икониум, Кесарию Каппадокийскую, Себастию, Бирги ( англ. ). Зимой 1331 года Ибн Баттута посетил османские владения Орхана. Прусса, как османская столица с 1326 года, предстала перед ним оживлённым торговым городом, как некогда и в византийские времена. Никею, попавшую в руки турок в 1331 году, Ибн Баттута посетил в октябре 1331 года, через семь месяцев после османского завоевания, обнаружив её в запущенном и полуразрушенном состоянии: из всего населения здесь был им найден лишь османский гарнизон. О незавидной участи малоазийских греков, попавших под управление турецких мусульман, свидетельствуют факты покупки путешественником греческой рабыни, а также получения в подарок от местного эмира ещё одной молодой гречанки-рабыни. В конце 1332 года он оказался в черноморском портовом городе Синоп.

В Золотую Орду и Константинополь

Неутомимая любознательность толкала Ибн Баттуту в новые странствия. На греческом корабле он отплыл в Кафу (ныне Феодосия в Крыму), затем отправился в Солхат, Азов, а оттуда — на Кавказ. 6 мая 1334 года путешественник прибыл в ставку хана Золотой Орды Узбек-хана, располагавшуюся, предположительно, в районе Пятигорска, где хан принял его с небывалым почётом. Большие вопросы у историков вызывает путешествие Ибн Баттуты в Булгар, которое, по его словам, было совершено за 20 дней.

Некоторые учёные (И. Хрбек, С. Яничек) считают, что Ибн Баттута в Волжской Булгарии не был — просто не мог успеть за столь короткий срок. Описание путешествия могло быть заимствовано из трудов других арабских авторов (Ибн Джубейр, Абу-ль-Фида) самим Ибн Баттутой или его литературным секретарём ибн Джузаем. Так или иначе, путешественник в свите хана посещает Хаджи-Тархан (предшественник Астрахани). Затем он вызвался сопровождать одну из жён хана Баялун-хатун, дочь византийского императора Андроника III, в Константинополь, к отцу.

В столице Византии арабский путешественник пробыл один месяц и шесть дней. После этого он вернулся на Волгу, в середине ноября прибыл в Новый Сарай (Сарай-Берке). 10 декабря 1334 года Ибн Баттута покинул столицу Золотой Орды, присоединившись к хорезмскому каравану. Через Сарай-Джук он направился в Среднюю Азию.

В Индию и Китай

В Средней Азии Ибн Баттута посетил крупные торговые центры — Ургенч (Гургандж), Самарканд, Бухару. В Ургенче он был принят могущественным золотоордынским нойоном Кутлуг-Тимуром, по пути из Бухары в Самарканд заехал в ставку чагатайского хана Тармаширина. Через Хорасан и Афганистан достиг Делийского султаната. В Дели Ибн Баттута поступил на службу к султану Мухаммеду Туглаку. Он прожил в Индии восемь лет, был сначала кади (судьёй), потом факихом, а 22 июля 1342 года выехал в Китай в качестве султанского посла.

После многочисленных приключений Баттута якобы добрался до порта Кантона, а потом через Малайзию, Бенгалию и Индию он вернулся в Марокко (1349). Факт посещения им Китая подвергается сомнению, ибо его сведения об этой стране не отличаются точностью. В 1350—1351 Ибн Баттута с дипломатической миссией посетил Гранаду.

В Мали

В 1352 Ибн Баттута вновь отправился в путь, на сей раз — в Африку. Это была его крупнейшая экспедиция. Направляясь в Мали, он пересёк Сахару. Дорога была трудной, пустыня кишела разбойниками, и путешественник присоединился к каравану на верблюдах. Первую остановку караван сделал в Тагазе. По свидетельству Баттуты, все дома там были сделаны из соли и верблюжьих шкур. Путники взяли с собой запас воды на 10 дней: столько дней занимал путь до Тасаралы. Оттуда было недалеко и до Валаты. Несмотря на все сложности, Баттута успешно пересёк Сахару и прибыл в Мали, а затем добрался до реки Нигер. Путешествие было очень рискованным, однако Ибн Баттута достиг богатейшего малийского города Тимбукту и побывал при дворе мансы Сулеймана [1] .

В январе 1354 он возвратился в Фес, где по приказанию маринидского султана Абу Инана продиктовал воспоминания о своих путешествиях учёному шейху из Гранады Мухаммеду ибн Джузаю. В декабре 1355 года ибн Джузай завершает литературную обработку воспоминаний Ибн Баттуты, сыграв в истории роль, подобную роли Рустичано при другом великом путешественнике — Марко Поло. Описание Мали в воспоминаниях Ибн Баттуты — основной источник, по которому мы можем судить о жизни этого средневекового государства.

Забота о бедных

В своих путевых заметках Ибн Баттута писал отнюдь не только о властителях мусульманского мира и их роскошных дворцах. Гораздо больше марокканца интересовала жизнь обычных людей, их нравы, обычаи, манера одеваться и даже кухня.

В Дамаске

Ибн Батута в Дамаске.

Путешествие в Багдад

Путешествие в Багдад .

Путешествие в Багдад

Сегодняшняя столица Ирака произвела на Ибн Баттуту неизгладимое впечатление. Обитель Мира и Столица Ислама в 14 веке была одним из самых больших городов мира с населением примерно 1 миллион человек. Огромная цифра по тем временам. Для сравнения, в Париже 14 века, пока половину населения не выкосила страшная эпидемия чумы, проживало около 100 тысяч человек. Хотя часть Багдада лежала в руинах (в 1258 году по городу массовыми убийствами и разрушениями прокатилось монгольское нашествие) , в городе сохранялось еще множество прекрасных зданий, например, 11 величественных соборных мечетей. Через реку были переброшены каменные мосты по которым целый день сновали толпы народа.

Багдадские бани

Багдадские бани

Дервиши

В гостях у хана Узбека

Ибн-Баттута объехал много разных стран, но нам, жителям России, конечно, наиболее интересна та часть путешествия марокканца, которая проходила по территории нашей страны. В те времена раздробленные русские княжества были данниками основанной монгольскими завоевателями Золотой орды. В 14 веке хан Узбек ввел в Орде мусульманскую религию, и именно ко двору Узбека, своего нового единоверца, отправился Ибн-Баттута. Чтобы добраться до столицы хана — Сарая, путешественнику пришлось проделать часть пути по льду замерзшей Волги.

В распоряжение марокканского гостя была предоставлена специальная укрытая матерчатым тентом четырехколесная повозка, в которой Ибн-Баттута мог с комфортом передвигаться по волжским степям. В повозку запрягали лошадей, верблюдов или быков, а возница сидел верхом на одном из этих тягловых животных. Внутри повозки было просторно, что очень понравилось Ибн-Баттуте. «Во время путешествия, — писал он, — прямо в повозке можно было есть, спать, читать или писать.

В гостях у хана Узбека

В гостях у хана Узбека.

Ибн-Баттута подробно описал быт и даже кулинарные пристрастия жителей монголо-татарской Орды. Главным блюдом кочевников был суп из крупы, куда добавлялось мелко нарезанное мясо. Дело в том, что скот кочевников, который не стоял в стойлах, а постоянно перегонялся по степям был жилистым, и его мясо — жестким. Только порезанное на мелкие кусочки, мясо могло хорошо провариться. Тогда его можно было разжевать. Кстати, появлению в блюдах европейской кухни блюд из мясного фарша, например, котлет, мы обязаны именно кочевникам.

Последние годы жизни

О последних годах Ибн Баттуты после окончания записи его путешествий в 1355 году известно немногое. Он был назначен на пост кади в Марокко и скончался в 1368 или 1369 году [26] .

Историческое значение


Карта Азии в 1345 году

Нет никаких упоминаний о том, вёл ли Ибн Баттута какие-либо записи все 29 лет своих странствий. Когда он диктовал свои впечатления, он должен был основываться на своей памяти и уже вышедших в свет манускриптах своих предшественников. Некоторые эпизоды путешествий Ибн Баттуты являются явным заимствованием [27] [28] . Западные ориенталисты ставят под сомнение тот факт, что Ибн Баттута действительно посетил все те места, которые он описывает, и считают, что часть его описаний взята из услышанного им, а не из увиденного лично. Так, нерешённым является вопрос, действительно ли Ибн Баттута побывал в Китае [29] . Тем не менее, несмотря на определённую недостоверность, записи Ибн Баттуты дают хорошее представление о большой части цивилизации 14 века.

Ибн Баттута испытывал временами культурный шок из-за несоответствия обычаев народов, недавно принявших ислам, нормам, на которых он был воспитан. Так, например, он был потрясён свободой речи, которую позволяют себе тюркские и монгольские женщины в разговорах со своими мужьями.

Память

В 1976 году Международный астрономический союз присвоил имя Ибн Баттута кратеру на видимой стороне Луны.


Содержание

Детство и юность

Путешествия

Паломничества в Мекку

14 июня 1325 года Ибн Баттута выехал из Танжера, чтобы совершить хадж в Мекку, центр религиозного поклонения мусульман, где находится храм Кааба с чёрным камнем. Приключения при переходе величайшей пустыни Сахары навели его на мысль продолжить путешествия. Он побывал в Африке, на Среднем и Дальнем Востоке — местах, неизвестных средневековым европейцам.

Ибн Баттута пересек Египет и намеревался отплыть в Джидду, но усобица местных племён заставила его вернуться в Каир. Затем он посетил Иерусалим, Дамаск, Мекку, Басру, Багдад, где удостоился аудиенции у ильхана Абу Саида, и Тебриз. После этого он вернулся в Мекку и стал юристом. Но его путешествия на этом не прекратились.

В Йемен и Восточную Африку

В 1330 году Ибн Баттута переплыл Красное море и прибыл в Аден (Йемен). Йемен раздирали внутренние конфликты, и только 2 городам — Сане (теперь столица Йемена) и ныне мелкому порту Забиду удавалось сохранять былое величие. Там он нанял арабское судёнышко — дау, направлявшееся в Заилу (Сомали). Потом Ибн Баттута отплыл в Момбасу и Килву, богатые города на восточном побережье Африки, в которых разговаривали на языке суахили. Сильное впечатление на Ибн Баттуту произвёл чёрный цвет кожи местного населения. Чтобы возвратиться в Мекку, ему пришлось совершить плавание вокруг юга Аравии и выйти в Персидский залив, а затем пересечь Аравийский полуостров.

По Малой Азии

Путешествие Ибн Баттуты по Руму (как арабы называли Малую Азию) началось зимой 1332 года, когда он прибыл на генуэзском корабле в порт Алайа. Затем он посетил Анталью, Лаодикею-на-Ликосе, Икониум, Кесарию Каппадокийскую, Себастию, Бирги (англ.). В конце 1333 года он оказался в черноморском портовом городе Синоп.

В Золотую Орду и Константинополь

Неутомимая любознательность толкала Ибн Баттуту в новые странствия. На греческом корабле он отплыл в Кафу (ныне Феодосия в Крыму), затем отправился в Солхат, Азов, а оттуда — на Кавказ. 6 мая 1334 года путешественник прибыл в ставку хана Золотой Орды Узбек-хана, располагавшуюся, предположительно, в районе Пятигорска, где хан принял его с небывалым почётом. Большие вопросы у историков вызывает путешествие Ибн Баттуты в Булгар, которое, по его словам, было совершено за 20 дней. Некоторые учёные (И. Хрбек, С. Яничек) считают, что Ибн Баттута в Волжской Булгарии не был — просто не мог успеть за столь короткий срок. Описание путешествия могло быть заимствовано из трудов других арабских авторов (Ибн Джубейр, Абу-ль-Фида) самим Ибн Баттутой или его литературным секретарём ибн Джузаем. Так или иначе, путешественник в свите хана посещает Хаджи-Тархан (предшественник Астрахани). Затем он вызвался сопровождать одну из жён хана Баялун-хатун, дочь византийского императора Андроника III, в Константинополь, к отцу. В столице Византии арабский путешественник пробыл один месяц и шесть дней. После этого он вернулся на Волгу, в середине ноября прибыл в Новый Сарай (Сарай-Берке). 10 декабря 1334 года Ибн Баттута покинул столицу Золотой Орды, присоединившись к хорезмскому каравану. Через Сарай-Джук он направился в Среднюю Азию.

В Индию и Китай

В Средней Азии Ибн Баттута посетил крупные торговые центры — Ургенч (Гургандж), Самарканд, Бухару. В Ургенче он был принят могущественным золотоордынским нойоном Кутлуг-Тимуром, по пути из Бухары в Самарканд заехал в ставку чагатайского хана Тармаширина. Через Хорасан и Афганистан достиг Делийского султаната. В Дели Ибн Баттута поступил на службу к султану Мухаммеду Туглаку. Он прожил в Индии восемь лет, был сначала кади (судьёй), потом факихом, а 22 июля 1342 года выехал в Китай в качестве султанского посла. После многочисленных приключений Баттута якобы добрался до порта Кантона, а потом через Малайзию, Бенгалию и Индию он вернулся в Марокко (1349). Факт посещения им Китая подвергается сомнению, ибо его сведения об этой стране не отличаются точностью. В 1350—1351 Ибн Баттута с дипломатической миссией посетил Гранаду.

В Мали

В 1352 Ибн Баттута вновь отправился в путь, на сей раз — в Африку. Это была его крупнейшая экспедиция. Направляясь в Мали, он пересёк Сахару. Дорога была трудной, пустыня кишела разбойниками, и путешественник присоединился к каравану на верблюдах. Первую остановку караван сделал в Тагазе. По свидетельству Баттуты, все дома там были сделаны из соли и верблюжьих шкур. Путники взяли с собой запас воды на 10 дней: столько дней занимал путь до Тасаралы. Оттуда было недалеко и до Валаты. Несмотря на все сложности, Баттута успешно пересёк Сахару и прибыл в Мали, а затем добрался до реки Нигер. Путешествие было очень рискованным, однако Ибн Баттута достиг богатейшего малийского города Тимбукту и побывал при дворе мансы Сулеймана [1] .

В январе 1354 он возвратился в Фес, где по приказанию маринидского султана Абу Инана продиктовал воспоминания о своих путешествиях учёному шейху из Гранады Мухаммеду ибн Джузаю. В декабре 1355 года ибн Джузай завершает литературную обработку воспоминаний Ибн Баттуты, сыграв в истории роль, подобную роли Рустичано при другом великом путешественнике — Марко Поло. Описание Мали в воспоминаниях Ибн Баттуты — основной источник, по которому мы можем судить о жизни этого средневекового государства.

Историческое значение

Читайте также: