Художник пименов биография кратко

Обновлено: 16.05.2024

Юрий Иванович Пименов — выдающийся русский живописец XX века, график и создатель плакатов, художник, ставший точкой соприкосновения для формалистического и классического стилей в искусстве. Картины Юрия Пименова — это и соответствие новаторскому духу современности, и правдивые рассказы о судьбе простого человека. Облик чистого светлого будущего проступал в его живописи и графике, менял и облагораживал окружающую реальность.

Художник Пименов Юрий Иванович: биография и творчество

Юрий Иванович Пименов родился в семье помощника адвоката и дочери купца Бабанина в 1903 году. С семилетнего возраста начал обучаться в гимназии, увлечённо рисовал. Отец и школьный учитель поддержали изобразительные наклонности мальчика и в 1915 году устроили его в воскресную школу живописи в Замоскворечье. Исторические события 1917 года не позволили более посещать школу. Однако Пименов не сдавался. В начале 1920 года он принес Сергею Малютину, почётному в то время мастеру, свои этюды. Метру понравилось творчество молодого художника. Так Юрий был принят на учебу во ВХУТЕМАС.

Живописец, нацеленный на агитацию, заботился о том, как технологическими приёмами станковой живописи показать видимость света, объёма и тот завораживающий феномен сопереживания, который позже явился его индивидуальным почерком.

В 1925 году под руководством преподавателя Давида Штеренберга было организовано общество станковистов (ОСТ), к которому присоединился Юрий Пименов. Революционная атмосфера, интерес единомышленников к современным формам нашли отражение в его творчестве.

В 1932 год — непростой период в биографии художника. Он часто подвергался критике, болел. Но со временем жизнь наладилась, исчезли резкие линии и темные краски из картин, появились лирические сюжеты.

За театральные декорации художник дважды удостаивался государственной премии — в 1947 и 1950 годах. С середины 50-х годов прошлого столетия он получил возможность посещать зарубежье, написал цикл очерков и картин. В 1954 году Пименов был приглашён в АХ СССР, а в 1962 избран академиком. На склоне лет получил звание народного художника СССР (1970) и высокую награду Советского Союза — орден Ленина (1973). Талантливый живописец ушёл из жизни 6 сентября 1977 года.







Сочинения

Самые известные картины Юрия Пименова

Картины Пименова отражали эстетические и нравственные проблемы социализма. Стремясь расширить тематику, мастер оставил потомкам богатое творческое наследие:

Лучезарное пименовское искусство притягательно и ныне. Каждая его работа — это целая повесть, рассказывающая историю эры социалистического реализма.

Исторические картины можно встретить и на веб-сайте Very Important Lot. Здесь проводятся аукционы по продаже антиквариата и других предметов искусства. Посетителям также предоставляется возможность купить картины, акварельные рисунки, скульптуры и ювелирные изделия напрямую у современных авторов.

Значение слова Пименов по словарю Брокгауза и Ефрона:

Пименов — фамилия двух русских скульпторов: 1) Степан Степанович П.

Литература[ | ]

Карнавальная культура

Выставки[ | ]

Общество организовало 4 выставки[1]:

  • 1925 (Москва, Музей живописной культуры, Рождественка, 11, в правом крыле здания Вхутемаса)
  • апрель-май 1926 (Москва, Государственный Исторический музей)
  • апрель 1927 (Москва. Музей живописной культуры)
  • апрель 1928 (Москва, Музей живописной культуры)

Официально ОСТ просуществовал до 1932 года — но после 1928 г. не было проведено ни одной выставки.

Классовый разрыв


Виктор Попков.

Строители Братска, 1960—1961

Холст, масло. 183 × 302 см

Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Члены ОСТ[ | ]

Всего ОСТ объединял более 30 художников.
основные:

  1. Анненков, Юрий Павлович
  2. Вильямс, Петр Владимирович
  3. Волков, Борис Иванович
  4. Гончаров, Андрей Дмитриевич
  5. Дейнека, Александр Александрович
  6. Купреянов, Николай Николаевич
  7. Лабас, Александр Аркадьевич
  8. Лучишкин, Сергей Алексеевич
  9. Меркулов, Юрий Александрович
  10. Пименов, Юрий Иванович
  11. Тышлер, Александр Григорьевич
  12. Штеренберг, Давид Петрович
  1. Аксельрод, Меер (Марк) Моисеевич
  2. Алфеевский, Валерий Сергеевич
  3. Антонов, Федор Васильевич
  4. Барто, Ростислав Николаевич
  5. Барщ, Александр Осипович
  6. Берендгоф, Георгий Сергеевич
  7. Булгаков, Борис Петрович
  8. Бушинский, Сергей Николаевич (с 1928)
  9. Вайнер, Лазарь Яковлевич
  10. Васильев В.
  11. Вялов, Константин Александрович
  12. Горшман, Мендель Хаимович
  13. Денисовский, Николай Федорович
  14. Доброковский, Мечислав Васильевич
  15. Зернова, Екатерина Сергеевна
  16. Кищенков (Лик) Л. И.
  17. Клюн, (Клюнков) Иван Васильевич
  18. Козлова, Клавдия Афанасьевна
  19. Костин, Сергей Николаевич
  20. Коляда, Сергей Авксентьевич
  21. Кудряшев, Иван Алексеевич
  22. Купцов, Василий Васильевич
  23. Игумнов, Андрей Иванович (с 1929)
  24. Люшин, Владимир Иванович
  25. Мельникова, Елена Константиновна
  26. Никритин, Соломон Борисович
  27. Нисский, Георгий Григорьевич
  28. Пархоменко, Константин Кондратьевич
  29. Перуцкий, Михаил Семенович
  30. Побережская А. И.
  31. Попков, Иван Георгиевич
  32. Прусаков, Николай Петрович
  33. Тряскин, Николай Адрианович
  34. Тягунов, Владимир Петрович
  35. Шифрин, Ниссон Абрамович
  36. Щипицын, Александр Васильевич
  37. Эллонен, Виктор Вильгельмович

Система машин

Юрий Иванович Пименов (Yuri Ivanovich Pimenov; родился 26 ноября 1903 г. — умер 6 сентября 1977 г.) — выдающийся русский живописец XX века, график и создатель плакатов, художник, ставший точкой соприкосновения для формалистического и классического стилей в искусстве. Картины Юрия Пименова — это и соответствие новаторскому духу современности, и правдивые рассказы о судьбе простого человека. Облик чистого светлого будущего проступал в его живописи и графике, менял и облагораживал окружающую реальность.

Юрий Иванович Пименов. Фотография художника

Биография Юрия Ивановича Пименова

Юрий Иванович Пименов родился в семье помощника адвоката и дочери купца Бабанина в 1903 году. С семилетнего возраста начал обучаться в гимназии, увлечённо рисовал. Отец и школьный учитель поддержали изобразительные наклонности мальчика и в 1915 году устроили его в воскресную школу живописи в Замоскворечье. Исторические события 1917 года не позволили более посещать школу. Однако Пименов не сдавался. В начале 1920 года он принес Сергею Малютину, почётному в то время мастеру, свои этюды. Метру понравилось творчество молодого художника. Так Юрий был принят на учебу во ВХУТЕМАС.

Живописец, нацеленный на агитацию, заботился о том, как технологическими приёмами станковой живописи показать видимость света, объёма и тот завораживающий феномен сопереживания, который позже явился его индивидуальным почерком.

В 1925 году под руководством преподавателя Давида Штеренберга было организовано общество станковистов (ОСТ), к которому присоединился Юрий Пименов. Революционная атмосфера, интерес единомышленников к современным формам нашли отражение в его творчестве.

В 1932 год — непростой период в биографии художника. Он часто подвергался критике, болел. Но со временем жизнь наладилась, исчезли резкие линии и темные краски из картин, появились лирические сюжеты.

За театральные декорации художник дважды удостаивался государственной премии — в 1947 и 1950 годах. С середины 50-х годов прошлого столетия он получил возможность посещать зарубежье, написал цикл очерков и картин. В 1954 году Пименов был приглашён в АХ СССР, а в 1962 избран академиком. На склоне лет получил звание народного художника СССР (1970) и высокую награду Советского Союза — орден Ленина (1973). Талантливый живописец ушёл из жизни 6 сентября 1977 года.

Самые известные картины Юрия Пименова

Картины Пименова отражали эстетические и нравственные проблемы социализма. Стремясь расширить тематику, мастер оставил потомкам богатое творческое наследие:

Лучезарное пименовское искусство притягательно и ныне. Каждая его работа — это целая повесть, рассказывающая историю эры социалистического реализма.

Исторические картины можно встретить и на веб-сайте Very Important Lot. Здесь проводятся аукционы по продаже антиквариата и других предметов искусства. Посетителям также предоставляется возможность купить картины, акварельные рисунки, скульптуры и ювелирные изделия напрямую у современных авторов.


Русские Художники

Юрий Пименов – выдающийся советский живописец, график, театральный художник. В своем творчестве он сочетал утонченный классицизм с модернистскими направлениями в искусстве (экспрессионизм, импрессионизм). Некоторые его картины признаются художественными критиками в качестве шедевров мировой живописи. Его жизнь полна сложных драматических моментов, что нашло отражение в его живописной технике. В нашей заметке мы рассмотрим его биографию, а также узнаем ключевые особенности его картин.

Биография художника

Юрий Иванович Пименов родился 26 ноября 1903 года в Москве в семье юриста. Отец Юрия был художником-любителем – именно он привил мальчику любовь к живописи. Во время учебы в Десятой Московской гимназии Юрий Пименов часто посещал Третьяковскую галерею, а его любимой картиной было полотно Саврасова “Грачи прилетели”. В 1915 году по протекции учителя он стал посещать воскресную школу живописи в Замоскворечье. В 1917 году работа школы была приостановлена в связи с Октябрьской революцией и Гражданской войной.

Однако Пименов не сдавался – он продолжал рисовать картины и оттачивать свою художественную технику. В 1920 году он набрался смелости и отнес несколько своих полотен известному художнику и архитектору Сергею Васильевичу Малютину. Малютину понравились картины 17-летнего паренька, а Пименов был зачислен ВХУТЕМАС. Во время учебы он продолжает оттачивать свою живописную технику, а также знакомиться с новейшими течениями в искусстве. Его друзьями становятся Александр Дейнека, Петр Вильямс и Андрей Гончаров. В 1923 года Юрий Пименов начинает работать в советских журналах в качестве художника-оформителя.

Общество станковистов

В 1924 году проходит Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства, в которой принял участие Юрий Пименов (в составе так называемой “Группы трех”). Для истории искусств эта выставка важна в нескольких смыслах:

  • Выставка задала ряд вопросов относительно роли и предназначения искусства в СССР. Какой должна быть живопись в обновленном советском обществе, очищенном от буржуазных предрассудков? Что должно выражать советская живопись, на кого она должна ориентироваться при выборе сюжетов? Выставка вынесла все эти вопросы на повестку дня;
  • С точки зрения художественных стилей на выставке доминировали картины, выполненные в подражание немецкому экспрессионизму. Динамизм, строгие цветовые решения, резкие переходы, геометричность рисунка, монументальность – именно такими словами можно описать большинство представленных картин.

В 1925 году большинство художников выставки объединились в группу “Общество станковистов” (ОСТ). Главой группы стал Давид Штеренберг, а Пименов стал членом-учредителем организации. В разное время в состав станковистов входило множество известных художников – Лучишкин, Никритин, Вялов, Меркулов, Анненков, Лабас и так далее. В этот период выходит ряд крупных художественных работ Пименова – “Инвалиды войны”, “Даешь тяжелую индустрию”, “Пианист” и другие. В 1931 году он женится на стенографистке Наталье Константиновне Бернадской. Брак окажется счастливым для художника, а продлится он до самой смерти Пименова.

Опала, смена стиля Инвалиды войны 1926 г

В 1931 году из-за идеологических разногласий группа ОСТ распадается на ряд организаций-осколков, а Пименов художник становится членом обновленной группы “Изобригада”. Юрием Пименовым предпринимается попытка создать ряд новых изобразительных полотен, прославляющих советскую действительность. Однако происходит ряд событий, которые поставили на его планах крест:

  • В 1932 году выступает ЦК ВКП(б) принимает решение о роспуске все художественных групп с последующим объединением их членов в состав единых творческих союзов. Фактически это решение налагает запрет на создание независимых художественных объединений;
  • В это же время начинается формирование социалистического реализма. Все стили, которые не вписываются в соцреалистических канон, объявляются буржуазным формализмом, с которым необходимо бороться.

В результате живописец попадает в опалу, а издательства начинают все чаще отказываться от его работ. Его неоднократно обвиняют в формализме, что приводит к ухудшению психического и физиологического здоровья художника. В конце концов он оказывается без работы, а живет семья Пименовых на небольшую зарплату жены-стенографистки. Впрочем, через некоторое время он восстанавливает свои силы и вновь начинает рисовать. Чтобы вписаться в соцреалистический канон, Пименов смягчает свой изобразительный стиль.

Теперь его живописная техника начинает походить на стиль импрессионистов, а на картинах начинают доминировать московские городские пейзажи. Помимо живописи он занимается иллюстрированием книг и оформлением театральных декораций. В 1937 году он рисует свою самую картину “Новая Москва”, которая выражает новый уклад социалистической сталинской эпохи. После начала Великой Отечественной войны он начинает рисовать агитационные плакаты, а в 1944 году он создает еще одно свое известное полотно “Фронтовая дорога”.

Послевоенные годы

После войны общественная жизнь Пименова налаживается. Он работает преподавателем во ВГИКе, а также много плодотворно рисует. Среди его самых известных работ этого периода – картина “Свадьба завтрашнего дня”, живописный цикл “Вещи каждого дня”, декорации для фильма “Кубанские казаки”. Также он занимается оформлением театральных постановок, за что в 1947 и 1950 годах он становится лауреатом Сталинской премии. В 50-е годы он активно ездит в другие страны, а также публикует ряд очерков и публицистических произведений. В 1970 году он становится народным художником СССР, а в 1973 году ему вручают орден Ленина. Умер Юрий Иванович Пименов 6 сентября 1977 года.

Особенности живописной техники

В советское время творчество Юрия Пименова традиционно относили к социалистическому реализму. Однако современные искусствоведы считают эту оценку слишком узкой, некорректной. Согласно современным оценкам творчество мастера можно разбить на два периода.

    Экспрессионистский (ранний). В этот период художник продолжает традицию, заложенную немецкими экспрессионистами. Основные особенности этого периода – динамизм, использование ярких насыщенных цветов, геометричность и условность рисунка. Картины этого периода прославляют труд и советский образ жизни, а также размышляют над сложными темами (например, последствия Гражданской войны). Продлился экспрессионистский период до 1932 года;
  • Импрессионистский классицизм (поздний). В 1932 году происходит ликвидация независимых художественных мастерских, а единственным легальным стилем становится социалистический реализм. Вследствие этого мастеру Юрию Пименову приходится переработать свой стиль. Его рисунки становятся более реалистичными как по композиции, так и по цветовым решениям. Для создания картин он начинает использовать легкие, полупрозрачные, воздушные краски, поэтому его стиль часто называют импрессионистическим. Любимыми темами художника становится Москва и быт простых москвичей. Также художник рисует пейзажи, натюрморты, портреты.

Известные картины

Перечислим основные картины Юрий Пименова:

  • Инвалиды войны (написана в 1926 году). Полотно относится к раннему экспрессионистскому периоду, а некоторые искусствоведы видят в нем подражание Отто Диксу. Главные темы – разрушение и уродство, которые принесла война;
  • Даешь тяжелую индустрию (1927 год). Картина выполнена в экспрессионистском ключе; по настроению полотно прославляет тяжелый труд советских металлургов;
  • Новая Москва (1937 год). На полотне изображена обновленная Москва, которая символизирует социалистические успехи СССР. Картина выполнена в импрессионистической технике;
  • Фронтовая дорога (1944 год). Бытовая натуралистическая зарисовка на тему Великой Отечественной войны. По композиции полотно похоже на более раннюю картину Пименова “Новая Москва”;
  • Ожидание (1959 год). По композиции картина представляет собой реалистический натюрморт, настроение картины – грустное, тревожное;
  • Свадьба на завтрашней улице (1962 год). Картина рассказывает о простых радостях советских граждан, а также отражает дух эпохи (постройка доступного недорого жилья для рабочих).

Ожидание 1959 г Новая Москва 1937 г. Фронтовая дорога 1944 г Инвалиды войны 1926 г Свадьба на завтрашней улице 1962 г

Речь пойдет о прекрасном человеке и мастере своего дела Пименове Юрии Ивановиче. Он является известным советским графиком, педагогом, живописцем, профессором и сценографом. Мы узнаем подробнее о его биографии, а также познакомимся с его творчеством.

Пименов Юрий Иванович: биография

Герой нашей статьи родился в 1903 году, 26 ноября. Мальчик появился на свет в семье юриста. Мать мальчика была купчихой. В детстве он обучался в Московской гимназии. С 1920 по 1925 год обучался во ВХУТЕМАСе на факультетах живописи и полиграфии. Брал уроки у С. Малютина и В. Фаворского. Начиная с 1923 года, работал в журналах. После того как в 1925 году закончил обучение, стал учредителем Общества станковистов.

Вскоре Пименов открыл себя как художника. В это время он работал декоратором в театре. В этом деле он тоже весьма преуспел, ведь был творческим человеком. Его называли мастером рекламного киноплаката, в котором он прибегнул к использованию элементов станкового искусства.

В 1954 году мужчину избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1962 году он стал ее почетным членом. В 1966 году подписал письмо, направленное Л. Брежневу против исторической реабилитации И. Сталина. Это было письмо 25 деятелей культуры и науки.

пименов юрий иванович

Что касается личной жизни героя нашей статьи, то она у него, конечно, была. Не считая влюбленностей, которые случались в юные годы, мужчина всегда был верен одной и главной женщине в своей жизни - жене Наталье Константиновке Бернадской. Брак влюбленная пара заключила в 1931 году. К сожалению, детей в семье не было.

Умер наш герой в 1977 году, 6 сентября. Похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище. Родители Пименова были похоронены на Даниловском кладбище.

Сочинения

пименов юрий иванович биография

Пименов Юрий Иванович: картины

пименов юрий иванович картины

Награды

художник пименов юрий иванович

Мы узнали о жизни Пименова Юрия Ивановича, а также познакомились с его творчеством. В статье также представлены некоторые его картины. По послужному списку этого человека становится понятно, что он был очень талантливым и трудолюбивым, ведь преуспевал в каждом деле, за которое брался. Всю свою жизнь он прожил с единственной любимой женщиной и оставался ей верен до последних дней. Известный советский деятель искусства заслуживает не только уважения, но и памяти.

Одни считают его прекрасным живописцем, другие — типичным советским художником, прогнувшимся под власть. Да, советский быт и весь уклад жизни Пименов изображал в светлых и радостных тонах. Но что водило его кистью — свойственный этому человеку позитивный взгляд на мир, страх перед властью или банальное желание жить спокойно и благополучно?

Но есть в биографии Юрия Пименова факты, которые расшатывают эту простую конструкцию.

1. Первые шаги

Юрий Пименов родился в 1903 году в Москве. Его отец был помощником присяжного поверенного, а мать происходила из купеческого рода. Учитель рисования в гимназии заметил талант мальчика и помог ему поступить в Замоскворецкую школу рисования. Немало времени подросток проводил в Третьяковской галерее, возле пейзажей Саврасова, Сомова, Левитана. Вряд ли он тогда мог представить, что через два десятка лет сам напишет картину, которая займет место в одном из залов Третьяковки.

В 1920-м Юрий Пименов поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), там он учился у Сергея Милютина, Вадима Фалилеева и Владимира Фаворского.

В 1925-м группа выпускников Вхутемаса основала ОСТ — Общество художников-станковистов. В числе учредителей были Юрий Пименов и его однокашники Вильямс и Дейнека.

ОСТ-овцы отвергали реализм в духе передвижников, их работы по стилистике были близки к конструктивизму и европейскому экспрессионизму. Главной темой станковистов стала жизнь молодой советской страны — труд, спорт и т. п.

Однако награды на крупных выставках не означали безусловного успеха. Многие работы Пименова подвергались острой критике, их называли чересчур плакатными. Но главное — членов ОСТа в целом упрекали в буржуазности и формализме. Правда, тогда, во второй половине 1920-х, такие обвинения еще не звучали приговором.

3. Странствия по миру

В 1920−30-х советское государство еще не отгородилось железным занавесом, а напротив, стремилось презентовать во всем мире свои достижения, в том числе и в искусстве. Так что молодых художников критиковали за буржуазность, но в то же время они могли участвовать в крупных международных выставках и выезжать за рубеж.

4. Попутчица

В 1931 году Юрий Пименов женился на машинистке-стенографистке Наталье Бернадской. Они прожили вместе всю жизнь. Наталья Константиновна стала не просто женой художника и, как это часто бывает, его моделью и музой, но и помощником. Она училась у Пименова, со временем сама стала художником театра и помогала мужу в создании театральных костюмов.

5. Крутой поворот

Надо сказать, что критика, даже самая безжалостная, в 1920-х была лишь частью творческой полемики и не приводила к каким-либо репрессиям. Но постепенно ситуация стала иной. В 1932-м постановлением партии все существовавшие творческие объединения были ликвидированы. Взамен был создан единый для всех Московский областной союз советских художников.

В 1934 году на Первом съезде советских писателей единственно верным методом для всей советской культуры был признан социалистический реализм.

Пименов часами ходил по Москве или уезжал за город. То ли во время этих долгих прогулок, то ли в разговорах с женой он нашел для себя новый путь. Юрий Пименов отказывается от индустриальной и спортивной тематики и обращается к теме города и человека — к обычной жизни, а не трудовым подвигам.

Но главное — он коренным образом меняет стиль.

Из его полотен уходят плакатность и экспрессия, взамен появляются нежные прозрачные краски и мелкие мазки в духе импрессионистов.

Так или иначе, наступил перелом. Юрий Пименов не просто изменил манеру письма — он уничтожил многие ранние работы. Причем даже те картины, которые уже находились в музеях.

6. Дороги

Асфальтированное столичное шоссе, протоптанные в снегу тропинки, колеи фронтовых путей и мостки — теме дороги как символу человеческой судьбы Пименов был верен всю жизнь.

7. Параллельные пути

Кстати, две Сталинские премии (в 1947-м и 1950-м) художник получил именно за оформление театральных спектаклей.

8. Светлый путь

В конце 1930-х критика воздавала должное великим французским мастерам прошлого, но неоимпрессионистов не жаловала. Ну, а после 1946 года, когда в СССР развернулась кампания борьбы с преклонением перед Западом, импрессионизм однозначно оценивали как реакционное течение в буржуазном искусстве.

Читайте также: