Художник и страшный мир в повести невский проспект кратко

Обновлено: 02.07.2024

В разработке представлен конспект урока по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект", а также презентация к этому урока. В ходе урока учащиеся с помощью анализа образа Невского проспекта в разное время суток смогут постичь идейный замысел художественного произведения.

ВложениеРазмер
Художник и "страшный" мир в повести Н.В. Гоголя "Невский проспект. Конспект урока 29.69 КБ
Художник и "страшный" мир в повести Н.В. Гоголя "Невский проспект".Презентация. 756.9 КБ

Предварительный просмотр:

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: приветственное вводное слово учителя

Ребята, на втором уроке мы продолжаем изучать творчество Н.В.Гоголя

изучать творчество Н.В.Гоголя. Запишите в тетрадях тему урока.

Метод учения: слушание

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо . Запись в тетради

Слайд с датой и темой урока

2. Изучение нового материала

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: сообщающее слово учителя

Метод учения: слушание

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо . Запись в тетради

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Художник Пискарёв, поручик Пирогов, Невский проспект

Верно, невский проспект – это ещё один герой повести и герой, пожалуй, самый главный. Повесть начинается и заканчивается описанием невского проспекта, который в повести олицетворяет весь Петербург.

Каким же представлен Невский проспект, а, следовательно, и весь Петербург в повести Гоголя? Какое место в нём занимает человек, человеческая личность? Как он изображён?

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная

Гоголь представляет нам Невский проспект, начиная с раннего утра до позднего вечера. Давайте посмотрим, каким представлен Невский проспект в разное время суток и сделаем общий вывод о характере этого образа. Зарисуйте схему в тетрадь.

1.Какое сословие изображает автор?

2.Как эти люди относятся друг к другу? Есть ли у них какие - то индивидуальные черты? Чем для них является Невский проспект?

Спросить устно, потом всем записать со слайда.

Изображено низшее социальное сословие. (Дворники, нищие). Каждый занят самим собой, торопится по своим делам. У персонажей нет индивидуальных черт, они не видят друг и не замечают друга. Это улей, муравейник. Невский проспект, он является для них только средством.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Письмо . Запись в тетради

Подумайте над вопросами:

1.Как изменился Невский проспект?

2.Кто или что его наполняет? Как изображён человек?

3.Какой художественный приём использует автор?

Сначала устно проговариваем, потом записывают в схему.

Подумайте над вопросами:

1.Как изменился Невский проспект с наступлением сумерек?

2. Меняется ли авторский подход в изображении человека? Вечерний Невский проспект

Невский проспект изображён как призрачный, иллюзорный, искажающий действительность. У персонажей нет индивидуальных черт. Автор изображает тени, чины, части тела.

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: обобщающее

Сначала устно проговариваем, потом записываем.

Хорошо. Мы делаем вывод, что Невский проспект меняется на протяжении суток, но что остаётся неизменным? Изображение человека. Гоголь поднимает проблему обезличивания человека, который теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы дать исчерпывающее представление о пёстрой петербургской толпе. Невский проспект – парадная часть города – представляет весь Петербург. Огромное количество людей прошло перед нами, но ни одного лица мы не увидели. Лишь отдельно существующие части тела, предметы гардероба, должности и чины, заместившие собой человека. Какое бы социальное сословие не изображал Гоголь, человек остаётся вещью, абстрактным понятием.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Письмо . Запись в тетради

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная

После описания Невского проспекта автор знакомит читателя с историей Пирогова и Пискарёва – это 2 главных сюжетных эпизода, 2 части общей картины Невского проспекта и Петербурга.

Сначала устно проговариваем, потом записывают.

Давайте выясним , в чём он проявляется и составим сравнительную характеристику персонажей по плану:

1.Род занятий ( Пискарев художник, что подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности. Пирогов офицер, поручик его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность) .

2.Авторская характеристика героев

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Письмо . Запись в тетради

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: обобщающее

Сделаем вывод. Что мы можем сказать о характере героев ?

Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная

В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Прочитайте фрагмент со слайда.

Сначала устно проговариваем, потом записывают.

Для чего это сделано автором? (чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать свое презрение к городу с его продажностью, грубостью, равнодушием к прекрасному и человеку). Гоголь подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержится иллюстративный материал по данной теме.


День Утро Вечер Невский проспект

1.Какое социальное сословие изображает автор? 2.Как эти люди относятся друг к другу? 3.Есть ли у них какие - то индивидуальные черты? 4.Чем для них является Невский проспект?

1.Какое социальное сословие изображает автор? 2.Как эти люди относятся друг к другу? 3.Есть ли у них какие - то индивидуальные черты? 4.Чем для них является Невский проспект?

 Утро Изображено низшее социальное сословие. (дворники, нищие, рабочие).Каждый занят самим собой, торопится по делам. У персонажей нет индивидуальных черт. Невский проспект похож на улей и является для горожан только средством для достижения определённых целей.

Изображено низшее социальное сословие. (дворники, нищие, рабочие).Каждый занят самим собой, торопится по делам. У персонажей нет индивидуальных черт. Невский проспект похож на улей и является для горожан только средством для достижения определённых целей.

1.Как изменился Невский проспект? 2.Кто или что его наполняет? 3.Как изображён человек? 4.Какой художественный приём использует автор при его изображении?

1.Как изменился Невский проспект? 2.Кто или что его наполняет? 3.Как изображён человек? 4.Какой художественный приём использует автор при его изображении?

Невский проспект наполнен аристократами, но это не люди, а маски. Бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки, сюртуки, носы, талии.) Автор вводит приём метонимии.

1.Как изменился Невский проспект с наступлением сумерек? 2. Меняется ли авторский подход в изображении человека?

1.Как изменился Невский проспект с наступлением сумерек? 2. Меняется ли авторский подход в изображении человека?

 Вечер Невский проспект изображён как призрачный, иллюзорный, искажающий действительность. У персонажей нет индивидуальных черт. Автор изображает тени, чины, части тела.

Вечер Невский проспект изображён как призрачный, иллюзорный, искажающий действительность. У персонажей нет индивидуальных черт. Автор изображает тени, чины, части тела.

 Общий вывод На протяжении суток Невский проспект меняется, но неизменным остаётся изображение человека. Какое бы социальное сословие и какое бы время суток не изображал Гоголь, человек остаётся вещью, абстрактным понятием. Гоголь поднимает проблему обезличивания человека, который теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей.

Общий вывод На протяжении суток Невский проспект меняется, но неизменным остаётся изображение человека. Какое бы социальное сословие и какое бы время суток не изображал Гоголь, человек остаётся вещью, абстрактным понятием. Гоголь поднимает проблему обезличивания человека, который теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей.

1. Род занятий 2. Портрет 3.Авторская характеристика героев(эпизод преследования) 4. Финал преследования

1. Род занятий 2. Портрет 3.Авторская характеристика героев(эпизод преследования) 4. Финал преследования

 Вывод: Гоголь подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.

Вывод: Гоголь подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.


Содержимое разработки

Он пробудил в нас сознание о нас самих - вот его истинная заслуга… Н.Г.Чернышевский Презентацию подготовила: Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №883 г. Москвы Алиева Светлана Викторовна

Он пробудил в нас сознание о нас самих - вот его истинная заслуга… Н.Г.Чернышевский

Презентацию подготовила:

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №883 г. Москвы

Алиева Светлана Викторовна

Первый период творчества 1829 -1835 г.

Второй период творчества 1835 – 1842гг .

Третий период творчества 1842 – 1855гг.- последний период

Невский проспект Назовите героев повести. Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта? В чем вы видите особенности изображения Невского проспекта?

В чем вы видите особенности изображения Невского проспекта?

Почему Гоголь дал такие фамилии героям?

Поручик Пирогов

Художник Пискарёв

Маленькая рыбка- тихий, незаметный скромный человек

Определите завязку сюжета повести Встреча героев с прекрасными незнакомками

Определите завязку сюжета повести

Встреча героев с прекрасными незнакомками

Охарактеризуйте среду, из которой вышли герои Художник Пискарёв Жил в атмосфере искусства, творчества, Поэтому оторвался от реальности Поручик Пирогов Жил в заботе о быте, чинах, выгодной женитьбе Как автор относится к своим героям? грусть ирония

Охарактеризуйте среду,

из которой вышли герои

Художник Пискарёв

Жил в атмосфере искусства, творчества,

Поэтому оторвался от реальности

Поручик Пирогов

Жил в заботе о быте, чинах, выгодной женитьбе

Как автор относится к своим героям?

Офицерский чин олицетворяет власть социального статуса, подавляющего личность Почему Гоголь для своих героев выбрал такие профессии? Профессией художника подчеркивается наличие творческого начала в человеке, однако загубленного самим человеком, не способного противостоять действительности

Офицерский чин олицетворяет власть социального статуса, подавляющего личность

Почему Гоголь для своих героев выбрал такие профессии?

Профессией художника подчеркивается наличие творческого начала в человеке, однако загубленного самим человеком, не способного противостоять действительности

Пискарёв Назовите главные черты гоголевского героя. Какова роль сновидений в рассказе о Пискареве? Чистота души, искренность, талантливость, но и отсутствие внутренней стойкости, мечтательность, идеализм Сны заменяют ему реальную жизнь, а пробуждение от снов подчеркивает трагизм столкновения с реальностью, которую не выносит его возвышенная душа. Герой-романтик обречен на гибель.

Назовите главные черты гоголевского героя.

Какова роль сновидений в рассказе о Пискареве?

Чистота души,

искренность,

талантливость,

но и отсутствие внутренней стойкости,

мечтательность,

Сны заменяют ему реальную жизнь, а пробуждение от снов подчеркивает трагизм столкновения с реальностью, которую не выносит его возвышенная душа. Герой-романтик обречен на гибель.

жизнь во сне для Пискарёва становится дороже жизни наяву. Во сне художник видит эту даму благородной, и с этого момента

жизнь во сне для Пискарёва становится дороже жизни наяву.

Во сне художник видит эту даму благородной, и с этого момента

Пирогов Назовите главные черты гоголевского героя. Примитивные потребности, бездуховность, пошлость мыслей и поступков, отсутствие высоких идеалов – потеря себя как личности

Назовите главные черты гоголевского героя.

Примитивные потребности,

бездуховность,

пошлость мыслей и поступков,

отсутствие высоких идеалов – потеря себя как личности

Как отнеслись герои к своим поражениям?

Другой – остался самим собой.

Вывод: центральная проблема повести – столкновение мечты и действительности

центральная проблема повести – столкновение мечты и действительности

Список использованных источников


-75%


Краткий анализ

Год написания – 1834 год.

Композиция – Композиция произведения представлена таким образом, что жизнь всего города как нельзя лучше раскрывается через описание Невского проспекта. Композиционная структура повести следующая: завязка (встреча двух приятелей), развитие событий (художник пытается спасти падшую женщину, а поручик пытается завести роман с замужней дамой), кульминация (падшая женщина отказывается выходить замуж за художника, поручик оказывается избит мужем своей пассии), развязка (поруганная честь поручика, смерть художника).

Жанр – Повесть.

Направление – Критический реализм.

История создания

В 1831 году у писателя возник замысел написать повесть, центральным героем которого был бы удивительный, величественный и весьма неоднозначный Санкт-Петербург. Гоголь сделал несколько набросков с описанием города, который всегда глубоко волновал его. Писатель любил подолгу гулять по мощёным петербургским улочкам, наблюдая за жизнью северной столицы, нравами его жителей. Он впитывал в себя и запоминал случайные разговоры, бытовые сценки, которые впоследствии стали частью его произведения.

Данное произведение причисляют к циклу петербургских повестей Николая Васильевича, в которых он удивительно тонко описал многоликую жизнь Северной Пальмиры, в том числе и самые темные ее стороны.

Смысл названия повести заключается в том, что самым сердцем Санкт-Петербурга, его олицетворением всегда считался знаменитый Невский проспект. Так, сквозь призму взаимоотношений людей на этом проспекте, столь прекрасном внешне, отображена жизнь всего города.

для самых нетерпеливых -

Писателем раскрывается нравственная проблематика. Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.

Композиция

Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.

Композиция повести весьма традиционна и состоит из последовательных частей:

Читайте также: