Художественные особенности романа анна каренина кратко

Обновлено: 04.07.2024

Тема, проблема, идея и значение произведения

  • обличение светской и буржуазной культуры и жизни общества того времени. эта линия в романе раскрывается через историю Анны, Вронского и Каренина
  • изображение патриархально-усадебного уклада жизни. эта линия в романе раскрыта через историю Левина и Кити.

Основной темой этого великого произведения является семейная тема. Л. Н. Толстой на примерах жизненных судеб героев этого романа показывает примеры счастья и несчастья в браке и семье.

Что касается проблематики произведения, то в романе это прежде всего вопросы любви, семьи и брака. Эти проблемы рассматриваются в связи с различными сторонами действительности, в которой живут герои – времени, когда существующие политические и нравственные основы крепостнического строя сменились новыми – основами буржуазного строя.

Жанр, сюжет, композиция

Готовые работы на аналогичную тему

Композиция романа крутится вокруг трех семей – Карениных, Облонских, Левиных:

  • Каренины – семья, причиной раскола которой стала измены жены;
  • Левины – пример правильных семейных отношений, где супруги хранят друг другу верность и во всем поддерживают друг друга;
  • В семье Облонских Долли узнает об измене Стивы, однако прощает его.

Отличительной художественной особенностью этого романа являются повторы ситуаций и образов, которые играют роль предвестий и предсказаний. Анна встречается с Вронским на перроне, где кто-то только что попал под поезд. В конце романа Анна бросается под поезд. Символичной является и метель, во время которой встречаются Вронский и Анна. Метель здесь является знаком роковой, безудержной страсти.

В романе используется прием внутреннего монолога, описания впечатлений, наблюдений и мыслей главной героини.

Система персонажей и их характеристика

Анна Каренина – красивая, грациозная, молодая женщина. Изысканна и общительна. Анна не любит своего мужа, но уважает его и относится к нему с теплотой. Однако после встречи с Вронским ее жизнь меняется. Анна влюбляется в него, ее поведение вызывает резонанс в обществе. Она уходит от мужа и начинает жить с Вронским, от которого вскоре рожает дочь. Анна страдает от разлуки с сыном, ее терзают душевные переживания. Запутавшись в своих отношениях и чувствах, Анна начинает употреблять морфий. Постоянные кошмары, преследующие ее, и частые ссоры с Вронским в конечном итоге доводят ее до самоубийства.

Алексей Александрович Каренин Алексей, муж Анны – высокопоставленный чиновник и весьма уважаемый человек. Трудолюбив и рассудителен в работе, ответственный, честный, порядочный. Все мысли Каренина были заняты делами, поэтому он не уделял жене и ребенку достаточного внимания. Однако, несмотря на кажущуюся отстраненность, на самом деле он очень любил свою семью. Узнав об измене жены, он ничего не предпринимает, замыкается в себе. После смерти Анны в жизни Каренина наступает кризис.

Вронский – возлюбленный Анны. Богат, красив, уважаем в свете и очень влюбчив. После встречи с Анной вся его жизнь меняется. Он не мог дать возлюбленной того, что ей было нужно – семьи, Вронский не хотел менять свой прежний образ жизни, несмотря на обязательства, что мучило Анну больше всего. Однако Вронский не является отрицательным персонажем, его поведение – это результат молодости. Он любил Анну, тяжело переживал ситуацию и чувствовал вину за ее страдания. После смерти Анны Вронский отправляется на войну.

Константин Лёвин, потомственный дворянин. Не любит светское общество за лицемерие и фальшь. Сам Левин прямой, открытый, честный, с богатым внутренним миром. Предпочитает спокойную жизнь в деревне, интересуется социальными, нравственными и культурными аспектами. Он переживает современным преклонением перед материальными ценностями, обеспокоен разладом старого дворянства. Герой бесконечно размышляет о смысле жизни, вопросах религии и нравственности.

Кити – красавица княжна, хорошо воспитана и образованна. Впервые девушка влюбляется во Вронского, и отказывает Левину, надеясь на его взаимность. Однако Вронский увлекается Карениной, а Кити родители отправляют за границу для поправления здоровья. Там Кити знакомится с Варенькой и открывает для себя духовную жизнь.

По возвращению судьба вновь сводит Кити с Левиным. Он вновь предлагает ей руку и сердце, и она соглашается. Кити понимает, что Левин – ее настоящая любовь. Кити во всем поддерживает мужа, становится прекрасной матерью. Образ Кити в романе – это образ идеальной жены, красивой, милой, чистой помыслами, верной, заботливой, умелой в быту и в воспитании детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первой части романа циклы образуются в связи с конфликтами в жизни Облонских (гл. I—V), Левина (гл. VI—IX), Щербацких (гл. XII—XVI). Развитие действия определено' событиями, вызванными приездом Анны Карениной в Москву (гл. XVII—XXIII), решением Левина уехать в деревню (гл. XXIV—XXVII) и возвращением Анны в Петербург, куда за ней последовал Вронский (гл. ХХУШ-ХХХ1У).

Строились больше всего по плану самой жизни и вольному начертанию самого обихода строителей, хотя всякое отдельное строение всегда исполнялось по чертежу.

Всех без исключения героев своего широкого многопланового произведения Толстой вводит без предварительных описаний и характеристик, в обстановке острых жизненных ситуаций. Анну — в момент ее встречи с Вронским, Стиву Облонского и Долли в ситуации, когда обоим кажется, что их семья рушится, Константина Левина — в тот день, когда он пытается сделать предложение Кити.

Едва только Константин Левин успел переступить порог московского Присутствия, как писатель уже показал его в восприятии привратника, чиновника Присутствия, Облонского,— потратив на все это лишь несколько фраз. Всего на нескольких первых страницах романа Толстой сумел показать взаимоотношения Стивы Облонского с женой, детьми, слугами, просительницей, часовщиком. Уже на этих первых страницах характер Стивы живо и многогранно раскрыт в множестве типических и в то же время неповторимо индивидуальных черт.

Следуя в романе пушкинским традициям, Толстой замечательно развивал, обогащал эти традиции. Великий художник-психолог нашел множество новых своеобразных средств и приемов, позволяющих совместить подробный анализ переживаний героя с пушкинским целеустремленным развитием повествования.

Охваченная внезапной страстью, Анна пытается бежать от своей любви. Неожиданно, раньше намеченного срока, она уезжает из Москвы домой в Петербург.

Внезапное чувство Анны развивается стремительно, на наших глазах, и читатель со все возрастающим волнением ждет, чем разрешится борьба в ее душе.

Приведем еще пример. Алексей Александрович, который удостоверился в неверности жены, мучительно размышляет над тем, что предпринять, как найти выход из создавшегося положения. И здесь детальный психологический анализ, и мастерство живого сюжетного развития неразрывно связаны между собой. Читатель пристально следит за течением мыслей Каренина не только потому, что Толстым тонко анализируется психология чиновника-бюрократа, но и потому, что от решения, к которому он придет, зависит дальнейшая судьба Анны.

В главе XXV седьмой части романа между Анной и Вронским вновь заходит тяжелый разговор о разводе. Именно благодаря психологическому комментарию, внесенному Толстым в диалог между Анной и Вронским, стало особенно наглядно, как стремительно, с каждой минутой назревает разрыв между героями. В окончательной редакции этой сцены психологический комментарий еще более выразителен и драматичен.

Стремясь к большему лаконизму повествования, Толстой нередко от передачи мыслей и чувств героев в их непосредственном течении переходит к авторскому, более сгущенному и краткому их изображению. Вот, например, как рисует Толстой состояние Кити в момент ее объяснения с Левиным.

«Она тяжело дышала, не глядя на него. Она испытывала восторг. Душа ее была переполнена счастьем. Она никак не ожидала, что высказанная любовь его произведет на нее такое сильное впечатление. Но это продолжалось только одно мгновение. Она вспомнила Вронского. Она подняла на Левина свои светлые, правдивые глаза и, увидав его отчаянное лицо, поспешно ответила:

Внимание Анны сосредоточено на Вронском, тем не менее, она невольно задерживает внимание на каждом слове, жесте своего мужа. Измученная лицемерием Каренина, Анна улавливает черты лакейства и карьеризма в его поведении. Присоединив к авторской характеристике Каренина оценку его Анной, Толстой усилил как драматизм, так и обличительное звучание эпизода.

Портреты своих героев Пушкин, как правило, рисовал в действии, в связи с развитием конфликта, раскрывая чувства героев посредством изображения их поз, жестов, мимики.

Все приведенные характеристики поведения и внешности персонажей лишены статичности, описательности, не замедляют действия, а способствуют развитию конфликта, непосредственно связаны с ним. Подобные живые, динамичные портреты занимают в прозе Пушкина гораздо большее место и играют большую роль, чем не-сколько обобщенно-описательных характеристик .

И в этом отношении Толстому-портретисту Пушкин более близок, чем такие художники, как Тургенев, Гончаров, Герцен, в произведениях которых прямые характеристики персонажей не всегда слиты с действием.

Глубоки и многообразны связи стиля Толстого со стилем Пушкина.

Своеобразие жанра

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Своеобразие жанраПоказывая движение времени, характеризуя становление нового.

Сюжет и композиция романаГлавы романа расположены циклами, между которыми сущ.

Сюжет и композиция романаПервая часть представляет собой один из замечатель­н.

Сюжет и композиция романаВторая часть имеет свой сюжетно-тематический центр.

Сюжет и композиция романаТретья часть романа изображает героев после пережито.

Сюжет и композиция романаЧетвертая часть романа состоит из трех основных цикл.

Сюжет и композиция романаСюжетно-тематический центр представляет собой общую.

Художественное своеобразие романа "Анна Каренина". Сюжет и композиция романа. Стилевые особенности романа. Крупнейший социальный роман в истории классической русской и мировой литературы. Роман широкий и свободный.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 21.11.2006
Размер файла 38,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2.3. Своеобразие жанра

Читайте также: