Художественное время в литературе это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Художественное время

Понятие пространственно-временного континуума существенно значимо для филологического анализа художественного текста, так как и время, и пространство служат конструктивными принципами организации литературного произведения. Художественное время — форма бытия эстетической действительности, особый способ познания мира.

Время в художественном произведении — длительность, последовательность и соотнесенность его событий, основанные на их причинно-следственной, линейной или ассоциативной связи.

Не характерна для художественного времени и необратимость (однонаправленность): в тексте часто нарушается реальная последовательность событий. По закону необратимости движется лишь фольклорное время. В литературе же Нового времени большую роль играют временные смещения, нарушение временной последовательности, переключение темпоральных регистров. Ретроспекция как проявление обратимости художественного времени — принцип организации ряда тематических жанров (мемуарные и автобиографические произведения, детективный роман). Ретроспектива в художественном тексте может выступать и как средство раскрытия его имплицитного содержания — подтекста.

Художественное время в тексте выступает как диалектическое единство конечного и бесконечного. В бесконечном потоке времени выделяется одно событие или их цепь, начало и конец их обычно фиксируются. Финал же произведения — сигнал того, что временной отрезок, представленный читателю, завершился, но время длится и за его пределами.

Художественное время опирается на определенную систему языковых средств. Это прежде всего система видовременных форм глагола, их последовательность и противопоставления, транспозиция (переносное употребление) форм времени, лексические единицы с темпоральной семантикой, падежные формы со значением времени, хронологические пометы, синтаксические конструкции, которые создают определенный временной план (например, номинативные предложения представляют в тексте план настоящего), имена исторических деятелей, мифологических героев, номинации исторических событий.

Особое значение для художественного времени имеет функционирование глагольных форм, от их соотнесенности зависит преобладание статики или динамики в тексте, убыстрение или замедление времени, их последовательность определяет переход от одной ситуации к другой .и, следовательно, движение времени.

1) календарного времени, отображаемого преимущественнолексическими единицами с семой 'время' и датами;

2) событийного времени, организованного связью всех предикатов текста (прежде всего глагольных форм);

3) перцептивного времени, выражающего позицию повествователя и персонажа (при этом используются разные лексико-грамматические средства и временные смещения).

Категория художественного времени исторически изменчива. В истории культуры сменяют друг друга разные темпоральные модели.

Учет особенностей воплощения времени в художественном тексте, рассмотрение концепции времени в нем и, шире, в творчестве писателя — необходимая составная часть анализа произведения; недооценка этого аспекта, абсолютизация одного из частных проявлений художественного времени, выявление его свойств без учета как объективного реального времени, так и субъективного времени могут привести к ошибочным интерпретациям художественного текста, сделать анализ неполным, схематичным.

Анализ художественного времени включает следующие основные моменты:

1) определение особенностей художественного времени в рассматриваемом произведении:

— одномерность или многомерность;

— обратимость или необратимость;

— линейность или нарушение временной последовательности;

2) выделение в темпоральной структуре текста временных планов (плоскостей), представленных в произведении, и рассмотрение их взаимодействия;

3) определение соотношения авторского времени (времени повествователя) и субъективного времени персонажей;

4) выявление сигналов, выделяющих эти формы времени;

5) рассмотрение всей системы временных показателей в тексте, выявление не только их прямых, но и переносных значений;

6) определение соотношения времени исторического и бытового, биографического и исторического;

Художественное пространство – это совокупность всех мелочей, в которых живет персонаж произведения.

Пространство и время, соединяясь логически, формируют хронотоп. У каждого поэта и писателя свои любимые хронотопы. Этому времени подчиняется все – и предметы, и герои, и словесные действия. На первом плане всегда находится главный герой. Чем крупнее поэт или писатель, тем интереснее ими описываются время и пространство, каждый автор использует свои определенные художественные приемы.

Основными признаками пространства в литературном произведении являются:

  • Отсутствие непосредственной материальной плотности, чувственной достоверности, наглядности;
  • Ассоциативная воспринимаемость читателем.

Художественная литература в первую очередь имеет тесную связь с временем, а не с пространством, поэтому в художественном произведении присутствовать пространственная неопределенность. Также в произведении пространственно-временная картина всегда представляется в символико-идеологическом аспекте. Ценностная осмысленность присуща уже древнейшим моделям пространства и времени. Такие ориентиры, как открытое-замкнутое, низ-верх, большое-маленькое, правое-левое, близкое-далекое имеют определенное нравственное и мировоззренческое значение.

Такая ценностная наполненность открытого и замкнутого типов пространства существует и у других писателей.

Готовые работы на аналогичную тему

Во многих мифологиях левое и правое являются символами женского и мужского начал.

Конкретное художественное пространство является локальным, оно не только привязывает описанный мир к каким-либо топографическим реалиям, но и оказывает влияние на суть изображаемого. Наиболее распространенными конкретными местами действия являются деревня и город. Например, Париж является местом действия и одновременно символом во многих произведениях Э. Золя и О. де Бальзака. Деревня – это архетип в отечественной литературе, который появляется в творчестве многих классиков.

Художественное время

Художественное время – это последовательность, порядок действия в художественном произведении.

Основными признаками времени в художественном произведении являются:

  • Стремление автора к сближению реального и художественного времени;
  • Непосредственная достоверность и большая конкретность;
  • Соотнесенность настоящего, прошлого и будущего;
  • Представления о неподвижности и движении.

В разных системах знания – разные представления о времени: научно-физическое, научно-философское, бытовое, теологическое и т.д. Такая множественность подходов к выявлению феномена времени обусловили неоднозначность его толкования. В культурном сознании исторически сформировалось два представления о времени: линейном и циклическом.

Понятие о циклическом времени восходит еще к эпохе античности. Оно воспринималось как ряд последовательных однотипных событий, источником которых являлись сезонные циклы. Завершенность и повторяемость событий считались характерными признаками, как и не различение начала и конца, идея возвращения. После утверждения христианства время стало восприниматься в человеческом сознании в виде прямой линии, направленной от прошлого к будущему. Такой тип времени характеризуется непрерывностью, одномерностью, упорядоченностью, необратимостью, а движение рассматривается в виде последовательности и длительности состояний и процессов окружающей действительности.

Но существует еще и субъективное восприятие времени. Оно, как правило, зависит от ритмичности происходящих событий, от особенностей психоэмоционального состояния. В этой связи выделяется объективное время, которое относится к сфере объективно существующей действительности, и перцептуальное время, которое относится к области восприятия реальности отдельным человеком. Например, прошлое кажется человеку более длительным в том случае, если оно богато события. В то же время в настоящем все наоборот – чем его заполнение содержательнее, тем быстрее и незаметнее время протекает. Время ожидания какого-либо желательного события кажется томительно длинным, а нежелательного - наоборот сокращается.

Таким образом, время оказывает большое воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека и определяет течение его жизни.

Исследование художественного времени и художественного пространства в работах М.М. Бахтина и структуралистов

Хотя представления о художественной литературе как искусстве временном сформулированы уже Г.Э. Лессингом, углубленное изучение временных и пространственных отношений в искусстве слова ведется сравнительно недавно.

Возможность постановки проблемы художественного времени и художественного пространства в произведениях литературы появилась благодаря развитию в прошлом веке математики и естественных наук. Успехи неэвклидовой геометрии и теория относительности А.Эйнштейна сделали возможными представления о релятивности пространства, о множественности пространств и их асимметричности. Эти идеи повлияли и на ученых-гуманитариев.

Основные представления о времени и пространстве в фольклоре и художественной литературе разных эпох содержатся в работах М.М. Бахтина, Д.С.Лихачева, Б.А.Успенского, Ю.М. Лотмана.

По М.М.Бахтину, художественное время и пространство являются структурным законом жанра романа. В единстве времени и пространства у Бахтина ведущим было время, а пространство выступало как зависимая от времени переменная величина. Российские структуралисты (Ю.М. Лотман, В.Н.Топоров, С.Ю.Неклюдов) в своих работах, напротив, обращали внимание преимущественно на художественное пространство.

Кроме того, в литературном произведении пространственно-временная картина всегда представлена в символико-идеологическом аспекте. Уже древнейшим моделям времени и пространства присуща ценностная осмысленность. Такие ориентиры мира, как верх – низ, замкнутое – открытое, правое – левое, большое – маленькое, далекое – близкое, всегда имеют то или иное мировоззренческое и нравственное значение .

Правое и левое во многих мифологиях являются символами мужского и женского начал.

Следующие древние типы ценностных ситуаций и хронотопы сохранились и в литературе Нового времени:

Художественное время и пространство бывает обобщенным и конкретным .

Порой место действия точно не названо либо вымышлено, но пространственный образ имеет некий реальный аналог. Это характерно для такой национально значимой модели бытия, как архетип деревня , занимающий большое место в русской ментальности и литературе Нового времени.

На каждом этапе многовекового развития художественной литературы существовали свои исторические разновидности художественного времени и художественного пространства.

Для архаических и ранних эпох литературного развития характерен хронотоп встречи и связанный с ним хронотоп дороги . Значение хронотопа дороги в европейской литературе огромно: редкое произведение обходится без каких-либо вариаций этого мотива, а многие прямо построены на хронотопе дорожных встреч и приключений.

Теперь временной охват стал сколь угодно широким, параллельное течение событий желательным. Л.Н. Толстой дает, к примеру, как одновременно совершающиеся действия бал у Ростовых и агонию графа Безухова. В эпических произведениях Нового времени возможно обращение действия вспять (для объяснения или анализа) либо забегание вперед (для разжигания любопытства).

Соответственно усложнившейся темпоральности в литературе Нового времени появляются и иные типы хронотопов. В английском готическом романе конца XVIII века (Г.Уолпол, Радклиф, Льюис) возник замок как новая территория совершения романных событий. Замок насыщен временем исторического прошлого, что позволило ему сыграть важную роль в развитии исторического романа (В.Скотт). Органическая спаянность в замке пространственных и временных примет определила его изобразительную продуктивность на разных этапах развития исторического романа.

В романах XIX столетия (Стендаль, О. де Бальзак, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой) появляются существенно новые локальности свершения событий – гостиная-салон и усадьба . Встречи, происходящие здесь, уже не носят прежнего случайного характера встреч на дороге или в чужом мире. Здесь создаются завязки интриг, проходят узлы перипетий, часто совершаются и развязки. В гостиной-салоне раскрываются характеры, идеи и страсти героев. Здесь сгущены наглядно-зримые приметы как конкретно-исторического, так и биографического и бытового времени.

В творчестве И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого основной хронотоп – биографическое время , протекающее в обжитом пространстве дворянских домов и усадеб. Преобладание такого типа художественного времени и пространства обусловлено лежащим в основе реализма детерминизмом и, в частности, свойственной ему концепцией общественной среды, формирующей человеческий характер.

В начале прошлого века в связи с произведенной Эйнштейном научной революцией резко изменились и пространственно-временные параметры в литературных произведениях. В искусстве слова теперь появились новые тенденции:

Теория литературы : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 021500 – Изд. дело и редактирование, 021600 – Книгораспространение / Т.Т. Давыдова, В.А. Пронин. – М. : Логос, 2003. – 228, [1] с.; 21 см.

В пространственно-временной организации произведений литературы XX в. можно отметить следующие тенденции и черты:

— примечательная веха современного литературного развития — обращение к памяти персонажа как внутреннему пространству для развертывания событий; прерывистый, обратный и прочий ход сюжетного времени мотивируется не авторской инициативой, а психологией припоминания (это имеет место не только у М. Пруста или В. Вулф, но и у писателей более традиционного реалистического плана, например в современной советской литературе у В. В. Быкова, Ю. В. Трифонова). Такая постановка сознания героя позволяет сжать собственное время действия до немногих дней и часов, между тем как на экран припоминания могут проецироваться время и пространство целой человеческой жизни;

И. Б. Роднянская.

Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева . 1987 .

Читайте также: