Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Исследователи доказывают, что празднично-обрядовая форма была всеобщим явлением для всех народов, населяющих земной шар. Образ жизни древнего человека, необходимость знакового (не вербального) общения друг с другом, обожествление природы и всего окружающего мира способствовали рождению праздников и обрядов как определенных условно-символических коллективных действ по передаче определенных сведений и трудовых навыков молодому поколению, предшествовавших реальной деятельности

Празднично-обрядовая культура своими истоками она восходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось как большой праздник. Он бурно отмечался всем племенем. Песни и пляски (на наш современный взгляд выглядевшие как дикие вопли и прыжки) позволяли людям выплеснуть эмоции, выражающие радость по поводу свершившегося события. Этому мощному выплеску эмоциональной энергии позже стали придавать магический смысл.

Переход племен от занятий охотой к земледелию внесли изменение в систему праздников. Теперь добыча пищи, стала связана со сменой времен года, с погодными условиями, со сроками посевных и уборочных работ, составившими земледельческий календарь, передающийся устным путём из поколения в поколение. Название месяцев в земледельческом календаре происходили от изменений и явлений в природе в это время.В нём воплотились народные знания (агрономические, астрологические, метеорологические и т.д.), представления об окружающем мире, практический опыт крестьянина.

Праздниками отмечалось начало весны, сенокоса, сбора урожая и пр. Наибольшее количество праздников приходилось на период трудовой передышки - поздняя осень, зима.

Годовой цикл праздников и обрядов символизировал круговорот сил в природе, круговорот жизни. Таким образом, круг был наделён магическими свойствами и входил во многие праздники и обряды как условно-символический знак, олицетворяющий природу в целом, солнцеворот, жизненный круг.

Народный календарь базировался на четырёх основных астрономических датах, связанных с движением Земли вокруг Солнца, как источника света, тепла и условием произрастания всего в природе: дни весеннего и осеннего равноденствия (22 марта и 22 сентября), дни зимнего и летнего солнцестояния. (22 декабря и 22 июня), поэтому основные календарные праздники были связаны с солнцеворотом (т.е. поворотом солнца от зимы к лету и от лета к осени) и солнцестоянием (самый длинный и самый короткий день в году), когда день равен ночи.

Изначально праздники и обряды для крестьянина имели культовое значение. Праздники посвящались языческим божествам, им отдавались почести, к ним воссылались просьбы о покровительстве и защите от стихий, природных катаклизмов. Наиболее яркие языческие празднования дошли и до наших времен: Святки (начало января), Масленица (март - переход солнца на летнее стояние), Иван Купала (конец июня - переход солнца на зимнее стояние).

По мере развития, праздники стали обогащаться и другим культурным содержанием: пением, плясками, музыкой, сказаниями, играми. Появились зародыши театрализованных действий, которые исполнялись ряжеными.

Фольклор (от англ. Folklore- народная мудрость) – народное поэтическое творчество, устная словесность, народная поэзия; совокупность различных видов и форм массового словесного художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. Фольклор представляет собой художественно-образную форму сознания народа. Не умея правильно объяснить явления природы, первобытный человек верил в то, что окружающий его мир населен добрыми и злыми духами, он старался умилостивить их, воздействуя на них заклинаниями и обрядовыми песнями. Различают фольклор словесный, музыкальный, танцевальный.

Все праздники и обряды славян делятся на два цикла:

  • календарныйцикл, связанный со сменой времен года, с круговоротом природы;
  • семейно-бытовой цикл, посвященный наиболее важным вехам круговорота человеческой жизни, традиционного быта и семейных традиций (родины, крестины, именины, новоселье, свадьба и др.)

Праздники народного календаря проходили в соответствии с традициями и обычаями, в них существовало множество обрядов и ритуалов.

Обряд – совокупность утвердившихся в народе условно – символических действий, выражающих определенный магический смысл, связанных с отмечаемыми событиями жизни; это своеобразный коллективный акт, который строго определяет традиции, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека.

Ритуал – порядок совершения обряда, последовательность условно – символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека.

Социальная сущность праздника проявляется в том, что он представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.

Народные праздники способствовали формированию общественного настроения, облекали в соответствующую художественную форму и преподносили выработанные обществом идеи для лучшего их восприятия в обстановке сходного настроения людей присутствующих на торжестве, проникнутых, единым эмоциональным порывом, испытывающих чувство удовлетворения от совместных эстетических переживаний. Настроение социальной группы, влияющей в свою очередь на создание настроения отдельно взятого участника, является одним из наиболее значительных факторов, побуждающих человека к деятельности и накладывающих отпечаток на его поведение.

Празднично-обрядовая культура диктовала нормы поведения людей, закрепляя их в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения, формировала качества нравственного облика личности.

Праздник выступал источником всестороннего развития личности. Педагогические идеи и способы народного воспитания, нравственные идеалы, которым необходимо следовать, были заложены в элементах празднично-обрядовой культуры, дающих значительный материал по воспитанию подрастающего поколения, формированию у него эстетических и этических знаний, умений и навыков.

Ребенок, участвуя в празднично-обрядовых действах и подражая внешним приемам поведения взрослых, через элементы художественной деятельности овладевал формами человеческих действий (трудовыми навыками, манерой и стилем поведения,), через общение и обмен информацией овладевал речью и мышлением, усваивал понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте, становился активным, обогащался духовно, приобретал необходимый социальный опыт, позволяющий ему постепенно достигать определенной социальной зрелости и в дальнейшем регулировать собственное поведение, находить свое место в окружающем мире.

С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности человека.

Со временем, народная празднично-обрядовая культура, возникшая как аграрно-магическое действие, постепенно утрачивала свою первоначальную функцию и уже в 19 веке многое воспринималось как развлечение.

В настоящее время этнокультурная доминанта является одной из главных опор общественного сознания и приоритетом современной российской культурной и образовательной политики, выдвигающих ряд задач, среди которых:

  • всестороннее и комплексное изучение народной культуры для установления истинного значения и самоценности каждого, связанного с ней явления;
  • возрождение, сохранение и популяризация элементов народной культуры;
  • разработка методических рекомендаций по использованию элементов народной культуры в различных сферах современной жизни (хозяйственно-экономической, социальной, воспитательной, художественной, образовательной и др.);
  • равноправное включение элементов народной культуры в современный процесс на основе создания им приоритетности, посредством развернутой системы просветительских программ, квалифицированной пропаганды, направленной на выявление их историко-культурной художественной, этической, этнопедагогической ценности.

Новое значение элементов народной культуры, получивших статус культурного наследия, на современном этапе является одним из обстоятельств, в которых сегодня развивается интерес к фольклорно-этнографическому наследию, активно включаемому в систему разнообразной научно-исследовательской, культурно-просветительской, культурно-досуговой, воспитательной и образовательной деятельности.

Праздник как социокультурный феномен обладает следующим педагогическим потенциалом :

В процессе организации и проведения программ на основе народной празднично-обрядовой культуры, решаются следующие задачи :

  • научить участников программы видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать их с точки зрения истории и культуры;
  • формировать понимание исторических эпох и своей сопричастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • формировать воссоздание образа эпохи на основе общения с культурным наследием;
  • формировать устойчивую потребность и навыки общения с культурно-историческим объектом;
  • формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных народов и эпох.

Фольклорно-этнографическое наследие во всех его проявлениях следует рассматривать в контексте современных культурных процессов. Включение в контекст позволяет увидеть, как элементы фольклорно-этнографического наследия разных исторических эпох и народов вписываются в современное культурное пространство российского общества.

Необходимым условием организации народных праздников на современном этапе, является интерпретация его элементов в различных синтетических сочетаниях красок нового и прошлого - это делает праздники педагогическим явлением, средством воспитания людей нового духовного облика, через освоение традиций предыдущих поколений.

Народное художественное творчество в календарных праздниках и обрядах

Культура и искусство

Другие курсовые по предмету

Так в обществе зарождается мораль как совокупность норм и праздников поведения, выражающих и регулирующих взаимоотношения людей.

Обряды и праздники явились одной из форм передачи от одного поколения к другому сложившихся моральных норм.

При решении многих вопросов быта и совместного труда наши предки поступали так, как было заведено с давних пор в данном роде, в данной общине. Это было время, когда общая связь, само общество, дисциплина, распорядок труда держались силой привычки, традиций, авторитетом или уважением, которым пользовались старейшины рода.

В этот период развития общества обряды и праздники были обязательными для всех. Нарушение устоявшихся традиций и обрядов считалось величайшим злом, ибо они играли огромную роль в организации усилий рода или племени в борьбе с силой природы.

Обряды и праздники постоянно развивались от простого к сложному, что было обусловлено множеством факторов (разделение труда, развитие духовной жизни и др.). Уже в рабовладельческом обществе усиливаются их эмоциональная и идейная стороны, появляются различного рода клятвы, присяги, в которых сконцентрированы моральные требования общества к своим членам, выражен нравственный идеал.

Таким образом, праздники и обряды диктовали нормы поведения людей задолго до появления науки о нравственности, закрепляя их в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности человека.

Вместе с тем праздники и обряды являлись художественным откликом на окружающий мир, историческую реальность.

Каковы отличительные черты праздника?

1.Прежде всего, глубокая идея, заложенная в нем, выраженная в условно-символических действиях, которые фиксируют внимание людей на мысли, определяющей общественную значимость происходящего.

2.Эмоциональная подготовка (эмоциональный настрой), способствующая более глубокому восприятию основной идеи торжества, более полному ее усвоению.

.Использование традиционных, повторяющихся, ставших характерными только для данного обряда элементов, яркая торжественность, зрелищность, нарядный, праздничный церемониал.

.Популярность (обряд должен поддерживаться авторитетом людей, быть признанным ими, стать обязательным актом общественной жизни).

.Прочность и устойчивость. Обряды создаются жизнью и временем и потому трудно поддаются изменению. Будучи прочными, они служат сплочению и объединению людей, способствуют преодолению индивидуализма, развитию чувства долга и осознанию ответственности людей перед обществом.

.Повторяемость, традиционность. Даже утратив свое первоначальное содержание, многие обрядовые сохранились и сейчас, повторяются в праздниках как память, как дань уважения к прошлому.

Выше мы говорили, что праздники и обряды являются частью традиции, способом ее материализации, поэтому они становятся реально ощутимой силой, характерной формой быта, проявлением образа жизни. Всеобщность и массовость, устойчивость и повторяемость способствуют их длительному сохранению. Именно это обеспечивает связь поколений и преемственность в развитии человеческой культуры.

Одна из особенностей праздника как социального явления состоит в том, что важное место в нем занимает эстетическая сторона, художественное оформление. Различные виды искусства, включенные в обряд, выступают в нем не с целью художественного творчества, а усиливают чувства, переживаемые участниками обряда, выражают в эмоциональной форме определенные социально значимые идеи, представления, способствуя их воплощению в жизнь.

Таким образом, говоря о социальном назначении праздников и обрядов, еще раз подчеркнем, что в процессе возникновения и становления праздников и обрядов главную роль сыграли материальные и духовные потребности человека. Условно-символические действия помогали людям раскрыть связи между явлениями, постичь их взаимообусловленность и потому в известной степени выступали средством познания. Эта форма передачи новому поколению опыта предшественников предполагала, с одной стороны, закрепление достигнутого, с другой - являлась выражением памяти и уважения к ушедшим и уходящим поколениям.

С возникновением классового общества праздники и обряды приобрели новое содержание. По мере того, как усложнялась общественная жизнь, каждый господствующий класс, осознавая силу эмоционального, психологического воздействия их на людей, использовал их в своих целях для укрепления своего могущества, вкладывая в старые обряды новое содержание. Закреплению этого содержания способствовали различные религии.

календарный праздник обряд русский творчество

Глава IV. Народное художественное творчество в зимних календарных праздниках и обрядах

.1 Народные художественные традиции празднования Святок

Период празднования: от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января по новому стилю). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника.

Художественные элементы зимних святок:

а) музыкальные элементы праздника - народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, щедровки), подблюдные песни в обряде гадания ; рождественские церковные песнопения, духовные стихи;

б) танцевальные элементы праздника - святочные игровые хороводы, круговые пляски и др.;

.2 Народные художественные традиции празднования Масленицы

Период празднования (семь недель перед Пасхой). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Ведущие поло-возрастные группы. Блины и другие блюда ритуальной народной кухни. Масленичное чучело - как символ праздника. Обряд сжигания антропоморфного чучела Масленицы, его древнее жертвенное значение, связанное с преклонением перед силами природы. Масленичные традиции катания с гор и на лошадях, взятия снежных городков, чествования новобрачных.

Художественные элементы празднования масленицы:

а) музыкальные элементы праздника - масленичные песни, частушки под кулачные бои.

б) танцевальные элементы праздника - хороводы (в отдельных местностях России);

Трансформация архаичных традиций празднования масленицы в городских масленичных карнавалах, шествиях, ярмарочных увеселениях (балаганах, театре Петрушки и т.д.) и народных гуляниях со времен реформ Петра 1. Особенности празднования масленицы в современных условиях.

.3 Народные художественные традиции празднования Пасхи

.4 Народные художественные традиции празднования Троицы

Художественные элементы праздника:

а). музыкальные элементы праздника - Троицкие песни, наигрыши на рожках, кугиклах и других народных инструментах;

б). изобразительные элементы праздника - украшение березки, соломенной куклы;

в). танцевальные элементы праздника - девичьи и смешанные хороводы вокруг березок, уличные хороводы-шествия с березкой,

.5 Народные художественные традиции празднования Ивана Купалы

Период празднования. Мифологический образ Купалы. Языческий и христианский смыслы праздника. Древние обычаи и обряды праздника, связанные с огнем, водой и растениями.

Художественные элементы праздника:

а). музыкальные элементы праздника - купальские песни, наигрыши на рожках, кугиклах и других народных инструментах;

б). изобразительные элементы праздника - заплетение венков, ряженье, изготовление кукушки, ритуальные колёса;

в). танцевальные элементы праздника - девичьи и смешанные хороводы, пляски и вокруг костров и прыжки через костры;

Русские праздники и обряды имеют огромное количество материала для исследования того, как выражаются коллективные эмоции людейво время игр, хороводов, песен, поддерживается взаимосвязь поколений, преемственность национальных традиций и т.п. Исследование этнической поэзии и музыки, этнических торжеств, игр позволяет обрести представление об их сущности, функциях и динамике. Деревенскийобстановка, норовы и обычаи деревни, становление земледельческого труда на Руси - это все отыскало свое отражение и художественное олицетворение в этнических торжествах. Исследование их интересно не только для изыскателей и учащихся институтов культуры, но и для любого жителя нашей планеты. Необходимость разнообразить обстановка, красиво и празднично отмечать главные события в жизни появилась у людей в самые отдаленные времена. Торжества и ритуалы подобно всем иным явлениям социальной жизни, возникают как ответ на необходимости человека в разговоре, в познании мира вокруг нас, в интенсивной работы, в желании к прекрасному. Как известно, общественные потребности считаются более устойчивыми составляющими человеческого сообщества, побудительной силой человеческой работы. Этнические обычаи, торжества и ритуалы возникли много столетий назад.

Ваша кандидатская диссертация на заказ в Ростове будет исполнена качественно на Work5.

. Они сильно связаны с трудом, обстановкой, мировоззрением народа. Более актуальные рубежи трудовой деятельности народа были сопровождаемыми особенными обычаями, которые отображали все стороны трудовой деятельности человека: охоту, рыболовство, скотоводство, земледелие и так далее Жизнь русского народа была сопровождаемой праздниками, к ним приурочено и огромное большинство этнических сказаний, суеверий, обычаев. На протяжении веков они передавались из поколения в поколение, непрерывно дополняясь все свежими элементами. Торжества были формой социальной жизни, схожей с важнейшими эпизодами производственного года охотника, пастуха или же земледельца. Объектом исследования считаются классические календарные этнические торжества и ритуалы, предметом - художественная культура в торжествах и обычаях. Целью написания рефератаявляется изучение народного художественного творчества в календарных торжествах и обычаях. Народное художественное творчество в календарных праздниках и обрядах Повышение духовной культуры народа в наше время довольно актуально. В этой связи возрастет потребность приступать к истокам русской этнической культуры, ее традициям и торжествам, осознать национальные мысли, этические и эстетические нормы, приемы художественного и нравственного воспитания человека, настолько отличительные для этнической художественной культуры, ее торжеств, обычаев, игрищ. Доскональное исследование русской этнической культуры с момента ее возникновения и до наших дней очень существенно. Известно, что понять суть и содержание любого явлениявозможно только после того, как постигнешь историю его происхождения, проследишь главные этапы его становления, проанализируешь, какие изменения, и воздействия оно испытывало и чем это явление стало в конце концов. Только после этого возможно предпринять попытку экстраполировать его состояние на перспективу, делать прогнозы и рекомендации. Становление культуры тесно соединено с историей страны и верованиями населяющих ее людей. В отсутствии данного невозможно понять значение и символику этнических торжеств, знаковые системы украшений и оберегов, символические узоры русской вышивки и так далее Данные знания важны намчтобы научится прочитывать в национальном костюме или же убранстве жилищ ту информацию, которую хотели донести до будущих поколений наши далекие предки. Символы помогали определять сроки каких-нибудь земледельческих делотмечать какие-нибудь изменения погоды, после этого и предсказывать их Так сформировалась система старинных обычаев и праздников, которые с помощью условных символических поступков и жестов могли помочь людям ориентироваться в находящемся вокруг мире, передавать накопленные умения от старшего поколения младшему, знаменовать начало и окончание каких-нибудь дел (охоты, посева, уборки урожая и т.п) Процесс перехода от одной религии к иной растянулся на несколько веков. Постепенно христианство официально стало общей государственной религией и справедливо служило целям освящения государственной власти. В данный период под действием новейших социальных взаимоотношений и свежих общественных условий старые русские празднички и ритуалы равномерно усугублялись, и в ходе эволюции этнические обрядовые действа практически в ста процентах случаев оказались приуроченными к дням церковных праздников. Церковь дала ответ на желание людей празднично отмечать знаменательные события в жизни и сделала обрядовые празднества, сопровождающие эти события. Включенные в религиозную систему, данные ритуалы получали новейший социальный смысл и выполняли другие социальные функции, содействовали утверждению новой религиозной идеологии и укреплению религиозной веры. Устремляясь преобразовать языческую сущность этнических торжеств, церковь сменила этнический календарь церковными святцами.

1. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура. М., 2002. 2. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. СПб., 1993 3. Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря: ил. энцикл. /Автор О.Г. Баранова, Т.А Зимина, Е.Л Мадлевская и др. - СПб. : Искусство, 2002 - 672 с. 4. Лисаковский И.Н. Художественная культура: Термины. Понятия. Значения. М.:РАГС, 2002 5. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 19997. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1989 6. Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по истории и теории культуры. М., 1998


Истоки народной художественной культуры, в том числе праздников и обрядов, необходимо искать в глубокой древности. Они тесно переплетаются с трудом и бытом наших далеких предков, находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, верованиях, обычаях, традициях и т.д. В том или ином виде они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.

Народы каждой страны на протяжении многовековой истории создавали свои обычаи, обряды, ритуалы, всегда стремились торжественно отметить наиболее важные события своей жизни.

Обычаи, праздники и обряды уходят своими корнями в глубокую старину и крепко связаны с трудом и укладом жизни народа. Празднества устраивались нашими предками после удачной охоты, перед началом весенних полевых работ, после уборки урожая. Торжествами и особыми, приуроченными к ним обрядами народ встречал весну, лето, осень, зиму, поклоняясь деревьям, цветам, родной природе, заботясь о будущем урожае, благополучии своего рода и т.д.

Что лежит в основе праздников и обрядов? Что определяет их содержание и направленность? Какова их роль в воздействии на личность? Правильно ответить на эти вопросы, понять сущность и смысл обрядности, как и любого другого общественного явления, можно лишь исходя из объективных причин ее возникновения и проследив историю ее развития. Нам важно также определить, какие функции выполняли обряды в прошлом, в каком виде существовали и как видоизменялись, т.е. подойти к вопросу исторически.

Обрядность - составная часть культуры, отражающая духовную сущность народа, его мироощущение в различные периоды исторического развития, сложное и многообразное явление, выполняющее функции передачи последующим поколениям опыта, накопленного в борьбе за существование, своеобразная реакция человека на жизненные условия, специфическая форма выражения народных устремлений и чаяний.

Историческая смена общественных формаций, жизненных условий, потребностей и взаимоотношений людей оказывает влияние и на развитие праздников и о6рядов. Как результат изменения действительности обрядность проходит длинный и сложный путь эволюции. Отмирают одни обряды, вступающие в противоречие с мировоззрением людей, трансформируются другие, в которых новое содержание вкладывается в прежние формы, и, наконец, рождаются новые обряды, отвечающие потребностям и требованиям новой эпохи.

Первые элементы обрядности возникли задолго до появления христианской религии из потребностей людей в торжественно-радостные и торжественно-скорбные моменты жизни собираться вместе и определенным образом выражать охватившие их чувства. В этом состоит социально-психологическая природа обрядности.

В каждый обряд вкладывается свое содержание, но он всегда представляет собой условное действие, цель которого - выразить в символической форме конкретные представления и определенные социальные идеи. Обряды отражают многообразные связи и взаимоотношения людей в обществе.

В комплексе общественных явлений традиции проявляются как одна из форм закрепления, сохранения и передачи определенных общественных отношений от одного поколения к другому. Традиции как прочно установившиеся, ставшие привычными представления людей рождаются в ответ на запросы жизни и существуют до тех пор, пока отвечают нуждам той или иной группы людей.

Традиция - более широкое общественное явление, особая форма закрепления общественных отношений, выражающаяся в устойчивых и наиболее общих действиях и нормах общественного поведения, передаваемых из поколения в поколение. Содержание традиций определяется породившими их общественными отношениями, и потому традиций - продукт определенных исторических условий.

Традиции являются одним из могучих средств воздействия на человека. Развитие общества идет от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему, поэтому в обществе, с одной стороны, всегда живут традиции, в которых сконцентрирован опыт ушедших поколений, с другой - рождаются новые традиции, концентрирующие опыт сегодняшнего дня соответствующие новому мировоззрению.

Между традициями, обычаями и обрядами много общего: все они представляют собой формы передачи новым поколениям социального опыта, накопленного обществом, причем эта передача происходит в яркой образной форме с помощью условно-символических действий.

Традиции охватывают более широкий круг явлений, чем праздники и обряды. Они встречаются во всех сферах общественной жизни, проявляются как одна из форм закрепления, сохранения и передачи определенных общественных отношений от одного поколения к другому. Таким образом, мы остановимся на следующих определениях основных используемых понятий.

Традиция - общественное явление, которое отражает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения, особая форма общественных отношений, выражающихся в общих действиях и сохраняемых силой общественного мнения.

Обычай - более узкое понятие по сравнению с традицией. Это установившееся в той или иной общественной среде правило, регулирующее поведение людей в общественной жизни. Исполнение не обеспечено государством. Он соблюдается благодаря своему неоднократному повторению и применению в течение длительного времени.

Праздник - торжественная форма ознаменования различных событий личной или общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народа, день, свободный от трудов и повседневных будничных забот.

Обряд - общественное явление, представляющее собой совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающее определенный магический смысл, связанный с отмечаемыми событиями личной или общественной жизни; это своеобразный коллективный акт, который строго определяется традицией, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека.

Ритуал - порядок совершения обряда последовательность условно- символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека.

Эти понятия в обыденной жизни имеют тенденцию к расширению их объемов и довольно часто подменяются одно другим. Тем не менее их разведение и определение содержания от более широкого к узкому представляется нам правомерным, так как позволяет свободно оперировать ими в ходе наших рассуждений и отличать одно от другого.

Итак, рассмотрим народные традиции празднования Святок.

Зимние Святки – праздник многослойный, вобравший в себя обряды и обычаи, связанные с мифологическими и религиозными представлениями, сформировавшимися в различные исторические эпохи.

Архаическую основу зимнего цикла праздников составляют ритуализованные формы проявления солярного культа. В день зимнего солнцестояния, когда начиналась новая солнечная фаза – увеличение светового дня, наши далекие предки совершали обряды в честь Дажбога – Бога Солнца, животворного благодетельного существа, дающего тепло, энергию, жизнь.

После утверждения христианства на этот архаичный цикл народного земледельческого календаря наложились даты календаря церковного, посвященные памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане.

Праздник Рождества Христова утвердился после того, как его соединили с праздником Богоявления 6 января в один рождественский цикл. (Между 25 декабря и 6 января проходило 12 дней. Число же 12 у многих древних народов считалось священным). В таком виде 12-дневных Святок Рождество Христово вместе с Крещением перешло к русским славянам после принятия ими в 988 году христианства и заменило празднование дня рождения бога Солнца.

Рождеству Христову предшествовал сорокадневный пост (Филиппов или рождественский), который заканчивался Навечерием Рождеством или Сочельником 24 декабря (6 января).

В этот вечер все ожидали появления на востоке первой звезды. Согласно преданию, перед Рождеством Христовым на востоке от Вифлеема появилась необыкновенная звезда, которая возвещала о рождении Спасителя.

Когда в Навечерие Рождества на небе появлялась первая звезда, можно было приступать к традиционной трапезе. Перед ее началом у образов в избе зажигалась лампада, у икон ставились зажженные свечи, домочадцы во главе с хозяином дома читали молитвы.

Если хритстославление и посевание были уникальными формами участия детей в жизни сельского коллектива, то колядование, совершаемое под Новый Год (в Васильев вечер) и в последующие святые вечера до Крещения, было формой активного вовлечения в жизнь общины молодежи.

Чаще всего ворожили в ночь перед Рождеством, на Новый Год и на Крещение, как правило, в полночь. Каждое гадание требовало своего места: в избе (гадание с курицей или петухом), в подполье или бане (со свечой), в бане (просовывали руку в окошко), во дворе (кидали сапог, валенок или варежку), на росстани (развилке дорог (слушали звон) и др. Особо интересны гадания, вызывающие видения во сне. Множество гаданий знают и современные сельские жители. Приведем некоторые из них.

Далее, рассмотрим народные традиции празднования Масленицы.

Для каждого дня Масленичной неделе имелось свое название. Понедельник - встреча. К первому дню Масленицы устраиваются общественные горы - ледянки, каталки, качели, столы со разнообразными яствами.

Вторник - заигрыш. С утра приглашались девушки и парни покататься на горах, поесть блинов. Гостей принимали у ворот или у крыльца. Молодцы высматривали невест, а девицы поглядывали на суженых. Среда - лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя созывали всех родных. Четверг - широкий четверток, перелом. Начинался масленичный разгул: катались по улицам, совершали различные обряды, в некоторых местах отмечены кулачные бои.

Пятница - тещины вечерки. В этот день зятья угощали блинами своих тещ (иногда со всей родней). Зять обязан был с вечера лично приглашать тещу. Суббота - золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных к себе. Дети строили снежные городки. Воскресенье - проводы, прощанье, целовник. Соломенную куклу. Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощание завершалось поцелуем. Встретить весну необходимо было с чистой совестью и телом. По окончании Масленицы все шли в баню.

Масленица - белый сыр, Ой, ой, люли - белый сыр, Что ж ты нам принесла? Ой, ой люли, ой люли, И соху, и борону, Ой, ой люли, ой люли, Хлеба горбушку и воды кружку, Ой, ой люли, ой люли, нам принесла"

Далее рассмотрим народные традиции празднования Пасхи.

В деревнях до наших дней дошли немногие обряды, связанные с Великим постом. Сохранилось празднование Вербного воскресенья, частично обряды Чистого Четверга.

Заканчивался Великий Пост, хозяйки старались переделать всю работу по дому. Готовились к самому светлому празднику праздников - Пасхе. В последнюю ночь перед Пасхой стараются не спать, даже те, кто не ходит в церковь, ждут церковного благовеста.

Пасха - праздник, в котором в достаточно полной форме сохранились все обряды. Это наиболее известный и почитаемый день. К Пасхе всегда готовятся и любят встречать: "Ночью в 12 часов стреляли с ружья, обычай был такой. В 12 часов ночи Христос спускался с небес, и так его встречали".

На Пасху пели специальные вассолы, славящие Иисуса Христа:

"Через речку хладка, гладка, Там ходила Божья матка, Христос Воскрес! (3 раза) А вы же добры люди, А вы же добры люди - Христос Воскрес! (3 раза) Ти бачили моего сынка, Ти видели моего сынка - Христос Воскрес! (3 раза) Твоего сына жиды украли, Твоего сына жиды украли - Ручки, ножки прибивали, На головку хомут одевали. Христос Воскрес!"

В этот праздник избу украшали пихтой и наряжали её веточки разноцветной скорлупой яиц.

Далее рассмотрим народные традиции празднования Троицы.

Троицкая, или Семицкая неделя - седьмая неделя после Пасхи, заканчивающаяся днем Святой Троицы, в народе называлась Зелеными Святками. Троица - праздник березок и цветов. В этот день украшали дома, дворы, улицы ветками березы и цветами. Ходили к обедне в этот день с березовыми ветками и букетами полевых цветов. Цветы из церкви, и трава, которой устилали пол храма, не выбрасывались. Их засушивали и хранили за иконами. На этот праздник пекли караваи, завивали венки из березы и цветов, приглашали гостей. С полудня начиналось празднество молодежи. В роще на большой поляне рассаживались семейными кругами для угощения, расстилали скатерть, ставили каравай. Затем молодежь с венками на голове водила хороводы, играла в горелки. Ближе к вечеру гадали у реки, бросая венки в воду. Если венок поплывет - счастье, утонет - несчастье. Если венок завертится на одном месте - расстройство свадьбы, семейные ссоры. Если венок остановился на одном месте, то в этот год не быть замужем. В какую сторону вода понесет венок, в ту сторону и замуж идти, чей венок принесет к берегу первым, та из гадающих первая выйдет замуж.

Троицкому караваю и скатерти приписывали особенную силу. Караваи засушивали и хранили до свадьбы. Сухари замешивали в свадебный каравай, чтобы обеспечить счастье и любовь молодой семьи.У А.А. Макаренко отмечено, что Семик - исключительно девичий праздник. А у Виноградова читаем: "Поминают в этот день утопленников, самоубийц, сами на себя которые руки наложили. Раньше их хоронили за кладбищем, а теперь уже всех вместе хоронят. Поминанья подают на престол, после обедни идут с панихиды на кладбище, дают старикам поминать. Вероятно, это связано с поверьем, что именно в эти дни просыпаются души усопших, вспоминая свою прежнюю жизнь.

В Семик наряжали куклу, как ребёнка. Делали её из веток, палок. Одевали на палки старую одежду, тряпки. И с этой куклой ходили по дворам, подходили к каждому двору и просили разрешения спеть песню:

- Овечушки, лохматушки.- Кто на вас напасётся?Мои ластушки.Мамка стара, дочка мала.А я молоденькаМало напряла.

В своих рассказах старые люди часто вспоминают, что яйца, собранные в четверг (Семик) до Пасхи, брали с собой в лес на Троицу.

Таким образом, в селениях, как показывают экспедиционные материалы, сохранились самые разнообразные традиции празднования Пасхи.

Развивает уважительное отношение людей к культуре своего народа, интерес к народному художественному творчеству, участие в народных праздниках, фестивалях, посещение досуговых учреждений, знание таких жанров устного народного творчества, как народные песни, сказки, баллады, желание постоянно следовать национальным традициям свидетельствует о выраженном интересе к народной культуре.

В процессе изучения литературы по исследуемой проблеме исходным явилось положение о том, что народная художественная культура представляет собой процесс постоянного накопления, обогащения, видоизменения различных форм и жанров, представляющих собой результат длительного исторического развития.

На современном этапе своего существования фольклорные формы народной художественной культуры сопровождают быт, отдых человека, проявляются в конкретно-исполнительском воплощении, изменившись, с одной стороны, во многом, а, с другой, обретя вторичные формы бытования. Исполняя народные танцы, песни, часто проявляя в них свой душевный порыв, эмоции, творческую энергию, человек стремится реализовать себя.

Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности народных творческих коллективах, в фольклоре.

Список использованных источников:

1.Виноградова Л.Н. Святки // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995. - Календарно-обрядовая поэзия крестьян-сибиряков.– Новосиб., 1981.

2.Калесникова В. Праздники Руси православной. – М., 1998.

3.Коринфский А.А. Народная Русь. Изд. Репринт. – М., 1995.

Обрядовая поэзия / Изд. подгот. В.И. Жекулина, А.Н. Розов. – М., 1989.

4.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

5.Энциклопедия российских праздников. – СПб., 1997.

6.Виноградов Г. С. Материалы для народного календаря русского старожилого населения Сибири. - Иркутск, 1918.

7.Макаренко А. А. Сибирский народный календарь. - Новосибирск, 1993.

8. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.

9. Баллер Э.А. Приемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1969.

10. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. – М., 1995.

12. Снегирев И.М. Русские народные праздники и суеверные обряды. – М., 1937 – 1839.

15. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992.

16. Связующая нить. Праздники, обряды, традиции. – М.: Московский рабочий, 1984.

17. Тульцева Л.А. современные праздники и обряды народов СССР. – М.: Наука, 1985.

18. Щуров В.М. региональные традиции в русском музыкальном фольклоре / /Музыкальная фольклористика.

Читайте также: