Художественно познавательная литература для детей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Художественная литература воздействует на интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, расширят знания ребенка об окружающем мире, воздействует на личность ребенка – природного исследователя окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Мы считаем, что знакомство детей с произведениями русской и зарубежной художественной литературы, служит базовой основой познавательно-исследовательской деятельности.

В своей работе использую сказки (русские народные, авторские) и рассказы, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал.

Познавательно-исследовательская деятельность детей с участием персонажей знакомых и любимых сказок позволяет сделать знакомство с произведениями художественной литературы занимательным и интересным. Любая сказка (народная или авторская) обучает и воспитывает. Ребенок не пассивный объект воздействия - он активно вмешивается в ход событий, буквально внешне и внутренне содействует одним действующим лицам и противодействует другим. Осуществляя эту своеобразную деятельность, ребенок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам, вместе с героем он стремится достигнуть определенных целей. Художественная литература помогает детям получить базовые знания об явлениях, которые происходят в живой и неживой природе.

Художественную литературу подбираю по следующим направлениям:

Произведение подбираем с таким содержанием, на основе которого можно развернуть детское исследование. К таким литературным произведениям предъявляется ряд требований:

  • интересный сюжет;
  • соответствие возрасту детей;
  • наличие динамики, загадки, недосказанности;
  • включение в исследование.

Приведу следующие примеры:

Перечень художественных произведений,

используемых при экспериментировании

На основе русских народных сказок:

На основе авторских сказок:

На основе рассказов:

Таким образом, мы убеждены, что сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности.

История возникновения литературы для детей начинается именно с появления книг, целью которых было познакомить ребенка с тем, насколько разнообразен мир, насколько сложно и интересно его устройство. Это и занимательные рассказы по географии, биологии, геологии, о правилах хорошего тона, и рассказы, призванные научить девочку вести хозяйство.

Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен: популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги и художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания от химии до лингвистики. Конечно, для современного ребенка доступны более зрелищные, а потому привлекательные способы передачи информации — телевидение, необъятные просторы Интернета, богатейшие фонды музеев. Они могут стать не только ярким дополнением, но достойным и актуальным средством развития и удовлетворения познавательного интереса наряду с главным способом познания — чтением книг.

Для самых маленьких читателей

Малыш познает мир своей семьи, открывает для себя то, как устроено его жилище, проходит свой первый этап социализации — постижения сути вещей, быта, обустройства нашей, человеческой, жизни. А книжки или небольшие мамины рассказы могут ему очень помочь. Сюжетами для таких маминых рассказов будут становиться события из жизни ребенка: как собирался гулять, как кушал кашку, как играл с папой, как помогал маме собирать игрушки. Незамысловатые и очень понятные истории фиксируют в сознании крохи не только само происшествие и его атрибуты, но и слова, их обозначающие. Малыш как бы смотрит на произошедшее с ним со стороны, учится выделять этапы происходящего (сначала тарелку достали, потом в нее кашу положили, потом ложку взяли и т.д.).

Так же работает и сказка, стишок или потешка, только в восприятие малыша вплетается художественный образ, т.е. начинает работать воображение, фантазия. К таким произведениям относится практически весь материнский фольклор. Мамины, бабушкины или нянюшкины потешки, присказки и прибаутки служат первыми учебниками, по которым детка изучает строение своего тела, быт своей семьи.

Так и самые первые книжки-малышки, на картинках которых изображены различные предметы и животные, нужны малышам для того, чтобы закреплять и расширять представление об окружающем мире, накапливать словарный запас. Это и названия различных предметов (орудий труда, мебели, одежды и т.д.), и имена домашних и диких животных, птиц, растений, наименования цветов, обозначения размеров и объемов.

Взрослому нужно на собственном примере научить малыша внимательно относиться к предмету (животному, явлению): подмечать его особенности и свойства (не только цвет, размер или форму, но и материал, фактуру, назначение и похожесть на что-то еще), придумывать историю этого предмета или животного. Для этого очень важно сопровождать разглядывание картинок разнообразными и достаточно развернутыми комментариями: "Это мячик! Смотри, он круглый, поэтому катится. А какого он цвета? А как играют с мячом, покажи. А на что похож мячик? Похож он на домик — нет? А на яблоко?"

Читая любые сказки для малышей или маленькие рассказики, нужно обращать внимание ребенка на бытовые подробности повествования: как сорока кашу варит, а как дед репку сажал, что ему для этого было нужно.

Наиболее привлекательными и очень полезными для родителей самых маленьких читателей мне представляются книжки издательского дома "Карапуз"

Незаменимы для развития наблюдательности загадки (Серый маленький Денис на веревочке повис — паук), небылицы (Поросеночек яичко снес), которые приучают видеть признаки предметов, сопоставлять предметы по тому или иному признаку в игровой форме, ведь основным способом познания мира для малышей является игра. Если малыш не сумел отгадать загадку — ищите отгадку вместе, наблюдайте и сопоставляйте предметы, сочиняйте загадки и небылицы сами. Кстати, ярчайшим примером небылицы (или перевертыша) является "Путаница" К.Чуковского.

Профессии и занятия

Очень интересный этап освоения мира людей — знакомство с различными видами деятельности. Длится он довольно долго и играет серьезную роль в самоопределении, выборе собственного профессионального пути. Так, уже в годовалом возрасте ребенок знает довольно много о том, чем занимаются люди: в магазине работают продавцы, машины водят шоферы, улицу убирают дворники, в поликлинике людей лечат врачи. Есть милиционеры и инспекторы ГАИ, парикмахеры и официанты, почтальоны и билетные кассиры, строители, машинисты.

Знания о занятиях этих людей у малыша пока весьма поверхностные, но тем знакомство с видами человеческой деятельности и интересно — оно растянуто во времени, постепенно и всегда занимательно. А уж с каким вниманием маленький человек относится к тому, что делают мама и папа: сколько чудесных открытий таит приготовление пищи или ремонт велосипеда, пришивание пуговиц или сборка мебели.

Многие детские книги расширяют границы социализации. Вот лишь несколько примеров.

Многочисленная серия книжек-вырубок издательства "Дрофа" о машинах. Книжка-вырубка — это картонная книжка, края которой вырублены таким образом, чтобы книга приобрела образ машинки или зверюшки и стала похожей на игрушку. В серии есть и трактор, и грузовик, и пожарная машина, и милицейская. Нравятся они практически всем деткам, читать их иногда бывает довольно сложно (частенько тексты этих книжек не выдерживают никакой критики), однако польза несомненна. Ребенок из рассказа мамы или папы узнает о самых разных сферах деятельности человека, может поговорить с взрослым о различных ситуациях, в которые попадают люди, познакомиться с названиями предметов, явлений, действий.

Книги издательства "Мир детства — Медиа" о бобре Касторе писателя и художника Ларса Клинтинга помогут обсудить с малышом, как печь пироги, шить, столярничать и даже чинить лопнувшие шины или покрасить шкафчик.

Книги Анни М.Г.Шмидт о Саше и Маше издательства "Захаров" - это небольшие рассказы о дружбе мальчика и девочки, живущих по соседству. Эти истории помогают юным читателям постичь самые простые, но такие важные человеческие отношения, познакомиться с разнообразием мира профессий и занятий (тут и парикмахер, и врач, и учительница плавания, и продавец, и фермер). И пусть мир этой книжки немножко отличается от нашего, где нет мороженщика или зеленщика, нет угольного сарая, зато всем малышам, узнавшим истории про Сашу и Машу, теперь понятно, как играть в пожарных или в самолет, как построить домик или вырастить здоровой и умной свою куклу.

Книги о Медвежонке Паддингтоне Майкла Бонда (например, издательского дома "Азбука-классика"), герой которых многим хорошо знаком по мультфильму. Медвежонок наделен непоседливым нравом и неутомим в своей любознательности, а потому и маленькому читателю будет интересно вместе с ним узнать что-то новое, расспросить о чем-то маму и что-то сделать самому.

Моя страна, мой город, моя улица

Эти очень сложные для ребенка понятия начинаются с малого: сначала малыш запоминает свой дом, потом его ближайшее окружение, любимые маршруты прогулок. К двум годам малыш уже в состоянии удивить своих родителей тем, что прекрасно помнит, где живет его бабушка. Или вдруг зимним вечером начинает рассказывать о том, что летом он ездил отдыхать на озеро, где росли сосны. Именно в этот период нужно рассказать ребенку об адресе: пусть он запомнит, на какой улице стоит его дом, в каком городе. Со временем стоит привлечь внимания малыша и к тому, что другие люди, родные, знакомые, живут в том же или в другом городе, на другой улице.

Другой стороной такого вот гражданского, патриотического воспитания становится знакомство с тем, как живут люди в других странах, что есть за пределами нашей родины. И в этом случае без книг обойтись не получается. Да и не надо. Великолепный рассказ о путешествии письма вокруг света — стихотворение С.Маршака, посвященное Борису Житкову, — "Почта" (вот здесь можно не только прочитать это стихотворение, но и заглянуть в книгу нашего детства). Кстати, у Бориса Житкова тоже есть рассказ "Почта" о работе ненецкого почтальона (здесь вы можете познакомиться в творчеством этого замечательного писателя, найти прекрасные рассказы для своего малыша, которые не только познакомят его с миром людей, но и научат смелости, честности, трудолюбию).

Но, пожалуй, самым привлекательным в смысле географических открытий может стать чтение сказочной повести А.Б.Хвольсон "Царство малюток".

Что бы мы ни читали, какой бы ни была книжка — лирическое стихотворение, приключенческая повесть, сказка, энциклопедия — маме важно быть внимательной к любой детали, любой возможности заинтересовать ребенка чем-то новым, необычным, чтобы научить его видеть это, радоваться встрече с удивительным.

Следующий шаг на пути познания мира — это первые энциклопедии с хорошими красочными картинками о различных областях человеческой жизни (профессии и виды деятельности, транспорт, одежда и мебель и т.д.), о живой и неживой природе (домашние и дикие животные, насекомые, рыбы, растения, моря и океаны, горы и пустыни, реки и озера, леса и степи).

Есть хорошие энциклопедические издания для того, чтобы знакомить ребенка с картой мира, различными странами и континентами, их флорой и фауной, с жителями других стран, с их традициями и обычаями. Из таких книг и детских энциклопедий можно назвать книги издательства "Эксмо" (например, Детский атлас мира Деборы Ченселлор), или серию "Твоя первая энциклопедия" издательства "Махаон" ("История транспорта", "Животные" и др.), или книги издательства "Белый город" из серий "Энциклопедия живописи" и "Сказки о художниках".

Однако стоит внимательно относиться к выбору таких изданий: частенько под видом энциклопедии публикуются довольно странные материалы для детей: неправильная, ложная информация, странный подбор фактов, некачественный иллюстративный материал и т.д. Поэтому лучше уже в дошкольном возрасте приучать ребенка к работе с настоящими, взрослыми, энциклопедиями, словарями. Как? Просто искать ответы на вопросы вместе, показывать, как найти нужную информацию.

И еще одно замечание — не стоит чрезмерно увлекаться такой литературой. Да, очень важно, чтобы ребенок постепенно учился работать с информацией, но очень опасно, если у него сформируется неверное представление, что читать нужно только "полезную" литературу.

Уже с первого года жизни можно рассматривать с ребенком достаточно "сложные" для крохи издания, просто приучая к общению с ними. А с двух лет, пожалуй, нужно уже всерьез показывать ребенку самые разные энциклопедические издания: вместе искать ответ на вопрос, интересоваться информацией о чем-то увиденном или, наоборот, неизвестном. Расширяя кругозор ребенка средствами справочных и энциклопедических книг, важно не забыть, что обширность знаний по минералогии и орнитологии не должна стать единственным увлечением для юного читателя. Следует объяснить детям и помнить самим взрослым, что энциклопедии и другие справочные издания — это не книги для чтения, а источники знаний, тогда как есть и другая литература — художественная.

Художественная, но не менее познавательная

Не стоит забывать о бесценных для развития пытливости, любознательности ребенка четырех-пяти лет литературных произведениях. Как правило, это научно-фантастические повести с ярко выраженным дидактическим мотивом о чудесном проникновении в загадочный мир растений, других планет и т.д. — например, "Городок в табакерке" В.Одоевского или сказочная повесть Я.Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали".

Рассказы и сказки о природе. Внимательное отношение к окружающему миру, живой природе воспитывают произведения Б.Житкова, В.Бианки, М.Пришвина, Е.Чарушина, Г.Скребицкого, которые настраивают нас на лирический лад, формируют экологические представления ребенка. А еще нужно обязательно познакомить ребенка с произведениями Ю.Коваля — учебниками чуткого, бережного и очень поэтичного отношения к миру. Сказочные истории Ф.Зальтена "Бемби" или Р.Киплинга (не только "Маугли") — это не совсем произведения о природе, но они, несомненно, могут научить любви и нежности, умению сопереживать. Знакомство с ними развивает эмоциональный мир ребенка, формируют уважительное, одухотворенное отношение ко всему живому.

Продолжим список авторов художественных произведений, которые помогут привить любовь к природе: К.Паустовский, И.Соколов-Микитов, Н.Сладков, Г.Снегирев, Ю.Казакова, В.Чаплина, О.Перовская, Н.Романова, Д.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, Д.Хэрриот, Ф.Моуэт.

Творим, исследуем, изобретаем. Ребенок-изобретатель — это ребенок-исследователь, который познает мир в его самой важной ипостаси: взаимосвязи вещей. Создавая "бесполезные" приборы, приспособления и аппараты, он учится мыслить, воплощать.

— Смотри, какую конструкцию я сделал! — слышит счастливая мама.

Недавно в издательстве "Мир детства — Медиа" вышла замечательная книга, рассказывающая о волшебном (пусть и немножко сумасшедшем) мире детских изобретений: Тойвонен Сами, Хавукайнен Айно "Тату и Пату - изобретатели".

Эта не совсем обычная книжка станет интересной и полезной для всей семьи.

Мама и папа смогут с ее помощью научиться правильному отношению к детским фантазиям. Ребенок изобретает не только полезные вещи, часто его фантазия придумывает такое, что может "портить" окружающий его мир, как это могут решить взрослые. Может малыш создать и нечто совершенно бессмысленное. Почему? Потому что важен не продукт, не практическая значимость изобретения. По-настоящему обладает ценностью лишь процесс создания чего-то нового. Ребенок, придумывая что-то, осмысляет происходящее с ним, происходящее вокруг него — и это очень сложная и крайне необходимая для него деятельность, которая заключается в сборе (восприятии) информации, ее анализе и последующем синтезе, т.е. творческом осмыслении.

Ребенок лет и старше радостно узнает в смешных рисунках и подписях к ним свои собственные фантазии, весело посмеется над странными изобретениями, с интересом погрузится в рассматривание картинок и на некоторое время сам станет изобретателем.

Для малыша-дошкольника книжка о Пату и Тату — почти что учебник: столько всего нужно рассмотреть, спросить у мамы, еще и еще раз перепроверить на практике. Картинки с множеством самых различных деталей помогут развитию внимания, странные приспособления дадут информацию для размышлений и собственных открытий!

Очень полезными для любознательных детей и родителей могут стать книги Издательского дома Мещерякова из серий "Научная лаборатория Тома Тита" и "Научные развлечения".

Приведу список других познавательных книг для детей:

  • И.Акимушкин "Мир животных"
  • Н.Голь, М.Халтунен "Кошкин дом в Эрмитаже"
  • Ю.Дмитриев "Соседи по планете"
  • Б.Житков "Что я видел" и многие другие произведения
  • А.Иванов "Сказки лунной дорожки"
  • А.Ишимова "История России в рассказах для детей"
  • О.Кургузов "По следам Почемучки".
  • Е.Левитан "Малышам о звездах и планетах" и другие книг для малышей и для детей постарше об астрономии
  • Л.Левинова, Г.Сапгир "Приключения Кубарика и Томатика, или Весёлая математика"
  • В.Порудоминский "Первая Третьяковка"
  • С.Сахарнов "В гостях у крокодилов" и др.
  • Н.Сладков "Покажите мне их"
  • В.Соловьев "История России для детей и взрослых"
  • А.Усачев "Прогулки по Третьяковской галерее", "Забавная зоология", "Занимательная география", "Сказочная история воздухоплавания", "Сказочная история мореплавания" и другие книги
  • А.Шибаев "Язык родной, дружи со мной", "Буква заблудилась"
  • Г.Юдин "Главное чудо света", "Заниматика", "Заниматика для малышей" и другие книги
  • "Азбука. Из коллекции Государственного Эрмитажа"

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Художественно-познавательная и природоведческая литература для детей Обзор За.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Художественно-познавательная и природоведческая литература для детей Обзор За.

Михаил Михайлович Пришвин Факты биографии Родился Михаил 23 января (4 февраля.

Идейно-художественное своеобразие творчества М.М. Пришвина Произведения Тема.

Борис Степанович Житков Борис Житков родился 30 августа 1882 года в Новгороде.

Идейно-художественное своеобразие творчества Б.С. Житкова Произведения Тема.

Виталий Валентинович Бианки Родился 30 января 1894, в Санкт-Петербурге - сов.

Виталий Валентинович Бианки Родился 30 января 1894, в Санкт-Петербурге - советский писатель, автор многих произведений для детей. Книги Бианки раскрывают мир природы, учат проникать в её тайны. Язык лёгкий и красочный, обращён непосредственно к воображению ребёнка. В основном Бианки открывал для себя родную природу на своей даче в Лебяжьем. На даче часто собирались представители научной общественности Петербурга. Бианки написал более трёхсот рассказов, сказок, повестей и статей, выпустил 120 книг, которые были напечатаны общим тиражом в 40 миллионов экземпляров. В Советском Союзе книги Бианки широко использовались в детских садах и в начальной школе.

Идейно-художественное своеобразие творчества В.В. Бианки Произведения Тема, и.

Константин Георгиевич Паустовский Родился 19 мая 1892 в Москве, русский совет.

Идейно-художественное своеобразие творчества К.Г. Паустовского Названия произ.

Николай Николаевич Сладков Родился 5 января 1920 года в Москве. Начал писать.

Идейно-художественное своеобразие творчества Н.Н. Сладкова ФИО студента, номе.

Святослав Владимирович Сахарнов Родился 12 марта 1923 года на Украине в город.

Идейно-художественное своеобразие творчества С.В. Сахарнова ФИО студента, ном.

Геннадий Яковлевич Снегирёв Родился 20 марта 1933 года в Москве - русский сов.

Идейно-художественное своеобразие творчества Г.Я. Снегирёва ФИО студента, ном.

Краткое описание документа:

Презентация "Художественно-познавательная и природоведческая литература для детей" создана для будущих учителей на базе изучения предмета "Детская литература" в ОГБПОУ "Ульяновском педагогическом колледже".

В работе изучаются следующие авторы: Михаил Михайлович Пришвин, Борис Степанович Житков, Виталий Валентинович Бианки , Константин Георгиевич Паустовский , Николай Николаевич Сладков , Святослав Владимирович Сахарнов , Геннадий Яковлевич Снегирёв .


Если коснуться истории создания детских книг, станет ясно, что причиной возникновения данного процесса стала необходимость обучения малышей разнообразию окружающего мира. Ребенок с помощью познавательной литературы мог больше узнать о своей планете – ее сложности и необычности.

При этом спектр различных тематик, поднимаемых в обучающих книжках, очень широк. Здесь встречаются не только структурированные энциклопедии или справочники, но также занимательные книги для юных биологов или географов, математиков или геологов. Отличным подспорьем для юных хозяюшек могут стать книги по домоводству или правилам этикета.

Познавательная литература для детей

Энциклопедии для малышей обладают очень мощным потенциалом. Понять разнообразие жителей окружающего мира – от насекомых до людей – помогают интересные рассказы. Практически для каждой отрасли человеческой жизнедеятельности созданы специальные справочники. Здесь есть, что почерпнуть, в зависимости от интересов ребенка.

К сожалению, познавательную литературу для развития детей сейчас сильно вытесняют интернет и телевидение. Такие способы передачи информации не только удобнее и доступнее, но зрелищнее и привлекательнее. Кроме того, существуют музейные экспозиции, которые также могут составить конкуренцию книгам. И все-таки, литература – наше все. Поэтому в грамотных руках книжки станут для ребенка ярким и актуальным вариантом, чтобы удовлетворить жажду к познанию окружающего мира.

Родители и педагоги должны стремиться к тому, чтобы не только предлагать детям определенные списки литературы, но научить их получать удовольствие от познавательной активности. Только с помощью взрослых ребенок сможет выбрать в огромном разнообразии литературы действительно стоящие и полезные экземпляры, которые сформируют интеллектуальную базу и создадут благоприятную почву для развития в подростковом возрасте.

Список обязательной литературы для познания

Сказочные герои от издательства Росмэн

Деток, которые предпочитают познавать мир в сказочной форме, можно познакомить с паучком Яной, созданной писательницей Дианой Амфт. Маленький добрый паучок проведет каникулы на ферме и подскажет ребенку, кто есть кто в животном мире.

Познавательные книжки для развития малышей

Первоначально деткам интересно слушать короткие истории и рассказы из собственной жизни, которые придумывают папа с мамой перед сном. Как только малыш усвоит такие небольшие сюжеты, можно подключать художественные образы. Для этого существуют сборники с присказками и потешками, первые книги, в которых будут нарисованы предметы быта, дикие и домашние животные, растения, цветы и насекомые.

Первая книга для малыша

Литература для самых юных читателей

Лина Штиссель

На страницах книги дошкольники смогут в развлекательной форме понять, что такое атомы, как они формируют различные тела и вещества. Сказочная форма повествования помогает запомнить всю новую информацию в кратчайшие сроки.


Учим профессии

От того, насколько грамотно вовлечена познавательная литература в деятельность ребенка, зависит его будущее самоопределение в профессии. Этот этап занимает большой период времени, поскольку уже с годовалого возраста малыша начинают знакомить с различными занятиями взрослых людей. И литература очень помогает в этом плане – картинки, стихи и описания позволяют запомнить, что автомобиль водит шофер, торты печет кондитер, стрижки делает парикмахер, а доктор лечит в больнице.


Знакомимся с родиной

Первоначально малыш начинает понимать, что такое его дом. Далее знания расширяются. На прогулке родители объясняют ребенку, что такое улица, поселок или город, страна и планета. Уже в возрасте двух лет дети способны запомнить постоянные маршруты, удивляя взрослых рассказами о том, на какой улице живут его дедушка и бабушка.

Художественная обучающая литература

Немного позже, когда ребенку исполнится четыре года, он сможет самостоятельно изучать окружающую действительность. Как только малыш научится читать, его постоянным спутником станет художественная познавательная литература.

Очень доброжелательное и позитивное отношение к природе и планете формируют сказки и рассказы таких писателей, как Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Борис Житков и Евгений Чарушин. В более позднем возрасте можно пополнить детскую библиотеку книгами Киплинга и Зальтена, Паустовского и Сладкова, Соколова-Микитова и Чаплина.

Сборник Н. Сладкова

Данная литература способствует развитию духовности и эмоциональности, наполняет детскую психику одухотворенностью и уважением к окружающему миру.

Детские энциклопедии

Луна висит над Землей, но не падает на нее. Почему? С какой стати льва назвали царем зверей? А как строят мост через реку? Зачем верблюду горб? Для чего перелетные птицы покидают родные края? Почему самолет не падает на землю? Некоторые из этих вопросов способны завести взрослого в тупик. Поэтому в любой списке познавательной литературы для детей есть энциклопедии. Они дадут ребенку все необходимые ответы, а также подарят много новых знаний и эмоций.

Почему трава зеленая и еще 100 детских

Вне зависимости от того, насколько обширна детская библиотека, сколько в ней познавательных и полезных книг, детям необходимо дарить свое внимание и свободное время. Тогда литература станет верным другом и надежным спутником ребенка на всю его жизнь.

Читайте также: