Хронотоп романа мастер и маргарита кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Хронотоп – обусловленная картиной мира, которую стремится создать автор, законами того жанра, в рамках которого он выполняет свою задачу, модель пространственно-временных отношений в произведении.

В романе нет ни одной конкретной даты событий, по косвенным признакам можно точно определить время действия. Например, Воланд и его свита появляются в Москве майским вечером в среду, накануне Пасхи.

В романе переплетаются далекое прошлое и сегодняшний день, реальность и фантастика. Роман условно можно разделить на три части:1. Понтий Пилат и Иешуа; 2. Воланд в Москве 3. Мастер и Маргарита. Однако роман построен во многом по законам драматургического произведения. Во-первых, композиционно состоит из трех частей, трех планов. Во-вторых, главный герой появляется в романе в середине (Мастер).

Три пласта романа объединены сюжетно (историей жизни Мастера) и идейно, замыслом и т.д. Хотя эти три пласта разнесены по времени действия и пространстве, они объединены общими мотивами, темами, сквозными образами и накладываются один на другой. Сквозной темой становится доносительство, характерное для того времени.

Почти два тысячелетия разделяют действие романа об Иисусе и романа о Мастере. Автор, проводя эту параллель как бы утверждает, что проблемы добра и зла, свободы и несвободы человеческого духа актуальны во все времена.

В сюжет повествования о московских обитателях вплетается основанная на евангельском сюжете повесть – об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. Сам автор делил роман на две части: 1:(1-18главы) – события в Москве, где переплетаются фантастика и современность. 2часть: (19-32) – фаталистические события, связанные с союзом Маргариты и Воланда.

Исследователи выделяют в романе 3 круга повествования: современность – гротеск, сатира, юмор; 2 история Понтия и Иешуа (повествование в реалистической манере); 3 - лирическая тема – история любви Мастера и Маргариты (лирические приемы повествования).

Главная тема – власть и время. Власть представлена в форме диктатуры.

Время в произведении показано как ограниченное или как открытое.

Самое начало современных сцен происходит 1 мая (День международной солидарности трудящихся), всё указывает на страстную неделю 1929 года. Воланд обнажает отсутствие солидарности у героев.

Точная хронология в ершалаимских сценах. Действие начинается в среду 12 нисана с прихода Иешуа Га-Ноцри в Ершалаим, где он был арестован в доме Иуды, а завершаются всё на рассвете субботы 15 нисана, когда Пилат узнает об убийстве Иуды и беседует с Левием Матвеем. Истинный финал – это прощение, данное мастером Пилату в пасхальную ночь.

В романе дана модель времени называемая циклической и морфологической. Древнюю и современную части романа разделяет промежуток в 1900 лет. Число 1900 кратно 76, через каждые 76 лет по юлианскому календарю фазы Луны приходятся на одни и те же числа и дни недели(поэтому пасхальная пятница 14 нисана и в 29 году, и в 1929 году падала на одно и то же число 20 апреля).

В день Пасхи происходит воскресение и Мастера, и Иешуа, слияние евангельской легенды с потусторонним миром Воланда и современным миром.

В романе мифологической модель противопоставлена линейной, основанной на принципе поступательного движения, идеях необратимости времени и неповторимости событий. В мифологической модели есть только бесконечное настоящее. Линейная же модель строится на тройной противопоставлении прошлого – настоящего – будущего. Эти три мира объединены между собой (связкой является мир Сатаны) и обладают собственными шкалами времени. Эти три мира имеют три коррелирующих между собой ряда основных персонажей

Булгаковские герои и их судьбы заставляют переосмысливать жизненные ценности, задумываться над собственной ответственностью за творимые в мире добро и зло.

Бездомный Иван

Список героев романа велик, все, кто появляется на страницах произведения, углубляют и раскрывают его смысл. К наиболее значительным персонажам относятся члены свиты Воланда.

Фагот-Коровьев

Кот Бегемот

Персонажи романа Мастера

Понтий Пилат и Иешуа – главные герои повествования, написанного Мастером.

Понтий Пилат

Иешуа Га-Ноцри

В заключительной части романа Иешуа, прочитавший роман Мастера, просит Воланда наградить Мастера и Маргариту покоем, встречается вновь с Пилатом.

Левий Матвей

Бывший сборщик налогов, считающий себя учеником Иешуа. Записывает все, что произносит Га-Ноцри. Он снимает своего учителя с креста, чтобы похоронить, собирается убить Иуду.

Иуда из Кириафа

Молодой красавец, за тридцать тетрадрахм спровоцировавший Иешуа высказаться о государственной власти. Однако был убит по тайному приказу Понтия Пилата.

Иудейский первосвященник. Понтий Пилат обвиняет его в казни Иешуа.

Герои московского мира

Алоизий Могарыч . Знакомый Мастера, представившийся журналистом. Написал на него донос, чтобы занять его квартиру.

Бенгальский Жорж . Человек ограниченный и невежественный. Конферансье театра Варьете.

Лиходеев Степан . Сильно пьющий и не выполняющий своих обязанностей директор Театра Варьете.

В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" хронотоп определить довольно сложно. В произведении совмещаешься несколько времён и мест. Там два романа пересекаются в одном.

Обращаясь к сюжету мистического романа, не так быстро понимаешь, о какой именно ветке произведения идет речь. В романе можно выделить три мира: мир Ершалаима, мир современной автору Москвы и мир Вечности и потустороннего. Из этого следует, что пространство в романе связано с Древним Ершалаимом, Москвой и миром потусторонним. Время же в романе запутаннее. Действие в современной Москве занимают ровно 4 дня. Но в тоже время в первой главе Воланд одним лишь своим рассказом отмотал время на 2000 назад. А Понтий Пилат может все две тысячи лет сидеть на одном месте и смотреть на луну, ни на секунду не отлучаясь. Главные герои Мастер и Маргарита могут умереть и воскреснуть в один временной промежуток.


Методы исследования

Мое исследование информационно-реферативное и описательное. Я изучила несколько научных источников и сам роман. Для того, чтобы понаблюдать и описать пространственно-временные пласты произведения.
В работе использованы теоретические методы: анализ (исследование путем разложения предмета на составные части), синтез (соединение полученных при анализе частей в нечто целое) и восхождение от абстрактного к конкретному, то есть вначале объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Затем восстанавливается исходная целостность объекта, но уже в мышлении. Эмпирические методы. Сравнение позволяет установить сходства и различия предметов и явлений.

Задача, которую автор ставит перед собой

Основная часть

1. Понятия: хронотоп, хронология, топография

Хронотоп – модель пространственно – временных отношений в произведении, обусловленная картиной мира, которую стремится создать автор, и законами того жанра, в рамках которого он выполняет свою задачу. Та или иная модель пространства закономерно соединяется и с определенной моделью времени и характером событий.

Хронология –

1) раздел исторической науки, изучающий историю летоисчисления;
2) перечень событий в их временной последовательности.

Топография – поверхность и взаимное расположение отдельных пунктов местности.

2. Художественное время

Мгновение как лишенный длительности, точечный фрагмент бытия также представляет собой противоположность времени как длительности. Понять сущность мгновения, пережить его в момент совершения во всей его полноте – значит уловить вечность во времени.

Время в произведении может мыслиться как ограниченное или как открытое.

В романе нет ни одной конкретной даты событий, но ряд косвенных признаков позволяет определить время действия с точностью. Воланд и его свита появляются в Москве майским вечером в среду, накануне Пасхи, а в конце этой же неделе в ночь с субботы на воскресенье. Именно в это воскресенье они встречаются с Иешуа и Пилатом. Значит, московские сцены происходят на страстной неделе. По новому стилю и григорианскому календарю(с 14.02.1918 г.) 5 мая 1918 года, это же условие совпадает только с 1929 годом, когда Пасха была именно 5 мая.

Самое начало современных сцен приходится на 1 мая (День международной солидарности трудящихся), но героям как раз не хватает солидарности и взаимопомощи – это и обнажает визит Воланда.

Демонстрация 1-го мая в Москве. 20-е годы.

Демонстрация 1-го мая в Москве. 20-е годы.

Точная хронология присутствует в ершалаимских сценах. Действие начинается в среду 12 нисана с прихода Иешуа Га-Ноцри в Ершалаим и его арест в доме Иуды из Кириафа, а завершаются на рассвете субботы 15 нисана, когда Пилат узнает об убийстве Иуды и беседует с Левием Матвеем. Истинный финал – это прощение, которое Пилату дал мастер в пасхальную ночь (симметрично-зеркальное изображение), происходят в один и тот же день.

Мифологическое мышление выработало такую модель временной завершенности и в то же время бесконечности, при которой конечная точка есть возвращение к начальной точке, благодаря чему возникает образ бесконечной повторяемости, цикличности бытия. Такая модель времени называется циклической и морфологической.

В день Пасхи происходит воскресение Мастера и воскрешение Иешуа, слияние евангельской легенды с потусторонним миром Воланда и современным миром.

Мифологической модели противопоставлена линейная модель, основанная на принципе поступательного движения, идеях необратимости времени и неповторимости событий.

Все три мира объединены между собой (связка – мир Сатаны) и обладают собственными шкалами времени. Эти три мира имеют три коррелирующих между собой ряда основных персонажей, причем представители различных пространств формируют триады, объединенные функциональным подобием и сходным взаимодействием с персонажами своего мира, а в ряде случаев – и портретным сходством.

Противопоставление прошлого и настоящего, диалектическая смена фаз развития отдельной личности и тем более общества связанных с развитием исторического мышления.

Евангельское время формирует таким образом один поток с тем временем, когда Михаил Булгаков и его Мастер начали работу над романом о Иешуа и Пилате, и действие созданного Мастером романа соединяются с ходом современной московской жизни, где автор гениального романа заканчивает свою земную жизнь, затравленный гонителями, чтобы в вечности потустороннего мира обрести бессмертие и долгожданный покой.

Во всех трех главных мирах романа можно заметить одну очень важную черту. Практически некто из основных персонажей не связан между собой узами родства, семейственности или брака. Упоминается отец Иешуа, которого Га-Ноцри не помнит, муж Маргариты и жена Мастера, жены, мужья и другие родственники сугубо второстепенных лиц.

Знаки календарного и суточного времени, связанные, скорее, с мифологической моделью времени, также играют роль в формировании образа, ритма художественного времени.

Так же в романе взаимодействуют биографическая модель с исторической.

Над прокуратором Понтием Пилатом, самым могущественным римлянином в Иудеи, есть верховная власть малосимпатичного, но хитрого и беспощадного кесаря Тиберия (43 или 42 гг. до н. э. – 37 г.н.э.). Поэтому-то и трусит прокуратор и, опасаясь доноса Каифы в Рим, поступает против своей совести, утверждая приговор невиновному и очень симпатичному ему лично человеку – Иешуа Га-Ноцри.

Прототипом главной героине булгаковского романа является третья жена писателя Елена Сергеевна Булгакова (1893 – 1970 гг.)

Булгаков в колпаке Мастера в своем кабинете с Еленой Сергеевной. 1936 год.

Булгаков в колпаке Мастера в своем кабинете с Еленой Сергеевной. 1936 год.

ВЫВОД: категория времени связана с литературным родом. Эпос чаще строится в прошедшем времени, ибо изображает то, что уже прошло.

3. Художественное пространство

МАССОЛИТ примета конца эпохи НЭПа. Образцом для МАССОЛИТа являются писательские организации МАПП, РАПП. Данная организация процветала во время появления Воланда и его свиты.

Клиника 8 Стравинского показана для того, чтобы читатель обратил свое внимание на больное общество не только города, но и страны.

Михаил Булгаков точно следует всем рекомендациям знаменитого итальянца. Варьете действительно разрушает все святое и серьезное в искусстве.
Не редко далекое пространство мыслится еще и как потустороннее (в отличие от ближнего – посюстороннего), то есть пересечение границы между ними означает переход в инобытие.

Представление о границе чрезвычайно важно для понимания построений модели художественного пространства.

Оппозиции, на которых строится общая модель пространства служит выражением основных смысловых категорий произведений. Движения героев в художественном мире показано как изменение его положения в пространстве и во времени. Собственно, художественные события и есть протекающие в художественном времени пересечение границ тех пространств, из которых строится общая модель художественного мира.

Каждый из представленных трех миров романа имеет свои четкие границы. Они не смешаны между собой. Действия в каждой происходит параллельно друг другу. Единственное связующее звено миров – Воланд и его свита.

4. Художественный интерьер

5. Взаимосвязь художественного времени и художественного пространства. Хронотоп.

Пространство и время художественного произведения существуют не как изолированные категории – они не могут взаимодействовать в художественном мире как неразделимые координаты бытия. Романный хронотоп связан прежде всего с понятием биографического времени и пространственными сферами, в которых происходит воспитание или испытание героя.

Заключение

М.М. Бахтин о хронотопе.

Д.С. Лихачев 11 о времени в художественной литературе.

Список литературы

Приложение

1 – Кант Эммануил, величайший немецкий философ, родился в 1724 в Кенигсберге, где провел всю почти свою жизнь и умер в 1804. Основатель критической философии, имевшей глубокое значение для всей истории развития человеческой мысли. Он поставил себе задачей определить границы нашего познания, проверить и оценить познавательное значение принципов нашего знания. Важнейшее сочинение, заключающее в себе изложение его теории познания – "Kritik d. reinen Vernunft", "Критика чистого разума" (1781; второе измен. изд. 1787; нов. изд. 1898). В нем К. устанавливает непознаваемость вещей самих по себе ("вещь в себе") порождающих своим воздействием на наше сознание явления внешнего мира; для достоверного знания доступны лишь эти явления в нашем сознании. Пространство и время, которые мы воспринимаем в опыте, субъективны, то есть они – наши же представления, а не существуют сами по себе; а потому все, что помещается в них (а мы ничего не можем воспринять вне пространства и времени), есть тоже наше представление; след., в опыте мы имеем дело только с нашими представлениями, но лишь являющимися нам как объекты; так что все без исключения, даже самих себя, мы знаем лишь как явления, а не как "вещь в себе".

2 – Соловецкие острова – группа островов в Белом море, при входе в Онежскую губу. Площадь 347 км 2 . В группу входят 6 островов. В XV веке на Соловках был основан один из крупных монастырей России. В период Сталинизма – лагерь для смертников – каторжников.

3 – Патриаршие пруды – три пруда в центральной части Москвы, существовавшие в XVII веке в усадьбе Патриарха на Козьем болоте. В начале XIX века два пруда были засыпаны.

5 – Театр Варьете – (с франц. Variete – буквенное разнообразие) вид театра, в котором показывают программы из номеров легких жанров: эстрадных, цирковых, музыкальных и т.д.

6 – Иерусалим (еврейск. Ieruschalajim, "жилище мира"), гл. город древней Палестины, на склонах трех отрогов Иудейских гор; в древности назывался Иевусей.

7 – Перцептивный (от лат. Perceptio – восприятие)

8 – Клиника – учебная больница, лечебница, для готовящихся во врачи.

9 – Архитектоника – художественное выражение закономерностей, присущих конструктивной системе здания.

10 – Бахтин М.М. (1895–1975) – известный русский ученый: философ, филолог, литературовед, теоретик культуры.

11 – Лихачев Д.С. – советский литературовед и историк культуры, академик АН СССР (1970; член-корреспондент 1953).


Итак, структура романа строится по принципу существования трех миров: земного, библейского и Вечного. Последний - связующее звено между первыми двумя, он помогает обнаружить сходство между встречей на Патриарших прудах и допросом Иешуа Га-Ноцри - эти события произошли в один и тот же день календарного года.

Каждый из этих миров имеет также свои временные особенности: в первом действие продолжается один день (одно из трех единств классицизма; в третьем - с вечера среды до вечера субботы). Что касается потустороннего мира, то в нем время останавливается и не движется (например, бал у Сатаны). К слову, именно таким образом в романе решается проблема греха Маргариты: она совершила его за пределами времени, и ее душа осталась незапятнанной, следовательно, ее поступок безвреден и прощается.

Однако истинное разрешение проблема творчества получает не в системе образов, а в троемирий. Булгаков утверждает, что все великие произведения перемещаются в вечность (сходные идеи выдвигали А. Ахматова и Б. Пастернак) и настоящее признание подлинному художнику будет дано за пределами человеческой жизни, что и иллюстрирует финал романа.

В связи с этим становится очевидным контрастное противопоставление двух миров. Необходимо отметить, что автор использует прием обновления фантастического попадания из вечности в Москву, Воланд и его свита приобретают бытовые черты. С другой стороны, при переходе из обычного мира в ирреальный обнажается сущность человека. Используется прием гротеска (превращение Николая Ивановича в борова). Таким образом, миры связаны: жизнь героя начинается в реальности и перемещается в фантастическую область (традиция Гоголя), причем его судьба зависит от деяний в обычном мире.

Булгаков освещает еще один аспект соединения миров: деградацию душевной природы человека (об этом писали Бунин и Достоевский); то, что было трагичным в древности, стало фарсом в реальности. Автор утверждает, что граница между вечностью и настоящим призрачна. Образы героев проецируются в вечность, но попадают туда лишь самые достойные из них: Иешуа, Понтий Пилат, Левий Матвей. Иными словами, в фантастической части романа дается условное разрешение образов.

Читайте также: