Хронология серебряного века русской литературы кратко

Обновлено: 06.07.2024

Серебряный век русской поэзии начинается с конца девятнадцатого века, а заканчивается в начале двадцатого. Непонятно кто самый первый ввел данный термин - Николай Бердяев, Николай Оцуп или же Владимир Маяковский. Но не зависимо от этого он укрепился в русской литературе.

Конкретных хронологических рамок нет, но начался серебряный век на рубеже 1880-1890 годов, а вот на счет конца все еще ведутся споры. Одни считают, что закончился он с началом Гражданской войны, другие - со смертью Александра Блока, третьи - с самоубийством Маяковского.

Но обычно - конец XIX-начало XX.

В этот период существовало 2 направления: реализм и модернизм, который в свою очередь делится на символизм, акмеизм, имажинизм и футуризм.

Так как модернизм делится на 4 направления, то и рассматривать стоит поэтов каждого направления.

Символизм. Поэты символисты - В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, А.А.Блок и другие. Русский символизм господствовал с 1890-ых по 1910-ый года. На его становление повлияли поэзия Тютчева и Фета и проза Достоевского.

Поэты и писатели XIX века дали российской литературе большой толчок в развитии: они вывели её на мировой уровень и создали произведения, по сей день считающиеся самыми основными в истории русской литературы. Этот век называли Золотым веком; он закончился к началу XX столетия. Однако сама литература продолжала стремиться вперёд и принимала всё новые и новые формы, и за Золотым веком последовал Серебряный.

Серебряный век - условное название периода в развитии русской поэзии, характеризующегося появлением большого количества поэтов и поэтических течений, которые искали новые поэтические формы и предлагали новые эстетические идеалы.

Серебряный век можно смело называть наследником века Золотого. Поэты конца XIX - начала XX века опирались на сочинения А.С. Пушкина и поэтов пушкинского круга, а также творчество писавших несколько позднее Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и Н.А. Некрасова.

Если с определением хронологических рамок Золотого века вопросов практически не возникает, то границы Серебряного века по-прежнему остаются размытыми. Большинство литературоведов сходится во мнении, что данная веха в истории русской поэзии начинается рубежом 80-90-ых годов XIX века, однако, когда она заканчивается - это вопрос спорный. Существует несколько точек зрения:

  • Некоторые исследователи полагают, что Серебряный век закончился с началом Гражданской войны (1918 год);
  • Другие считают, что Серебряный век закончился в 1921 году, когда погибли Александр Блок и Николай Гумилёв;
  • Третьи придерживаются мнения, что Серебряный век прервался приблизительно после смерти Владимира Маяковского, то есть на рубеже 1920-1930-ых годов.

Готовые работы на аналогичную тему

Поэты данной эпохи смело экспериментировали с литературными формами и жанрами, создавая абсолютно уникальные, не имеющие аналогов в истории русской литературы произведения. Творчество этих авторов образовало такие направления поэзии, как символизм, футуризм, акмеизм, имаджинизм и новокрестьянская поэзия. Многие исследователи говорят, что поэзию Серебряного века, ввиду исторических событий, разворачивающихся в то время в России, отличали острый кризис веры и недостаток внутренней гармонии.

Самыми известными поэтами Серебряного века являются Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок, Марина Цветаева, Иван Бунин.

Символизм

Первым направлением, рождённым в Серебряном веке, стал символизм. Он и был тем самым порождением кризиса, охватившего Российскую империю. Однако на его формирование большое влияние оказал и ещё один кризис - кризис европейской культуры. Ведущие умы конца XIX века пересматривали в своих произведениях все существующие моральные ценности, критиковали направление общественного развития и сильно увлекались философией идеализма.

Символизм - направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.

Русские символисты, ужасаясь при виде крушения народничества в своей стране, отказалась от тенденции поэтов пушкинского круга поднимать в своих произведениях остросоциальные вопросы. Символисты обратились к проблемам философским. На первых порах русский символизм подражал символизму французскому, однако очень скоро приобрёл свои уникальные черты.

Русский символизм отличало отсутствие какой-либо единой поэтической школы. Даже во французском символизме не найти такого огромного разнообразия стилей и концепций, каким отличался символизм в России.

Все последующие направления так или иначе находились под влиянием символизма. Кто-то напрямую унаследовал его постулаты, а кто-то, критикуя и отрицая символизм, в любом случае начинал своё развитие с обращения к нему.

Акмеизм

Акмеизм как направление стал прямым наследником символизма, он выделился из него и стал отдельным течением, противостоящим своему прародителю.

Акмеистами были Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич и другие.

Акмеисты считали, что назначением искусство является облагораживание человека. По их мнению, поэзия должна была художественно перерабатывать несовершенные явления окружающей действительности и преобразовывать их в нечто лучшее.

Для акмеистов искусство было самоценно (искусство ради искусства).

Футуризм

Несмотря на всю эксцентричность и яркость поэзии символизма и акмеизма, именно футуризм считается своеобразной квинтэссенцией новизны и оригинальности Серебряного века.

Футуристов интересовало не столько содержание стихотворений, сколько их форма. Поэты-футуристы предлагали не беречь сложившиеся литературные традиции и культурные стереотипы, а разрушать их. Русский футуризм отличали бунтарство, анархичность, выражение настроений толпы, эксперименты с рифмой и ритмом.

Внутри себя футуризм разделялся на несколько групп, параллельно друг с другом развивающих данное направление:

Новокрестьянская поэзия

Новокрестьянская поэзия - условное направление русской поэзии, объединявшее поэтов Серебряного века с крестьянским происхождением.

Самым известным представителем данного направления является Сергей Есенин.

Поэты, относящиеся к данному направлению, не образовывали какого-то литературного объединения, лишь позже они были определены в эту категорию литературоведами, поскольку все эти поэты в своём творчестве обращались к теме деревенской России и связи с природой.

Имаджинизм

Поэты-имаджинисты считали, что цель художественного творчеств состоит в создании образа. Имаджинистов, как и практически всех поэтов Серебряного века, отличали бунтарство и эпатажность.

Основателями имаджинизма считаются Анатолий Мариенгов и Вадим Шершеневич.

Серебряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.

Серебряным веком условно называют период, в течение которого активно развивалась русская поэзия. В эти временные рамки появилось большое количество поэтов и поэтических течений в поисках новых поэтических форм и эстетических идеалов.

Название эпохи сформировалось по аналогии с Золотым веком и стало распространенным во второй половине ХХ века. Период характеризуется неоднородностью, рядом литературных стилей, которые обладают специфическими особенностями или фундаментальными духовно-эстетическими принципами. Понятие данного времени характерно для среды русской эмиграции и соотнесено с Золотым веком, ретроспективно оценивая прошедший период в качестве расцвета культуры в России после него.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Периодизация

У эпохи Серебряного века отсутствуют четкие рамки. Это связано с наличием разных подходов для исследований. Общепринятым началом периода считаются 1890-е годы. Историки и литераторы со всего мира выдвигают несколько основных гипотез конца Серебряного века:

  • 1917 год;
  • 1921 год;
  • промежуток между 1920-1930 гг.

По поводу окончания ведется множество споров. Несмотря на глубину проводимых исследований, конкретные хронологические рамки невозможно назвать по сей день.

Литературные направления

В Серебряном веке присутствуют разные литературные направления. Такие черты присуще любому периоду развития русской культуры. Ключевые жанры, характерные для эпохи, отожествляются с художественными методами. Общие фундаментальные духовно-эстетические принципы присутствуют в каждом течении. Писатели, представленные в период Серебряного века, объединены в группировки и школы с собственными программно-эстетическими установками. В развитии литературного процесса можно отметить тенденцию к развитию с четкой закономерностью.

Реализм

Реализм — литературное направление или жанр в искусстве, цель которого выражается в правдивом воспроизведении реальности в присущих ей чертах.

Расцвет реализма отмечен периодом времени между господством романтизма и символизма. В понимании философии реализмом является доктрина, которая предполагает существование предметов видимого мира, независимо от восприятия и познания его человеком.

Основные черты направления:

  • исторически определенное общество, события, эпоха;
  • приближенная к реальности жизнь показана в произведении;
  • закономерности жизни, определенные причинно-следственными связями, занимают центральные роли;
  • литература в реализме является средством познания себя и окружающего мира;
  • демонстрация того, как общество влияет на духовность людей, формирует характер человека;
  • типизация характера для типической обстановки;
  • взаимодействие характеров и обстоятельств;
  • описание глубоких конфликтов, отражение жизни в условиях драматических столкновений;
  • развитие определяет действительность, обсуждение не только уже сложившихся форм социального взаимодействия и типов характеров, но и обнаружение зарождающихся.

Модернизм

Модернизм положил начало эпохе Серебряного века. Писатели модернистского жанра путем разных способов самовыражения расширяли рамки реалистичного видения жизни. Авторы великих произведений отстаивали право на свободу литературы, сопротивлялись нравственным установкам и общественному строю. В числе главных идейных вдохновителей направления Ф. Ницше. Возникло множество литературных течений таких, как символизм, акмеизм, футуризм. Жанры модернизма соответствовали друг другу, происходили один из другого.

Символизм

Символизм, как направление, возник по итогам кризиса всей европейской культуры. Характерной особенностью представителей течения является способ выражения идей с помощью символов. Авторы познавали тайны человеческой души, подсознания, пребывали в поисках духовной свободы. Писатели по-разному отражали символизм в своих произведениях. Первыми символистами Серебряного века считаются:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • К. Бальмонт;
  • З. Гиппиус;
  • Д. Мережковский.
  • А. Белый;
  • В. Иванов;
  • С. Соловьев;
  • А. Блок.

Писатели старшего поколения воспринимали символизм в эстетическом плане. Более молодое поколение авторов принимало направление в качестве философии жизни. Для модернистов символ находился за гранью человеческого понимания. По мнению символистов, на постижение прекрасного мира искусства не оказывают влияние рассудок и рационализм. Авторы старались концентрировать свое внимание на мистической стороне произведений.

Основные признаки символизма:

Эстетика символизма — это эстетика намека. Авторы отстраняются от мира вещей, не выражают конкретное мнение, а формулируют ассоциации, связанные с определенными вещами. Согласно Ш. Бодлеру, символизм служит единственным возможным способом отражения действительности.

Имажинизм

Имажинизм — культурное направление, характерное для Серебряного века, целью которого служит создание образа.

Основоположниками имажинизма являются А. Мариенгоф и В. Шершеневич, которые использовали метафору в качестве основного выразительного средства и создавали в произведениях целые метафорические цепи. В некоторых чертах направление схоже с футуризмом.

Особенностью творчества писателей является стремление к созданию нового поэтического языка и отстранение от клишированных фраз. Движение имажинизма отличается организованностью. Его участники проводили время на литературных вечерах и встречах, публиковали множество сборников. Наряду с такой сплоченностью, авторы не сходились в творческих взглядах.

К примеру, в поэзии Анатолия Мариенгофа или Владимира Шерневича наблюдаются упаднические настроения, личные переживания, пессимизм. В круг писателей входил Сергей Есенин, который использовал тему родины в качестве основы всего творческого процесса. Подобные примеры подтверждают факт разнородности поэтов течения имажинизма, особенно относительно принципов создания художественных произведений. Имеющиеся разногласия послужили причиной раскола литературного направления на две группы, которые с течением времени вовсе прекратили свое существование.

Акмеизм

Акмеизм пришел на смену символизму. Основоположниками направления являются Н. Гумилев и С. Городецкий. Авторы придерживались ясного взгляда на жизнь и некого культа реальности. В произведениях просматривается уход от символизма в пользу конкретных образов. Наряду с этим шедевры проникнуты тоской и декадентскими мотивами. Кроме создателей жанра, к акмеистам можно отнести:

  • О. Мандельштама;
  • А. Ахматову;
  • М. Кузмина;
  • М. Зенкевича;
  • В. Ходасевича.

Акмеизм является самым загадочным явлением Серебряного века. Направление берет начало в 1911 году. Некоторые историки придерживаются теории о полном отсутствии акмеизма. Сторонники подобного мнения считают, что направление является специфической формой символизма. Несмотря на очевидные сходства, у этих жанров есть существенные отличия. Акмеизм представляет собой новое, более свежее течение и начинается в то время, когда такое понятие, как символизм, изжило себя, что послужило причиной для раскола в обществе его последователей.

Различия между символизмом и акмеизмом:

  • произведения авторов-акмеистов отличаются более простой манерой изложения мыслей, отсутствием глубокого сакрального смысла;
  • на второй планы отошли темы религии и мистики;
  • для символизма характерна идея непостижимой тайны, которую авторы-акмеисты рассматривают, как загадочное явление, над которым следует задуматься, чтобы в конечном итоге найти ответ.

Следует отметить, что течение акмеизма просуществовало недолгое время. В первые годы был опубликован манифест акмеизма, не особо соответствующий действительности. Данные противоречия вызывали множество негативных отзывов критиков относительно произведений писателей-акмеистов. С началом войны в 1914 году направление забылось, так и не успев достигнуть высшей точки развития.

Футуризм

  • В. Хлебников;
  • В. Маяковский;
  • В. Каменский;
  • А. Крученых.

В жанре эгофутуризма писали такие авторы, как:

  • И. Северянин;
  • В. Шершеневич;
  • Р. Ивнев.

Среди основных признаков и особенностей футуризма можно отметить:

  • ориентация на разные культурные типы, поэт в роли разрушителя и творца одновременно;
  • авангардное явление со стремлением эпатировать общественность;
  • многие писатели-футуристы ранее увлекались живописью и ориентировались на это направление искусства при формулировке смысловых посылов;
  • уход от традиционного искусства;
  • большое внимание уделялось конкретике слова, которое видоизменялось, чтобы задеть читателя.

Футуризм развивался во многом под влиянием итальянских авторов. Большое значение для направления имел манифест Филиппо Томазо Маринетти, датированный 1910 годом.

Писатели-футуристы создавали принципиально новые формы искусства. Основные мотивы творчества авторов:

Футуристы в творчестве старались привлечь большое внимание к своей персоне. Для этого писатели применяли разные средства, включая странный стиль в одежде, рисунки на лицах, плакаты и скандирование собственных произведений. Общество отвечало неоднозначно. Некоторые восхищались смелыми авторами, а кто-то относился к подобным проявлениям культуры настороженно или агрессивно.

Декаданс Серебряного века

Многие писатели Серебряного века отличались особым умонастроением, связанным с окончанием эпохи, процессом исчезновения четких ориентиров и норм морали, ощущением завершения периода, для которого было характерно традиционное искусство, начала всеобщего упадка и деградации.

Признаки декаданса:

Особенности направления:

  • замена мистики мистификацией;
  • трансформация религиозных переживаний в эстетику;
  • нетрадиционные методы изучения мира;
  • гипертрофический интерес к сатанинским, магическим, колдовским, оккультным вещам;
  • грех понимается в качестве очевидного проявления человеческих качеств.

К разным формам декадентства относятся индивидуализм, эстетство, обреченность, душевная усталость, пессимизм, которые призваны подчеркнуть особый эмоционально-психологический характер авторов. В произведениях отмечается кризисность сознания, общее неблагополучие, размытые ориентиры и отсутствие связи с действительностью.

Наиболее остро декадентское настроение проявляется на рубеже 1910 года. Писатели в своем творчестве отстранялись от общечеловеческих императивов, ставили под сомнения общепризнанные правила, включая религию. В какой-то степени радикальная и смелая культурная революция в Серебряном веке послужила духовной основой для социальной революции.

Поэты Серебряного века

Наиболее ярко тенденции Серебряного века прослеживаются в произведениях великих поэтов. Несмотря на объединение особенным духом эпохи, каждый автор обладал индивидуальностью и специфическим стилем.

Анна Андреевна Ахматова

В произведениях знаменитой поэтессы часто просматривается тематика любви, которая проявлялась во всем: к семье, к родине. Несмотря на реальную возможность эмигрировать из страны, Анна Ахматова предпочла остаться в России и вселять в людей своим творчеством надежду на лучшее.

Николай Степанович Гумилев

Николай Гумилев создал школу акмеизма. Великий писатель известен талантливой прозой, работал переводчиком и литературным критиком. Автору всегда было присуще бесстрашие. Даже в самых безнадежных ситуациях Николай Степанович мог одерживать победу. Литераторы отмечают, что часто фигура писателя представлялась в довольно комичном свете, однако такие обстоятельства положительно сказывались на его творчестве.

Марина Ивановна Цветаева

Владимир Владимирович Маяковский

Владимир Маяковский считается одним из самых авторитетных писателей ХХ века. Автор проявил талант не только в литературе, но и в кино, драматургии, сценарном мастерстве. Некоторое время писатель трудился художником и редактором журналов. Творчество Маяковского относят к направлению футуризма. Являясь сложной фигурой, автор обладал специфическим стилем. Так как произведения поэта насильственно заставляли читать, у интеллигенции к нему сформировалась стойкая неприязнь.

Детство, проведенное в деревенской местности Грузии, коренным образом повлияло на дальнейшее становление личности писателя и его манеру преподносить себя обществу. Тюремное заключение послужило причиной отстранения от политики и погружению в искусство. В художественной академии Маяковский знакомиться с Д. Бурлюком, что полностью меняет его жизнь. Поэт-оратор в своем творчестве старался донести до читателя новые истины и свои идеи.

Осип Эмильевич Мандельштам

В творчестве поэта нередко просматриваются отсылки к другим классическим произведениям жанра. Благодаря тонкой манере письма, истинный смысл произведений дано понять только начитанному и умному человеку. Излишняя экзальтация чужда творениям Мандельштама. Основным мотивом творчества являются размышления о Боге и вечном, которые тесно переплетались с проблемой одиночества.

Сергей Александрович Есенин

Русский поэт представляет новокрестьянскую поэзию и лирику, а в поздний творческий период — имажинизм. Есенин обладал уникальным качеством окружить свою личность завесой тайны. По этой причине о жизни и творчестве писателя по сей день спорят многие литературоведы. В раннем творчестве поэта наблюдается поэтическая зрелость. Но обман заключался в том, что при сборке последнего сборника автор включил в него стихотворения, написанные в то время, когда Есенин уже был опытным поэтом.

Образ простого парня позволил писателю быстро завоевать популярность в поэтических кругах. Народные стихотворения основаны на фольклоре, которым интересовался автор. В 1917 году писатель резко меняет направление творчества и входит в круг имажинистов.

Анатолий Борисович Мариенгоф

Анатолий Мариенгоф известен, как русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик, драматург, мемуарист. Автор увлекался творчеством с самого детства, так как был начитанным ребенком и тяготел к русской классической литературе. Вдохновением послужило направление символизма и творчество А.А. Блока. Расцвет литературной карьеры писателя отмечен знакомством с Сергеем Есениным. Дружба повлияла на жизнь обоих поэтов.

Художественные стили Серебряного века

Эпоха характеризуется расцветом театрального искусства. Русское искусство прославляют имена К. Станиславского, Ф. Шаляпина, М. Ермолаевой. Новаторство и глубинный смысл музыкальных произведений А. Скрябина и С. Рахманинова определяют развитие мировой культуры на десятки лет вперед. В изобразительном искусстве появляются новые направления.

В эпоху Серебряного века возникает модернизм, как результат изысканий новых методик познания мира. Часть русской интеллигенции придерживались мнения о стремлении искусства к обострению чувств и страстей, а художественный образ приобретал характер символа сложных ассоциаций. Такие настроения послужили основой для символизма, как художественного течения в русской поэзии. Его черты характерны для творчества В. Брюсова, А. Блока, А. Белого. Произведениям авторов присущи образы маски, тайны, иллюзорного и хаотичного понимания окружающего мира.

Окончание Серебряного века

Начало Серебряного века отмечено в 1890-х годах. Принято считать, что конец эпохи соответствует первому десятилетию ХХ века. Однако в ученых кругах на этот счет по сей день ведутся споры. Часть исследователей полагает, что концом Серебряного века необходимо принимать за 1917 год, а их оппоненты уверены в окончании эпохи в 1921 году. Первая гипотеза объясняется фактом начала Гражданской войны в 1917 году, что послужило причиной для прекращения существования Серебряного века русской литературы. Вместе с тем следует отметить, что в 20-е годы продолжали творчество писатели, которые считаются создателями этого явления. Есть и третья теория, исходя из которой, конец эпохи приходится на даты с 1920 по 1930-е годы. События отмечены самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературным творчеством со стороны правительства.

Результаты влияния эпохи Серебряного века

Судьба многих гениев Серебряного века сложилась трагическим образом. Особенности настроений в гражданском обществе и зарождение новых стилей кардинально изменили направления творчества великих писателей. Талантливые представители эпохи пронесли любовь к Родине, незыблемую веру в величество России через время перипетий революций, войны, эмиграцию, ошибки и заблуждения. Богатый и многообразный период российской истории культуры определяется разнообразием творческих индивидуальностей, что делает его особенно увлекательным с одной стороны и трудным – с другой. Литературе Серебряного века присущи такие черты, как любовь к малой Родине, характеристика стародавних народных обычаев и традиций морали, широкий спектр применения религиозной символики.

В произведениях великих писателей того времени прослеживаются оттенки христианских мотивов и языческих верований. Народные сюжеты и образы использовались в творчестве многих авторов. Черты отрицания обрела наскучившая обществу городская культура, сопоставимая с культом приборов и железа. Серебряный век подарил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд мирового культурного достояния.

Серебряный век русской поэзии

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
*******

А.
Анненский Иннокентий
Ахматова Анна
Б.
Бальмонт Константин
Балтрушайтис Юргис
Белый Александр
Брюсов Валерий
Блок Александр
Бунин Иван
Г.
Гиппиус Зинаида
Д.
Добролюбов Александр
З.
Зоргенфрей Вильгельм
И.
Иванов Вячеслав
К.
Коневской Иван
Кузьмин М.
М.
Мережковский Дмитрий
Маяковский Владимир
Мандельштам Осип
П.
Пяст Владимир
Р.
Рукавишников Иван
С.
Сологуб Федор
Соловьева Поликсена
Стражев Виктор
Северянин Игорь
Т.
Тиняков Александр
Ф.
Фофанов Константин
Х.
Хлебников В.
Ч.
Чулков Георгий
********************
******************************

Конкретные хронологические рамки до сих пор не установлены. Над этим спорят многие историки и литераторы со всего мира.
Серебряный век русской литературы начинается в 1890-х годах,
а заканчивается – в первом десятилетии ХХ века.
**Именно окончание этого периода и вызывает споры. Одни исследователи считают, что его нужно отнести к 1917 году, другие настаивают на 1921 году.
Чем это обосновано?
С 1917 года началась Гражданская война, и серебряный век русской литературы как таковой прекратил свое существование.
Но в тоже время в 20-е годы продолжали творчество те писатели, которые и создали это явление.
**Существует и третья категория исследователей, которая утверждает, что окончание серебряного века приходится на период с 1920 по 1930-е годы. Именно тогда свел счеты с жизнью Владимир Маяковский и правительство сделало все для того чтобы усилить идеологический контроль над литературой. Поэтому временные ограничения весьма обширны и составляют приблизительно 30 лет.

*****ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Как и в любом периоде развития русской литературы, серебряный век характеризуется наличием разных литературных течений. Их часто отождествляют с художественными методами. Каждое течение характеризуется наличием общих фундаментальных духовно-эстетических принципов.
***Писатели объединяются в группировки и школы, каждая из которых имеет собственную программно-эстетическую установку. Литературный процесс развивается, следуя четкой закономерности.

***ДЕКАДЕНСТВО
В конце 19 столетия люди начинают отказываться от гражданских идеалов, находя их неприемлемыми для себя и общества в целом. Они отказываются верить в разум. Авторы чувствуют это и наполняют свои произведения индивидуалистическими переживаниями героев. Появляется все больше и больше литературных образов, которые выражают социалистическую позицию. Художественная интеллигенция пыталась замаскировать трудности реальной жизни в выдуманном мире. Многие произведения наполнены чертами мистики и нереальности.

***МОДЕРНИЗМ
Под этим течением кроются самые разнообразные литературные направления. Но для русской литературы серебряного века характерно проявление абсолютно новых художественно-эстетических качеств. Литераторы стараются расширить рамки реалистического видения жизни. Многие из них хотят найти способ самовыражения. Как и прежде русская литература серебряного века занимала важное место в культурной жизни всего государства. Многие авторы начали объединяться в модернистские сообщества. Они отличались по идейно-художественному облику. Но их объединяет одно – все они видят литературу свободной. Авторы хотят, чтобы она не поддавалась воздействию морально-нравственных и общественных правил.

***СИМВОЛИЗМ
В конце 1870 годов русской литературе серебряного века присуще такое направление, как символизм.
Авторы старались сосредоточиться на художественном выражении и использовали для этого интуитивно постигающие символы и идеи. В ход шли самые изощрённые чувства. Они хотели познать все тайны подсознания и увидеть то, что скрыто от взора обычных людей. В своих произведениях они делают акцент на свечную красоту. Символисты серебряного века выражали неприятие буржуазии. Их произведения пропитаны тоской по духовной свободе. Именно ее так не хватало авторам! Разные писатели воспринимали символизм по своему. Одни – как художественное направление. Другие – как теоретическую основу философии. Третьи - как христианское учение. Серебряный век русской литературы представлен множеством символистских произведений.

***АКМЕИЗМ
В начале 1910 годов авторы стали уходит от стремлений к идеальному. Их произведения были наделены материальными чертами. Они создали культ действительности, их герои отличались ясным взглядом на происходящее. Но в то же время писатели избегали описания социальных проблем. Авторы боролись за изменение жизни. Акмеизм в русской литературе серебряного века выражался некой обреченностью и грустью. Ему характерны такие черты, как камерность тематики, безэмоциональность интонаций и психологические акценты на главных героях. Лирика, эмоциональность, вера в духовность… Все это свойственно советскому периоду развития литературы. Главная цель акмеистов сводилась к тому, чтобы вернуть образу былую конкретность и брать оковы выдуманной зашифрованности.

***ФУТУРИЗМ
Вслед за акмеизмом в русской литературе серебряного века начало развиваться такое направление, как футуризм. Его можно назвать авангардным, искусством будущего… Авторы стали отрицать традиционную культуру и наделять свои произведения чертами урбанизма и машинной промышленности. Они попытались объединить несочетаемое: документальные материалы и фантастику, экспериментировать с языковым наследием. И, нужно признать, что им это удалось. Главная черта этого периода серебряного века русской литературы является противоречие. Поэты, как и прежде, объединялись в различные группировки. Была провозглашена революция формы. Авторы пытались освободить ее от содержания.

***Имажинизм
В русской литературе серебряного века присутствовало и такое направление, как имажинизм. Оно проявлялось в создании нового образа. Основной упор делался на метафору. Авторы старались создать настоящие метафорические цепи. Они сопоставляли самые разнообразные элементы противоположных образов, наделяли слова прямым и переносным значением. Серебряный век русской литературы в этом периоде характеризовался эпатажем и анархическими чертами. Авторы начали уходить от грубости.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век характеризуется неоднородностью и разнообразностью. Особо прослеживается крестьянская тема. Ее можно наблюдать в произведениях таких писателей, как Кольцов, Суриков, Никитин. Но особый всплеск интереса вызвал именно Некрасов. Он создал настоящие зарисовки деревенских пейзажей. Тема крестьянского народа в русской литературе серебряного века обыграна со всех сторон. Авторы рассказывают о трудной судьбе простого народа, о том, как тяжело им приходится работать и насколько безрадостной выглядит их жизнь в перспективе. Особенного внимания заслуживает Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков и другие авторы, которые сами по себе являются выходцами из деревни. Они не замыкались на теме села, а старались поэтизировать деревенский быт, ремесла и окружающую среду. В их произведениях раскрывается и тема многовековой национальной культуры.
Немалое влияние на развитие русской литературы серебряного века оказала и революция. Крестьянские поэты восприняли ее с большим воодушевлением и полностью отдались ей в рамках творчества. Но в этот период творчество не было на первом месте, оно воспринималось во вторую очередь. Первые позиции были заняты пролетарской поэзией. Она была объявлена передовой. После завершения революции власть перешла к партии большевиков. Они попытались контролировать развитие литературы. Движимые этой идеей, поэты серебряного века одухотворяют революционную борьбу. Они прославляют мощь страны, критикуют все старое и зовут вперед за руководителями партии. Этот период характеризуется воспеванием культа стали и железа. Перелом традиционных крестьянских устоев пережили такие поэты, как Клюев, Клычков и Орешин.

**ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век русской литературы всегда отождествляется с такими авторами, как К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, В. Маяковский, Д. Мережковский, И. Бунин, Н. Гумилев, А. Блок, А. Белый. К этому списку можно добавить М. Кузьмина, А. Ахматову, О. Мандельштама. Не менее значимыми для русской литературы являются фамилии И. Северянина и В. Хлебникова.

Заключение
Русская литература серебряного века наделена следующими чертами. Это любовь к малой Родине, следование стародавним народным обычаям и традициям морали, широкое применение религиозной символики и пр. В них прослеживались христианские мотивы и языческие верования. Многие авторы старались обратиться к народным сюжетам и образам. Надоевшая всем городская культура обрела черты отрицания. Ее сопоставляли культу приборов и железа. Серебряный век оставил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд отечестве

Дорогая Натали! Прочитал вашу статью с любопытством. Но кое что меня удивило. Вы по многим вопросам, например о музыке в поэзии серебряного века, говорите так же туманно, расплывчато и практически не исполнимо, как в своих манифестах писали сами авторы. Кроме того, к авторам серебряного века вы приписываете поэтов, которые ни в каких направлениях не состояли. Это Бунин, Клюев, Есенин и т.д. Само название этого периода, серебряный век, уже говорит, что это время упадка в литературе, более низкая ступень творческого развития, чем был золотой век. Цветаева писала, что авторы серебряного века ни слова не сказали о России, а уж тем более их не интересовала тема народа и крестьянства. Это были элитарные авторы, писали они для людей высшего класса, не даром свои циклы стихом они называли латинскими словами. Одним словом, ваша статься завышает роль этих авторов в развитии литературы. Одно то, что у них не было последователей, уже говорит об этом. Извините за такой отзыв. Всего доброго!

Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Увы, Натали Ривара не сможет Вам ответить.
Она умерла в декабре 2020.
.
С уважением.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: