Христианство в средневековье кратко

Обновлено: 02.07.2024

В истории европейского средневековья выделяют раннее средневековье (V–XI вв.), зрелое (XII–XIII вв.) и позднее (XIV–XVI вв.). Таким образом, в средние века частично входит и Возрождение, по крайней мере итальянское, которое датируется XIV–XVI вв. В других странах Европы Ренессанс наступил в XVI–XVII вв. Эти века называют также эпохой Реформации – протестантских реформ и религиозных войн.

К XI в. вся Западная и Центральная Европа приняла христианство и подчинилась духовной власти римского папы. Еще одно двойное заимствование – варвары победили Рим, но взяли христианство, которое само победило Рим, завоевавший Иудею.

Западноевропейская культура средних веков, по Д. Фейблману, принадлежит к религиозному типу культур с доминирующим институтом католической церкви. Религиозный тип культуры, считает Д. Фейблман, в отношении культурного прогресса всегда играл запрещающую или ограничивающую роль и был консервативен.

Большое значение в религиозной жизни Европы имели монашеские ордена, из которых наиболее значительными были орден францисканцев, основанный христианским проповедником Франциском Ассизским (1181 или 1182–1226 гг.), орден доминиканцев, основанный испанским монахом св. Домиником в 1215 г., и орден бенедиктинцев, основанный св. Бенедиктом (V–VI вв.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Б. Средние века

Б. Средние века Средневековые теологи не внесли значительного вклада в учение о Личности Христа. Они принимали никейский и халкидонский символы веры и были больше заинтересованы в умозрительных и даже абстрактных размышлениях на такие темы, как сознание Христа, Его

Г. Средние века

Г. Средние века Самым значительным богословом Средневековья считается Фома Аквинский (1225–1274). В свой труд Сумма теологии он также включил трактат о воскресении. Он не только утверждает учение о воскресении тела (Дополнение к Части 3, Вопрос 75) и переносит это событие в

1. Средние века

1. Средние века В Средние века католическая теология двигалась в сторону признания воскресенья исполнением заповеди о субботе. Идея заключалась в том, что сама заповедь остается в силе, но праздничный день перенесен католической Церковью с субботы на воскресенье.

Б. В Средние века

Б. В Средние века 1. Монархический епископат на Западе Теологи Средневековья — эпохи, которая, по мнению большинства, начинается с 500 г., а заканчивается в 1500 г. н. э., внесли достаточно скромный вклад в разработку учения о Церкви. Киприан и Августин уже достаточно внятно его

4. Средние века

4. Средние века Схоласты систематизировали и доработали учения Августина. Они проводили четкое разграничение между материей и формой. Материей крещения была вода, а формой — слова. Поскольку и форма, и материя были учреждены Богом, Церковь не имела право менять таинство.

2. Средние века

2. Средние века После пятого века Восток и Запад пришли к разным точкам зрения о присутствии Христа в Вечере Господней. На Западе Августин (354–430 гг.) говорил, что таинство — это видимое свидетельство чего–то невидимого (см. De Cathechizandis Rudibus, 26.50). Кроме того, он указывал, что

В. Средние века

В. Средние века Средневековое понимание спасения путем накопления заслуг оказало сильное влияние на идею доверенного управления. Главным мотивом жертвенности стало стремление спасти свою душу. Была установлена плата за различные виды служения: бракосочетание,

В. Средние века

В. Средние века В средние века Церковь была главным авторитетом и законодателем в вопросах брака и семьи. Карл Великий (742–814 гг.) запретил брак без благословения (Капитулярий, 7.363). В 895 г. Лев VI Философ, византийский император, постановил считать брак свободных лиц,

Б. Средние века

Б. Средние века Поскольку символизм Августина оставался господствующим мировоззрением в течение следующих 1000 лет, пророческие и премилленаристские понятия, характерные для периода ранней Церкви, оставались невостребованными и лишь периодически возрождались

Средние века

§11. Христианство в Европе

Из середины века в средние века

Из середины века в средние века Я и не предполагал, что в наше время достаточно нескольких часов, чтобы из середины XX столетия перекочевать, в средневековье.Американская машина везет нас извилистыми переулками святой Джидды. Я только в сказках слышал о таких узких

С V века христианство становится единственно признанной религией Римской империи.

Католическая церковь была построена по иерархическому принципу. Во главе — папа римский; затем — архиепископы, епископы, аббаты, священники, монахи. Огромную роль в укреплении господства феодалов и в подавлении борьбы народных масс против феодальной эксплуатации играла католическая церковь в Европе.

Земли Римской области и Равеннского экзархата (наместничество) были объединены в Папское государство (VIII в.). Во время феодальной раздробленности церковь была единственной сплоченной организацией (XI—XIII вв.).

Церковь была крупнейшим земельным собственником. С земель, принадлежавших ей, церковь собирала десятину — налог в виде десятой части денежных и натуральных доходов крестьянского двора.

Римско-католическая церковь торговала должностями епископов и аббатов (до XI в.). Продавала индульгенции — грамоты, освобождавшие преступников от груза от угрызений совести, от наказаний, обещавших прощение грехов.

В годы правления папы Григория VII в католической церкви были проведены реформы (XI в.):

  • запрещены браки священникам (целибат — обет безбрачия);
  • запрещена покупка церковных должностей (симония);
  • новый порядок выбор папа — право выбора принадлежало кардиналам.

церковь в средние века

Пользуясь религиозными средствами идеологического воздействия на людей, церковь выступала в качестве защитницы интересов господствующего класса и видела свою основную задачу в том, чтобы примирить трудящихся с их тяжёлым положением в феодальном обществе. Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Возникнув в рабовладельческом мире, христианство не пало вместе с ним, но очень умело приспособилось к условиям феодализма и стало феодальной религией с соответствующей церковной организацией.

Точно так же позднее оно приспособилось к условиям буржуазного общества и стало одной из опор господства буржуазии. Это произошло потому, что религия имеет глубокие социальные корни во всяком классовом обществе, где существует эксплуатация человека человеком, где господствующие классы наряду с бичом надсмотрщика нуждаются в молитвах священника, который оправдывает классовое угнетение и обещает народным массам за все муки на земле вечное блаженство после смерти.

Христианская церковь в средние века была решительно враждебна классовой борьбе трудящихся и эксплуатируемых.

Власть духовенства (которое к тому же держало всё образование в своих руках) над умами людей была чрезвычайно велика. Утверждая божественность власти феодалов и освящая господство эксплуататоров над эксплуатируемыми, церковь учила, что обязанность трудящихся масс состоит в том, чтобы выполнять феодальные повинности в пользу сеньоров и безропотно переносить гнёт и насилие с их стороны.

Христианская церковь в средние века

История

Христианская церковь в раннее Средневековье имела большую власть над людьми. Народ был очень злым и невежественным. На их состояние негативно влияла окружающая обстановка — массовые болезни и регулярные неурожаи. Духовенство нашло объяснение подобным явлениям, говоря, что все бедствия неслучайны. Они посланы Богом в наказание, чтобы каждый человек переосмыслил своё поведение.

Христианская церковь в Средневековье

В Средние века основная часть государств Европы проповедовала христианство. Религия была связным звеном, объединявшим враждующие страны. У людей были единые взгляды на окружающую действительность и общие правила поведения. Церковь оказывала поддержу правителям в разрешении сложных государственных вопросов. Кроме того, она помогала всем гражданам и открывала новые школы. Священнослужители крестили новорождённых, венчали бракующихся и отпевали умерших. Все они были людьми образованными, поэтому им отдавались почётные места при европейском дворе.

Христианская церковь в раннее средневековье

  • запретить нападать на невооружённых (крестьян, женщин, детей и священнослужителей);
  • не воевать в священные праздники;
  • воздержаться от войн с вечера среды до утра понедельника.

Исходя из требований духовенства, на различные сражения должно остаться не более 100 дней.

Церковный раскол

Церковные учения и правила богослужения вырабатывались на протяжении нескольких столетий. Между людьми, придерживающимися разных точек зрения, довольно часто возникали серьёзные споры. Не последнюю роль в формировании христианских учений сыграли Вселенские соборы. Именно там в VI веке был принят Символ веры.

Начиная с XIX века обострились разногласия между христианской церковью Византии и западноевропейских государств. Страны Запада внесли свои изменения в Символ веры, а византийские христиане продолжали использовать его в первозданном виде. Это была лишь второстепенная причина. Главные разногласия были из-за различия во взглядах о роли Папы Римского в церковной жизни. Западные правители (одним из первых был король франков Хлодвиг) признавал его полную власть, а Византийская империя придерживалась мнения, что решения одного человека не могут возвышаться над другими постановлениями и была похожа на светское государство.

Средневековая церковь раскол

Обострение противоречий произошло в 1054 году, что и привело к церковному расколу. Ранее единая христианская вера поделилась на 2 течения — православие (восточное) и католическое (западное). Со временем различия между ветвями становились заметны всё больше.

Папа Римский обрёл поддержку в странах, связанных с Римской империей. Им была необходима помощь церкви, так как она могла повлиять на мнение верующих. Спустя некоторое время папы получили господство не только в духовной сфере, но и подчинили себе королей и императоров. Византийские патриархи были наделены только духовной властью и находились в подчинении у правящей верхушки. Противоречия нарастали и из-за особенностей богослужений в православии и католичестве.

Первое сословие — духовенство

Первым средневековым сословием духовенство стало неслучайно. Священники почитались в обществе, так как молились за души умерших близких. Они не подвергались налогообложению, а сама христианская церковь находилась на содержании государства.

Люди считали, что через духовенство можно общаться с Богом, и если они хотят спасти себя от всевозможных учений, то должны во всём соответствовать указаниям священника. Если человек сам захочет быть священнослужителем, ему необходимо пройти специальный обряд и дать обет. Только после этого он сможет вести богослужения, отпускать грехи и заниматься другими христианскими делами. В католических странах все обряды проходили единообразно, а молитвы читались на латинском языке.

В Средние века православное духовенство подразделялось на 2 вида:

  1. Чёрное — монахи, посвящающие свою жизнь богослужению и полностью отказавшиеся от жизненных соблазнов.
  2. Белое — священники, ведущие службу в церквях и не дающие монашеских обетов.

В католичестве деление было точно таким же, при этом белому духовенству, так же как и чёрному, запрещалось вступать в брак.

Средневековая церковь черные и белые монахи

В христианской церкви в Средние века соблюдалась строгая иерархия. У католиков высшей инстанцией был Папа Римский. Люди считали его земным наместником Иисуса Христа. Главным лицом конкретного церковного округа как в православии, так и в католичестве, были епископы и архиепископы. Дальше шли священники и монахи, а низшую ступень занимали дьяконы, помогающие в проведении богослужений и преподающие в церковных школах.

Жизнь монахов

Жизнь в монастырях раннего Средневековья была достаточно замкнутой. Монахам запрещалось выходить за его пределы, а всё, что может потребоваться для жизни, должно производиться в них. Главным был аббат, которого выбирали священнослужители. Уйти в монастырь может человек любого сословия, но обычно это были знатные люди.

Церковь в средние века

К XVI веку монахи становились богаче, а высшие церковные должности начали покупать и продавать. На территории монастырских земель трудились зависимые крестьяне, а государственные деятели в любой момент могли вмешаться в духовные дела.

В первую очередь священнослужители стали заботиться не о душах христиан, а об увеличении своего богатства. Это вызвало массу недовольств, и церковный авторитет постепенно стал падать. Все последующие года церковь старалась вернуть уважение и доверие людей. Кроме того, стало появляться всё больше еретиков, духовенству приходилось бороться ещё и с ними.

Христианская церковь и духовенство на протяжении многих столетий пользовались большим авторитетом у народа. К сожалению, после волны крестьянских недовольств внутри неё возникли еретики. Несмотря на все попытки борьбы с ними, окончательно избавиться не удалось, и они существовали в течение всего периода средневекового христианства.

Тема устройства средневековой церкви изучается на уроках истории в 6 классе. Чтобы лучше понять её организацию, рекомендуется составить краткий конспект и сравнить основные течения христианства, возникшие после разделения. А также можно составить схему, кратко отобразив в ней структуру и положение духовенства.


Современный христианин и христианин Средневековьяесть ли разница в мировосприятии людей разных эпох? Как жили и молились наши предки? Каким был их уклад и какое место отводилось Богу? О христианстве в Средние века на встрече со студентами Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла рассказал известный писатель, богослов, публицист, проповедник и миссионер протоиерей Олег Стеняев. Мы сделали подборку интересных моментов.

Идеал Средневековья — Царствие Божие на земле

— Средневековье во многом было оклеветано: с одной стороны, протестантами, с другой — сторонниками так называемого Возрождения. Об этом периоде разными авторами сказано много плохого. В действительности же Средние века — золотой период в истории христианства. Мировосприятие наших предков было абсолютно цельным: жизнь не делилась на светскую и религиозную — всё сплеталось в единую ткань.

Сознание средневекового человека глубоко иконографично. Христиане ставили перед собой грандиозную задачу — построить Царствие Божие на земле. Жизнь воспринималась как написание иконы — образа, который указывает на некий первообраз. Люди строго соблюдали заповеди и старались во всем подражать Христу.

Как христиане рай искали и Русское царство росло

Без религиозного энтузиазма это было бы невозможно…

Американский континент с востока стремились освоить европейцы, с запада — мы, православные христиане. Европейские конкистадоры искали Золотой город Эльдорадо, якобы спрятанный в горах. Славяне же пытались отыскать Эдем — рай, который Господь спрятал от грешников. Сохранилась повесть новгородского архиепископа о том, как местные купцы рай нашли.

Эта история раскрывает внутреннее миропонимание средневековых людей. Наши предки действительно хотели найти рай. Религиозный энтузиазм был большой движущей силой, благодаря которой территориальные границы Русского царства сильно расширились.

С другой стороны, великие князья Киевские, Владимиро-Суздальские, великие князья и цари Московские осуществляли миссию собирания русских земель для установления порядка. Они хотели воцерковить людей, дать им закон и обряд для устройства жизни. Обряд для средневековых христиан — широкое понятие: и как храм расписать, и как иконы в доме разместить. Всё имело глубокий смысл…

Средневековая грамотность

Необходимо развеять советский миф о том, что в Средние века большинство людей были безграмотными. Грамотность была тотальной, особенно молитвенная. Анализируя найденные берестяные грамоты, ученые отмечали начитанность людей. В списках древности были цитаты из Псалтири, басен Эзопа, творений Платона, святоотеческой литературы. Речь не идет о князьях и боярах, уровень образованности которых всегда был более высоким, на бересте писали бедные люди.

Наши предки никогда не разлучались со Словом Божиим. Когда греческое Православие приходит на славянские земли, Кирилл и Мефодий делают перевод Нового Завета. На Руси не было латыни, которой никто не понимал. Книги переводили на национальные разговорные языки.

Интересен другой момент. Система теологического догматического образования — позднее явление. Вместе с тем, читая святых отцов, мы этого не чувствуем. Оказывается, школой богословия являлось само православное богослужение. Сегодня оно называется литургическим богословием. Если теологическое богословие — вещь подвижная, любой новомодный богослов может его несколько развернуть, литургическое богословие с древности сохраняет истинность веры в самих богослужебных текстах. Тексты в догматическом смысле гораздо глубже, чем то, что мы можем найти в учебниках по догматике. Это трудно объяснить, но это так…

Псалтирь — самая читаемая книга

Самой читаемой книгой в Древней Руси была Псалтирь. Система обучения чтению была построена именно на ней. По цитатам в берестяных грамотах удалось определить, что наши предки активно изучали Псалтирь, Книгу Притч, Евангелие и Апостол. Если Псалтирь, Евангелие и Апостол не вызывают удивления, то второе место в рейтинге популярности Книги Притч на первый взгляд кажется несколько странным. Однако объяснение есть. В этой книге содержится много советов в области взаимоотношений между мужем и женой, родителями и детьми, детьми и родителями. Поскольку средневековый христианин воспринимал жизнь как единое целое и не делил на мирскую и религиозную, Книга Притч была ему близка. Здесь находились ответы на насущные жизненные вопросы.

Богослужебный круг и молитвы

Средневековые христиане жили суточным, седмичным и годичным кругом богослужений. Оказавшись в церкви, человек легко ориентировался без календаря, достаточно было взглянуть на икону дня на аналое. Утренних и вечерних молитв, в том виде, как у нас с вами, в Средневековье не было. Они появились около XVIII века. Молитвенником Древней Руси был часослов. Он читался на церковном клиросе, по нему совершали утреннее и вечернее правила, повечерие, пели полунощницу.

Особенность древнеславянского текста — отсутствие деления на слова. Текст молитв писался сплошными буквами. Заглавная была только в начале. Что это давало? Если нарезать текст на слова (как у нас с вами), можно читать и думать о чем угодно. Попробуйте соединить слова и во время чтения думать о постороннем — процесс сразу остановится. Слитный текст — это не экономия пергамента, а мудрый подход наших предков к молитве.

Читайте также: