Христианство в китае кратко

Обновлено: 02.07.2024

Малоизвестно, но факт - в первые века нашей эры христианство довольно быстро распространилось по странам, находящимся на огромном перекрёстке культур, верований и традиций - Великом шёлковом пути. Во времена правления династии Тан учение Нового Завета попало и в Китай, где получило небывалый размах.

О том, как распространялось евангельское учение по Великому шёлковому пути и не только, можно посмотреть на этой интерактивной карте .

Византийское предание о том, что в Китае проповедовал апостол Фома, скорее всего просто легенда - до сих пор не было найдено никаких следов деятельности апостола и его учеников на этой земле. Достоверно известно, что первые христианские миссионеры прибыли в Китай из Персии в 7 веке. Их учение вдохновило императора и знать, священные христианские тексты были переведены на китайский, и вскоре в каждом округе Поднебесной (а было их около 400) появилось по христианскому монастырю.

Миссионеры - еретики

Это было время правления династии Тан (618 – 907). Период Тан примечателен небывалой в истории открытостью Китайцев по отношению к иностранцам и другим культурам. Так что в 7 веке сюда также попали ислам, зороастризм и манихейство. Христианство сюда принесли несторине.

Стоит сказать, что несторианство было осуждено Церковью как ересь ещё два столетия назад, на Эфесском соборе в 431 году. Однако опыт этих нескольких персидских миссионеров уникален. Дело в том, что им пришлось адаптировать христианство к совершенно другой, очень экзотической культуре, и как мы увидим дальше, оно поневоле претерпело намного более значительные изменения, чем богословский догмат о двойственной природе Христа, которого они придерживались. Кроме того, сами несториане никогда не идентифицировали себя с другим течением и считали себя простыми христианами.

Несториане оставили свой след в истории своей активной миссионерской деятельностью - они путешествовали в самые отдалённые уголки света, неся с собой новое учение. Их проповедники добрались до Индии, Средней и Центральной Азии и Аравии. Несторианский монастырь недавно был найден в Бахрейне , месте, где ранее считалось, что христиан не было.

Итак, известно, что в 635 году из Персии отправилась небольшая группа миссионеров во главе с епископом Алобэнем - его имя сохранилось лишь в китайской транскрипции. Миссия прибыла в город Чаннань, который был в те времена столицей империи.

Проповедники были радушно приняты при императорском дворе императора Тайцуна и им было поручено перевести священные тексты на местный язык. Император прозвал новое учение цзинтзяо , что в переводе означает "сияющая религия". Есть предположение, что это название исходит от богословского понимания Иисуса как " Света от Света ".

В 638 году император Тайцзун издал указ о веротерпимости - это был первый случай подобного законодательства в истории Китая. Этот указ распространялся и на несторианскую общину в том числе, позволяя им проповедовать в Поднебесной. Он гласил: " не существует дао с постоянным именем, не существует мудреца с постоянным обликом ", причём религия несториан здесь оценивалась как " благоприятная для вещей и людей ".

Император также дал распоряжение о строительстве в столице монастыря с двадцатью одним монахом. В последующие годы несторианские монастыри появились в каждом кинайском округе, которых было тогда около 400.

Глава общины епископ Алобэнь получил титулы " хранителя царства " и " властителя великого закона ". Церковь под его руководством продолжает успешно развиваться даже при усилившихся нападках со стороны буддистов и конфуцианских книжников. Последующий 8 век стал эпохой расцвета несторианской общины в Китае.

В Китае сохранился уникальный памятник тех времён. В 1625 году в пригороде Сианя была найдена каменная стела, надпись на которой начинается заголовком: " Памятник распространения сияющей религии из Дацинь в Китае " ( Дацинь цзинцзяо люсин Чжунго бэй ). Вершина стелы увенчана традиционными переплетающимися драконами, но присмотревшись к ней, можно увидеть и крест. Памятник был датирован 781 годом.

В настоящее время она находится в Китае в музее "Лес стел", а её копии хранятся в Ватикане и Японии. Вот такой текст содержит этот памятник:

«Воистину, Тот, кто чист и мирен, кто будучи безначальным и происхождением всякого происхождения, непостижимым и невидимым, существующий всегда таинственно, до последнего предела, кто содержит сокрытую ось вселенной, сотворил и дал развитие всякой вещи; подающий таинственно бытие всему множеству мудрецов, будучи первым достойным чести, не Он ли наш Бог (Alaha), Троица единая, существо таинственное, нерожденный и истинный Господь?

Разделив формой креста, определяя их, четыре стороны света, он привел в движение изначальный эфир и произвел двойной принцип („инь и ян“). Тьма и пустота были изменены: появились небо и земля. Стали вращаться солнце и луна: появились дни и ночи. Задумав и совершив всякую вещь, Он образовал и составил первого человека, дав ему целостность и гармонию и даровав ему владычество над неисчислимыми творениями. Природа человека изначально была чистой, смиренной и непревозносящейся; его дух был свободен от вожделения и похоти. Но сатана ловко пересеял надежды на высшее счастье и надежды на состояние справедливости и привнес тьму, подобную его собственной тьме состояния греха. Затем, последовали триста шестьдесят пять форм ошибок, спешно и упорно совершающих своё дело, свивающих из зависти нити своих ложных систем чтобы заключить невинных. (…)

Однако второе Лицо Троицы, Мессия (Мшиха), блистающий Господь вселенной, скрыв своё подлинное величие, явился на земле как человек. Ангелы возвестили благую весть: Дева родила Святого. Сверкающая звезда возвещала благословенное событие: Персия, увидевшая это блистание, пришла воздать честь. Исполняя древний Закон, написанный двадцатью четырьмя мудрецами, Он учил как управлять царствами и семьями, следуя его великому плану. Основав новую, неизреченную, религию, Святого Духа, другого Лица Троицы, Он дал человеку способность действовать истинной верой. Установив правило восьми предписаний, Он искупил мир от чувственности, вернув ему чистоту. Широко распахнув врата трех добродетелей, Он ввел жизнь и истребил смерть. Восшедшим светозарным солнцем Он осветил пребывание тьмы; так все коварство демона было разрушено. Управляя судном милосердия, Он привез своих искупленных в пребывание света; так души мертвых были приведены ко спасению.

Исполнив так дело Всемогущего, Он обратился в полный день к стране чистоты. Он оставил двадцать семь книг своего Писания; великие средства преображения были распространены и запечатанная дверь блаженной жизни открылась. Он установил крещение водою и Духом, освобождающее от суетной помпезности и очищающее до возвращения совершенной белизны. (Служители его) носят крест как печать, который простирает Своё влияние во все четыре стороны света и объединяет все без различения. Ударяя в дерево, они возвещают исполненные радости слова любви и милосердия.

Они обращаются к Востоку во время церемоний, они текут путями жизни и славы. (…) У них нет рабов, мужчин или женщин, но держатся все они, благородные и простые, с равным почтением. Они не собирают сокровищ и богатства, но дают собой пример бедности и самоотвержения. Их чистота сердца достигается уединением и размышлением, их аскетизм укрепляется молчанием и бдением. Они собираются семь раз в день на хвалу и славословие и возносят свои молитвы за живых и почивших.

Есть предположение, что стела была зарыта в землю в 845 году во время гонений на буддистов, которые затронули и христианскую общину.

Её находка вызвала настоящий переполох в Европе, где посчитали, что памятник это подделка, цель которой - дать христианству в Китае более глубокие исторические корни. Однако в начале 20 века были найдены и сами несторианские тексты.

В 1908 году П. Пельо нашел первые два текста в пещерах Дуньхуана - Гимн Святой Троице, "Сань вэй мэн ду цзань", приблизительно 800 года, и Канон почитания, "Цзунь цзин", того же времени, который представлял собой несторианские переводы священных текстов.

Иисус Христос на изображении 9 века, найденном в пещере Дуньхуана вместе с рукописями. Реконструкция изображения.

Память о благовестнических трудах апостола Фомы в пределах Китая хранится в церковном предании, и тому есть несколько свидетельств. В службе апостолу Фоме, помещенной в халдейской Минее Малабарской Церкви, несколько раз говорится о том, что апостол пронес евангельское слово в Эфиопию, Индию, Персию и Китай. Книга Соборных постановлений, происхождение которой относится к первым векам христианства, в гл.19 говорит о епископских кафедрах в пределах Китая. История жизни и подвигов апостола Фомы, составленная на основании писаний Оригена и Евсевия, приводит косвенные свидетельства о проповеди Евангелия в Китае. До сего дня предание это сохраняется и среди христиан Индии. Апостол Фома — первый из Небесных покровителей Китая, и по сей день возносящий к Престолу Господню молитвы о сохранении и просвещении вверенной его смотрению Поднебесной страны.

Дошедшие до нас исторические источники свидетельствуют о том, что христианство исповедовали в I — II веках и позднее многие народы, населявшие Западный Китай. С началом гонений на христиан в Китайской Империи и с утверждением в Западном Китае ислама христианство, казалось, окончательно ушло из страны. Однако и сегодня еще можно найти в Китае старинные следы христианства, относящиеся к разным периодам истории страны.
В 1685 г. Господь явил новых Своих святых, покровительствующих Китаю. Русскими первопроходцами Сибири и Дальнего Востока в 1665 г. была построена пограничная крепость Албазин (по имени этой крепости называется и одна из чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Икона эта знаменует покровительство Царицы Небесной над православными Дальнего Востока и Восточной Сибири). Узнав о том, что русские поселились на левом берегу Амура, маньчжуры — обитатели Приамурья — донесли сведение об основании русского форпоста Албазин Китайскому Императору. Последний всеми силами старался вытеснить русских с берегов Амура, на пути его стремлений стояла Албазинская крепость.

По повелению Императора Канси Албазин был взят китайскими войсками в 1685 г. "И приходили под Албазин Китайцы и Албазин град китайцам здаша, и с ними отъехаша в Китай. ". Вместе с пленными воинами в Пекин отправился и священник Максим Леонтьев — тот самый “соборный белый поп”, с которого начинается история Российской Духовной Миссии в Китае, официально учрежденной Императором Петром I в 1712 г.

Святитель Иннокентий Иркутский в сонме святых архипастырей покровительствует Китаю. Он — первый архиерей, назначенный окормлять православных в этой стране. В кондаке мы именуем его “проповедником веры в языцех монгольских”. В 1721 г. он был поставлен во епископа Переяславского и назначен Начальником Российской Духовной Миссии в Пекин. Прибыв в пограничный город Кяхту, он, однако, так и не пересек границы Китая — стараниями католических миссионеров, имевших в то время влияние на двор Китайского Императора, ему было отказано в праве въезда в Поднебесную. Российский посланник пишет в Петербург, что “китайцы взяли суспицию, что будто он, епископ, — превеликая особа, и посланному к ним курьеру говорили, что богдыхан такую превеликую особу принять никогда не повелит, понеже у них великий господин называется папа или кутухта. ”. Впоследствии, будучи первым Иркутским святителем, он открыл миссионерское училище при Иркутском Вознесенском монастыре, где особое внимание уделялось изучению монгольского и китайского языков.

В честь святителя Иннокентия в Китае были основаны Православное Братство, крестовый архиерейский храм в Пекине и миссионерский храм в Тяньцзине. Российская Духовная Миссия особенно чтила его как своего небесного Покровителя. Одной из святынь, хранившихся в Миссии, была митра святителя. Первый епископ Китая, митрополит Иннокентий (Фигуровский), также был наречен в его память.

Двадцатый век, ознаменовавшийся невиданным оскудением веры и умножением беззакония и жестокости, тем не менее, явил многочисленных мучеников и твердых исповедников Православия во всем мире, в том числе и в Китае. История Православия в Китае в двадцатом веке глубоко трагична и, вместе с тем, она является свидетельницей особой святости. В 1900 г. приняли смерть за Христа мученики восстания “ихэтуаней”, а в 60-х годах нашего века Китай обогатился новыми мучениками и исповедниками веры, пострадавшими во время “культурной революции”. Изгнанничество русской полумиллионной эмиграции в Китае дало обильные плоды святости: чудотворцы нового времени — святитель Иона Ханькоуский и архиепископ Иоанн Шанхайский, благочестивые архипастыри, насельники Харбинских обителей, стяжавшие благодатные дары прозорливости, многие тайные подвижники благочестия, имена которых ведает один лишь Бог. Свое последнее пристанище и упокоение в Китае нашли убиенные в Алапаевске в 1918 г. родственники последнего Российского Государя — Императора Николая II. В Пекине до переезда в Иерусалим своими святыми мощами почивали преподобномученицы Елизавета Феодоровна и инокиня Варвара.
Начало XX века – краткий период расцвета Пекинской Миссии. За несколько десятилетий было сделано немало переводов Священного Писания на китайский язык, были переведены основные богослужебные тексты и некоторые труды святых отцов. В те годы Миссия издавала как ученые труды членов Пекинской Миссии, так и церковные книги. В Пекине был основан первый китайский монастырь. В Москве и Петербурге действовали Подворья Пекинской Миссии. По всему Китаю открывались миссионерские станы – к 1918 году Православие приняли около 10 000 китайцев.

Китайская революция 1949 года и последовавшая за ней массовая эмиграция русских беженцев из Китая поставили перед Церковью вопрос о создании Китайской Автономной Православной Церкви. Краткий период 1945 – 1955 годов славен возрождением миссионерского служения Русской православной Церкви в Пекине и Шанхае – были совершены хиротонии первых китайских епископов, продолжалась работа по переводу богослужебных текстов на китайский язык, рукополагались китайские священники и диакона, совершались иноческие и монашеские постриги. Православная Церковь в Китае получила статус автономии в 1957 г.

Возрождение церковной жизни в Китае началось в 80-е годы минувшего века.
Первым открытым храмом стал Свято-Покровский храм в Харбине. Немногие оставшиеся в Харбине русские и православные китайцы получили разрешение молиться в нем в 1986 г. В настоящее время это — единственный православный храм на территории КНР, в котором совершаются богослужения.

На территории Автономного Района Внутренняя Монголии, в Трехречье, проживает около 7 000 православных христиан, в основном русских. Центром их церковной жизни является город Лабдарин. На одной из главных улиц этого города как бы в компенсацию за 18 разрушенных храмов Трехречья власти возвели новый храм в честь святителя Иннокентия Иркутского. Однако до сих пор храм этот не освящен, в нем не совершаются богослужения – по причине того, что священников нет.
В Урумчи в 1986 г. трехтысячная община русских, проживающих в Синьцзяне, добилась разрешения на строительство Свято-Никольского храма. Строительство было завершено к 1990 г. Богослужения в храме, однако, не возобновились — в Синьцзяне также нет священников. Храм так и остался неосвященным до сегодняшнего дня. По праздникам и в воскресные дни православные Синьцзяна собираются сами в храм для молитвы. Власти Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР объявили Рождество Христово нерабочим днем для православного населения. В дни Пасхи местные власти устраивают для православных праздничный банкет. В Синьцзяне православные храмы построены также в Кульдже (Инин) и Чугучаке.
В Пекине вокруг территории Посольства России — бывшей территории Российской Духовной Миссии — до сегодняшнего дня живет около 400 албазинцев. Все они сохранили веру, смогли тайно в годы “культурной революции” крестить своих детей и внуков. В Пекине проживают также один пожилой священник — протоиерей Александр Ду. Несмотря на преклонный возраст он неоднократно обращался к городским властям Пекина с просьбой открыть для православных пекинцев храм, однако всегда получал отказ.

Религиозное законодательство КНР не позволяет совершать неофициальные богослужения, он может только молиться в домах своих прихожан.

На территории Посольства России в Пекине по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 19 апреля 1997 г. был установлен Поклонный Крест в память истории Миссии, православных китайцев и русских китаеведов. В Приветственном Адресе по случаю освящения этого Креста 4 мая 1997 г. Святейший Патриарх выразил надежду на то, что этот Крест будет свидетельствовать грядущим поколениям о подвижнических трудах всех, чья жизнь была связана с Миссией во имя добрососедства между народами наших стран. На территории Посольства сохранился бывший Успенский храм, переделанный в гараж. В августе 1997 г. по инициативе Посольства была отреставрирована и фактически восстановлена часть Западной стены бывшей Миссии, примыкавшая к Успенскому храму.

О былой истории Миссии в Пекине сегодня напоминают только камни — остатки надгробий русского кладбища за бывшими Аньдинмэньскими воротами города. Еще в 1986 г. на территории Парка Цинняньху, в который было обращено кладбище, был разрушен Свято-Серафимовский храм. Бывшая Посольская Церковь в районе Наньтан разрушена была в 1991 г. В пекинском Музее колоколов хранятся два русских колокола — один снят с колокольни Миссии, другой — со Свято-Серафимовского храма. В одном из музеев Пекина хранится надгробная плита Начальника 1-й Духовной Миссии, архимандрита Иллариона (Лежайского).

Около 30 православных китайцев живут в Шанхае. Так же как и в Пекине, власти не соглашаются до сего дня открыть в Шанхае Православный храм. Городские власти Шанхая объявили архитектурными памятниками и взяли под свою охрану два сохранившихся православных храма города — кафедральный собор в память иконы Божией Матери “Споручница грешных” и Свято-Николаевский храм, воздвигнутый в память об убиении Императора Николая II. Рядом с кафедральным собором сохранился архиерейский дом. В самом соборе открыта биржа, а в Свято-Николаевском храме — ресторан.

17 февраля 1997 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил в связи с исполняющимся в 1997 г. 40-летнм юбилеем дарования автономии Китайской Православной Церкви в более полной мере осуществлять попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви. Принято было также решение о том, что впредь до избрания Поместным Собором Китайской Автономной Православной Церкви своего Предстоятеля каноническое попечение о приходах на территории КНР осуществляется Патриархом Московским и всея Руси.

Поистине скорбями и болезнями надлежит нашим современникам исповедовать свою веру. Любовь ко Спасителю — то основное стремление души, которое соединяет нас со святыми минувших времен и делает нас их преемниками. По неложному обетованию Божьему врата ада не смогут одолеть Церковь, и, верим, обетование это касается и Китая. Русский и китайский народы не смогут развить полноценных отношений и по-настоящему понять друг друга, если не обратятся к духовным истокам своего бытия. Особое место в развитии отношений между народами России и Китая может иметь Православие, ибо без религиозного осмысления бытия отношения развиваются лишь поверхностно, в соответствии с законами падшего человеческого естества.
Китайская Автономная Православная Церковь сегодня, пожалуй, единственная Православная Церковь в мире, испытывающая притеснения и давление со стороны властей. Не решены вопросы с рукоположением священнослужителей, зачастую не возвращены Церкви храмы, нет возможности издавать Священное Писание и богослужебные книги, получать церковное образование. Сегодня Русская Православная Церковь готова поддержать Китайскую Автономную Православную Церковь и способствовать решению ее проблем.

Христианство в Китае: с времён апостольских до XIX в.

Первые христиане прибыли на Китайскую землю ещё во времена апостолов. И если теперь спросить китайца, что он знает о христианстве, то он вспомнит о миссионерах, рассказывающих о Спасителе. Для китайцев эта тема стала частью их истории эпохи процветания Китайской империи, чему сохранились даже некоторые археологические доказательства, которые дополняет уже более поздняя история возникновения Русских Духовных Миссий в этой стране.


Содержание:

Апостол Фома и первые христиане в Китае

Первые века по нашему летоисчислению для Китая были очень благоприятными, империя начала стабилизироваться, расцветали производство и культура, успешными была как внутренняя, так и внешняя политика [1] . Именно в первые века христианство попало в эту цветущую империю. Суще­ствует предание, что первым христианином, прибывшим на Китайские земли, был сам апостол Фома с небольшим количеством учеников.


Есть археологическое доказательство попадания раннего христианства в Поднебесную


К сожалению, у нас очень мало источников присутствия христиан в Китае до эпохи Тан, а потому утверждать, что сами китайцы приняли христианство в первые века весьма затруднительно. Достаточно затруднительно говорить и о сильном влиянии раннего христианства на китайскую культуру первых веков.

Свидетельство Несторианской стелы



В том же году был построен несторианский монастырь Да-циньсы, по при­казу Тайцзуна, на деньги императорского дворца. Сам император в знак благоволенья сделал надпись на стене этого монастыря [12] .

Многие китайцы стали несторианами. Из надписи на стеле известно, что в каждой области были построены церкви, и всего их было 358. Возможно, цифра преувеличена. В тот период с уверенностью можно говорить об 11 несторианских церквей [13] .


В России в XVII веке расширилась граница с Китаем, и рядом был образован город Албазин, где стали устраиваться поселения


Из известных китайцев того времени благоволил несторианам Цзы-и ― главнокоманду­ющий китайской армией и первый министр империи. Он жертвовал много средств на восстановление и постройку церквей, раздавал милостыню монахам и священникам [14] .

Также можно вспомнить Ису, который родился в семье несторианского священника, сам был одновременно несторианским священником и занимал высо­кий пост в армии Китая, его благотворительная деятельность и военные успехи прославили его на всю страну [15] .

Или, например, епископ Адам, по китайски Цзин-цзин, ученый миссионер, об­ладал большими знаниями в области китайской литературы и филологии, был приглашен буддистами для помощи в переводе их религиозных книг. Именно он и составил текст вышеупомянутой стелы [16] .

Деятельность Российских Духовных Миссий

Следующий виток развития православия в Китае начался после заключе­ния Нерчинского договора в 1689 году. По этому договору Россия получила право торговать в Китае. В Пекине начинают появляются торговцы из России, которые часто обращаются за помощью к албазинцам, так как не успели выучить китайский язык и изучить местные обычаи.


В 1732 году на Северном подворье (Бэй-гуан) была построена каменная церковь и освящена во имя Успения Божией Матери


Четвертая Миссия во главе с архимандритом Гервасием пробыла в Пе­кине десять лет (1745-1755), хотя назначено ей было только пять. Члены этой Миссии пользовались большим уважением среди китайцев.

Начальник пятой Миссии архимандрит Амвросий Юматов (1755-1771) об­ладал выдающимися способностями и выказал себя как незаурядный дипломат, талантливый миссионер и хороший хозяин. Он давал Синоду подробные отчеты по своей работе, обратил внимание на заброшенное состояние албазинцев, которые утратили веру. Увещевая их и ставя в пример православных отцов, он крестил более двухсот человек и привел в должный вид и порядок церкви и все здания Миссии [37] .

Отдельное внимание необходимо уделить архимандриту Иакинфу (Бичурину). Это одна из самых выдающихся, но при этом неоднозначных личностей в истории нашей миссии в Китае. Преподавал в Казанской духовной семинарии, был отправлен под запрет на короткий срок. В Китае он оказался после назначения его главой 9-й Пекинской духовной миссии и настоятелем Пекинского Сретен­ского монастыря. В Пекин прибывает 10 января 1808 года. Он проделал ги­гантскую научную работу. Один сделал в пять раз больше, чем те, кто был до него [39] . Уехал из Китая 15 мая 1821 года. Впоследствии его обвинили в халатном отно­шении к своим обязанностям и вновь запретили. Работал над своими трудами до конца дней, в 1853 году умер в своей келье Александро-Невской Лавры.

После архимандрита Иакинфа был архимандрит Петр (Каменский), но на фоне предшественника его труды не были оценены по достоинству, и большая часть осталась в рукопи­сях, так и неизданная.

По поручению Российского Министерства Иностранных Дел, с полного согласия и одобрения Китайского Правительства, Российская Духовная Миссия в Китае до 1864 года нередко служила посредницей при дипломатиче­ских и торговых сношениях России и Китая и с большим успехом выполняла все возложенные на нее поручения. За время посредничества Миссии, в течение по­чти ста пятидесяти лет, между двумя великими народами — китайским и русским ― сохранялись наилучшие отношения. В ведении Миссии находились командируе­мые Министерством Иностранных Дел ученики, для изучения китайского, мань­чжурского и тибетского языков. Из них потом вышли первые русские дипломаты и консулы на Дальнем Востоке.

диакон Александр Поляк-Брагинский

Ключевые слова: Китай, апостол Фома, Несторианская стела, русские, Пекин, православие, главы Китайских Миссий

[2] Ломанов А.В. Раннехристианская проповедь в Китае [Электронный реусрс] // URL:

[4] Цит. по: Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. ― М.: Научно образовательный форум по международным отношениям, 2007. ― С. 17.

[6] Цит. по: Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. ― М.: Научно образовательный форум по международным отношениям, 2007. ― С. 16.

[8] Сальников С. В. К истории распространения несторианства в Китае // Вестник Челябинского университета. Сер. 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. № 1 ― Челябинск, 2002. ― С. 110.

[12] Сальников С. В. К истории распространения несторианства в Китае // Вестник Челябинского университета. Сер. 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. № 1 ― Челябинск, 2002. ― С. 112.

[18] Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. ― М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. ― С. 18.

[20] Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. ― М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. ― С. 19.

[21] Российская духовная миссия в Китае. 12 октября 1946 г. // Китайский благовестник. ― Пекин-Шанхай 1946. ― С. 18.

[23] Непомнин О. Е. История Китая. Эпоха Цин XVII ― начало XX века: Ин-т востоковеденья. ― М., Вост. институт,2005. ― С. 74.

[24] Российская духовная миссия в Китае. 12 октября 1946 г. // Китайский благовестник. ― Пекин-Шанхай 1946. ― С. 18.

[26] Поздняев Д., свящ. Албазинцы // Православная энциклопедия. Т.1. ― М.: Церковно-научный центр “Православная энциклопедия”, 2004. ― С. 448.

[27] Российская духовная миссия в Китае. 12 октября 1946 г. // Китайский благовестник. ― Пекин-Шанхай, 1946. ― С. 19.

[30] Российская духовная миссия в Китае. 12 октября 1946 г. // Китайский благовестник. ― Пекин-Шанхай, 1946. ― С. 19.

[37] История Пекинской Духовной Миссии (1745-1808) [Электронный ресурс] // URL:

[38] Российская духовная миссия в Китае. 12 октября 1946 г. Китайский благовестник. ― Пекин - Шанхай 1946. ― С. 20.

[39] Хохлов А. Н., свящ. Иакинф (Бичурин) // Православная энциклопедия. Т.20. ― М.: Церковно-научный центр “Православная энциклопедия”, 2004. ― С. 428.

Эта статья посвящена христианству в Китае .

Резюме

Наименования

Источники переписи

В 2010 году исследовательский центр Pew Research Center провел тщательное сравнение различных источников статистики: Китайская академия социальных наук опубликовала в своей Синей книге по религии цифру о 29 миллионах христиан, 2,1% населения, в то время как другая крайность: Всемирная христианская база данных насчитывает 108 миллионов человек, или 8%. Исследовательский центр Pew Research Center пришел к выводу, что в 2010 году в Китае было 67 миллионов христиан (5% населения), включая 58 миллионов протестантов и 9 миллионов католиков. Со своей стороны, ЦРУ сохраняет процент христиан в Китае в размере 5,1%, то есть за счет увеличения общей численности населения на 71 миллион человек в 2020 году.

Китайская официальная статистика объявляет на 2014 год 2,53% христиан. Анализ религий преимущественно китайских провинций Хань, проведенный этим же институтом в 2012 году, выявил 1,8% протестантов и 0,4% католиков в этой группе населения.

Трудность получения последовательных цифр связана со следующими трудностями:

История

В церкви Востока в средние века: на протяжении своего путешествия, паломники обнаружили христианские общины с церквей и монастырей , чтобы приспособить их

династия Тан

Христианство было введено в 635 , через священника Алобэнь , персидский монах из сирийского Церкви и который построил церковь в Чанъань , столицу династии Тан (618 - 690 затем 705 - 907) в 638, событие , переданное SO- называется несторианская стела из 781 .

Тан Уцзун (годы правления 840 - 846) написал в 845 году указ против христиан, а также манихеев и буддистов , он считал эти религии чужеземными . Это начало Великого Гонения . Он умер на 20 апреля 846 г. , отравленный эликсиром долголетия, данным ему даосским монахом. Вскоре после этого его преемник Тан Сюаньцзун объявил всеобщую амнистию, положившую конец преследованию.

Во времена династии Тан китайцы имели полный суверенитет над Кашгаром , расположенным в протекторате западных регионов , и основали там гарнизон. Есть еще несторианского епископа к XIV - го века .

Династия Сун

Династия Юань

Христианство сирийского происхождения

Тогрил (или Онг-хан) из несторианского христианского племени Кераит является кровным братом Йесугей ба'атур , отца Чингисхана , он играет важную роль в возвышении последнего. В XIII - го века , среди потомков Чингисхана , основателя Монгольской империи , Тулуй , его любимого сына, выходит замуж принцесса Soyughaqtani и сохраняет с ней церковь несториан . Их сыновья Монгке и Кубилай наследуют титул кагана и воспитываются вместе со своими братьями Хулагу и Арик Бока в духе христианской веры, но монгольская яса запрещает им креститься. Под царствований Ögödei , Гуюк и Мункэ , христианство продолжало развиваться в соответствии с обрядами несторианского церкви. Несториане все еще были активны во время династии Юань (монгольская династия, правившая Китаем от Хубилай-хана ) во Внутренней Монголии , особенно в Улан-Чабу .

Sorgaqtani , khatoun (Императрица) и жена Толуя , мать Мункэ , Хубилай и Houlagou был из кераитского племени , в основном несторианского веры. Докуз Хатун , жена Хулагу, тоже была.

Католические миссионеры

В XIII - м веке под династии Юань , монгольские , посольства направляются в Монголию , чтобы оценить опасность представлял Монгольской империи в полном расширении, которое вскоре будет занимать весь Северо - Восточной Азии, так как часть Ближнего ВОСТОКА, Украины и Литва, вплоть до Китая. Первым папа Иннокентий IV послал францисканца Жана де План Карпена (1182-1252) в Китай в 1245-1247 годах, затем король Людовик IX сказал, что Сен-Луи отправил другого францисканца, Гийома де Рубрука в 1253-1254 годах, но если они приносят ценные наблюдения и истории, ни один из них не преуспевает в серьезной евангелизации в Китае, где несториане остаются единственными христианами. С другой стороны, династия Юань находилась под сильным влиянием ислама , который утвердился в разных частях Китая, с массовыми обращениями даже в Синьцзяне .

Наконец, с 1294 года настоящая католическая миссионерская деятельность развернулась среди монголов и в Китае под руководством францисканца Жана де Монтекорвино (1247-1328), посланного Папой Николаем IV . Последний не может превратить великий хан Хубилай - хан (который царствовал над Китаем от 1279 до 1294 ), потому что Хубилай - хан был уже слишком привержен буддизм : он выступает за Сакьяп школу из тибетского буддизма и выбрал Пагб-ламу , как Dishi (имперскую учитель) , и заставил его построить храм Чжэньцзюэ в Камбалуке (Пекин) и другие храмы по всей Китайской Империи . Однако он обратил определенное количество дворян, в том числе некоторых несториан, открыл первую церковь в Пекине в 1299 году, а затем вторую, напротив Императорского дворца, в 1305 году. миссия Жана де Монтекорвино, Папа создает для него архиепископство Камбалюк и посылает ему новых миссионеров. Другой одорик- францисканец из Порденоне , совершивший почти 15- летнее путешествие по Азии между 1316 и 1330 годами, прожил в Пекине 3 года, вероятно, с 1324 по 1327 год, служа одной из церквей, основанных архиепископом. Жан де Монтекорвино, при этом время очень старое. Однако после его смерти в 1328 году , его работа распадах и в конце концов исчезает, поэтому миссионеры jéusuites XVII - го века , не будет даже знать. С 1368 года Мин , столь же ксенофобный, как прежде династия Юань, был терпимым, положил конец всякой евангелизации и изгнал иностранных христиан.

Династия Мин


Святой Франциск Ксаверий был у истоков первой иезуитской миссии в Китай в 1552 году . Однако он умер в том же году на острове Санциан, не достигнув материка.

В 1555 году доминиканец Гаспар де ла Круа, родом из Эворы и религиозный из монастыря Азейтао, и один из двенадцати доминиканцев, которые первыми перешли из Португалии в Индию , успешно вошли в Китайскую империю.

Немецкий миссионер-иезуит Иоганн Адам Шаль фон Белл прибыл в Макао в 1619 году .

Первые протестантские миссионеры

Династия Цин

Иоганнес-Адам Шалл фон Холл становится диди (императорским наставником) императора Шунжи из династии Цин.

Французский миссионер из графства Фландрии , Фердинанд Вербист , достиг Макао в 1658 году и вступил в Пекин, столицу нового, так как 1644 , династии Цин , по просьбе Johannes-Адама Шаля. Они оба становятся императорскими наставниками императора Канси .

Ссора Обряды и запрет в 1744 нехристианских обрядов на бычьем Omnium sollicitudinum от Бенедикта XIV . нанес им последний удар; при династии Цин в 1773 году папа приказал закрыть их миссии.

С 1830-х годов лазаристские миссионеры со своей базы в Макао основывали христианские общины в полутекретном режиме. В 1844 году, в качестве дополнения к Договору Вампу , Франция получила от имперского правительства видимость легализации.

В середине в XIX - го века , после Первой опиумной войны (1842 г.), католические миссии возобновили и протестанты присоединились к силе, особенно методисты , в прибрежных районах. Лидер восстания тайпинов был частично вдохновлен учениями миссионеров, чтобы построить идеологию своего движения. До появления Китайской Народной Республики многие китайско-западные культурные обмены происходили через христианские миссии, которые основали образовательные учреждения.

В 20 февраля 1846 г. под давлением Франции короля Луи-Филиппа император Даогуан разрешил исповедовать христианство и запретил преследования. Однако они возобновляются через несколько лет.

Китайская Народная Республика до 1978 г.

Как только Коммунистическая партия Китая пришла к власти , были проведены переговоры с лидерами христианских церквей, чтобы поставить их под контроль правительства. Эти переговоры приводят к созданию государственных христианских структур: Китайской католической патриотической ассоциации или Протестантского Патриотического движения трех автономий .

Во время Культурной революции , с 1966 по 1976 год, все религиозные выражения были запрещены, а христиане подвергались преследованиям, что ускорило сплочение китайских христиан в подпольные домашние церкви .

Китайская Народная Республика с 1978 г.


Однако христианское население растет, особенно среди протестантов, которые в 2020 году будут насчитывать от 40 до 60 миллионов верующих, или 3% населения.

В тибете


Cizhong католическая церковь возле реки Ланьцанцзян ( Меконг ) в Cizhong, в провинции Юньнань , Китай . Он был построен французским миссионером в середине XIX - го века , но был сожжен во время движения против иностранцев в 1905 году и восстановлен в 1920 - е годы [см. обязательно] Члены церкви преимущественно тибетцы . Поскольку регион этнически разнообразно, есть также шесть других этнических групп, Хань , Наси , лису , Yi , Бай и Хуэй .

католицизм

В настоящее время в Китае сосуществуют две католические церкви, которые стремятся все ближе и ближе: патриотическая , официальная церковь , духовенство которой напрямую назначается Коммунистической партией; и другая, подпольная церковь , епископы которой тайно назначаются Ватиканом.

Китайская Народная Республика и Святой Престол до сих пор не установили дипломатические отношения, несмотря на неоднократные попытки Пап Иоанна Павла II и Бенедикта XVI. Нунциатура находится в Тайбэе на Тайване .

Протестантизм

Таким образом, два компонента китайского протестантизма:

  • с одной стороны, официальные церкви, контролируемые с 1954 года Патриотическим движением трех автономий (MPTA) и которые в 1980 году создали Христианский совет Китая , член Всемирного совета церквей с 1991 года, который объединяет 26 миллионов человек. Христиане,
  • и, с другой стороны, диссидентские церкви, известные как домашние церкви , для которых разумная оценка численности в 2010 году составляла 35 миллионов членов.

Китайский протестантизм не является конфессиональным, с одной стороны, потому что некоторые миссионерские общества, такие как Внутренняя миссия Китая , с самого начала были экуменическими, а с другой стороны, из-за насильственного объединения под властью органов, созданных китайским правительством.

Православная Церковь

Читайте также: