Христианство в эпоху возрождения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance) представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями.

Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.

В данной статье мы хотим кратко осветить ключевые моменты эпохи Возрождения, и рассказать интересные факты из этого исторического периода.

Эпоха Возрождения кратко

Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.

Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.

Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки. А именно в них содержалось множество античных источников, которые в Европе того времени практически не были известны.

В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.

Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
  2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.

По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.

Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

Литература Возрождения

Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).

Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.

В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность.

Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).

Философия эпохи Возрождения

Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.

Николай Кузанский – один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.

Леонардо Бруни – итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

Знаменитые деятели, ученые и философы Ренессанса — Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно заслуживают отдельных статей.

Kopernik-Bruno-Galiley

Кратко лишь можно сказать, что Коперник (см. интересные факты о Копернике) произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

Мартин Лютер – выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения – протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

Художники эпохи Возрождения

Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

Леонардо да Винчи – один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен (см. интересные факты о Леонардо да Винчи).

Теперь вы знаете о том, что собой представляла эпоха Ренессанса. Мы постарались кратко осветить ключевые направления культуры, искусства и науки Ренессанса, а также рассказали о наиболее значимых представителях этих направлений.

Кстати говоря, рекомендуем посмотреть замечательные фотографии о том, как бы выглядели современные звезды в эпоху Возрождения. Очень интересно и увлекательно.

Духовно-интеллектуальные традиции и истоки западного и восточного христианства. Особенности христианизация в эпоху Возрождения и Нового времени. Протестантизм и антикатолицизм Нового времени. Христианизация идеи палингенесии в немецком романтизме.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.08.2010
Размер файла 46,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Христианство в европейской культуре эпохи Возрождения и Нового времени

1 Духовно-интеллектуальные традиции западного и восточного христианства и истоки новоевропейской науки

Несмотря на достаточную разработанность проблемы генезиса новоевропейского естествознания, эта тема не утратила своей актуальности, т.к. даёт ключ к пониманию природы и характера современной науки, что, в свою очередь, позволяет определить настоящее и возможное будущее индустриальной цивилизации. Наибольший интерес здесь представляет вопрос предыстории и оснований современной науки, относящийся к XI-XVI вв., в которые происходит пересмотр принципов античной онтологии и логики. Именно в этот период осуществляется переход к иному типу мышления и миропонимания, составившие предпосылку науки и философии Нового времени.

Западноевропейская наука основывается на так называемом рационалистическом убеждении, претендуя на понимание природы вещей. Основания и механизм такого рационального познания природы начинают формироваться в христианстве, а точнее в западной христианской духовно-интеллектуальной традиции. Христианство -- это сложная вера, и её последствия различны в разных контекстах. Христианство, особенно в своей западной форме, -- наиболее антропоцентрическая из всех мировых религий. Отношение человека к природе определяется во многом тем, что он, как и Бог, трансцендентен по отношению к миру. Противостоя древнему язычеству и азиатским религиям, за исключением, возможно, зороастризма, христианство не только установило дуализм человека и природы, но и настояло на том, что воля Божия именно такова, чтобы человек эксплуатировал природу ради своих целей. Христианство открыло психологическую возможность пользования природой в духе безразличия к самочувствию естественных объектов.

Чтобы понять разницу в духовно-интеллектуальных традициях восточной и западной христианских традиций необходимо увидеть отличия в тональности благочестия и мышления, хорошо раскрытые исследователями, сравнившими теологии греко-византийской и западной церквей. В восточно-христианской традиции грех -- это слепота разума и спасение следует искать во внутреннем просвещении и в ортодоксии, т.е. в сфере чистого мышления. Западно-христианская традиция понимала грех как нравственное зло, поэтому спасение необходимо искать в правильном поведении. Отсюда два разных вектора развития: один -- созерцательный, другой -- деятельный. Соответственно в этих двух христианских традициях сформировалось различное понимание природы и отношение к ней.

Природа, сотворённая Богом, несёт в себе проявления божественной ментальности. Религиозное исследование природы в целях лучшего понимания Бога известно как натуральная теология. В ранней церкви, а особенно на греческом Востоке, природа постигалась, прежде всего, как символическая система, через которую Бог обращается к людям и говорит с ними. Такое отношение к природе по существу есть художественное, исключающее инструментальное отношение.

В ожесточённой полемике того времени вокруг аверроизма, получившего широкое распространение благодаря учению Сигера Брабанского, постепенно формировалось и укреплялось понимание того, что вера в сотворение мира означает возможность естествознания, а вера в господство человека над природой подразумевает, что само господство -- это гуманитарный долг. С XIII века и далее любой крупный учёный, включая Ньютона и Лейбница, объяснял мотивы своей работы в религиозных терминах. В XVII в. Ф. Бэкон уже в явном виде определил связь между вероучением и западным отношением к природе. Позднее в этом же столетии основные идеи его подхода были приняты и Королевским научным обществом. Двести лет спустя под знаменем всё тех же верований наука уже стала систематически применяться в технике и медицине и программа Бэкона начала полностью реализовываться.

Изменение средневекового взгляда на человека и природу в рамках духовно-интеллектуальной традиции западного христианства, соединённое с христианской телеологической идеей линейного прогресса привело к тому, что развитие науки и техники стало приобретать самостоятельный характер, определив специфику дальнейшего развития западноевропейской цивилизации.

2 Христианизация эпикуреизма в эпоху Возрождения и раннего Нового времени

В XIII веке Альберт Великий обвинил в эпикуреизме парижского богослова и философа Давида Динанского, развивавшего пантеистическое учение о материи. Альберт указывал, что Эпикур, также как Анаксагор, аль Фараби, Авиценна, Абубацер и Аверроэс, враждебен христианской вере и теологии. В общественном сознании укрепилось, идущее от Нового Завета и от отцов церкви, отношение к эпикурейцам как к враждебным церкви безбожникам, признающим лишь удовольствия плоти.

Изменение отношения к эпикуреизму, также как переосмысление средневековой картины мира, отказ от телеологизма и теоцентризма, перенесение философского интереса на проблемы морали, связано с возникновением гуманистической философии. Гуманисты стремились создать этическую доктрину, основанную на представлении о единстве в человеке материального тела и божественной души, в котором природное и божественное находятся не в противоборстве, а в гармонии. В отличие от традиционного христианского представления о том, что во имя спасения души необходимо преодолевать земные соблазны, гуманистическая этика провозглашала основным принципом существования человека -- следование природе. Гуманисты противопоставляли христианскому аскетическому отрицанию мира приятие земного существования со всеми его радостями. Этим объясняется возрождение гуманистами эпикурейской этики, прежде всего, учения о наслаждении.

В XIV веке была распространена и официально признана церковью точкой зрения, что эпикуреизм -- безнравственное и безбожное учение. Эудженио Гарэн цитирует в одной из своих статей трактат некоего доминиканского монаха, жившего в XIV веке и писавшего, что афинский философ Эпикур был автором множества сочинений, в которых отрицал божественное провидение, вмешательство бога в дела людей, считал, что все происходит случайно и невозможно предсказать будущее, что высшее благо -- наслаждение и что душа гибнет вместе с телом [6].

Христианизация эпикуреизма была продолжена в XVII веке во Франции. В общественном сознании, с одной стороны, эпикуреизм ассоциировался с безбожием, с другой -- развитие естествознания способствовало распространению атомизма, и поэтому это учение, чуждое иммортализму, провиденциализму и представлению о сотворении мира, подверглось христианизирующей обработке. В этом отношении чрезвычайно интересна позиция францисканца-минима Марена Мерсенна, который использовал учение Эпикура о богах для критики деизма и атеизма своего времени [16].

Начавшаяся еще с Эразма христианизация Эпикура привела к возникновению парадокса: эпикурейский атомизм был очищен от еретических идей (прежде всего, отрицания провидения и смертности души) и соединен с креационизмом, а сам Эпикур был превращен в моралиста-аскета пуританского толка. В этом преуспевали как католические, так и протестантские авторы (к примеру, францисканец Легран и Дюрондель [17], кальвинист, проведший большую часть жизни в Голландии).

3 Ренессансное христианство и его особенности

Дабы избежать дальнейших недоумений, следует предварительно уточнить некоторые положения. Во-первых, говоря о культуре Возрождения, я, вслед за Л.М. Баткиным, не считаю ее тождественной культуре эпохи Возрождения. Если культура Возрождения объединяла только те явления, которые выражали сущность новой духовной общности, то культура эпохи Возрождения является более широким понятием, и следовательно включала те стороны культурной жизни эпохи которые не только не были ренессансными, но зачастую были враждебны культуре Возрождения [4]. Доминирующим идейным течением всей ренессансной культуры, был гуманизм и те направления возрожденческой мысли, которые испытали его значительное влияние, а именно ренессансный неоплатонизм и ренессансный аристотелизм. Под гуманизмом же я, следуя П. Кристеллеру, подразумеваю ту классическую направленность, которая выразилась в создании системы наук, именовавшейся в XIV -- XVI веках studia humanitatis и включавшей грамматику, риторику, поэтику, историю и моральную философию, то есть программу, воплотившую в наибольшей степени процесс возрождения древнего наследия, давший эпохе её название [5]. В дальнейшем я буду употреблять понятия гуманистическая и ренессансная религиозность как синонимы.

Во-вторых, определенное противоречие возникает при сопоставлении светского характера программы гуманистических занятий с тем обстоятельством, что сами гуманисты постоянно настаивали на своей приверженности к христианству. Выход можно найти, если учесть, что гуманисты, начиная с Ф. Петрарки, не избегая богословских вопросов, провозгласили свободу выбора авторитета, взяв за правило при обсуждении религиозных и церковных проблем полагаться на собственные суждения и аргументацию. При этом они, невзирая на общепринятые представления и расходясь зачастую с основополагающими положениями тогдашней католической доктрины, всегда старались представить свои идеи согласованными с неким довольно широким христианским представлением [6].То есть гуманистическая практика позволяла свободное суждение о религиозных вопросах, что вполне соответствует тому изначальному значению, которое вкладывал в понятие свободомыслие его создатель -- Э. Коллинз.

Итак, очевидно, что гуманистическое понимание христианства связано с важнейшим делом гуманистов -- восстановлением древней культуры. Но, как уже не раз отмечалось, это восстановление носило ограниченный характер и касалось, главным образом, памятников древней словесности. Итогом было создание того свода античных авторов, который просуществовал до конца XIX века, когда он стал пополняться находками папирусов. Для нас важно то, что, начиная с Петрарки, в число классических авторов включались и раннехристианские писатели. Так постепенно создавалось представление о единой античной словесности, как языческой, так и христианской, на основе общности риторических, стилистических и лингвистических принципов. В этом проявляется во всей полноте ренессансное стремление обратиться к обоим равновеликим источникам европейской культуры (в известном смысле через голову предшествующей традиции) [9].

Обращение гуманистов к патристическому наследию не может быть сведено лишь к утилитарно-апологетическим целям. Разумеется, признания, пусть и с оговорками, необходимости изучения античных писателей, которые содержатся в сочинениях Василия Великого, Иеронима, Августина и др., стали главным арсеналом аргументов в борьбе с противниками новой учености. Но не менее важное значение имела сама литературная практика отцов церкви, столь отличная от богословских писаний высокого средневековья и демонстрировавшая возможность сочетания христианских идей со стилистическими приемами и жанровой системой, близкой к языческим образцам. Отсюда стремление к систематизации и восстановлению лакун, когда дело касалось сочинений латинских отцов, и практически новое и всеобъемлющее открытие для Запада греческих [10]. Важность последнего до сих не осознается во всей полноте.

Влияние патристической литературы на ренессансных мыслителей было, по мнению П. Кристеллера, в большей степени литературным и философским, нежели религиозным и богословским [12]. Но нельзя не признать, что оно оказало огромное влияние на ряд проблем, традиционно принадлежавших сфере теологии, вызвавших наиболее пристальное внимание гуманистов. Это касалось важнейшего для гуманистической антропологии учения о достоинстве человека, где сказалось влияние Лактанция, Августина и Немесия Эмесского, сочинение которого тогда еще приписывали Григорию Нисскому [13]. Не менее важное значение уделялось в XV-XVI веках учению о бессмертии души. Оно как бы дополняло доктрину достоинства человека, и в гуманистической трактовке обещало наслаждение посмертной славой и почти полностью устраняло посмертные наказания. Здесь сказывалось влияние христианских платоников Оригена и Августина. Кроме того, некоторые гуманисты платоники способствовали разработке и принятию догмата о бессмертии души на V Латеранском соборе [14]. Учение о свободе воли, разрабатывавшееся в трудах Л. Валлы и Дж. Пико делла Мирандолы также испытало воздействие идей патристических писателей. Если в первом случае это был Августин, то во втором Ориген и тот же Немесий [15].

Разумеется, гуманисты предложили свою трактовку святоотеческого наследия, но в данном случае речь идет не о том, насколько эти положения соответствовали истине, а о том какие положения защищались с их помощью. В ряде случаев гуманисты расходились с патристическими положениями, но в таких случаях они просто умалчивали это. А в трактовке вопроса о первородном грехе часто принимали точку зрения Пелагия, провозгласив, что природа человека после грехопадения не изменилась. Этот аргумент оппонента Августина позволил Валле совместить августинианскую по сути трактовку учения о предопределении с гуманистической доктриной о врожденной склонности человека к добру [16].

Тот факт, что Фичино признает христианство родовым понятием для других видов религии не следует преуменьшать, но не следует и преувеличивать, поскольку фичинианское христианство во многом совпадает с тем измышленным им и другими платониками образом, который получил название всеобщей религии [20].

Общеизвестно влияние ренессансных идей на изобразительное искусство. Одним из его проявлений была так называемая скрытая секуляризация, придававшая мирской характер священным сюжетам и сакрализировавшая земное бытие [26]. Но наряду с этим следует обратить внимание на конкретные случаи проникновения в возрожденческую иконографию гуманистических идей. Этому способствует появления в последние в последние годы в русском переводе некоторых классических работ Э. Панофского [27].

Разумеется данный обзор ренессансного понимания религии отражает в первую очередь итальянскую ситуацию. Но уже частое, по ходу изложения, обращение к наследию Эразма, показывает, что во многом, пусть с существенными отличиями, этой модели следовали и северные гуманисты, внесшие существенный вклад как в библейскую текстологию и в патристические штудии, так и в развитие идеи мира исповеданий. Но особой похвалы заслуживает то, что, развив начинания итальянских печатников и собирателей текстов, они создали законченный ренессансный тип филологически обоснованных и комментированных изданий священных текстов.

4 Протестантизм, антикатолицизм и британское национальное самосознание Нового времени

Интересно, что Хогарт, будучи антикатоликом, при создании позитивного образа британцев подчеркивал их силу, мощь, патриотизм, достаток, весёлый нрав, никак не связывая данные добродетели с протестантизмом и считая их вполне самодостаточными. В XVIII в. столь светская позиция встречалась весьма редко, однако в дальнейшем постепенно происходит размывание протестантизма как основы национального самосознания. Этому способствовали следующие обстоятельства.

История эпохи Возрождения начинается в XIV веке. Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в Европе Средневековую культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI–XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

эпоха возрождения кратко

Немного общих сведений

Эпоха Возрождения (кратко основные черты описаны в нашей статье) оставила свой идейный и культурный отпечаток на всех государствах Европы. Но для каждой отдельной страны существуют индивидуальные исторические границы эпохи. А все - из-за неодинакового экономическо-социального развития.

Возникло Возрождение в Италии. Здесь его первые симптомы были заметны в XIII–XIV столетиях. Но твердо эпоха укоренилась только в 20-х годах XV века. В Германии, Франции и других державах Ренессанс возник намного позже. На окончание XV столетия выпадает наивысший расцвет Возрождения. А уже в следующем веке отмечается кризис идей этой эпохи. В результате случившегося инцидента возникает барокко и маньеризм.

искусство эпохи возрождения

Что собой представляла данная эпоха

Время эпохи Возрождения – это период, когда начинается переход от средневекового феодального общества к буржуазному. Это именно тот этап истории, когда буржуазно-капиталистические отношения еще не сформировались, а общественно-феодальные устои уже были расшатаны.

В эпоху Ренессанса начинает формироваться нация. В это время власти королей при поддержке обычных горожан удалось побороть мощь феодальных дворян. До этого времени были так называемые объединения, которые назывались государствами исключительно из географических соображений. Теперь же зарождаются крупные монархии, основами которых становятся национальности и исторические судьбы.

Для Возрождения характерно неимоверное развитие торговых отношений между разными странами. В этот период совершаются грандиозные географические открытия. Ренессанс стал тем периодом, когда были заложены азы современных научных теорий. Так, появилось естествознание со своими изобретениями и открытиями. Переломным этапом для описанного процесса является открытие книгопечатания. И именно оно увековечило Возрождение как эпоху.

литература эпохи возрождения

Другие достижения Ренессанса

Эпоха Возрождения кратко характеризуется высокими достижениями в области литературы. Благодаря появлению книгопечатания она приобретает те возможности распространения, которых не могла позволить себе раньше. Античные рукописи, которые восстали, словно феникс из пепла, начинают переводиться на разные языки и переиздаваться. Они путешествуют по миру так быстро, как никогда. Процесс обучения стал намного проще благодаря возможности размножать на бумажных носителях самые разнообразные научные достижения и знания.

Возрожденный интерес к античности и изучение этого периода отобразились на религиозных нравах и взглядах. Из уст Колюччо Салютати, канцлера Флорентийской республики, прозвучало заявление о том, что Священное Писание является ни чем иным как поэзией. В эпоху Возрождения Святая инквизиция достигает пика своей деятельности. Связано это было с тем, что столь глубокое изучение античных работ могло подорвать веру в Иисуса Христа.

особенности эпохи возрождения

Раннее и Высокое Возрождение

Особенности эпохи Возрождения обозначаются двумя периодами существования Ренессанса. Так, всю эпоху ученые делят на Раннее Возрождение и Высокое Возрождение. Первый период длился 80 лет - с 1420 по 1500 год. На протяжении этого времени искусство еще не совсем избавилось от пережитков прошлого, но уже пыталось совмещать их с элементами, одолженными из классической древности. Только намного позже и очень медленно художники, благодаря влиянию кардинально изменяющихся условий культуры и жизни, отказываются от основ Средневековья и без зазрения совести начинают использовать античное искусство.

Но все это происходило в Италии. В других государствах искусство еще долго было подчиненно готике. Лишь в конце XV века Возрождение наступает в Испании и в государствах, расположенных к северу от Альп. Здесь ранний этап эпохи продолжается вплоть до середины XVI столетия. Но ничего стоящего внимания за этот период произведено не было.

Высокий Ренессанс

Вторая эра Возрождения считается самым грандиозным временем его существования. Высокое Возрождение также продолжалось 80 лет (1500-1580). В этот период столицей искусства становится Рим, а не Флоренция. Все это стало возможным из-за восхождения на престол папы Юлия II. Это был честолюбивый человек. Также он славился своей честностью и предприимчивостью. Именно он привлек к своему двору наилучших итальянских артистов. При Юлии II и его преемниках сооружается огромное количество монументальных ваяний, лепятся непревзойденные скульптуры, пишутся фрески и картины, которые и сегодня считаются шедеврами мировой культуры.

черты эпохи возрождения

Периоды искусства Возрождения

Идеи эпохи Возрождения были воплощены в искусстве того периода. Но прежде чем говорить о самом искусстве, хотелось бы выделить его главные этапы. Так, отмечают Проторенессанс или вводный период (приблизительно 1260-1320 годы), Дученто (XIII ст.), Треченто (XIV ст.), а также Кватроченто (XV ст.) и Чинквеченто (XVI ст.).

Естественно, последовательность границ столетий не совсем совпадают с конкретными этапами культурного развития. Проторенессанс отмечается окончанием XIII столетия, Ранний Ренессанс заканчивается в 1490 годах, а Высокое Возрождение иссякает еще до начала 1530 годов. Только в Венеции он продолжает свое существование еще до конца XVI столетия.

Литература Ренессанса

Литература эпохи Возрождения – это такие бессмертные имена, как Шекспир, Ронсар, Лоренцо Вала, Петрарка, Дю Белле и другие. Именно в период Ренессанса поэты продемонстрировали победу человечества над собственными недостатками и ошибками прошлого. Самой развитой была литература Германии, Франции, Англии, Испании и Италии.

На английскую литературу большое влияние оказала поэзия Италии и классические произведения. Томас Уэйатт вводит форму сонета, которая довольно быстро набирает популярность. Также внимания удостаивается и сонет, созданный графом Сурреем. История литературы Англии много в чем схожа с литературой Франции, хотя их внешнее сходство минимально.

идеи эпохи возрождения

Немецкая литература эпохи Возрождения известна тем, что в этот период появились шванки. Это интересные и веселые рассказы, которые сначала создавались в форме стихов, а позже – в прозе. В них шла речь о быте, о буднях обычных людей. Все это подавалось в легком, шутливом и непринужденном стиле.

Литература Франции, Испании и Италии

Французская литература Ренессанса отмечается новыми веяниями. Маргарита Наваррская стала покровительницей идей реформации и гуманизма. Во Франции на первый план начало выходить народное и городское творчество.

Эпоха Возрождения (кратко с ней можно ознакомиться в нашей статье) в Испании делится на несколько периодов: раннее Возрождение, высокий Ренессанс и барокко. На протяжении всей эпохи в стране отмечается повышенное внимание к культуре и науке. В Испании развивается публицистика, появляется книгопечатание. У некоторых писателей переплетаются религиозные мотивы и светские идеи гуманизма.

Представителями итальянской литературы эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

история эпохи возрождения

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения – это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В живописи эпохи Возрождения сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Эпоха Возрождения: как она изменила мир

В течение 14 века в Италии активно развивалось новое культурное течение — гуманизм, которое среди многих своих постулатов продвигало принцип, что человек является центром мироздания, поэтому ему должны быть подвластны все достижения в области образования, классического искусства, литературы и науки.

Изобретение Гутенбергом в середине 15 века печатного станка позволило улучшить связь по всей Европе. В результате такого прогресса в коммуникации были напечатаны и распространены среди широких масс малоизвестные тексты ранних гуманистов, таких как Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, способствовавшие реновации традиционных греческой и римской культур.

Кроме того, многие учёные полагают, что достижения в области международных финансов и торговли повлияли на культуру в Европе и заложили плацдарм для эпохи Возрождения.

1.jpg

Ренессанс первоначально возник и сформировался во Флоренции, в Италии, в месте с богатой культурной историей, где зажиточные граждане могли позволить себе поддержать подающих надежды художников. Члены влиятельной семьи Медичи, правившей Флоренцией более полувека, были известными сторонниками движения.

Культура Возрождения

Ренессанс подарил истории плеяду великих художников, учёных, писателей и мыслителей. Вот имена некоторых, самых известных из них: Леонардо да Винчи, Дезидерий Эразм, Рене Декарт, Галилей, Николай Коперник, Томас Гоббс, Джотто, Данте, Никколо Макиавелли, Тициан, Уильям Тиндейл, Уильям Шекспир, Донателло, Сандро Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело.

2-(1).jpg

В эпоху Возрождения искусство, архитектура и наука были тесно взаимосвязаны. Фактически они слились воедино. Некоторые художники, например, да Винчи, в своих творениях опирались на научные принципы, такие как анатомия, чтобы иметь возможность воссоздать человеческое тело с необычайной точностью. Чтобы безошибочно проектировать и сооружать огромные здания с обширными куполами, архитектор Филиппо Брунеллески изучал математику.

Научные открытия привели к серьёзным изменениям в мышлении. Галилей и Декарт представили новый взгляд на астрологию и математику, в то время как Коперник предположил, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.

Искусство эпохи Возрождения характеризовалось реализмом и натурализмом. Художники стремились изобразить людей и предметы максимально правдоподобно. Они использовали такие приёмы, как перспектива, тень и свет, чтобы добавить глубину и размерность своим работам. Эмоции стали ещё одной особенностью, которую художники пытались привнести в свои творения.

Отбытие Васко да Гамы в Индию.

В то время как многие живописцы и мыслители использовали свои таланты для выражения новых идей, некоторые европейцы отправились в морские путешествия, чтобы больше узнать об окружающем мире. В период, известный как эпоха Великих географических открытий, было сделано несколько важных исследований. Вояжёры пустились в экспедиции, чтобы бороздить моря и океаны по всему земному шару. Они проложили маршруты в Америку, Индию и на Дальний Восток, исследовали новые районы, которые прежде не были нанесены на карту. Знаменитые путешествия совершили Фернан Магеллан, Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Марко Поло, Понсе де Леон, Васко Нуньес де Бальбоа, Эрнандо де Сото и другие.

Закат эпохи

По мнению исследователей, упадок эпохи Возрождения связан с несколькими факторами. К концу 15 века Апеннинский полуостров охватили войны. Испанские, французские и немецкие оккупанты, сражавшиеся за итальянские территории, несли с собой разрушения и хаос. Кроме того, изменение торговых маршрутов повлекло за собой экономический спад и ограничило количество денег, которое богатые меценаты прежде вкладывали в искусство.

Позже в движении, известном как Контрреформация, в ответ на протестантскую Реформацию католическая церковь подвергла цензуре художников и писателей. Многие мыслители эпохи Возрождения боялись выдвигать слишком смелые идеи, что, безусловно, подавляло их творчество.

В 1542 году папа Павел III учредил Римскую инквизицию, которая признавала гуманизм и любые взгляды, бросавшие вызов католической церкви, актом ереси, караемым смертью.

К началу 17 века эпоха Возрождения подошла к закату, уступив место эпохе Просвещения.

Читайте также: