Христианство и иудаизм кратко

Обновлено: 08.07.2024

Еврейские истоки и влияния в христианском ритуале и литургии

Христианское богослужение и традиционные формы общественного богопочитания несут на себе след еврейского происхождения и влияния; [3] уже сама идея церковного богослужения (то есть собрания верующих для молитвы, чтения Писания и проповеди) заимствована из синагогального богослужения. [3]

В христианском богослужении можно выделить следующие элементы, заимствованные из иудаизма:

Иудейское влияние можно видеть в становлении суточного богослужебного круга, в особенности в службе часов (или Литургия часов в Западной Церкви).

Возможно также, что некоторые элементы раннего христианства, которые явно выходят за рамки норм фарисейского иудаизма, могли произойти от различных форм сектантского иудаизма.

Принципиальные различия

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 октября 2011.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Основное различие между иудаизмом и христианством составляют три главные догмы христианства: Первородный грех, Второе пришествие Иисуса Христа и искупление грехов смертью Его. Для христиан эти три догмы призваны разрешить проблемы, которые в противном случае были бы неразрешимы. С точки зрения иудаизма этих проблем просто не существует.

Противоречия между христианством и иудаизмом

Отношение иудаизма к христианству

В Средние века существовали народные памфлеты, в которых Иисус изображался в гротескной, а порой и крайне оскорбительной для христиан форме (см. Толедот Йешу).

Некоторые лидеры иудаизма критикуют церковные организации за их антисемитскую политику. Например, духовный наставник евреев России раввин Адин Штейнзальц обвиняет Церковь в развязывании антисемитизма [14] .

Отношение христианства к иудаизму

Многие Православные Святые, как Святитель Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский, Иоанн Кронштадтский, Святитель Кирилл Патриарх Александрийский, Преп. Макарий Великий и многие другие отрицательно относятся к евреям и иудеям. Святитель Иоанн Златоуст называет синагоги "жилище демонов, где не поклоняются Богу, там место идолослужения [15] и приравнивает Иудеев к свиньям и козлам [15] " , осуждает всех иудеев, что они "живут для чрева, прилепились к настоящему, и по своей похотливости и чрезмерной жадности нисколько не лучше свиней и козлов…" [15] " и учит, что ни только не следует обмениваться с ними приветствиями и делиться простыми словами, а должно отвращаться от них, как всеобщей заразы и язвы для всей вселенной. [15] . Святитель Иоанн Златоуст считает, что Иудеям не будет прошения "за то, что убили Христа и подняли руки на Владыку – вот за что нет вам прощения, нет извинения… " [15]

Иоанн Кронштадтский учит, что “Евреи в большинстве за свое лукавство и бесчисленные злодеяния" [16] . [..] "Они крепко ненавидят нас и болеют дьявольскою ненавистью, они – жалки, несчастны, подвержены страстям, ненависть ослепила их сердечные очи, они враждуют и против Бога, заповедавшего всем любовь…” [16] , что “Все святые будут свидетели спасительности веры Христовой против евреев” [17] .

Феофилакт Болгарский утверждал, что "Антихрист родится от блудницы нечистой, жидовки сущей из колена Данова” [18] . А Иоанн Кронштадтский, что “все святые будут свидетели спасительности веры Христовой против евреев” [17] .

Окончательный разрыв между христианством и иудаизмом произошёл в Иерусалиме, когда Апостольский собор (около 50 года) признал соблюдение обрядовых предписаний Моисеева закона необязательным для христиан из язычников (Деян.15:19-20).

В христианском богословии иудаизм, основанный на Талмуде, традиционно рассматривается в качестве религии, во многих принципиальных вопросах фундаментально отличной от иудаизма эпохи, предшествовавшей Иисусу, признавая в то же время наличие многих характерных черт талмудического иудаизма в религиозной практике фарисеев времен Иисуса.

В Новом Завете

Несмотря на значительную близость христианства иудаизму, Новый Завет содержит ряд фрагментов, традиционно интерпретировавшихся деятелями Церкви как антииудейские, как-то:

Апостол Павел в Послании к Римлянам обращается к верующим из язычников со словами:

Взаимоотношения христианства и иудаизма на протяжении веков

Раннее христианство

Христианство с самого начала признавало в качестве Священного Писания еврейскую Библию (Танах), как правило в её греческом переводе (Септуагинта). В начале I века христианство рассматривалось в качестве иудейской секты, а позже — новой религии, развившейся из иудаизма.

Впоследствии, благодаря своему религиозному авторитету, факты, изложенные в Новом Завете использовались для оправдания проявлений антисемитизма в христианских странах, а факты участия евреев в гонениях христиан использовались последними для разжигания антисемитских настроений в христианской среде. [3]

В окончательном разделении христиан и евреев исследователи [33] выделяют две рубежные даты:

Тем не менее, многие христиане долгое время продолжали верить, что еврейский народ признает Иисуса Мессией. Сильный удар этим надеждам нанесло признание Мессией [источник не указан 482 дня] руководителя последнего национально-освободительного антиримского восстания Бар Кохбы (около 132 года).

В древней Церкви

Судя по дошедшим письменным памятникам, начиная со II века, антииудаизм в христианской среде возрастал. Характерны Послание Варнавы, Слово о Пасхе Мелитона Сардийского [35] , а позднее некоторые места из творений Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского и нек. др.

После Миланского эдикта (313 год) императоров Константина и Лициния, провозгласивших политику официальной терпимости к христианам, влияние Церкви в империи неуклонно возрастало. Становление Церкви как государственного института влекло за собой социальную дискриминацию иудеев, преследования и погромы, совершавшиеся христианами с благословения Церкви или инспирировавшиеся церковной иерархией. [33]

Святой Ефрем (306—373) называл иудеев негодяями и рабьими натурами, безумными, слугами дьявола, преступниками с ненасытной жаждой крови, 99-кратно худшими, чем неиудеи [37] .

В Средние века

IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах. Собор не был в своём решении оригинальным — в странах ислама власти предписывали и христианам и евреям исполнять точно такие же установления.

В XVI веке, сперва в Италии (папа Павел IV), затем и во всех странах Европы, были созданы обязательные для поселения этнических меньшинств резервации — гетто, которые отделяли бы их от остального населения. В эту эпоху особенно свирепствовал клерикальный антииудаизм, который отражался, прежде всего, в церковных проповедях. Основными распространителями подобной пропаганды были доминиканский и францисканский монашеские ордена.

В Новое время

В православии

— Еп. Игнатий Брянчанинов. Отвержение Иудеями Мессии-Христа и суд Божий над ними [41]

Он же пояснял, что такое отношение иудеев к Иисусу, отражает и отношение к нему всего человечества:

— Протоиерей Н. Малиновский. Очерк православно-христианского вероучения [44]

Авторитетнейший иерарх Русской Церкви синодального периода митрополит Филарет (Дроздов) был убеждённым сторонником миссионерской проповеди среди евреев и поддерживал практические меры и предложения, к тому направленные, вплоть до православного богослужения на еврейском языке [45] .

После Холокоста

Позиция Римско-католической церкви

Также впервые в истории официальный документ Церкви содержал ясное и недвусмысленное осуждение антисемитизма.

За период понтификата Папы Иоанна Павла II (1978—2005) изменились некоторые литургические тексты: из отдельных церковных чинопоследований были удалены выражения, направленные против иудаизма и евреев (оставлены лишь молитвы за обращение иудеев ко Христу), а также отменены антисемитские решения целого ряда средневековых соборов.

Иоанн Павел II стал первым Папой в истории, переступившим порог православной и протестантской церквей, мечети и синагоги. Он стал также первым Папой в истории, попросившим прощения у всех конфессий за злодеяния, когда-либо совершённые членами Католической церкви.

Новый Папа Бенедикт XVI утверждает, что более того, еврейское непризнание Иисуса Мессией провиденциально и дано от Бога, оно необходимо христианству для его собственного развития и должно уважаться христианами, а не критиковаться ими [50] .

Мнение протестантских теологов

Один из наиболее значительных протестантских теологов XX века Карл Барт писал:

Позиция Русской Православной Церкви

В современной Русской Православной Церкви есть два разных направления по отношению к иудаизму.

У христианства и иудаизма есть общее, так как обе эти религии – авраамические. Но имеются между ними и довольно существенные различия.

Отношение к первородному греху

Способы искупления грехов

Христианство считает, что Иисус своей жертвой искупил все человеческие грехи. Но каждый христианин в то же время несет личную ответственность за свои поступки перед Богом. Искупить грехи можно, покаявшись перед священником как посредником между Господом и людьми.

В иудаизме же человек может добиться прощения Бога только своими делами и поступками. Все грехи иудеи делят на два вида: нарушения божьих заповедей и преступления против другого человека. Первые прощаются, если иудей искренне покается в них. Но при этом между Богом и человеком нет никаких посредников, как в христианстве. В случае же преступления против кого-либо иудей должен вымаливать прощения не у Бога, а исключительно у того, кого он обидел.

Отношение к другим мировым религиям

Христианство утверждает, что на небеса после смерти попадут только те, кто верует в единого истинного Бога. В свою очередь, иудеи считают, что для попадания в Рай достаточно будет соблюдать семь основных заповедей, полученных Моисеем от Бога. Если человек соблюдает эти законы, он попадет на небо независимо от того, какую религию исповедует – если это иноверец, то он называется праведным неевреем. Правда, иудаизм лояльно относится только к монотеистическим религиям, но не приемлет языческие учения из-за многобожия и идолопоклонничества.

Способы общения человека с Богом

В христианстве посредниками между человеком и Богом являются священники. Только они вправе проводить некоторые религиозные обряды. В иудаизме не обязательно присутствие раввинов во время религиозных обрядов.

Вера в единого Спасителя

Отношение к проблеме добра и зла

Отношение к мирской жизни

Христианство учит, что самой целью человеческой жизни является подготовка к последующему посмертному существованию. Иудеи же главную цель видят в улучшении уже существующего мира. У христиан мирские желания связаны с грехом и искушением. По иудейскому учению душа более важна, чем тело, но мирское тоже может иметь отношение к духовному. Так, в отличие от христианства, в иудаизме нет понятия обета безбрачия. Создание семьи и продолжение рода для иудеев – святое дело.

Такое же отношение и к материальным благам. У христиан обет бедности является идеалом святости, тогда как иудеи считают накопление богатств положительным качеством.

Отношение к чудесам

В христианской религии чудеса играют важную роль. Иудаизм относится к этому иначе. Так, Тора говорит, что если кто-то публично явит сверхъестественные чудеса и назовет себя пророком, а затем станет наставлять людей нарушить божьи предписания, то его следует убить как лжепророка (Дварим, 13:2-6).

Отношение к приходу Мессии

Христиане верят, что Мессия на Землю уже приходил в образе Иисуса. Иудеи же ждут грядущего прихода Мессии. Они считают, что это будет связано со значительными переменами в мире, которые приведут к воцарению всеобщего согласия и признанию единого Бога.

Какие сходства и различия имеют иудаизм и христианство? Чтобы это понять, необходима общая характеристика иудаизма. Это не только религиозное, но и национальное, этическое мировоззрение. Его носителем является еврейский народ.

Иудеи – это этно-религиозный термин. Им обозначают приверженцев иудаизма и всех, кто является евреем по матери. В древности же так обозначали израильтян из рода Иуды. Однако после Вавилонского пленения Израиля они стали единственными представителями своего народа. Центром религиозной жизни древних иудеев являлся Иерусалимский храм. Он был разрушен в 1 веке н.э. в ходе подавления восстания иудеев против римской власти. После этого евреи в очередной раз рассеялись по всей земле.

иудаизм и христианство

Менора — ритуальный семисвечник, один из символов иудаизма

Предыдущие еврейские рассеяния периодически происходили на протяжении первого тысячелетия до нашей эры. Они были вызваны неоднократными завоеваниями евреев другими народами. Например, в 8 веке до н.э. произошло Ассирийское завоевание, в 6 веке – Вавилонское. А с 1 века до н.э. Иудея была под контролем Рима и евреи расселялись по всей империи. Важнейшую роль в их самосохранении как этноса сыграла именно национальная религия.

Современные иудеи

Согласно статистике 2018 года, в мире насчитывается 15 млн иудеев. Около 40% евреев сегодня проживает в США и Канаде, 9% – в Европе. 45% от их количества живёт в Израиле. В этой стране иудаизм не имеет статуса официальной религии, однако он и не отделён от государства. Например, некоторые израильские законы основаны на традиционном иудейском праве. Такими вопросами, как брак, развод, смерть, заведуют только религиозные учреждения. Священный для иудеев субботний день в Израиле является выходным. Праздничные дни также соответствуют иудейской традиции.

Толкователи иудейского закона и главы общин называются раввинами. Молитвенные собрания иудеев именуются синагогами. Символом иудаизма в последние столетия является шестиконечная Звезда Давида. С древних же времён используется символ Менора – семисвечник из разрушенного Иерусалимского храма.

Разрушенный в 1 веке н.э. храм был уже вторым по счёту в истории иудейского народа. На его месте стоял Первый храм, построенный царём Соломоном за тысячу лет до рождения Христа. Он был разрушен 6 веке до н.э во время нашествия вавилонян. Однако вскоре культовое сооружение было восстановлено и просуществовало более 500 лет. Сегодня на его месте находится мусульманская мечеть. От Второго храма до наших времён сохранилось лишь несколько руин (“Стена Плача”). Иудеи верят в возрождение своей главной святыни. Они считают, что Третий храм станет духовным центром не только для евреев, но и для всего человечества.

Иудаизм и христианство: родом из Ветхого Завета

Танах – священная книга иудаизма, в основном соответствующая христианскому Ветхому Завету, а также ставшая основой для зарождения ислама. Она повествует о создании Всевышним мира и людей, о Божественном законе, а также о судьбе богоизбранного иудейского народа.

Важнейшей частью Танаха является Тора (Пятикнижие Моисея). Она включает книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, полученные пророком от Всевышнего на горе Синай. Пятикнижие повествует о событиях от начала времён до кончины Моисея.

В 3 веке нашей эры иудейские богословы составили Мишну – книгу комментариев к Торе. Позднее была создана книга Гемара, которая является глубоким комментированием Мишны. Эти два текста вместе составляют Талмуд. Все стороны жизни набожного еврея, в том числе и светские, регламентируются Торой и Талмудом. Например, иудей должен иметь бороду, пряди волос на висках (пейсы), носить небольшой круглый головной убор (кипу), а также пройти через обряд обрезания.

Талмуд учит, что грехи могут быть изглажены через строгое следование всем религиозным предписаниям. Обряды в иудаизме возведены до степени догматов. Поэтому иудеи уделяют исключительное внимание их исполнению.

Иудаизм и христианство: общие черты

Эти религии монотеистичны. Они учат о едином Боге, который создал человека по своему образу и подобию. Всевышний – не только Творец, но также любящий и помогающий Отец для людей. Диалог человека и Бога ведётся на протяжении всей жизни как на индивидуальном уровне, так и на уровне всего народа и человечества целиком.

Иудаизм и христианство учат о человеке как о свободном бессмертном духовном существе, призванном к духовному совершенствованию, Богопознанию и спасению. Также иудеи и христиане верят во всеобщее воскресение мёртвых в конце времён.

Иудейские истоки имеют Таинства Крещения и Евхаристии. Так, у иудеев издревле существует обряд ритуального очищения путём омовения, называющийся твила. Евхаристия же включает такие традиционные иудейские элементы, как преломление хлеба и чаша с вином. Они используются при праздновании иудейского Песаха (день памяти об Исходе евреев из Египта). Таинство Евхаристии было установлено Иисусом на праздничном ужине с апостолами (Тайная Вечеря), который состоялся именно по случаю дня Песаха.

Иудеи и христиане: в чем разница?

Чем отличается христианство от иудаизма? Иудеи считают себя богоизбранной нацией, у которой есть священная миссия – научить Божественным истинам все остальные народы. Иудеи верят в приход Машиаха, то есть Мессии, Божьего помазанника из рода царя Давида. Считается, что он нравственно возродит человечество, избавит еврейский народ от власти язычников и установит своё великое царство на благо всего мира.

Христианство же стоит на том, что ветхозаветные пророчества о приходе Спасителя уже свершились. Непорочно зачатый Святым Духом и рождённый Девой Марией богочеловек Иисус Христос своей жертвой искупил грехи человечества и вознёсся к Богу Отцу. Иудеи же не признали Иисуса Мессией и до сих пор ждут прихода Божьего помазанника.

Понятие человека в двух религиях

Библия учит, что Бог изначально создал мужчину и женщину как две ипостаси человеческого бытия. Талмуд же говорит, что главное Божье создание сочетало и мужское, и женское начала. А половое разделение природы человека произошло позднее. Также в иудаизме нет нравственного идеала непротивления злу насилием и любви ко врагам, которому учил Христос (Мф. 5:38, 44). Справедливость как юридическое понятие в иудаизме выше любви.

Христианство утверждает, что прийти к Богу можно только следованием за Христом. Согласно же иудаизму, человек самостоятельно может приблизиться к Богу. Глубокая иудейская вера для этого требуется лишь от евреев, на которых возложена бо́льшая ответственность в связи с их избранностью. Также отличительной чертой иудаизма является замкнутый национальный характер этой религии. Христианство же всемирно и универсально. По словам апостола Павла, в нём

Христианство – самостоятельная религия или иудейская секта?

Иудаизм считает христианство своей производной религией, призванной познакомить другие народы с базовыми элементами иудейской веры. Христианство же рассматривает ветхозаветное иудейство как богооткровенную подготовительную ступень к учению Христа:

Почему евреи не приняли христианство? Такой вопрос не является вполне корректным. Ведь некоторые иудеи приняли Спасителя и стали христианами. Но были и те, кто уклонился Истины. Вместо того, чтобы пойти за долгожданным Мессией, они распяли Его. Почему некоторые иудеи не увидели в Иисусе Мессию? Вот, что об этом говорит митрополит Антоний (Храповицкий):

Как иудеи не узнали Мессию

Спаситель обличал некоторых иудейских первосвященников за их лицемерие, гордыню и следование только лишь внешнему обрядовому закону, а не главному нравственному:

Иисус Христос указывал на то, что фарисеи отменяли Божьи заповеди и отдавали предпочтение заповедям человеческим:

Спаситель говорил людям:

Итак, именно духовная скудость и гордыня не позволили многим служителям Моисеева закона увидеть во Христе Мессию.

Таким образом новая иудейская вера не является в полной мере именно той, которая была дана израильтянам через ветхозаветных пророков. Современный иудаизм в изрядной степени является плодом человеческих измышлений и влияния различных магических и суеверных течений (Каббала и прочее).

Первые евреи-христиане продолжали исполнять требования Закона Моисеева. Однако эти две религии стремительно отдалялись друг от друга. Формально окончательный разрыв иудейства и христианства был зафиксирован на I Никейском соборе в 325 году.

Иудаизм и христианство — Один ли у них Бог?

Приведём слова протоиерея Всеволода Чаплина:

Современный иудаизм отвергает Христа, Святую Троицу и учит об унитаризме, то есть единстве Бога. Он вечен, всемогущий, всеведущий и любящий. Но без принятия Христа это уже не истинная вера. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечал, что

«уклонение от Ветхого Завета до пришествия Христова было отступлением от Бога; желание остаться при нем по пришествии Христа стало отступлением от Бога (Полное собрание сочинений, том 2).

Протоиерей Димитрий Смирнов объясняет:

С ранних времен христианские авторы, в том числе и святые отцы, писали сочинения, посвященные осмыслению раввинистического иудаизма, полемическому и миссионерскому диалогу с ним.

Западный святитель Грегентий Тафрский в VII веке составил запись своего диспута с иудеем Хербаном – диспут проходил в присутствии короля Омерита. Хербан, несмотря на аргументы святителя, продолжал упорствовать, тогда по молитве святого произошло чудо: среди присутствовавших при диспуте иудеев явился видимом образом Христос, после чего раввин Хербан вместе с пятью с половиной тысячами иудеев принял крещение.

Но следует помнить, что, во-первых, это вполне соответствовало тогдашним понятиям о ведении полемики, а во-вторых, иудейские сочинения того же времени, в том числе и религиозно авторитетные, содержали ничуть не менее, а порой и более резкие выпады и предписания в отношении христиан.

Отношения православных и иудеев в истории

Как известно, с самого зарождения христианства иудеи стали резкими противниками и гонителями его. О гонениях их на апостолов и первых христиан немало сообщается в новозаветной книге Деяний апостольских.

После прихода к власти в Римской империи первого императора-христианина святого Константина Великого эти напряженные отношения нашли новые выражения, хотя многие меры христиан-императоров, которые иудейские историки традиционно представляют как гонения на иудаизм, преследовали цель просто защитить христиан от иудеев.

Например, иудеи имели обычай принуждать к обрезанию приобретаемых ими рабов, в том числе и христиан. Святой Константин по этому поводу предписал освобождение всех рабов, которых евреи станут склонять к иудаизму и обрезанию [4] ; также было запрещено евреям покупать рабов из христиан. Затем, иудеи имели обычай побивать камнями тех евреев, которые обращались в христианство. Святой Константин принял ряд мер к тому, чтобы лишить их такой возможности. Кроме того, отныне иудеи не имели права состоять на военной службе, а также занимать государственные посты, где от них зависели бы судьбы христиан. Человек, перешедший из христианства в иудаизм, лишался своего имущества.

Юлиан Отступник разрешил иудеям восстановить Иерусалимский храм, и они быстро принялись за его постройку, однако случившиеся бури и землетрясения, когда даже огонь вырывался из-под земли, уничтожая рабочих и строительные материалы, сделали это предприятие невозможным.

Меры, ограничивающие общественное положение иудеев, часто были вызваны их поступками, демонстрирующими гражданскую ненадежность в глазах императоров. Например, при императоре Констансе в 353 году евреи Диокесарии перебили гарнизон города и, выбрав своим главой некоего Патрикия, начали нападать на соседние деревни, убивая и христиан, и самарян. Это восстание было подавлено войсками. Нередко иудеи, жившие в византийских городах, оказывались предателями во время войн с внешними врагами. Например, в 503 году при осаде персами Констанции евреи прорыли подземный ход за город и впустили неприятельские войска. Евреи поднимали восстания в 507 и в 547 году. Еще позднее, в 609 году, в Антиохии восставшие евреи перебили много богатых граждан, сожгли их дома, а патриарха Анастасия влачили по улицам и после многих истязаний бросили в огонь. В 610 году восстало четырехтысячное еврейское население Тира.

Говоря о византийских законах, ограничивающих права иудеев, стоит заметить, что некорректно интерпретировать их как проявление антисемитизма, то есть действия, направленные именно против евреев как национальности. Дело в том, что эти законы, как правило, были направлены не против только иудеев, а против нехристианских жителей империи вообще, в частности греков-язычников (эллинов) [5] .

Кроме того, нужно учитывать, что православные императоры принимали и указы, направленные на защиту иудеев.

При Феодосии II обнаружилось, что иудеи в праздник пурим завели обычай сжигать крест, тогда же в городе Имме иудеи распяли на кресте христианского ребенка, а в Александрии в 415 году было несколько примеров избиения христиан евреями. Все эти случаи вызывали как народное негодование, выливавшееся иногда в погромы, так и репрессии со стороны власти.

В 529 году святой император Юстиниан I принял новые законы, ограничивая права иудеев на собственность, права наследования, также он запретил читать в синагогах талмудические книги [6] , а вместо этого предписал читать только книги Ветхого Завета, причем на греческом либо латинском языке. Кодекс Юстиниана запрещал евреям любые высказывания против христианской религии, подтверждал запрет смешанных браков, а также переход из Православия в иудаизм.

На православном Западе в отношении иудеев принимались меры, аналогичные византийским. Например, при вестготском короле Рикардо в 589 году иудеям Испании было запрещено занимать правительственные посты, иметь рабов-христиан, подвергать своих рабов обрезанию и предписано, что дети от смешанных еврейско-христианских браков должны быть обязательно крещены.

В отношении иудеев в христианских странах раннего средневековья действительно случались преступления, когда, например, толпа могла разрушить синагогу или подвергнуть избиению евреев, а некоторые указы императоров с точки зрения современных реалий кажутся дискриминационными. Однако стоит учитывать, что в тех случаях, когда иудеи приходили к власти, подчиненных им христиан ждала ничуть не лучшая участь, порой же намного худшая.

В V веке иудейским миссионерам удалось обратить в иудаизм Абу Кариба, царя южноарабского царства Химьяр. Его преемник Юсуф Зу-Нувас приобрел известность как кровавый гонитель и мучитель христиан. Не было такого мучения, которым не подвергались бы христиане во время его правления. Самое массовое избиение христиан произошло в 523 году. Зу-Нувас вероломно захватил христианский город Наджран, после чего жителей стали подводить к специально вырытым рвам, наполненным горящей смолой; всех, кто отказывался принимать иудаизм, бросали в них живьем [7] . За несколько лет до того подобным же образом он истребил жителей города Зафар. В ответ на это союзники Византии – эфиопы вторглись в Химьяр и положили конец этому царству.

Жестокие иудейские гонения на христиан произошли также и в 610–620-х годах в Палестине, захваченной персами при активной поддержке местных евреев. Когда персы осадили Иерусалим, иудеи, жившие в городе, войдя в сговор с врагом Византии, открыли ворота изнутри, и персы ворвались в город. Начался кровавый кошмар. Церкви и дома христиан поджигались, христиане вырезались на месте, причем в этом погроме евреи зверствовали даже больше персов. По данным современников, 60 000 христиан были убиты и 35 000 проданы в рабство. Притеснения и убийства христиан иудеями происходили тогда и в других местах Палестины.

Неудивительно, что в то время император Ираклий отнесся к предателям-иудеям сурово. Эти события во многом определили антисемитские настроения всего европейского средневековья.

Иудеи часто, говоря об истории христиано-иудейских отношений, педалируют тему насильственных крещений, представляя их как повсеместную и обычную практику для Церкви в средневековье. Однако такая картина не соответствует действительности.

Тиран Фока в 610 году, после упомянутого выше антиохийского восстания, издал указ, чтобы все иудеи крестились, и послал в Иерусалим префекта Георгия с войсками, который, когда евреи не согласились креститься добровольно, принудил их к этому с помощью солдат. То же случилось в Александрии, и тогда иудеи подняли мятеж, во время которого убили патриарха Феодора Скрибона.

Свергнувший Фоку император-еретик Ираклий, насаждавший монофелитство, был, как уже сказано, раздражен предательством иудеев во время войны с персами, объявил иудаизм вне закона и попытался насильственно крестить иудеев. При этом он посылал письма западным христианским правителям, призывая их поступать с иудеями так же.

Вестготский король Сисебут под влиянием писем Ираклия также издал указ о том, что иудеи должны либо креститься, либо покинуть страну. По некоторым оценкам, тогда крестилось до 90 000 испанских евреев, которые при этом, помимо прочего, письменно клялись не заниматься ростовщичеством. Аналогичные шаги и по той же причине предпринял тогда на своих землях франкский король Дагоберт.

Православная Церковь отреагировала на эту попытку негативно – как на Востоке, так и на Западе.

На Востоке в 632 году преподобный Максим Исповедник осудил произошедшее в Карфагене насильственное крещение иудеев, произведенное местным правителем во исполнение воли Ираклия.

Еврейские историки также указывают, что будто бы насильственное крещение евреев произошло при императоре Василии I (867–886), однако византийские источники, в частности Продолжатель Феофана, хотя и упоминают стремление Василия к христианизации евреев, свидетельствуют, что делал он это мирными средствами – устроением полемических диспутов и обещанием для новообратившихся чинов и наград (Жизнеописания царей. V, 95). Еврейские же источники (хроника Ахимааца) говорят о том, что отказывавшихся креститься иудеев обращали в рабство, и будто были даже случаи пыток, хотя и единичные. Как бы то ни было, есть сведения, что и при Василии Православная Церковь отнеслась к его инициативе отрицательно.

Таким образом, видны четыре важных обстоятельства в данном вопросе.

Во-первых, попытки насильственной христианизации иудеев имели место позже известных в истории попыток насильственной иудаизации христиан.

Во-вторых, эти попытки были исключением, а не правилом в политике христианских правителей раннего средневековья.

В-третьих, Церковь негативно оценила эти попытки и недвусмысленно осудила саму подобную идею.

В-четвертых, во многих случаях эти попытки предпринимали не православные императоры, а еретики, которые также гнали в то время и православных.

В целом, несмотря на вышеуказанные законы, иудеи в Византии жили благополучно; известно, что евреи в других странах изумлялись их богатству и переселялись в православную империю; например, известно, что в Византию бежали евреи, преследуемые в фатимидском Египте.

О том, что византийцы не испытывали предубеждения к самой по себе еврейской национальности, свидетельствует тот факт, что в XIV веке православный еврей Филофей стал даже Константинопольским патриархом, а согласно некоторым историкам, еврейские корни имел император Михаил II.

Во время еврейских погромов на Украине периода гражданской войны, а также на оккупированных немецкими войсками землях в годы Второй мировой войны многие православные священники и простые верующие укрывали у себя евреев, спасая их. Кроме того, Русская Православная Церковь благословляла на ратный подвиг воинов Красной армии, освободивших в 1944–1945 годах узников таких лагерей, как Освенцим, Майданек, Шталаг, Заксенхаузен, Озаричи, и спасших сотни тысяч евреев из Будапештского гетто, Терезинского, Балтского и многих других. Также клирики и миряне Элладской, Сербской и Болгарской Церквей в годы войны принимали активные меры для спасения множества евреев.

В целом можно сказать, что в истории отношений иудеев и православных христиан было действительно немало темных страниц, однако факты не дают оснований к тому, чтобы одну из сторон этих отношений представить безвинной страдалицей и жертвой, а вторую – беспричинным гонителем и мучителем.

Христианство и иудаизм тесно связаны. И фактически христианство развилось из иудаизма. Из всех основных мировых религий христианство и иудаизм обычно считаются наиболее близкими. Каковы же их сходства и различия? Так ли это? Сегодня насчитывается около 2,2 миллиарда последователей христианской веры и 14 миллионов последователей иудейской веры.

Будучи крупнейшей религией в мире, христианство имеет приверженцев по всему земному шару. В большинстве своем это Австралия и Новая Зеландия, Европа, Северная и Южную Америка, Россия.

Первоначально еврейский народ существовал только в Израиле, а теперь рассеялся по всему миру. Сегодня большинство из них проживает в Израиле, США, Канаде, России, Франции и Англии. Таким образом, обе религии имеют сходное происхождение и много общего. Но есть несколько ключевых различий как в практике, так и в вере. Давайте рассмотрим их в этой заметке.

Христианство и Иудаизм. Авраамические религии

Авраамические религии

Во-первых, и иудаизм, и христианство, наряду с исламом, являются авраамическими религиями. Авраамические религии – это религиозные общины семитского происхождения, которые утверждают, что происходят от иудаизма древних израильтян. И термин “авраамический” происходит от фигуры в Библии, известной как “Авраам”, который является общим патриархом трех авраамических религий. В иудаизме он считается отцом-основателем Завета, то есть особых отношений между еврейским народом и Богом, в то время как в христианстве он представляет собой прототип всех верующих.

Универсальность религий

Сегодня и иудаизм, и христианство являются универсальными религиями.

Иудаизм, однако, всегда оставался наследием одного конкретного народа. Еврейское понимание мира основано на их вере в то, что израильтяне – это избранный Богом народ. И что Бог заключил с ними Завет, закрепив их статус избранного народа и право собственности на их землю, землю обетованную. Божий Завет требует, чтобы еврейский народ следовал Божьим правилам, изложенным в Десяти Заповедях, Торе и позже Талмуде. В ответ на то, что Бог прежде всего любит Израиль, еврейский народ должен любить Бога безоговорочно. Должен служить Ему и повиноваться закону, а также соблюдать многие еврейские ритуалы и обычаи.

В отличие от иудаизма, христианство никогда не было религией только одного конкретного народа. Она традиционно была прозелитической религией и стала религией многих народов с различными корнями и обычаями.

Прозелитическая религия – та религия, которая старается обратить других в свою веру.

Христианство возникло в Иерусалиме, который всегда считался еврейским народом своей столицей. Но ранние христиане отказались от физического Иерусалима и говорили только о духовном Иерусалиме.

Хотя иудаизм принимает новообращенных, он не активно поощряет обращение в иудаизм. Вера иудеев не имеет миссионеров как таковых. Это разительный контраст с Христианством, которое поощряет попытки убедить других принять христианскую веру. Многие христианские организации посылают миссионеров в нехристианские общины по всему миру. А насильственное обращение в христианство было задокументировано на протяжении всей истории.

Христианство и Иудаизм. Ветхий Завет

Ветхий завет Авраам

С точки зрения священных писаний, иудаизм и христианство принимают Ветхий Завет, который в иудаизме также упоминается как еврейская Библия и считается ключевым писанием.

Иудаизм, однако, отвергает Новый Завет, который содержит учения и рассказы об Иисусе и его первых последователях. Новый Завет имеет центральное значение для христианской веры. Таким образом, христианство верит в авторитет как Ветхого, так и Нового заветов. Они оба включены в Священное Писание.

Христианство и Иудаизм. Один Бог

Еще одно сходство между иудаизмом и христианством заключается в том, что и Иудеи, и христиане занимаются богослужением и молятся одному и тому же богу, Яхве. Авторы Нового Завета считали само собой разумеющимся существование Бога Ветхого Завета и верили в Яхве как в Бога Авраама, Исаака и Иакова, которому евреи поклонялись как Единому Истинному Богу.

Места для поклонений

Обе религии имеют специальные места поклонения, а именно церкви в христианстве и синагоги в иудаизме. Кроме того, обе религии назначили религиозных лидеров, которые обычно являются священниками в христианстве и раввинами в иудаизме.

Монотеистические религии

Кроме того, и христианство, и иудаизм являются монотеистическими религиями, то есть они верят в Единого Бога. А также в то, что Бог является творцом Вселенной. Тем не менее есть различие в вере между обеими религиями в этом отношении.

Иудаизм верит в строго одного Бога. А догмат христианства – это вера в учение о Троице, которая видит Бога в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Понятие Троицы отвергается иудаизмом, так как оно несовместимо с еврейской теологией.

Преданная Вера

Наконец, идеология, сопоставимая как в Христианстве, так и в Иудаизме, – это концепция преданной веры. Для обеих религий это описано в Книге Исход, которая является второй книгой еврейской Торы (еврейской Библии) и христианского Ветхого Завета. Здесь Бог требует полного подчинения и недвусмысленно заявляет, что у людей не должно быть других богов, потому что “Я, Господь Бог ваш, Бог ревнитель” (Исход 20:5). Отсюда следует: если люди не верят исключительно в этого единственного бога, они будут наказаны.

Рассмотрев ключевые сходства обеих религий, в следующем разделе мы обсудим некоторые различия в верованиях между иудаизмом и христианством.

Роль Иисуса

И Иудеи, и христиане верят, что слово Божье передавалось через пророков, причем особое значение придавалось Моисею иудаизмом, а Иисусу – христианством. Для христиан Иисус является Сыном Божьим, рожденным от Девы Марии и воплощением самого Бога. Убеждение в том, что Иисус был мессией, является центральным принципом христианства.

Иудаизм, с другой стороны, не принимает эту роль, приписываемую Иисусу христианской верой. И вместо этого верит, что он родился обычным человеком, а не пророком или мессией.

На самом деле, еврейский народ верит, что Мессия еще не пришел в будущем. Они надеются, что избранная Богом фигура Мессии в конце концов появится на Земле и положит начало его царствованию.

Следовательно, важно, что они полностью отвергают христианское представление об Иисусе как мессии.

Христианство и Иудаизм. Иисус статуя Бразилия

Согласно же христианской вере, Иисус был тем самым мессией, которого ждет еврейский народ.

Поэтому христиане верят, что Иисус умер на кресте за их грехи и впоследствии он воскрес.

Евреи отвергают эту идею, потому что, как уже говорилось, они не принимают Иисуса как мессию или пророка Божьего. В частности, люди иудейской веры не верят в воскресение. И некоторые утверждали, что ученики Иисуса просто сняли его тело, чтобы обмануть людей, заставив их поверить в воскресение.

Таким образом, общепринятая иудейская вера состоит в том, что Иисус был обычным человеком, а не Сыном Божьим или мессией.

Моральные кодексы и законы

И христианство, и иудаизм связаны моральными кодексами и законами.

Еврейский народ в основном связан Талмудом – учениями и комментариями раввинов, и десятью заповедями, продиктованными Богом непосредственно Моисею на горе Синай. Иудеи считают Десять Заповедей основой для остальных заповедей.

Важно отметить! Десять Заповедей связаны с Богом и предписывают моральные принципы в обеих религиях. Они были первоначально установлены в иудаизме и продолжены в христианской традиции.

Христианство выходит за рамки Десяти Заповедей и также придает большое значение учению Иисуса. Оно сосредоточено на любви к Богу и любви к ближнему. Это считается величайшей заповедью и центральным догматом христианской веры.

Христианство и Иудаизм. Первородный грех

Кроме того, христианство верит в концепцию первородного греха, которую иудаизм полностью отвергает.

Христианство и Иудаизм. Первородный грех

Согласно христианским доктринам, каждый рождается грешным. Первородный грех был совершен Адамом и Евой в Эдемском саду. Там они ослушались Бога, и впоследствии первородный грех был передан всем остальным людям.

В иудаизме, напротив, люди не рассматриваются как фундаментально греховные по своему рождению.

Вместо этого люди считаются ответственными за свои собственные действия и выбор. Ответственными за страдание от последствий, хороших или плохих.

Загробная жизнь

Кроме того, иудаизм и христианство также имеют различные представления о загробной жизни.

Христиане верят в воскресение души и тела, а также в вечное небо или ад.

С другой стороны, в иудаизме основное внимание уделяется времени на Земле сейчас, а не потенциальной загробной жизни. Понятие загробной жизни не имеет особого значения в иудаизме. Существует множество различных взглядов на загробную жизнь среди еврейского народа.

В дополнение к этим различиям в верованиях, между иудаизмом и христианством существует также несколько различий в практике, которые мы рассмотрим ниже.

Христианство и Иудаизм. Ритуалы

Обе религии имеют свои собственные важные обряды и ритуалы. Прежде всего, святым днем в иудаизме является суббота, а в христианстве – воскресенье.

В христианстве центральные обряды включают молитву, изучение Библии по воскресеньям и несколько таинств, включая крещение, причастие/конфирмацию, евхаристию, покаяние, помазание больных, брак и священный сан.

Для еврейского народа основными обрядами являются соблюдение субботы, обрезание новорожденных еврейских мужчин, ношение талита и тефилина, посещение молитвенных служб и бар/бат-мицва для 13-летних мальчиков/девочек, которые должны читать Тору перед собранием, чтобы официально вступить во взрослую жизнь.

Примечательно также, что в христианстве нет религиозных диетических законов. А значит, нет никаких ограничений на виды пищи и, в частности, животных, которые можно употреблять.

Иудейская вера, напротив, имеет ряд строгих диетических законов, известных как кашурат, которые должны соблюдаться. Они предусматривают, например, что нельзя есть свинину, а молоко и мясо всегда должны быть разделены.

Млекопитающие и птицы должны быть убиты в соответствии с ритуальным процессом убоя, известным как шхита. Это делает мясо кошерным, что является единственным разрешенным способом для еврейского народа потреблять мясо и птицу. Центральный постулат иудаизма состоит в том, что законы шхиты были даны Богом Моисею на горе Синай и поэтому имеют огромное значение.

В заключение

В заключение следует отметить, что, несмотря на их общее происхождение и значительное совпадение во многих областях, между религиями Христианства и Иудаизма существует ряд значимых различий как в верованиях, так и в практике.

Хотя христианство действительно считает иудаизм истинной религией, оно считает его неполным. Потому что ему не хватает принятия Нового Завета и веры в Иисуса как мессию.

В свою очередь, иудаизм считает, что христиане ошибаются, полагая, что Иисус был мессией.

Несмотря на свое еврейское происхождение, христианство явно должно рассматриваться как отдельная религия, а не просто ветвь иудаизма. Как мы уже видели, обе религии тесно связаны и имеют общее происхождение. Но при этом они придерживаются ряда весьма различных верований и практик.

Читайте также: