Храм кратко по однкнр

Обновлено: 05.07.2024

Урок "Основы православной культуры" построен на пройденном материале со сквозной воспитательной направленностью. На занятии ученики выступают активными собеседниками, опираясь на полученные знания и наглядные средства обучения. Активизация познавательного интереса к предмету нацелена на развитие у учащихся креативного мышления, навыков проектной деятельности и поисковых умений.

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  • РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Формируемые УУД:

  • познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;
  • коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, видеофильм, рабочая тетрадь.

Основные термины и понятия: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, поминальные записки, священник, аналой.

Приложения: раздаточный материал (кроссворд).

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день! Я рада встрече с вами. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Надеюсь, вы сегодня узнаете много интересного и полезного; станете не только внимательными слушателями, но и активными участниками нашей деятельности.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Разгадайте загадки и по первым буквам отгадок постарайтесь определить тему сегодняшнего урока (кроссворды на листочках).

  1. Человек, который верит в Иисуса Христа (христианин)
  2. Страна, в которой мы живем. (Россия)
  3. Ученики Иисуса Христа (Апостолы)
  4. Обращение к Богу (Молитва)

- Какое ключевое слово у нас получилось? (Храм)

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

– Подберите синонимы к слову храм (церковь, собор)

Церковь — слово греческое, озна­чает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм ча­сто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

- Храм или церковь всегда были центром жизни людей. Храм был очень важен в жизни человека. Если есть в поселении храм, то это село, если нет – деревня. Современный русский город или село невозможно представить без храма. Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм.

Зачем люди посещают храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

III. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма и узнаем как правильно себя вести в храме.

Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.

– Ребята, посмотрите на эти фотографии. Перед вами храмы. Что их объединяет? Что у них общего? (иллюстрации на доске). Фотографии помогут вам в этом.

- Они и разные, и в то же время похожи. (У всех есть купол и на куполе крест)

- Почему у православных храмов на куполе крест? (Крест - святыня и символ христианства, его победы над злом).

Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Внешние особенности храма.

Внешне храмы могут отличаться друг от друга. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега.
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой, к которой Церковь ведет людей.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Золотые купола символизируют божественную славу
Голубой или синий цвет купола символически изображает небесную чистоту и непорочность. Храмы, освященные в честь святых, имеют зеленые купола.

Изучение устройства храма.

– Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.

– Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.

Давайте пройдём в притвор.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой.

В притворе продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. Эти записки передаются в алтарь священнику.
Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон ставят свечи, молясь за себя, о здравии близких и родных. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду. Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями.

Только одного нельзя: нельзя в молитве желать зла.

Аналóй - это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом;

В православном храме людей встречают иконы, свечи.

И священники. Они здесь служат.

- А что это за служба? – спросите вы.

- Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние.

Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест.

Во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.

Найдите на страницах учебника стихотворение. Прочитайте его

Найдите и прочитайте, что такое икона.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

Давайте запишем в тетрадь, что такое икона.

Физминутка для глаз

Мы с вами устали, давайте отдохнём и проведём гимнастику для глаз. Слушайте музыку и следите за движением объектов, при мигании объектов моргайте глазками.

Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас.

Давайте запишем, что такое иконостас.

В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них к людям выносят Евангелие и через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

За иконостасом находится алтарь, главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

Самое важное место в алтаре престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
Притвор означает грешное человечество, Землю. Алтарь символизирует Небо. Храм всегда ставили алтарём на восток - навстречу солнцу. Итак, и горизонталь, и вертикаль в храме устремляют человека от Земли к Небу, от суеты земной - к Богу.

IV. Проверка усвоения нового материала

В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении; посмотрим, насколько вы были внимательны.

Работа с карточками. Записать определения:

Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? (Ответы детей)

Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.

В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Сейчас мы прочтём стихотворение и вместе выведем свод правил для мальчиков и девочек, посещающих храм.

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

V. Подведение итогов урока

– Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях.

VI. Рефлексия

Ребята! На доске вы видите свечу.

Если урок вам понравился, вы узнали много нового материала, то прикрепите к ней пламя красного цвета.

А если вам было не комфортно, неинтересно и вы не открыли для себя ничего нового, то желтого.

православный храм

Православный храм

Православный храм: история формирования

Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом в горнице обычного дома. В подражание этому первыми христианами Евхаристия также совершалась в жилых домах, в специально отведенных для этого комнатах. Это и были первые домашние церкви. Во время гонения на христиан службы совершались в катакомбах (подземных галереях). С 4 века, когда гонения прекратились, начало развиваться церковное искусство, в том числе храмовая архитектура.

Выделяются три основных архитектурных типа православных храмов: базиликальный, крестово-купольный и шатровый.

Базилика — прямоугольные здания с плоским потолком и двускатной крышей. Это исторически самая ранняя форма храмов. Христианами для ритуальных целей были приспособлены римские гражданские базилики, не имеющие стойких ассоциаций с язычеством. В них проводились судебные процессы, решались финансовые вопросы.

Современная западноевропейская базилика имеет крестовую форму.

Появление крестово-купольных храмов относится к 5 веку. В таких церквях на общем плане четко прослеживается 2 пересекающиеся оси, образующие крест.

Возникновение шатрового типа относится к концу 15 века. Вместо куполов над церковью установлен остроконечный шатер с главкой.

Устройство православного храма

Наличие двух куполов указывает на два естества Иисуса: Бога и человека. Три купола — это символ Пресвятой Троицы. Четыре купола символизируют Четвероевангелие. Пять — Христос и четыре апостола-евангелиста. Семь куполов указывает на семь церковных таинств. Девять куполов символизируют девять чинов небесного ангельского воинства. Десять — это сам Иисус Христос с воинством небесным (9 чинов). Тринадцать — Спаситель с двенадцатью апостолами.

На каждом куполе православного храма обязательно находится крест. Это символически указывает на победу Христа над смертью.

Части храма

Устройство церкви имеет свои особенности. Православный храм состоит из трех частей: притвора, собственно храма и алтаря. Наличие алтаря является обязательным условием. Прообразом послужило убранство Иерусалимского храма ветхозаветных времён.

В раннехристианские времена притвор являлся местом для оглашенных (готовящихся принять крещение). Раньше таинство Крещения совершали несколько раз в году, поэтому притвор строился значительного размера. Когда крещение людей стало регулярным и в младенческом возрасте, то необходимость во вместительных притворах отпала. Сейчас в некоторых храмах притворы полностью отсутствуют. А если они есть, то преимущественно в качестве теплоизоляционного помещения. В притворе могут размещать свечной ящик. Иногда там ставится канун (столик для свечей за упокой),

По церковному уставу в притворе должны совершаться литии на вечернях. Однако в современной практике это бывает редко. Размеры притвора не позволяют разместить духовенство и прихожан.

Средняя часть храма

Пройдя притвор, человек оказывается собственно в храм. Именно здесь происходит единение всех членов Церкви, небесной и земной.

Иконы в храме размещаются на стенах, колоннах, в киотах (застекленных шкафчиках) возле стен и иконостаса, также в алтаре.

Место для хора и чтецов в храме называется клиросом. Он может находиться как справа, так и слева от иконостаса. Иногда их два для размещения двух хоров.

Православный храм: алтарная часть

Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются рядами (ярусами) и называются чинами.

Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме.

Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.

Алтарь

Главной частью храма является алтарь. В этом священном месте приносится Бескровная Жертва и пребывают Тело и Кровь Христовы. На символику устройства алтаря повлияло видение небесного храма Иоанном Богословом (Книга Откровения, глава 4).

Центральное место в алтаре занимает престол (четырехугольный стол). К нему могут прикасаться только священнослужители. Храм без престола — простое здание. Престол покрывается белым полотном (символизирует Плащаницу), а сверху — парчой (царская одежда Иисуса Христа, сидящего на небесном престоле).

На престоле ставится дарохранительница в виде металлического сосуда в форме церковки. Здесь хранятся особо заготовленные Святые Дары (запасные) для причащения больных. Также на престоле стоит дароносица, предназначенная для переноса Святых Даров, когда нужно причастить больных вне храма.

Горнее место и жертвенник

Пространство за престолом с восточной стороны именуется Горним местом. Здесь может располагаться архиерейское кресло, а вокруг него скамьи для священников. Также в некоторых церквях это место для подсвечника или лампады. Согласно Откровению, вокруг Божьего престола сидели цари и Его священники.

Светильник, который стоит за престолом и имеет 7 ветвей с лампадами, называется семисвечником. Это символизирует семь церковных таинств. Подобный светильник (менора) находился также в ветхозаветном Иерусалимском храме.

Также обязательным элементом храмового алтаря является Жертвенник. Он представляет собой стол, подобный престолу (одного с ним размера или меньше). Жертвенник символизирует место рождения Христа, а также место крестных страданий. На нем находятся литургические сосуды с их принадлежностями для совершения проскомидии, кадило. Рядом расположен столик для церковных записок.


Далеко не каждому известно, как устроен православный храм. А ведь каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Устройство православного храма уходит своими корнями в глубокую, ветхозаветную древность. В Библии рассказывается о том, как Бог повелел Моисею устроить скинию, то есть святилище в виде шатра, где Господь обещал открываться Моисею. То есть устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и всё внутри было по замыслу Божьему.

Скиния Моисея была прообразом современного храма. Одной из наиболее распространённых с древнейших времён архитектурных форм была

Для византийской культуры характерны крестово-купольные храмы, имеющие в плане крест и большой купол в центре.


Основными частями христианского храма являются притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — так называемую паперть, крыльцо, площадку перед храмом.

Притвор — место, где могут находиться те, кто готовится принять крещение, кающиеся и отлучённые от причастия; средняя (внутренняя) часть, предназначенная для молящихся; алтарь — важнейшее место храма, символизирующее Царство Небесное. Алтарь всегда возвышается над всем пространством храма, и та часть возвышения, которая выдвинута к народу, называется солея. Завершается солея круглым выступом — амвоном — местом для чтения Евангелия и произнесения проповеди священником.

В православном храме проповедь и молитва ведутся на языке страны, на территории которой он расположен. Русская православная церковь молится на якутском, японском, английском, немецком, молдавском, чувашском, марийском и многих других языках.

Единственное исключение — русский язык. На русском языке ведётся проповедь, а богослужение — на церковнославянском.

Это очень красивый язык, дорогой сердцу православных прихожан. Именно этот язык сохранил звательный падеж — Отче, Боже, Дево… Именно церковнославянский язык научил русских писателей составлять двукорневые слова: милосердие, благодеяние, прекраснодушие… Церковнославянский язык — общий язык для православных многих стран мира — России, Болгарии, Сербии, Чехии…


Православный храм называется церковью. Одной из отличительных особенностей церкви является иконостас — перегородка, отделяющая основное пространство храма от алтаря, состоящая из нескольких рядов отдельных икон, установленных в определённом порядке.

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части, — особенность православной церкви. С одной стороны, он — преграда между основной частью храма и алтарём, сохраняющая в тайне то, что происходит в Святая святых. С другой, иконы, находящиеся на нём, настраивают верующих на молитву. В центре иконостаса находятся Царские врата, называемые так, потому что во время богослужения в них незримо входит Господь — Царь Славы.

В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое.


Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нём есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские врата. Стоя перед Царскими вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Ещё правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы. Слева от Царских врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы.

Второй от низа ряд может быть праздничным, в нём расположены иконы двунадесятых праздников.

Третий ряд — это деисусный ряд.

Деисус — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа, а справа и слева от него, соответственно, — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов.

Четвёртый ряд — пророческий. В нём расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.

Пятый ряд — праотеческий. Праотцы — это патриархи израильского народа, такие как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса или его совсем может не быть.

В центре средней части храма находится икона, которая меняется в зависимости от дня и события, которое отмечает Церковь.


За иконостасом находится алтарь. Алтарь располагается в специальном полукруглом выступе — апсиде. Алтарь всегда находится в восточной части храма, поэтому верующие символически обращаются к восходящему солнцу — образу Христа, рассеивающему мрак смерти.

Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле.

Наверняка вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот так же в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем — надо уметь служить Богу, людям, Родине и другим святыням.


Если вы когда-нибудь смотрели по телевизору трансляции праздничных богослужений, вы наверняка заметили большой стол в центре алтаря. Это есть святой престол — четырёхугольный стол, сделанный из дерева, все крепления которого — распорки, шипы — тоже деревянные. Четыре гвоздя вбиваются в святой престол уже во время его освящения. Как символ тех четырёх гвоздей, которые римские воины вбили в Тело Христа, когда Его распинали. В перекрестии перекладин Святого престола находятся частицы мощей мучеников, пострадавших за веру. Такие же частицы мощей вшиты в антиминс — шёлковый плат, который используется во время литургии.

На престоле находятся семисвечник, ковчег с запасными Святыми Дарами, Евангелие, кресты. Прикасаться к престолу могут только священнослужители. На престоле во время литургии (обедни) совершается таинство приложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Здание, которое хотя и предназначено для молитвы, но в котором нет Святого престола, не является церковью, но только молитвенным домом или часовней.

Престол православных храмов освящается в память какого-либо святого или события, празднуемого Церковью. От наименования престола получает название и весь храм. Престолов может быть несколько в разных пределах, но храм называется по главному, центральному престолу.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.


В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нём находятся священные сосуды и предметы: чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединённые между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и тёплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор, богослужебного литургического хлеба.

Во время службы голоса певчих возносятся к главному куполу храма, где на своде обычно помещаются изображения Христа Вседержителя с благословляющим жестом правой руки, текстов Евангелия в левой, в окружении небесных стражей — архангелов.

В храме располагается также канун — латунное распятие и ряды подсвечников на латунном же ящике. На канун ставят свечи об упокоении усопших. На столик рядом с кануном вы можете положить вашу жертву на храм, принесённую в память усопших: вино, муку, фрукты, сладости. Здесь же служатся заупокойные службы — панихиды, литии.

Здание храма обычно завершается куполом, купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви — Иисуса Христа. Храм, символизирующий Землю, с куполом (символом неба) — это образ мира, творения Божьего. Купол символизирует также пылающую свечу, пламенность молитвы и стремление к Богу. По церковным канонам вся жизнь христианина должна быть связана с храмом.

Зачем мы ходим в храм?

Молиться. Но не только, молиться можно и дома. Более того, как говорят богословы, нет такого места на земле, где нельзя было бы молиться. В храме совершаются таинства, и главное из них — Евхаристия, или причащение. Когда под видом хлеба и вина верующий вкушает (то есть причащается) Тела и Крови Христовой — так происходит единение верующих с Господом. Таинство Евхаристии совершается священством на Святом престоле.

Презентация к уроку "Основ духовно - нравственной культуры народов России" в 5 классе "Храмовое зодчество" содержит материал о строительстве деревянных и каменных Православных храмов, строительстве первого храма в России - Софийского Собора в Киеве, изображения деревянных храмов в разных городах России.Презентация к уроку "Основ духовно - нравственной культуры народов России" в 5 классе "Храмовое зодчество" содержит материал о строительстве деревянных и каменных Православных храмов, строительстве первого храма в России - Софийского Собора в Киеве, изображения деревянных храмов в разных городах России.

Деревянное зодчество России

Деревянное зодчество России

Деревянное зодчество России

Деревянное зодчество Древней Руси зародилось в северных районах страны

Деревянное зодчество Древней Руси зародилось в северных районах страны

Деревянное зодчество Древней Руси зародилось в северных районах страны. Именно там находились богатейшие хвойные и лиственные леса. На берегах Печоры, Онеги, Северной Двины до сих пор сохранились уникальные памятники Древней Руси.
Династии русских зодчих тысячелетиями оттачивали свое мастерство, бережно хранили профессиональные хитрости и передавали их своим сыновьям.

Деревянная архитектура на Руси воплотила в себе удачное сочетание пользы и красоты

Деревянная архитектура на Руси воплотила в себе удачное сочетание пользы и красоты

Деревянная архитектура на Руси воплотила в себе удачное сочетание пользы и красоты. Многие строительные и художественные приемы, которые полностью отвечали условиям быта и культуры народа, вырабатывались русскими зодчими в течение тысячелетий.

Дерево для постройки рубили не всякое

Дерево для постройки рубили не всякое

Дерево для постройки рубили не всякое. Заранее выбирали сосну, которая отвечала всем требованиям мастеров, и делали на стволе затесы – узкими полосами снимали кору, оставляя полосы для сохранения сокодвижения. После этого дерево оставляли в покое лет на пять.

Деревянное зодчество Древней Руси уникально еще и тем, что, как правило, единственным орудием мастера был топор

Деревянное зодчество Древней Руси уникально еще и тем, что, как правило, единственным орудием мастера был топор

Зодчество Древней Руси отличалось от европейского тем, что не существовало различий в строительстве дома и храма

Зодчество Древней Руси отличалось от европейского тем, что не существовало различий в строительстве дома и храма

Шатровые храмы на Руси Форму и конструкцию храмов славянские мастера перенимали от византийцев

Шатровые храмы на Руси Форму и конструкцию храмов славянские мастера перенимали от византийцев

Шатровые храмы на Руси

Форму и конструкцию храмов славянские мастера перенимали от византийцев. Но им тяжело было перенять форму куполов византийских храмов и передать ее в дереве. С помощью дерева это было сделать технически невозможно. Поэтому форму куполов стали делать в виде пирамидального шатра. К сожалению, подобные храмы не дошли до наших дней. О них мы можем узнать только из источников, дошедших до нас.

Деревянное зодчество Древней Руси начинает стремительно развиваться в пятнадцатом веке, когда появляются первые деревянные колокольни

Деревянное зодчество Древней Руси начинает стремительно развиваться в пятнадцатом веке, когда появляются первые деревянные колокольни

Деревянное зодчество Древней Руси начинает стремительно развиваться в пятнадцатом веке, когда появляются первые деревянные колокольни. Самые древние звонницы были построены на Новгородских и Псковских землях

храм Преображения Господня

храм Преображения Господня

храм Преображения Господня

Кижский погост. 18 век

Кижский погост. 18 век

Кижский погост. 18 век

Презентация к уроку ОДНКНР " Храмовое зодчество" ( 5 класс)

Презентация к уроку ОДНКНР

Преображенская церковь в Кижах построена в 1714 году

Преображенская церковь в Кижах построена в 1714 году

Преображенская церковь в Кижах построена в 1714 году.

Преображенская церковь в Кижах

Преображенская церковь в Кижах

Преображенская церковь в Кижах ХІХ век

Покровская церковь: построена в 1764 году

Покровская церковь: построена в 1764 году

Покровская церковь: построена в 1764 году

Презентация к уроку ОДНКНР " Храмовое зодчество" ( 5 класс)

Презентация к уроку ОДНКНР

Презентация к уроку ОДНКНР " Храмовое зодчество" ( 5 класс)

Презентация к уроку ОДНКНР

колокольня-звонница Кулика Драковенова

колокольня-звонница Кулика Драковенова

колокольня-звонница Кулика Драковенова

Музей в Малых Корелах

Музей в Малых Корелах

Музей в Малых Корелах

Церковь Успения Богородицы построена в 1599 г

Церковь Успения Богородицы построена в 1599 г

Церковь Успения Богородицы построена в 1599 г

Церковь Николая Чудотворца (XVIII в

Церковь Николая Чудотворца (XVIII в

Церковь Николая Чудотворца (XVIII в.) из деревни Мякишево

Церковь Преображения из села Спас-Вежи (1628 г

Церковь Преображения из села Спас-Вежи (1628 г

Церковь Преображения из села Спас-Вежи (1628 г.).

Музей деревянного зодчества. г

Музей деревянного зодчества. г

Музей деревянного зодчества. г.Суздаль

С той же любовью, с какой строились эти сами храмы, прихожане украшали их

С той же любовью, с какой строились эти сами храмы, прихожане украшали их

С той же любовью, с какой строились эти сами храмы, прихожане украшали их.

Очень просты и незатейливы были облачения престолов, жертвенников и богослужебные облачения

Очень просты и незатейливы были облачения престолов, жертвенников и богослужебные облачения

Очень просты и незатейливы были облачения престолов, жертвенников и богослужебные облачения.

Первые каменные храмы на Руси

Первые каменные храмы на Руси

Первые каменные храмы на Руси

Первый древнерусский каменный храм возвели в Киеве. Его неофициальное название — Десятинная церковь. Это название храм получил после выделения Князем Владимиром десятой части своих доходов на его возведение. К сожалению, этот храм не дошел до наших дней. У него печальная участь. Несколько раз в результате междоусобных войн он был разграблен и горел, а в 1240 году был сожжен ордой хана Батыя. По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться.
Официальное имя Десятинного храма, первой каменной церкви на Руси — церковь Святой Богородицы. Она была построена около 986-996 годах. Это первый крестово-купольный храм Древней Руси

Первым каменным церквям на Руси основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью

Первым каменным церквям на Руси основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью

Первым каменным церквям на Руси основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью. Плинфа — это прародитель кирпича. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой.

Византийский стиль в архитектуре храмов

Византийский стиль в архитектуре храмов

Византийский стиль в архитектуре храмов Руси

Храмы были значительно больше византийских. Для этого строились дополнительные галереи вокруг главного помещения. Вместо центральных колонн использовались большие крестоподобные столпы
С XII в. не использовались башни и галереи и не освещались боковые нефи

Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма —

Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма —

Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма — Киевской Софии. Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года.

Киевский Софийский собор

Киевский Софийский собор

Киевский Софийский собор

Спасо-Преображенский собор в Чернигове-1024 г-середина 11 века

Спасо-Преображенский собор в Чернигове-1024 г-середина 11 века

Спасо-Преображенский собор в Чернигове-1024 г-середина 11 века

Храм сегодня

Храм сегодня

Первый каменный собор в Москве –

Первый каменный собор в Москве –

Первый каменный собор в Москве – Успенский

В августе 1489 г. в Москве вырос белоснежный трехкупольный храм, окруженный большой галерей с трех сторон-Благовещенский собор

В августе 1489 г. в Москве вырос белоснежный трехкупольный храм, окруженный большой галерей с трех сторон-Благовещенский собор

В августе 1489 г. в Москве вырос белоснежный трехкупольный храм, окруженный большой галерей с трех сторон-Благовещенский собор

Архангельский собор был возведен в 1508 году по проекту итальянского архитектора

Архангельский собор был возведен в 1508 году по проекту итальянского архитектора

Архангельский собор был возведен в 1508 году по проекту итальянского архитектора Алевиза

Храм Покрова Богородицы на реке

Храм Покрова Богородицы на реке

Храм Покрова Богородицы на реке Нерль был возведен Андреем Боголюбским в XII веке

Церковь Вознесения в Коломенском была возведена в 1532 году в честь дня рождения

Церковь Вознесения в Коломенском была возведена в 1532 году в честь дня рождения

Церковь Вознесения в Коломенском была возведена в 1532 году в честь дня рождения Ивана Грозного на берегу Москва-реки. Она кардинально отличается от других русских соборов. По своей форме она представляет равноконечный крест и является первым образцом шатрового зодчества в России

Шатровые храмы: В основе все они строились примерно одинаково

Шатровые храмы: В основе все они строились примерно одинаково

В основе все они строились примерно одинаково. Устойчивый четверик, на котором устанавливался невеликий восьмерик - опора для восьмигранного шатра, устремлённого высоко в небо За один век шатровые храмы широко распространились в стране. Но грянула церковная реформа патриарха Никона в 1653 году, после чего этот стиль стал словно под запретом. Шатровые храмы на Руси строиться перестали

Собор Василия Блаженного в Москве

Собор Василия Блаженного в Москве

Собор Василия Блаженного в Москве

Покровская (в прошлом Троицкая) церковь

Покровская (в прошлом Троицкая) церковь

Покровская (в прошлом Троицкая) церковь Александровской слободы (1510)

Успенская угличская церковь "Дивная" (1628) -

Успенская угличская церковь

Успенская угличская церковь "Дивная" (1628) -

Путинках церковь Рождества Богородицы

Путинках церковь Рождества Богородицы

московская в Путинках церковь Рождества Богородицы.

Храмы 17-19 века в середине 17 века было сооружено много храмов

Храмы 17-19 века в середине 17 века было сооружено много храмов

Храмы 17-19 века

в середине 17 века было сооружено много храмов. Однако в каждом случае архитекторы умели придавать храму такое своеобразие, что трудно найти абсолютно похожие сооружения

Предтеченская церковь (начало

Предтеченская церковь (начало

Предтеченская церковь (начало XV111 в.) в с. Шуя (фото 1912 г. )

Читайте также: