Хождение во имя свободы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Он не смиряется со своей долей, пытается бежать из монастыря на родину. Мцыри три дня блуждает на воле, где видит красивую девушку, борется с барсом. Он был счастлив эти три дня. Оказавшись на свободе, он вспомнил родной дом, аул, где прошло его детство, отца, сестер. Недалеко от дома в ущелье бежала река, где он любил играть. Когда же он спустя три дня снова оказался у стен монастыря, то испытал жгучее разочарование.

Главное в образе Мцыри – стремление к свободе. Жизнь в монастыре лишила его сил, заставила забыть родину, но не смогла отнять любовь к вольной жизни, впитанную с молоком матери. Все годы, проведенные здесь, он не оставлял мысли вырваться когда-нибудь отсюда. Он сравнивает себя с конем, который всегда находит дорогу домой. Мцыри, выросший в неволе, не справился с этой простой задачей и не смог этого сделать.

В характере юноши сохранились жизнелюбие и бунтарский дух его предков. Несмотря на то, что он был воспитан монахами, его вольнолюбивая натура взяла свое. В его характере преобладают мужество, гордость. Он ощущает свою близость с дикой природой, которая дарит ему настоящее счастье.

Когда герой вырвался из монастыря, перед ним открылся чудесный величественный мир. Он видит красоты природы и ощущает себя ее частью. Он подобен барсу и орлу, которые не могут жить взаперти, в клетке. Мцыри необходимы горные вершины, стремительные реки, простор, воздух. Они питают его жизненную энергию. Он слишком долго жил в плену и, вырвавшись на волю, погибает, подобно цветку, который рос в тени и был вынесен на солнцепек. Его нежные листья сгорают на солнце. Так же и Мцыри сгорает от впечатлений, полученных на воле. Его слабая психика не выдержала такого количества эмоций.

Герой, вкусив дух свободы, уже не может жить по-прежнему. Ему остается только одно – умереть. Могила его не страшит. Он просит старца вынести его в сад, откуда виден Кавказ. Перед смертью Мцыри еще раз хотел бы его увидеть. Он радуется тому, что его страдания закончатся. Лишенный родины и свободы, он словно рыба без воды, птица без полета, погибает.

Мцыри – это воплощение мечты о сильном свободном человеке, который никогда не смирится со своей участью. Такого человека не пугают трудности и препятствия. Он всегда будет стремиться к своей мечте.

Придя в Иерусалим, Даниил шестнадцать месяцев прожил в монастыре святого Саввы. Все свои деньги он отдавал провожатым, которые показывали ему святые места. К счастью, Даниил встретил в лавре некоего старца, который согласился водить его по всей Святой земле.

Игумен ехал в Иерусалим через Царьград. Оттуда его путь лежал в Эфес, где находится гроб Иоанна Богослова, а также мощи семи отроков эфесских и многих других святых. В стороне, далеко в море — остров Патм, где Иоанн Богослов написал Евангелие. Дорога шла через остров Род, где добывается чёрное благовоние под названием гомфит. Побывал игумен и на большом острове Крит, где царица Елена поставила кипарисный крест. На этом острове собирают ладан.

Последние вёрсты по дороге к Иерусалиму особенно трудно преодолеть: здесь велика опасность нападения сарацинов. А когда наконец открывается вид на Иерусалим, все христиане льют слёзы радости.

В Иерусалимской церкви Воскресения находится Гроб Господень. Это маленькая пещерка, где лежало тело Иисуса Христа Недалеко оттуда и темница, куда посадили Христа перед казнью, и Голгофа, где его распяли. В Иерусалиме много мест, которые напоминают о Ветхом Завете: жертвенник Авраама, столп, где пророк Давид написал Псалтирь, дом Урии. Есть там и двор Иуды, который всё стоит пустым, ибо никто не решается там поселиться. Неподалеку — Овчая купель, где Христос исцелил расслаб­ленного.

В Иерусалиме стоит и церковь Святая Святых. На этом месте Иаков боролся с ангелом и видел во сне лестницу, ведущую на небо. И пророк Давид здесь видел ангела. Старая церковь Святая Святых разрушена, а эта построена начальником сарацинским по имени Амор. Там же, рядом, дом Соломона.

Сам же Иерусалим — город большой и крепкий. Вокруг него — горы и ущелья. Место это безводное, так что все люди и животные пьют дождевую воду. Хлеба хорошие родятся там без дождя и много полезных деревьев растёт.

На Иордане, на том самом месте, где Иоанн Креститель крестил Христа, построен небольшой алтарь и свод. Вода Иордана мутная и вкусная для питья. Рядом — то место, где Илья-пророк вознёсся в небо на колеснице огненной. Сохранилась пещера Иоанна Крестителя, а также пещера пророка Илии.

Игумену Даниилу удалось трижды побывать на Иордане, в том числе в день великого водоосвящения. В этот день множество народу приходит на Иордан. Все поют молитвы, а в полночь купаются в реке.

Оттуда несколько верст до города Иерихона и горы Гаваонской, которые связаны с именем Иисуса Навина. В той же горе есть пещера, где Христос сорок дней постился.

От Иерусалима до Феодосиева монастыря шесть вёрст, а оттуда шесть вёрст до монастыря святого Саввы. Лавра эта удивительно устроена. Раньше там протекал глубокий поток с высокими и скалистыми берегами. Поток обезводел, а на обрывах лепятся монашеские кельи. В лавре много мощей великих святых. Рядом с лаврой — высокие скалы, где водятся дикие звери, и Содомское море, в котором нет ничего живого, ибо под ним — место мучений.

Вне городской стены — гора Сионская, где был дом Иоанна Богослова, в котором Христос вечерял с учениками. На этом месте построена церковь. В этой же церкви — комната, где преставилась Богородица. Неподалеку дом Каиафин, где Петр отрекся от Христа. Под горой — село Скудельничье, которое купили на полученные за Христа тридцать сребреников.

В шести верстах от Иерусалима — Вифлеем. Там, в пещере, Богородица родила Христа. Над этой пещерой выстроена большая Церковь. Там находятся ясли, в которые положили младенца Христа. Рядом — место, где ангелы благовестили пастухам о Рождестве.

К югу от Вифлеема находятся Хеврон и Мамврийский дуб. Места эти опасны для проезжающих, но у игумена Даниила были хорошие попутчики, и все вместе прошли страшные места благополучно.

Мамврийский дуб красив и раскидист. Под этим дубом обедала Святая Троица, придя к патриарху Аврааму. А Хеврон — это Земля Обетованная. Она очень плодородна. Здесь находится Сугубая пещера. В ней лежат тела ветхозаветных праведников.

Сохранился каменный столп, в который превратилась жена Лота. Столп этот стоит на взгории. А до места, где был Содом, игумен Даниил так и не дошёл. Это место опасно, и оттуда исходит смрад, от которого можно даже заболеть. Вместе со своими попутчиками Даниил вернулся в Иерусалим.

Возле Иерусалима известно место, где Давид убил Голиафа. А к западу от Иерусалима находится дом Захарии, отца Иоанна Крестителя. Полверсты оттуда до той горы, где пряталась Елисавета с младенцем Иоанном, спасаясь от воинов Ирода. Ещё западнее — село Ельмаус, по пути в которое воскресший Христос явился ученикам.

Побывал игумен Даниил и в Капернауме, и на горе Кармильской, где жил Илья-пророк. Оттуда он направился в город Акру, оттуда в Антиохию Великую. Мимо многих городов проплыл он на корабле. Возле города Патары на его корабль напали корсары, захватили всех и ограбили. А дальнейший путь до Царьграда прошёл без происшествий.

Есть дорога от Иерусалима в Галилею, к городу Тивериаде. Путь этот очень тяжёл и страшен, но игумен Даниил преодолел его вместе с войском иерусалимского князя Балдвина, короля крестоносцев, который ехал на войну. Игумен попросил, чтобы Балдвин взял его с собой, и тот охотно согласился. Некогда в этих местах был убит Саул и братья бросили Иосифа в ров.

Воины Балдвина, а с ними и Даниил остановились на ночлег у колодца Иакова. А потом пошли мимо города Васана к верховьям Иордана. В тех местах водится много львов и часты нападения сарацин. Там есть водоём, где купался Христос с учениками. Искупался там и Даниил и его попутчики.

У моста в верховьях Иордана князь Балдвин с воинами остановился пообедать. Потом он пошёл в Дамаск на войну, а Даниил с другими паломниками ходил по святым местам, пока через десять дней Балдвин не вернулся с войны. Паломники купались в Тивериадском море. В этом море водится вкусная рыба, которую любил есть ещё Христос.

В городе Тивериаде Христос совершил множество чудес. На склоне горы известно место, где Христос накормил пять тысяч людей пятью хлебами. Фаворская гора и Назарет находятся западнее Тивериадского моря.

Гора Фавор очень красива На самом верху её — место, где преобразился Христос. Оно обнесено каменной оградой. На этой горе теперь латинский монастырь. Рядом — пещера, где жил святой Мелхиседек.

Погостив в Преобра­женском монастыре, Даниил с прочими паломниками пошёл на запад, к Назарету. Спутников было мало, и все они были безоружны. Но путь они прошли благополучно, хотя и было страшно.

Назарет, где было Благовещение, где много лет прожил Иисус Христос, — маленький городок в горах. Там сохранился гроб Иосифа, обручника Марии. Латиняне устроили церковь над тем местом, где произошло Благовещение. Из Назарета игумен Даниил со спутниками пошёл в Кану Галилейскую, где Христос превратил воду в вино. Там паломники встретили большой отряд и пошли вместе с ним в Акру. Оттуда же пустились в обратный путь к Иерусалиму. И во время всех этих путешествий с ними не случилось ничего плохого.

Игумену Даниилу довелось увидеть, как ко Гробу Господню сходит свет небесный. В Великую Пятницу вливают чистого масла во все лампады, которые находятся в Гробе Господнем. Лампады оставляют незажжёнными. Гроб же Господень закрывают и гасят лампады и свечи во всех храмах. В пятницу же игумен Даниил пошёл к князю Балдзину и попросил разрешения поставить лампаду на святом Гробе от всей русской земли. Князь разрешил. Это было для Даниила великой радостью. Он поставил лампаду и поклонился святому Гробу.

Когда князь с дружиной пошёл ко Гробу Господню, он позвал с собой игумена монастыря святого Саввы и братию его. Вместе с ними пошёл и игумен Даниил. Князь повелел идти игуменам и монахам впереди, а дружине — сзади. Когда подошли к церкви, дружина князя силой проложила путь ко Гробу. Православные священники стали над Гробом, латиняне — в великом алтаре. В восьмом часу и те и другие начали свою службу.

С горящими свечами все пошли домой и зажгли от них лампады в своих церквах.

На следующий день игумен Даниил с игуменом и братиею монастыря святого Саввы опять пошли ко Гробу Господню. Войдя в пещеру, они увидели горящие лампады. Эконом и ключник рассказали, что зажглись только те лампады, которые были поставлены православными.

Через три дня игумен Даниил пошёл взять свою лампаду от Гроба Господня. Ключник дал ему кусочек камня из пещеры.

У Гроба игумен Даниил молился прежде всего о князьях русских, а только потом о себе.

Пересказала О. В. Буткова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

В России второй половины XIX века господствующим направлением общественной жизни являлось народничество - общественно-политическое движение и идеология дворянской и разночинской интеллигенции.

Основные идеи народничества в России 19 века

Русская деревня до революции

Главные и существенные черты движения:

особый путь развития России, где главной социальной силой является крестьянство;

уклад крестьянской общины содержит зародыш социализма;

капитализм и самодержавие не имеют социальной опоры на русской почве;

в России возможен переход к социализму, минуя капиталистическую стадию развития;

преобразования можно осуществить только революционным путем.

Причины и истоки возникновения

Отмена крепостного права

Истоки возникновения народничества:

идея просвещения о всеобщем равенстве людей;

утопический социализм с его проектами построения идеального общества;

дворянское движение (декабристы), ставившее целью уничтожение самодержавия и освобождение крестьян;

идеи славянофилов о самобытном пути России, о русском крестьянстве как носителе мудрости и моральном авторитете (почвенничество).

В конце 50-х годов 19 века, со вступлением на престол Александра II, в России происходит ослабление цензуры, либерализация курса правительства, подготовка отмены крепостного права.

Крестьянская реформа 1861 г. была половинчатой, крестьяне остались в кабале у помещиков, владеющих землей. Недовольство привело к оживлению общественной жизни, распространению народнических идей.

Автор теории общинного социализма

Основа идеологии народничества – теория общинного социализма, автором которой являлся А. И. Герцен.

Александр Иванович Герцен (1812 - 1870)

Будучи свидетелем поражения революций в Европе, он пришел к выводу о возможности развития социализма в России. Этому будет способствовать наличие крестьянской общины, слабое развитие капитализма.

Теории народничества

Основные идеи Герцена по устройству общества - крестьянское общинное землевладение и мирское самоуправление, распространенное на все государство.

Три течения народничества

В народничестве сформировалось три основных течения, данные о них сведены в таблицу:

пропаганда, просвещение народа с целью подготовки крестьянской революции

пробуждение народа к бунту, вместо государства - союз общин

захват власти революционной организацией, затем вовлечение народа в переустройство государства

История революционного народничества

Движение народников

Хождение в народ и пропаганда

Крестьяне 19 века

Далее, в 70-е годы, народники занимались пропагандой социалистических идей. Группы молодых людей передвигались от села к селу, беседовали с крестьянами, распространяли прокламации.

Земля и воля

Так называлась первая народническая организация в России, созданная в 1861 г. в Петербурге и просуществовавшая до 1864 г.

Арест народовольца



Однако народ остался глух к революционным и социалистическим идеям, зачастую сами крестьяне выдавали агитаторов. Сторонники активных действий встали на путь терроризма, организовывали убийства представителей царской администрации. Власти в ответ применили репрессии.

Тысячи народовольцев были арестованы, отправлены на каторгу за пропаганду, смертные приговоры выносились даже за участие в тайных организациях. Сторонники разных методов борьбы не смогли ужиться в одной организации.

Раскол

Убийство Александра 2

Народовольцы надеялись на подъем освободительного движения после убийства царя, но народного восстания не произошло. В результате революционное подполье было уничтожено, а народ безмолвствовал. Движение пропагандистов также практически прекратилось из-за полицейских гонений.

Теория малых дел

Либеральное народничество

В 80-е гг., при Александре III, происходит усиление полицейского произвола, закрытие прогрессивных газет и журналов, уменьшаются права земства и университетов.

Либеральное народничество

В народничестве преобладает реформистское, либеральное направление. Его представители призывали к ненасильственному, мирному преобразованию общества, развитию путем эволюции.

Неонародничество

В конце 90-х гг. сформировалось неонародничество.

Неонародничество

Последователи революционного народничества объединились в партию социалистов-революционеров (эсеры) в 1901 г., представители умеренного крыла создали партию народных социалистов. Народничество начала ХХ в. вело ожесточенную полемику с марксизмом, считая его идеи неприемлемыми для России.

Историческое значение народничества

Нельзя однозначно оценить историческое значение народничества. Оно вовлекло в общественную жизнь огромное количество людей, особенно молодежи. Их бескорыстная, жертвенная деятельность не была напрасной.

Народничество

Общество осознало необходимость изменений, власть была вынуждена проводить реформы. В то же время террор привел к расколу в русском освободительном движении, вызвал ожесточение власти и замедление в развитии страны.

Следующие поколения революционеров перенимали опыт и методы борьбы народников, их преемники эсеры стали одной из ведущих сил русских революций. Народничество было инициативой снизу, заставившей власть считаться с мнением общества.


Живой журнал

Можно еще добавить, что многие противоречия оказываются на поверку мнимыми при всестороннем рассмотрении описываемых событий.

В связи с наступившей Неделей жен-мироносиц я хотел бы предложить реферат толкования святителем Феофаном (Затворником) евангельских повествований о событиях в первый день Воскресения Христова [1, стр.119-139].

Еще раз рассмотрев евангельские сказания, владыка Феофан пришел к выводу, что допущение версии о приходе жен на гроб не всех вместе, а группами соединяет все повествования в стройную, цельную систему. Далее святитель рассматривает поочередно то, о чем говорится в Евангелиях, и постепенно раскрывает захватывающую картину событий.

У святого Матфея читаем следующее (28,1-10).

У святого Марка читаем в гл.16,1-11.

Минувшей субботе, Мария Магдалина и Мария Иаковля и Саломия, купиша ароматы, да пришедше помажут Иисуса (1).
Минувшей субботе — то же, что и у св. Матфея — в вечер субботный, когда день покоя кончился, означенные жены купили ароматы, чтоб утром пойти на гроб и помазать Тело Господа Иисуса. Этот стих совершенно одинаков по содержанию с первым стихом сказания св. Матфея и его дополняет, сказывая, что жены, Мария Магдалина и Мария Иаковля, сходивши посмотреть гроб, тем же вечером сошлись с Саломиею и все втроем купили ароматов для намащения Тела Господня. Далее св. Марк повествует практически о том же, что и св. Матфей. Но и он не перечисляет, какие именно жены утром пришли ко гробу. Те же слова ангела о воскресении, то же повеление сказать ученикам и идти затем в Галилею. У Марка, правда, сказано, что жены побежали в страхе и никому ничего не сказали. Но, очевидно, до момента встречи с самим Иисусом, о чем говорится у св. Матфея.

Сопоставляя сказания двух евангелистов, не можем не видеть, что они взаимно дополняют друг друга. Св. Марк (16,9-10) говорит дополнительно, что это было не первое явление Христа мироносицам. Первого удостоилась Мария Магдалина, которая возвестила о том апостолам.

Таким образом, у обоих евангелистов говорится об одном и том же хождении на Голгофу. Один вопрос: какие именно тут действовали жены. Святые Марк и Матфей не переименовывают их утром, после наименования вечером. Поэтому, говорит святитель Феофан, мы можем законно какую-либо из сих жен отчислить, если на это имеются указания. Тут же у апостола Марка оно и встречается, а именно о Марии Магдалине. Следовательно, утром ее не было с Мариею Иаковлевою и Саломиею. Она отделилась от них и действовала сама по себе, и в этом хождении на Голгофу означенных жен не участвовала, не была и свидетельницей явления им Господа. Сего блага она сподобилась особо и прежде их. Об этом подробно пишет апостол Иоанн Богослов.

Св. Лука (гл.24, 1-12).

Последовавшие за Господом из Галилеи жены (не названные евангелистом) вечером в пятницу смотрели, как полагалось Тело Господа во гроб. Возвратившись с Голгофы, они в тот же вечер купили благовония для намащения Тела Господня и в субботу оставались в покое по заповеди. В первый же день недели, утру глубоку, они пошли на гроб, неся уготованные ароматы. Находят камень отваленным и прямо вошли во гроб. (У Матфея и Марка это предлагает им сделать ангел.) Тела Господня не оказалось, что привело их в крайнее недоумение. Когда они в нерешительности стояли, предстали им два мужа в блистающих одеждах. Жены испугались, но те успокоили их, сказав: что ищете Живого с мертвыми? Его нет здесь, Он воскрес. Помяните, как об этом Он говорил вам еще в Галилеи. Они вспомнили Его слова, пошли и возвестили о виденном и слышанном ученикам. Ученики не поверили, хотя Петр сбегал на гроб и убедился в истинности слов мироносиц.

Владыка Феофан заключает, что здесь явно рассказывается об особом хождении на гроб, отличном от того, о коем повествуют святые Матфей и Марк. Ароматы готовятся в пятницу вечером, идут на гроб жены утру глубоку, т.е. еще задолго до рассвета. Во гробе встречают двух ангелов, слышат слова не те, что слышали жены у святых Матфея и Марка, хотя сила их одна и та же — удостоверение в воскресении Господа. В конце не получают повеление пойти возвестить апостолам, но делают это как бы сами от себя, поэтому возвращаются неспешно и, можно предположить, что сначала они зашли к себе, чтобы освободиться от ноши заготовленных благовоний.

Признавая особым это хождение на гроб, святитель указывает на необходимость принять, что и жены были другие. Евангелист Лука перечисляет их лишь в самом конце (24,10), но это относится уже к тому времени, когда все жены собрались к апостолам, как бы с отчетом о виденном и слышанном ими порознь. Если отчислить из перечня св. Луки тех жен, которые упоминаются у евангелистов Матфея и Марка, то останется Иоанна с прочими, чьи имена нам неизвестны.

Св. Иоанн (гл.20, 1-18).

Здесь повествуется об отдельном хождении ко гробу Марии Магдалины еще сущей тьме, которое довольно подробно излагается. Ранее мы говорили, что о нем упоминает и Марк, но очень кратко. Св. Магдалина, увидев, что гроб отверст и Тела Господа нет, побежала к ученикам возвестить об этом, а затем и сама вернулась вслед за ними на гроб, где Господь и явился ей. После этого она вновь вернулась к ученикам уже с известием о воскресении Христа. Из этого ясно, что ей невозможно было быть в числе жен, приходивших с Иоанной, как значится у евангелиста Луки. Некогда было ей присоединиться и к Марии Иаковлевой с Саломиею, да и в этом не было нужды.

Таким образом, заключает владыка Феофан, из пересмотра всех сказаний о движениях, видениях и свидетельствах мироносиц приходим к следующему.

1) Жены не все разом приходили на гроб, но группами и в разное время. Таких хождений три. Первое — Марии Магдалины, по Евангелию от Иоанна (о нем же кратко сказано и у св. Марка); второе — Иоанны с прочими, по благовествованию св. Луки; третье — Марии Иаковлевой и Саломии, по свидетельству святых Матфея и Марка вместе. Приложим к сему сказания еммаусских учеников, которые поведали таинственному Спутнику, что некоторые жены, побывав на гробе, сообщили апостолам, что видели ангелов, возвестивших им Господне воскресение (Лк.24,22-23). Но это может относиться лишь к Иоанне с прочими, как значится у того же Луки. Ибо они видели только одних ангелов, а другие жены видели не только ангелов, но и Господа. Это показание тем особенно важно и подает в настоящем деле решающий голос, что была часть учеников, которым было известно лишь то, что было с Иоанной, но ничего — о других женах.

2) Время прихода мироносиц ко гробу означается так: Марии Магдалины — еще сущей тьме, Иоанны с прочими — утру глубоку (зело рано), Марии Иаковлевой с Саломией — воссиявшу солнцу. Видна постепенность. И вся это история обнимает несколько часов — от чуть брезжится до восхода солнца.

3) Постепенность видна и в том, что женщины узнавали и возвещали апостолам. Святая Магдалина в первый раз сказывает: взяли Господа, Иоанна с прочими свидетельствуют о том, что видели ангелов, которые возвестили им Господне воскресение, Мария Магдалина во второй раз и Мария Иаковлева с Саломией удостоверяли, что видели самого Господа воскресшего.

Наконец, святитель Феофан подводит итог своим размышлениям, раскрывая перед нами удивительную картину происшедшего в день Светлого Христова Воскресения.

Когда Иосиф с Никодимом полагали во гроб Тело Господа, жены все были на Голгофе и смотрели, где и как полагалось Оно. Некоторые из них тотчас по возвращении с Голгофы, в пятницу же, заготовили и ароматы. Субботу все они провели в покое. Но когда закончилось положенное время покоя, две из них поспешно сходили в этот субботний вечер ко гробу посмотреть, не случилось ли там чего особенного (в это время стража еще не была приставлена), и по возвращении купили еще ароматов в восполнение недостающего. Все жены действовали заодно, согласно, но помещались не в одном доме, а где пришлось, каждая у своих родных и знакомых. Поэтому они договорились утром собраться вместе не в городе, чтоб никого не тревожить и не возбудить подозрений, но на самой Голгофе, дожидаясь там друг друга.

Так приготовившись и условившись, они ждали утра. Раньше всех (еще сущей тьме) желание быть рядом с погребенным Господом повлекло ко гробу Марию Магдалину. Увидев, что камень отвален, она решила, что Тело кто-то унес. Она побежала к апостолам. Выслушав ее, Петр и Иоанн решили сами сходить на гроб и проверить. До их прихода ко гробу пришли Иоанна и другие жены, увидели гроб отверстым и вошли в него. Ангелы объяснили им тайну отсутствия тела Господня. Мироносицы возвратились к себе. В движении их не видно никакой поспешности, и можно предположить, что они заходили к себе в дом, чтоб освободиться от ноши ароматов.

Между тем, как они делали этот переход, святые Петр и Иоанн, а также Магдалина пришли на Голгофу. Всё оглядев, апостолы возвратились к себе, кажется, не пришедши к решительному заключению о воскресении Господа. По крайней мере, это явно относительно святого Петра, хотя и Иоанново виде и верова не дает прямого указания, чему верова. Может быть, не воскресению, ибо вслед за сим он сам же добавил, что они еще не знали из Писания, что Ему надлежит воскреснуть из мертвых.

По отбытии апостолов с Голгофы, Мария Магдалина осталась у гроба, где ей и явился милостиво Сам Господь. Обрадованная, она опять направилась к апостолам, хотя не так спешно, как прежде, чтоб подолее попитаться сладостию боговидения.

По удалении Марии Магдалины, уже при восходе солнца приходят ко гробу Мария Иаковлева и Саломия, видят отваленный камень и ангела, на нем сидящего, и приходят в страх. Ангел благовествует им о воскресении Господа, пригласив посмотреть место, где лежало Тело Господне. Получив повеление поспешить к апостолам и поведать обо всем, жены побежали в страхе и трепете от необычайности виденного и слышанного. Когда они бежали, встретил их Сам Господь и обрадовал словом и позволением поклониться Ему. Получив затем и от Господа повеление идти к ученикам с вестью о Его воскресении и о прочем, они поспешили к ним.
Между тем у апостолов происходило следующее. Как только воротились святые Петр и Иоанн к остальным, пришли к ним Иоанна с другими женами и сказали, что видели ангелов, которые уверили их, что Господь воскрес. Апостолы не поверили. После этого пришла святая Магдалина и радостно сообщила, что видела Господа, и передала слова, которые Он повелел им сказать. Но и этому апостолы не поверили. Тут же приходят Мария Иаковлева и Саломия, говорят, что видели и ангелов при гробе, а потом на пути Самого Иисуса воскресшего, Которому поклонились. Но и после этого апостолам показались яко лжа глаголы их (Лк.24,11). Не заслуженный ли потому выслушали они укор от Господа, когда Он, явившись, упрекнул их в неверии и жестокосердии (Мк.16,14)?
Апостол Петр, впрочем, после слов Марии и Саломии о явлении им Господа, видимо, вновь решил сходить на гроб и посмотреть, не встретит ли там какого-либо решительного удостоверения. Но пришедши туда и взглянув во гроб, увидел только пелены лежащие. Это то же, что прежде видено, ничего нового. Не только Господь, но даже и ангел не явился ему, чтоб влить в него отраду веры. Так и пошел он обратно, в себе дивяся бывшему (Лк.24,12). Состояние духа его, надо полагать, было очень тяжелое. Не в эту ли пору милостивый Господь явился ему в утешение и умиротворение сердца его? Всяко это явление имело место между этим временем и возвращением в Иерусалим еммаусских учеников. Потому что когда они пришли к прочим, то были встречены радостным известием, яко воистинну воста Господь и явися Симону (Лк.24,34).

Таким образом, пишет владыка Феофан, все сказания приходят в совершенное согласие, и все черты и особенности находят себе должное место. Предположение же, что все мироносицы ходили на гроб одновременно, заставляет всё комкать в кучу — и движения жен, и явление ангелов, и глаголы сих последних, и слова жен апостолам — и не оправдывается евангельскими текстами.

Можно только спросить, продолжает святитель, чего ради святые евангелисты не написали определенно, какие именно жены идут утром ко гробу? Того ради, что они не считали это нужным. Не в лицах жен сила, а в удостоверении их в воскресении Господа — ангелами и Самим Господом. Мироносицы все одинаково достойны веры. Сила свидетельства их — в показании им истины свыше, а не в том, что сие показание передала та или иная жена.

Молитвами святых жен-мироносиц да просветит Господь и наши души светом Воскресения Своего!

[1] — Святитель Феофан Затворник. Письма о вере и жизни. М.: Правило веры, 1999г.

Читайте также: