Хорошая и правильная речь это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования Красноярского края

Выполнили: Абрамова В.Д., Адаменко А. С., Горбачёва А. Э.,

студентки 101А группы

Проверил: Дугина М.В., преподаватель русского языка

2. Критерии хорошей речи

3. Содержательность речи

4. Понятность речи

5. Выразительность речи

6. Воздейственность речи

8. Список литературы

Как это ни парадоксально, дать определение хорошей речи не так просто. С одной стороны, представление о том, что такое хорошая речь, исторически изменчиво. Каждому ясно, что в XX веке не может быть признана хорошей та речь, которая была образцовой не только для XVIII, но и для первой половины XIX века. Значительно сложнее обстоит дело с речью конца XIX – первой половины XX века. Эта речь уже не вызывает явного возражения, но иногда тоже воспринимается как не совсем современная.

Итак, хорошая это речь или плохая, нельзя решать вне учета ее ситуации, поставленных говорящим коммуникативных задач, но это обязательно такая речь, в которой соблюдаются современные языковые нормы, и этика общения и которая может способствовать достижению наибольшего эффекта.

Таким образом, хорошая речь – это прежде всего речь целесообразная. Целесообразность речи как критерий ее хороших качеств касается не только формы выражения мысли, но и самого содержания сказанного или написанного, что связывает целесообразность речи с этикой общения. Безусловное качество хорошей речи – ее соответствие этикету. Соблюдение современных языковых норм также входит в данное нами определение. Действительно, не может быть хорошей речь неправильная. Прежде всего это связано с тем, что неправильная речь затрудняет понимание. Это происходит и при использовании незнакомых иноязычных слов, тем более при их употреблении не с тем значением, которое зафиксировано в словарях.

Критерии хорошей речи


Многие неправильности пониманию не мешают, но тем не менее исключают хорошее качество речи, поскольку вызывают со стороны адресата или наблюдателя незапланированное говорящим впечатление от его речи, как речи не очень культурного человека. Оценка качества речи зависит от очень многих условий, в том числе социолингвистических. Жаргонизмы в речи молодежи и в речи людей солидного возраста, в неофициальном и в официальном общении не могут оцениваться одинаково. Однако нельзя как хорошую оценивать речь любых адресантов и в любых условиях, если жаргон полностью вытеснил в данной дискуссии литературную лексику. Следовательно, критерием, если не хорошей в полном смысле этого слова, то хотя бы допустимой речи должны быть, с одной стороны, степень ее литературности и опять же степень целесообразности использования тех или иных языковых средств.
С другой стороны, безусловно, критерием хорошей речи в любом случае остается ее понятность адресату, поэтому недопустимы не только малоупотребительные в русской речи иностранные слова. Однако не может быть названа хорошей и речь, не способная выразить ни сложные мысли, ни многие понятия. Очевидно, что хорошая речь нуждается в большом словарном запасе, необходимом для выражения любого понятия, любой мысли и любого чувства.

К основным критериям хорошей речи относят: содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи.

Содержательность речи

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной. Содержательность речи зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств и волевых стремлений. Большой и разнообразный запас слов у данного человека, позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей, является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов для этого недостаточно; необходимо правильно подбирать и применять эти слова в речи.

Понятность речи


Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания

терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Часто они многозначны, в силу чего правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста речи, т.е. из ее общего содержания и из смысла целых предложений, а не отдельных слов. Речь становится более понятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в ней не злоупотребляют слишком специальными терминами, когда ее грамматический строй выделяет существо излагаемой мысли, что достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной. Выразительность речи обеспечивается прежде всего ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи. Часто выразительность речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например, применением слов в ласкательной и уменьшительной форме.

Воздейственная речь

Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании. Часто воздейственность речи определяется ее простотой, ясностью, внутренней логикой.

Итак, можно сделать несколько выводов из сказанного выше:
1. Хорошая это речь или плохая, нельзя решать вне знания ситуации ее осуществления и распространения, ее целей и задач, отношений между коммуникаторами, характера и свойств адресата речи.
2. Хорошая речь – целесообразная речь, успешная для адресанта и эффективная для адресата.
3. Правильность речи – необходимое, но недостаточное качество для критерия хорошей речи.
Хорошая речь всегда соответствует нужной в данной ситуации функциональной разновидности литературного языка и используемой форме речи (устной или письменной), национальным традициям общения и этическим нормам поведения.


В пособии описываются основные свойства современного русского литературного языка, рассматриваются различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный, этический), говорится об организации эффективной речевой коммуникации, излагаются основы ораторского искусства, характеризуются особенности официально-деловой письменной речи. Значительное место в пособии занимает практикум, содержащий задания для самостоятельной работы. Пособие подготовлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначено для студентов вузов нефилологического профиля. Может быть использовано на курсах повышения квалификации специалистов, а также при проведении занятий в школах, лицеях, гимназиях. Представляет интерес для широкого круга читателей.

Оглавление

  • Введение
  • Тема 1. Русский язык в конце XIX – начале XXI вв
  • Тема 2. Культура речи. Качества образцовой речи. Правильность речи
  • Тема 3. Точность речи, логичность, чистота речи и ее уместность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский язык и культура речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Культура речи. Качества образцовой речи. Правильность речи

2.1. Речь. Культура речи

2.2. Качества правильной речи

2.3. Правильность и содержательность

2.4. Чистота

2.5. Богатство и выразительность

2.6. Типы нормативных словарей и принципы работы с ними

2.1. Речь. Культура речи

Перечислим основные признаки речи:

Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве.

Во-вторых, речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее консервативна, более динамична, подвижна.

В-третьих, речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.

Речь имеет ряд характеристик — темп, продолжительность, тембр, степень громкости, артикуляционную четкость, акцент. Говоря о правильной хорошей литературной речи, мы говорим о речевой культуре.

2.2. Качества правильной речи

2.3. Правильность и содержательность

В основе хорошей речи лежит прежде всего ее правильность, это тот базис, на котором основываются все прочие качества образцовой речи. Говорящий должен быть уверен, что создаваемый им текст соответствует всем нормам литературного языка: орфоэпическим, акцентологическим, морфологическим, синтаксическим, лексическим, стилистическим. Письменная речь должна соответствовать также орфографическим и пунктуационным нормам.

2.4. Чистота речи

Чистота речи — это качество, исключающее чуждые литературному языку элементы, а также элементы, отвергаемые нормами нравственности.

За пределами литературной лексики остаются:

диалектизмы — слова и выражения, свойственные местным говорам; варваризмы — иноязычные слова и словосочетания, включаемые без всякой надобности;

жаргонизмы — слова и обороты, обслуживающие социально замкнутые группы (молодежный жаргон, уголовный жаргон, студенческий жаргон и т. д.);

вульгаризмы — слова и выражения, грубо, вульгарно обозначающие какие-то предметы и явления; нецензурные слова и выражения; слова-паразиты (так сказать, ну, значит, вот, видите ли, собственно говоря, понятно, понимаете, да и т. д.);

канцеляризмы и речевые штампы — слова которые лишают речь простоты, живости, эмоциональности (наличие, за неимением, во избежание, вышеперечисленный, имеет место и т. п.).

Такую же отрицательную роль, как канцеляризмы, играют всякого рода речевые штампы, избитые выражения, например: работа по разъяснению, рассмотреть под углом зрения, поставить вопрос, в результате проведенных мероприятий, направленных на осуществление и т. п.

Близки к речевым штампам так называемые слова-спутники: если критика, то резкая; если поддержка, то горячая; если размах, то широкий; если задачи, то конкретные и т. п.

Необходимо заметить, что вообще-то в языке как таковых слов-паразитов, слов-сорняков нет. Такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. Это производит неприятное впечатление. Употребление внелитературных слов (исключая нецензурную лексику) допускается в художественных текстах в том случае, если необходимого эффекта нельзя достичь иными средствами.

Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении. Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

2.5. Богатство и выразительность

Богатство — это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию. Самый первый критерий богатства и бедности речи — это количество слов, которые мы используем. Но о богатстве языка судят не только по количеству слов. Важно еще и то, что многие из них имеют не одно, а несколько значений, т. е. многозначны. Умение пользоваться многообразием лексического значения слов, использование в речи синонимов, антонимов, словообразовательных возможностей слов делает нашу речь разнообразней. О богатстве русского синтаксиса можно судить по тому, что наша грамматическая система предоставляет множество вариантов для выражения одной и той же мысли. К примеру, такое эмоциональное высказывание: Учитель должен учить — стилистически и эмоционально окрашено, потому что тавтологическое сочетание и интонация (в устной речи) придают этому предложению известную выразительность. Однако ее можно усилить, выбрав более эмоциональные синтаксические конструкции: Обязанность учителя — учить… Кому и учить, как не учителю?!

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.

Тропы — слова-высказывания, употребляющиеся в переносном значении: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха.

Стилистические фигуры речи — формы синтаксической организации слов в художественном тексте: антитеза, гипербола, литота, градация, риторический вопрос, ирония, инверсия.

Необходимо отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека:

— самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности;

— неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет;

— хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

— необходимо знать о звуках и их выразительных возможностях. Об ударении и его выразительных свойствах. О словах и их воздействии на речевую выразительность;

— хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей — так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, таким образом, оказываются стилистически окрашенными. Эта окрашенность предоставляет очень большие возможности авторам речи и в усилении речевой выразительности;

— систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;

— нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь.

Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной

2.6. Типы нормативных словарей и принципы работы с ними

ВИЛКА, — и, ж.

1. Принадлежность столового прибора с острыми зубьями на длинной ручке.

2. Название различных устройств, приспособлений с деталью в виде зубьев, выступов. Штепсельная в.

3. Такое положение при стрельбе, когда один снаряд падает ближе, а другой дальше цели (спец.) Взять батарею в вилку. ¦ прил. вилочный, — ая, — ое.

В этом словаре указано нормативное ударение, даны грамматические формы слова, вызывающие затруднение, например:

— взгорочек, — чка

— взгорье, — я

— взгревать, — аю, — аешь

В этот словарь преимущественно включаются слова:

— произношение которых не может быть однозначно установлено на основании их письменного облика;

— имеющие подвижное ударение в грамматических формах;

— образующие некоторые грамматические формы нестандартными способами;

— слова, испытывающие колебание ударения во всей системе форм или в отдельных формах.

Словарь вводит шкалу нормативности: некоторые варианты рассматриваются как равноправные, в других случаях один из вариантов признается основным, а другой допустимым. В словаре также даются пометы, указывающие на вариант произношения слова в поэтической и профессиональной речи.

В произносительных пометах отражаются следующие основные явления:

— смягчение согласных, т. е. мягкое произношение согласных под влиянием последующих мягких согласных, например: рецензия, — и [н ь з ь ];

— изменения, происходящие в группах согласных, например произношение стн как [сн] (местный);

— возможное произношение одного согласного звука (твердого или мягкого) на месте двух одинаковых букв, например: аппарат, — а[п]; эффект, — а[ф ь ];

— твердое произношение согласных с последующим гласным э на месте орфографических сочетаний с е в словах иноязычного происхождения, например отель, — я[тэ];

— отсутствие редукции в словах иноязычного происхождения, т. е. произношение неударных гласных звуков на месте букв о, е, а, не соответствующее правилам чтения, например: бонтон, — а[бо]; ноктюрн, — а [факульт. но];

— особенности в произношении согласных, связанные со слогоразделом в словах с побочным ударением, например завлабораторией [заф/л], нескл. м, ж.

Словари синонимов русского языка дают читателю возможность найти замену какому-либо слову или сочетанию, отвечают на вопрос, как сказать иначе, как другими словами выразить ту же мысль, назвать тот или иной предмет. Слова в таком словаре приводятся в виде рядов синонимов к основным словам, расположенным по алфавиту, например:

КЛЕВЕТА; наговор, оговор, поклеп, напраслина (разг.); наклеп, обнос (прост.); диффамация, инсинуация (книж.); извет, навет (устар.) / о клеветническом произведении: пасквиль. [14]

Правильность речи — фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.

Убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствующая о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и неоригинальностью мысли.

Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

Теоретические вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте специфику культуры как системы умений и навыков, позволяющих человеку целесообразно реализовывать культурные знания.

2. Раскройте сущность понятия об образцовых качествах речи в связи с особенностями речевой деятельности и коммуникативного акта. Приведите примеры.

3. Приведите примеры отдельных качеств речи как отражения соотношений речи с языком, мышлением, действительностью, адресатом и адресантом, условиями общения, культурным кодексом нации, эстетическими идеалами русской речи.

4. Раскройте содержания системы норм русского литературного языка.

6. В чем отличие орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных норм?

7. Какие нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи вы знаете?

8. Перечислите основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

9. Чем отличается содержание и способ подачи материала в толковых, этимологических, орфографических словарях.

Практические задания для самоконтроля:

1. Приведите собственные примеры стилистических ошибок в тексте.

2. Как язык и речь характеризуют человека? Составьте свой речевой портрет.

Упражнения репродуктивного уровня для самоконтроля

Определите самостоятельно значение следующих слов и сочетаний: библиотека, телефон, горизонт, коллекция, день-деньской, день ото дня, со дня на день. Затем справьтесь, как даются значения этих слов и сочетаний в словаре В. И. Даля, С. И. Ожегова и других составителей.

Определите значение слов по словарю иностранных слов: Абонемент, абонент, абстракция, аксиома, аллегория, альманах, амплуа, апогей, апостроф, апофеоз, ассоциация, баллотироваться, вираж, виртуоз, витраж, габарит, гамма, гарантия, гипотеза, глашатай, гравер, гравюра.

Прочитайте стихотворные строки, обратите внимание на ударение в выделенных словах. С помощью этих примеров обоснуйте тезис об изменчивости норм ударения в связи с историческим развитием языка.

Вошел. Полна народу зала.

МузЫка уж греметь устала

Во дни веселий и желаний…

Недуг, которого причину,

Давно бы отыскать пора,

Подобный Английскому сплину…

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная предАнность…

Кто чувствовал, того тревожит

ПризрАк невозвратимых дней…

Онегин шкАфы отворил:

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй…

Я был от бАлов без ума…

Прозрачный сумрак, луч лампады,

Кивот и крест, симвОл святой…

Но сердца тихого моленье

Да отнесут твои скалЫ

И дым их то вилсЯ столпом,

То расстилался облаками…

А он не дождалсЯ минуты сладкой:

Под бедною походною палаткой

Болезнь его сразила…

Как быстро научиться красиво говорить без запинок - Готовые методы и техники речи. Список способов, как повысить свой словарный запас и научиться грамотно выражать свои мысли.

Эксперт в области самоменеджмента и личностного роста.

как научиться красиво разговаривать

Красиво говорящий человек сразу располагает к себе людей. Говорить красиво и уверенно — это искусство, которое способно качественно улучшить вашу жизнь, взаимодействие с людьми, даже карьеру.

Известны случаи, когда красивая речь влияла на развитие мировой истории: например, великий Александр Макендоский считал своим заклятым врагом философа и оратора Демосфена, который в одиночку, с помощью одной только техники речи, удерживал Афины от присоединения к его царству, заставляя упорно продолжать войну.

Адольф Гитлер объявил награду за голову диктора Юрия Левитана, того самого, который объявлял по радио о начале Великой отечественной войны, потому что его голос вдохновлял солдат.

Человек, красиво говорящий, умеющий правильно и красиво говорить с людьми, способен одним только голосом и словами изменить мир. А как научиться красиво разговаривать, как красиво говорить, как поставить свою речь правильно и красиво — вы узнаете в этой статье.

Что такое красивая речь простыми словами

Красивая речь — это сочетание следующих факторов:

  • Чёткой дикции, чтобы вас было легко понимать;
  • Звучного, поставленного голоса и приятного тембра, чтобы слушать было легко и приятно;
  • Богатого словарного запаса, потому что без него вы не сможете говорить без запинок;
  • Богатства интонаций;
  • Логичного и взаимосвязанного содержания речи, наполненной как смыслом, так и эмоциональностью.

как красиво говорить

Красивая речь простыми словами — это речь, которую приятно, интересно и увлекательно слушать, и которая выполняет те функции, которые необходимы в данный момент говорящему: убедительность, передача его чувств, передача знаний аудитории, и так далее. Дальше мы перейдем от теории к практике, и ниже вы прочитаете способы, как быстро научиться красиво говорить.

Способы, как красиво говорить

Практикуйтесь!

Вы уже умеете говорить. Да, качество вашей речи вас не устраивает, и вы хотите говорить лучше. Это прекрасно. Но сам навык у вас уже есть, и его можно и нужно развивать.

Поэтому самый важный совет: говорите.

Говорите при первой же возможности. Голос, речь, дикция, словарный запас — это всё мышцы (голосовые связки, дыхательная система, язык) и навыки, которые нужно постоянно развивать.

Чем больше вы говорите — тем лучше владеете голосом, учитесь правильно дышать, чтобы не сбиваться с темпа, приучаете свой мозг быстро подбирать слова. Попробуйте пройти небольшой и эффективный курс — Идеальный русский, который поможет вам говорить таким образом, чтобы вас хотелось слушать и слушать.

Пересказывайте

Рассказывайте близким, как у вас прошёл день, пересказывайте фильмы, которые недавно увидели, рассказывайте свои впечатления о прочитанных книгах. Это даёт вам:

Читайте вслух

Это поможет вашему мозгу приучиться к мысли, что вы можете и умеете говорить длинными, красивыми фразами.

В обычной жизни мы редко так говорим, а читая вслух — вы приучите ваш мозг к мысли, что так тоже можно, и вы так умеете.

Плюс вы будете видеть, как строятся красивые, длинные фазы, как выделять их интонационно, как распределять дыхание, чтобы не сбиться.

Читайте вообще

Чтение — это лучший способ пополнить словарный запас и избежать такой распространенной проблемы, как слова-паразиты.

Избавляйтесь от слов-паразитов

Лучший способ для этого написан выше, но сейчас остановимся на этом моменте более подробно.

Самые распространенные слова-паразиты:

В целом слов-паразитов огромное количество, для каждого человека они индивидуальны. На самом деле, как рассказывает в одном из своих исследований филолог и лингвист Е. Г. Борисова, слова-паразиты…

Чтобы определить, есть ли у вас слова-паразиты, включите диктофон и расскажите, как прошел ваш день, или что вы думаете о фильме, который недавно посмотрели.

Важно говорить достаточно долго, хотя бы несколько минут, и говорить без подготовки, чтобы послушать, как звучит ваша обычная, повседневная речь. Затем послушайте и проанализируйте: мешает ли что-то, кажется ли что-то лишним.

Другой вариант: спросите у близких, не замечали ли они за вами слов-паразитов.

Если слова-паразиты обнаружились — назначьте себе наказание за них. Например, сказали слово-паразит — положили в копилку мелкую купюру или один раз отжались от пола. Лучше, если за вами будут следить окружающие, потому что сами мы слова-паразиты часто не замечаем.

Следите за тембром голоса

Согласно исследованиям, интуитивно высокие голоса ассоциируются у нас с юностью, детскостью, чем-то несерьезным, могут раздражать, а низкие — наоборот кажутся более располагающими, обволакивающими, притягательными, их хочется слушать.

Чтобы голос звучал ниже, но при этом оставался естественным — дышите через живот, а не через грудь.

Следите за темпом речи

Быстрая, тараторящая речь может раздражать, или еще хуже — вас могут просто не понимать, не успевать за вами. Чтобы замедлиться, вы можете следить за дыханием: медленнее дышите — медленнее говорите. Или начните отстукивать по столу медленный ритм пальцами, подлаживая речь под этот ритм.

Слушайте тех, кто красиво говорит

Например, вы можете смотреть научно-популярный контент, слушать аудио-книги, слушать лекции на интересные вам темы. От себя могу порекомендовать ютуб-блогеров, которые ведут каналы о книгах: их речь обычно богата и выразительна, потому что они много читают.

Например, канал Людмилы Личи: она рассказывает о книгах с одного дубля, без сценария, и делает изящным, утонченным слогом, так, что книгу, которую она рекомендует, сразу же хочется прочитать.

Учитывайте особенности аудитории

Когда вы говорите, ваша задача — чтобы вас поняли. Удариться в самолюбование после того как повысить свой словарный запас и научиться грамотно выражать мысли — это другая крайность, вы не должны такого допускать.

Выявите свои проблемы

Читайте вслух стихи

Дело в том, что у стихов своя, особенная ритмика, отличающаяся от прозаической, поэтому читать стихи вслух легче, чем прозу. Так вы приучите свой дыхательный аппарат к правильному дыханию во время речи, и в дальнейшем говорить уже обычный прозаический текст будет легче.

Плюс заучивание стихов развивает память. Хорошо для таких целей подходит Пушкин: его стихи легко учить, и они очень похожи на обычную человеческую речь.

Попробуйте прочитать его стихотворение, не обращая внимания на разбивку по строчкам, как будто это слитный текст — и ощущение будет такое, будто человек просто что-то говорит, и у него случайно получилось в рифму.

Играйте в словесные игры

Это развивает навык быстрого подбора слов, когда вы говорите без заготовленного сценария. Примеры игр:

Пишите

Как доказали лингвисты и психологи, письменная и устная речь тесно взаимосвязаны, поэтому если ваша основная проблема — неумение выстроить длинную, логически связанную речь (в голове у вас все по полочкам, а вслух — сбиваетесь), то попробуйте больше писать.

В письменной речи четче видны логические связи, здесь не получится отделаться расплывчатой формулировкой или понадеяться на понимание собеседника — придется прописывать все самостоятельно. Например, вы можете писать рецензии на книги и фильмы или вести дневник.

Правила русского языка

  • К сожалению, выявить свои ошибки в этой сфере сложно: если вы не знаете, как правильно, вы этого не заметите.

К сожалению, такие ошибки очень портят впечатления от речи, и специалист кажется не таким компетентным, как мог бы быть.

Следите за жестикуляцией

Впечатление о речи формируется не только тембром голоса, богатством словарного запаса, интонаций и хорошей дикцией, но и от того, как говорящий держится, какие у него жесты, выражение лица, взгляд.

Вот, что здесь можно порекомендовать:

  1. Примите открытую позу. Не скрещивайте колени, лодыжки, не сжимайте руки в замок, не кладите их в карманы, не скрещивайте на груди — это производит впечатление закрытого, напряженного человека, неуверенного, или как будто вам есть, что скрывать.
  2. Округлые жесты создают впечатление доброжелательности и открытости.
  3. Если волнуетесь, сбиваетесь — попробуйте что-нибудь вертеть в пальцах, это поможет вам сфокусироваться.
  4. Если вы разговариваете с одним человеком, а не с группой, то старайтесь смотреть ему в лицо, поддерживать зрительный контакт.
  5. Держитесь прямо, не стесняйтесь начать прохаживаться по аудитории, если вы выступаете — это поможет сбросить напряжение и сосредоточиться на речи.

Не стесняйтесь

Особенно если вы женщина. Один нью-йоркский университет провёл исследование, где слушатели должны были следить за дискуссией, а потом сказать, кто, по их мнению, больше говорил — мужчины или женщины.

Результаты оказались печальными: когда актёры, по заданию учёных, говорили так, чтобы женская речь звучала ровно столько же, сколько мужская, аудитория воспринимала их так, будто женской — слишком много. Равной ситуация воспринималась только когда женщины говорили примерно треть времени, а все остальное занимали мужчины.

А еще миф о женской болтливости был развеян еще в 1993 году лингвистом Деборой Джеймс (Deborah James). Она доказала, что мужчины гораздо словоохотливее женщин, и говорят они больше и дольше.

Если вы — женщина, то могли это замечать, например, на рабочих совещаниях: возможно, вас чаще перебивают, ваши предложения не замечают, а когда то же самое говорит коллега мужского пола — все прислушиваются.

Женщина красиво говорит, когда уверена в себе. Держитесь прямо, говорите громче и четче и не стесняйтесь показаться болтливой или некомпетентной — скорее всего, это не так, и вам просто кажется, потому что вас до этого часто перебивали и не слушали. Учитесь не допускать этого, не позволяйте себя перебивать.

Вот несколько способов этого не допустить и фраз, которые неуверенным в себе женщинам стоило бы говорить почаще:

Техники развития речи

как красиво разговаривать

Выберите наугад пять-десять любых слов и сымпровизируйте, придумав такой рассказ, в котором все эти пять-десять слов были бы задействованы. Слова можно выбрать из книги (открываете наугад, тыкаете пальцем и записывайте получившееся). Рассказ обязательно должен быть именно импровизацией: это задание на умение придумывать и озвучивать связную речь на ходу, а не на писательские навыки.

Вот пример пяти слов: светофор, карандаш, клавиатура, школа, мандарины.

Но этот рассказ написан, а вам нужно его придумать и рассказать вслух.

Вот пример пяти слов, на основании которых вы можете опробовать это упражнение прямо сейчас: абрикос, шуруповерт, красивый, антрацит, Габриэль Гарсиа Маркес.

Представьте, что вы встретились с инопланетянином, который никогда прежде не был на нашей планете, и ему здесь ничего не знакомо. И он спрашивает вас: а что это такое? Вы говорите — это стол. А что такое стол?

Это даст вам более полное представление о себе как об ораторе: не только как вы звучите, но и как вы при этом выглядите, какие у вас жесты, какое выражение лица, взгляд.

Эта игра развивает умение импровизировать, придумывать на ходу, речь без подготовки и фантазию. Старайтесь рассказывать максимально подробно, ведь ваша задача в данном случае не просто развлечься, а развить свою речь.

Попросите кого-нибудь взять любой текст и наугад вычеркнуть оттуда примерно половину слов. Затем ваша задача — взять этот текст и прочитать вслух, на ходу подставляя пропущенные слова. Это развивает умение импровизировать, быстро, на ходу подбирать слова.

Упражнения

№1. Скороговорки

Как красиво разговаривать: подобрать скороговорки, которые помогут именно вам. В этом снова поможет диктофонная запись, но теперь вы должны будете прислушиваться к звучанию своего голоса, к своей дикции, чтобы определить, есть ли у вас какие-то минусы, какие звуки вы проговариваете нечетко, а затем нужно найти скороговорки именно на эти звуки.

Например, если вы шепелявите — поможет скороговорка о девочке Александре, дороге и хлебобулочном изделии, а если картавите — об опасных ворах-рецидивистах Кларе и Карле.

№2. Говорите через препятствие

Еще один классический способ, который практиковал ещё легендарный Демосфен.

Например, можно положить в рот орехи или зажать в зубах карандаш и говорить через препятствие, добиваясь, чтобы вас поняли. Потом, в обычных условиях, без препятствия во рту, говорить будет гораздо легче, а дикция станет четче, потому что вы привыкли четче проговаривать звуки, чтобы вас поняли даже с карандашом в зубах.

№3. Делайте дыхательные упражнения

Часть красивой речи и правильной дикции — свободное дыхание, которое не сбивается, позволяет вам говорить плавно, уверенно, долго, не задыхаясь.

Для постановки дыхания вы можете начать заниматься спортом, например, плаванием, йогой, или хотя бы чаще пользоваться лестницей, чем лифтом. Если же это слишком глобальные варианты решения проблемы, то подойдет дыхательная гимнастика:

Кстати, это упражнение еще и помогает успокоиться, замедлить сердцебиение, а это снимает стресс, а это очень полезно, если вам предстоит выступление, например, перед репортерами, так как красиво говорить на камеру бывает сложно.

№4. Низкий звук
№5. Моторика

Неожиданно, но в развитии речи поможет делать что-то руками, развивая мелкую моторику. Дело в том, что области мозга, отвечающие за мелкую моторику, и за речь, тесно связаны. Поэтому, например, маленьким детям в возрасте развития речи дают много занятий на мелкую моторику: лепка из пластилина, вырезание из бумаги, рисование.

Вы можете заняться и чем-то посложнее, например, макраме, резьба по дереву. Но также мелкую моторику развивают бытовые занятия, требующие ловкости пальцев, например, чистка фруктов и орехов.

Как расположить к себе людей

Сладкая речь, развитые коммуникативные навыки — верный способ расположить к себе людей. Вот, как вы можете это сделать:

Практикуйте активное слушанье

Люди обожают, когда их внимательно слушают, они ощущают себя значимыми и. разумеется, тянутся к вам, чтобы ощутить это вновь. На самом деле, стать приятным собеседником — это в малой степени о том, как вы говорите, и в большей — как вы слушаете. Самые приятные собеседники — это те, кто ориентирован на партнера по общению.

Следите, интересно ли собеседнику

Красивая, поставленная речь — это восхитительно, но даже она может утомить. Следите за собеседником, пока говорите: слушает ли он, смотрит ли на вас, что видно по его мимике, по взгляду, поддерживает ли он вообще разговор — может, он давно уже уткнулся в телефон и просто ждет, пока вы закончите растекаться мыслью по древу.

Говорите комплименты

Люди очень редко получают комплименты, часто не слышат их даже от близких, и потому человек, который им эти комплименты говорит, будет для них очень располагающим.

Задавайте открытые вопросы

Эти вопросы дают понять, что вам небезразлично мнение собеседника, вы заинтересованы в его личности и общении с ним. Собеседник, опять же, ощущает себя значимым, и это располагает его к вам.

  1. Физиологически, как правило, людям приятнее слышать низкий, мягкий, негромкий голос, речь среднего или неторопливого тембра.

Советы дикторов и актеров

Какие читать книги, чтобы научиться красиво говорить

Примеры книг для развития словарного запаса уже перечислены выше, а сейчас — книги, которые учат красиво говорить и излагать свои мысли, то есть, более профессиональные.

Работа актера над собой

Это книга, которую в обязательном порядке читают все, кто хочет связать свою жизнь с театром и кино, но на самом деле в ней много профессиональных советов, которые пригодятся любому, кто озабочен своей речью. По сути, актёры на профессиональном уровне развивают навыки, о которых говорилось в этой статье: звучный голос, четкую дикцию, богатую интонационно и словесно речь. Кстати, книга Станиславского написана прекрасным, утонченным, изящным слогом, поэтому может также и расширить ваш словарный запас.

В заключении

Кратко, чтобы информация из статьи уложилась в вашей голове.

  • Красивая речь состоит из четкой дикции, приятного слуху тембра и темпа речи, богатого словарного запаса и богатства интонаций. Она позволяет располагать людей к себе, казаться им компетентным, уверенным в себе, обаятельным человеком.
  • Для того, чтобы ее развить, необходимо много практиковаться: говорить, читать вслух, пересказывать события, фильмы, книги, как можно чаще излагать свои мысли голосом.
  • Также важно много читать, чтобы расширять словарный запас. Какие книги читать — зависит от ваших целей: для развития словарного запаса подходит классическая литература, для того чтобы стать романтичным собеседником с девушкой — любовная, чтобы развить коммуникативные навыки в профессиональной сфере — литература по вашей специальности.
  • Важно также следить за грамотностью речи, правильным употреблением и согласованием слов, потому что иначе вы будете восприниматься некомпетентным, необразованным человеком.
  • Словесные игры: синонимы, антонимы, анаграммы, цепочки слов.
  • Упражнения на развитие дикции: скороговорки, разговор с карандашом во рту.
  • Дыхательные упражнения, чтобы речь лилась плавно, не сбиваясь.
  • Красивая речь очень важна, но также для того, чтобы расположить людей к себе, важно уметь слушать, быть чутким и внимательным собеседником.

Надеюсь, что эта статья была для вас полезна. Удачи!

(11 оценок, среднее: 4,64). Оцените, пожалуйста, мы очень старались!

Все мы умеем разговаривать. Но всё же красиво и правильно излагают свои мысли далеко не все: одних слушать приятно, другие же не могут донести мысль до слушателя и привлечь внимание. А как обучиться грамотной речи? Это вполне возможно, если приложить усилия и действовать целенаправленно.

Зачем говорить грамотно?


Для чего нужна правильная речь? Вообще, разговор – это основной инструмент общения разумных людей, с его помощью они выражают свои мысли, передают и получают информацию, достигают целей, то есть, по сути, взаимодействуют между собой. Хотя, конечно, даже несвязные фразы вполне можно понять, но вот будут ли воспринимать серьёзного того, кто их произносит? Наверняка, нет.

Так зачем же нужна правильная речь?

  • Чтобы общаться и быть понятым. Если вы изъясняетесь чётко, то быстрее сможете донести свои мысли и получить ответы на вопросы.
  • Чтобы учиться и развиваться. В настоящее время ценятся образованные люди, и чтобы стать именно таким человеком и добиться восприятия себя как состоявшейся личности, нужно научиться правильно говорить.
  • Чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности. Сотрудник, который не умеет грамотно говорить и излагать мысли, вряд ли построит карьеру, особенно в крупной организации. А вот умелый и талантливый оратор наверняка покажет себя с лучшей стороны и станет успешным.
  • Чтобы воспитывать подрастающее поколение. Дети впитывают всё, словно губки, и если родители нецензурно выражаются или не владеют навыками грамотной речи, то и ребёнок наверняка не научится правильно говорить.
  • Чтобы гордиться своим языком, ведь каждый красив по-своему.

Суть понятия

Что такое правильная речь? Точного определения такое понятие не имеет, но совершенно логично, что оно подразумевает умение грамотно, понятно и красиво говорить, излагать и доносить свои мысли, строить фразы и предложения. Казалось бы, всему этому нас учат с самого детства, но это вовсе не значит, что каждый сможет вести грамотный разговор. Чтобы научиться говорить красиво и правильно, нужно иметь достаточный словарный запас, мыслить логически и составлять цепочки из слов, использовать компоненты речи уместно и грациозно.

Составляющие грамотной речи

Техника грамотной речи включает в себя несколько составляющих:

Как научиться делать это правильно?


Освоение правильной речи – это непростой и довольно продолжительный процесс. И чтобы научиться говорить грамотно, действуйте комплексно и планомерно, а также следуйте данным ниже советам:

Если вы до сих пор не умеете говорить грамотно и красиво, то начинайте исправлять ситуацию как можно скорее. Вот увидите, это пойдёт вам на пользу.

Читайте также: