Характер толстого льва николаевича кратко

Обновлено: 04.07.2024

Наружность Л. Н. Толстого чисто русская, и душа у него подлинно русская. Для изучения психологии русского народа его сочинения и особенно история его жизни дают богатый материал. Из этого огромного материала здесь будет рассмотрена только нравственная личность Л. Н., и то лишь со стороны отношения Л. Н. к свободе. Прослеживая проявления этой стороны личности Толстого, можно заметить, что хотя внешняя история его жизни и творчества делится на два на первый взгляд резко различные периода, внутренняя жизнь его не содержала в себе разрыва или истерического распада, а составляла органическое единое целое, закончившееся правильным решением одной из труднейших задач человеческой жизни: основное глубочайшее стремление, руководившее первым периодом жизни Л. Н. Толстого, превратилось во втором периоде в новое, еще более высокое, стремление, не отменявшее задачу первой половины его жизни, а впервые давшее ей высшее возможное для человека осуществление.

Вся жизнь Толстого есть типично русское выражение органической потребности во внутренней свободе души. Потребность эта присуща большинству русских людей. Ошибаются те, кто, ссылаясь на отсталость России в проведении в жизнь начал гражданской и политической свободы и на деспотический характер русского правительства, считают русских народом-рабом. Несмотря на все жестокости, насилия и несправедливости, которые терпит ежедневно русский народ, без сомнения, любовь к свободе в нем громадна, но в сочетании с другими свойствами народа из самой этой любви к свободе вытекают такие черты характера, которые лишают народ силы во внешней борьбе и побуждают его искать удовлетворения потребности свободы в совершенно иных формах, чем это делают, напр., англичане.

Любовь к свободе есть вместе с тем ненависть к насилию. Представим себе человека, который так возненавидел насилие, что не только страдает, подвергаясь ему, но и сам не способен применить его к другим лицам даже для защиты своей свободы. Положим, далее, этот человек ясно усматривает, что, кроме рабства внешнего, цепей, тюрем, воспрещений собраний, союзов и т. п., есть еще рабство более глубокое, внутреннее, состоящее в механизировании души, подчинении ее привычкам, выработке не разумных принципов, а мертвого автоматизма. Такой человек пойдет преимущественно по пути развития внутренней свободы и проявит мало умения осуществлять ее вовне, в устройстве государственной жизни.

Из таких людей, мягких, терпеливых и неспособных к резкой защите своих прав, состоит в большинстве русский народ. В таком обществе на низших ступенях его развития, при неорганизованности его, власть неизбежно попадает в руки наиболее наглых и злых. Отсюда становится понятным следующее парадоксальное явление: наше государство — самое деспотическое в Европе, между тем как наше общество, быть может, самое свободное в мире. С этим не трудно согласиться, наблюдая у нас отношения между родителями и детьми, между учениками и учителями, между студентами и профессорами, между мужчиною и женщиною; это сказывается в отношениях нашего общества к браку, к сословным различиям, к милитаризму и всякому бряцанию оружием, к формам и темам искусства, к научным теориям; это сказывается даже в мелочах, напр., в отношении к формам одежды, к формам вежливости и т. п. Быть может, в нас заложено стремление к такой безмерной свободе, которая осуществима только на высочайших ступенях культуры, не постигнутых еще человечеством, и деспотические формы нашего государства играют роль защитного приспособления, временно предохраняющего общество от соблазнов, непреодолимых для неокрепшего малокультурного сознания.

Однако возвратимся к Л. Н. Толстому. Жизнь его, как сказано выше, есть образец правильного решения проблемы свободы. Сначала и до конца Толстой проявляется как существо, не выносящее никаких пут, особенно внутренних. Свободолюбие есть органическое свойство его души, столь глубокое, столь основное, что оно входит, как элемент, во все его интересы и во все даваемые им решения проблем. В условиях человеческой жизни, бесконечно малой части бесконечно большого мира, осуществление свободы принадлежит к числу труднейших задач, поэтому тот, кто остро чувствует потребность свободы, ежеминутно испытывает страдания от столкновений с миром, то чувствуя себя угнетаемым, то сознавая себя угнетателем.

Жизнь Л. Н. Толстого была полна этими страданиями до тех пор, пока во втором периоде ее он не нашел начала более высокого, чем свобода, приносящего с собою, между прочим, и свободу. Посмотрим сначала, в какой форме обнаруживал Л. Н. Толстой жажду свободы, потом — какие страдания она внесла в его жизнь и, наконец, какой он нашел способ освободиться от них.

Это счастье — сполна проявить свою индивидуальность и осуществлять всестороннее развитие ее — было достигнуто Толстым в необычайно широких размерах. Полнота его жизни изумительна. Его увлечения и деятельности так разнообразны, что могли бы составить содержание десятка обыкновенных человеческих жизней. Опасности войны, наслаждения художественного творчества, прилежные и плодотворные занятия педагогическою деятельностью в школе для крестьянских детей, изучение греческого языка, использованное для перевода и критики Евангелия, изучение еврейского языка для критики Ветхого завета, изучение исторических документов, относящихся к наполеоновским войнам, занятия сельским хозяйством и в роли помещика, и в роли пахаря-земледельца, занятие ремеслами, пчеловодство, коневодство, музыка, скульптура, всевозможные виды спорта, — неужели одна жизнь могла вместить все это обилие интересов и увлечений!

Все свои деятельности Толстой осуществлял с чрезвычайною страстностью, везде он проявлялся как могучая индивидуальность. Без сомнения, на его долю выпали минуты такого интенсивного счастья, какого не переживают люди, идущие по узкому проторенному пути, но с другой стороны, его жизнь не менее полна и страданиями. Они неизбежны и неустранимы, поскольку индивидуум стремится свободно проявляться в формах личной жизни и на каждом шагу наталкивается на ограничения ее.

Менее интенсивны, но зато более многочисленны были страдания, вытекавшие из столкновений личной жизни Толстого с жизнью других людей. Инстинктивно стремясь к свободному проявлению своей индивидуальности, Толстой в первом периоде своей жизни не вполне осознает пределы чужой свободы и нередко нарушает ее. Правда, это случается с ним только в столкновениях с равными себе. Высокое благородство его натуры сказывается в том, что, приходя в соприкосновение с беззащитными и угнетенными существами, с детьми, бедными людьми, крестьянами, он чрезвычайно чутко подмечает и устраняет все то, что содержит в себе хотя бы намек на насилие. В этом отношении особенно поучительна его педагогическая деятельность и педагогические статьи.

На этой почве у Л. Н. Толстого создались такие отношения к детям, которые можно признать образцом высших совершеннейших форм общения между людьми. Его описание этих отношений, напр., того, как двое крестьянских детей вместе с ним писали художественный рассказ, или как он с крестьянскими ребятишками гулял в лесу зимним вечером после школьных занятий, нельзя читать без сильного волнения и чувства какого-то особенного удовлетворения.

Без сомнения, на этой почве у него возникало не мало мучительных столкновений. Такова, напр., была ссора его с Тургеневым, воспоминание о которой мучило его в течение восемнадцати лет, пока, наконец, во втором периоде своей жизни он не устранил всякую тень вражды, написав Тургеневу письмо в духе христианского смирения.

Свободное развертывание своей индивидуальности по всевозможным направлениям — таково содержание жизни Толстого. Без свободы он не может представить себе жизни, всякое малейшее насилие есть уродование души, нарушение ее гармонии.

2. Был храбрым.

Осень 1851 года, Чечня, место неподалёку от Кизляра. Река Терек бурлит и уходит за поворот, где-то за лесом горцы чистят ружейные дула. На нашем берегу, словно расстрелянный, спит казак, а юнкер 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады Лев Толстой смотрит, как солнце опускается за горы. Писатель (по определению — мирный человек) на поле боя отличался завидным мужеством. В 1851 году Лев отправился на Кавказскую войну, а потом стал участником Крымской. С 1854-го по 1855 год он оборонял Севастополь, командовал батареей, которая находилась на 4-м бастионе — в одном из самых опасных мест. Вражеские снаряды туда падали так часто, что это казалось каким-то природным, как снег зимой, явлением. Когда в 1856 году Лев вышел в отставку, на груди у него висел орден Святой Анны и медаль "За защиту Севастополя".

3. Вечно боролся с собой.

Ясная Поляна, Тульская область, лето 1860 года. Лев уже отрастил бороду, крупные уши скрывают волосы. Он ступает по тропинке. Вокруг зелёный лес, а в глазах Толстого что-то неуловимое. Обдумывает судьбы местных крестьян? Вовсе нет. "Шлялся в саду со смутной, сладострастной надеждой поймать кого-то в кусту. Ничто мне так не мешает работать", — писал позже Толстой о таких днях. Одним из своих основных пороков Лев считал страсть к женщинам — он то побеждал её, то вновь проигрывал в этой борьбе, затянувшейся на многие годы. В итоге его любовь к слабому полу пошла на пользу мировой литературе и кинематографу. Например, "Анна Каренина" (издан в 1878 году), эту работу Льва Толстого режиссёры из разных стран мира экранизировали уже 30 раз — первая версия фильма вышла в 1910 году, а последняя — в 2012-м (режиссёр Джо Райт, в главной роли Кира Найтли).

4. Не боялся экспериментов.

В 1859 году Лев Толстой открыл для крестьянских детей странную школу прямо в своём имении. Толстой, представь себе, был уверен, что учёба должна быть исключительно в удовольствие. "Образование не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся" — вот что он писал. В Яснополянской школе, помимо самого Льва, преподавали ещё четыре человека. Они обязаны были не вдалбливать знания в детей, а заинтересовать их уроками. Школьники могли сами выбирать, на какие занятия им ходить, ученикам разрешалось являться на уроки в любое время и покидать школу, когда захочется.

Толстой в 18 лет сформулировал для себя свой жизненный манифест.

"Правила для развития воли, деятельности, памяти и умственных способностей", направленные также на обуздание чувств самолюбия и корысти, достаточно универсальны, и оттого не теряют актуальности:

  • Каждое утро назначай себе всё, что ты должен сделать в течение дня, и исполняй всё назначенное.
  • Спи как можно меньше.
  • Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно.
  • Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив.
  • Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь.
  • Повторяй вечером всё то, что ты узнал в продолжение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всём том, чем занимался, ежели же найдёшь, что забыл, то начинай сначала.
  • Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче.
  • Не позволяй себе расходов, делаемых для тщеславия.
  • Всякое приращение к твоему имению употребляй не для себя, а для общества.
  • Придумывай себе как можно больше занятий.
  • Не требуй помощников в том деле, которое ты можешь кончить один.
  • Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность.
  • Довольствуйся настоящим.
  • Ищи случаев сделать добро.
  • Стараться сделать приятной жизнь людей, связанных с тобой.

Кто тут с бородой

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в родово­й усадьбе Ясная Поляна в Тульской области. Умер от воспаления лёгких 20 ноября 1910 года в доме начальника железнодорожной станции Астапово (сейчас — "Лев Толстой", Липецкая область).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Краткая психологическая характеристика.

Лев Толстой (28.08.1828 — 7.11.1910).

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель и философ, один из интереснейших людей конца 19 –начала 20 века. Его имя известно каждому русскому человеку. Произведения этого писателя отличаются богатым духовным содержанием. Особенный интерес вызывают его философские учения, которые представлены в поздних произведениях автора. В них особенно четко просматриваются восприятие мира, взгляды, мышление, мысли Л.Н. Толстого. В частности, наиболее интересными представляются размышления Толстого о смысле жизни, о вопросах бытия, об отношении к жизни и смерти, о переживании одиночества. Эти темы важны для любого человека, многие ученые, психологи, философы, писатели, поэты признают их главными, первостепенными.

Лев Николаевич приходит в своих размышлениях к вере в Бога, как единственной истине, но он продолжает поиски, так как еще испытывает сомнения и страдания.

К концу жизни Лев Николаевич не может прийти к тому, чтобы не сделать выводы. Ведь собранный им материал огромен, так почему же писатель не мог прийти к тому, что нужно обобщить знания, обобщить опыт? Скорее всего, эта мысль толкала Толстого создать свою философию, не давала ему покоя, ведь этот человек был от природы деятелен, и ему не была безразлична жизнь, как отдельного человека, так и человечества в целом. Он пытался познать смысл жизни. Об этом есть много рассуждений в его дневниках, произведениях.

Итак, Лев Николаевич Толстой являлся не только творцом прекрасных художественных образов, но и прекрасным философским мыслителем, человеком, ни на минуту не успокающимся перед лицом наших общих вопросов и проблем, человеком ищущим, размышляющим, отдающим себя, свой мир на всеобщее обозрение, не боящимся оценки и претензий, а стремящимся к тому, чтобы его услышали, задумались над поднятыми вопросами и поняли тот смысл, который он старался описать и донести.

Лев Толстой. Неврозы между строк

Среди самых загадочных тайн психологии наиболее таинственная – секрет гениальности. Как у легкомысленного повесы Льва Толстого, отягощенного в молодости тяжелой психопатологической наследственностью, мог возникнуть и реализоваться писательский дар, который и сегодня покоряет миллионы людей?

ДИАГНОЗ

Дегенеративная двойная конституция

Паранойяльная и истерическая с преобладанием первой, судорожные припадки, амнезия, явления бреда, кратковременные психозы, прослеживаются депрессивные и эпилептоидные черты характера.

ЭРОТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК… ДЛЯ ЖЕНЫ

Периоды бурного наслаждения жизнью сменялись религиозным смирением. В 1851 году, осознав бесцельность своего существования и презирая самого себя, Лев Толстой отправился юнкером в действующую армию.

Лев Толстой в Брюсселе, 1861 год

С женой Софьей Андреевной, 1907 год, Ясная Поляна

БЕРИТЕ ВСЕ!

АРЗАМАССКАЯ ТОСКА

ТОЛЬКО ЧТО УМЕР КНЯЗЬ БОЛКОНСКИЙ…

Существует ли психопатологическое объяснение некоторых особенностей литературного творчества Льва Толстого? Остановимся на наиболее бросающихся в глаза особенностях его стиля.

На отдыхе в поселке Гаспра, Крым, 1902 год

Читайте также: