Гюнтер грасс биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

Гюнтер Грасс — немецкий писатель, скульптор, художник, график, лауреат Нобелевской премии по литературе 1999 года.

С 1947 по 1948 год Грасс обучался профессии каменотёса в Дюссельдорфе, в дальнейшем учился скульптуре и живописи в Академии искусств в Дюссельдорфе. С 1953 по 1956 год продолжил изучение живописи в Высшей школе изобразительных искусств в Западном Берлине под руководством скульптора Карла Хартунга.С 1956 по 1959 год Грасс жил в Париже. В 1960 году вернулся в Западный Берлин, где жил до 1972 года. С 1972 по 1987 год жил в Западной Германии — в Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейне.

В 1954 году Грасс женился на Анне Шварц, с которой развёлся в 1978 году. В 1979 году женился второй раз на Уте Грунерт.

В 1985 году вместе с джазовым музыкантом Гюнтером Зоммером (Günter Sommer) выпускает много необычных записей, на которых читает свои произведения под музыку Зоммера.

В 1990 году высказался против воссоединения Германии (ФРГ и ГДР). Грасс считал, что объединённая Германия может возродиться как воинственное государство.

В 1999 году в возрасте 72 лет Гюнтер Грасс был удостоен Нобелевской премии в области литературы.

Гюнтер Грасс до самой смерти проживал в окрестностях Любека. Собственно в Любеке находится его дом, где хранится основная часть его рукописей и художественных работ.

В 2013 году писатель заявил, что больше не будет писать романы: закончить ещё одно большое произведение, работа над которым занимает пять-шесть лет, ему не позволят возраст и здоровье. В основном он занят тем, что пишет картины акварелью.

Смерть писателя наступила 13 апреля 2015 года в одной из больниц города Любек.

Лучшие книги автора

Луковица памяти

Из дневника улитки

Жестяной барабан

Траектория краба

Похожие авторы:

Упоминание книг автора:

Цитаты из книг автора

В той же мере, в какой взрослые способны быть творцами и, при наличии усердия, честолюбия и некоторой доли везения, таковыми становятся, они, едва сотворив нечто, сами превращаются в творения своих эпохальных открытий.

Cвет привлекает всех, даже и самых заурядных, тогда как полумрак замедляет шаги избранных.

Так произошло со многими, чья биография была признана неправильной; люди с правильной биографией всегда знали, какую признать неправильной.

Последние рецензии на книги автора

Мне понравилась структура книги. Это не полноценный роман, а сто небольших зарисовок, каждая из которых соответствует определённому году от 1900го до 1999го. Изначально Грасс хотел сделать главной героиней пожилую женщину, вспоминавшую свою долгую жизнь. Но такие воспоминания не смогли бы показать всю широту жизни в Германии того времени. По этой же причине и сам писатель не подходит на роль рассказчика – своей жизнью он не мог охватить целый век и потому появляется лишь в двух годах – 1937 и 1959. В остальных новеллах он показывает происходящие событии в виде воспоминаний самых разных, в основном безымянных, людей.

Представить себе это можно таким образом: в определённый год читатель как бы попадает внутрь одного самого обычного человека и минут пять может читать его мысли и следить за происходящим. Это здорово и интересно. Проблема в том, что момент вырван из контекста. Неизвестно, что было с человеком до, что станет после и в чём, собственно, смысл изображённого момента из его жизни.

Например, 1901 год. Неизвестный персонаж рассказывает о том, как находит в лавке старьёвщика старые открытки. Он читает написанные на них слова, а после покупает. Всё. Или ещё один, чуть более поздний рассказ другого неизвестного о том, как он купил соломенную шляпу и ходил в соломенных шляпах много лет. Есть истории и с более масштабным смыслом, касающиеся политики, войн и революций. Но мне так трудно было связать их воедино. Да и есть ли у них общий, глобальный смысл? А воспринимать каждую по отдельности невозможно – это просто зарисовки из жизни.

Я могу согласиться, что Гюнтер Грасс писатель великий и незаурядный, но не мой совершенно. Мне трудно понять, что он хочет сказать. Я его не понимаю.

Ну, я прямо знала, для кого в списке эта книга)

@natalya.s.alex, так я ещё в прошлом году дала себе пинок побольше читать на немецком. Так что если ещё будут немцы в списках, то все мои (может быть, не загадываю)))

Книга, которую сложно читать. Но еще сложнее писать на неё рецензию. Потому как, если ты не обладаешь некоим воображением для раскрытия подтекстовых смыслов, то не видать тебе познания смысла истории, рассказанной Гюнтером Грассом. Увы, я могу собирать лишь вершки. А потому если спросить меня кратко о чём эта книга, отвечу "о событиях в Германии первой половины 20 века, рассказанными через ощущения карлика". И вот тут то и лежит главная загвоздка понимания книги. Я вижу карлика, а другие (кто восторгается этой книгой) видят образы и символы.

В общем, я из тех кто не оценил данную книгу. Причинами тому являются две вещи, которые я и отрицательными-то назвать не могу. Скорее то, что меня отталкивает в книгах. Первое это сложность. И тут я даже не знаю, что сложнее для меня было: форма или содержание?

Содержание. Эту книгу можно читать прямолинейно. Как, в принципе, я и читала. Но в таком случае перед вами предстанет театр абсурда. Так как все главы, или можно назвать их историями, хоть и построенны в хронологическом порядке, между ними нет плавного перехода. От того сюжет кажется рванным. Также многие моменты в сюжете кажутся бессмысленными. Но именно эти бессмысленные моменты и являются в книге ключиком к образам и смыслу. К примеру. Тот карлик, которого я упоминула в начале рецензии и который является главным героем романа по имени Оскар, не просто так стал таким. С рождения прекрасно развивающийся ребенок, обладающий тонким умом к пониманию мира, перестает в один момент расти именно по своему собственному велению не становиться взрослым, чтобы не видеть всё то, что происходит вокруг. И эта параллель непосредственно к развитию Германии в первой половине 20 века. Автор потрясающе завуалировал всё это. Но. а можно было попроще? Для тех, у кого не развит так тонко ум, как у Оскара? А еще можно было не колошматить почти всю книгу по этому барабану? Да, этот громкий барабан всему виной! Именно он мне и не давал сосредоточиться над чтением.

Думаю достаточно о сложностях чтения. Еще хочу высказать своё мнение о настроении Грасса. Мрачность. Вот то настроение, которое создал автор и которое передастся вам. Понятно, другого тут и не могло быть. Всё-таки описываемые времена истории тут таковы. Но автору мало этого. У него была явная цель довести читателя до тошноты, описывая многие простые детали так мерзко. Так при произношении слова "угорь" у меня теперь к горлу начинает резко подкатывать тошнота. А еще Грасс любитель "пошлостей". За что многие и ругали его, запрещали, изымая из печати. Но не буду снобом. Тут я промолчу. Просто знайте, если вы восприимчивая особа, или брезгливая, то книга однозначно не ваша.

Один из немногих авторов, которых я просто физически не могу читать из-за манеры написания. Даже не помню, дочитала ли я "Жестяной барабан" или бросила. Для меня слишком своеобразно.

@neveroff, не спорю. Но я из тех, кто считает, что красота в простоте

@lanalana, своеобразно)) Точнее не скажешь

Внимание: данная рецензия содержит спойлеры. Показать?

Книга потрясающая в прямом смысле. Это настоящее искусство, где форма и содержание подчеркивают достоинства друг друга и вместе многократно усиливают впечатление, оглушают и поражают глубиной и красотой.

Я не знаю, с какого бока подступиться, потому что книга необъятна во всех смыслах. Начнём, пожалуй, так.

Пугающе проницательный младенец, которому хватает двух фраз своих родителей, чтобы понять, куда он попал, и сходу отказаться от готовящегося для него будущего. Лавры продолжателя семейных традиций не прельщают Оскара, поэтому он выжидает день своего трехлетия, чтобы получить в подарок обещанный барабан и прекратить расти. А потом долгие годы косить под полоумного с барабаном.

Это очень удобная точка наблюдения. При дурачке никто не прячется, полагая, что дурачок ничего не понимает. Оскару предоставляется масса натурного материала для того, чтобы утвердиться в своей первой негативной оценке мира. Ménage à trois его маменьки, многочисленные картинки из жизни двора и соседей, все эти как бы обыкновенные лавочники, дети во дворе, школьные училки Шполленхауэрши, - все они отличная антиреклама жизни.

Первая попытка выхода из образа трехлетки происходит 1 сентября 1939 года во время осады польского почтамта в Данциге. Кто знает, если бы героический Кобиелла не умер от ран, если бы один из возможных отцов Оскара Ян Бронски не оказался жалким трусом, если бы почтамт устоял, возможно Оскар не ограничился лишь намеком на рост, а стал бы расти уже тогда. Но нет, почтамт сдан, и сдан Ян Бронски, а Оскар укрывается снова в образе немого идиота и разбарабанивает в хлам жестяного свидетеля своего предательства.

Теперь надо сказать два слова о форме романа, чтобы вновь вернуться к Оскару. Я бы охарактеризовала его как циничный плутовской роман и трагифарс. С первых страниц Грасс бросает читателя на картофельное поле под юбки бабки Анны Коляйчек, задавая таким образом тон всему повествованию.
Это поразительно на самом деле, но гротескный, почти кощунственный стиль, в который Грасс уложил роман на серьезнейшие темы, очень здесь органичен. Он словно подчеркивает глубину трагедии эпохи, глубину переживаний человека, носящего в себе травмы времени и чувство вины. Эпизоды смертей - а их много в романе - всегда обставлены в почти карикатурных мизансценах, что только оттеняет их ужасающую бессмысленность и нелепость.

Вообще у Грасса невероятный язык. Обилие умной иронии, потрясающие по меткости оригинальные метафоры. Никаких штампов и в то же время никакой вычурности. Вся эта стилистическая изобретательность абсолютно естественна и не создаёт ощущения выпячивания напоказ словесных находок, создания формы ради формы.

Роман невероятно многослоен и метафоричен. Тот же барабан, как средство выражения протеста против жизни в марширующей под барабанную дробь Германии.
Или центральный образ Оскара. Кто он? Под личиной невинного трехлетки скрывается не то пророк, не то Мессия, не то дьявол. Мальчик, который видит людей насквозь и разрезает голосом стекла, Оскар чем-то похож на Булгаковского Воланда. Он развлекается тем, что провоцирует людей совершать поступки, которые его лишний раз убедят, что натура человеческая неизбежно порочна.

Очень интересна национальная тема. Вольный город Данциг, то ли польский, то ли немецкий. Любовный треугольник матери Оскара отсылает к вопросам национального самосознания, так как ее муж и любовник были соответственно немцем и поляком-кашубом. И так же, как неизвестно, кто же из этих двоих был настоящим отцом Оскара, так же проявляется и двойственность его этнического самоопределения.

И вернёмся теперь наконец к юбкам бабушки Коляйчек, под которые так стремится Оскар. Ещё одна метафора. На мой взгляд, подъюбочное пространство бабки - это символ той самой точки начала и конца, то небытие, из которого человек приходит в мир и в которое возвращается после смерти, то ничто, ноль, или, наоборот, - бесконечность, Вселенная, Мироздание - как угодно. Тот вечный истинный дом, где обретается покой.

Личность и творчество немецкого писателя Гюнтера Грасса до сих пор вызывает неподдельный интерес искусствоведов, потому что помимо создания прозаических произведений, в 1999 году удостоенных Нобелевской премии, он прославился как эссеист и поэт. Во время Второй мировой войны побывав на службе в рядах нацистского подразделения Кригсмарине, автор занялся переосмыслением истории и, вступив в ряды новой Социал-демократической партии Германии, посвятил этому делу 70 лет.

Детство и юность

Жизненный путь Гюнтера Вильгельма Грасса начался 16 октября 1927 года в городе-государстве Данциге, где он вместе с сестрой Вальтраудой рос и воспитывался в многонациональной семье.

Отец, владевший бакалейной лавкой и жилыми помещениями, был протестантом и немцем по происхождению, а мать, уроженка польского Поморья — Кашубии, принадлежала к католической вере.

Не испытывая разногласий по поводу религии, родители имели собственную недвижимость, которая приносила скромные доходы, достаточные для обучения детей. Гюнтер ходил в среднюю и старшую группу в гимназии Conradinum, а после уроков помогал в церкви во время мессы и других богослужений.

В начале Второй мировой войны будущий писатель был членом молодежного отряда Адольфа Гитлера, а по достижении 17-летнего возраста получил документы и ушел на фронт. В апреле 1945 года во время сражения в рядах эсэсовской танковой дивизии Грасс получил легкое ранение, а незадолго до победы советской армии попал в плен в городе Мариенбад.

Раскаявшись в приверженности нацистам, в конце 1940-х годов Грасс нашел убежище неподалеку от Дюссельдорфа, где занялся изучением скульптуры и графики в художественной академии. Затем, подрабатывая официантом, поднял уровень собственного образования и в 1956 году окончил Берлинский университет изящных искусств.

Личная жизнь

В молодости, обучаясь в Берлинском университете, Грасс позаботился об устройстве личной жизни, и студентка балетных курсов Анна Шварц, приехавшая из Швейцарии, вскоре после знакомства стала его женой. Сыграв свадьбу, супруги разделили быт между Парижем и Веттингемом, с 1957 по 1965 год в их семье родились четверо детей.

Когда младший сын Бруно достиг 7-летнего возраста, писатель перестал уделять внимание своей супруге и завел романы с художницей и учительницей, подаривших ему двух дочерей. А через несколько лет после официального развода с Анной в его жизни появилась концертирующая органистка Ута Грунет, с которой он сочетался браком и счастливо прожил остаток дней.

Книги

Смерть

За 10 лет до смерти, произошедшей 13 апреля 2015 года по причине попадания в организм инфекции, Грасс со второй супругой поселился в герцогстве Лауэнбург, и в его доме, расположенном в местечке Белендорф, сейчас находится мемориальный музей. Там собраны фотографии, оригиналы книг и личные вещи писателя, а также воспоминания современников, близких родственников и друзей.

Гюнтер Грасс родился 16 октября 1927 г. в Вольном городе Данциге (ныне - Гданьск, Польша). Его родители, Вильгельм и Елена Грасс владели небольшим продовольственным магазином.

В 15 лет Гюнтер Грасс был отправлен обслуживать зенитную батарею в качестве "помощника ПВО" люфтваффе (военно-воздушные силы вермахта), хотел добровольцем попасть в подводный флот. Однако в конце 1944 г., сразу после своего 17-летия, он был зачислен в 10-ю танковую дивизию СС "Фрундсберг". Был ранен в апреле 1945 г., попал в американский лагерь для военнопленных, где находился до весны 1946 г. О своей службе в войсках СС Гюнтер Грасс впервые рассказал в интервью 2006 г. газете "Франкфуртер альгемайне зонтагсцайтунг".

В 1956-1957 гг. состоялись первые выставки скульптуры и графики Грасса. Примерно в то же время он дебютировал как писатель: были опубликованы его первые стихотворения и пьесы в жанре театра абсурда.

В 1959 г. было издано самое известное произведение писателя - роман "Жестяной барабан". Благодаря ему Грасс стал первым немецким писателем, получившим всемирное признание после Второй мировой войны. "Жестяной барабан" - первая книга так называемой "Данцигской трилогии" Грасса, объединенной местом действия. Вторая и третья части трилогии, "Кошки-мышки" и "Собачьи годы", вышли в 1961 и 1963 гг. соответственно.

В 1979 г. немецкий режиссер Фолькер Шлендорф экранизировал "Жестяной барабан". Фильм был удостоен многих наград, в том числе "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля и "Оскара" как лучший иностранный фильм.

Другие известные произведения Грасса - "Из дневника улитки" (1972), "Встреча в Тельгте" (1979), "Крик жерлянки" (1992), "Мое столетие" (1999), "Траектория краба" (2002). В 2000-х гг. писатель опубликовал автобиографические романы "Луковица памяти" (2006; именно в этой книге он подробно рассказал о своей службе в войсках СС), "Фотокамера" (2008), дневник "По пути из Германии в Германию" (2009). В 2010 г. была напечатана заключительная часть автобиографического цикла, роман под названием "Слова Гриммов. Признание в любви", Грасс посвятил его немецким писателям и ученым Якобу и Вильгельму Гриммам.

Произведения писателя были отмечены множеством литературных наград: премией критиков (ФРГ; 1960), премией иностранной книги (Франция; 1962), премиями Георга Бюхнера (1965), Германна Кестена (1995) и др. В 1999 г. Гюнтер Грасс был удостоен Нобелевской премии в области литературы с формулировкой "за то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории".

Помимо творчества, Грасс активно участвовал в общественно-политической жизни своей страны. С 1960-х гг. он выступал в поддержку лидера Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Вилли Брандта. В 1982 г. вступил в СДПГ, пропагандировал ее идеи, участвовал в антивоенных демонстрациях, подписал обращение против гонки вооружений. В 1992 г. вышел из партии из-за несогласия "с политикой в вопросе предоставления политического убежища". Впоследствии также поддерживал канцлера Германии от СДПГ Герхарда Шредера.

С 1983 г. по 1986 г. был президентом Академии искусств Западного Берлина, а в 1989 г. покинул Академию в знак протеста против недостаточной поддержки организацией иранского писателя Салмана Рушди, который в том году был приговорен на родине к смертной казни за роман "Сатанинские стихи".

В 2012 г. опубликовал два стихотворения, вызвавших общественный резонанс: одно - с критикой политики Израиля в отношении Ирана, другое - в защиту Греции от финансовой политики единой Европы.

В последние годы жил в Любеке, занимался живописью и графикой. Скончался 13 апреля 2015 г.

Был женат дважды. Первая супруга - Анна Шварц, вторая - Уте Грунерт. Имел восемь детей.

Гюнтер Грасс — немецкий писатель, скульптор, художник, график.

Гюнтер Грасс — немецкий писатель, скульптор, художник, график.

С 1947 по 1948 обучался профессии каменотёса в Дюссельдорфе. После этого Грасс учился скульптуре и живописи в Академии искусств. С 1953 по 1956 продолжил изучение живописи в Высшей школе изобразительных искусств в Берлине под руководством скульптора Карла Хартунга.

С 1956 по 1959 жил в Париже. В 1960 вернулся в Берлин, где жил до 1972. С 1972 по 1987 Грасс жил в Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейне.

В 1954 Грасс женился на Анне Шварц, с которой развёлся в 1978. В 1979 Грасс женился второй раз на Уте Грунерт.

В 1956-1957 Гюнтер Грасс начал выставлять свои скульптурные и графические работы и одновременно начал заниматься литературой. В то время Грасс писал рассказы, стихи и пьесы, которые сам он относил к театру абсурда.

С первым же романом Гюнтер Грасс получил мировую известность. Впервые после Второй мировой войны немецкий писатель получил международное признание.

На выборах Грасс поддерживал социал-демократическую партию Германии и стал её членом в 1982. В 1990 высказался против воссоединения Германии (ФРГ и ГДР). Грасс считал, что объединённая Германия может возродиться как воинственное государство.

В 1985 вместе с джазовым музыкантом Гюнтером Зоммером он выпускает много необычных записей, на которых читает свои произведения под музыку.

Последние годы жизни Гюнтер Грасс жил в окрестностях Любека. Собственно в Любеке находится его дом, где хранится основная часть его рукописей и художественных работ.

Гюнтер Грасс.

Откровения Грасса стали шоком для немцев. Спустя шесть десятилетий после окончания войны, когда, казалось, осуждены все преступники, выплачены все компенсации, состоялось покаяние, из шкафа выпадает очередной скелет.


Человек, вернувший Германию в мировую литературу

В 1999 году Нобелевский комитет присудил Гюнтеру Грассу Нобелевскую премию по литературе.


Мальчик из Вольного города

И вот, спустя семь лет после этой награды выяснилось, что антифашист и борец за мир Гюнтер Грасс носил эсэсовскую форму.

Возмущенные критики требовали вернуть награды, включая Нобелевскую премию, отказаться от звания Почетного гражданина Гданьска.

Он родился 16 октября 1927 года в Вольном городе Данциг, бывшей германской территории, отделенной от Германии по итогам Первой мировой войны. Отец Гюнтера, Вильгельм Грасс, был этническим немцем, успешным торговцем. Мать, Хелена, принадлежала к кашубам — небольшой западнославянской группе, проживавшей на севере Польши и Германии.

Ему не было 12, когда в сентябре 1939 года Данциг (польский Гданьск) был захвачен немецкими войсками. Польские почтовые служащие Гданьска держали оборону в течение 15 часов, и почти все погибли — одни в бою, другие были расстреляны гитлеровцами.

Юнец в форме СС

Свои первые литературные произведения он печатал в нацистской газете, и имел все шансы стать новым рупором пропаганды Рейха.

Для американцев, искавших среди служащих СС как военных преступников, так и полезные для себя кадры, он был слишком юн и зелен. В апреле 1946 года Гюнтер Грасс был освобожден из лагеря для военнопленных, и начал свой путь к литературной славе.

Генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель подписывает акт о безоговорочной капитуляции германского вермахта в штабе 5-й ударной армии в Карлсхорсте, Берлин. 8 мая 1945 года.

Кто-то увидел в этом пиар новой книги, но сам писатель признавался, что все дело в трудном процессе осмысления, необходимости найти нужные слова для описания пережитого.

В конечном счете, репутация Грасса не рухнула. Скандал позволил снизить помпезность торжеств по случаю его 80-летия, которые писатель категорически не одобрял.


Свою юношескую наивность на излете жизни он искуплял готовностью говорить те вещи, которые не нравились властям.

Адольф Гитлер в Париже, 1940 г.

С большой прозой писатель расстался еще в 2013 году, заметив, что на создание нового романа у него уже не хватит ни сил, ни времени. Последние месяцы он посвящал стихам, живописи, а также давал интервью.

Гюнтер Грасс умер 13 апреля 2015 года в возрасте 87 лет в клинической больнице города Любека. За три недели до смерти в интервью испанскому изданию El Pais он говорил о Европе, России и будущем человечества.

Читайте также: